Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ревность заговорила 3 страница






Надпись: 1665 год

\. Москва. Свечерело. Темные, грязные улицы. Ползет туман. Стрелецкая застава. Слышатся далекие удары часов Спасской башни.

Надпись: «Приказ»:

2. «Ночью ходить с фонарем и подорожной грамотой. Кто без фонаря — ловить, отводить в земской приказ»

 

3. У поперечного бревна, колоды, стрельцы.

4. По выстланным и осклизлым струганным бревнам идет казак. Скользя и спотыкаясь, ругается:

- ЖИВУТ, КАК ЧЕРТИ В АДУ! ПУТИ НЕ ВИДНО -НОГИ ИЗЛОМАЕШЬ.

5. Идет дальше и дальше.

6. Натыкается на заставу.

- ЭЙ, СВОЛОЧЬ, В ЗЕМСКОМ НЕ БЫВАЛ? - БУ­ДЕШЬ! — окликает казака решеточный сторож.

7. Сверкает в темноте пистолет:

- Я ВАШИХ ПОРЯДКОВ МОСКОВИЦКИХ НЕ ВЕ­ДАЮ, ВОТ ДЫРЬЕ В БАШКЕ УМЕЮ СВЕРЛИТЬ...

8. Сторож отшатывается. Казак, согнув широкую спи­ну, пролез под колоду, выпрямился и пошел дальше.

9. Напуганный пистолетом, сторож, опомнившись, кричит:

- УЙ, ЧЕРТ, ЧТОБ ТЕБЕ РЕБРА СЛОМИТЬ!

10. Подошел другой:

- ТЫ ПОШТО ПРОПУСТИЛ? Первый отвечает:

- ВИШЬ, ВОРОВСКОЙ КАЗАК С ПИСТОЛЕМ И САБЛЕЙ.

11. Возмущенно развел руками подошедший:

- ОЙ, ТЫ СГОВОРИЛСЯ БЫ, КОГО ЕЖЕЛИ ОГРА­БИТЬ, ЧТОБЫ ДОЛЯ НАМ...

12. Посреди обширной площади, мимо гудящего кабака, идет казак.

13. И натыкается на новый патруль.

- СТОЙ!

Но тяжелый удар рукояткой сабли валит стрельца. Стрелец падает. Падая, кричит.

14. Из темноты появляется другой, третий. Снова свер­кает сабля.

15. И один за другим валятся стрельцы.

16. Следом за ними, обнажая саблю, набрасывается на ка­зака стрелецкий сотник.

17. Звенят и скрежещут сабли. Сверкает в темноте сталь.

18. И, выбитая могучей рукой казака, со звоном вылета­ет из рук стрелецкого сотника сабля.

19. Казак хватает сотника за кафтан.

- УКАЖИ ДОРОГУ В РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ!

20. Сотник смотрит пораженный и, вместо прямого от­вета, говорит восхищенно:

 

- ЧЕРТ, А НЕ СТАНИШНИК! ЛОВОК РУБИТЬСЯ...

21. И, засмеявшись, добавил:

- ДОБРОМ САТАНЕ В КОГТИ ЛЕЗЕШЬ? ПОЙДЕМ К КИВРИНУ, ОН ТЯ ПРИПЕКЕТ.

22. Фролова башня в кремлевской стене. От нее трехсаженный переход к пыточной. Между башня­ми — мост на железных проволочных тяжах. Туск­ло освещен вход, слабо пробивается сквозь слюдя­ные окна свет. У опущенного моста сверкают бер­дыши стражи.

23. Стража. Сумрачные, сонные стрельцы. Один, опира­ясь на бердыш, говорит другому:

- КАК НОЧЬ - НЕ СПИТ БОЯРИН. И ОТКУДА СТОЛЬ ВОРОВ НА МОСКВЕ?..

24. Зевает другой. И вдруг, вглядываясь по ту сторону моста, кричит:

- КТО ИДЕТ?..

25. У опущенного моста, на краю рва, наполненного во­дой, стоит казак и, подняв руку, отвечает:

- ДОВЕСТИ «СЛОВО И ДЕЛО» БОЯРИНУ КИВРИНУ

26. Сонные стрельцы оживляются. Все тот же стрелец, перед тем как поднять мост, ругается:

- ЕСТЬ ЖЕ ЛЮДИ, КОМУ СВОЯ ГОЛОВА НАСКУ­ЧИЛА!..

27. Казак все так же упорно:

- СКАЖУ «СЛОВО И ДЕЛО» ГОСУДАРЕВЫ.

28. С лязгом и шумом поднимается мост. Казак идет.

29. Два стрельца, идя по бокам, ведут его по лестнице в башню.

30. На стенах помещения, перед пыточной башней, го­рят факелы.

Стрельцы вводят казака и останавливаются.

- ЖДИ, ПОСПЕЕШЬ ЖАРЕНЫМ БЫТЬ.

31. На стене приказ: «Татей и разбойников пытать во все дни, не разбирая праздников».

32. Один стрелец уходит, другой становится у двери, сквозь большие щели которой пробивается свет.

33. Казак прислушивается, слышны голоса.

34. Слушает казак, слышит мертвый голос боярина Кив-рина:

-...ЗАМЫШЛЯЛ ЛИ ТЫ, ВОР ИВАН РАЗЯ, ПРОТИ-ВУ ВОЕВОДЫ ДОЛГОРУКОВА? А КОЛИ ЗАМЫШ-

ЛЯЛ ПРОТИВУ ПОСЛАННОГО В ВОЙНУ ГОСУДА­РЕМ-ЦАРЕМ ПОЛКОВОДЦА, ТО И ПРОТИВУ ВЕ­ЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЗАМЫШЛЯЛ ЛИ?

35. Прерывающийся голос ответил:

-ПРОТИВУ ВСЕХ УТЕСНИТЕЛЕН КАЗАЦКОЙ ВОЛЬНОСТИ - ВОЕВОД, БОЯР, ГОЛОВ КОРЫСТ­НЫХ, ДЬЯКОВ БЕССОВЕСТНЫХ - ЗАМЫШЛЯЛ.

36. Услыхав этот голос, вскочил со своего места казак, прильнул к щели и видит...

37....пыточная. На стенах, потрескивая, горят факелы. За столом бородатый дворянин, помощник разбойно­го начальника боярина Киврина. На главном месте, за тем же столом, сам боярин Киврин. У дверей, на скамье, по ту и другую сторону два дьяка. Огонь фа­келов мотается. По мутной белой стене прерывисто мечется тень казака, вздернутого на дыбу. Рубаха со­рвана с плеч, серый кафтан лежит перед столом на полу.

38. И так же мертво спрашивает Киврин:

- ПИШИТЕ, ДЬЯКИ... СНОСИЛСЯ ЛИ ТЫ, ВОР ИВАН РАЗЯ, СО ПСКОВСКИМИ СТРЕЛЬЦАМИ, КОИ БИЛИ ШВЕДСКИХ ПОСЛОВ И ХЛЕБ ГОСУ­ДАРЕВ ЗАКУПНОЙ У НИХ ОТНЯЛИ?

39. И тем же прерывающимся голосом, но твердо отве­чает казак:

- ЖАЛЬ, НЕ ВЕДАЛ ТОГО, - СНОСИЛСЯ БЫ. Уже раздраженно, снова спрашивает Киврин:

40. - ЕЩЕ ЧТО МОЛВИШЬ?

41. И снова ответ:

- ПОШЕЛ БЫ С ТЕМИ, КТО ВСТАЛ ЗА ГОЛОД­НЫЙ НАРОД, НА ТЕХ, КТО СИДИТ НА РУСИ ХУДЧЕ ЗЛЫХ ТАТАР, НА ПОМЕЩИКОВ ПОШЕЛ БЫ, БОЯР, КТО ПРОДАЕТ МУЖИКА ЗА СОБАКИ МЕСТО...

42. Последние слова казака приводят в ярость боярина. Он вскакивает и вопит:

- ПАЛАЧ, КАЛИ ЩИПЦЫ, ЛОМАЙ РЕБРА ВОРУ!

43. С наружной стороны пыточной прильнул к двери пришедший казак. За дверью тяжелый стон и хрипя­щий крик:

-ДЬЯВОЛ! А-А-А-А!..

44. Казак у дверей хватается за дверь, стрелец бросает­ся к нему.

 

45. Казак молча ударяет его рукояткой пистолета. Стре­лец беззвучно падает.

46. Казак хватается за дверь. Она заперта. Он рвет ее и кричит:

- ИВАН, БЛИЗКО Я, ТУТ Я, ИВАН!

47. Пораженный, вскакивает Киврин.

48. Застыли дьяки.

49. Пытаемый, услыхав голос, отвечает:

- СТЕНЬКО, БРАТ, У ГРОБА СТОЮ!

50. Помощник Киврина бросается к двери, дверь откры­вается. Снова сверкает сабля в руках Степана. Пора­женный ею, падает помощник.

51. Метнулся Киврин. Но Степан настигает его. Сабля его скользит по шапке Киврина. Киврин падает. Пря­чутся под стол дьяки.

52. Палач, получив удар саблей, мешком опускается на пол.

53. Степан бросается к висящему на дыбе брату, переру­бает ремни, тело Ивана валится ему на руки.

54. Степан держит на руках брата. Иван смотрит на него.

55. Коснеющим языком, умирая, хрипло шепчет:

- УМИРАЮ, СТЕНЬКО, УПОМНИ МЕНЯ...

56. Степан смотрит на брата. Иван умирает. Степан опус­кает тело на пол, становится около него на колени. Снимает шапку, долго молчит, потом говорит:

- ЖИВ БУДУ, ТРИЖДЫ КРОВЬ ТВОЯ ОТОЛЬЕТ­СЯ БОЯРАМ.

57. Киврин под столом тихонько ползет к двери.

58. Стоит у тела брата Степан. За дверью вдруг раздает­ся дикий, свистящий вопль Киврина:

- СТРЕЛЬЦЫ, СТРАЖА, РАТУЙТЕ!..

59. Степан вскакивает, бросается к двери...

60.... сшибает с ног кричащего за дверью Киврина. Бе­жит к лестнице, сталкивается на ней со стрельцами, саблей и телом мнет их на ступеньках...

61.... пробивается.

62. Предрассветная улица Москвы, по ней быстро бежит Степан.

63. Набатная башня, на ней ударяют в набат.

64. Мечутся тени конных и пеших стрельцов. У Фроло­вой башни гудит набат.

65. У пыточной, как зверь, мечется Киврин, грозит:

- ХОТЬ В ЗЕМЛЮ ЗАРОЙСЯ, СЫЩУ ВОРА!

I

 

66. Улицы Москвы. Они заполняются конными и пеши­ми стрельцами.

67. Улица Москвы. Бежит Степан. Ближе и ближе топот и выстрелы.

68. Останавливают стрельцы на улицах случайных про­хожих.

69. На окраине Москвы садится на коня Степан. Слы­шен далекий набат. Близки выстрелы и крики.

70. Рыщет по улицам стража.

71. Быстро удаляясь, мчится на коне Степан. Останавли­вает на мгновенье коня, повертывается к Москве и, подняв саблю, машет:

- ВСПОМНИТЕ МОИ ДЕЛА, КЛЯТЫЕ БОЯРЕ!

72. И снова мчится дальше и дальше...

73....(из шторки в шторку с движения)... перелесками...

74....горами...

75. По степи мчится Степан.

76. Бежит по бокам его и сзади степь.

77. Усталый и запыленный, снимает шапку, ветер разду­вает его волосы. Он полной грудью вдыхает степной воздух, всматривается вперед, и на усталом лице мерцает слабая улыбка радости.

78. Впереди широкая, тихая река Дон с силуэтами башен Черкасска. Не сбавляя хода коня, Степан врезается в воду.

79....плывет Степан...

80....выбирается на противоположный берег...

81....спешивается у казачьего куреня...

82....идет в курень...

83....и, войдя, останавливается в дверях.

84. Навстречу ему, отрываясь от зыбки с ребенком, броса­ется жена, Алена, стремительно обнимает его...

85....Целует, гладит волосы, лицо, плечи, повторяя одно:

- СТЕНЬКО, ГОЛУБЬ МОЙ!..

86....целует снова и снова, утыкается лицом в грудь и плачет и смеется от радости.

87. Степан смотрит на Алену, тянется, чтобы поцеловать, но вдруг закрывает глаза и, бросая в сторону шапку, говорит:

- СПАТЬ!

88....проходит к кровати и плашмя падает на нее.

89. Алена бросается к ногам его, хочет снять сапоги.

90. Степан подымает усталое лицо и, борясь со сном спрашивает:

- ИВАШКО ЧЕРНОЯРЕЦ ПРИШЕЛ ЛИ С МОРЯ?

91. Алена хотела ответить, но какая-то пугающая мысль останавливает ее, и она, подходя, спрашивает тре­вожно:

- ПОШТО ТЕБЕ ЧЕРНОЯРЕЦ?

92. Степан, засыпая:

- УТРОМ КЛИЧЬ ЕГО.

93. Алена, не отвечая, смотрит на него, потом в ужасе оглядывается кругом, как бы ища поддержки и помо­щи. Наклоняется снова к лицу мужа и растерянно шепчет:

- ПРИШЕЛ БУДТО ВО СНЕ И, КАК СОН, УЙТИ ХОЧЕШЬ.

94. Поднимается снова, долго стоит с неподвижным, пол­ным муки лицом, бросается к колыбели с ребенком, хватает его оттуда...

95....подбегает к спящему Степану и, протягивая ему ре­бенка, умоляюще шепчет:

- ВЗГЛЯНИ ХОТЬ, КАКОЙ У НАС СЫНОЧЕК, СТЕНЬКО... ПОБУДЬ С НАМИ... ХОТЬ НЕДОЛГО... СОВСЕМ НЕДОЛГО ПОБУДЬ...

96. Обнимает мальчика, показывая ему на Степана:

- НУ ЖЕ, СЫНКУ, ПРОСИ БАТЬКА ПОЖИТЬ С НАМИ.

97....прижимает ребенка к себе и, устремив взор на лицо Степана, замирает.

Пауза. ЗТМ.

В режиссерской разработке этот сценарный кусок принял такой вид (см. таблицу на с. 62).

Форма постановочного звукового сценария, при нали­чии общих основных элементов, варьируется в различ­ных киностудиях в отдельных частностях. Вот какая фор­ма была принята, например, на 1-й Комсомольской фаб­рике в Одессе:

1) номера кадров;

2) место съемки (натура, декорация);

3) способы съемки (указания для оператора);

 

4) содержание кадра (зрительное изображение) и внутрикадровые реплики;

5) метраж (каждого кадра);

6) закадрованные реплики (т.е. реплики, которые про­износятся за кадром лицами, в кадре не присутствую­щими);

7) звук с подграфами: а) игровые шумы; б) фоновые

шумы; в) музыка.

Примером более простой записи режиссерского сце­нария без разнесения его или до разнесения его по от­дельным графам может служить опубликованный сцена­рий «Мы из Кронштадта» Вс. Вишневского.

В практике современных больших американских кино­студий постановочные сценарии пишутся если не самими авторами тритментов (что бывает далеко не всегда вслед­ствие трудности такой работы), то специалистами, нахо­дящимися в ведении специальных сценарных департамен­тов (отделов), там, где они существуют.

В практике советского кинопроизводства до после­днего времени составление постановочного сценария, на основании авторского сценария, считалось функцией ре­жиссера. Поэтому постановочный сценарий чаще у нас называется режиссерским сценарием.

Либретто (синопсис, экспозэ), расширенное либ­ретто (тритмент) или литературный сценарий и поста­новочный сценарий представляют собою различные стадии становления кинодраматургического произве­дения.

Основным и решающим моментом в этом становле­нии является изложение полного содержания кинопье­сы в развернутой драматургической композиции. Это

п° преимуществу функция кинодраматурга, осуществляющего в°ю задачу в литературной форме профессионально написан ого либретто (тритмента) или авторского (литературного)

С4енария.

Объект План Содержание Звук метры секунды Примечание
кадра   съемки                
(декорация)                
                 
               
  Общий план Общий Москва. Ночь. Ранняя весна. Талый снег смешал- Удары __ __ Силуэты Кремля
  комплекса   ся с грязью. Темные мрачные улицы. Ползет ту- часов     (выполнено
  Москвы   ман. Вдали четкие силуэты Кремля. На Фроловой       по методу
      башне бьют часы.       дорисовки)
  То же Первый Фролова (Спасская) башня. Бьют часы три часа Удары 11/2   Макет
      ночи. часов      
  Бревно- Средний Стрелецкая застава. Поперечное бревно-колода Удары 11/2    
  колода   преградило путь по улице к Кремлю. часов      
        в доску      
  Крупный Под тусклым фонарем наклеен на стену приказ: То же      
      «Ночью ходить с фонарем и подорожной грамотой.        
      Кто без фонаря и грамоты - ловить, отводить в зем-        
      ской приказ».        
  - Первый У бревна-колоды решеточный сторож. Бьет в чу- Удары      
      гунную доску, вторя часам. часов      
  1-я улица Средний Московская улица. По выстланным осклизлым стру- Далекие      
      ганым бревнам, по грязи, смешанной со снегом, удары      
      часов |      

 

 

           
    идет казак. Скользя и спотыкаясь, ругается: Слова      
    «Живут, как черти в аду! Пути не видно - ноги из- Разина      
    ломаешь».        
7 - Средний Идет дальше и дальше. Звук      
        шагов      
  Бревно- Средний Натыкается на заставу. Слова      
  колода   «Эй, сволочь, в земском не бывал? - Будешь!» — окли-        
      кает казака решеточный сторож.        
  _ Первый В темноте в руках у казака сверкает пистолет. Слова      
      «Я ваших порядков московицких не ведаю, вот дырье        
      в башке умею сверлить...»        
  Средний Сторож отшатывается. Казак, согнув широкую -      
      спину, пролез под колоду и скрылся.        
  Первый Напуганный пистолетом, сторож, опомнившись, Слова 21/2    
      кричит: «Ум, черт, чтоб тебе ребра сломить!»        
  _ Первый Подошел другой: «Ты потто пропустил?» Слова 31/2    
      Первый взволнованно: «Вишь, воровской казак с пи-        
      столем и саблей».        
  _ Первый Возмущенно развел руками подошедший: «Ой, Слова      
      ты сговорился бы, кого ежели ограбить, чтобы        
      доля нам...»        

 

 

    Объект                  
    съемки План Содержание Звук метры секунды Прим  
    (декорация)                
                     
  2-я улица Средний По улице с торговыми ларями и лавками идет Шаги        
      казак.          
  - Первый И натыкается на новый, уже стрелецкий, патруль: Слова        
      «Стой!»          
  - Первый Но тяжелый удар рукоятки валит стрельца. Стре- Звук        
      лец падает. Падая, кричит. сабли        
  - Средний Из темноты появляется другой, третий. Снова Сабли        
      сверкает сабля.          
  - Первый И один за другим валятся стрельцы. Сабли        
  - Средний Следом за ними, обнажая саблю, набрасывается        
      на казака стрелецкий сотник.          
  - Первый Звенят и скрежещут сабли, сверкает в темноте Сабли        
      сталь.          
  - Средний Используя каждое случайное возвышение, каждую Сабли 27,      
      нишу и выступ, дерутся казак и сотник          
  Первый И вдруг, выбитая могучей рукой казака, со звоном Сабли 11/2      
      вылетает из рук стрелецкого сотника сабля.          
  Первый Казак хватает сотника за кафтан: «Укажи дорогу Слова 21/2 Л      
      в разбойный приказ!»          
  _ Первый Сотник смотрит на него, пораженный, и вместо          
      прямого ответа говорит восхищенно: «Черт, а не Слова 4 1/2      
      станишник! Ловок рубиться...»          
      И, засмеявшись, добавил: «Добром сатане в когти          
      лезешь! Пойдем к Киврину, он тя припекет».          
  Константи- Общий Константиновская башня в кремлевской стене. Кашель        
  новская баш-   От нее трехсаженный переход к пыточной, меж- стрель-        
  ня с подъем-   ду башнями мост на блоках, на железных прово- цов        
  ным мостом   лочных тяжах. Тускло освещен вход. Слабо про-          
      бивается из башни свет через слюдяные окна.          
      У опущенного моста сверкают бердыши стражи.          
  Первый Стража. Сумрачные, сонные стрельцы. Один, Слова 41/2      
      опираясь на бердыш, говорит, зевая, другому:          
      «Как ночь - не спит боярин. И откуда столь воров          
      на Москве?..»          
      Зевает другой и вдруг, вглядываясь по ту сторону          
      моста, кричит: «Кто идет"?..»          
  Первый У опущенного моста, на краю рва, наполненного Слова 21/2      
      водой, стоит казак и, подняв руку, отвечает: «До-          
      вести " слово и дело" боярину Киврину».          
  Объект                
  съемки План Содержание Звук         Примечание
  (декорация)                
  _ Средний Сонные стрельцы оживляются. Все тот же стре- Слова 3'/2    
      лец, перед тем как поднять мост, ругается: «Есть        
      же люди, кому своя голова наскучила...»        
  Первый Казак все так же упорно: «Скажу " слово и дело" госу- Слова 11/2    
      даревы».        
  - Общий С лязгом и шумом поднимается мост. Казак идет. Слова      
  Средний Два стрельца, идя по бокам его, уводят казака в Лязг      
      башню. цепей      
  Лестница Средний Лестница в башне с площадкой. На стенах го- Шаги 3'/2    
  на башне   рят факелы. Стрельцы вводят казака и останав-        
      ливаются.        
  - Первый Казак оглядывается, видит. Шаги      
  Крупно Приказ на стене: «Татей и разбойников пытать во        
      все дни, не разбирая праздников, ибо они для воровства        
      праздников не разбирают».        
                                         

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал