Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статоры компрессоров
Статор компрессора служит для образования совместно с ротором проточной части осевого компрессора. Основными конструктивными элементами статора являются корпус компрессора, входной направляющий и спрямляющий аппараты. Корпус компрессора служит для крепления направляющих и спрямляющих аппаратов и входит в силовую схему двигателя. С внешней стороны на корпусе устанавливают узлы крепления двигателя к самолету и крепят агрегаты, топливные, масляные, воздушные и другие трубопроводы, противопомпажные устройства, а также электропроводку и другое оборудование. Корпус компрессора представляет собой полый цилиндр или усеченный конус. Его форма определяется способом профилирования проточной части. Он может быть выполнен цельным и разъемным с разъемом в плоскости оси ротора или перпендикулярно к ней. Неразъемные корпусы применяют в сочетании с разъемными роторами компрессоров. Наличие двух плоскостей разъема облегчает не только сборку, но и технологию изготовления литого корпуса большого диаметра. На корпусах компрессоров делают специальные окна для перепуска воздуха в атмосферу при работе на пониженных режимах с применением ленты или клапанов перепуска воздуха, а также отверстия для отбора воздуха в противообледенительную систему двигателя и самолета, на охлаждение деталей турбины и реактивного сопла, для обогрева пассажирских кабин. Входные направляющие и спрямляющие аппараты образуются кольцевым набором неподвижных лопаток и несущими их элементами. Они бывают: с консольным и двусторонним креплением лопаток; разъемными и неразъемными в осевой плоскости компрессора; разборными и неразборными; с поворотными и неподвижными лопатками. Входной направляющий аппарат устанавливают перед первой ступенью компрессора для создания предварительной закрутки воздуха на входе в РК в сторону вращения, при этом с увеличением радиуса растет закрутка. Создание предварительной закрутки позволяет увеличить окружную скорость и напорность компрессора. Входной направляющий аппарат может выполняться в виде отдельного узла, состоящего из наружного разрезного кольца (переднего 3 и заднего 5, рис.22) и внутреннего цельного кольца 11, между которыми закреплены лопатки 10. По всей высоте передней кромки лопатки фрезеруется продольная канавка 1, которая затем заваривается по передней кромке и верхнему торцу лопатки, образуя продольный канал, в который из кольцевой полости 6 через отверстие 9 подается горячий воздух для обогрева. Лопатка имеет наружную и внутреннюю 13 цапфы. Внутренняя цапфа имеет срез под кольцевой бурт на втулке лабиринтов 12, при помощи которого все лопатки ВНА фиксируются на заданный угол. Поворотные лопатки ВНА (рис.23) и СА дают возможность применять одновальные компрессоры с большой степенью повышения давления и хорошими эксплуатационными качествами. Одновременный поворот лопаток 3 на один угол относительно своих осей осуществляется при помощи стального поворотного кольца 1, расположенного снаружи корпуса и своими вырезами соединенного с рычагами 2, закрепленными на цапфах лопаток. Управление поворотом лопаток осуществляется силовыми цилиндрами.
Рис. 22. Направляющий аппарат двигателя: канавка; 2- фиксирующий штифт; 3- переднее наружное кольцо; 4 - верхняя цапфа; 5 - заднее наружное кольцо; 6- кольцевая полость подвода воздуха в лопатки ВНА; 7- регулировочное кольцо; 8- рабочее кольцо; 9- отверстие подвода горячего воздуха; 10-лопатка ВНА; 11- внутреннее цельное кольцо; 12 - втулка лабиринтов; 13 — нижняя цапфа
Рис. 23. Поворотные лопатки ВНА
Спрямляющие аппараты служат для выпрямления воздушного потока за РК на заданный угол с сохранением предварительной закрутки для последующих ступеней, и частичного преобразования кинетической энергии воздуха, приобретенной им в РК, в давление. Лопатки СА изготовляют точной штамповкой, точным литьем или из катаной профилированной ленты. Профильную часть без предварительной механической обработки полируют и подвергают антикоррозионной обработке. Рабочие поверхности наружных и внутренних колец тщательно обрабатывают, так как они образуют проточную часть компрессора. Лабиринтное кольцо приварено к внутреннему и вместе с гребешками на роторе компрессора образует лабиринтное уплотнение. . На внутреннюю поверхность рабочих колец наносят слой легкоприрабатывающегося материала, благодаря которому зазор между рабочими лопатками и кольцом близок к нулю. Осевые и радиальные зазоры в проточной части компрессора служат для предупреждения возможности касания частей ротора о неподвижные детали статора компрессора при самых неблагоприятных режимах работы двигателя, когда вследствие упругих и температурных деформаций корпуса и ротора зазоры, установленные в холодном состоянии, уменьшаются. Радиальные зазоры между рабочими лопатками и корпусом имеют особенно большое значение, так как существенно влияют на к. п. д. компрессора не только из-за перетекания воздуха по зазорам, но и из-за ухудшения обтекания концевых профилей лопаток. В некоторых компрессорах для уменьшения радиальных зазоров применяют утонение концов рабочих лопаток, обеспечивающее их приработку при задевании о корпус. При этом достигается зазор = 0, 1 - 0, 25 мм, а радиальный зазор = 0, 75 - 2, 0 мм. Осевые зазоры между рабочими лопатками и лопатками СА для уменьшения длины компрессора желательно иметь наименьшими. Однако при слишком малых зазорах возможна неустойчивая работа ступени и сильные вибрации лопаток. На среднем радиусе зазор составляет 0, 15—0, 25 величины хорды рабочей лопатки на этом же радиусе.
Рис. 24. Зазоры в компрессоре: 1-корпус; 2 - рабочая лопатка; 3 -лопатка СА; 4- внутреннее кольцо; 5- слой покрытия Уплотнение воздушного тракта компрессора обеспечивается при помощи лабиринтных уплотнений. Эти уплотнения предназначены для уменьшения перетекания воздуха (газа) из области с повышенным давлением в область с пониженным давлением. Их действие основано на многократном дросселировании газа, протекающего через каналы с резко меняющимися проходными сечениями. При прохождении воздуха через щель его давление падает, а скорость возрастает. В камере 5 (рис. 25) за щелью скорость резко уменьшается, а давление возрастает, но в результате гидравлических сопротивлений, вызванных вихреобразным течением в камере, оно становится меньше давления . В каждой последующей камере давление воздуха оказывается меньше, чем в предыдущей. Для разделения двух соседних полостей (например, масляной и газовой) к уплотнению подводят воздух по каналу 4 с давлением . Эффективность работы лабиринтного уплотнения зависит от числа гребешков, их конфигурации, перепада давлений между уплотнительными полостями и от величины зазоров. Чем больше гребешков в уплотнении и чем меньше перепад давления воздуха на одном гребешке, тем меньше расход воздуха через лабиринт при прочих равных условиях. Если длина лабиринта ограничена, то для увеличения числа гребешков выполняют двух- и трехъярусные уплотнения (рис.26).
Рис.25. Лабиринтное уплотнение: 1-втулка с гребешками; 2 -мягкое покрытие; уплотнение: 3- втулка; 4-канал подвода уплотняющего воздуха; 5— камера; 6 -изменение давления воздуха по длине уплотнения
Рис.26. Трехъярусное лабиринтное1-гребешки; 2 – лабиринтная втулка.
Для увеличения гидравлического сопротивления лабиринта кромки гребешков наклоняют против потока и увеличивают путь движения газа в камере между гребешками. Расход газа через лабиринт зависит также от площади щели F, для уменьшения которой на втулку 3 (см.рис.25) наносят талькографитовое покрытие 2, в котором гребешки в процессе работы прорезают дорожки, обеспечивающие минимальный зазор. Для лучшего сцепления покрытий с лабиринтной втулкой на последней нарезается резьба с насечкой. Нарушение нормальной работы лабиринтных уплотнений можно обнаружить по дымлению газа через суфлирующие патрубки, появлению запаха в кабине, повышению температуры и расхода масла.
Глава III
|