Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историческая проза античности (продолжение). «Анналы» Тацита. Светоний «Жизнь двенадцати цезарей». Историк поздней античности Аммиан Марцеллин и его сочинения.
Публий Корнелий Тцит (ок. 54-123 гг. н.э.) - величайший историк античности. До нас дошли два основных сочинения Тацита - «История» в 12 книгах (сохранились 1-5 книги), повествующая о борьбе за престол после гибели Нерона и правлении императоров Флавиев, и «Анналы» в 18 книгах (сохранились 1-4, 6 и 11-16 книги) о временах правления императоров из династии Юлиев-Клавдиев. Кроме того, перу Тацита принадлежит ряд небольших сочинений: «Агрикла» - жизнеописание тестя историка, полководца времен Домициана, «Германия» - географический и этнографический очерк о стране и «Разговор об ораторах». Тацит - историк, находящийся в оппозиции к власти, заставший тираническое правление Домициана. Он был сенатором и человеком, причастным к политике, видным судебным оратором, достиг консульства и лишь потом обратился к занятиям историей. Общий тон его сочинений - горечь и пессимизм. В своем бичевании пороков общества Тацит близок к Ювеналу по остроте и беспощадности критики, однако серьезней сатирика, глубже. Стиль его не так риторичен и вычурен, хотя Тацит и ориентируется на архаизированный язык Саллюстия, противостоящий слогу Цицерона. Порывистость, цветистость, иногда даже манерность этого стиля более соответствует духу времени - прихотливого, пронизанного контрастами. При этом Тацит очищает свой слог от всяких крайностей. Задачей Тацита было не рассказать о событиях, а осмыслить их с точки зрения исторического опыта. Вина за жестокости лежит не только на самом императоре, но на людях, всех людях, хранивших молчание, допускавших преступления власти. История для Тацита - трагедия. Поэтому он обращается к писательской традиции Саллюстия с его психологизмом и драматизмом. Историк так излагает внешнюю канву событий, чтобы дать читателям возможность почувствовать подлинную подоплеку происходящего. Драматизм его повествований сродни драматизму великих греческих трагиков: он группирует факты, членит эпизоды, располагает общие картины и частные явления так, что все время обостряется наше ожидание развязки, напряжение достигает наивысшего накала. Мотивировка событий у Тацита подкрепляется не только изображением чувств и настроений действующих лиц, но и вступающим в игру стилем, незаметными намеками, специальной фокусировкой внимания читателя. В итоге он всегда добивается нужного впечатления. Здесь проявляется его искусство ритора, ценящего более эмоциональную убедительность, чем доказательность. Историком «золотого века» императоров из династии Антонинов был Гай Светоний Трнквилл (ок. 70 - ок. 140). Его «Жизнь 12 цезарей» пользовалась и у современников и в последующие времена огромной популярностью, по причине отчасти развлекательного характера этого сочинения. Перед нами проходят портреты римских правителей, причем самым незначительным привычкам и чертам характера уделяется подчас больше внимания, чем полководческим или управленческим талантам. История для Светония становится просто «историей» - своего рода собранием анекдотов и сплетен о великих людях, хотя их автору и нельзя отказать в изобразительном мастерстве. Высшим достижением таких рассказов об исторических персонажах стал огромный труд греческого писателя Плутарха (ок. 45 - после 120 гг. до н.э.), оставившего «Сравнительные жизнеописания». В этом сочинении давались сравнительные биографии знаменитых людей Рима и Греции. Историком поздней античности был Аммин Марцеллн (30-е гг. - 90-е гг. IV в. н.э.) - участник похода на Восток последнего языческого императора Юлиана Отступника. Его «История» повествует о временах заката Римской империи, когда уходящее язычество уступало дорогу христианству.
|