Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное партнерство.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников); работодатели (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования работников и работодателя по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с иными отношениями. Принципы социального партнерства: 1. Равноправие сторон. 2. Уважение и учет интересов сторон. 3. Заинтересованность сторон участие договорных отношений. 4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. 5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих норм трудового права. 6. Полномочность представителей сторон. 7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. 8. Добровольное принятие сторонами на себя обязательств. 9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. 10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. 11. Контроль за выполнением принятых кол-х договоров, соглашений. 12. Ответственность сторон и их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений. Уровни осуществления социального партнерства: · Федеральный – устанавливается основа регулирования отношений в сфере труда в РФ; · Межрегиональный – устанавливается основа регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах; · Региональный – устанавливается основа регулирования отношений в субъекте РФ; · Отраслевой – устанавливается в отдельной отрасли; · Территориальный – устанавливается в муниципальном образовании; · Локальный – устанавливается обязательство работников и работодателей в сфере труда. Субъекты социального партнерства – выделяется 3 этапа становление: 1) 1991 г. До середины 90х гг. – начало рыночных реформ, появление первых ассоциаций работодателей, поиск профсоюзов своей позиции новых условий. 2) середина 90х до 2002 г. – расширение законодательной базы социального партнерства, развитие трехстороннего взаимодействия (прежде всего на региональных и отраслевых уровнях). Активное формирование региональных объединений работодателей. Осознание профсоюзами своей роли в условиях рыночной экономики. 3) 2002 г. По настоящее время – разработка национальных проектов, вступление в силу кодекса трудового РФ в 2002 г. со специальным разделом 2 социальные партнерства и новой его редакцией в 2006 г. Формирование многоуровневой системы социального партнерства. Принятие ФЗ о объединении работодателей в 2002 г. следовательно укрепление профсоюзов. Социальное партнерство на зарубежном рынке труда. Социально-экономические процессы, происходящие в Европе изменили ситуацию в области трудовых отношений в частности занятости, т.е. расширение рабочих мест в секторе услуг, увеличение численности «белых воротников» и долей женщин в составе рабочей силы. Из-за перемен в традиционной структуре семьи и все большей индивидуализации стиля жизни все большее распространение получает истинное труд. деятельности: - типичная занятость; - временная; - сезонная; В силу этого перед Европейскими профсоюзами ставят новую задачу, связанные с защитой интересов более многочисленных и разнородных слоев населения заинтересованных эффективностью занятости. Модели социального партнерства разных стран на предприятии. Социальное партнерства в организации предполагает постоянное согласование между наемными работниками, работодателями вопросов з/п, форм и условий труда и решения широкого спектра социальных проблем персонала. На решение этих вопросов накладывается целый ряд объективных и субъективных ограничений относятся экономическая ситуация на предприятии, объективные возможности решения социальных проблем персонала, требующих больших экономических затрат. Субъективные ограничения – понимание работодателем роли и места персонала в своем бизнесе. Модели социального партнерства в развитых странах на предприятии. Американская – представляет участие персонала в управлении предприятием. Германская – базируется на системе эмоциональной и корпоративной солидарности, которая подкреплена формированию соответствующих финансовых механизмов, например социальное страхование. Англо-санксонская – предполагает, что бизнес в первую очередь преследует свои экономические и финансовые интересы. Получение компании прибыли о решении социальных проблем работников, базируются на основе законодательства, а в соответствии с кодексами компании и деловых ассоциаций. Государственные вмешательства во взаимоотношении рабочих работодателей при их согласии на такое вмешательство получила название трипартизм. Трипартизм выработал 2 основные модели государственных действий: · До и после трудового конфликта; · Характерна для Великобритании, США, Канады и некоторых других стран, где государство традиционно осуществило лишь минимальное регулирование экономики. По 2ой модели вмешательство государства осуществляется по закону на той стадии, когда конфликт между работодателями и профсоюзами уже на лицо и готов перейти к действиям, подрывающих стабильность общества. По 1ой модели – государство стремиться упредить неблагоприятные события и заранее добиться такого согласия между сторонами, которое позволило бы обеспечить социальный мир по крайней мере на срок действия соглашения.
|