![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон распределения скоростей при турбулентном движении.
У стенок трубы скорости принимаются нулевыми, к центру (оси трубы) они постепенно увеличиваются, т.е. у стенок трубы создается ламинарный слой небольшой толщины δ, за пределами которого располагается центральная основная часть потока – турбулентное ядро. В связи с малыми скоростями течения в ламинарном (пристенном) слое скорости быстро нарастают, градиент скорости велик, и его можно приближенно считать величиной постоянной. В пределах центрального ядра турбулентное течение и изменение скоростей происходят не так интенсивно. Иллюстрация такой схемы показана на рис. 13. Будем рассматривать закон распределения осредненных скоростей в центральном турбулентном ядре. Для установления этого закона надо иметь зависимость касательного напряжения Воспользуемся формулой (33). Входящие в нее пульсационные компоненты
где коэффициенты k1 и k2 должны иметь линейную размерность Тогда из (33) после подстановки получим: Произведение двух коэффициентов k1, k2 можно заменить одним множителем и написать:
где l, так же как и коэффициенты k1 и k2 имеет линейную размерность:
Эта формула принадлежит Прандтлю. Введенный множитель l Прандтль назвал длиной пути перемешивания, понимая этот путь как расстояние, проходимое частицей с начальной скоростью Касательное напряжение
Эту формулу можно записать иначе:
Легко видеть, что выражение
можно записать:
Уравнение (36) ( При больших числах Re вдали от стенок касательное напряжение зависит в основном от турбулентного состояния потока ( Рассмотрим распределение скоростей в условиях, когда можно пренебречь Извлекая квадратный корень из уравнения (34) и решая относительно
Для интегрирования этого уравнения Прандтль ограничивает пределы интегрирования пространством от ламинарного пристенного слоя внутрь турбулентного ядра, принимая
где коэффициент После подстановки получим дифференциальное уравнение
где Интегрируя (38) находим:
Итак, распределение скорости Поскольку величина Эту скорость в отечественной литературе обычно именуют динамической скоростью (по М. Н. Великанову). Пользуясь основным уравнением равномерного движения (7), можем определять u*, м/с, иначе:
Используя понятие динамической скорости, (39) запишем проще:
Определим значение постоянной С. Значение постоянной интегрирования С находим по граничным условиям. Для турбулентного ядра имеем две границы: первая – наружная поверхность перехода ламинарного течения у стенки в турбулентный, отстоящая от оси трубы на расстоянии В соответствии с этим получи на оси
Определив отсюда С, получим (41) в таком виде:
Для построения эпюры скоростей по этому уравнению надо иметь в виду, что координата z лежит в пределах
где Определим толщину ламинарной пленки Известно, что Поэтому
По опытным данным
Очевидно тогда, что Из (43) видно, что толщина ламинарного слоя уменьшается с увеличением гидравлического уклона, а так как число Среднюю скорость определим по формуле Расход
Скорость
Элементарная площадка сечении трубы
Итак, расход
Интегрируя, получаем:
Тогда средняя скорость
Обозначив 3/(2 x)=D, получим из (5.44)
или
По своему физическому смыслу D представляет недостачу средней скорости до максимальной (определенной в безразмерной форме), поэтому эта величина и получила название дефицит скорости. Опыты показывают, что дефицит скорости оказывается мало изменяемой величиной, и её можно считать постоянной, что и надо было ожидать, так как D зависит только от универсальной постоянной Прандтля x. Если принять x =0, 40, то для дефицита скорости D получим:
Примечание. Многочисленные опыты показали, что универсальная постоянная Прандтля x колеблется приблизительно в пределах 0, 3< x < 0, 45, а дефицит скорости в пределах 3, 3< D< 4. Потерянный напор в трубах определяется по формуле Дарси-Вейсбаха
Входящий в эту формулу коэффициент сопротивления λ при ламинарном движении (24) равен 64/Re, т.е. зависит только от числа Рейнольдса. При турбулентном движении он зависит от многих факторов, при этом зависимость от числа Рейнольдса оказывается более сложной. Вводя в формулу Дарси-Вейсбаха взамен диаметра d гидравлический радиус R (равный R=d/4) и учитывая известное соотношение
а так как или после извлечения квадратного корня
С учетом формулы (5.44а) можно записать и так:
Но поскольку неизвестно отношение
Здесь, как известно, Определим отношение но так как
Тогда (47) можно записать так:
С учетом (48) перепишем формулу (5.46) в таком виде (переходя к десятичным логарифмам):
или в самой общей форме (формула Прандтля)
Здесь числовые значения А и В зависят от принятого значения x, при x =0, 4 получим:
На основе экспериментальных исследований Никурадзе формула Прандтля получила окончательный вид:
при x =0, 45
На основании опытных данных получена более удобная формула (формула Конакова): рис. 14 Формула Прандтля (50) получена теоретическим путем в предположении, что толщина пристенного ламинарного слоя δ больше высоты выступов шероховатости ε (рис. 14), благодаря чему пристенный слой как бы устраняет влияние выступов на развитие водоворотных образований турбулентного потока. Однако во многих случаях это условие не соблюдается. Толщина пристенного слоя δ уменьшается с увеличением числа Re, поэтому в одной и той же трубе с данной неизменной шероховатостью, но с увеличением расхода Q, а следовательно, с увеличением Re наступает нарушение условия
|