![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативные барьеры
Существует ряд факторов, снижающих эффективность обмена информацией в организации. Такие факторы получили название коммуникативных барьеров. Различают два вида коммуникативных барьеров: 1) межличностные; 2) организационные (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Виды коммуникативных барьеров
К межличностным барьерам относятся: · барьеры восприятия; · семантические барьеры; · невербальные барьеры; · барьеры, возникающие при плохом слушании; · барьеры, возникающие при некачественной обратной связи (рис. 4.8). Барьеры восприятия возникают потому, что люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается ими как происходящее. Возникновение таких барьеров объясняется избира-тельностью внимания, памяти и связанным с этим искажением восприни-маемой информации. Семантические барьеры возникают при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Семантика – наука, изучающая способы использования слов и значения, передаваемые словами. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний (как можно скорее, как только представится возможность). Невербальные барьеры возникают вследствие неоднозначности языка невербального общения (это общение с помощью жестов, интонации, мимики, поз, движений). Невербальная коммуникация в большинстве случаев имеет бессознательную основу и свидетельствует о подлинных эмоциях участников. Согласно результатам исследований, вербальная коммуникация обеспечивает лишь 7 % получаемой информации, звуки и интонация – 38 %, жесты, пантомима – 55 %. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Барьеры неумения слушать возникают, когда человек не способен точно воспринимать принимаемую информацию. Правилами эффективного слушания, которые нарушаются в таких случаях, являются: 1) отказ от реплик и комментариев (невозможно слушать разговаривая); 2) создание атмосферы, помогающей говорящему раскрепоститься; 3) готовность слушать должна быть очевидна собеседнику; 4) устранение раздражающих моментов (громкого шума, например); 5) сопереживание говорящему; 6) сдерживание собственных эмоций (например, раздражения, недо-вольства), поскольку рассерженный человек придает неверный смысл словам; 7) недопущение спора, критики в адрес собеседника; 8) умение и готовность слушать, не перебивая; 9) точная постановка вопросов.
Рис. 4.8. Виды межличностных барьеров
Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает воз-можность установить правильность восприятия сообщения. Эффективность межличностной коммуникации в значительной мере определяется коммуникативным стилем. Коммуникативный стиль – это способ взаимодействия индивида с другими людьми. Характеристиками коммуникативного стиля являются открытость индивида по отношению к другим членам организации и адекватность обратной связи (насколько часто и открыто индивид высказывает свою оценку действий коллег). Сочетание этих характеристик формирует следующие типы коммуника-тивного стиля: · при низкой оценке обеих характеристик стиль может быть определен как «замыкание в себе»; · стиль «открытие себя» характеризуется высокой открытостью и низкой степенью адекватности обратной связи; · стилю «реализация себя» соответствуют высокие оценки обеих характеристик, поэтому он наиболее предпочтителен в общении, хотя также имеет ограничения; · стиль «защита себя» предполагает, что индивид часто и охотно высказывает другим свое мнение о них и их действиях, поведении, однако сам остается достаточно закрытым; · компромиссный стиль наблюдается, когда индивид проявляет открытость лишь в том случае и в той мере, в какой это делают другие члены организации. Организационные барьеры коммуникации связаны с неэффективной структурой управления, неправильным осуществлением функций менедж-мента, ошибками в распределении должностных обязанностей и полномочий. К такого рода барьерам относятся: · искажение сообщений при передаче нисходящей и восходящей информации; · громоздкая многоуровневая организационная структура управления (эффект испорченного телефона: чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих «фильтров», роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные; · информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию; · отсутствие связей между подразделениями, которые не либо не предусмотрены в организационной структуре, либо не работают; · отсутствие точно сформулированных конкретных целей; · неточно определенный круг обязанностей; · длинная цепочка команд; · неоправданно широкая сфера контроля; · отсутствие необходимого документооборота (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Виды организационных коммуникативных барьеров Системные улучшения в организационной коммуникации возможны при разработке и реализации соответствующей коммуникативной стратегии, которая должна отвечать следующим требованиям: 1) гарантировать, что сотрудники будут своевременно информированы о коммуникационных проблемах, возникающих в организации; 2) обеспечивать установление оптимальной конфигурации коммуни-кативных сетей; 3) предусматривать современное и надежное техническое обеспечение коммуникативных потоков; 4) создавать систему обучения сотрудников методам и принципам эффективной коммуникации.
|