Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3 ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Общий обзор римской литературы периода ранней империи. 2. Творчество Вергилия. 3. Поэзия Горация и Овидия. 4. Литература поздней Римской империи.
В течение целого столетия – первый век до н.э. – история Рима была заполнена сплошной гражданской смутой. От республики Рим переходил к единовластию – к империи. Племянник Юлия Цезаря Октавиан Август к 30 г. до н.э. сумел побороть всех своих противников и возглавил приципат. В его империи формально сохранялись республиканские органы – сенат, консулы и пр. Но республика была только видимостью. Многие реформы Августа проходят под знаком религиозной и нравственной реставрации, восстановления «обычаев предков». Отличительная черта идеологии Августа – преклонение перед политическим и религиозным прошлым Рима и утверждение власти Рима на века! Официальная идеология требовала религиозного освящения империи, рассматривала правление Августа как «золотой век», положивший конец гражданским войнам и смутам, принесший мир и изобилие. Г.Ю.Цезарь официально был произведен в боги, что положило начало культу императоров. Первый порыв общественного ликования по поводу нового расцвета римского государства быстро прошел. Появляются настроения смирения, тоски и усталости. Все стремятся уйти в частную жизнь. Этот уход принимает самые разные формы – от неприкрытой погони за жизненными наслаждениями до аскетического самоограничения. В искусстве возникает стремление к монументальности, строятся великолепные храмы, дворцы, общественные здания. Август: «Я принял Рим глиняным, оставляю каменным». Проявляется также стремление к пышному. Вычурному, фантастическому. Литература периода принципата (30гг до н.э. – 14 г. н.э.) считается классической, «золотой век» римской поэзии. Эта литература не имеет широкого народного характера, как классическая литература аттического полиса, не ставит острых и глубоких проблем, как греческая драма 5 века; но по глубине внутренних переживаний она отличается от греческой. Возникают литературные кружки – кружок Мецената (Вергилий и Гораций), кружок полководца и оратора Мессала и кружок оратора и историка Ассиния Поллиона. Римские патриции вместо занятий политикой стали заниматься литературой, преимущественно поэзией. Гораций: «Мы все, ученые и неученые, вперемежку, пишем стихи». Литературный поворот от неотериков к «классическому стилю» четко обнаруживается в творчестве писателя, который, сам того не желая, стал считаться идеологом империи – Публий Вергилий Марон ( 70 гг. – 19 г. до н.э.). Скромный, застенчивый человек, живший в окрестностях Неаполя, изредка наведывавшийся в Рим, широко образованный, великий труженик, скорее ученый, чем служитель муз – таким был поэт, которому суждено было в течение 18 веков считаться образцом поэтов в странах Европы, которому подражали, которого боготворили и, наконец, пародировали. Он оттачивал каждый стих, добиваясь благозвучия, точности и емкости фразы. Далекий от политики, оказался самым политичным поэтом своего времени, ибо его поэзия стала очень нужным и полезным подспорьем государственной философии молодого правителя Рима. Умирая, Вергилий оставил 2 распоряжения: - сжечь «Энеиду»; - оставить на его могильной плите эпитафию: «Мантуей был я рожден, Калабрией отнят, покоюсь в Партенопее. Воспел пастбища, села, вождей». Создал три поэмы: «Буколики», «Георгики», «Энеида». «Буколики» - собрание эклог (ср. между балладой и элегией), образец – идиллии Феокрита; «Георгики» - поэтическое наставление земледельцу, образец –«Труды и дни» Гесиода; «Энеида» - эпическое повествование о похождениях троянца Энея и его спутников, образец - «Илиада», «Одиссея» Гомера. Феокрит использовал пастушескую маску для поэзии любовного томления. Изображал селян с оттенком иронии, подчеркивая превосходство автора. У Вергилия этой дистанции нет. Этот идиллический мир в изображении Вергилия свободен от пороков Рима, но также и от гражданских обязанностей. Пастухи становятся приверженцами Августа, осведомлены о литературных спорах. Единство настроения дороже для Вергилия, чем детали быта. Любопытна история 4-й эклоги Вергилия. После падения Рима в течение всего тысячелетия средневековья особое внимание в Западной Европе было привлечено к этой эклоге – маленькой, чуть больше 60 строк. Загадка – в своеобразном пророчестве этой эклоги. Есть 2 толкования – историческое и мифологическое. Все античные авторы, начиная с Гесиода, считали, что золотой век человечества позади, что люди живут в мрачном железном веке с его бедами и страстями. Вергилий, ссылаясь на пророчества Сивиллы Кумской, заговорил о том, что железный век кончается и наступает новый, золотой. Люди заживут, как боги. Вергилий поэтически изложил веру в чудо. Но!... дева принесет в мир младенца, который якобы и принесет с собой золотой век и окажется будущим властителем мира, сочетающем человеческие и божественные черты. Поэтому Вергилия считали провозвестником христианства. Историческое толкование проще и прозаичнее: это стихотворение было посвящено Асинию Поллиону, чья дочь ожидала младенца. «Энеида». Поэма состоит из 2-х частей и 12 песен. Первые 6 песен – странствия Энея от Трои до Италии; последние 6 песен – войны Энея в Италии с местными племенами. Вергилий создал римский эпос, которому надлежало прославить Рим на века и тысячелетия, как это сделал для Греции Гомер. 1 песнь: преследование Энея Юноной, морская буря, после которой он прибывает в Карфаген, где встречает царицу Дидону. 2 песнь: рассказ Энея на пиру о гибели Трои (сильные драматические эпизоды) 3 песнь: продолжение рассказа о странствованиях. 4 песнь: Роман Энея и Дидоны, любовь Дидоны и ее самоубийство. 5 песнь: Эней прибывает на Сицилию вторично, где устраивает игры в честь своего отца Анхиса. Направляется в Италию. 6 песнь: прибытие в Италию, встреча в Кумах с Сивиллой. Спуск в подземный мир, чтобы узнать о своей судьбе и судьбе Рима. 2 часть, 7 песнь: согласие на брак Энея с Лавинией, дочерью царя Латина. 8 песнь: союз Турна с племенами против Энея. 9 песнь: описание войны. 10 песнь: новый бой, но уже с участием Энея. 11 песнь: погребение троянцев, ссора Латина и Турна, выступление ам азонок. 12 песнь: единоборство Энея и Турна. Юнона прекращает преследовать Энея. Гибель Турна.
У Гомера боги воздействуют на жизнь людей, но это не мешает героям принимать собственные решения, иногда и противоречащие богам. У Вергилия Эней всецело находится в руках богов и творит не свою волю, но волю рока. Все лежит ниц перед богами. Поэт одновременно показывает, насколько в его времена была утеряна простая и непосредственная религиозная вера. Он насильственно, на каждом шагу заставляет читателя признавать эту веру и видеть ее идеальные образцы. Основная идея «Энеиды» - изобразить грядущее величие и могущество Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное или необычное. Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным и обыкновенным. Произведения Вергилия пережили 2 тысячи лет. За это время каждая нация создавала как бы свою «Энеиду». Например, во Франции – «Генриада» Вольтера, в России – «Петриада» Ломоносова, «Россиада» Хераскова. Создавались и пародии. В 1791 году россиянин Н.Осипов создал поэму «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку»: «Выбрав древнюю побаску, скроил с нее смешнуюсказку. По-новому совсем одел, как будто свойскую землячку, На новый лад в стихах запел»… В 1798 році І.П.Котляревський, взявши від Вергілія сюжетну схему, і троянців, і римлян, і богів переодягнув в український одяг і змалював українське життя кінця 18 ст. «Еней був парубок моторний І хлопець хоч куди козак, Удавсь на всеє зле проворний, Завзятіший од всіх бурлак…»
Квинт Гораций Флакк – младший современник Вергилия, выдающийся поэт эпохи Августа. Отец его был вольноотпущенником, владел небольшим имением, дал сыну хорошее образование. Учился в Риме, затем в Афинах изучал греческую поэзию и философию. Последние годы республики и утверждавшегося принципата, когда образованные римляне понимали этику Эпикура как призыв к неограниченному наслаждению, способствовали появлению у Горация взглядов, близких к эпикуреизму. Большое влияние на Горация оказала поэма Лукреция «О природе вещей». В этом учении отражался идеал мудреца, в котором современники Горация, идеализировавшие прошлое, видели древнего римлянина с его любовью к родине, благочестием, мужеством. В Афинах Гораций присоединился к Бруту. После поражения Брута при Филиппах и разгрома республиканской партии закончился период юношеских мечтаний Горация. «С подрезанными крыльями» он вернулся в Рим и поступил на маленькую должность. «Отважная бедность», как он сам говорил, побудила его писать стихи. Эти первые стихи привлекли внимание Вергилия, который увидел в нем талантливого поэта и познакомил Горация с Меценатом. Вступление Горация в кружок Мецената изменило его жизненный путь. Меценат подарил поэту Сабинское имение. Гражданская война не сделала из Горация героического бойца, а, наоборот, вызвала желание уйти от политической борьбы. Большую часть своей жизни поэт провел в своем имении. Литературное наследие Горация состоит из эподов, 2 сборников сатир, 4 книг од, юбилейного гимна и 2 книг посланий. Сборник эподов состоит из 17 стихотворений, написанных на современную тематику: есть стихотворения политического направления, есть эподы об участии Горация в литературной борьбе; прославляется сельская жизнь на фоне природы и призывы к наслаждению. Сатиры Горация написаны в форме беседы, диалог ведется с воображаемым противником. Тема – повседневные явления и факты частной жизни. Луцилия Гораций называет «изобретателем сатиры», но резкость Луцилия поэт смягчает остроумием, остроумие и шутка гармонически переплетаются. Он не ненавидит, он поучает. Вторая книга сатир появилась спустя 5 лет после первой, мировоззрение Горация несколько изменилось – появилась склонность к стоицизму. Он выступает против алчности, стяжательства, ростовщичества, погони за наследством. Гораций проявляет стремление отстоять свою независимость. Всей душой он рвется в деревню, где он может отдохнуть от сутолоки и тщеславия городской жизни. Лирические стихотворения Горация уже в античности стали называться одами. Гораций перенес на римскую почву греческую лирику – искусство Алкея, Сафо, Анакреонта. Основное требование поэта – золотая середина: «Хранить старайся духа спокойствие, это важно в горе и радости…». Он пропагандирует довольство малым, умеренность, которая закаляет человека. Надо отметить, что во многих одах Гораций прославляет императора Августа, оправдывая новые идеалы лозунгами стоической морали. Оды Горация считаются его лучшими произведениями. Безупречность формы при сжатой выразительности языка – черта, заимствованная у неотериков. Сравнения, метафоры, антитезы, симметрии начальных и конечных строк строфы служат раскрытию идейного замысла поэта. Талантливый римский поэт Тибулл входил не в кружок Мецената, а в литературный кружок Мессалы, который был в оппозиции политике Августа. В своих стихотворениях Тибулл осуждает войну и мечтает жить в деревне на лоне природы, где царят простота и старые добрые нравы. Тибулл скорбит, что в его время везде властвуют деньги и причина войн тоже деньги. В других элегиях поэт описывает свою любовь к женщине. Элегии Тибулла трогают искренностью чувства и умением показать жизнь простого человека. Поэт прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно, ему легко удается соединение гекзаметра с пентаметром. Его поэзию высоко ценили все последующие поэты. Младший современник Тибулла Проперций также был известным римским лириком. Он оставил 4 книги элегий. В основном эти стихи посвящены любви поэта к красавице Кинфии. Проперций входил в кружок Мецената. Проперций – певец страстной любви, видящий цель своей жизни только в любви. Под влиянием Мецената постепенно отходит от любовной тематики и восхваляет Августа и его победы. Публий Овидий Назон происходил из зажиточного всаднического рода. С юности он почувствовал в себе призвание поэта. Будучи обеспеченным человеком, Овидий вел легкомысленный образ жизни и в свою поэзию он часто вводил легкомысленные образы и мотивы, вступая в противоречие с политикой Августа, мечтавшего возродить суровые римские добродетели. В 8 г. до н.э. Овидия выслали из Рима в дальнюю провинцию (территория нынешней Румынии). В ссылке Овидий пробыл около 10 лет и умер в 18 г. н.э. среди чуждого ему населения. В начале своего поэтического творчества Овидий уделял внимание исключительно любовной тематике: сборник элегий «Песни любви»(“Amores”). Сборник «Героини» или «Послания» свидетельствует о переходе Овидия к более серьезной поэзии. Это 15 посланий мифологических героинь своим возлюбленным – Пенелопы к Улиссу, Брисеиды к Ахиллу, Дидоны к Энею, Федры к Ипполиту и 3 посланий героев с ответами на них. «Героини» полны глубокого психологического содержаниия. «Наука любви» - написанный по всем правилам риторики стихотворный трактат. Первые две книги дают советы мужчинам, как привлечь женщину, третья книга – женщинам о привлечении мужчин. Эти произведения Овидия описывают разные любовные приключения и предполагают сомнительную нравственность. Но, тем не менее, автор показывает большой жизненный опыт и разоблачает, возможно, сам того не желая, растущее нравственное падение римского общества, отсутствие в нем твердых устоев. «Метаморфозы» - пожалуй, самое главное произведение поэта. Овидий здесь использовал популярный в эллинистической литературе жанр «превращения». Но вместо небольших сборников мифов Овидий создает огромное произведение, содержащее около 250 разработанных превращений. Сюжет этого произведения – вся античная мифология, изложенная систематически и по возможности хронологически. Из множества мифов Овидий выбирает мифы с превращениями, которые являлись основой всякой первобытной мифологии. Но во времена Овидия образованная часть общества не верила в мифологию. Овидий изображает превращения как неожиданные превратности судьбы, которыми была полна римская жизнь и которые могли случиться с каждым римлянином. С другой стороны, Овидий, несмотря на свой скептицизм, любит свою мифологию, она доставляет ему глубокую радость. Овидий снисходителен к своим богам и прощает им недостатки. В «Метаморфозах» использованы различные жанры, но в целом это эпическое произведение. Здесь есть и эпический рассказ, и различные виды лирики, и драматизм, и дидактические моменты, обильно представлены и риторика, и любовная элегия. Несмотря на обилие жанров, «Метаморфозы» задуманы как единое и цельное произведение. Все рассказы здесь обязательно соединяются. Отличительная черта «Метаморфоз» - психологический реализм: Овидий передает психологию богов и героев, рисует все их слабости и интимные моменты, достоверно описывает бытовые детали и переживания, включая и физиологию. Блеск таланта Овидия, легкость его рассказов и изящество его художественного стиля не могли не померкнуть в период ссылки поэта. Главные произведения этого периода – «Скорбные песни» и «Письма с Понта». Это обращения к римским друзьям, к жене, содержащие горькие жалобы на свою судьбу и просьбы к императору Августу о помиловании.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гомер. «Илиада», «Одиссея». 2. Гесиод. «Теогония». «Работы и дни» 3. Эсхил. «Прометей закованный». Трагедии. 4. Софокл. Драмы. («Эдип», «Антигона») 5. Еврипид. Трагедии («Медея», «Ипполит») 6. Аристотель. «Поэтика» 7. Геродот. «История». 8. Фукидид. «История Пелопоннесской войны». 9. Лонг. «Дафнис и Хлоя». 10. Лукреций. «О природе вещей». 11. Вергилий. «Энеида». 12. Гораций. Оды, сатиры. 13. Овидий. «Метаморфозы». Поэзия 14. Петроний. «Сатирикон». 15. Апулей. «Метаморфозы, или Золотой осел».
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Тронский И.М. История античной литературы. 2. Тахо-Годи А.А. История античной литературы. 3. Хрестоматия по античной литературе. Под ред. Белецкого. 4. Хрестоматия по античной литературе. Под ред. Дератани. 5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. 6. Парандовский Ян. Мифология. 7. Підлісна Г.Н. Світ античної літератури.
|