Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проективные техники исследования
В последнее время большое распространение получают проективные техники исследования. Суть проективной техники состоит в том, что исследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует, прежде всего, в зависимости от личного смысла этой ситуации, от собственного видения сложившейся обстановки, от психического состояния, прошлого жизненного опыта, доминирующего мотива. Уникальность проективных методик заключается главным образом в возможности изучать целостную личность, включая неосознаваемые механизмы поведения, поступков и действий, а также вытесняемые из сферы сознания, но, тем не менее, присутствующие социально неприемлемые личностью свойства, мотивы, внутриличностные и межличностные конфликты. Ряд особенностей построения проективных методик и организации самого обследования значительно расширяет диапазон их применения. Один из основных отличительных признаков проективного исследования заключен в предъявлении обследуемому неструктурированного или мало структурированного, неопределенного стимула, например чернильного пятна, цветной карточки, эпизода взаимодействия между людьми, вырванного из общего контекста события, нескольких звуков и т. п. Именно неопределенность побуждает обследуемого оценивать стимул не с точки зрения его объективного содержания (например, длина световой волны), а исходя из субъективного отношения к нему, из личного принятия или непринятия. Неопределенность создает возможность многозначной трактовки предъявленного материала. Попав в неопределенную ситуацию, человек старается организовать свое поведение, ориентируясь главным образом на собственные чувства, мотивы и собственное Я. Неопределенность стимула порождает ряд других особенностей проективной диагностики: ответы обследуемого не ограничиваются ни по времени, ни по содержанию, ни по объему. Отсюда высокая вариативность индивидуальных ответов на один и тот же стимул. Таким образом, проективная техника, как никакой другой психодиагностический прием, максимально приближается к раскрытию индивидуальности. Этому способствует также и отсутствие «правильных» и «неправильных» ответов, раскрепощающее человека в проявлении своего Я, в самовыражении. Неопределенность, многозначность проективного метода усиливает специальным образом формулируемая инструкция, цель которой — максимально замаскировать истинную цель исследования и предоставить человеку возможность, не осознавая того, включать механизмы идентификации себя с «героем» теста. Практика психодиагностики показывает, что наибольшей популярностью пользуются проективные рисуночные методики. Разнообразие рисуночных методик поражает: от рисования дерева (Кох, 1949) до рисования истории (Силвер, 1987). Сегодня рисуночные пробы используются для выявления личностного смысла лжи, лени, скуки, зависти, добра, зла и т. п. В практике западной психодиагностики хорошо известны и широко применяются следующие рисуночные методики: «Свободный чертеж ограниченной протяженности» (Абель, 1938); «Тест разработки символа» (Кроут, 1950); рисуночный тест (Вартегга, 1953); •методика «Нарисуй историю» (Силвер, 1987); методика «Лица и эмоции» (Джахез, Анши, 1990); тест «Детская рука, которая беспокоит» (Давиде, 1994) и т. п..В нашей стране наиболее популярна методика Ф. Гудинаф «Нарисуй человека», методика В. Вульфа «Нарисуй свою семью», методика М. 3. Друкаревича «Несуществующее животное», методика Дж. Бука «Дом, Дерево, человек», которые чаще всего встречаются психодиагностических комплексах, направленных на решение проблем, взрослых, так и детей. Популярность рисуночных проб далеко не случайна. Действительно, рисование позволяет человеку проецировать свои внутренние проблемы и отношение к миру в визуальных формах. Рисуночные методики могут служить уникальным средством коммуникации, аналогом внутренней речи в тех ситуациях, когда недоступны традиционное тестирование или беседа (дети младшего возраста, лица с разными речевыми и слуховыми нарушениями и т. п.). Кроме того, сам процесс рисования сопровождается в подавляющем большинстве случаев положительными эмоциями.
|