Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассмотрим, как построены взаимоотношения людей в античном мире, какова социальная структура и иерархия в полисе, а, самое главное, каково положение, самочувствие человека.
У кого-то больше земли, у кого-то - меньше. Появляется имущественное и социальное неравенство. Но это неравенство в сознании грека или римлянина организовано по справедливости. У кого больше богатства, тот и несет большую ответственность за дела общины. Он - предводитель войска, он избирается на разные ответственные должности в ареопаг, в сенат и т.д. Он управляет и защищает, он рискует своим имуществом и своей честью. Отсюда - уважение к знатному происхождению - ведь оно связано с большей ответственностью, с большими обязанностями, с делами для общей пользы. Отсюда и отсутствие комплекса неполноценности у имеющих меньше - у них меньше и ответственности, т.е. нет чрезмерных претензий в обществе. Это не означает, что в античном обществе не было конфликтов. Отнюдь. Столкновения личного и общественного, нового и старого, различных общественных групп часто выливались в борьбу не на жизнь, а на смерть. Вся история Рима на протяжении 5 столетий (5-1 в. до н.э.) - это борьба патрициев (землевладельцев) и нового, пришлого слоя (плебеев). Особенно кровавые распри бушевали в последние полтора столетия (2 в. до н.э. - братья Гракхи, 1. в. до н.э. - движение Суллы). В Греции демократическое устройство - также результат длительной борьбы. Но античное общество нашло формы смягчения и регулирования общественных отношений - внутри полиса, полиса с личностью, нового и старого. Так, важнейшим открытием античного мира стало использование закона в качестве регулятора общественных отношений. Законы принимались в результате длительной борьбы между родовой аристократией и плебсом. Они предохраняли плебс от поползновения на их права со стороны родовой аристократии (на землю, на право избирать своих представителей на государственные должности). В этом главное отличие в роли и характере законов на Западе и Востоке Древнего мира. На Востоке законы принимались сверху, царем. Человек для таких законов - винтик, слепой исполнитель. В античном обществе законы принимаются народом, народным собранием, т.е. снизу. В Афинах народные собрания проходили 40 раз в год, если надо - собиралось и внеочередное, законодательная процедура была очень сложной, опасаясь происков со стороны демократии, афинский демос установил ряд процедур при проведении новых законов: 3-кратное обсуждение каждого, предварительное всеобщее ознакомление, назначение специальной комиссия (200-500 человек из народных судей) для предварительного изучения и т.и. Только после этого народное собрание выносило окончательное решение. В Риме постоянно судились все и вся по самым разным поводам: от обвинений в криминальных преступлениях, в неправильном использовании казенных денег, растрате, злоупотреблений властью до мельчайших конфликтов между не поделившими что-то соседями (очень разработано частное право). Граждане очень законопослушны. Достаточно напомнить судьбу Сократа, которого по обвинению в совращении молодых умов присудили к смертной казни (выпить чашу с ядом - цикутой). Его преданный ученик разработал план и предложил» Сократу бежать. Тот отверг, так как в свое время голосовал против нарушений права и выполнил, пусть с его точки зрения несправедливую, но все-таки волю народа. Полис на протяжении всей истории античного общества сумел обеспечить естественную потребность людей в человеческой солидарности., в защищенности. В начале развития гражданской общности потребность в человеческой солидарности с себе подобными гражданин обеспечивал, реализовывал в рамках самой общины: в ходе повседневного обсуждения дел, на народом собрании, форуме, сходке. По мере развития, государства государственная общность становились абстрактной, размывалась. Но укреплялась, повышалась роль других компенсаторов этой потребности - малых групп, конкретно-человеческих общностей семьи, землячества, общины, объединений жителей квартала, коллегии простых людей и т.п. Благодаря ним греческий или римский гражданин никогда' не находился один на один с государством. Между ними всегда – малая группа. Это давало чувство защиты. Большинство своих проблем человек мог решить на этом уровне, без вмешательства государства. Сравните: Европа, Россия, гражданское общество. В этих и других союзах искали отдыха от трудных и жестоких условий жизни и объединяли силы, чтобы как-нибудь с ними справиться. Искали простоту и человечность отношений, которые и помогали выстоять человеку в столкновении с жизнью. Цицерон: " Связь между людьми, принадлежащими к одной и той же гражданской общине особенно крепка, поскольку сограждан объединяет многое: форум, святилища, портики, улицы, законы, права и обязанности, совместно принимались решения, участие в выборах, а сверх всего еще «привычки, дружественные и родственные связи, дела предпринимаемые сообща искали выгоды, из них проистекающие". Теперь еще об одной очень характерной черте полисного устройства античного общества, оказавшей большое влияние на все стороны античной культуры. А именно, о весьма своеобразном решении проблемы " нового" и " старого". Античное устройство очень консервативно. У тебя все есть, ты надежно этим обществом - защищен: у вас свой язык, свои боги, свои законы, своя земля. Ничего не надо менять. Граждане античного мира с опаской смотрят на все нововведения. Все лучшее - в прошлом, «золотой век" - век предков. И все-таки жизнь требует введения новых форм, и они вводятся в античную жизнь, но по-особому: осторожно, безболезненно, облекаясь в старые формы, по возможности, ничего не разрушая. Такая диалектика, такое органичное соединение нового со старым есть основа античности. Сравните, с Древним Востоком. Там и здесь консерватизм, как характерная черта общества. Но в античном мире консерватизм - основа безболезненного и динамичного развития общества. А на Востоке - застой, повторение из столетия в столетие одних и тех же форм культуры. Примеры к п. З а) Яркий пример - Рим с переходом от республиканского устройства к империи. К I в. до н.э. республиканское устройство устарело, сенат все решает медленно, с проволочками в угоду тем или иным политическим группировкам, нужна сильная единоличная власть. Полтора столетия (II - I в. до н.э.) идет кровавая гражданская война. Необходимость единоличной власти хорошо понимает Цезарь, принимает на себя большие полномочия (диктаторские). Но проигрывает. Зато его коллега по триумвирату, осторожный и хитрый политик Август, действуя другим способом, достигает успеха и становится первым римским императором и надолго. Секрет прост: он изо всех сил делает вид, что он самый ярый поклонник республики, даже расширяя кое-какие полномочия Сената (и т. п.), все реальные рычаги власти он все более и более подгребает под себя. Август: " Никогда не принимал никаких должностей, противоречащих законам предков". б) Непрерывно развивались теория и практика юриспруденции. Основой римского права были Законы XII таблиц, составленные еще в эпоху борьбы патрициев и плебеев. в) Со временем они перестали удовлетворять потребности общества. Но приверженность римлян к установлениям предков не позволяла им отменить устаревшие законы. Они дополнялись многочисленными новыми законами (принятыми сенатом или народным собранием, императорами) и рескриптами, т.е. ответами на различные обращенные к императорам прошения, становившиеся прецедентами (т.е. образцами для аналогичных случаев). Сводка основных положений права давалась в составлявшихся для учебных и практических нужд сборниках. Сводный кодекс Римского права появился только при византийском императоре Константине в 6 веке - " Корпус цивильного права", составленный тогда, лег в основу как средневекового, так и буржуазного права Европы. Как и везде, в Древнем мире (в том числе и на Востоке) - примат общественных форм над личностью. В тех еще очень и очень немилостивых для человека обстоятельствах нужно, прежде всего, думать о выживании " целого, тогда и только тогда человек будет чувствовать себя надежно защищенным, он, прежде всего гражданин; Но формы соединения интересов человека и общества в античном мире не такая, как на Востоке, где человек - собственность владыки, властителя, винтик, песчинка. Греческий и римский гражданин воспринимают примат интересов полиса над его личными не как грубое насилие или слепую волю богов, а как свой гражданский долг, ведь он слит с полисом, он сам участвует в народном собрании, сам выбирает должностных лиц, сам с другими принимает законы (и все-все, что выше уже отмечено). Он не отчужден (как на Востоке) от власти. Поэтому очень высоко ценится способность самопожертвования во имя города, государства, Родины; рода, общины, семьи. Долг превыше всего. Самая почетная смерть - умереть на поле боя с врагами полиса (" со щитом или на щите»). Отсюда - одна из самых главных особенностей всей культуры античности - ее героический регистр, ориентация всех ее проявлений на возвеличивание, воспитание и прославление героического начала в жизни. «Героическое» - здесь норма. Из всего этого вытекало и рождалось уникальное мироощущение античного человека - чувство свободы. И это чувство давал полис. Чем оно определялось и в чем выражалось (многое нам известно, буду обобщать): 1. Больше никому и никогда жизнь не казалась такой ясной с точки зрения действующих в ней сил. 2. Человек в античном обществе чувствует себя органической частью полиса, он надежно защищен в его рамках: законом, традицией, стенами дома, города, своими богами (поэтому самое большое наказание - лишение гражданских прав и изгнание из общины). 3. У него были средства для утверждения себя в обществе: -и в плане социальной перспективы, изменении социального положения даже раб мог выкупиться и добиться звания гражданина, на Римском кладбище более 80 процентов, надгробий - не с римскими фамилиями; а в I—III н.э. даже " вольноотпущенники" без гражданства играли огромную роль в политической жизни Рима); 4.и в смысле достижения своего личного совершенства (путем воспитания (музического и физического), достижения ими гармонии тела и. духа, красоты внутренней и внешней, калокагатии, калокагатия – лат., прекраснодоблестный). Весь характер жизни античного, особенно греческого полиса был пронизан духом состязательности, соперничества именно в этом направлении. (АГОН - агонистика) 4. Ощущение единства с природой. ИТАК, свобода - доминанта в сознании античного гражданина выросла вся уникальная художественная культура античности (особенно в Греции). Ощущение свободы нарастает в архаический период, достигает апогея в классический период (Греция - 5 - 1-я пол. 4 в. до н.э.; Рим - республиканский период) и далее все более и более бесследно утрачивает (Греция - в эллинистический период, Рим - остро с сер. I в. н.э. и даже - раньше, христианство - симптом этого, маркировка границы). Утверждая себя во внешнем мире (природе и обществе), имея для этого Таким образом, чувство свободы античного человека - это один полюс, а необремененность внутренними проблемами, отсутствие личного, индивидуального начала в человеке - это другой полюс античного общества.. P.S. В классический период - личное начало отсутствует в античной культуре. Оно стало складываться, когда полисное общество стало клониться к упадку, когда утрачивается это уникальное чувство свободы, когда распадаются привычные формы жизни, на которых свобода и вся античность строились. (Сократ раньше других обременился личными проблемами, его осудили за развращение малолетних умов). Это все те ситуации, которые характерны для античности, являются особенностями античности и создают особые, классические характеристики античного общества, его культуры.
|