Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Китайский текстиль
Среди различных видов прикладного искусства Китая одно из самых значительных мест принадлежит художественным тканям и вышивкам. Это главным образом ткани и вышивка из шелка. Китай известен миру как родина шелка. Коконы тутового шелкопряда археологи находят в раскопках периода неолита. В летописях эпохи Чжоу (XII-VI века до н. э.) рассказывается об украшении вышивкой богатой одежды князей. Узорные ткани и вышивки служили в Китае для украшения стен, мебели, одежды. Китайские ткани и вышивки очень разнообразны по технике исполнения, сюжетам, орнаментам. Уже в XVI в. до н. э. здесь было освоено производство узорных шелковых полихромных тканей, упоминание о которых встречается в древнейшем памятнике китайской поэзии «Шицзинь». Благодаря специфическим свойствам шелковой ткани – тонкости, крепости, блеску и способности воспринимать различную окраску, – шелк стал материалом для изготовления самых ценных и роскошных тканей, в том числе парчи – ткани с шелковой основой и золотыми или серебряными нитями по утку. Каждый вид переплетений, которых существовало множество, позволял выявить те или иные достоинства шелка. Орнаменты, используемые в тканях, составлялись из узоров-символов и декоративных мотивов. Яркие, разнообразные по цвету, узору и орнаменту шелковые и парчовые ткани пользовались большой популярностью, как в самом Китае, так и далеко за его пределами. В период Вэй император Мин-ди послал в дар японской императрице пять рулонов парчи с драконами, вытканными на малиновом фоне. При династии Цин производили переливчатую шелковую парчу для ритуальный одежды (культовый цвет неба – голубой, цвет жертвоприношения земле – желтый). Наиболее изысканными считались парчовые ткани, которые выполнялись мастерами народности джуан. В средневековом Китае производство бархатных тканей с парчовым узором и парчи с бархатным узором достигло большого совершенства. Такие ткани изготовлялись как для внутреннего употребления, так и для вывоза за границу. В Государственном музее восточных культур (г. Москва) хранится фрагмент бархатной ткани XVII века с золотым парчовым узором в виде фантастических птиц Фын-хуан. Каждое изображение вписано в круг, и ритмическое повторение этих кругов производит впечатление правильного геометрического орнамента. Особого внимания заслуживают ткани кэсы, напоминающие европейские шпалеры. Первые ткани, ковровые панно кэсы появились в Китае в X веке и с тех пор производятся особо искусными мастерами и ценятся чрезвычайно высоко. Изготовление ткани кэсы было процессом очень трудоемким и длительным. Полквадратных метра лучших тонких тканей кэсы изготовлялось от года до двух лет. Обычно тканое панно кэсы – это целая картина с мелкими деталями и тончайшими оттенками цвета. По эскизу художника мастер-ткач подбирал нити разных оттенков, затем натягивал на миниатюрный станок тонкие шелковые нити основы и, наконец, маленькими челноками прокладывал по узору поперечные нити утка. В особо плотных кэсы на десять квадратных сантиметров приходилось до 140 нитей основы и 360 нитей утка. В танское время появляются ткани, выполненные в технике батиковой набивки. Мотивы и орнаментальные сюжеты в изобразительном искусстве в этот период оказываются под влиянием Сасанидского Ирана. Вышивки китайских народных мастеров очень разнообразны и имеют целый ряд особенностей. Вышитые панно, исполненные плоской гладью, часто подражают живописи. При украшении одежды применяется, кроме глади, узелковый шов, стебельчатый, тамбурный шов, «вприкреп». Изображения архатов (буддийских святых), выполненные в XVI веке в технике вышивки, по тонкости исполнения приближаются к живописным произведениям. С приходом буддизма в Китай, стилизованное изображение лотоса становится одним из самых распространенных орнаментальных мотивов. Фигуры людей в китайских вышивках встречаются очень часто. Некоторые, наиболее квалифицированные мастера, специализировались по вышиванию лиц, что считалось особенно трудным. При большом разнообразии сюжетов китайской народной вышивки в ней можно наблюдать большую устойчивость сложившихся традиционных образов, повторяющихся в бесчисленных вариациях. Это относится, в частности, к украшению одежды. В Китае с древних времен сложился обычай украшать вышивкой парадную одежду. При этом орнаментальные мотивы выбирались не произвольно, а в строгом соответствии с рангом и положением лица, для которого предназначалась одежда. Кроме того, на груди у чиновников и придворных прикреплялся особый знак с изображением птицы или животного, соответствующего определенному рангу. Чаще всего нагрудный знак исполнялся вышивкой, особым «жемчужным» швом цветными шелковыми нитками. Знак в виде круга с изображением дракона (глаза дракона – из перламутра) может выполняться золотой или серебряной нитью, прикрепленной к основной ткани тонкой шелковой нитью. Изображение дракона очень часто встречается в китайском искусстве. В древности дракон олицетворял могущество сил природы, считался повелителем воды и дождя. В средневековом Китае и вплоть до начала XX века изображение дракона было символом императорской власти. Изображения дракона вышивали на парадных халатах, на знаменах, панно. Женский костюм в Китае обычно украшался изображениями птиц и цветов. Иногда на кофте курме вышивались пейзажи, сцены с несколькими фигурами в саду и т.п. Цветы располагались свободно по всей поверхности одежды, сюжетные композиции – в кругах на спине, плечах и груди. Обшлага широких рукавов украшались тончайшей вышивкой гладью. Сравнительно недавно в Китае распространилась вышивка крестом. Замечательными вышивками и тканями славятся города Ханчжоу, Сучжоу, Шанхай, Нанкин. Для китайских тканей и вышивок чрезвычайно характерны сюжетные изображения. Орнамент, как правило, играет подсобную роль, лишь обрамляя основную композицию. Орнамент в китайских тканях чаще всего состоит из изобразительных мотивов. И в сюжетных изображениях, и в орнаменте большую роль играет поэтическая символика, с древности присущая художественному мышлению китайского народа. В произведениях китайского текстильного искусства на протяжении многих веков прослеживается существование сложной системы символики, связанной с тотемистическими представлениями древних китайцев. Так, племена ся считали своим тотемом змею. Постепенно этот символ трансформировался в дракона, повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного с подземными силами. Дракон стал символом императора, фазан, трансформировавшись в мифологическую птицу Фэн-хуан, стал символом императрицы. Всего в китайской символике насчитывается двенадцать узоров. Девять обозначают императора, императрицу, солнце, луну, звезды, горы, огонь, пыль, зерна. Три узора – завитки, зигзаги, меандры – декоративные. Одни узоры использовались в тканях для жертвенных одежд, другие - для церемониальных. Изображение рыб в волнах также имеет своеобразный смысл. По старинной китайской легенде рыба, поднявшаяся вверх по течению реки и преодолевшая все пороги, превращается в мудрого дракона. По аналогии – и ученик, познавший все премудрости науки, становится ученым. Поэтому изображение рыбы в волнах считается пожеланием успехов в науке и служебной деятельности. КОРЕЯ Древние корейцы, предки корейского народа, обитали на территории Корейского полуострова, Маньчжурии и на побережье Бохайского залива примерно 600–500 тысяч лет назад, в период раннего палеолита. Антропологически корейцы относятся к монголоидной рассе, а корейский язык входит в урало-алтайскую языковую семью. Как упоминается в древнекитайских текстах, предками корейского народа были племена хан и емэк, развивавшие культуру бронзового века. В каменном веке люди занимались охотой, рыболовством, собирательством. В бронзовом веке население Корейского полуострова начало возделывать рис, который тогда еще не был главной сельскохозяйственной культурой Дальнего Востока, однако впоследствии стал здесь основной земледельческой культурой. В эти далекие времена, когда кочующие племена обосновывались для возделывания земли и стали вести оседлый образ жизни, начала формироваться корейская философия, традиционная система больших семейств и природный анимизм, то есть шаманизм. С наступлением железного века на Корейском полуострове и в примыкающих к нему районах стали образовываться племенные государства. Первым государством в корейской истории стал Древний Чосон. Нельзя с точностью определить дату основания этого государства, поскольку только тысячелетия спустя корейцы смогли познакомиться с китайской письменностью, однако ранние китайские и корейские хроники и археологические раскопки не опровергают этой версии. По легенде, записанной в древнейшей корейской летописи “Самгук юса”, его основателем является Тангун, который родился от брака сына небесного владыки и медведицы, чудесным образом перевоплотившейся в женщину. Произошло это, как гласит легенда, в 2333 году до н.э. Древний Чосон развивался на территории нынешней Маньчжурии, с течением времени расширял свою территорию и к IV в. до н.э. имел общую границу с древнекитайским княжеством Янь. В то время Китай был охвачен многовековой смутой, и древние корейцы стали жертвой вторжения ханьского Китая. После гибели Древнего Чосона его жители расселились в разных местах, что способствовало распространению культуры железа по всему региону и возникновению ряда новых государств, в том числе Пуе, Когурё (на севере) и Самхан (на юге). Жители этих государств проводили обряд поклонения небу, во время которого люди веселились, пели и танцевали в определенные месяцы лунного календаря. Так, например, обряд жертвоприношения небу когурёсцы устраивали на 9-м месяце. «В это время одеваются в шелка и парчу, украшают себя золотом и серебром», – так описывает это событие «Саньго чжи». Присутствующие аристократы были в парадной одежде и головных уборах, присланных из Китая. Многочисленные мелкие княжества, к началу нашей эры существовавшие в разных частях Кореи, постепенно объединились в три государства – Когурё (37 г. до н.э.– 668 г. н.э.), Пэкче (18 г. до н.э.– 660 г. н.э.) и Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э.). Правители корейских государств поощряли развитие связей с южными китайскими династиями и способствовали проникновению буддизма в Японию. В середине IV века Когурё терпело поражения в войнах с китайским княжеством Янь, однако вскоре удалось переломить неудачный ход событий и в государстве были осуществлены радикальные реформы: буддизм стал государственной религией, система управления страной была реорганизована с учетом китайского опыта, началось активное изучение конфуцианства, причем государство взяло на себя заботу о воспитании будущих грамотных чиновников и офицеров. В V веке столица Когурё – Кунне была перенесена на юг, в специально основанную для этого крепость Пхеньян. Силла, которая на протяжении долгого времени развивалась медленнее, чем два других древнекорейских государства, в VI веке достигла большого прогресса. При активной поддержке Когурё княжество Силла успешно отражало многочисленные вторжения японцев. Однако в середине 4-го столетия против Силлы объединились корейские государства и правителям пришлось обратиться за помощью к Китаю. Союзные войска Силла и Китая вторглись в Когурё, сопротивление когурёсцев было сломлено в 668 г. Затем Силла одержало победу над танским Китаем и в 676 г. смогло добиться объединения Корейского полуострова. Объединение Трех государств стало важнейшим историческим событием: оно подготовило почву для создания единого корейского национального государства и единой культуры. Буддийская культура достигла в этот период наивысшего расцвета: буддизм активно поддерживался королевскими династиями и аристократией, имел он немалое влияние и среди народа, особенно после того, как был провозглашен государственной религией, и в Корее началось активное строительство храмов и монастырей. Большего расцвета достигло религиозное искусство, в том числе художественное литье, изготовление храмовых колоколов, строительство каменных пагод. Выдающимися произведениями буддийского изобразительного искусства являются золотая фигурка Будды со скрещенными ногами и барельеф с изображением Триединого Будды в уезде Сосан. Этот барельеф получил название «Улыбка Пэкче». После принятия буддизма многие монахи из Трех государств стали ездить учиться в Китай, а некоторые совершали долгие и небезопасные паломничества в далекую Индию. Буддийский монах из Пэкче совершил паломничество в Индию и привез оттуда много священных книг, которые впоследствии перевел на древнекитайский язык. Кроме буддизма, в Корее Трех государств определенное распространение получил и даосизм – китайское религиозное учение, связанное с верой в божества и многочисленных духов, по своему характеру довольно близкое к шаманизму. Эти религии сосуществовали с геомантией – теорией о ветрах и водах, согласно которой месторасположение человека и предметов окружающего мира имеет существенное значение и может повлечь удачу или беду. В Трех государствах широко использовалась китайская иероглифическая письменность. В связи с этим не могла не расти популярность китайской культуры и конфуцианского учения, которое всегда было с ней тесно связано и включало систему этических норм, определяющих поведение человека в общественной и семейной жизни. До сих пор уважение к авторитарной власти, субординация (подчинение низших по положению или возрасту высшим) являются центральным принципом корейского образа жизни, соблюдаемым во всех сферах общества. Ключевым принципом, на котором держится порядок в семье, является сыновне-дочерний пиетет, то есть уважение и почитание родителей. В Пэкче были созданы специальные должности государственных наставников, которые обучали студентов читать и толковать конфуцианские тексты. Многие из молодых людей, прошедшие школу организации «хваран», которая занималась воспитанием и развитием у юношей различных способностей и талантов, впоследствии сыграли огромную роль в войнах за объединение страны и сохранение независимости, и стали выдающимися государственными деятелями и учеными. Под непосредственным влиянием Пэкче формировалась и развивалась культура Японии, так как в сфере его влияния оказалась огромная территория, простиравшаяся от китайского побережья в Бохайском заливе и до Японских островов. Зачастую Пэкче выполняло роль связующего звена между Японией и Китаем, способствуя распространению в Японии наиболее передовых по тому времени идей китайской культуры и философии, астрономии, искусства, литературы и художественных ремесел. Корейские аристократы занимались управлением страной, именно они и создавали культуру той эпохи. В Силла действовали аристократические советы, в заседаниях которых принимали участие наиболее знатные люди – существовала система рангов знатности. С развитием аристократической культуры среди представителей правящего класса все большей популярностью пользовалось сложное утонченное искусство, в то время как простой народ предпочитал традиционные ремесла. Если коротко охарактеризовать основные черты, присущие искусству корейских государств, можно отметить, что для когурёских произведений характерна мощь и страстность, для пэкческих – утонченность и чарующее изящество, для силласких – целостность и гармоничность. Курганы Силла знамениты тем, что в них найдены многочисленные ювелирные изделия, в том числе и прославленные золотые короны силласких правителей, состоящие из обруча с трезубцами, украшенные блестками из золотой фольги и нефритовыми бусинами изогнутой формы, золотые серьги с тонким цветочным орнаментом, выполненным зернью, пояс с подвесками из золота, нефрита и стеклянных бус, шпильки для волос, браслеты, перстни, золотой набалдашник эфеса меча. Декоративные мотивы этого периода состоят из цветов, драконов, птиц и других животных, по преданию приносящих счастье. Ажурное украшение из позолоченной бронзы выполнено в виде медальона, в центральной части которого изображен ворон на трех лапах – символ солнца, над ним помещен феникс среди стилизованных облаков. С укреплением международных связей развивалась морская торговля – Силла экспортировала в Китай шелк, волокно, женьшень, золотые и серебряные украшения, а ввозила шелк, книги и лекарства. С оживлением торговых связей расцвело и морское пиратство, породившее немало сложностей и мешавшее мирной торговле. По письменным источникам и по живописным изображениям на фресках древнекогурёских гробниц можно воссоздать национальный костюм когурёсцев. Одежда периода Когурё – один из важнейших этапов истории корейского национального костюма. Ее развитие в свою очередь прошло несколько стадий и отражает сложный процесс формирования когурёсцев, их многообразные этнические и культурные связи. В 698 г. на территории Маньчжурии было основано государство Чжэнь, объединившее когурёсцев и живших в этой местности племена мохэ. Позднее вновь образованное государство было переименовано в Бохай, в Корее его называют Пархэ. Бохай достигло своего расцвета в IX в. при короле Соне. В этот период Бохай занимало обширную территорию: от бассейна реки Амур – на севере, до районов центральной Маньчжурии и северной Кореи – на юге. Государство Бохай импортировало из Танской империи не только товары, но и достижения культуры. Тем не менее оно создало собственную оригинальную культуру, которую ценили в других странах Дальнего Востока. Это уважительное отношение отразилось, в частности, и в прозвище, которое закрепилось тогда за Бохаем – «Хэдон сонгук» («Мудрая восточная страна»). Из художников Бохая наиболее известно имя Тэганчжи. При раскопке могилы принцессы Чон Хэ была обнаружена большая фреска с 12 персонажами, по которой можно судить о костюме людей древнего Бохая. Множество студентов из Силла и Бохая изучали в Китае язык и культуру. Правительства обеспечивали их стипендиями, и студенты имели право оставаться в Китае на протяжении десяти лет для завершения учебы. В 926 г. государство Бохай пало под ударами вторгшихся в страну киданей. С тех пор корейцы окончательно потеряли контроль над территорией Маньчжурии. В конце IX века возникает государство Корё (936–1392 гг.), общество которого делилось на четыре класса: члены королевской семьи и аристократы, технические и второстепенные чиновники, ремесленники и свободные крестьяне, крепостные слуги и рабы. В Корё существовали специальные государственные органы для оказания помощи нуждающимся крестьянам. Проявлением «социальной политики» государства было содержание лечебниц, в которых бесплатно оказывали помощь беднякам. С развитием торговли правительство Корё несколько раз пыталось начать выпуск металлических денег. Были выпущены монеты разных типов и достоинства, которые не нашли широкого распространения, и торговля по-прежнему носила характер натурального обмена. В период династии Корё (918–1392 гг.) в качестве официальной правительственной идеологии было принято конфуцианство, соединенное с буддийской верой. Буддийская живопись представлена настенными росписями. Это фрески храма Судокса и Пусокса, а также сотни рисунков, созданных Хэ Хо, которые в настоящее время находятся в Японии. В Корё широко отмечались буддийские праздники: праздник фонарей и день жертвоприношения местным божествам. Пятого числа пятого месяца по лунному календарю отмечался праздник «Тано». Люди в этот день качались на качелях, соревновались в конном поло и национальной борьбе ссирым. Кочевые народности, граничившие с Корё на севере – кидани, чжурчжэни и монголы, – обладали большой силой. В XII веке было построено 9 крепостей для защиты корейской границы. В период Корё в культурный процесс было втянуто больше людей, и культура этого времени по своей форме и содержанию была намного разнообразнее. В конце периода в страну через юаньский Китай стали проникать достижения науки и техники исламского мира, которые значительно обогатили и расширили диапазон культуры, привнесли знания и новые астрономические и математические теории. В эпоху Корё было развито искусство инкрустации перламутром, серебром и бронзой различных декоративно-прикладных изделий. Воплощением аристократического искусства Корё является корейский селадон – зеленоватый фарфор, инкрустированный перламутром. Селадон изготовлялся только в Корее и пользовался огромной популярностью за границей, превратившись в один из главных предметов корейского экспорта. В XII в. корейские художники создают селадоны в голубовато-серых и зеленоватых тонах такой чистоты, что вызывают восхищение у самих китайцев. В XIV в. появляются селадоны темно-коричневого цвета с орнаментом из стилизованных цветов. В период Корё высокого уровня достигла техника ксилографического книгопечатания, что позволило трижды выпустить знаменитый Большой свод буддийских сутр. Впоследствии, в начале XIII века, в печатании начали использовать металлические наборные шрифты, которые были первыми в мире, и в Корее появились на 200 лет раньше, чем в Европе. В конце эпохи Корё началось выращивание хлопка, вызвавшее большие изменения в текстильном производстве и стиле одежды. Мун Ик Чжом, посланный в империю Юань с дипломатической миссией, впервые, в 1364 г., привез оттуда семена хлопчатника и начал успешно культивировать эту культуру в Корее. Между Корё и сунским Китаем велась оживленная торговля. Корё вывозило в Китай золото, серебро, женьшень, узорчатые ковры и лаковые перламутровые изделия, а Китай ввозил в Коре шелк, лекарства и книги. Сунский фарфор влиял на развитие фарфора Коре. В эпоху Коре много арабских и сунских купцов побывали в порту Пекнандо, который превратился в международный торговый порт. Арабы привозили ртуть, благовония, коралловые изделия, вывозили золото и шелк. Именно арабы распространили в Европе это название страны. Японские миссии и торговцы привозили в Корё серу и ртуть, а оттуда вывозили буддийские сутры, книги, женьшень, зерно и фарфор. Однако в последний период развития Корё японско-корейские отношения ухудшились. В конце XIV века огромный урон стране наносили постоянные набеги японских пиратов и вторжения «красных повязок» – бандитствующих антимонгольских повстанцев из Китая. Чхве Му Сон, впоследствии ставший первым главой корейского артиллерийского ведомства, научился у китайских торговцев изготовлять огнестрельное оружие, которое сыграло большую роль в боях против японских пиратов. Одно время в высших кругах корейского общества в моде были монгольский язык и обычаи. В свою очередь, монголы также широко перенимали корейскую культуру и традиции. Между представителями королевских дворов Корё и Юань часто заключались браки. В период правления короля Сечжона (1418–1450 гг.) – начало династии Ли (1392–1910 гг.), произошло дальнейшее развитие централизованной системы управления и усилилась власть короля. Династия Чосон укрепила национальную мощь страны и расширила ее территорию до Маньчжурии. Изменилась система государственных ведомств, появились знаки различия и эмблемы: у военных чиновников – изображение пары тигров, гражданских – парящие журавли, стилизация изображения которых находилась под китайским влиянием (буцзы – вышивка для одежды мандарина). С момента своего основания династия Ли поощряла конфуцианское образование и всячески содействовала его развитию. Благодаря усилиям ученых в XVI веке научные исследования приобрели большой размах и достигли высокого уровня. Успешно развивалась и национальная культура. В это время были достигнуты большие успехи в области медицины – медицинскую энциклопедию, созданную в XV-XVI вв., и сегодня используют как справочник по традиционной корейской медицине. В 1441 г. в Корее впервые в мировой практике был изобретен дождемер, были сконструированы приборы для определения времени: солнечные и водяные часы, а также землемерные приборы. Развивалась технология производства бумаги, что делало возможным издание большого количества книг. Развивалась дворцовая музыка «а ак» на основе сунской традиционной музыки и была издана единая музыкальная энциклопедия. В народе были распространены крестьянские песни, танец монаха, танец шаманки и другие народные танцы; большой популярностью пользовались спектакли в масках и кукольные представления. Однако в изобразительном искусстве, в частности в живописи монастырей и храмов, наблюдается упадок и оскудение. Живопись имитирует ткани, изготавливается заменитель парчи, которая стала недоступной. К концу XVI века внутреннее и внешнее положение Кореи существенно осложнилось. В 1592 году началась Имчжинская война (название года по восточному календарю) с Японией. За годы войны японцы вывезли множество книг, металлических шрифтов и мастеров-печатников, деятельность которых оказала большое влияние на японскую полиграфическую культуру. У истоков высокого гончарного искусства современной Японии также стояли корейские мастера. Большое влияние на развитие японской культуры оказали вывезенные из Кореи произведения живописи, скульптуры, литейного искусства. После окончания войны минский Китай был ослаблен, зато возросло могущество чжурчжэней (маньчжур), образовавших государство Поздняя Цзинь, затем измененное на название государства Цин. Маньчжурская династия Цин заняла столицу Китая Пекин и вторглась в Корею. В XVII-XVIII веках государство форсировало восстановление сельского хозяйства, опустошенного иноземными нашествиями, способствовало улучшению жизни крестьян. Большую прибыль приносило выращивание женьшеня, табака, хлопка, фруктов, лекарственных культур. Развитие внутренней торговли сопровождалось оживлением внешнеторговых связей. Из Кореи в Китай шла кожа, бумага, хлопчатобумажная ткань, женьшень, из Китая в Корею – шелк, лекарства, головные уборы, письменные принадлежности. Растущая торговля с цинским Китаем требовала увеличения экспорта серебра. В Корее насчитывалось до 70 серебряных приисков. Росло число и золотых рудников. Увеличение добычи медных руд связано с производством оружия, изделий из латуни и с ростом чеканки медных монет. Развитие промышленности, некоторое улучшение жизни народа, перемена социального положения части простолюдинов и крепостных пробудила народное самосознание, что сопровождалось появлением талантливых деятелей культуры, вышедших из низов. Большой популярностью в народе пользовались повествовательная литература, народные сказания и песни, исполняемые в традиционном песенном жанре пхансори. Любимым развлечением простых людей стали чхангык – песенные представления со сценическими элементами, своего рода народные оперы. Широкое распространение получили сатирические представления в масках, в которых высмеивались нравы дворян. В литературе появились произведения для простолюдинов. К ним относились разнообразные предания, повести, тексты для пхансори – длинные сюжетные песни, исполнение которых сопровождалось танцами под звуки барабана. Женщины в тот период оставались почти полностью изолированными от общества, однако среди них стали появляться поэтессы и писательницы, создававшие произведения как на родном, так и на древнекитайском языках. Новые тенденции обозначались в изобразительном искусстве. Наряду с традиционным корейским пейзажем появляются жанровые полотна, отражающие реальную жизнь, народные обычаи и нравы, бытовые сцены, картины со сценами из сказок, любимых в народе. В простые дома стал входить белый фарфор, что раньше было запрещено. Популярной в народе стала белая керамика с голубым оттенком с рисунками, изображающими горы и реки, цветы и птиц, траву и деревья. Так, например, на вазах могли быть изображены символы долголетия – сосна, журавль, олень, облака. После XVII века усилилось проникновение Запада в Индию и Индокитай. Французы решились на открытое вмешательство в дела Кореи. Упорный нажим извне только цементировал консервативную политику самоизоляции, проводившуюся правителями Кореи. После появления первых священников на территории Кореи во второй половине правления династии Чосон христианство и католицизм служили едва ли не единственным объектом академического интереса. Позднее в Корею хлынула волна протестантских миссионеров, которые сыграли значительную роль не только в распространении веры, но и в знакомстве корейцев с западным мышлением, достижениями науки и техники. В 1852 году в Восточном море у корейских берегов появилось американское торговое судно, а два года спустя – российский корабль. При этом все более частое появление кораблей западных держав вызывало растущее беспокойство корейцев. После смены политической власти в XIX веке действия противоборствующих кланов порождали произвол чиновников, вели к возникновению новых налогов и усиливали тяготы простого народа. Люди стали искать убежища в религии, шли к предсказателям, гадалкам, в низших слоях населения большое влияние имело шаманство и другие языческие верования. На рубеже XIX и XX веков Корея, несмотря на предпринимавшиеся правительством и общественностью попытки, так и не смогла влиться в русло стабильного социально-экономического развития. В результате внешней и, в первую очередь, японской агрессии, ее суверенитет оказался под угрозой. Передовые слои общества, интеллигенция и просвещенные чиновники возглавили движение за модернизацию страны. Но этот реформаторский порыв наткнулся на сопротивление консервативных сил, находившихся у власти, и вмешательство иностранных держав. Японский империализм, захватив власть в Корее и превратив ее в свою колонию, установил там, опираясь на войска и полицию, жесточайший колониальный режим и начал разграбление природных и трудовых ресурсов страны. Стремясь к японизации корейского населения, колонизаторы даже заставляли менять корейские фамилии и имена на японские. Вторгались они и в религиозную жизнь корейцев, принуждая их поклоняться японским богам. Вслед за злодейским убийством королевы Мин в 1890-х годах вышел указ о короткой стрижке волос, который запрещал традиционные корейские прически. Отмена традиционной прически была проведена в ноябре 1895 г. специальным королевским указом, изданным под нажимом японских советников. В этом указе многие видели покушение на национальные традиции, поэтому проведение его в жизнь встретилось с немалым сопротивлением. Ужесточение экономической экспансии Японии, гнет и притеснения со стороны колонизаторов вынуждали многих людей эмигрировать в другие страны. Большинство нынешних корейцев в Японии составляют те, кто был насильственно угнан в эту страну. Некоторые группы корейцев эмигрировали в США, Мексику и другие страны. Очень много корейцев выезжали в Маньчжурию и Приморье. Они занимались рисосеянием и сохраняли национальную самобытность, традиции, культуру. В настоящее время на территории Приморского края проживает около 20% представителей корейской, китайской, японской культур. Соседство со странами Юго-Восточной Азии дает уникальную возможность более глубокого изучения истории одежды народов, населяющих Азиатско-Тихоокеанский регион. Непосредственное обращение со стороны специалистов в области проектирования и изготовления современной одежды к традиционному корейскому костюму вызвано тем обстоятельством, что в истории развития сложной этнокультурной истории и декоративно-прикладного искусства корейцев нашли отражение самобытные верования и уникальные специфические приемы создания национального костюма.
|