![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение 8
Методические указания по проведению SWOT – анализа муниципального образования 1. Общие положения
1.1.SWOT – анализ - один из методов стратегического анализа факторов среды, который может использоваться как самостоятельный аналитический инструмент, либо в сочетании с другими методами (например, PEST- и SNW – анализом) для разработки альтернативных вариантов стратегий развития муниципального образования. PEST- анализ предполагает исследование факторов дальней внешней среды (политических (P), экономических (E), социальных (S), технологических (T)) и разработку сценариев развития в соответствии с этими факторами. SNW – анализ ориентирован на исследование внутренних факторов и оценку конкурентных позиций муниципального образования (она может быть сильная (S), нормальная (N) (соответствующая среднему уровню) и слабая (W). SWOT - анализ позволяет рассмотреть факторы внутренней и внешней среды во взаимосвязи и оценить влияние каждого из них на жизнедеятельность муниципального образования и на стратегические решения. 1.2. SWOT – сложносокращённое слово, которое происходит от первых букв соответствующих английских слов: S – strength (сила, мощь по отношению к внешней среде) W– weakness (слабость по отношению к внешней среде) O– opportunity (возможности, проистекающие из внешней среды) T – threat (угрозы, связанные с внешней средой) 1.3. SWOT – анализ может проводится как индивидуально, так и в группах, но преимущество отдается групповому анализу. 1.4. Рекомендуется сначала анализировать факторы, являющиеся внешними по отношению к муниципальному образованию (возможности и угрозы), а потом анализировать внутренние (сначала сильные, а затем - слабые) стороны. 1.5. Результаты анализа должны быть взаимоувязаны. Итоговый вариант SWOT – анализа рекомендуется прочитать вслух и отметить позиции, с которыми будут согласны все или большинство. Позиции, по которым возникли противоречия, необходимо обсудить дополнительно. 1.6. Общая продолжительность игры составляет 6 – 8 часов. Она может быть сокращена до 3 – 4 часов за счёт качественной подготовки участников, изучения, анализа и оценки материалов по десяти аспектам SWOT – анализа. 2. Рекомендации по проведению SWOT - анализа 2.1.Рекомендуется рассмотреть десять аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности деятельности органов местного самоуправления: 1) геополитическое положение муниципального образования; 2) демографическая ситуация; 3) пространственная организация и градостроительное регулирование; 4) природная среда; 5) жилищная сфера; 6) инженерная инфраструктура; 7) транспортная система, услуги связи, система телекоммуникаций; 8) инфраструктуры для бизнеса; 9) социальная сфера; 10) экономический потенциал территории. 2.2. Анализ геополитического фактора предполагает: 1) оценку статуса и местоположения муниципального образования в регионе, относительно важных административных центров, хозяйственных и производственно - технологических комплексов (кластеров развития) на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья; 2) оценку наличия (отсутствия) крупных транспортных коридоров и возможностей их строительства в стратегической перспективе; 3) оценку близости государственной границы; 4) оценку национальной и международной конкурентоспособности муниципального образования.
2.3. Оценка демографической ситуации предполагает: 1) анализ структуры населения с точки зрения таких факторов, как пол, возраст, социальный и имущественный статус; уровень доходов (исследуется дифференциация населения по уровню дохода); род деятельности и т.д.; 2) оценку качества человеческих ресурсов (образовательного, культурного и профессионального уровня, состояния здоровья); 3) оценку интенсивности миграционных процессов и тенденций изменения этнического состава населения; оценку структуры потока мигрантов и проблем их адаптации на территории муниципального образования; 4) оценку ситуации на рынке труда, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного, занятого и незанятого населения, наличия существенной скрытой безработицы; 5) оценку социальной конфликтности населения и уровня общественной безопасности.
2.4. Оценка пространственной организации и особенностей градостроительного регулирования в муниципальном образовании включает: 1) оценку резервов планировочного каркаса и перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность; 2) оценку наличия и качества территориальных ресурсов в собственности муниципалитета; 3) оценку возможностей получения синергетического эффекта от освоения для оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов; 4) оценку расположения и удельного веса промышленных зон, санитарно – защитных зон, рекреационных зон, зон жилой застройки, возможностей оптимизация использования территории; 5) оценку проблем и возможностей комплексной застройки территории, уплотнения застройки, строительства и реконструкции социально-значимых объектов (школ, лечебных и профилактических учреждений, муниципального жилья, культурных учреждений, объектов для развития физкультуры и спорта и т.д.): 6) оценка процедур распределения участков и оформления разрешений на строительство; 7) оценку благоустроенности территории; 8) оценку качества дорожно-транспортной сети, её адекватности грузовым и пассажирским потокам; 9) оценка перспектив строительства транспортных магистралей непрерывного движения, транспортных развязок, мостов, кольцевых автодорог; 10) оценку наличия и квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна, строительства, производства стройматериалов, дорожного строительства.
2.5. Оценка природной среды включает: 1) оценку климатических особенностей региона и тенденций изменения климата; 2) анализ и оценку количества и качества природных ресурсов (в частности, водных, лесных ресурсов, наличия полезных ископаемых на прилегающей территории и т.д.); 3) анализ и оценку экологической ситуации (степень загрязнения воздуха, почвы, водоёмов; наличие высокого радиационного фона (радона) в почвенном воздухе); 4) оценку наличия (отсутствия), степени достаточности мощностей по переработке твёрдых бытовых и промышленных отходов; 6) Оценку состояния и перспектив развития рекреационных зон на территории и в окрестностях муниципального образования,
2.6. Анализ состояния и процессов, происходящих в жилищной сфере, включает: 1) оценку удельного веса жилья разных типов, качества и состояния (соотношение элитного жилья и жилья низкого стандарта, наличие (отсутствие) социального жилья, оценку доли вновь вводимого, а также доли ветхого и аварийного жилья и т.п.); 2) оценку категорий и количества нуждающихся в улучшении жилищных условий; 3) оценку темпов роста жилищного строительства; 4) оценку степени развитости системы жилищного кредитования, доступности ипотечных кредитов, 5) оценку сложившейся системы риэлтерских компаний, степени активности и перспектив развития рынка жилья; 6) оценку степени развитости строительного комплекса и промышленности стройматериалов; 7) оценку опыта строительства жилья на основе долевого участия физических и юридических лиц; 8) оценку возможностей участия в федеральных и региональных программах по строительству жилья для определённых категорий граждан; 9) оценку характера и способов решения проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства; 10) оценку квалификации специалистов, работающих в строительстве, на рынке жилья, на предприятиях, производящих стройматериалы, в ЖКХ.
2.7. Оценка развитости и состояния инженерной инфраструктуры включает: 1) анализ и оценку степени износа инженерных коммуникаций; 2) анализ и оценку с точки зрения ресурсоёмкости и степени морального устаревания технологий получения тепла и электроэнергии; 3) оценку уровня теплопотерь в сетях и выявление их причин; 4) оценку обеспеченности города топливными ресурсами; 5) оценку системы водоснабжения и качества питьевой воды, состояния очистных сооружений; 6) оценку состояния газового хозяйства, степени и перспектив газификации отдельных территорий, возможностей частичного перевода на газ объектов электроэнергетики; 7) оценку уровня обеспеченности и квалификации персонала, работающего в городском хозяйстве.
2.8. Оценка уровня развития транспортной системы, услуг связи, системы телекоммуникаций включает следующие направления: 1) анализ и оценка удобства маршрутов движения общественного транспорта, перспектив открытия новых маршрутов; 2) оценка состояния и проблем функционирования и развития общественного транспорта; 3) оценка перспектив использования частного транспорта на городских маршрутах; 4) оценка состояния дорожного покрытия, проблем и направлений развития дорожного хозяйства; 5) оценка возможностей реализации проекта «Транспортная карта»; 6) оценка степени развития системы связи и телекоммуникаций; 7) оценка уровня используемых технологий и качества услуг связи; 8) оценка степени развитости информационной системы и перспектив использования информационных технологий в муниципальном управлении (в частности, в жилищно-коммунальной сфере, в управлении землепользованием, в управлении муниципальными финансами и закупками и так далее); 9) наличие и уровень квалификации специалистов в области управления транспортом, системами связи и телекоммуникаций, а также в области информационных систем и технологий. 2.9. Оценка развития инфраструктуры для бизнеса: 1) наличие кадровых, информационных, рекламных, транспортных агентств; 2) наличие аудиторских, юридических, консалтинговых фирм; 3) наличие инновационных центров, бизнес - инкубаторов, венчурных фирм; 4) наличие банков, бирж, инвестиционных и страховых компаний и их представительств; 5) наличие учебных центров, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой персонала; 6) оценка степени развитости гостиничного хозяйства; 7) наличие ассоциации развития бизнеса и других некоммерческих организаций, реализующих проекты по развитию территории; 8) оценка степени развития системы социального партнёрства; 9) участие в региональных, национальных и международных проектах по развитию бизнес – среды; 10) наличие возможностей организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности.
2.10. Оценка развития социальной сферы (инвестиций в человеческий капитал): 1) оценка кадрового потенциала территории (наличие научных кадров, высококвалифицированных менеджеров, специалистов, инженеров, рабочих); 2) оценка потенциала образовательного комплекса (качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки специалистов, конкурентоспособность образовательных учреждений, используемые образовательные технологии, состояние материально-технической базы; уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; 3) наличие системы грантов и стипендиальных программ; 4) адекватность финансирования образовательного комплекса потребностям развития территории; наличие и острота проблемы «утечки мозгов» учёных, менеджеров, специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих в другие сферы экономики, в другие регионы, за рубеж; 5) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных образовательных проектов; 6) оценка состояния материально-технической базы лечебных учреждений, квалификации персонала и уровня используемых медицинских технологий; 7) оценка качества и своевременности оказания специализированной медицинской помощи населению; 8) развитие систем обязательного и добровольного медицинского страхования; 9) анализ перспектив формирования системы платных медицинских услуг и развития конкуренции лечебных учреждений; 10) оценка состояния и перспектив развития системы профилактики заболеваний (в том числе санаториев, профилакториев, развитие системы медицинского просвещения, лечебно-диагностических центров, системы охраны здоровья матери и ребёнка и т.д.); 11) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных проектов в области здравоохранения; 12) анализ культурно-досуговых потребностей населения и возможностей их удовлетворения; 13) анализ наличия и качества туристических объектов, сценических площадок, спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий местного, регионального, национального и международного уровня; 14) анализ качества менеджмента в социально-культурной сфере, в области управления физкультурой и спортом и туризмом; 15) анализ уровня и качества жизни населения, динамики соотношения душевых доходов и прожиточного минимума на данной территории; 16) анализ потребностей населения в получении социальной поддержки; 17) оценка квалификации специалистов в области социальной защиты и эффективности работы системы социальной поддержки населения.
2.11. Оценка экономического потенциала территории проводится по направлениям: 1) анализ структуры городской экономики (соотношение частного и государственного секторов; первичного, вторичного, третичного и четвертичного секторов по классификации Фишера и Кларка (Первичный – это предприятия добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, а основным фактором производства является земля. К первичному сектору они относят не только предприятия горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, но также сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. Вторичный сектор – это предприятия отраслей обрабатывающей промышленности (производство средств производства и предметов потребления): металлургии, трубной и химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, отраслей оборонного комплекса, радиопромышленности и приборостроения; предприятия пищевой, лёгкой и обувной промышленности. Третичный сектор – сфера услуг (прежде всего, услуги для населения – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, торговля, бытовые услуги) и строительство, предприятия городской инфраструктуры (система тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации, транспорт). В условиях технологической и организационной революции происходит размывание границ между вторичным и третичным секторами. Бурное развитие третичного сектора называют тертиаризацией. Четвертичный сектор – отрасли по обслуживанию бизнеса (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, рекламные и кадровые агентства, юридические и аудиторские фирмы и прочие организации)); 2) оценка темпов развития и потенциала малого, среднего и крупного бизнеса); 3) анализ и оценка ёмкости потребительского рынка; 4) анализ накопленного фонда инноваций и инновационной инфраструктуры; 5) анализ конкурентоспособности муниципального образования на национальном и международном уровнях (могут использоваться модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера); 6) оценка конкурентных позиций в отдельных отраслях и возможностей формирования «кластеров развития»; 7) оценка качества менеджмента в разных сферах бизнеса и качества муниципального управления; 8) оценка имиджа территории, её инвестиционной привлекательности; 9) оценка перспектив развития третичного и четвертичного сектора; 10) наличие и роль иностранных фирм на территории муниципального образования; перспективы развития их деятельности; 11) оценка финансового состояния градообразующих предприятий, темпов их реструктуризации; 12) оценка структуры рабочих мест с точки зрения квалификационных требований и уровня оплаты; 13) оценка предпринимательских рисков; 14) оценка бюджетной обеспеченности населения, муниципальных проектов и программ; 15) наличие системы привлечения инвестиций на территорию. 2.12. На основании результатов SWOT – анализа определяются по каждому аспекту приоритетные направления, задачи, предлагаются программы и проекты
|