![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры в сказкотерапииСтр 1 из 18Следующая ⇒
Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и ограниченные возможности жизнедеятельности....................... 100 1. Игры с пуговицами........................................................ 101 2. Рыбалка........................................................................ 103 3. Аквариум...................................................................... 103 4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104 5. Пуговичное лото............................................................ 105 Игры со спичками.............................................................................. 111 1. Знакомая незнакомка..................................................... 111 2. История одной спички................................................... 112 3. Спичечный узор............................................................ 113 Коммуникативные игры.................................................................... 115 1. Обыкновенное чудо........................................................ 115 2. Камень и веревка........................................................... 118 3. Волшебные руки............................................................ 120 4. Глина и скульптор......................................................... 121 5. Групповая скульптура....................................................122 6. Чудесные пироги........................................................... 123 7. Моя ладонь................................................................... 124 8. Ладонь друга................................................................. 125 Игры в песочнице............................................................................... 128 Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................130 1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141 2. Серия игр «Песочная грамота».......................................175 3. Познавательные игры.....................................................199 4. История России в играх на песке.....................................202 5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207 ИГРЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ Материал этой книги уже видел свет в «Практикуме по креативной терапии». Данное издание — новая жизнь игр сказочной страны. Несколько слов об игре Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима... К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы. Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век». По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов — детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство — это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой — играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», — говаривали русские люди. Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!» Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Воистину — «играть — значит жить!» «Вся жизнь — игра!» — эта фраза из «Пиковой Дамы» А. С. Пушкина сопровождает нас уже второе столетие. Но «...Жизнь дается нам один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — и эти слова Николая Островского прочно укрепились в сознании людей советской эпохи. Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни — одно из главных положений русской народной педагогики. Однако, многим современным родителям и педагогам оно кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные — например: восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где о» должен занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребенка. Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ей внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и психологам, раскрытие тайн детских игр? Ответ на этот вопрос мы будем искать в трудах мыслителей разных эпох. В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимологически близко к понятию воспитание, что и использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы снискать к себе благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. Он пишет: «...любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают, то скачут, находят удовольствие в плясках и играх. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием...» 1. Итак, по Платону, игра — источник удовольствия. Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил ее за развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду. По его словам «...в идеальном государстве люди способны предаваться прекраснейшим играм...». И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Шиллер, боготворивший красоту во всех ее проявлениях, считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре. По мнению Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет...», и «игра — свободное самостоятельное раскрытие всех сил человека, его сущности»2. Э. Геккель и С. Холл в труде «Инстинкты и чувства в юношеском возрасте»3 выдвигали тезис о том, что в силу биогенетического закона в детских играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства, кочевничества, земледелия, собиратель- 1 Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. 2 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. 3 Работа вышла в Петрограде в 1920 году. ства. Таким образом, считали эти ученые, игра не что иное, как «своеобразный атавизм биологических и культурных предков». Русский педагог начала XX века Н. В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...»4. Так значит, игра и призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно важных действиях, поступках, ценностях. А что же по этому поводу говорил американский психолог и психиатр Э. Берн? «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом..., но обладающими скрытой мотивацией, короче говоря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку, какой-то подвох». Вывод Э. Берна о значении игры прост и актуален: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть, и как в них играть»5. В своей книге «Человек играющий» Й. Хейзинг приходит к важнейшему выводу, что игра — это необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Блестящий российский психолог, исследователь игры, Д. Б. Эль-конин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Д. Эль-конин трактует игру как деятельность, возникающую на 4 Шелгунов Н. В. Соч. Т. 1. СПб., 1904 г. 6 Берн Э. Игры, в которые играют люди. С. 46. определенном этапе онтогенеза, как одну из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых. Что может быть прекраснее детской игры? И что может быть более важным, чем детская игра? Игра — это прежде всего работа фантазии, «...а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить познавательному мышлению; так как в последнем материале восприятия перерабатываются мысли, в которых нами усваивается истина, а в работе фантазии материал нашего эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвоения идеалов...»в. По словам В. Зеньковского, «игры, в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач. Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства, тому изменению реальности, которое непременно имеет место при игре, и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта нет и игры...». Конечно же, большинство игр служат прежде всего интересам чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные детские игры). Именно благодаря этому игры становятся важнейшим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность, и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души функции. 6 Зенъковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, «Деловая книга», 1995. Как отмечает О. С. Газман7, «игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем; с одной стороны, она дарит сиюминутную радость и служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, а с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма». Детская игра «...оказывает важное воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем», — делает вывод исследователь детской игры С. А. Шмаков 8. Интересна и важна позиция академика И. С. Кона: «Что такое игра, мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного законченного определения, которое исчерпывало бы весь объем понятия, все мои интуитивные представления об игре. Почему бы, действительно, не представить ее... механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не случайно такой тонкий психолог, как Д. Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют " самость", собирание ребенком своего " Я"». Итак, игра — наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. 7 Газман О. С. «Каникулы. Игра. Воспитание». М., 1988. 8 Шмаков С. А. «Игры учащихся — феномен культуры». М., 1994.
|