Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнеримская проза. Ораторское искусство Цицерона. Нравственно-философские сочинения Сенеки.
Ораторское искусство пользовалось в Риме величайшим уважением, чему способствовала практическая необходимость для политических деятелей, желавших добиться успеха в народном собрании, владеть сложными системами воздействия на слушателей. Важнейшей областью жизни древних римлян была также судебная практика с ее состязанием защитника и обвинителя. Величайшим оратором древности (наряду с афинянином Демосфеном) традиция считала Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон был плодовитым автором. От него до нас дошло 58 речей (примерно половина), 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем различным адресатам. Последние являются, может быть, самым живым откликом на события его жизни.
Деятельность Цицерона характеризуют три момента: 1. Цельность и разносторонность его личности, сочетавшей индивидуальный нравственный и философский поиск со служением обществу, государству, более того, видящему истинную доблесть человека именно в таком служении. 2. Гуманистический идеал Цицерона, оказавший влияние на формирование представлений о человеке в европейской культуре Нового времени. 3. Создание литературного латинского языка. Здесь требовалась стилистическая нормализация словоупотребления. Основой для стилистического отбора служил обычай разговорной речи образованного общества, подспорьем - греческие грамматические теории. Нормализация латинского языка происходит на базе теории трех стилей. Главной задачей Цицерона было выделить тот средний стилистически нейтральный слой лексики, который мог бы стать основой естественного, выразительного и гибкого прозаического слова. В своих ораторских выступлениях Цицерон использует самые разнообразные «фигурами речи»: инверсии, риторические вопросы, анфоры, эпфоры, оксюморны и т.д.
Луций Анней Снека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - философ-стоик - происходил из испанского города Кордубы (Кордовы). Он сделал блестящую карьеру при императорском дворе, был воспитателем Нерона и фактическим соправителем государства во время малолетства своего подопечного. Ему пришлось отойти от дел, когда выросший Нерон стал все более проявлять свой тиранический характер. Волна репрессий докатилась и до старого философа. По приказу императора он вынужден был покончить с собой, вскрыв вены. Сенека является автором девяти трагедий (среди которых «Федра» и «Медея»), 12 книг небольших философских трактатов (так называемые диалоги: «О проведении», «О спокойствии духа», и т.д.), трех больших трактатов: «О милосердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы» и большой сборник писем, адресованных молодому другу философу Луцилию, по своему построению имитирующих диатрбу - устную проповедь-спор. Сенека в своей прозе дает образцы нового стиля, отличающегося от стиля Цицерона. Фразы становятся более дробными, внимание, прежде всего, уделяется варьированию темы, цветистости выражений, эмоциональному воздействию. Вереницы коротких афористических фраз связываются между собой антитезами, повторами слов. Император Калигула назвал такую манеру «песок без извести». Сенека утверждал, что для него безразличны слова сами по себе. Они важны для него лишь как средство произвести воздействие на душу слушателя.
ОСОБЕННОСТИ «ПИСЕМ К ЛУЦИЛИЮ» 1. Подобно подлинным письмам, они развернуты в жизнь. Сенека заботливо стилизует это свойство. Он словно и не собирается рассуждать, а сообщает другу о себе. 2. Письма разомкнуты и формально: каждое посвящено нескольким темам. 3. Сенека «прячет» систематичность, отдавая предпочтение увлекательности. Его мысли скорее непосредственные озарения, чем рациональные выводы. 4. Лейтмотивная техника. Одна и та же тема, мысль варьируется, переходя из письма в письмо. Так создается контекст высказывания, объем. 5. Композиционная цельность. Несмотря на кажущуюся отрывистость, хаотичность высказываний, перед нами разворачивается последовательная система обращения читателя в стоическую веру.
|