Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 7. Методика организации эксперимента.






 

Цель: охарактеризовать этапы организации эксперимента, особенности организации экспериментальной работы.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание этапов, логики организации психолого-педагогического исследования; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; формами представления результатов исследования; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии.

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью подготовки к овладению экспериментом как комплексным методом исследования, формирования умений его проектирования.

Теоретическая часть. Эксперимент – комплексный метод исследования, направленный на включение экспериментатора в педагогический процесс с целью повышения его эффективности. Включает другие методы: наблюдение, беседу, опросы, тестирование и др. «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, эксперимент же берёт у природы то, что он хочет» (И.П.Павлов). Эксперимент проверяет ту идею, модель, которую придумал исследователь на основе изучения педагогических фактов, существующего опыта. Эксперимент проверяет гипотезу. Эксперимент позволяет варьировать условиями, факторами, которые влияют на изучаемые явления. Задачи эксперимента:

-устанавливать связи между предлагаемыми действиями и получаемыми результатами, повышающими эффективность

-сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов педагогического воздействия

-обнаружение причинных закономерных связей и их представление не только в качественной, но и в количественной форме.

Условия эксперимента:

• Тщательный предварительный теоретический анализ, изучение массовой практики

• Установление противоречий, несоответствий, недостатков

• Конкретизация гипотезы, её новизны

• Чёткое формулирование задач, разработка критериев оценки эффективности;

• доказательство доступности сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед тем, что было раньше.

 

Три вида эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный (завершающий). Констатирующий – установление того, что есть в реальности, положительного и недостатков. Формирующий – реализация моей модели совершенствования системы, процесса (авторской технологи, методики, приёма), организация новых условий, устранение того, что мешает (совершенствование среды). Контрольный – доказательство эффективности того, что исследователь разработал и предложил.

Экспериментатор обосновывает, к каким результатам приводят условия, которые он изменил, как эти условия влияют на результат.

Условия проведения эксперимента:

-наличиеконтрольной и экспериментальной групп (30-60 чел);

-наличие критериев оценки (знаньевый, мотивационный, деятельностный);

-уровневый подход к оценке (высокий, средний, низкий);

-новое реализуется только в экспериментальной группе

-количественный и качественный анализ.

Этапы проведения эксперимента:

Первый этап.

Формулирование гипотезы.

Второй этап.

Исследование уровней обученности, воспитанности, развитости (констатирующий)

Третий этап.

Непосредственное проведение эксперимента. (формирующий)

Заключительный этап.

Обобщение и анализ полученных данных, их проверка (контрольный).

 

Вопросы и задания

1.Сформулируйте цели, задачи Вашего экспериментального исследования, определите его этапы;

2.Обоснуйте выбор исследовательских методов, диагностических методик;

3.Разработайте систему критериев оценки полученных результатов;

4.Обоснуйте соотношение теоретической и практической частей исследования.

5. Разработайте методику проведения исследования по изучению опыта организации воспитательной работы на факультете; установите, какие формы воспитания наиболее востребованы студентами вашего факультета.

6. Составьте аналитическую справку о существующих методиках изучения личностных качеств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал