Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Т а б л и ц а 3
Лидерство стран в сфере информации [29]
(по числу информационых технических средств на 1000 жителей) таблицы Но есть и такие, где преимущественное развитие получил какой-либо один вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно назвать «телевизионной» страной, а Исландию - «интернетской» Наконец, судя по этим рейтингам, насыщенность страны новейшими средствами связи совсем не зеркально отражает действительный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в современном мире. Например, Германия Япония, Великобритания не входят по приведенным в таблице показателям в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие и чрезвычайно влиятельные державы. Перед нами, таким образом еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том, что информационное общество — это «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в западных, да и в российских исследованиях как только технологический прорыв в глобальных информационных сетях»[30]. С этими комментариями надо воспринимать положение нашей страны в подобных рейтингах. Россия в 90-х годах на целые порядки уступала ведущим информационным державам. Но в дальнейшем, благодаря высоким темпам модернизации систем связи, разрыв год от года стал заметно сокращаться. Поставщики электроники рассматривают российские пространства как неисчерпаемый рынок продаж новейших средств коммуникации, который они осваивают самым энергичным образом. Однако у нас в стране процесс информатизации имеет специфику, которая не свойственна большинству территорий в Европе: преобладающая часть новейшего компьютерного оборудования сосредоточена в столицах — в Москве и в меньшей степени в Петербурге, тогда как в отдаленные провинции оно проникает несравненно медленнее. Устранить этот дисбаланс способна целенаправленная государственная информационная политика, о необходимости которой настойчиво говорят специалисты. Своеобразным эскизом такой целостной политической концепции национального масштаба можно считать доктрину информационной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные национальные интересы в сфере информации. К ним относятся: — соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала; — информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; — развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи; — защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России. Таким образом, сфера социальной информации предстает перед современным человеком как целый мир явлений и отношений, развивающийся по сложным нелинейным законам и изобилующий специфическими ценностями, противоречиями, загадками. Коренной проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того гигантского массива сведений, которые ежесекундно возникают вокруг них. Так, в среднем аудитория успевает познакомиться с четвертой частью газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радийного вещания[31]. Необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может существовать в этом мире. Потребность в информации определяется социальной ролью человека, его обязанностями и образом жизни. На основе потребности формируются информационные интересы — стремление получить именно те сведения, которые нужны для выполнения социальных ролей и конкретных задач. Чаще всего потребитель осознает, в чем он нуждается для достижения той или иной цели, и свой поиск ведет с ориентацией на определенные результаты. Но интерес существует и в том случае, когда сам потребитель не может его точно выразить, — он проявляется объективно в поведении людей. Более всего конкретны и понятны самому человеку мотивы обращения к тому или иному каналу информации. Мотивы подразделяются на истинные и ложные, первостепенные по значимости и второстепенные и т.п. Среди них — авторитетность источника сообщений, престижность обладания ими, привлекательность формы их подачи, их полезность и др. Потребности, интересы и мотивы предопределяют ценность информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Существует большая совокупность критериев оценки. Назовем некоторые из них. Новизна: сообщение, уже известное потребителю, не заинтересует его повторно; вряд ли, например, одну и ту же хронику событий читатель станет изучать по разным газетам. Достоверность: она понимается как точность (степень приближенности к реальному прототипу сообщения) и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего). Доступность: радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как балетный спектакль для незрячих или философская дискуссия в детском саду. Своевременность: запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценности и не приносит помощи тонущему судну; с другой стороны, преждевременная детализация плана работы на длительную перспективу мешает применять его в неожиданных ситуациях, которые непременно возникнут. Соответствие запросам потребителя: кроме того, что аудитория может не испытывать нужды в данной информации, она бывает и не настроена психологически на восприятие новых фактов — великие мыслители и художники, как бы обгонявшие свое время, часто не находили прижизненного признания. Удовлетворяя перечисленным критериям, социальная информация одновременно подчиняется главному требованию: она эффективна тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему. В более узком, прагматическом измерении ценность сведений, которые необходимы конкретному потребителю, имеет денежное выражение. Согласно российскому законодательству, информационные ресурсы являются собственностью — государства, организаций, частных лиц и т.д., и, значит, собственник может устанавливать плату за их использование. Это, кстати сказать, довольно обычная ситуация при сборе репортерских фактов. Так, немецкий еженедельник «Бунте», по сообщениям печати, заплатил 250 тыс. марок за эксклюзивную съемку свадебных торжеств знаменитого автогонщика М. Шумахера. Значение социальной информации обусловлено прежде всего потребностью общества в саморегулировании. Социальный мир представляет собой сложнейшую систему, внутри которой каждый элемент взаимодействует с множеством других элементов. Взаимодействие предполагает налаженную связь, оперативное информирование о намерениях и действиях составляющих частей системы. Как утверждал специалист по управлению большими системами Н. Винер, «сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации»[32]. Для понимания роли информации в социальном регулировании можно воспользоваться аналогией с железной дорогой. Даже непосвященный наблюдатель осознает, что без четкой службы оповещения возникнет хаос, который неизбежно приведет к полной остановке движения. Главной фигурой на дороге является диспетчер, который держит в руках всю текущую информацию. В научной литературе такой диспетчер называется субъектом управления. Субъекты управления находятся в постоянной связи с объектами, для чего создаются специальные службы, средства, каналы информации. Сообщения передаются не только свеху вниз. Не менее существенны встречные связи: от объекта к субъекту. Деятельность органов управления во многом определяется характеристиками объектов их влияния: их структурой, наличием препятствий для выполнения команд, готовностью функционировать в заданном режиме, ходом исполнения программы и т.д. Эти общие положения должны уточняться с учетом конкретных ситуаций и специфики участников взаимодействия. Информациооные службы резко отличаются друг от друга в зависимости от того, насколько активным бывает их участие в принятии решений, оценке положения дел, контроле. Немалое значение имеет и специализация по видам передаваемой информации. Нельзя ставить в один ряд ведомственную статистику, каналы сообщения производственно-технологических данных и публицистику. Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не неужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля – науку. Несомненно, что журналистская информация является социальной. Более того, она по своей значимости и распространенности, может быть, “самая социальная”. Неслучайно в США в 1990-е годы открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и спортивные, и прочие известия. Если ограничиться констатацией тематической пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости материалов. Особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях. Коренная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, “человеческая” сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных и политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже много лет назад исследователям прессы было ясно, что “новость – чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является… Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт вне отношения к читателю и к другому факту есть просто событие»[33]. На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и критериев полезности, и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеологическое и управленческое начала. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского творчества — именно так, одним сложным словом обозначается единство двух названных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение черт, присущих журналистской информации, на две группы носит в значительной мере условный, систематизирующий характер. В духовном отношении она характеризуется идейной насыщенностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от первого лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому пример. В романе Ф. Достоевского «Бесы» автор заявляет: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более пристрастное, идейно насыщенное произведение, чем «Бесы». Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно сказать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выражении социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценоч-ность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующих разделах учебного пособия. Однако уже при изучении данной темы надо обратить внимание на то, что его нельзя понимать как простой и однозначный. С одной стороны, любое исходящее от человека сообщение о социальных явлениях принципиально не может существовать без какого-либо «следам взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов совсем не обязательно должна выражаться в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и честность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в умении соединить два этих начала. Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто актуальны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативностью. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, — вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории — и в этом его отличие, например, от устного общения, более характерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250—300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные требования профессионально-творческого порядка. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель. В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного развития — достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Журналист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов» — такой автопортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондрашов. В связи с тем что многих студентов привело в журналистику увлечение литературным творчеством, надо провести отчетливую границу между репортерским и художническим подходами к сбору фактов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гранин вспоминал, что вместе с ним путешествовала опытная журналистка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впоследствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересовало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ увиденного. Но если расчет на память сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение действительности в угоду авторской фантазии идет вразрез с законами и этикой журналистики. Из уст кинорежиссера С. Соловьева, снявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие признания: «Я был во французском имении Тургенева, и оно на меня не произвело ни малейшего впечатления. В Чехии мы нашли куда более убедительное для легенды место». Для корреспондента подобное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху. Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внимания специалистам, ученым, художникам, способным более обстоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оперативности служит использование в текстах СМ И таких слов, как «вчера», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телевидению. Журналистике присуща особая краткость материалов. Экономное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции. «Это не роман — места мало, времени мало, читают на ходу» — так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В " Последних известиях" две минуты — это подвал в газете, четыре минуты — полоса», — образно говорил создатель радиопрограммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться тематической универсальности каждого выпуска и отразить в нем весь мир. Одновременно журналистика отличается аналитичностью подхода к событиям. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности современной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лавины разнообразных фактов. К ней в полной мере относятся слова писателя Л. Леонова, который как-то заметил, что литераторам надо интересоваться наукой, учиться у нее точности мысли и языка, ведь каждое произведение — это «операция на мозге». Проникновению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации. Изо дня в день пополняя знания и представления аудитории по вопросам ее бытия, журналистика дает ей комплексное видение предметов общественного интереса, помогает ощущать свою причастность к огромному социальному миру. Не случайно, например, один из видных современных политиков, Дж. Андреотти, в течение сорока лет вел персональную колонку в итальянской газете «Эуропео», несмотря на занятость государственными делами: регулярное обращение к читателям незаменимо по силе своего воздействия. Многоплановые характеристики прессовой информации совмещаются благодаря профессиональному мастерству работников редакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Новаторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... — писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. — Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально выполненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы личности автора — его интеллекта, одаренности, психического состояния, даже пола и возраста. С другой стороны, значительная доля журналистской продукции производится в результате коллективных усилий, а то и методом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на Американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Корреспондент «Литературной газеты» И. Хуземи, попав на стажировку в Аргентину, с удивлением для себя наблюдала за распределением функций редакционных сотрудников: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и только узкий круг ответственных редакторов пользуется привилегией выражать мнение газеты в редакционных статьях. Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью — здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех основных условий... главное — последнее: без него, без любви к предмету, нет произведения искусства». Итак, журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.
|