Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новоаттическая комедия. Гуманистические тенденции комедий Менандра.
Литературная проза возникла в VI веке в Ионии, развивалась в течение последующих 2-х столетий. Оттесняет поэзию – распад мифологического миросозерцания, развитие научной мысли. 3 основные отрасли: историография, красноречие, философия. Язык – сначала ионийский диалект, затем – аттический. Геродот – «отец истории». Родился ок.484 г. в Галикарнасе (греческая колония на малоазийском побережье). Вторая, духовная родина – Афины. Много странствовал. Основной труд и итог странствий – «История»(«Изыскание»). Это чисто повествовательная история, рассказ о достопримечательностях земель и народов, о судьбах государств и отдельных людей. В качестве рамочного обрамления этого повествования использовалась основная тема – борьба между Европой и Азией. В этом труде отразились достаточно архаичные взгляды Геродота – «божество управляет миром». Собран богатейший легендарный и анекдотический материал. Характерная особенность Геродота – сочетание историко-географической, этнографической учености с искусством новеллистического повествования. Геродот – искусный рассказчик, но не всегда достоверный историк. Фукидид – самый выдающийся историк античности. Родился в 460 г., прожил около 60 лет. От Геродота его отделяло лишь одно поколение. Предмет изложения Фукидида – современная история. Новое требование к историческому повествованию – требование максимальной точности и критической проверки каждого сообщаемого факта. Фукидид – основоположник исторической критики; искренний патриот афинской демократии, как и Геродот. В его политических взглядах отражена эпоха Перикла. Дал политический анализ описываемых событий (в частности, внешней политики Афин), заслужил прозвище «безбожника». Отличался беспристрастным изложением исторического материала. Ксенофонт. (Около 430-350 гг. до н.э.) Историк и философ, живший в эпоху упадка Афин. Ксенофонт широко известен своим трудом «Анабасис» – историей возвращения на родину из Персии 10 000 греков, наемников Кира Младшего. Жизнь Ксенофонта была полна приключений. Он был учеником великого афинского философа Сократа, которому посвятил несколько лучших своих сочинений. В 401 г. Ксенофонт идет на службу сатрапу Малой Азии Киру Младшему, задумавшему свергнуть с персидского престола своего старшего брата Артаксеркса. Но эта сложная и смело построенная политическая авантюра закончилась трагически для заговорщиков: сам Кир Младший был убит, военачальники наемников-греков уничтожены. Со страшными трудностями большая часть греческого войска вернулась к берегам Понта Евксинского. Творчество Ксенофонта чрезвычайно разнообразно. Он – автор записок о Сократе («Меморабилии»), первого авантюрно-исторического романа («Анабасис»), первой романизированной биографии («Воспитание Кира»), «Истории Греции» (после катастроф Пелопоннесской войны). Ксенофонт развивает классическое понимание прекрасного, он утверждает единство красоты физической и духовной – каллокагатию. Образ идеального героя, человека благородного, смелого, мудрого, щедрого не раз рисуется Ксенофонтом в его книгах. Ксенофонт развил искусство литературного портрета. Его очень ценили за простоту и непринужденность стиля. Красноречие. Еще в раннюю эпоху развития общественной жизни в Греции ораторское искусство занимало важное место. Одиссей и Нестор у Гомера были ораторами героического века и произносили убедительные речи, оказавшие сильное влияние на слушателей. С развитием государственности греческих полисов оживилась деятельность народа во внутренней жизни городов. В связи с этим развивалось и ораторское искусство – красноречие. Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики Аристотель называл Эмпедокла из Агригента. Основные виды ораторского искусства: политическое красноречие, прославленное именами Фемистокла и Перикла; судебное красноречие и торжественное красноречие, в котором особенно искусен был Горгий. Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, метафорами. Создавалась наука об ораторском искусстве – риторика. Создателями риторики считают софистов, которые имели одну цель – убеждать. Каждая судебно-политическая речь должна была состоять из вступления с изложением данного дела. Непосредственно за вступлением следует рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа – заставить судью поверить в правдоподобие фактов, что зависело исключительно от искусства оратора. За рассказом следовало доказательство, поэтому тщательно подбирались аргументы. Заканчивалась речь эпилогом, который, как заключительная часть, должен был провести особенно сильное действие. В этом искусстве был известен оратор Лисий. Он написал более 200 речей, до нас дошли 34. На усовершенствование аттической прозы оказал большое влияние Исократ. Известен как учитель риторики и составитель торжественных речей. Его речи издавались как политические памфлеты, воззвания, защищавшие интересы греческого народа и прославляющие Афины. Таков был его «Панегирик» (речь на всеэллинском совещании), над которым он работал около 10 лет. Большое значение Исократ придает искусству выражения мыслей: в этом отношении важная роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. Стиль Исократа нашел отражение в «Риторике» Аристотеля, в речах Демосфена, в римской литературе – у Цицерона. Демосфен. Персия стремилась лишить Грецию ее самостоятельности, не меньшая опасность была в захватнических планах Филиппа II, при котором Македония стала могущественным государством. Филипп использовал слабость греческих государств. Среди греков были сторонники объединения Греции под властью Македонии для войны с Персией. Против них выступала антимакедонская партия, вождем которой стал прославленный оратор Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Его отец был состоятельным человеком, после смерти его состояние было расхищено опекунами, против которых молодой Демосфен написал ряд ранних речей. После успешного процесса против опекунов Демосфен занимался составлением судебных речей. До нас дошло около 60 речей, не все из них считаются подлинными. Наибольшей известностью пользуются его политические речи против македонского царя Филиппа и судебная речь «О венке». Его речи против Филиппа называются «филиппиками». Демосфен использовал всю силу своего ораторского таланта, чтобы призвать афинян к энергичным действиям и созданию коалиции против македонского царя. Он лично принимал участие в битве при Херонее, положившей конец независимости Греции. Ему поручили произнести эпитафию – речь над воинами, павшими в Херонейской битве. Доверие к Демосфену пошатнулось, когда он не смог доказать, что истратил на государственные нужды деньги, помещенные под его наблюдением в Акрополе. Демосфен отправился в изгнание и только после смерти Александра Македонского вернулся в Афины, чтобы возглавить антимакедонское движение. Преемник Александра вскоре подавил это движение и потребовал выдачи его главарей. Демосфен в отчаянии принял яд. Демосфен – один из самых выдающихся ораторов древности. В разработке своего стиля Демосфен взял лучшие стороны Лисия, Исократа, Фукидида. Его речи отличаются высоким пафосом и большой силой убеждения. Цицерон называл его «совершенным оратором».
|