Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римский театр. Творчество Плавта.






 

Римское рабовладельческое общество проходило те же этапы развития, что и греческое, но в иное время и в другой обстановке. Весь процесс повторяется на высшей ступени, в осложненной форме. Этот «вторичный» характер развития оставил неизгладимый отпечаток на всей культуре Рима. У греков заимствовали то, что соответствовало запросам, а затем развивали соответственно особенностям своей истории. Римская литература играет роль своеобразного передаточного звена между греческой и западноевропейской. Отличия: 1) у римлян более суженная проблематика, но более высокий уровень личного самосознания; 2) «Золотой век» римской литературы не знает сложных вопросов греческой литературы, но дает углубление субъективной жизни и большую интенсивность внутренних переживаний; 3) ставит более сложные задачи, но решает более отвлеченно (происходит либо идеализация действительности, либо натуралистическое изображение).

Архаичная латынь, классическая (золотой и серебряный века) и поздняя.

1. Эпоха республики

А) долитературный период (до середины III в. до н.э.)

Б) ранняя римская литература (до середины II в. – рост рабовладельческой республики)

В) литература периода гражданских войн (конец II в. – 30 гг. до н.э.)

2. Эпоха империи

А) литература конца республики и начала империи – “век Августа” до 14 г. до н.э.;

Б) литература императорского Рима

1) I и II века н.э.

2) Позднейшая римская литература - II и VI вв. н.э.

Особенности римской литературы:

1. Эта литература гораздо более поздняя и потому более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим воспользовался уже готовыми результатами греческого развития, усвоил их и создал на этой основе свою, более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития Р.Л. чувствуется сильное греческое влияние.

2. Р.Л. возникает в тот период античности, который для Греции был периодом упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории. Р.Л. есть по преимуществу литература эллинистическая.

3. Р.Л. воспроизводила эллинизм очень интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах.

 

А. Для фольклора Рима характерны те же черты, что и для других стран: трудовая песня, Свадебная, застольная, погребальная (нения), заговоры, заклинания, религиозные гимны. Были так называемые сатуры - нечтовроде импровизированных сценок. Проза считалась привилегией знати.

Б. В ІІІ-ІІ вв. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и остров Сицилию. Экспансия Рима обогащала привилегированную часть его общества (всадники, патриции, нобилитет – римская знать). Завоевание Великой Греции дало римлянам возможность соприкоснуться с высокой греческой культурой. В результате Пунических войн к середине ІІ в. до н.э. Рим стал владыкой всего Средиземного моря. Происходит эллинизация Рима: вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда, защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины теперь развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко добываемому богатству. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей, поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своими светлыми, беззаботными лицами, появились греческие музы.

Ливий Андроник, грек из Тарента, переложил сатурнийским стихом «Одиссею». Он ставил на праздничных играх трагедии и комедии – переделки с греческого, имевшие огромный успех. Гней Невий сочинял трагедии, близкие греческим подлинникам. Он впервые вводит претекстату – римскую национальную драму (претекста – римский сенаторский костюм с пурпурной каймой). Также был популярен своими комедиями (за свои нападки на современников был даже изгнан из Рима). Квинт Энний – его трагедии были свободной переделкой греческих образцов. Особенно он прославился своим эпосом «Анналы » («Летопись») - изображении е истории Рима от начала до современности. До «Энеиды» Вергилия эта «Летопись» была самой популярной поэмой на национально-исторические темы. Жанр «Сатуры» - оригинальное явление в римской литературе. Это собрание занятных рассказов, басен и историй. Сатирического характера в нашем понимании они не имели.

Творчество Плавта. Тит Макций Плавт – виднейший римский комедиограф, родился в Умбрии в середине ІІІ века до н.э. О его жизни нет достоверных сведений. Творчество Плавта носит плебейский характер, тесно связано с традициями народного италийского театра. Подлинно плавтовскими считаются 21 комедия, наиболее популярны «Клад», «Куркулион»(«Проделки парасита»), «Менехмы» («Близнецы»), «Хвастли вый воин», «Псевдол», «Пленники», «Амфитрион». Действие комедий развертывается в греческих городах или на побережье Малой Азии, герои их – греки, но зрители чувствовали в них биение римской жизни. Романизация греческих сюжетов сказывается в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римской культуры, римского суда, римского самоуправления, имен римских богов, обычаев. «Хвастливый воин»: Пиргополиник, его раб Палестрион. На самом деле этот хвастун, горе-вояка не свершил никаких бранных подвигов, не победил ни одного женского сердца. Самые яркие образы в комедиях Плавта – это умные, ловкие, энергичные рабы. Они помогают своим молодым хозяевам устроить личную жизнь. Этот образ ловкого слуги потом красной нитью проходит в творчестве Шекспира, Мольера, Гольдони, Бомарше. В комедиях царит дух веселья, оптимизма, жажда жизни. Он привнес «италийский уксус» вместо «греческой соли» греч.комедий. Колоритен язык героев Плавта – много просторечных выражений, поговорок, пословиц. «Сами музы пользовались бы языком Плавта, если захотели бы говорить по-латыни» (Элий Стилон). Комедии Плавта были популярны в эпоху Возрождения, его сюжеты использовались Шекспиром и Мольером.

Теренций. Создал 6 комедий и все они дошли до нашего времени. «Андриянка», «Свекровь», «Самоистязатель», «Евнух», «Формион», «Братья». Использовал сюжеты и образы комедий Менандра. Тематика – вопросы семьи, быта, воспитания. Характерные конфликты – между отцами и детьми, мужем и женой. «Свекровь»: Памфил долгое время был в связи с гетерой Вакхидой, но по настоянию отца женился на дочери соседа Филумене. Через несколько месяцев после свадьбы Памфил полюбил свою жену и бросил Вакхиду. Во время отсутствия мужа Филумена уходит к своим родителям, так как знает, что у нее будет ребенок не от мужа, а от чужого человека, который совершил над ней насилие и стащил с руки кольцо. Памфил возвращается, узнает эту тайну. Взять жену к себе он не может – оскорблено мужское самолюбие. Далее, мать Филумены во время беседы с гетерой видит у нее на пальце кольцо своей дочери. Оказывается, что это кольцо подарил ей пьяный Памфил, который сознался, что как-то ночью совершил насилие над какой-то девушкой и стащил в борьбе кольцо. Так раскрылось, что жертвой Памфила была Филумена, его жена и что этот ребенок родился от него. По сути, это бытовая драма. И Цезарь, и Цицерон отмечали прекрасный литературный язык Теренция. В средние века и в эпоху Возрождения Теренций был одним из самых популярных античных авторов. Его язык считался образцом классического литературного латинского языка.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал