Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия. Платон и Аристотель.
Платон, великий греческий философ и писатель, происходил и з старинного аристократического афинского рода. По отцу – от последнего аттического царя Кодра, по матери – от знаменитого законодателя и поэта Солона. Платон был всесторонне одаренным человеком, в молодости он был драматургом, поэтом, музыкантом, живописцем, атлетом. Но все эти увлечения Платона прекратились после его встречи с Сократом. Сократ был чрезвычайно колоритной фигурой, философ, который никогда ничего не писал, а добивался поисков истины в точных понятиях, задавая вопросы и опровергая ответы. Когда в 407г. Платон встретил Сократа, для него померкли все его знания, кроме основного – философии. В 399г. Сократ был казнен за критику традиционной религии и «вредное» воздействие на молодежь. Его смерть так подействовала на молодого Платона, что отныне Сократ стал постоянным героем всех его сочинений. Платон стремился претворить в жизнь свою теорию идеального государства и трижды в течение многих лет ездил в Сицилию ко двору тирана Дионисия Старшего и его сына Дионисия Младшего. Эти попытки кончились ничем, сам Платон чуть было не погиб от руки тирана. Платон основал в Афинах Академию, где провел всю жизнь, обучая философии. Школа, основанная им, просуществовала до самого конца античности. Философия Платона – первое в Европе учение объективного идеализма. По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей, которые изливают свою энергию на материальный мир. Чувственно воспринимаемый мир является только слабым отражением высшего абсолютного идеала, который он называет демиургом – устроителем мироздания. До нас дошли 23 диалога Платона и одна речь. Диалоги Платона - своеобразные драматические сцены, где умудренные в жизни и философии собеседники ведут умный, живой и острый диалектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу. Характер диалогов у него постоянно менялся, а по стилю Платон являлся одним из лучших ораторов древности. Аристотель из города Стагиры (384-322 гг. до н.э.), сын придворного врача царя Филиппа Македонского, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона по Академии, основатель Ликея, своей философской школы в Афинах, - подлинный энциклопедист античности. Философские принципы Аристотеля сказались в его эстетических требованиях к искусству. Вопросам теории и практики искусства посвящены «Риторика» и «Поэтика». В «Поэтике» Аристотель ставит вопрос о сущности красоты. Аристотель считал искусство творческим подражанием природе, считал, что искусство помогает людям познать жизнь. Первым видом искусства Аристотель считал поэзию, а из форм поэзии выше всего ставил трагедию. В первой части своего труда Аристотель дает теорию и принципы трагедии. Трагедия, как говорит Аристотель, очищает через страх и сострадание. Об этом очищении – катарсисе – много было высказано всяческих толкований (Облагораживающее и воспитывающее воздействие искусства). Многие литературно-теоретические принципы «Поэтики» Аристотеля не потеряли своей ценности и в наши дни. Кроме разработки теории риторики, учения о стиле, и многих философских категорий (например, понятие прекрасного), Аристотель удивляет своим глубоким знанием всех греческих литературных деятелей. Он прекрасно проявил себя в том, что мы называем литературной критикой. Одно имя для него священно. Все ценное, что Аристотель находил в греческой поэзии, он приписывал Гомеру, и почти всегда - с большим знанием и вкусом. Аристотель видел в творчестве Гомера наличие самых разных стилей и жанров, включая даже драму. Аристотелю также близка патетика Еврипида. Философское знание глубин человеческой психики, свободомыслие, демифологизация сюжетов, огромное внимание к мыслительной деятельности роднило, по мнению Аристотеля, Еврипида с Гомером.
Эллинистическое общество и его культура. Классический период греческой литературы кончается вместе с развалом рабовладельческого полиса – т.е. в IV веке до н.э. Далее начинается послеклассический период – эллинизм. В эту эпоху происходит появление и развитие крупного рабовладения, в связм с этим нарастает необходимость приобретения новых рабов, а для этого оказывались необходимыми войны. Это вылилось в знаменитые походы Александра Македонского, сумевшего во второй половине IV века завоевать почти весь тогдашний культурный мир. Его монархия распалась тотчас после его смерти. Но она распалась на огромные монархии, которые остались до конца античного мира. Были завоеваны восточные страны, что привело к глубокому взаимодействию греческой и восточной культуры. Афины теряют значение культурного центра и этот центр передвигается на восток. Большое значение получила Александрия – город, основанный Александром в северной Африке, столица последующих египетских царей Птолемеев. Здесь стали собираться многочисленные поэты, поэтому эллинистическая культура именуется александрийской. Это название достаточно условно. После образования монархий прекратилась та вольная общественная жизнь, когда каждый гражданин мог принимать участие во всех учреждениях своего государства. В сравнении с литературой периода классики эллинистическая литература отличается полным аполитизмом. Вся личная самостоятельность гражданина теперь направлена только в сторону внутреннего углубления личности. Этот индивидуализм проявляется теперь в самых разных видах. Человек оказывается погруженным в бытовую жизнь – это быт, ограниченный узкими интересами человека и семьи. Такой бытовизм удобно было изображать прежде всего в комедии. Для изображения нового быта появилась новоаттическая комедия, талантливым представителем которой был Менандр Афинский. Другим жанром эллинистической литературы, где тоже процветало изображение быта, был греческий и римский роман, появившийся в ту эпоху. Мотивы любви и брака, семьи, воспитания и обучения, профессии и общественного поведения человека, а также всякого рода интриги и приключения – вот излюбленные темы новоаттической комедии и античного романа. Имеет смысл говорить о двух периодах эллинизма: первый период – ранний эллинизм (IV – I вв. до н.э.) и второй период – поздний эллинизм (I – V вв. н.э.) Три основные философские школы раннего эллинизма - стоицизм, эпикурейство и скептицизм – наперерыв стараются оградить человеческую личность от всяких жизненных невзгод и волнений, обеспечить ей полное внутреннее спокойствие. Эту внутреннюю свободу человеческой личности три школы понимали по-разному: стоики хотели выработать в человеке железный нрав и отсутствие всякой чувствительности к ударам судьбы; эпикурейцы хотели погрузить человека во внутренний покой и самонаслаждение, избавлявшее его от страха перед смертью и будущей его судьбой после смерти; скептики проповедовали полную отдачу себя на волю жизни и опровергали возможность что-нибудь познавать. В эпоху эллинизма появляется язык, общий для эллинизированных стран, который так и называется в науке “общий” (койнэ). Творчество Менандра. Менандра, состоятельного афинянина, отделяло от Аристофана более 70 лет. Прошло время политической комедии. Менандр написал более 100 комедий, из которых до нашего времени полностью дошла только одна – “Дискол” (“Человеконенавистник”), остальные – во фрагментах. “Человеконенавистник” – действие происходит в маленьком селении, где живет крестьянин Кнемон, озлобленный житейскими невзгодами на всех людей и презирающий весь человеческий род. У него настолько тяжелый характер, что егожена ушла к своему сыну от первого брака Горгию, тоже крестьянину. Кнемон остался вместе с дочерью и старой нянькой, которые жалеют этого одинокого человека. Молодой богатый человек Сострат влюбляется в дочь Кнемона и собирается на ней жениться. Но он не может сблизиться с Кнемоном. Вскоре ему помогает случай. Кнемон попадает в колодец и его вытаскивают Горгий и Сострат. Кнемон смягчается, мирится с Состратом и соглашается на брак дочери, а также на брак Горгя с сестрой Сострата. “Третейский суд”.Богатый юноша Харисий на празднике вступил в связь с некоей Памфилой, причем они друг друга даже хорошо не запомнили. Вскоре после этого Харисий ступает в законный брак с Памфилой, не зная того, чо это та самая девица. В отсутствие Харисия она рождает через 5 месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия. Вернувшийся Харисий тоже этого не знает, он бросает свою жену. Он проводит время в кутежах с приятелями и арфисткой Габротонон. Памфила подкидывает ребенка чужим людям. Ребенок попадает к рабу Харисия, а он отдает его рабу приятеля Харисия. Рабы ссорятся между собой из-за вещей, которые были при ребенке. В качестве третейского судьи рабы зовут Смикрина, отца Памфилы. Тот присуждает вещи тому рабу, который взял ребенка на воспитание. Раб Харисия по перстню узнает, что это ребенок Харисия. Ребенок вместе с перстнем оказывается у Габротонон, которая и доказывает Харисию, что это его ребенок. Она отдает ребенка Памфиле. Харисий раскаивается в том, в чем сам обвинял Памфилу. Из комедий Менандра сама собой вытекает мораль, хотя он никого не бичует и не принуждает к добродетели. Все люди имеют разные слабости и соврешают разные погрешности, но у всех людей есть и хорошие стороны. Движущими силами комедии нравов и интриг являются характер человека, его природа и случай (богиня Тюхе воплощала стихийную силу случая).
|