Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон распределения скоростей при турбулентном движении.
Прандтль при установлении закона распределения скоростей принял следующую схему течения в трубопроводе. У стенок трубы скорости принимаются нулевыми, к центру (оси трубы) они постепенно увеличиваются, т.е. у стенок трубы создается ламинарный слой небольшой толщины δ, за пределами которого располагается центральная основная часть потока – турбулентное ядро. В связи с малыми скоростями течения в ламинарном (пристенном) слое скорости быстро нарастают, градиент скорости велик, и его можно приближенно считать величиной постоянной. В пределах центрального ядра турбулентное течение и изменение скоростей происходят не так интенсивно. Иллюстрация такой схемы показана на рис. 13. Будем рассматривать закон распределения осредненных скоростей в центральном турбулентном ядре. Для установления этого закона надо иметь зависимость касательного напряжения от градиента скорости (так же как и при решении этого вопроса при ламинарном движении), т.е. . Тогда, интегрируя такое дифференциальное уравнения, получаем искомую зависимость Воспользуемся формулой (33). Входящие в нее пульсационные компоненты и по физической природе зависят от градиента скорости dux/dz, но такая зависимость неизвестна. Поэтому введем гипотезу и , где коэффициенты k1 и k2 должны иметь линейную размерность Тогда из (33) после подстановки получим: Произведение двух коэффициентов k1, k2 можно заменить одним множителем и написать: , где l, так же как и коэффициенты k1 и k2 имеет линейную размерность: (34) Эта формула принадлежит Прандтлю. Введенный множитель l Прандтль назвал длиной пути перемешивания, понимая этот путь как расстояние, проходимое частицей с начальной скоростью для приобретения скорости того слоя с координатой z, в который внедряется эта частица. Касательное напряжение , определяемое (34), не зависит от вязкости, но в реальных условиях при неравномерном распределении скоростей в поперечном сечении (т.е. при наличии градиентов скорости) возникает и вязкостное касательное напряжение (как и при ламинарном движении) и, следовательно, результативно полное касательное напряжение . Эту формулу можно записать иначе: . (35) Легко видеть, что выражение играет роль вязкости турбулентного потока (подобно вязкости для ламинарных потоков), тогда, обозначив , можно записать: . (36) Уравнение (36) ( - вязкость при турбулентном движении) было предложено Буссинеском в 70-х годах прошлого века без теоретического обоснования, а по аналогии с законом Ньютона . При больших числах Re вдали от стенок касательное напряжение зависит в основном от турбулентного состояния потока () и наоборот. Рассмотрим распределение скоростей в условиях, когда можно пренебречь , т.е. касательным напряжение вязкости. Извлекая квадратный корень из уравнения (34) и решая относительно получаем: . Для интегрирования этого уравнения Прандтль ограничивает пределы интегрирования пространством от ламинарного пристенного слоя внутрь турбулентного ядра, принимая и линейную зависимость l от координаты z в виде , (37) где коэффициент и называется по Прандтлю универсальной постоянной, а - касательное напряжение на стенке, определяемое по (7). ПО опытам Никурадзе . После подстановки получим дифференциальное уравнение , (38) где Интегрируя (38) находим: . (39) Итак, распределение скорости по нормали к стенке трубы подчиняется логарифмическому закону. Поскольку величина выражается в м/с, т.е. единице скорости, Прандтль ввел понятие скорость касательного напряжения, обозначив её u* (40) Эту скорость в отечественной литературе обычно именуют динамической скоростью (по М. Н. Великанову). Пользуясь основным уравнением равномерного движения (7), можем определять u*, м/с, иначе: (40а) Используя понятие динамической скорости, (39) запишем проще: . (41) Определим значение постоянной С. Значение постоянной интегрирования С находим по граничным условиям. Для турбулентного ядра имеем две границы: первая – наружная поверхность перехода ламинарного течения у стенки в турбулентный, отстоящая от оси трубы на расстоянии , и вторая – внутренняя, также цилиндрическая, вырождающаяся с приближением к центру в осевую линию трубопровода. На оси имеет место максимальная скорость , а на границе ламинарного слоя В соответствии с этим получи на оси и , и тогда . Определив отсюда С, получим (41) в таком виде: . Для построения эпюры скоростей по этому уравнению надо иметь в виду, что координата z лежит в пределах , где - толщина пристенного ламинарного слоя (ламинарной пленки). Определим толщину ламинарной пленки . Известно, что или , но и . Поэтому или . По опытным данным , сходная по структуре с числом Re, равна 11, 6. Обозначив , найдем толщину пленки . (43) Очевидно тогда, что . Из (43) видно, что толщина ламинарного слоя уменьшается с увеличением гидравлического уклона, а так как число при этом возрастает, то толщина δ убывает с увеличением Re. Среднюю скорость определим по формуле . Расход . Скорость можно определить по (42), так как z=r0-r, то . Элементарная площадка сечении трубы . Итак, расход . Интегрируя, получаем: . Тогда средняя скорость (44) Обозначив 3/(2 x)=D, получим из (5.44) (44а) или (45) По своему физическому смыслу D представляет недостачу средней скорости до максимальной (определенной в безразмерной форме), поэтому эта величина и получила название дефицит скорости. Опыты показывают, что дефицит скорости оказывается мало изменяемой величиной, и её можно считать постоянной, что и надо было ожидать, так как D зависит только от универсальной постоянной Прандтля x. Если принять x =0, 40, то для дефицита скорости D получим: . Примечание. Многочисленные опыты показали, что универсальная постоянная Прандтля x колеблется приблизительно в пределах 0, 3< x < 0, 45, а дефицит скорости в пределах 3, 3< D< 4. Потерянный напор в трубах определяется по формуле Дарси-Вейсбаха . Входящий в эту формулу коэффициент сопротивления λ при ламинарном движении (24) равен 64/Re, т.е. зависит только от числа Рейнольдса. При турбулентном движении он зависит от многих факторов, при этом зависимость от числа Рейнольдса оказывается более сложной. Вводя в формулу Дарси-Вейсбаха взамен диаметра d гидравлический радиус R (равный R=d/4) и учитывая известное соотношение , можем записать , а так как , то или после извлечения квадратного корня . С учетом формулы (5.44а) можно записать и так: . (46) Но поскольку неизвестно отношение для вычисления λ по этой формуле, произведем некоторые преобразования. Из формулы (5.42) имеем: . (47) Здесь, как известно, . Определим отношение : но так как , то . Тогда (47) можно записать так: (48) С учетом (48) перепишем формулу (5.46) в таком виде (переходя к десятичным логарифмам): (49) или в самой общей форме (формула Прандтля) . (49а) Здесь числовые значения А и В зависят от принятого значения x, при x =0, 4 получим: . На основе экспериментальных исследований Никурадзе формула Прандтля получила окончательный вид: . (50) при x =0, 45 . На основании опытных данных получена более удобная формула (формула Конакова): рис. 14 (51) Формула Прандтля (50) получена теоретическим путем в предположении, что толщина пристенного ламинарного слоя δ больше высоты выступов шероховатости ε (рис. 14), благодаря чему пристенный слой как бы устраняет влияние выступов на развитие водоворотных образований турбулентного потока. Однако во многих случаях это условие не соблюдается. Толщина пристенного слоя δ уменьшается с увеличением числа Re, поэтому в одной и той же трубе с данной неизменной шероховатостью, но с увеличением расхода Q, а следовательно, с увеличением Re наступает нарушение условия и шероховатость начинает оказывать свое влияние. При очень больших числах Re шероховатость играет большую и даже решающую роль.
|