Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корейский текстиль
Основным материалом для традиционной одежды корейцев служили ткани из волокнистых растений – китайской или японской крапивы, конопли, хлопка. Одежду из шелка носила преимущественно корейская знать. До конца XIX века обработка сырья и ткачество происходили в домашних условиях. Ширина тканей варьирует от 30 до 48 см. Чаще всего они не окрашены и сохраняют естественный цвет пряжи – белый, желто-серый и кремовый. Окрашенные ткани однотонные – красные, желтые, зеленые, синие. Наиболее древним волокнистым материалом для изготовления тканей является крапива. У айнов, нивхов, нанайцев, ульчей изделия из волокон крапивы играли значительную роль в хозяйстве еще в начале XX века. Материю из крапивы ткали на простейшем горизонтальном станке, известном и у народов Южной Сибири. Это указывает на общие корни и типологическую связь культуры корейцев с культурой некоторых народов Сибири. В древности из белых шелковистых волокон крапивы выделывали редкую ткань моси, из которой изготовляли летние одежды, поэтому эти ткани пользовались большим спросом. Традиционный корейский костюм ханбок изготовляется из ткани рами или рэми, полученной путем разделения волокон тростника на тонкие пряди, которые скручивают в длинные шнуры путем валяния концов прядей на коленях. Рами хансана никогда не рвется, а рами семоси обладает значительной плотностью. Ширина вырабатываемой ткани составляет 30 см, длина – 21, 6 м. Такое полотно равно 1 болт и изготовляется оно в уезде Сочхон. В качестве натурального красителя для рами используются семена, фрукты и листья растений – пурпурный цвет получают из корней огурцов, зеленый – из листьев чая, желтый – из семян гардении. Древние корейцы замачивали ткань на ночь в воде, смешанной с пеплом, затем прополаскивали ее в чистой воде и сушили на солнце. Ткань, обработанная несколько раз таким способом, становится белой и глянцевитой, процесс мачжон означает удаление из материи всех других оттенков перед окрашиванием натуральными красителями. Краситель индиго используется для льна, шелка, рами и пеньки. Яшмово-зеленый цвет получается после 1-го окрашивания, голубой – после 2-го и т.д. Синий индиго – один из самых ценных цветов, для получения темного индиго кусок материи необходимо покрасить около 20 раз. В Корее, в отличие от Японии, не делали твердой краски, а хранили ее в виде липкой массы в кувшинах. Для получения красителя эту массу разбавляли горячей водой. Крашенная ткань из рами сушится на ветру. Краситель устойчив к воздействию стирки, отпугивает моль и вредных насекомых. Наиболее древний комплект одежды, сохранившийся в Корее, относится к концу династии Корё (918–1392 гг.) и выполнен он из рами – ткани из волокон тростника. В настоящее время этот комплект хранится в буддийском храме. Древние корейцы зачастую носили одежду из отбеленных тканей, выполненных из волокон хлопка или конопли, и поэтому чужестранцы называли их «люди в белом», «нация в белом». Из одежды XVII века (середина династии Чосон) сохранился белый чхоллик – парадная форма одежды военного офицера из рами. Среди экспонатов Хынвана времен позднего периода династии Чосон есть летняя одежда из рами для государственного чиновника и темный плащ из рами и шелка, который носили раньше весной и осенью. Среди вещей, принадлежащих принцессе Погон, которая умерла в 1832 г. в возрасте 15 лет, есть малиновый передник из рами. Сохранились фотографии нескольких судей в топхо (плащ с широкими рукавами и добавочным слоем материи на спине). На головах мужчин надеты шляпы из конского волоса, а в руках у них веера. Получение пряжи для изготовления корейской ткани из волокон конопли сам аналогично приемам скручивания нитей на колене у нивхов о-ва Сахалин. Приготовленная таким образом пенька шла главным образом для изготовления тканей махпо, из которой шили женскую одежду. Из пеньки в результате специальной обработки корейцы получали тонкую материю, напоминающую полотно. Грубая пенька шла на изготовление траурных одежд, а также веревок и плетеной обуви. Из стеблей конопли, искусно связанных концами вниз, делали дождевики, широко распространенные в Восточной Азии. Хлопок мокхва культивировался во всей Корее, в результате пеньковые холсты стали исчезать. Потребление хлопка было велико, так как корейцы в основном носили хлопчатобумажную одежду: большое количество хлопка шло на подбивку зимней одежды и чулок, которые зажиточные люди носили не только зимой, но и летом. В последней четверти XIX века в Корею из Японии, Америки, Англии и Китая стали ввозиться в большом количестве хлопчатобумажные ткани и пряжа. Однако женщины предпочитали покупать привозную хлопчатобумажную пряжу, а из нее на домашних ткацких станках изготовлять ткань. Распространение мягких китайских тканей в Корее не могло не повлиять на формообразование костюма и его деталей. Весьма вероятно, что изящные плавные линии воротников на корейских кофтах появились с распространением в стране китайского шелка и хлопка, так как выполнение их возможно в мягкой фактуре и затруднительно при использовании грубой редкой ткани, традиционно вырабатываемой из различных растительных волокон. Шелководство известно в Корее с древних времен. Согласно китайским летописям, в первые века нашей эры на юге полуострова знали тутовое шелководство цань-сан и изготовление шелковых тканей. В период Трех государств и государства Силла (I–IX в.) производили узорные шелковые ткани. В Силла разноцветные тонкие узорные шелка являлись предметом обмена, и их в виде даров подносили ко двору Танского императора. Коконы особого вида тутового шелкопряда мелкие или средней величины, двух цветов: красноватые и белые. Из белых вырабатывались более дорогие ткани. Корейский шелк по своему качеству считался ниже китайского и японского. Он был редок и груб, поэтому использовался исключительно внутри страны. До нашего времени дошли некоторые образцы одежды и тканей, которые были распространены в странах Дальнего Востока еще в эпоху древности: шелковые ткани периода правления династии Хань, украшенные надписями, узорный шелк с вытканными благопожелательными текстами («Пусть Ваши годы будут продолжены, и Ваше долголетие увеличится»). Украшение тканей надписями, несомненно, было характерно для культуры господствующего класса. Отдельные иероглифы в качестве излюбленных орнаментов составляли узоры тканей. Одежду чиновников и корейских дворян обычно шили из привозной ткани. В 90-х годах XIX века корейское правительство, желая умерить страсть к роскоши среди чиновников, запретило носить им китайский шелк, отличавшийся яркостью красок и причудливостью рисунка. Однако уже в 1895 г. этот приказ был отменен, и ввоз китайского шелка еще более увеличился. В середине 90-х гг. XIX в., когда было издано предписание об обязательном ношении одежды черного цвета и многие стали окрашивать свою обычную белую одежду в черный цвет, в Корею стали поступать анилиновые красители из Германии и Японии. Однако это предписание вызвало недовольство и вскоре было отменено, одежда из черной ткани получила распространение как рабочая. Производство шерстяных тканей в Корее не было известно. Суконная одежда и обувь шились из привозной материи, поставщиком которой был Китай. В конце XIX века шерсть стали ввозить европейские страны. В современной Корее отмечается интерес к тканям полотняного переплетения и обладающим разреженной структурой. При разработке традиционной или эксклюзивной модной дорогостоящей одежды используют ткани приглушенных красных, желтых, зеленых, синих и различных темных тонов, а также ткани, имитирующие естественный неокрашенный цвет пряжи – белый, желто-серый и кремовый.
ЯПОНИЯ
“Говорят, что есть прекрасная страна, окружённая со всех сторон голубыми горами. Почему бы не пойти туда”, – обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: ”Пойдём туда”. Так, согласно преданию, произошло переселение людей племён тэнсон и идзумо с о-ва Кюсю на о-в Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабль и отправился в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато и явились центром становления японского народа. Природные условия, пригодные для возделывания злаков, и богатое рыбой море обусловили основные занятия жителей страны Ямато – земледелие и рыболовство. В период дземон (7000 г. – III в. до н.э.) производились первые гончарные изделия с простым декором, имитирующем плетение, жгуты, а также с изображениями фигур животных и людей. В период Яей (III в. до н.э. – III в. н.э.) появились бронзовые предметы в форме колокола, возможно, являющиеся эмблемой власти или предметом культа плодородия. На предметах нанесены изображения людей в их повседневных занятиях, геометрический орнамент. Эти сюжеты доказывают, что охота и земледелие одновременно служили источниками существования населения страны. Иваро, как врага, встретили старейшины племён, ранее обосновавшихся в этих местах (вероятно, здесь упоминаются айнские племена). Поселившись на новом месте, Иваро первым делом выстроил святилище для хранения трёх волшебных предметов: металлического зеркала, мяча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям их передала как знаки власти своему внуку – богу Ниниги – богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить себя к наследникам богов и считать свою власть божественной. Своими завоевательными походами он положил начало образованию общеплеменного союза под главенством вождей, а позднее царей – тэнно. Иваро, как сообщают японские летописи, правил с 660 по 585 г. до н. э. После смерти его нарекли “Дзимму-тэнно” – “Небесный” или “Божественный царь”. В Ямато существовал обычай, по которому каждый новый царь переносил прежнюю столицу на новое место, но в пределах страны. Так поступали по двум причинам. Во-первых, из-за боязни жить в доме умершего, который был не только дворцом, – там хранились святыни. Со временем создаётся общее святилище царей в Исэ. Так повелела богиня солнца Аматэрасу царевне Ямато, дочери царя Суйнина. С тех пор верховыми жрицами святилища в Исэ всегда были девы-царевны. Во-вторых, царевич-наследник жил отдельно в своей ставке, которую и объявляли столицей. Со временем владения Ямато увеличились. Завоевательные войны велись в царствование Кэйко (71–130 гг. н.э.). Его сын, царевич Ямато-такэру, что значит “Богатырь Ямато”, сражался против непокорных племён – кумасо на острове Кюсю и эбису на острове Хоккайдо. Одзин, правивший страной с 270 по 310 гг., мечтал о морских походах и обязал жителей приморской области Идзу бесплатно, в качестве дани, строить для него корабли (в это время их корпуса делали, выдалбливая из стволов деревьев). У Одзина появился целый флот – 500 судов – карано. Столько до него не было ни у одного царя Ямато. С развитием в стране разнообразных промыслов появились особые группы ремесленников, которые обслуживали царский двор и знать. Так, в конце III в. в распоряжение одного из царевичей было выделено 10 артелей ремесленников: ткачей парчи, мастеров по изготовлению шлемов из железа и позолоченной бронзы, щитов, мечей, луков, стрел, резных камней и т.д. Появляются зеркала круглой формы, сходные с китайскими, однако их орнамент носит чисто декоративный характер в отличие от космогонических или символических мотивов Китая. Для развития ремёсел цари Ямато поощряли переселение в свою страну искусных мастеров из-за рубежа. При Одзине с этой целью в другие страны было направлено несколько послов. По приказу царя в Китай, в царство У, отправился приехавший от туда Ати-но оми со своим сыном. Им надлежало привезти в Ямато искусных ткачей и портных. Позже из корейского царства Пэкче прибыли гончары, шорники, вышивальщицы. С конца III в. до 537 г., в эпоху Курганов, под влиянием корейцев начинают применять гончарный круг и обжиг при высоких температурах. Скульптурные фигурки ханива из терракоты, исходящие из циллиндрической формы, изображают людей и животных. В VI в. значение царской власти падает, вновь верховодят влиятельные старейшины родов. Беспредел и распри царят в Ямато. Как гласит предание, во время битвы голову Сётоку-тайси украшал шлем с изображением четырёх царей – стражей мира, которые защищают мир и людей от злых сил. С их изображениями, как и с другими образами буддийских богов и защитников, японцы познакомились впервые в 552 году, когда король корейского государства Пэкче прислал в Ямато статую Будды, отлитую из золота. Статую сопровождали буддийские монахи. С новой религией первоначально познакомился царский двор. На рубеже середины VII в. для страны Ямато заканчивается период древности, и она вступает в новую пору своего развития. На смену “Ямато” приходит “Ниппон” – “Япония” – “Страна восходящего солнца”. В 642 г. на японский престол вступила царица Когёку. С её воцарением против господствующего дома Сога выступил его потомственный враг – род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Представитель этой семьи Накатоми-но Камако вступил в сговор с царевичем Нака-но Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили наследника Сога-но Ируки, отец мальчика попытался поднять войска, но его принудили сдаться и казнили. Царица Когёку отреклась от престола. По настоянию принца Нака-но Оэ и Накатоми-но Камако царём в 645 г. стал Котоку, объявивший принца наследником. Главным советником – ооми – стал Камако. Всё решалось, как он хотел. Его называли “Куромаку” – “Чёрный занавес”, то есть суфлёр, подсказчик. Так в результате дворцового переворота власть перешла от дома Сога к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка – Великая реформа. Новыми властями в 645–646 гг. был проведён ряд важных преобразований. Верховный правитель Ямато теперь уже был не только предводителем главного рода, когда его контролировали другие старейшины больших родов, а их подчинённые не зависели от него. Отныне его провозгласили подлинным владыкой Японии. Каждый клочок земли должен был принадлежать ему. Налоги, собираемые на местах, теперь поступали не областному начальнику, а прямо в казну тэнно. Каждый человек, получивший определённый земельный надел, обязан был платить налог правительству, и каждый человек в возрасте от 20 до 50 лет должен был отработать на него 10 дней в году. В VII–VIII вв. в Японии установился феодальный строй. У государя Момму (697–707 гг.) дед был из рода Фудзивара. С этого времени правителем Японии стал род Фудзивара. Его представители присвоили себе основные права тэнно. Прежде каждый человек по неписаному закону Древней Японии имел право прямо обратиться к государю с жалобой или предложением. Для этого за воротами дворца был поставлен ящик, куда опускали прошения или доклады. Фудзивара присвоил себе право вскрывать все письма и решать, передавать их государю или нет. Окружённые внешними знаками почёта и величия, государи стали пленниками в своих дворцах. Очень часто на трон сажали мальчиков, которые не смели ослушаться старших. Когда такие цари подрастали и хотели поступать по-своему, Фудзивара по праву старших родственников заставляли их отречься от престола. О консерватизме эстетических канонов Японии периода Нара В период Фудзивара (894–1184 гг.) создано декоративное панно с буддийскими сюжетами для пагоды храма в Киото. «Павильон Феникса» был загородной резиденцией Первого министра Фудзивара, затем в 1000 году стал храмом с серией росписей на буддийские сюжеты. Одеяния божеств и шарфы контрастны по цвету – в красных, оранжевых, синих и зеленых тонах; ореолы вокруг голов выполнены в виде цветочного орнамента из золотой парчи. К началу XI в. род Фудзивара пришёл в упадок. Те, кто раньше были известны как воины, теперь предпочитали услады придворной жизни. Во время восстания на севере среди инородцев и нападения племён той (сушени или мохэ) на остров Цусима Фудзивара не стали рисковать своей жизнью, а послали на поле боя подчинённых. С упадком Фудзивара стали возвышаться другие семьи. С 1159 г. начался 40-летний период, получивший название Гэмпэй. Наступило всевластие военных – они распоряжались в столице и провинциях, т.к. и там начальниками были военные. В 1180–1185 гг. произошли сражения, которые закончились разгромом сухопутных войск и флота дома Тайра. На одном из кораблей находились малолетний тэнно Антоку со своей бабушкой. Предпочитая гибель плену, она бросилась с ребёнком в воду. Свою победу Миномото отметили жестокими расправами с Тайра. Представитель рода Минамото Ёритомо стал подлинным правителем страны. Новый государь – малолетний Готава (1186–1199 гг.) был целиком в его руках. В 1192 г. Ёритомо получил звание, которого до него ещё никто не имел, – “Сэй-и-тай Сёгун” – основал наследственную династию сёгунов. После смерти Ёритомо сёгуном стал его старший сын 18-летний Ёире. Его занимали только игры в мяч и другие развлечения. В 1203 г. Ёире был низложен и помещён в монастырь. Там вскоре он был убит. Сёгуном стал его брат, шестилетний Санэтомо. Ему больше было по душе сочинять стихи, нежели заниматься государственными делами. В 1219 г. Санэтомо был убит своим племянником Кугё. Править страной стали вдова сёгуна Ёритомо Масако и её отец Ходзё Такимаса. Семья Ходзё правила страной в качестве сэссё. В стране установилось троевластие: тэнно, сёгун и сэссё. За это время сменилось 13 безликих тэнно. С целью укрепить господство семейства Ходзё Ясутоки с помощью известного монаха составил свод законов “Уложение годов Дзёэй”. В нём определялись обязанности должностных лиц, наказания за преступления, которыми считались не только мятеж и подлог, но и нарушения супружеской неверности, клевета, перемещение межевых знаков. Крестьянам позволялось переезжать с места на место, уменьшился налог. Едва Ходзё управились с делами внутри страны, как над ними зависла угроза извне, со стороны Китая, где утвердилась монгольская династия Юань. При сёгуне Ходзё Такатоки, занимавшемся не столько управлением страной, сколько театром и собачьими боями, произошла реставрация царской власти. Бывший государь Годайко привлёк на свою сторону буддийских монахов, а также воинов нескольких знатных семейств. Заговор раскрыли, и Годайко был сослан на отдалённый остров Ики. Но он бежал из ссылки в женском палантине и в рыбачьей лодке переплыл к своим сторонникам. На сторону Годайко перешёл Асикага Такаудзи, назначенный командующим войском Ходзё Такатоки. Была захвачена и сожжена ставка сёгунов Ходзё – город Камакура. Власть царского дома была восстановлена. Это время (1333–1335 гг.) получило название “реставрации Кэмму”. В период Камакура (1185–1333 гг.) появился спрос на красивое оружие, изготовление мечей с украшениями на клинке, в то время как на Западе ценят гарду (цубу). Искусство цубы становится специфически японским искусством. Появляются династии оружейников-ювелиров. Так, например, семья Гото в Фусими славилась инкрустацией цубы латунью и медью. В период Муромати (1334–1572 гг.) под влиянием учения дзен в ритуале чайной церемонии сложилась школа ваби, провозгласившая чисто японский эстетический идеал «сельской тишины», который зиждется на суровости и одновременно изысканности. В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном и началась власть сёгуната Асикага. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Провозглашение Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет, и называлась “войной Хризантем” или “войной Северной и Южной ветвей”. Подлинная власть в стране осталась у сёгунов Асикага. Они купались в роскоши. Крестьяне, задавленные чрезмерными налогами, бунтовали или оставляли поля невозделанными. Бедствовали и цари. Тэнно Гонаро зарабатывал на жизнь как писец, а также продажей автографов. В эпоху Асикага Япония впервые познакомилась с европейцами и христианским учением. Князья юго-запада страны принимали новую религию. Это было одним из средств сопротивления центральной власти. Знатные семьи боролись с Асикага почти 70 лет. В результате наступило безвластие, усилилась раздробленность страны. Первым взялся за объединение Японии могущественный князь Ода Нобунага (1534–1582 гг.). Его отряды сокрушили ополчение непокорных князей и разгромили храм Энрякудзи, цитадель их союзников – буддийских монахов. Храм вместе с ценнейшими историческими реликвиями был сожжён, все его монахи полегли под мечами воинов Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сёгуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Нобунага издавал указы от имени царя. Он положил начало военной диктатуре в стране. Против Нобунага выступил его подчинённый. Тяжело раненный им правитель скрылся в храме. Поняв безнадёжность своего положения, он поджёг храм и совершил самоубийство, вспоров себе живот. Объединение страны продолжил ближайший помощник погибшего правителя – Тоётоми Хидэёси, получивший из-за своей уродливой внешности прозвище “Обезьяна”. Борьба была жестокой. Поражения воспринимались с чисто японским своеобразием. Хидэёси (1536–1589 гг.) стал единоличным правителем Японии и главнокомандующим армией. Военная диктатура продолжалась. Хидэёси старался обеспечить внутренний мир. Чтобы объединение Японии было прочным, Хидэёси осуществил ряд хозяйственных мероприятий. Он провёл земельную реформу, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей, способствовала расширению площади обрабатываемых земель. Чтобы предотвратить выступления крестьян в будущем, Хидэёси издал “Указ об охоте за мечами”. На основании этого указа у крестьян изымалось оружие, накопленное ими во время восстаний XV–XVI вв. При Хидэёси были выпущены золотые и серебряные деньги. Он поощрял развитие торговли и ремёсел, однако строго контролировал торговые связи с заграницей, ввёл особые лицензии для торговых судов, отправляющихся за рубеж. Их называли “Корабли с печатями ярко-красного цвета”. В 1587 г. Хидэёси издал закон о запрете распространения христианства. Нетерпимость Хидэёси к христианству была вызвана рядом причин. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от их национальных богов. 120 миссионерам было приказано немедленно покинуть Японию на отплывающем корабле. Тогда же было казнено 26 христиан. Среди казнённых были 3 мальчика-японца, церковные служки. Укрепив страну изнутри, Хидэёси предпринял шаги, чтобы расширить свои владения. В 1582 г. он потребовал дани от Кореи. Он предложил также корейскому вану (королю) участвовать в походе против Китая. Ван отверг это предложение и отказался платить дань. Японские войска вторглись в Корею. Однако японский флот был разгромлен, а на выручку корейцам пришли китайские войска. С известием о смерти Хидэёси (сентябрь 1598 г.) японский стяг с изображением золотой тыквы был опущен, и японские войска ушли из Кореи. Война в Корее не прошла для Японии бесследно. С японскими воинами прибыло немало корейских ремесленников. Их умение и опыт были использованы для возрождения японских промыслов. С материка пришёл и новый способ печатания. По завещанию Хидэёси наследником становился его малолетний сын Хидэёри. В 1603 г. Иэясу получил от государя Гоёдзэя звание “Сэй-и тай Сёгун”. 4 июля 1615 г. войска Иэясу взяли штурмом замок, где укрывались Хидэёри и его мать Йодо. Но кто-то его выдал, и он был казнён. Перед смертью с ним увиделся Иэясу. Мальчик смеялся в лицо сёгуну, нарушившему клятву, данную его деду. Порядок управления страной, установленный Иэясу, просуществовал 252 года после его смерти. Вся полнота власти находилась в руках сёгунов из дома Токугава. От имени тэнно издавались законы, раздавались чины, почётные звания. Тэнно оставались как наместники богов на земле. Но они жили уединенно в своих дворцах в священном городе Киото. Тэнно и их придворные существовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем их предшественники, и тэнно не бедствовали, как в XV в. Но даже в Киото тэнно не был хозяином. При нём состоял представитель сёгуна – всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. В 1623–1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633–1639 гг. вышли законы об изгнании португальцев. В середине XVII в. появляется первый фарфор в Японии – «Набэсима» – по имени вельможи, который покровительствовал мануфактуре. Фарфор Имари производили в Арите в начале XVIII в. специально для вывоза в Европу при посредничестве голландских торговцев. Предназначались эти изделия как для Европы, так и для ближневосточных рынков. С середины XVIII в. и вплоть до 20-х годов XIX в. торговые связи Японии с Голландией вообще прекратились. Была ограничена торговля Японии с Аннамом, Сиамом, Китаем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом, не разрешалось возвращаться. В 1808 г. британский фрегат “Фэйтн” вошёл в гавань Нагасаки, но не бросил якоря. Несколько высокопоставленных японских чиновников совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись. Ограничения с внешним миром не закрепили навсегда господства сёгунов Токугава. В 1867–1968 гг. произошла буржуазная революция Мэйдзи Исин (япон. – обновление, реставрация Мэйдзи). Период Мэйдзи в истории искусства Японии длился с 1868 г. по 1911 г. В 1867 г. Кэйки, 15-летний и последний сёгун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито. К власти пришло буржуазно-дворянское правительство, вставшее на путь проведения буржуазных социально-экономических преобразований. Феодальные пережитки наложили сильнейший отпечаток на развитие империализма в Японии, который сложился на рубеже IX–XX вв. В XIX в. Запад познакомился с японской живописью. Произошел переворот в представлении художников, способствующий возникновению «ар нуво» или «стиля модерн». В японском искусстве присутствует любовь к природе в сочетании с консерватизмом и вкусом к новому. Это свойство, породившие особое искусство составления букетов и разбивки садов, проявляется и в декоре произведений искусства, и в отсутствии украшений. Для японского стиля типична умышленная асимметрия в декоре, что является важным, но, конечно, не единственным художественным элементом. Среди других характерных черт выделяются: чувство красоты материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющее целью подчеркнуть роль поверхности.
|