Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфигурационная модель Г. Минцберга






При любой концепции организационного менеджмента и любой организационной структуре особого внимания заслуживает прагматическая теоретическая платформа организационного менеджмента. В ее основу положена конфигурационная модель (КМ) Г. Минцберга.

Стратегическая вершина

Осуществляет институциональный дизайн. Проводит прямое управление. Формирует стратегию роста. Создает и развивает аппарат управления. Вводит целевой контроллинг. Распределяет ресурсы. Координирует взаимодействия. Руководит изменениями. Управляет взаимодействием с внешней средой.

Средняя линия

Преобразует решения стратегической вершины в задания для операционного ядра. Реализует властную вертикаль. Руководит стандартизацией в расчете на клиентские рынки, продукты/услуги, территории.

 

Рис. Конфигурационная модель Г. Минцберга.

Операционное ядро

Преобразует затраты в продукты/услуги. Руководит стандартизацией по продуктам/услугам, территориям, рынкам. Осуществляет менеджмент персонала в части выполнения им должностных обязанностей.

Технологическая структура

Проводит аналитику всех видов и назначений. Обеспечивает готовность средней линии и операционного ядра путем создания и введения в обращение нормативных документов (положений, постановлений, регламентов, стандартов, методик, правил принятия и согласования решений, правил аудита и контроля), организующих деятельность этих элементов в рамках конфигурационной модели. Руководство стандартизацией в сфере производства услуг.

Техническая структура

Предоставляет услуги вне операционных задач (юридическая поддержка, бухгалтерское обслуживание, хозяйственное обеспечение, транспортное обслуживание, офисное обслуживание и др.).

Анализ организации с позиций КМ целесообразен в части исследования ролей стратегической вершины, средней линии, технологической структуры, технической структуры, операционного ядра в качестве доминирующих частей организационных систем:

Простой структуры.

Механистической (машинной) бюрократии.

Профессиональной бюрократии.

Дивизиональной организации.

Эдхократической организации.

Главным вопросом этого исследования является определение сходств и различий организационных структур, и в конечном итоге – обоснование и характеризация существующей организационной структуры предприятия.

Организационная структура формируется путем разделения процесса труда на отдельные задачи с последующей координацией решений этих задач в рамках определенным образом устроенной организационной системы.

Координация играет решающую роль в формировании организационной структуры. Она осуществляется пятью возможными способами:

 

Двумя «органическими»:

Через взаимное согласование (характерно для эдхократической организации)

Через прямой контроль (характерен для простой организационной структуры).

Тремя «бюрократическими»:

Через стандартизацию процесса труда (характерна для механической бюрократии).

Через стандартизацию квалификации (характерна для профессиональной бюрократии).

Через стандартизацию задачи (характерна для дивизиональной организации).

Способы координации могут применяться независимо и в разных сочетаниях с выбором определенной доминирующей координации в каждом конкретном случае. Во всех организационных структурах имеются организационные потоки:

Властных полномочий.

Регулируемой системы.

Неформальных коммуникаций.

«Рабочих созвездий».

Принятия решений.

Эффективность организационных структур сильно зависит от сложности труда. Дополнительное влияние на эффективность организационных структур оказывают:

Инновативность и автоматизация труда.

Ситуационные свойства организации (возраст, размер) и внешней среды (стабильность, сложность, неравновесность, др.).

Параметры организационного проекта (горизонтальная и вертикальная специализация индивидуального труда.

Принцип группирования в организационные единицы.

Размер организационных единиц.

Виды инструментов взаимодействий или горизонтальных связей.

Обучение.

Организация управления (степень и виды децентрализации; механизмы планирования и контроля).

Средняя линия

Средняя линия - главная часть организации с дивизиональной организацией. Подразделения средней линии берут на себя доведение, контроль, распределение труда, координацию, коммуникацию, стандартизацию. Функциональный контекст средней линии определяют: результаты деловой активности; требования к подразделениям; способы исполнения.

Дивизиональная организация при доминанте средней линии - дифференцированная, включает относительно независимые организационные единицы.

Средняя линия вводит общие стандарты выпуска продукции (услуг), формализует стратегии подразделений и управление операциями, контролирует и координирует организационную деятельность на бюрократических принципах.

Возраст организации – большой.

Размер организации – большой.

Размеры организационных единиц – большие на верхних уровнях иерархической структуры.

Внешняя среда - относительно простая, стабильная.

Власть - осуществляется через среднюю линию.

Поток власти – значительный везде.

Основной координационный механизм средней линии - стандартизация. В стабильной окружающей среде – стандартизация рабочих процессов и/или программирования содержания труда. В изменяющейся среде - стандартизация результатов.

Специализация между подразделениями - горизонтальная и вертикальная.

Бюрократическая формализация поведения – значительная внутри подразделений.

Обучение и овладение организационной культурой – на среднем уровне.

Планирование и контроль исполнения - значительные.

Инструменты взаимодействия – незначительные.

Децентрализация – ограниченная вертикальная.

Поток регулируемой системы – значительный везде.

Поток неформальных коммуникаций между стратегической вершиной и подразделениями – незначительный.

Рабочие «созвездия» – незначительные.

Поток принятия решений между стратегической вершиной и подразделениями – дифференцированный.

Техническая система – делимая.

Технологическая структура

Технологическая структура - ключевая часть механической (машинной) бюрократии, считается структурой вчерашнего дня. Существует явная тенденция преобразования механической бюрократии в дивизиональную организацию.

Вместе с технологической структурой в дивизиональную организацию входят развитая дифференцированная средняя линия (разрешает конфликты, обеспечивает связь с персоналом, поддерживает вертикальные потоки) и развитая техническая структура (способствует снижению неопределенности).

Производственная деятельность (операционное ядро) - проста, однообразна, имеет рутинную природу, допускает высокую степень стандартизации. Подразделения технологической структуры выполняют техническую и аналитическую работу, действуют с позиции «силы положения и ресурсов» (культура роли).

Возраст организации – большой.

Размер организации – большой.

Размеры организационных единиц – большие, особенно на нижних уровнях организации.

Внешняя среда - простая, стабильная.

Власть разделена между стратегической вершиной (регулирование, координация, разрешение конфликтов) и технологической структурой.

Норма управляемости — количество сотрудников, непосредственно подчиненных конкретному менеджеру.

Основной координационный механизм – стандартизация труда. Контроль рассматривается как сверхзадача.

Специализация между подразделениями – горизонтальная и вертикальная, значительная.

Бюрократическая формализация поведения – значительная.

Обучение и овладение организационной культурой – на низком уровне потребности.

Группирование – преимущественно функциональное.

Планирование и контроль – планирование деятельности.

Инструменты взаимодействия – не развиты.

Децентрализация – ограниченная горизонтальная.

Поток неформальных коммуникаций – не поощряется.

Рабочие «созвездия» – незначительные, на нижних уровнях - отсутствуют.

Поток принятия решений – «сверху вниз».

Техническая система – регулируемая, не автоматическая..

Операционное ядро

Операционное ядро - ключевая часть широко распространенной бюрократической организационной структуры «Профессиональная бюрократия».

Организация дифференцированная (много относительно независимых единиц).

Стратегическая вершина определяет связи с внешней средой, разрешает конфликты.

Подразделения средней линии контролируются профессионалами операционного ядра.

Роль технологической структуры – незначительна.

Техническая структура (вспомогательный персонал) – сильно развита, поддерживает работу профессионалов. Операционное ядро обеспечивает квалифицированный, стандартизированный труд в условиях значительной индивидуальной автономии.

Возраст и размер организации – разные.

Размеры организационных единиц – большие внизу.

Внешняя среда - сложная, стабильная.

Власть осуществляется путем контроля со стороны профессиональных операторов.

Поток власти – незначительный (исключение – техническая структура).

Поток регулируемой системы – незначительный (исключение - техническая структура).

Основной координационный механизм – стандартизация квалификации - хорошо согласуется с культурой задачи.

Специализация между подразделениями - горизонтальная и вертикальная, значительная.

Бюрократическая формализация поведения – незначительная.

Обучение и овладение организационной культурой – значительные.

Группирование – функциональное и/или рыночное.

Планирование и контроль исполнения - незначительные.

Инструменты взаимодействия – в администрации.

Децентрализация – горизонтальная и вертикальная.

Поток неформальных коммуникаций - в администрации значительный.

Рабочие «созвездия» – в администрации.

Поток принятия решений – снизу вверх.

Техническая система – не регулируемая, неразвитая

Техническая структура (вспомогательный персонал)

Техническая структура - ключевая часть перспективной для будущего эдхократической (органической, не бюрократической) организационной структуры инновационного типа, наилучшим образом отвечающей культуре задачи.

Организация дифференцированная (много относительно независимых единиц). Техническая структура (вспомогательный персонал) очень развита (особенно в административных звеньях), размыта средним звеном и операционным ядром, осуществляющим проектную работу.

Стратегическая вершина отвечает за внешние связи, разрешение конфликтов, менеджмент мощности, мониторинг проектов.

Средняя линия развита, смешана со вспомогательным персоналом, участвует в проектной деятельности.

Технологическая структура невелика, размыта, встроена в проектную работу. Операционное ядро непосредственно отвечает за труд в неформальных проектных группах.

Техническая система очень развита, автоматизирована в администрирующих подразделениях, нерегулируема и неразвита в операционных звеньях.

Возраст – молодая организация.

Размеры организационных единиц – небольшие.

Внешняя среда – сложная, динамичная, иногда неравновесная

Власть - подконтрольна специалистам.

Поток власти – незначительный.

Поток регулируемой системы – незначительный.

Основной координационный механизм – взаимное согласование.

Специализация - горизонтальная, значительная.

Органическая формализация поведения – незначительная.

Обучение и овладение организационной культурой – значительное обучение.

Группирование – функциональное и рыночное.

Планирование и контроль – ограниченное планирование инициатив.

Инструменты взаимодействия – значительные.

Децентрализация – избирательная.

Поток неформальных коммуникаций – значительный везде.

Рабочие «созвездия» – значительные везде, особенно в администрации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал