Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции механизмов проекции






Большой удельный вес в интерпретации принадлежит субъективной научной позиции психолога, его психологическим установкам, той концепции механизмов проекции, которую он разделяет. В объяснении результатов проективного тестирования психолог обычно предпочитает какую-либо одну из концепций проекции: классическую, атрибутивную, аутистическую, рационализированную.

Классическая проекция. Проекция трактуется с психоаналитических позиций. 3. Фрейд считал проекцию одним из психологических защитных механизмов, который используется бессознательной сферой «Я». С помощью проекции внутренние импульсы и чувства, в целом неприемлемые личностью, приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Враждебность, о которой субъект ничего не знает или не хочет знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом приписывается другим. Считается, что если обследуемый наделяет героя теста тематической апперцепции агрессивностью, то это его собственная агрессия, только подавленная. С точки зрения классической проекции, все чувства, мотивы, потребности, которыми обследуемый наделяет окружающих людей, идентичны его собственным, но только подавленным.

Атрибутивная проекция. В основе атрибутивной концепции лежит приписывание собственных мотивов, черт личности другим людям. Проекция существует не только для защиты личности, но и определяет описание внешнего мира. Она может возникать там, где конфликт между сознательным и бессознательным отсутствует. Проекция внутренних восприятий во вне является одним из механизмов, которому подчинен процесс восприятие и который принимает самое большое участие в образовании внешнего мира человека. Данная проекция представляет собой процесс проникновения во внешний мир элементов внутреннего мира человека, свойственных ему осознаваемых и неосознаваемых переживаний, черт личности, собственного опыта взаимодействия с предметами и явлениями. Именно поэтому в проективных методиках психолог имеет дело не только с установками и отношениями, сформированными в результате вытеснения запретных импульсов, но и с установками, возникшими в результате прошлого перцептивного опыта человека. Благодаря этому создается избирательная готовность к предстоящим восприятиям и действиям [Соколова, 1980].

Атрибутивное понимание проекции шире, чем классическое. Оно не связывается со сферой бессознательного. Некоторые исследователи рассматривают механизм атрибутивной проекции как единственно возможный, регулирующий восприятие окружающего мира во многих сферах жизнедеятельности человека, в частности в сфере социальной перцепции. Так, А.А. Бодалев полагает, познающий субъект может «вкладывать» свои переживаемые состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому.

Аутистическая проекция представляет собой более частный случай, возникший в процессе экспериментального изучения порога узнавания различных объектов. Эмпирически было доказано, что изображение пищи опознается голодными людьми быстрее, чем сытыми. Происходит не только понижение порога узнавания, но и проецирование собственных потребностей. Неудовлетворенность той или иной потребности при определенной степени ее усиления и конкретизации способствует включению содержания потребности в процессы восприятия, воображения, а также в сновидения. В результате воспринимаемые человеком предметы и явления внешней реальности модифицируются согласно его собственным потребностям.

Рационализированная проекция по своему содержанию близка классической. Отличие заключается в том, что человек отдает себе отчет в своих действиях и поведении: он их объясняет, привлекая разные аргументы, т.е. рационализирует.

Повышение надежности и объективности любого способа получения психологической информации связано с комплексным подходом к изучению психической организации человека и его жизненных проблем. Одновременное использование методик, выявляющих различные аспекты психических феноменов, позволяет видеть челове­ка в целом, в контексте его индивидуальной истории, его личного, свойственного только ему жизненного опыта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал