Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хорошие аэродинамические качества профильной части: большая подъемная сила, малое лобовое сопротивление и возможность работать без срыва в широком диапазоне изменения углов атаки.
2. Высокая механическая прочность, так как действующие на лопатку центробежная и газовые силы вызывают большие напряжения растяжения, кручения и изгиба. 3. Высокая точность изготовления и чистота обработки поверхности. Отклонение от номинальных размеров допускается не более 0, 05 — 0, 15 мм, а от номинальных углов — не более ±15'. Чистота обработки профильной части оказывает большое влияние как на прочность, tjk и на к. п. д. компрессора. Наличие даже мельчайших рисок, особенно на кромках, часто является причиной появления трещин и возникновения поломок. Поэтому поверхность профильной части обрабатывают до седьмого — десятого класса чистоты, а кромки часто полируют в продольном направлении. 4. Приемлемые вибрационные характеристики, исключающие возможность возникновения вибраций лопаток с большими амплитудами в диапазоне рабочих скоростей вращения ротора двигателя. Разброс частот собственных колебаний лопаток одной степени не должен превышать 3 — 4%.
Геометрические параметры рабочей лопатки. 1. Длина лопатки, которая определяется из уравнения расхода, , откуда Вследствие увеличения плотности воздуха вдоль компрессора при малом изменении осевой скорости са и среднего диаметра Dcp длина лопатки l от ступени к ступени должна уменьшаться. Для получения большой производительности компрессора длину лопатки первой ступени желательно иметь как можно большей не столько за счет увеличения наружного диаметра, сколько за счет уменьшения внутреннего. Однако при очень малом внутреннем диаметре напорность ступени падает, так как вследствие малых окружных скоростей у корневого сечения часть лопатки в процессе сжатия почти не участвует. С другой стороны, увеличение длины лопатки ограничено уменьшением ее прочности и ухудшением вибрационной характеристики. Длина лопатки последних ступеней составляет, как правило, не менее 25 — 30 мм, так как при значительном уменьшении длины лопатки увеличивается относительный радиальный зазор, что приводит к уменьшению к. п. д. компрессора. Длина лопаток дозвукового компрессора современных ГТД лежит в пределах 25 — 28, 0 мм. 2. Хорда лопатки Ь, величина которой выбирается в зависимости от длины лопатки. Например, значение хорды у корня лопатки находится из выражений: для первых ступеней с небольшим значением BT Ьк = (0, 22 4- 0, 285)l; для последних ступеней Ьк = (0, 4 -0, 55)l. На остальных радиусах хорда лопатки либо остается постоянной, либо несколько уменьшается. Величина хорды определяет ширину обода колеса, а следовательно, длину и вес компрессора. Поэтому выбор хорды должен быть рациональным. Наименьшей хорде соответствует минимальный шаг решетки, обусловленный возможностью размещения лопаток на колесе и прочностью замков крепления. 3. Густота решетки, которая определяется отношением хорды лопатки к шагу решетки и находится экспериментально. Густота решетки для первых ступеней обычно лежит (в корневом сечении) в пределах = 1, 0-1, 5 и для остальных ступеней = 1, 6-1, 8 4. Шаг решетки t, который представляет собой расстояние между одноименными точками профилей соседних лопаток, расположенных на одном радиусе. Величина шага решетки определяется выбранным значением хорды и по выбранной ранее густоте решетки: . Зная шаг решетки и диаметр рабочего колеса у корня лопатки, можно найти число лопаток колеса . 5. Относительная толщина профиля , которая определяется отношением максимальной толщины профиля с к его хорде: = 0, 025-0, 03 - в периферийных сечениях и = 0, 07-0, 08— в корневых сечениях. 6. Удлинение лопаток — это отношение длины лопатки к хорде на среднем радиусе. Первые ступени компрессоров отечественных двигателей имеют удлинение лопаток в пределах 2, 5—3. Применение лопаток с большим удлинением в низконапорных ступенях ( = 1, 15-1, 2) позволяет получить легкую конструкцию, работающую с высоким к. п. д., несмотря на увеличение числа ступеней. Способы крепления рабочих лопаток на роторе. Соединение лопаток с ротором должно удовлетворять следующим требованиям: высокая прочность; возможность точной установки лопаток; легкий монтаж и демонтаж лопаток; простота изготовления; возможность размещения наибольшего числа лопаток; малый вес. Наибольшее распространение получило крепление лопаток в продольных пазах. Трапециевидные замки (рис. 15, а) имеют форму равнобочной трапеции. С хвостовика лопатки усилия передаются через боковые грани диску. Хвостовик лопатки устанавливается с нулевым натягом, но чаще применяется свободная посадка, которая обеспечивает более легкую установку и съемку лопатки, а также лучшие демпфирующие свойства. Пазы для крепления лопаток обычно размещают под углом к оси ротора, близким к углу установки корневых сечений лопаток, что увеличивает прочность соединения вследствие уменьшения удельного давления на контактирующие поверхности. Соединение типа «ласточкин хвост» позволяет разместить большое число лопаток на рабочем колесе, отличается простотой конструкции, имеет малый вес и достаточную прочность. Елочные замки (рис. 15, б) применяют в компрессорах сравнительно редко—обычно на последних ступенях многоступенчатых компрессоров. По конструкции они аналогичны елочным замкам турбины. Этот тип соединения используют в тех случаях, когда стальные лопатки работают при повышенных температурах и значительных нагрузках, т. е. когда может иметь место выравнивание нагрузок в зубьях соединений за счет пластических деформаций материала. Зубчатые замки с треугольными выступами (рис. 15, в) применяют в барабанных роторах с кольцевыми пазами ввиду легкости изготовления зубьев в пазах барабана фасонными резцами. Штифтовые и вильчатые замки (рис. 15, г и д соответственно) применяют в дисковых роторах. В этом случае в диске делают один кольцевой паз, если замок штифтовой, два или несколько кольцевых пазов, в которые входят ушки замковой части лопатки, если замок вильчатый. Ушки соединяются с диском осевыми штифтами, запрессованными в совместно рассверленные и развернутые для этой цели отверстия в диске и замковой части лопатки. Штифты воспринимают центробежные силы всей массы лопатки и работают на срез. Их фиксируют от осевого перемещения развальцовкой по боковым поверхностям диска или раскерновкой. Основное преимущество штифтового и вильчатого соединений - большая демпфирующая способность. Для увеличения этой способности на трущиеся поверхности наносят специальную пасту. Недостатком является сложность в производстве, большой вес соединения (при работе в штифтах возникают большие напряжения смятия и среза, что требует усиления узла соединения). Цилиндрические замки (рис. 15, е) применяют в турбостроении. Этот тип соединения не обеспечивает достаточную прочность (ослаблен обод диска), что приводит к ограничению окружных скоростей. Этот недостаток исключает возможность применения цилиндрического замка в авиационных ГТД. Прямоугольные замки (рис. 15, ж) используют в экспериментальных конструкциях. Центробежные силы массы лопатки воспринимаются штифтами, работающими на срез.
Рис. 15. Типы соединений лопатки с ротором: 1- переходная часть лопатки от профильной части к замку
|