![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ах, дедушка, где ты берешь силы, чтобы преодолевать такие расстояния, побеждать врагови находить друзей?» — спрашивала Крошка.
Ты знаешь, милая деточка, в моем пути, действительно, бывали такие моменты, когда меня покидали физические и духовные силы, когда я терял веру в себя, в правильность и важность выбранного пути. В часы горестных раздумий, болезни и страха мне помогал мой Волшебный Круг. Его я ношу всегда с собой». Покажи мне, пожалуйста, свой Волшебный Круг!» — робко попросила Крошка. Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки Волшебный Круг. На секунду прижал старик к своей груди этот Круг и бережно протянул его девчушке. С трепетом разглядывала она потрепанную ленту. Да, да, это была старая, потрепанная лента, давно потерявшая свой первоначальный цвет. Концы ее были связаны в тугой узел, образуя круг. «Дедушка, милый, можешь ли ты открыть мне тайну своего Волшебного Круга?» — спросила Крошка. «Давным-давно, когда я еще был совсем юн и неопытен, решил я в одиночку отправиться в Путь. В Путь по дороге жизни. Мне было очень важно понять, в чем моя сила, а в чем слабость, что я уже знаю, а что предстоит еще узнать, чем я могу помочь нуждающимся, а в чем нуждаюсь сам. Нелегкий предстоял мне путь. Тогда мои друзья, с которыми я делил радости и утехи молодецкой жизни, снарядили меня в дорогу. Один из них поднес мне перо и чернила, чтобы я смог посылать весточки о себе; другой принес холщовый мешочек с горстью родной земли, чтобы я не забывал о Родине; третий — десяток пшеничных зерен, чтоб я не погиб с голоду; а самый близкий и верный друг подал мне голубую ленту... Подал и попросил связать концы этой трехметровой ленты в тугой узел. Таким образом, в моих руках оказался круг. И в этот круг, взявшись за ленту молодыми, крепкими, надежными руками, встали мои друзья. И Круг в их руках ожил. Он был и бескрайним морем, и плотом, и пропастью, и переправой, и колодцем с живой водой, и палящим солнцем, и спасительным шатром. Круг в руках моих верных друзей стал Волшебным. Ведь он показал мне трудности, препятствия, ожидающие меня на Пути и способы их преодоления. Как зеницу ока берегу я его. Если бы ты знала, милая моя девочка, из каких только передряг не вытягивал меня этот Волшебный Круг. Я силен благодаря бесценному дару моих друзей!» «Какой ты счастливый, дедушка! Как это важно в жизни — иметь таких друзей и заслужить их бесценный дар!» — промолвила Крошка и пригорюнилась. «Я пришел сегодня к вашему огню для того, чтобы преподнести тебе эту голубую ленту. Она цвета твоих глаз, мечты, бескрайних морей, бездонного неба и самых нежных на земле цветов — незабудок. Возьми ее, она твоя. Придет время, и ты, своими не- жными и сильными руками, свяжешь концы ленты в тугой узел. И лента станет Волшебным кругом, в который встанут друзья. Встанут для того, чтобы одарить тебя силой добра и любви, придать смелости твоим мечтам и поступкам, отправить тебя по Великому Пути Познания и побед. Я знаю, что это время не за горами!» Не успела Крошка поблагодарить старика, как тот исчез. А в руках девчушки осталась голубая лента, очень похожая на ту, которая сейчас в моих руках. Удивительные подарки преподносит нам жизнь! Еще вчера Крошка не помышляла о счастье, а сегодня, держа в руках подарок странного старика, ощущала прилив неведомых ранее чувств. И понеслись быстрокрылые мечты, прокладывая дорогу Жизни... Много с тех пор прошло времени, Крошка выросла, превратилась в красивую девушку. Судьба ее сложилась благополучно. Хотя имя ее и не мелькало в заголовках газет, благодарные уста не раз произносили его. Ибо обладала она удивительным даром Доброты, который согревал души тех, кому это было нужно. А подарок странного старика, таким чудесным образом изменивший ее жизнь, она хранила, как талисман, рассказывая умеющим слушать его историю. Вы спросите, не тот ли Волшебный Круг у меня в руках сейчас. Кто знает, дорогие друзья... Но, похоже, нам сегодня предстоит познать его волшебную силу. Ход игры Ведущий протягивает ленту одному из игроков группы. Тому, кому сейчас, по мнению ведущего, больше всех необходима помощь и поддержка участников группы. Или тому, кто пожелает сам. И просит его связать концы ленты в тугой узел. Затем участникам игры предлагается взяться за ленточный круг руками так, чтобы все разместились в кругу. Держаться за ленточный круг можно двумя руками или одной рукой, если участников игры много. В этом случае участники игры располагаются друг за другом, «боком в круг». Ведущий: «Дорогие друзья, в ваших сильных, крепких, трепетных и мужественных руках — круг. И в вашей воле и власти сотворить чудо и волшебство, насытив круг своей энергией, передав ему тепло и уверенность, чуткость и надежность ваших сердец и рук. Для этого необходимо сначала «познакомиться, подружиться» с кругом, обследовав, ощупав его. Можно попытаться круг растянуть, раскачать. Что вы чувствуете при этом?» Ребята: «Лента круга шершавая и прочная, не знаю, можно ли ее растянуть?» «А давайте попробуем! Только все вместе, на счет " раз, два, три! "» Участники игры, держась за ленту обеими руками, слегка откидываются назад, при этом растягивая круг. Затем так же, на счет «раз, два, три» возвращаются обратно. «Здорово! Такое впечатление, что Круг нас всех объединил и удерживает вместе!» «Мы все вместе благодаря этому кругу!» «Давайте еще разок повторим это действие. Это было чудесно!» «А если круг раскачать? Что будет?» Ведущий: «Круг в ваших руках, и вы можете делать с ним все, что захотите...» Сюжет первый Ребята раскачивают круг, сначала хаотично, а затем прислушиваются друг к другу и пытаются «поймать» общий ритм движения, и вот уже кто-то отсчитывает ритм, а кто-то тихонько напевает: «Изгиб гитары желтой я обнимаю нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь, (и многие подхватывают) Качнется купол неба большой и звездно-снежный, Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!» Ребята: «Здорово как! Мы все в море, на корабле...» «А может быть это плот?!» «Давайте, сделаем шторм!» «Давайте!» Ребята раскачивают круг, создавая эффект набегающей крутой волны. При этом одни участники игры, стоящие рядом, удерживают круг в неподвижном положении, другие приподнимают его вверх, рядом стоящие некоторое время удерживают его в неподвижном положении наверху, а другие резко опускают круг вниз. Создается волна. Действия ребят непрерывные и ритмичные. Они по желанию могут замедлить или ускорить «бег волны». Ведущий постоянно комментирует действия ребят, иногда провоцируя на иное развитие игрового процесса. Например, так. Ведущий: «Бескрайнее море. Только несколько мгновений назад оно было спокойным и безмятежным. Но вот налетел сильный ветер, или разгневался Бог морей Нептун, и от морской глади не осталось и следа. Одна волна набегает на другую, грозя захлестнуть собой все, что встретит на своем пути. Жутко становится от разыгравшейся морской стихии. Но вот на гребне волны показался плот, а на плоту... А на этом плоту десяток испуганных, дрожащих от ужаса людей. Они только что пережили кораблекрушение. И сейчас, находясь на плоту, вцепились друг в друга мертвой хваткой и ожидают неминуемой гибели. Что же делать, неужели ничто их не спасет? Как им поступить?» И вот уже круг в руках участников игры превращается в плот. Ребята становятся внутрь круга, тесно прижавшись друг к другу, стараясь расположиться так, чтобы каждому хватило места в кругу. Ведущий продолжает комментировать: «На этом плоту слышны возгласы и отчаянья, и восторга. Я слышу какое-то сопение и толкание, что ж, видимо нельзя обойтись без этого, ведь каждому хочется занять место поудобнее и побезопаснее, чтобы не смыло набежавшей волной в открытое море. Быть может, стоит подумать о том, как разместить группу на плоту так, чтоб ее не смыло в море? Какие есть у вас предложения?» Ребята: «Да, ладно, и так хорошо. Главное крепче держаться!» «И не толкаться! И не дергаться!» «Попробуй не дергаться, когда плот по волнам скачет!» «Я знаю! Надо маленьких и слабых в центр поставить, девчонок, например, а сильных с краю!» «Точно, давайте так и встанем!» Ребята группируются так, как решили. Ведущий: «Шторм усиливается, и группа, стоящая на плоту во весь рост, теряет свою устойчивость. Что делать, что предпринять?» Ребята: «Надо сесть, и тогда мы сможем сцепиться не только руками, но и ногами...» «Да, и мы не будем так высоко возвышаться над волной...» «Тогда уж вообще надо лечь и уцепиться каждому за край плота, как бы слиться с ним. Тогда точно можно будет удержаться на плоту!» «А хватит ли нам места?» «Давайте пробовать!» Ребята стараются найти оптимальное решение, разместив на плоту всех участников игры. Варианты обыгрываются разные. Быстро убеждаются в том, что площадь круга незначительна, и лежа все игроки разместиться на ней не смогут. А укладываться в несколько ярусов — довольно весело и забавно, но устойчивость плота при этом снижается. Тогда отрабатывают вариант размещения сидя. Тесно прижавшись друг к другу, переплетаются руками и ногами, более легких сажают на ноги крепышам. Затем принимают решение, что находясь на гребне волны, можно всем одновременно группироваться, то есть наклоняться вперед, как бы складываясь пополам, а на нижней точке волны распрямляться. Долго этот вопрос дискутировался. Ребята рисовали на доске и волны, и плот, пытаясь представить, как же это будет происходить наяву. И пришли к выводу, что идея замечательная, только действовать надо наоборот, на гребне волны — распрямляться, а при взлете и падении — группироваться. Ведущий: «Благодаря решительным и мудрым действиям потерпевшим кораблекрушение людям удалось спастись. И через некоторое время волны выбросили их на скалистый остров. Усталые, измученные борьбой со стихией люди в изнеможении растянулись на твердой, надежной поверхности. Впервые за несколько дней они позволили себе расслабиться и отдохнуть. А затем решили поделиться своими впечатлениями о том, что пережили. Интересно узнать, о чем говорили спасшиеся люди, кого благодарили, о чем сожалели, какие качества открыли в себе и в других, в какие ценности поверили?» Ребята: «Вместе не так страшно!» «Ага, не страшно, потому что мы не ссорились, даже когда спорили. А если бы мы разругались, то расцепили бы свои руки и погибли». «Нет, несколько раз мы готовы были разругаться, но Коля не дал». Ведущий: «Каким образом?» Ребята: «А он предложил посадить самых легких ребят на колени». «Да, мы поняли, что нам не поместиться всем и сидя». «И уже мне не хотелось играть дальше». «Наверно, хорошо, что мы не стали слушать тех, кто предлагал ничего не менять, а просто держаться крепче...» «Да, мы постоянно искали, как сделать так, чтобы было удобно всем и хорошо, что мы слушали друг друга». Ведущий: «Как интересно! Если я вас правильно поняла, то очень важно прислушиваться друг к другу, принимать во внимание мнение каждого, не отказывать в рассмотрении любого предложения и вместе спокойно искать выход из создавшейся ситуации?» Ребята: «Да! Много было предложений, мы пробовали и нашли». «Мне понравилось!» «Мне тоже, хотя сначала я думал, что все это очень глупо. Ведь это не море и не плот, а просто игра. А потом ничего, увлекся». Ведущий: «И не просто увлекся, а давал очень ценные рекомендации, и не исключено, что именно благодаря тебе ребята справились со своей задачей». Ребята: «Все помогали, все думали». «Ура, мы на суше! Давайте играть дальше!» Ведущий: «Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, нам необходимо выяснить, чему каждый из вас научился, " борясь со стихией"». Приведем лишь некоторые высказывания ребят и комментарии ведущего. Сережа Ш.: «Я не знаю, вроде я все это умел». Ведущий: «Что это? Уточни, пожалуйста!» Сережа Ш.: «Я всегда думаю, когда что-то делаю. Или делаю, а потом думаю. И тут я думал вместе со всеми». Ведущий: «Умница! Золотые слова: " Я думал вместе со всеми". Мне кажется, что ты начинаешь приобретать очень ценное качество — умение слушать и слышать других. Спасибо!» Женя Т.: «А я теперь знаю, что каждому нужно, чтобы ему было хорошо и удобно. И со всеми можно договориться». Ведущий: «Видимо, ты хочешь сказать, что при желании всегда можно создать комфортные условия для каждого человека, несмотря на то, что на первый взгляд это кажется нереальным?» Женя Т.: «Да, я это теперь знаю. Нужно только терпение, чтоб не разодраться и не нагрубить. У меня это терпение есть. Немного, пока...» Ведущий: «Спасибо, Женя, за твое терпение и такт, который ты проявил в этом испытании». Саша 3.: «Я понял, что не надо сразу отказываться от игры, не надо торопиться. И все нужно пробовать до конца, ну то, что предлагали ребята». Ведущий: «Как верно ты подметил! Бывают такие ситуации, которые кажутся безвыходными. И, кажется, проще всего отказаться от борьбы, и как поется в песне: "... Пора открыть кингстоны, К добру не привели проказы на воде..." Но пойти на дно мы ведь всегда успеем, может стоит немного побороться?! И сегодня в игре ты отстоял свое " право на жизнь", принимая участие в борьбе за устойчивость плота». Света X.: «Мне просто нравилось играть с ребятами. Я тоже им помогала, советовала, как встать на плоту, как сесть. И они меня слушали». Ведущий: «Как важно быть услышанной и понятой. Как это чудесно, когда к твоему мнению прислушиваются, благодарят за участие и помощь. Тогда общение приносит и радость, и пользу. Итак, это опасное путешествие на плоту научило нас многому: — слышать и слушать другого; — учитывать интересы и желания каждого из нас; — терпению и вниманию; — не отказываться от борьбы; — работать в группе и принимать коллективные решения...» Комментарий. Итак, логическая точка в игре поставлена. Отработан, прожит один из сюжетных образов. Ребята моделировали ситуацию катастрофы и искали пути выхода из нее. В спорах и сомненьях рождались решения, которые тут же были подвергнуты практическому испытанию. Игра обсуждена. Подведены некие итоги. Дан ответ на вопрос «Чему вас научила игра?» На этом занятие можно завершить, но если позволяет время и есть желание, то...ИСПЫТАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ. Они плавно вытекают одно из другого. Сюжет второй Ведущий: «Оказавшись на скалистом берегу, немного передохнув, собравшись с силами, группа путешественников приступила к разработке " тактического плана". Что же делать дальше? Может, остаться на берегу в ожидании проходящего мимо острова судна? Или двигаться вглубь острова, чтобы исследовать тот мир, в котором оказались? Какое принять решение? Очень важно взвесить все " за" и " против", ведь это решение может оказаться судьбоносным!». Маленькое замечание. Пусть Вас, как ведущего, не пугают ни поднявшийся крик, ни затянувшаяся молчаливая пауза. В любом случае стоит немного подождать, дать время ребятам «нащупать» нить взаимодействия, чтобы использовать уже полученный ранее игровой опыт проведения дебатов и «Шести шляп». Если же игроки «увязли» в пустых спорах, то необходимо будет напомнить им о том багаже, который уже ими приобретен, но доселе не использовался. Итак, спустя какое-то время решение принято. Допустим, что ребята, взвесив все «за» и «против», решили отказаться от исследования острова и остаться на берегу. Ведущий: «Наши путешественники остались на берегу. Ведь так важно не пропустить то спасительное судно, которое когда-нибудь пройдет мимо этого острова. Однако, ожидание спасения может занять как несколько дней, так и несколько лет. Пока ждешь помощи, необходимо питаться, пить пресную воду, иметь хоть какое-то надежное укрытие от непогоды и нежданных гостей. Ведь кругом только песок, скалы и где-то вдалеке виднеется лесная растительность. И то место, где оказались путешественники, отнюдь не тропический, жаркий, плодоносный остров, где на головы всем с утра до вечера падают бананы и кокосы. А суровый скалистый край, обдуваемый холодными ветрами. В руках наших путешественников оказались. Круг, сделанный из обыкновенной корсажной ленты; перо, бумага и чернильница; мешочек с горстью род- ной земли и десяток пшеничных зерен. Что же делать? Как использовать эти, ставшие бесценными, предметы, с максимальной пользой?» Ведущий дает участникам игры семь минут на обсуждение поставленных проблем. По истечении отведенного времени ребята должны будут показать, как можно использовать Круг для рыболовства и охоты, строительства и защиты территории от нападения. Можно предложить ребятам разделиться на творческие группы, которые и будут разрабатывать одну из проблем. По истечении отпущенного времени творческие группы делятся своими наработками. Причем, все то, что придумано, важно разыграть с помощью пантомимических этюдов или провести «Практический семинар» по использованию Круга и других даров в различных экстремальных условиях. Примеры рассуждений ребят: Оказывается, что из круга можно «сплести» рыболовную сеть. И два рыбака, держась за края сети, должны стоять в воде по пояс в ожидании улова. А могут и поплавать с этой импровизированной сетью. В любом случае, утверждают ребята, шансы на успех есть. Еще из Круга можно сделать садок и укрепить его на дне с помощью валунов. «Берег скалистый, — рассуждали ребята, — поэтому камни на берегу найдутся. Главное — найти то место, куда на отмель " приходят" нереститься рыбы». «Еще из Круга надо сделать силки для ловли птиц. Ведь на скалистых берегах так много птиц, которые устраивают себе гнездовье». Ведущий: «Продемонстрируйте, пожалуйста, как из Круга можно сделать садок для ловли рыбы и силок для ловли птиц. Замечательно! А как вы будете ловить рыб и птиц на этом острове? Молодцы!.. Итак, у вас уже есть и рыба, и дичь. Можно приступать к приготовлению пищи. Но что же для этого надо?» Ребята: «Выложить очаг из камней и внутри развести огонь. Камнями мы будем высекать искры. В очаге мы подожжем крепкие и толстые сухие стебли травы, которой так много на берегу. Мы сможем печь рыбу и птицу в горячих камнях или жарить ее на нагретом камне». «Пить мы будем росу или дождевую воду, которую будем собирать в чашу, сплетенную из морских водорослей. Дно и края этой чаши проложим широкими листьями водных растений». «А еще мы придумали, как добывать соль! Надо поливать морской, соленой водой горячие камни. Вода выпарится, а соль останется. Ее можно собирать в тот холщовый мешочек, в котором хранится родная земля». «Земля нам будет нужна для того, чтобы вырастить пшеницу. Вокруг только песок, а на песке почти ничего не растет. Мы из камней сделаем небольшой горшок. Смешаем землю с небольшим количеством песка и посадим зерна пшеницы. Будем их поливать, и они дадут всходы. Скоро будет и урожай». «И урожай будет хороший, потому что на острове много птиц. Значит много птичьего помета. Это хорошее удобрение». (Ребята смеются.) «У нас все продумано. И все по науке!» Ведущий: «Я вижу, что вы решили обосноваться на острове основательно!» Ребята: «Никто не знает, когда мы сможем отсюда выбраться!»
|