Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Гунаратана-махатхера, 7 декабря 1990 года. 2 страница
Заблуждение 3:
Медитация — это таинственная практика, понять которую невозможно
Здесь перед нами вновь почти что правильное утверждение — правильное, но не совсем. Медитация имеет дело с уровнями сознания более глубокими по сравнению с символическим мышлением. Поэтому описать медитацию словами довольно трудно. Однако это не значит, что ее нельзя понять. Есть более глубокие способы понимания вещей, нежели слова. Например, вы знаете, как нужно ходить. И скорее всего вы не сможете подробно описать, как и в каком порядке сокращаются ваши нервные волокна и мускулы во время этого процесса. Но ходить вы можете. Медитацию нужно понимать точно так же, а именно — практикуя ее. Она не является чем-то таким, чему можно научиться с помощью абстрактных понятий. Ее надо пережить на собственном опыте. Медитация — это не готовый рецепт, который автоматически и вполне предсказуемо дает результаты. Вы никогда в точности не сможете предугадать, что произойдет во время какой-то медитации. Весь процесс — это исследование, эксперимент и шаг в неизведанное. Это настолько важно, что если у вас действительно в практике возникнет чувство предсказуемости и единообразия, это должно служить своего рода знаком. Значит, где-то вы сошли с пути, и у вас начался застой. Научиться воспринимать каждую секунду так, если бы она была первой и единственной секундой во Вселенной, — вот что самое главное в медитации випассаны.
Заблуждение 4:
Цель медитации — стать сверхчеловеком со сверхспособностями
Нет, цель медитации состоит в том, чтобы развить осознанность. Смысл ее не в том, чтобы научиться читать чужие мысли. Не является целью и левитация. Цель — это освобождение. Существует связь между медитацией и парапсихическими явлениями, но их взаимодействие довольно сложно. На ранних этапах практики у медитирующего такие феномены могут возникать, но могут и не возникать. Некоторые люди способны пережить особое интуитивное понимание или вспомнить прошлые жизни, с другими же этого не происходит. Во всяком случае данные явления вряд ли можно считать хорошо развитыми и надежными экстрасенсорными способностями. Не следует и придавать им особое значение. На самом деле подобные явления для начинающих практиков медитации довольно опасны, опасны в том смысле, что слишком заманчивы. Они могут стать ловушкой для вашего «я» и сбить вас с пути. Вот вам совет — не обращайте на них внимания. Если они появляются — прекрасно. Если нет — тоже прекрасно. Появление их вообще маловероятно. В практике медитации есть стадия, где медитирующий получает возможность выполнять особые упражнения для развития психических способностей. Но только на весьма глубоком уровне. Только после достижения очень глубокой джханы медитирующий продвигается настолько, что может работать с такими силами без страха, не боясь, что они выйдут из-под контроля или отнимут у него жизнь. Тогда он разовьет их исключительно для того, чтобы служить другим. И такое понимание возникает только после десятилетий практики. Не думайте об этом. Просто сосредоточьтесь на развитии все большего и большего осознавания. Если вы слышите голоса или у вас возникают видения, просто отмечайте это и дайте им уйти. Не зацикливайтесь на этом.
Заблуждение 5:
Медитация опасна, и благоразумный человек не должен ей заниматься
Опасно все. Когда вы переходите улицу, вас может сбить автобус. Когда вы принимаете душ, вы можете сломать шею. Когда вы медитируете, вы, по всей вероятности, откопаете на дне своего прошлого какие-нибудь мерзости. Вытесненные переживания, надолго погребенные в глубинах ума, могут быть поистине ужасны. Однако и это в высшей степени полезно. Любая деятельность так или иначе связана с риском, но это не значит, что вы должны сплести вокруг себя какой-то кокон, защитную оболочку — это не жизнь, а преждевременная смерть. Чтобы спастись от опасности, нужно хоть приблизительно знать ее размеры, где она находится, что с ней делать, когда она надвигается. Для того и нужно данное руководство. Випассана — это развитие осознавания. Само по себе, оно не опасно, даже наоборот. Возрастающее осознавание — гарантия безопасности. Медитация при надлежащей практике представляет собой очень тонкий и постепенный процесс. Практикуйте медленно и спокойно, и тогда ваша практика будет естественно развиваться. Не нужно ничего ускорять. Позднее, если вы будете заниматься в непосредственном контакте и под защитой мудрого и знающего учителя, вы сможете ускорить темп и пройти курс интенсивной медитации. Однако в первое время процесс должен идти медленно. Работайте осторожно, и все будет хорошо.
Заблуждение 6:
Медитация предназначена для святых, а не для обычных людей
Подобное отношение преобладает в Азии, где монахам и святым оказывают огромное почтение, больше напоминающее ритуал. (В чем-то оно схоже с идеализацией американцами кинозвезд и бейсболистов. Таких людей превращают в кумиров, делают их более значительными, чем они есть на самом деле, наделяют такими качествами, жить с которыми могут лишь немногие.) На Западе мы отчасти разделяем такой подход к медитации. Мы думаем, что практик медитации непременно должен быть в высшей степени благостным человеком, который и воды не замутит. Однако даже непродолжительное личное знакомство с такими людьми может быстро рассеять эту иллюзию. Как правило, они оказываются людьми с огромной энергией, которые любят жизнь и живут в полную силу. Разумеется, это правда, что святые люди занимаются практикой медитации, но медитируют они вовсе не потому, что святые. Это заблуждение. Они — святые потому, что практикуют медитацию.
Медитация — вот путь к этому состоянию; и они начинали практику медитации задолго до того, как стали святыми, иначе ничего бы не произошло. Это особенно важно. Большинство тех, кто хочет научиться медитации, думают, что человек должен стать высоконравственным, прежде чем начнет медитировать. Подобный подход к вопросу не проработан. Нравственное поведение требует определенного контроля ума. Это необходимое предварительное условие. Вы не можете следовать каким бы то ни было моральным предписаниям, не обладая хотя бы слабым самоконтролем; и если ваш ум постоянно вращается как колесо игрального автомата, самоконтроль в высшей степени маловероятен. Так что на первом месте должна быть культура ума.
В буддийской медитации налицо три неразрывно связанные между собой составные части: нравственное поведение, сосредоточенность и мудрость. Эти три составляющие развиваются по мере того, как углубляется ваша практика. Все они влияют друг на друга, а потому вы развиваете все три части, а не каждую из них в отдельности. Если вы обладаете мудростью и правильно понимаете ситуацию, вы автоматически проявляете сострадание ко всем ее участникам; а сострадание означает, что вы автоматически воздерживаетесь от любой мысли, любого слова или поступка, которые могли бы повредить вам или другим людям.
Таким образом, ваше поведение автоматически становится нравственным. И только в том случае, если у вас нет глубокого понимания, вы создаете проблемы. Если вы не сможете предвидеть последствий своих действий, вы совершите ошибку. Тот, кто ждет, что станет целиком и полностью высоконравственным человеком до того, как начнет практиковать медитацию, ожидает чего-то «такого», что никогда не произойдет. Древние мудрецы говорят, что он подобен человеку, который чтобы искупаться, ждет, когда океан успокоится. Чтобы лучше понять эти взаимодействия, рассмотрим разные уровни нравственного поведения. Самый низкий уровень — это строгое соблюдение свода правил и предписаний, предложенного кем-то другим.
Этим «другим» может быть ваш любимый проповедник, или государство, или глава вашего рода, или ваш отец. Неважно, кто устанавливает эти правила, все, что вам надлежит делать на этом уровне, — это знать эти правила и следовать им. Это может и робот. На это способен даже дрессированный шимпанзе, если правила достаточно просты, а при каждом их нарушении шимпанзе будут бить палкой. На таком уровне совсем не требуется заниматься медитации. Все, что вам нужно, — это правила и надзиратель, размахивающий палкой. Следующий уровень нравственного поведения состоит в соблюдении тех же самых правил, даже в том случае, если отсутствует тот, кто будет вас наказывать. Вы повинуетесь, потому что усвоили эти правила; вы наказываете себя сами всякий раз, когда нарушаете одно из них. Этот уровень требует слабого контроля ума. Если у вас хаотичное мышление, то и поведение будет лишено последовательности. Культура ума устраняет хаос в мыслях.
Существует и третий уровень нравственного поведения, но, пожалуй, лучше будет назвать его этикой. Этот уровень — большой слой в верхней части шкалы, это подлинная смена парадигмы в ориентации. На уровне этики мы не следуем неукоснительно правилам, продиктованным неким авторитетом. Мы избираем свою линию поведения в соответствии с требованиями ситуации. Этот уровень требует действительного понимания, способности быстро учитывать все обстоятельства в любой ситуации, всякий раз находить единственно возможное решение, реагировать творчески и надлежащим образом. Более того, нужно, чтобы человек, принимающий решения, отказался от своих ограниченных взглядов. Он должен видеть всю ситуацию в целом, оценивать ее объективно, придавая одинаковое значение как собственным нуждам, так и нуждам других людей.
Иначе говоря, он должен быть свободным от жадности, ненависти, зависти и всего прочего эгоистического хлама, который обычно мешает нам учитывать интересы других в том или ином случае. Только тогда можно будет избрать те действия, которые окажутся действительно оптимальными для данной ситуации. На этом уровне нравственного поведения совершенно необходима медитация, если, конечно, вы не святой от рождения. Другого способа овладеть таким мастерством не существует. И более того, сам процесс выбора, который идет на этом уровне, истощает силы человека. Если бы вы попытались перебрать на сознательном уровне ума все обстоятельства любой ситуации, вы довели бы себя до крайнего утомления. Интеллект просто не в состоянии удерживать столько объектов сразу. Для него это перегрузка. Но, к счастью, более глубокий уровень осознавания способен с легкостью выполнить подобную обработку данных. И с помощью медитации вы сможете процесс выбора довести до конца. Это чем-то напоминает предчувствие.
В один прекрасный день у вас возникает проблема — скажем, как отнестись к недавнему охлаждению в отношениях с дядюшкой Германом? Случай кажется абсолютно неразрешимым, налицо страшная путаница всяческих «может быть», которая привела бы в ужас самого царя Соломона. Но на следующий день вы моете посуду, думая о чем-то совершенно другом, — и внезапно вот оно, решение! Оно просто возникло где-то в глубинах ума, и вы говорите: «Ага!». Все, проблема решена. Интуиция подобного рода может возникнуть только тогда, когда вы высвобождаете проблему из логических круговращений и даете возможность найти решение своему глубинному уму. Сознательный ум здесь только мешает. Медитация учит вас тому, как выпутываться из процесса мышления. Это особое действие ума, выход за пределы своего привычного поведения, и такое умение весьма полезно в повседневной жизни. Медитация, разумеется, не является какой-то никому не нужной практикой, предназначенной исключительно для аскетов и отшельников. Это практическое искусство сосредоточения на повседневных событиях, которое находит применение в жизни каждого человека. Медитация — не потустороннее действие.
К несчастью, сам этот факт является помехой для некоторых людей, изучающих медитацию. Они включаются в практику, ожидая мгновенного космического откровения с хором ангелов в конце. А получают они другое — как эффективнее убирать мусор и как общаться с дядюшкой Германом. Они разочарованы, хотя для этого нет никаких оснований. Но ничего не поделаешь! Сначала приходит решение проблемы мусора, а для того чтобы услышать голоса архангелов, нужно значительно больше времени.
Заблуждение 7:
Медитация — бегство от реальности
Это не так. Медитация — бегство в реальность. Она не ограждает вас от страданий, которыми полна жизнь. Она дает вам возможность погрузиться в жизнь во всей ее полноте так глубоко, что вы преодолеваете барьер боли и выходите за пределы страдания. Випассана — это практика, выполняемая с особой целью — научиться без страха смотреть в лицо реальности, в полной мере переживать жизнь такой, как она есть, и преодолевать все трудности, с которыми приходится встречаться в жизни. Випассана дает вам возможность отбросить иллюзии и освободиться от всякой мелкой лжи, в которой вы погрязли. Что есть, то есть. Вы — тот, кто вы есть, и привычка лгать самому себе, оправдывая собственные слабости и побуждения, лишь крепче привязывает вас к колесу иллюзии. Медитация випассаны — это не попытка забыться или спрятаться от трудностей. Она учит вас видеть себя такими, какие вы есть. Видеть то, что есть, полностью принимать это. Только тогда вы сможете что-либо изменить.
Заблуждение 8:
Медитация — это великий путь к высшему
И да, и нет. Иногда медитация действительно вызывает приятные чувства счастья и блаженства. Но это не является целью медитации и происходит далеко не всегда. Более того, если вы практикуете медитацию именно с такой целью, их появление менее вероятно, чем если вы медитируете просто чтобы достичь подлинной цели медитации, а именно развития осознанности.
Блаженство — результат расслабления, а расслабление возникает при освобождении от напряжения. Поиски блаженства вносят в процесс медитации напряжение, которое разрывает всю цепь событий. Это заколдованный круг, «уловка 22»*. Обрести блаженство вы можете только тогда, когда не гонитесь за ним. Кроме того, если эйфория и приятные ощущения — это то, к чему вы стремитесь, есть более легкие способы их обрести. Без труда вы найдете их в барах и у темных личностей, которых можно встретить на каждом перекрестке. Эйфория не является целью медитации. Правда, она будет возникать довольно часто, однако ее следует считать побочным продуктом. Тем не менее, такое побочное действие очень приятно, и чем дольше вы медитируете, тем чаще и чаще оно возникает. И тут продвинутые практики вряд ли будут возражать.
* «Уловка 22» — сатирический антивоенный роман Джозефа Хеллера (вышел в 1961 г.), в котором главный герой постоянно наталкивается на «уловку-22» — пункт правил, по которому «от участия в боевых действиях может быть освобожден только сумасшедший, но если человек сам просит, чтобы его отстранили, значит он не сумасшедший и не может быть освобожден». В результате главному герою, чтобы достичь цели, пришлось отказаться от активного достижения этой цели. — Прим. ред.
Заблуждение 9:
Медитация эгоистична
Действительно, кажется, что это так. Вот сидит медитирующий, устроившись на своей небольшой подушечке. Идет ли он сдавать кровь? Нет. Занят ли он работой по оказанию помощи жертвам катастрофы? Нет. Но давайте рассмотрим его мотивацию. Почему он практикует медитацию? Он стремится очистить свой ум от гнева, предвзятости и враждебности. Он активно вовлечен в процесс освобождения от жадности, напряжения и равнодушия. Это именно те качества, которые мешают ему проявлять сострадание к другим. Пока они не исчезнут, любая выполняемая им работа, скорее всего, окажется лишь расширением его собственного «я» и в конечном счете не принесет никакой реальной пользы.
Зло ради пользы дела — одна из самых древних игр. Великий инквизитор в Испании разглагольствовал о самых возвышенных вещах, а процессы над ведьмами в Салеме велись во имя блага людей. Если же поинтересоваться личной жизнью продвинутых практиков медитации, можно обнаружить, что они были заняты тем, что служили людям. Однако вам вряд ли удастся найти таких людей среди крестоносцев-миссионеров, готовых приносить в жертву отдельных людей ради некой религиозной идеи. Дело в том, что мы более эгоистичны, нежели сами себе представляем. «Я» обладает способностью превращать в хлам самое возвышенное, если появляется такая возможность. Благодаря медитации мы осознаем себя такими, какие мы есть, начиная вдруг осознавать бесчисленные и разнообразные проявления собственного эгоизма. И тогда мы со временем действительно становимся подлинно бескорыстными. Поэтому очищать себя от эгоизма вовсе не значит вести себя эгоистично.
Заблуждение 10:
Медитируя, вы просто сидите, размышляя о возвышенном
Опять-таки неверно. Конечно, существуют системы созерцания, в которых делается что-то подобное. Но это не випасса-на. Випассана — это практика осознавания. Осознавания того, что есть, будь то высшая истина или всякий хлам. Что есть, то есть. Разумеется, во время нашей практики могут возникать прекрасные, возвышенные мысли. Несомненно, не нужно их гнать, но и не следует за ними гоняться. Это просто приятные побочные эффекты. Випассана — просто практика. Она состоит в том, чтобы переживать события собственной жизни прямо, непосредственно, не делая предпочтений и не наклеивая ментальных ярлыков. Випассана — это беспристрастное видение жизни, которая открывается нам от мгновения к мгновению. Что возникает, то возникает. Это очень просто.
Заблуждение 11:
Пара недель медитации — и все мои проблемы будут решены
К сожалению, медитация — это не быстродействующее средство от всех болезней. Вы сразу же начинаете замечать, что что-то меняется, но требуются годы, чтобы произошли по-настоящему глубокие изменения. Просто дело в том, что так устроена Вселенная. Ничего стоящего нельзя достичь сразу, немедленно. В некотором смысле медитация трудна. Она требует постоянной дисциплины, и порой сам процесс практики протекает довольно болезненно.
Каждая сессия медитации дает какие-либо результаты, но эти результаты часто очень трудно заметить. Они происходят в глубинах ума и проявляются гораздо позже. И если во время медитации вы все время ждете каких-то огромных мгновенных перемен, вы совершенно упустите из виду изменения, происходящие на тонком уровне. Вас ждет разочарование, вы прекратите практику, будучи уверены, что такие изменения никогда не произойдут. Терпение — вот ключ к практике. Терпение. Даже если практика медитации не даст вам ничего, вы научитесь сохранять терпение. И это будет самым ценным уроком, который вы сможете получить.
ГЛАВА 3
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?
Медитация — это слово, а слова употребляются разными людьми и понимаются ими по-разному. Хотя такое утверждение может показаться банальным, это далеко не так. Очень важно четко понимать, что именно хочет сказать человек, употребляя те или иные слова. К примеру, в культурах всех народов выработан особый вид тренировки ума, который можно было бы назвать медитацией.
Все зависит от того, в каком широком смысле вы употребляете этого слово. Медитацией занимаются все — и африканцы, и эскимосы. Существует великое множество техник, и мы даже не станем пытаться хотя бы в общих чертах рассказать о всех. Этому посвящены другие работы. В настоящей книге мы сознательно ограничиваемся лишь рассмотрением тех практик, которые лучше всего известны западным читателям и более всего связаны с термином «медитация».
В иудейско-христианской традиции мы находим два вида практики, частично совпадающие друг с другом, которые называются молитва и созерцание. Молитва — это прямое обращение к некому духовному существу. Созерцание — это продолжительный период сознательного размышления на некую особого рода тему; обычно размышляют о каком-то религиозном идеале или отрывке из писания. С точки зрения культуры ума обе практики представляют собой упражнения в сосредоточении.
Здесь нормальное течение сознательного мышления ограничено, а ум приводится к одной сфере действия сознания. Получаемые результаты те же, что и в любой практике сосредоточения: глубокое спокойствие, замедление обмена веществ в теле, чувство умиротворения и благополучия. Из индуистской традиции происходит йогическая медитация, которая в чистом виде также является практикой сосредоточения. Основные традиционные упражнения состоят в сосредоточении ума на каком-то одном объекте (камне, пламени свечи, каком-либо слоге или на чем-то еще), ему не дают блуждать и отклоняться в сторону.
После того, как йогин приобрел этот основной навык, он продолжает углублять свою практику и берет для медитации более сложные объекты — песнопения, красочные религиозные образы, энергетические каналы внутри тела и тому подобное. Но сколь бы сложными ни были объекты такой медитации, сама она не выходит за рамки всего лишь упражнения в сосредоточении.
Сосредоточение высоко ценится и в буддийской традиции. Но здесь к нему добавляется новый элемент, гораздо более значимый. Это осознавание. Буддийская медитация в целом нацелена на развитие осознавания с использованием сосредоточения в качестве инструмента. Буддийская традиция отличается широтой, и существует несколько различных путей, ведущих к этой цели. В медитации дзэн используют два разных подхода.
Первый — прямое погружение в осознавание с помощью чисто волевого усилия. Вы садитесь и просто сидите, и это означает, что вы выбрасываете из своего ума все, кроме чистого осознавания сиденья*. Звучит очень просто. Однако это не так. После первой же попытки вы сразу поймете, насколько трудна эта задача.
* Этот подход применяется в школе сото. — Прим. ред.
Второй подход медитации дзэн, применяемый в школе риндзай, состоит в том, чтобы особым способом вывести ум из сознательного мышления и привести его в чистое осознавание. Это делается так: ученику дают неразрешимую задачу, которую ему во что бы то ни стало нужно решить, и ставят его в процессе обучения в ужасно трудное положение. Поскольку он не в состоянии избежать боли, неизбежно возникающей в данной ситуации, ему приходится искать спасения в чистом переживании данного момента. Идти больше некуда. Дзэн труден. Для многих людей это весьма действенная, но очень жесткая практика.
Еще одна стратегия применяется в тантрическом буддизме; она представляет собой нечто противоположное. Сознательное мышление, по крайней мере обычный для нас способ его применения, есть проявление «я», это — «вы», какими вы обычно себя представляете. Сознательное мышление тесно связано с понятием «я».
Это понятие, или эго, есть ничто иное, как комплекс реакций и умственных образов, искусственно включенных в быстротечный процесс чистого осознавания. Тантра стремится к обретению чистого осознавания вследствие разрушения этого образа «я». Задача выполняется с помощью процесса визуализации. Изучающему дается для медитации особый религиозный образ, например, образ одного из божеств тантрического пантеона.
Ученик сосредоточивается на этом образе столь глубоко, что сам становится этим существом. Он как бы теряет свою личность и отождествляет себя с другой. Чтобы научиться этому, как вы понимаете, требуется время, однако эта техника работает. Во время практики ученик имеет возможность наблюдать за тем, как строится «я» и как происходит отождествление. Он приходит к пониманию непостоянства природы всех «я», включая и свое собственное, — и освобождается от зависимости от этого «я», от своего эго. Тогда он пребывает в том состоянии, когда по своему выбору может решить, иметь ли ему «я» свое собственное или любое другое, какое он только пожелает, или же он способен обходиться без всякого «я». В результате возникает чистое осознавание. Но тантра — это отнюдь не детская игра в песочек.
Випассана — это древнейшая из буддийских практик медитации. Происхождение этой техники напрямую связано с Сати-паттхана-суттой, трактатом, приписываемом самому Будде. Випассана — это прямое и постепенное развитие внимательности или осознавания. Это развитие идет постепенно и продолжается в течение многих лет. Внимание изучающего прямо направлено на детальное исследование некоторых аспектов его собственного существования. Медитирующего обучают все больше и больше замечать, насколько быстротечно переживание его собственной жизни. Випассана — щадящая техника. Но она также очень и очень совершенна.
Это древняя и хорошо отлаженная система тренировки восприимчивости, комплекс упражнений, развивающих чувствительность к переживаниям собственной жизни. Это как бы внимательное вслушивание, целостное виденье и тщательная проверка. Мы учимся тонкому восприятию запахов, четкому осязанию, учимся по-настоящему обращать внимание на то, что чувствуем. Мы учимся также прислушиваться к собственным мыслям, не вовлекаясь в эти мысли.
Цель практики випассаны — научиться обращать внимание. Мы думаем, что уже умеем это делать, но это иллюзия. Это следует из того, что мы почти не замечаем постоянно накатывающиеся на нас волны переживаний, вызванные событиями жизни, как будто пребываем во сне. Мы просто недостаточно внимательны, чтобы заметить свою невнимательность. Это еще одна «уловка-22»*, еще один круг. * См. выше. — Прим. ред.
Благодаря процессу внимательности мы постепенно начинаем осознавать, кто мы на самом деле, что скрывается в глубине под видом «я». Мы пробуждаемся, чтобы понять, что в действительности представляет собой жизнь. Это не просто чередование подъемов и спадов, пряника и кнута. Это иллюзия. Если взять на себя труд взглянуть на жизнь и посмотреть правильно, можно увидеть, что у нее гораздо более сложная структура.
Випассана — форма тренировки ума, которая научит вас совершенно по-новому переживать все происходящее в мире. Вы впервые узнаете, что действительно происходит с вами, вокруг и внутри вас. Это процесс самопознания, исследования себя, в котором вы наблюдаете собственные переживания по мере их возникновения и сами принимаете в этом участие. Подходить к практике надо так: «Не важно то, чему меня учили. Я забуду обо всех теориях, предубеждениях и стереотипах. Я хочу понять истинную природу жизни. Хочу узнать, чем в действительности является переживание того, что я живу. Хочу постичь истинные и глубочайшие ценности жизни, не желая просто принимать чьи-то объяснения. Я хочу сам понять жизнь».
И если вы будете так относиться к своей практике медитации, вы добьетесь успеха. Вы обнаружите, что наблюдаете объективно, видите вещи такими, какие они есть, — быстротечными и меняющимися от мгновения к мгновению. Тогда и жизнь становится неописуемо богаче. Это стоит пережить. На языке пали медитация прозрения называется випассана бхавана. Слово бхавана происходит от корня бху, что означает «расти» или «становиться». Поэтому бхавана значит «развивать», и это слово всегда употребляется по отношению к уму. Бхавана означает «развитие ума». Слово випассана состоит из двух корней. Пассана означает «видение» или «постижение». Ви — это приставка со множеством разных оттенков. Основное значение — «особым образом». Но есть также и дополнительные значения — «в», «через, сквозь».
В целом же все слово означает «вглядываться во что-то с ясностью и четкостью», «видеть каждую составную часть отдельно от других», проникая вовнутрь до конца, чтобы воспринимать изначальную реальность данного явления. Этот процесс приводит к прозрению в саму основу реальности исследуемого. Итак, если все это соединить, то випассана бхавана означает «развитие ума, направленное на то, чтобы обрести особое видение, которое ведет к прозрению и полному пониманию».
В медитации випассаны мы развиваем это особое видение жизни. Мы учимся видеть реальность точно такой, как она есть, и мы называем этот особый способ восприятия «внимательностью». Процесс внимательности на самом деле совершенно отличен от того, что мы обычно делаем в жизни. Обычно мы не присматриваемся к тому, что действительно находится перед нами.
Мы видим жизнь сквозь экран мыслей и представлений и ошибочно принимаем объекты ума за реальность. Нас настолько захватывает этот бесконечный поток мыслей, что реальность проплывает мимо нас незамеченной. Нас поглощает эта деятельность, и мы тратим время в вечной погоне за удовольствиями и удовлетворенностью, в непрестанном бегстве от боли и неприятных ощущений. Мы тратим всю свою энергию, пытаясь заставить себя испытывать приятные чувства и поглубже спрятать свои страхи.
Мы все время стремимся к тому, чтобы чувствовать себя в безопасности, а тем временем мир реальных переживаний проходит мимо нас, мы с ним не соприкасаемся и не ощущаем его вкуса. В медитации випассаны мы учимся не поддаваться постоянному внутреннему стремлению к спокойствию и комфорту, вместо этого мы погружаемся в реальность. Ирония в том, что подлинное спокойствие приходит лишь тогда, когда вы перестаете за ним гоняться. Это еще одна парадоксальная ситуация, еще одна «уловка-22».
|