Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тактика Б: наблюдение состояния своего ума ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Посмотрите на свое состояние скуки внимательно. Что такое скука? Где находится эта скука? На что похоже это чувство? Каковы его ментальные составляющие? Связана ли скука с каким-то физическим ощущением? Как она воздействует на ваш мыслительный процесс? Окиньте скуку свежим взглядом, как будто бы вы никогда раньше не переживали этого состояния.
Проблема 7: страх
Иногда во время медитации без всякой видимой причины возникает чувство страха. Это обычное явление, и у него может быть множество причин. Возможно, вы переживаете воздействие чего-то, давно подавленного. Помните, мысли сначала возникают в бессознательном. Эмоциональное содержание мыслительного комплекса зачастую просачивается в ваше сознание задолго до того, как мысль выходит на поверхность. Если вы будете медитировать невзирая на страх, само воспоминание сможет выйти на поверхность, а уж там вы сумеете его преодолеть. Или, может быть, вы имеете дело непосредственно с тем страхом, которого мы все опасаемся, — со «страхом неведомого». На одном из этапов практики медитации вас поразит серьезность того, что вы действительно делаете. Вы разрушаете стену иллюзии, которую всегда использовали, чтобы объяснять жизнь и ограждаться от яркого света реальности. Вы близки к тому, чтобы лицом к лицу встретиться с конечной истиной. Это страшно. Но в все-таки это необходимо сделать. Идите вперед и прямо погрузитесь в переживание.
Третья возможность: страх, который вы чувствуете, может быть порожден вами самими. Возможно, он возникает из-за неумелого сосредоточения. Вы могли бессознательно установить программу «посмотрим, что случится». Таким образом, при возникновении какой-нибудь внушающей страх фантазии сосредоточение замыкается на ней, и фантазия питается энергией вашего внимания и вырастает. Реальная проблема здесь состоит в том, что у вас слабая внимательность. Если бы внимательность была хорошо развита, она тотчас же заметила бы это переключение внимания и действовала бы как обычно. Не так важно, что вызывает у вас страх, — внимательность исцелит его.
Наблюдайте страх таким, как он есть. Не привязывайтесь к нему. Просто наблюдайте, как он возникает и как он растет. Изучайте его воздействие. Вы увидите, какие чувства он у вас вызывает, как воздействует на ваше тело. Если вы обнаружите, что перед вами встают леденящие душу фантастические образы, следите за ними внимательно. Наблюдайте образы как образы, воспоминания как воспоминания. Наблюдайте за возникающими наряду с этим эмоциональными реакциями, принимайте их такими, какие они есть. Отстранитесь от процесса, не вовлекайтесь в него. Относитесь к динамике процесса, как если бы вы были заинтересованным, но сторонним наблюдателем. Самое важное — не бороться с ситуацией. Не пытайтесь подавлять воспоминания, чувства или фантазии. Просто сойдите с пути, пусть вся эта мешанина выйдет на поверхность и проплывет мимо. Она не может причинить вам вреда. Это просто воспоминание, просто фантазия. Это всего лишь страх.
Если вы дадите страху возможность идти своим путем в сфере сознательного внимания, он более не будет погружаться в бессознательное. Он не вернется вновь, не будет преследовать вас. Он уйдет по-хорошему.
Проблема 8: возбуждение
Часто за беспокойство мы принимаем более глубокие переживания, скрытые в сфере бессознательного. Мы, люди, весьма искусно подавляем свои мысли и чувства. Вместо того чтобы встретиться лицом к лицу с какой-либо преследующей нас неприятной мыслью, мы пытаемся ее скрыть. Мы не хотим иметь дело с проблемами. Но, к несчастью, как правило, нам это не удается, по крайней мере, не всегда удается. Мы скрываем эту мысль, но ментальная энергия, которую мы используем, чтобы ее скрыть, накапливается внутри и бурлит. В результате возникает чувство неприятного неудобства, которое мы называем волнением или беспокойством. Нет ничего реального, ничего определенного, но вы не чувствуете себя спокойно. Вы не можете чувствовать себя свободно. Если такое чувство неудобства возникает во время медитации, просто наблюдайте его. Не допускайте, чтобы оно управляло вами, не вскакивайте, не убегайте. Но и не боритесь с этим состоянием, не пытайтесь его прогнать. Просто позвольте ему оставаться с вами и внимательно его наблюдайте. Тогда подавленный материал в конце концов сможет проявиться и вы поймете, что вас тревожило.
Неприятное переживание, встречи с которым вы пытались избежать, может быть любым. Это может быть чувство вины, жадность или какие-то проблемы. Это может быть едва заметная боль, легкое недомогание или приближающаяся болезнь. Что бы это ни было, пусть возникает, а вы лишь внимательно его наблюдайте. Если вы будете просто сидеть и наблюдать свое волнение, оно неизбежно пройдет. Если вы будете продолжать сидеть невзирая на беспокойство, это будет небольшим прорывом в вашей практике медитации. Это многому вас научит. Вы обнаружите, что на самом деле возбуждение — это довольно поверхностное состояние ума. По существу оно мимолетно. Оно приходит и уходит. Оно не имеет никакой реальной власти над вами. И из этого опять-таки можно извлечь пользу в повседневной жизни.
Проблема 9: чрезмерные усилия
Продвинутые практики, как правило, довольно жизнерадостные люди. Они наделены тем драгоценнейшим из сокровищ, которое называют чувством юмора. Это не поверхностные остроумные ответы телеведущего. Здесь подлинное чувство юмора. Такие люди могут смеяться над собственными неудачами. Они могут посмеяться и над своими бедами. Начинающие практики медитации зачастую слишком серьезно относятся к свом удачам. Поэтому немного посмейтесь. Важно научиться держаться свободно, расслабиться во время медитации. Нужно учиться быть в потоке, наблюдая все, что происходит, но вы не сможете это сделать, если будете напряжены, если будете бороться и принимать все слишком серьезно. Новички в практике медитации часто слишком жаждут результатов, они полны больших и иллюзорных надежд. Они совершают прыжок и надеются немедленно достичь поразительных результатов. Они рвутся вперед, напрягаются. Они обливаются потом и переутомляются, и все это ужасно мрачно и серьезно. Такое напряжение диаметрально противоположно внимательности. Так что, естественно, достигают они немногого. Тогда они решают, что эта медитация, в конце концов, не так уж увлекательна и не дает им того, что они ждут. И они бросают практику. Надо сказать, что вы узнаете что-то о медитации лишь в том случае, если практикуете ее. Вы узнаете, что такое медитация и куда она ведет, лишь благодаря прямому переживанию, возникающему в ходе самой практики. Поэтому начинающий практик не знает правильного направления, поскольку у него еще слабо развито понимание того, куда ведет его практика.
Ожидания новичка по сути своей нереалистичны и не основаны на точной информации. Впервые обратившись к медитации, вы ожидаете совсем не того, чего следует, и эти ожидания не принесут вам никакой пользы, а станут лишь помехами на пути. Чрезмерные усилия порождают жесткость и несчастье, чувство вины и самоосуждения. Если вы проявляете чрезмерное старание, ваши усилия становятся механичными, а это разрушает внимательность еще до того, как вам удастся ее сосредоточить. Вот вам хороший совет: бросьте все, оставьте надежды и не перенапрягайтесь. Просто медитируйте спокойно и уравновешенно, без лишних усилий. Наслаждайтесь медитацией и не обременяйте себя трудностями и борьбой. Просто будьте внимательны. Медитация сама позаботится о будущем.
Проблема 10: уныние
В результате чрезмерной напористости появляется разочарование. Вы пребываете в напряжении. Вы ничего не достигаете. Вы понимаете, что продвигаетесь вперед не так быстро, как ожидали, и потому приходите в уныние. Вы чувствуете, что потерпели неудачу. Это вполне естественный процесс, но безусловно, его можно избежать. Причина — нереальные надежды. Тем не менее это довольно общее явление, и вопреки всем советам вы можете обнаружить, что нечто подобное произошло и с вами. Однако выход есть: если вы заметили, что пришли в уныние, просто с ясностью наблюдайте состояние своего ума. Ничего не прибавляйте, только наблюдайте. Чувство неудачи — это всего лишь несколько иная мимолетная эмоциональная реакция. Если вы в нее вовлечены, она растет, питаясь вашей энергией. Если вы остаетесь в стороне и наблюдаете, она исчезает.
Если вы пришли в уныние, осознав свою неудачу в медитации, справиться с этим довольно легко. Вы чувствуете, что потерпели неудачу в практике. Вам не удалось сохранить внимательность. Тогда старайтесь просто внимательно наблюдать это ощущение неудачи. И сделав это, вы сразу же восстановите внимательность. Причина появления ощущения неудачи — ничто иное, как воспоминания. В медитации не существует такого явления, как неудача. Существуют препятствия и трудности. Но до тех пор пока вы полностью не прекратили практику, никакой неудачи быть не может. Даже если вы потратили на практику целых двадцать лет и ничего не достигли, вы можете стать внимательными в любой момент. Решение зависит от вас. Со жаление — это лишь еше один способ быть невнимательными. В то самое мгновение, когда вы понимаете, что были невнимательны, само это понимание становится актом внимательности. Поэтому продолжайте процесс и не отвлекайтесь на эмоциональные реакции.
Проблема 11: сопротивление медитации
Случается, вы чувствуете, что не желаете медитировать. Сама мысль о практике кажется вам неприятной. Пропуск одного сеанса медитации для практики едва ли важен, но это легко входит в привычку. Разумнее идти вперед, преодолевая сопротивление. Как бы там ни было, садитесь и медитируйте. Наблюдайте чувство отвращения. В большинстве случаев — это какая-то осечка, мимолетная эмоция, которая испарится прямо у вас на глазах. Через 5 минут после того, как вы сядете медитировать, ее уже не будет. В другом случае она бывает следствием скверного настроения в тот день и держится дольше. Но все же она уходит. И лучше избавиться от нее за 20 или 30 минут медитации, чем нести с собой и позволить, чтобы она испортила вам остаток дня.
Иной раз сопротивление может быть вызвано какой-то трудностью, которая связана непосредственно с самой практикой. Вы можете знать, что это за трудность, а можете и не знать. Если вы знаете, в чем проблема, работайте с ней, используя один из технических приемов, данных в этой книге. Если устранена проблема, исчезнет и сопротивление. Если же проблема неизвестна, тогда вам неизбежно придется терпеть и не падать духом. Просто медитируйте, несмотря на сопротивление, и внимательно его наблюдайте. Когда оно окончательно завершит свой круг, оно исчезнет. Тогда, по всей вероятности, всплывет на поверхность и проблема, ставшая его причиной, и вы сможете с ней работать. Если сопротивление медитации является для вас обычным явлением, то следует предположить, что в вашем подходе к медитации есть ошибка.
Медитация — это не ритуал, выполняемый в какой-то особой позе, не упражнение, вызывающее боль, и не время вынужденной скуки. Это также не какое-то торжественное, непреклонное обязательство. Медитация — это внимательность, это новый способ видения, особая форма игры. Медитация — ваш друг. Старайтесь воспринимать ее как таковую — и сопротивление развеется как дым лишь только подует легкий ветерок.
Если вы испробовали все это, а сопротивление остается, тогда, вероятно, существует какая-то иная проблема. Может быть, это некое метафизическое препятствие, с которым сталкивается медитирующий, и анализ которого выходит за рамки данной книги. Сталкиваться с подобными препятствиями начинающим практикам обычно приходится не так уж часто, однако это может случиться. Не сдавайтесь. Постарайтесь заручиться поддержкой, ищите квалифицированных учителей медитации випассаны и попросите их помочь вам найти выход из этой ситуации. Такие люди есть, и они помогут вам разрешить проблему. Проблема 12: оцепенение, подавленность
Мы уже рассмотрели такое явление, как провал в уме. У этого состояния есть особый источник, который надо внимательно наблюдать. Умственная подавленность может проявляться как нежелательный побочный продукт глубокого сосредоточения. По мере углубления расслабления мышцы освобождаются от напряжения, изменяется и движение нервных импульсов. Это создает ощущение глубокого покоя и легкости тела. Вы чувствуете себя очень спокойно и как бы отдельно от тела. Это очень приятное состояние, и вначале сосредоточение бывает вполне нормальным, хорошо сконцентрированным на дыхании.
Однако по мере продолжения практики приятные чувства усиливаются и отвлекают внимание от дыхания. Вы начинаете получать истинное наслаждение от самого этого состояния, и ваша внимательность уходит. Внимание начинает рассеиваться, уходить в сторону, теряясь в зыбких облаках блаженства. В результате вы впадаете в состояние весьма далекое от внимательности, своего рода экстатическое оцепенение. Разумеется, лекарством будет снова внимательность. Внимательно наблюдайте эти явления, и они рассеются. Если возникнет ощущение блаженства, примите его. Не надо его избегать. Но и погружаться в него не следует. Это физическое чувство, поэтому относитесь к нему соответственно. Наблюдайте чувства как чувства. Наблюдайте подавленность как подавленность. Наблюдайте, как они возникают, наблюдайте, как они уходят. Не отождествляйтесь с ними. В медитации у вас будут возникать проблемы. Они есть у каждого. Вы можете считать, что это ужасные мучения или препятствия, которые надо преодолеть. Если вы станете воспринимать их так, ваше страдание только возрастет. Если же вы сочтете, что это благоприятная возможность, чтобы учиться и развиваться, ваши духовные перспективы будут безграничны.
ГЛАВА 11
РАБОТА С ОТВЛЕЧЕНИЯМИ (ЧАСТЬ I)
В какой-то момент практики каждый медитирующий встречается с отвлечениями, а для того чтобы работать с ними, нужны особые методы. Чтобы вернуть вас к практике, изобретены некоторые хитрые приемы, причем, с их помощью возвращение к практике достигается гораздо быстрее, чем просто усилием воли. Сосредоточенность и внимательность идут рука об руку, и как две руки, они дополняют друг друга. Если одна из них слабая, это в конце концов сказывается и на другой. Для плохих дней, как правило, характерна плохая сосредоточенность. Ваш ум все время витает в облаках. Необходим какой-то метод, чтобы восстановить сосредоточенность, даже если состояние вашего ума неважное. К счастью, такой метод есть. Фактически, вы можете выбрать метод, воспользовавшись традиционным набором практических приемов.
Прием 1: оценка времени
Этот технический прием был рассмотрен в одной из предыдущих глав. Какая-то помеха отвлекла вас от дыхания, и вы внезапно осознали, что предавались мечтаниям. Хитрость состоит в том, чтобы полностью освободиться, отрешиться от того, что вас захватило, чтобы вы могли, сохраняя полное внимание, вернуться к дыханию. Вы достигаете этого, определяя в течение какого времени ваше внимание было отвлечено. Это не будет точным расчетом. Вам не нужны точные цифры, вполне достаточно грубой оценки. Вы можете оценить время отвлечения в минутах или с помощью абстрактных признаков. Просто скажите себе: «Ладно, я отвлекся примерно на две минуты», или «С того момента, как залаяла собака», или «С того момента, как я подумал о деньгах». Когда вы впервые начнете практиковать эту технику, вы станете выполнять ее, мысленно беседуя с собой. Но как только техника войдет в привычку, вы сможете отбросить этот прием, и действие станет безмолвным и очень быстрым. Помните, что идея состоит в том, чтобы увести вас от отвлекающего фактора и вернуть к дыханию. Вы уходите от мысли, сделав объектом рассмотрения некую оценку времени отвлечения. Сам по себе перерыв неважен. Как только вы освободились от отвлечения, отбросьте все и вернитесь к дыханию. Не привязывайтесь к оценке времени. Прием 2: глубокое дыхание Если ваш ум необуздан и сильно возбужден, зачастую вы можете восстановить внимательность с помощью нескольких быстрых глубоких дыханий. Сильно втяните воздух и столь же сильно выпустите его наружу. Это усиливает ощущение в ноздрях, поэтому вам легче будет на них сосредоточиться. Усилием воли направьте внимание. Помните, что сосредоточенность можно усилить, поэтому, вполне вероятно, вы обнаружите, что вам вновь удалось полностью сконцентрировать внимание и вернуть его к дыханию.
Прием 3: счет
Счет дыханий при их прохождении — традиционный прием, который часто используется. В некоторых школах учат действовать так на начальном этапе практики. Випассана пользуется счетом как вспомогательным средством для восстановления внимательности и усиления сосредоточенности. Как мы уже говорили в Главе 5, можно считать дыхания по-разному. Не забывайте удерживать внимание на дыхании. В процессе счета вы, вероятно, заметите изменения: дыхание замедлится и станет очень легким и тонким. Это физиологический сигнал, указывающий на то, что сосредоточение прочно установилось. В этой точке дыхание обычно столь легкое или столь быстрое и тонкое, что вы не в состоянии ясно отличить вдох от выдоха, они как будто сливаются друг с другом. Тогда вы можете считать их одним циклом дыхания. Продолжайте процесс счета, но считайте только до пяти, охватывая все ту же последовательность из пяти дыханий, а затем начните снова. Когда счет станет помехой, перейдите к следующей стадии — отбросьте числа и забудьте о понятиях вдоха и выдоха. Просто погрузитесь в ощущение дыхания: вдох сливается с выдохом, одно дыхание сливается с другим в бесконечном цикле простого плавного движения.
Прием 4: метод «внутрь... наружу»
Это другой способ отслеживания дыхания, действующий почти так же, как счет. Просто направьте свое внимание на дыхание, отмечая в уме каждый цикл словами: «Вдох... выдох» или «внутрь... наружу». Продолжайте повторять до тех пор, пока в этом есть потребность, а затем прекратите.
Прием 5: вытеснение одной мысли с помощью другой
Некоторые мысли просто не желают уходить. Нам, людям, свойственна одержимость. Это одна из главных наших проблем. Мы склонны зацикливаемся на сексуальных фантазиях, волнениях и честолюбивых стремлениях. Мы питаем эти мысленные комплексы в течение многих лет и часто даем им возможность проявиться, играя с ними каждую свободную минуту. Затем, когда мы садимся медитировать, мы приказываем им уйти и оставить нас в покое. Неудивительно, что они не повинуются. Подобного рода навязчивые мысли требуют прямого подхода, наступления по всему фронту. Буддийская психология выработала четкую систему классификации.
Вместо того чтобы делить мысли на «хорошие» и «плохие», буддийские мыслители предпочитают рассматривать их как «искусные» и «неискусные». Неискусная мысль — это мысль, связанная с жадностью, ненавистью или иллюзиями. Это именно те мысли, которые в уме легче всего перерастают в одержимость. Они неискусны в том смысле, что уводят вас в сторону от цели — от Освобождения. С другой стороны, искусные мысли — это такие мысли, которые связаны с великодушием, состраданием и мудростью. Они искусны в том смысле, что их можно использовать как особое средство против неискусных мыслей, и таким образом они могут помочь вам достичь Освобождения.
Вы не можете создать условия для Освобождения: это состояние не создается из мыслей. Не создадите вы и личные качества, которые возникают вследствие Освобождения. Мысли о доброте могут создать лишь видимость доброжелательности, но она не будет подлинной и под давлением разрушится. Мысли о сострадании создают только поверхностное сострадание. Потому-то эти искусные мысли сами по себе не помогут вам высвободиться из ловушки. Они искусны лишь в том случае, если применяются в качестве противоядия, обезвреживающего яд неискусных мыслей. Мысли о великодушии могут на время вытеснить жадность. Они как бы отшвыривают ее прочь на время, достаточное для беспрепятственной работы внимательности. Затем, когда внимательность проникает в самый корень процесса, создающего «я», жадность исчезает и возникнет истинное великодушие.
Этот принцип можно использовать в качестве основы вашей ежедневной медитации. Если вас беспокоит одержимость в той или иной форме, вы можете вытеснить ее, порождая противоположные ей мысли. Например, если вы совершенно не переносите Чарли и у вас в уме не перестает появляться его злая физиономия, попробуйте мысленно направить в сторону Чарли поток любви и дружелюбия. По всей вероятности, вы избавитесь от прямого ментального образа и тогда сможете продолжить медитацию. Иногда подобная тактика не действует, потому что зацикленность слишком сильна.
В этом случае надо сначала ослабить ее влияние, а уже потом уравновешивать. Именно здесь, в конце концов, может быть весьма полезным чувство вины — одна из презреннейших человеческих эмоций. Окиньте пристальным взглядом эмоциональную реакцию, от которой вы стараетесь избавиться. Хорошенько поразмышляйте. Посмотрите, какие чувства она вызывает у вас, посмотрите, во что она превращает вашу жизнь, ваше счастье и здоровье, ваши взаимоотношения.
Постарайтесь увидеть, как влияет она на восприятие вас окружающими. Посмотрите, каким образом она препятствует вашему движению к Освобождению. Палийские тексты рекомендуют делать это очень тщательно. Они советуют нам выработать такое же чувство отвращения и унижения, какое вы испытали бы, если бы вам пришлось ходить по кругу, повесив на шею тушу мертвого и разлагающегося животного. Настоящее отвращение — вот что вы должны испытать. Один этот шаг может разрешить проблему. Если нет, тогда уравновесьте оставшуюся зацикленность, вызвав еще раз противоположную эмоцию.
Мысли, окрашенные жадностью, охватывают все, что связано с желанием, — от прямого стремления к материальным ценностям до самой тонкой потребности вызвать уважение к себе как к моральной личности. Мысли, окрашенные чувством ненависти, охватывают всю гамму — от легкого раздражения до слепой ярости убийцы. Заблуждение охватывает все — от мечтаний до настоящих галлюцинаций. Великодушие сводит на нет жадность. Доброта и сострадание сводят на нет ненависть. Вы можете найти противоядие против любой тревожащей вас мысли, если просто немного подумаете о ней.
Прием 6: вспомните о цели
Бывает так, что разные объекты возникают в вашем уме случайно, бессистемно. Слова, фразы или целые предложения выскакивают из бессознательного без определенной причины. Появляются объекты. Одна за другой мелькают картинки. Это неустойчивое переживание. Ваш ум подобен флагу, развевающемуся на ветру. Он колышется взад и вперед, как волны в океане. В подобных случаях бывает достаточно только вспомнить, почему вы здесь находитесь. Вы можете сказать себе: «Я нахожусь здесь вовсе не для того, чтобы тратить время на эти мысли. Я здесь для того, чтобы сосредоточивать ум на дыхании, на глобальном и общем для всех живых существ принципе». Может случиться, что ваш ум успокоится еще до того, как вы успеете это произнести. В другой раз может потребоваться несколько повторений, прежде чем вы снова сосредоточитесь на дыхании. Этими техническими приемами можно пользоваться по отдельности или вместе. Если использовать их правильно, они станут хорошим оружием в вашей битве с обезьяньим умом.
ГЛАВА 12
РАБОТА С ОТВЛЕЧЕНИЯМИ (ЧАСТЬ II)
И вот вы медитируете, все великолепно. Тело совершенно неподвижно, ум совершенно спокоен. Внимание просто скользит, следуя за потоком дыхания — вдох, выдох, вдох, выдох... Вы спокойны, безмятежны, сосредоточенны. Все идет прекрасно. А затем неожиданно у вас в уме появляется нечто совсем иное: «Так хочется мороженого». Совершенно ясно, что это отвлечение. Вы должны заниматься совершенно другим. Вы отмечаете это и возвращаетесь к дыханию; снова оно течет плавно: «вдох, выдох, вдох...» И затем: «А оплатил ли я счет за газ?»
Другое отвлечение. Вы замечаете его и снова возвращаетесь к дыханию: «Вдох, выдох, вдох, выдох...» Снова мысль: «Сегодня этот новый научно-фантастический фильм не идет. Может быть, смогу посмотреть его завтра... Завтра вторник... Нет, не во вторник или среду - в среду очень много работы. Лучше в четверг...» Еще одно отвлечение. Вы его отгоняете и снова хотите вернуться к дыханию, однако прежде чем успеваете это сделать, слышится все тот же тихий голосок: «Ужасно болит спина!» Так продолжается и дальше, одно отвлечение следует за другим; кажется, что им не будет конца.
Черт побери! Но именно в этом все дело. Фактически, дело именно в этих отвлечениях. Тут ключ к тому, чтобы научиться работать с подобными явлениями: научиться замечать их, чтобы не попасть в ловушку. Именно для этого мы и находимся здесь. Вне всякого сомнения, блуждания ума неприятны. Но таково обычное поведение ума, не считайте его своим врагом. Это всего лишь реальность. И если вы хотите, чтобы что-то изменилось, первое, что вам необходимо сделать, — это увидеть, как обстоит дело.
Когда вы впервые садитесь, чтобы сосредоточиться на дыхании, вас поражает, насколько беспокойным в действительности оказывается наш ум. Он перескакивает с одного на другое и топчется на месте. Он мечется из стороны в сторону и сопротивляется. Он все время блуждает, непрерывно ходит по кругу. Он болтает. Он думает. Он фантазирует и мечтает. Не расстраивайтесь из-за этого. Это вполне естественно. Когда ум отклоняется от предмета медитации, просто наблюдайте это отвлечение, сохраняя внимательность.
Когда мы говорим об отвлечениях в медитации прозрения, мы имеем в виду рассеянность, отвлекающую внимание от дыхания. В связи с этим вводится новое, главное правило медитации: если возникает какое-то состояние ума, достаточно сильное для того, чтобы отвлечь вас от объекта медитации, быстро подключите к нему свое внимание. Сделайте это отвлечение временным объектом медитации. Пожалуйста, обратите внимание на слово «временный». Это крайне важно. Как говорится, коней на переправе не меняют. Мы не предполагаем, что вы каждые три секунды будете менять объект медитации. Дыхание всегда остается для вас основным центром сосредоточения. Вы переключаете внимание на отвлечение лишь на какое-то время, достаточное для того, чтобы заметить некоторые специфические признаки. Что это за отвлечение? Насколько оно сильно? Как долго оно длится?
Как только мысленно вы ответили на все эти вопросы, рассмотрение отвлечений заканчивается и вы возвращаете внимание к дыханию. Здесь опять-таки, пожалуйста, обратите внимание на условия работы: мысленно, без слов. Эти вопросы не побуждают к новой болтовне ума. Она направила бы вас по ложному пути, к погружению в размышления. Мы же хотим, чтобы вы ушли от мышления, вернулись к прямому, не выраженному словами, неконцептуальному переживанию дыхания. Вопросы рассчитаны на то, чтобы вы освободились от отвлечения и постигли его природу, а не на то, чтобы вы окончательно в нем завязли. Они настроят вас на отвлечение и помогут от него избавиться — всего за одну попытку.
Проблема вот в чем: когда в уме появляется отвлечение или иное состояние ума, оно сначала возникает в сфере бессознательного. И только мгновение спустя оно поднимается в сознательный ум. Разница в долю секунды весьма важна, потому что этого времени вполне достаточно для цепляния. Цепляние возникает почти мгновенно, и возникает оно сначала в бессознательном. Таким образом, к тому времени, как цепляние поднимется до уровня сознательного восприятия, мы уже начинаем на нем замыкаться. Для нас вполне естественно просто включиться в этот процесс, все туже и туже привязываясь к отвлечению по мере того, как мы продолжаем его рассматривать. К тому времени мы вполне определенно обдумываем мысль, а не просто рассматриваем ее с чистым вниманием. Все это происходит последовательно и в одно мгновение. Это создает нам проблему. К тому времени, как мы начинает отчетливо осознавать какое-то отвлечение, мы по сути уже увязли в нем.
Три наших вопроса — хорошее лекарство от этой болезни. Для того чтобы ответить на эти три вопроса, мы должны выявить качества отвлечения. Для этого нужно отделить от него себя, сделать в уме как бы шаг назад, отвязаться и взглянуть на него объективно. Мы должны прекратить обдумывание мыслей или переживание чувств, чтобы взглянуть на них как на объект исследования. Сам этот процесс представляет собой проявление внимательности, невовлеченного, беспристрастного осознавания. Таким образом, власть отвлечения будет подорвана, и внимательность снова станет контролировать положение. В этот момент внимательность плавно перемещается к исходному центру сосредоточения, и мы возвращаемся к дыханию.
Когда вы впервые начнете практиковать эту технику, вам, вероятно, придется выполнять ее в словесной форме. Вы будете задавать эти вопросы в словах и получать ответы в словах. Однако так будет продолжаться недолго, и скоро вы сможете обходиться без слов. Когда выработаются привычки ума, вы будете просто отмечать отвлечения, их качества и возвращаться к дыханию. Этот процесс целиком и полностью неконцептуален и протекает очень быстро. Само по себе отвлечение может быть чем угодно: звуком, ощущением, эмоцией, фантазией или чем-то еще. Чем бы оно ни было, не пытайтесь его подавить, не пытайтесь силой удалить его из ума. В этом нет необходимости. Просто наблюдайте его внимательно, с чистым вниманием.
Рассмотрите отвлечения без слов, и оно само уйдет прочь. Вы обнаружите, что ваше внимание без усилий возвращается обратно, к дыханию. И не осуждайте себя за то, что вы отвлеклись. Отвлечения естественны. Они приходят и уходят. Несмотря на этот мудрый совет, вы непременно обнаружите, что так или иначе осуждаете себя. Это тоже естественно. Просто наблюдайте процесс осуждения, как еще одно отвлечение, а затем возвращайтесь к дыханию.
Наблюдайте последовательность событий. Дыхание, дыхание. Возникает отвлекающая мысль. Вслед за этой отвлекающей мыслью появляется разочарование: вы осуждаете себя за то, что отвлеклись. Вы замечаете, что осуждаете себя. Возвращаетесь к дыханию. Дыхание, дыхание. Это весьма естественный, плавно текущий процесс, если вы все делаете правильно. Конечно, главная хитрость — это терпение. Если вы научитесь наблюдать эти отвлечения, не вовлекаясь в них, все будет очень просто. Вы всего лишь скользите по отвлечениям, и ваше внимание без особого труда возвращается к дыханию. Конечно, то же самое отвлечение может возникнуть через какое-то время. Если оно появляется, просто наблюдайте его внимательно.
Если вы имеете дело со старым, сложившимся мысленным стереотипом, он может продолжать возникать еще довольно долго, иногда в течение многих лет. Не расстраивайтесь. И это тоже естественно. Просто наблюдайте отвлечение и возвращайтесь к дыханию. Не боритесь с отвлекающими мыслями, не напрягайтесь, не сражайтесь с ними. Это напрасная трата сил. Каждая частица энергии, которую вы тратите на такое противодействие, входит в мыслекомплекс и лишь усиливает его. Поэтому не пытайтесь насильственно вытеснять мысли из своего ума. В этой битве вам никогда не победить. Просто внимательно наблюдайте отвлечение, и в конце концов оно уйдет. Это кажется странным, но чем больше вы обращаете все внимание на подобные помехи, тем слабее они становятся. Наблюдайте их с полным вниманием достаточно долго и часто, и они исчезнут навсегда. А если вы будете бороться с ними, они усилятся. Наблюдайте их беспристрастно, и они исчезнут.
Функция внимательности состоит в том, чтобы обезвредить отвлечения подобно тому, как минер обезвреживает мины. Слабые отвлечения обезвреживаются одним взглядом: лишь только их осияет свет сознания, они исчезают мгновенно, чтобы больше никогда не вернуться. Для глубоко укоренившихся, привычных стереотипов мышления требуется применение постоянной внимательности повторно и достаточно долго, чтобы освободиться от их оков. По сути, отвлечения — это «бумажные тигры». Они не имеют силы. Им нужна постоянная подпитка, иначе они умрут. Если вы отказываетесь их подпитывать и не проявляете страх, гнев и жадность, они постепенно исчезнут.
Внимательность — наиболее важный аспект медитации. Это главное качество, которое вы стараетесь развить. Поэтому в действительно нет надобности бороться с отвлечениями. Самое главное — быть внимательными к тому, что происходит, а не контролировать происходящее. Помните: сосредоточение — всего лишь инструмент. По сравнению с чистым вниманием оно второстепенно. С точки зрения внимательности такого явления как отвлечение в действительности не существует.
Все, что возникает в уме, рассматривается как еще одна возможность развития внимательности.
Помните: дыхание — это произвольный объект, который используется в качестве нашего первичного объекта внимания. А отвлечения используются в качестве вторичных объектов внимания. Несомненно, они являются такой же частью реальности, как и дыхание. По сути, не столь уж велика разница между объектами внимательности. Вы можете быть внимательны или к дыханию, или к отвлечению. Вы можете быть внимательны в том случае, если ваш ум спокоен и глубоко сосредоточен, но вы можете быть внимательны и в том случае, если ваша сосредоточенность слабая, а в уме полная неразбериха. Это тоже внимательность. Просто сохраняйте такую внимательность, а со временем появится и сосредоточенность.
Цель медитации — не в том, чтобы сосредоточиваться на дыхании все время, без остановки. Сама по себе такая цель была бы бесполезной. Цель медитации не в том, чтобы ум стал совершенно спокоен и безмятежен. Хотя это состояние и прекрасно, само по себе оно не ведет к освобождению. Цель медитации — в том, чтобы достичь непрерывной внимательности. Внимательность — и только внимательность — ведет к Просветлению.
Отвлечения бывают самой разной формы и величины, они имеют разные оттенки. Буддийская философия разделила их на категории. Одна из них — это категория препятствий. Препятствиями они называются потому, что мешают вам развивать обе составные части медитации — внимательность и сосредоточенность. Небольшое предостережение относительно этого термина: слово «препятствие» несет в себе некий отрицательный оттенок, и действительно, именно эти состояния ума мы хотим искоренить. Однако это не значит, что их надо подавлять, не замечать или осуждать.
Возьмем в качестве примера жадность. Мы хотим избежать продолжения любого возникающего состояния жадности, потому что длительное состояние ведет к рабству и печали. Это не означает, что мы пытаемся выбросить эту мысль из ума, как только она там появляется. Мы просто отказываемся ее поддерживать, не позволяем ей остаться. Мы даем ей возможность прийти и уйти. Когда чистое внимание впервые замечает жадность, не выносится никакой оценки.
Мы просто отходим и наблюдаем, как она возникает. Вся динамика процесса от возникновения жадности и до ее исчезновения лишь детально изучается. Мы ни в коей мере не помогаем ей, но и не создаем для нее препятствий, мы не вмешиваемся. Она остается в уме столько, сколько остается. И мы узнаем о ней столько, сколько можем, в течение того времени, когда она там. Мы наблюдаем то, что порождает жадность. Мы наблюдаем, как она удерживает нас в состоянии вечной неудовлетворенности и неосуществленных желаний. Мы наблюдаем, как она докучает нам, как отягощает жизнь других. И на основе личного опыта мы на инстинктивном уровне убеждаемся в том, что жадность не позволяет жить полной жизнью. И это не теоретическое постижение. Точно так же работают и со всеми препятствиями. Здесь мы рассмотрим каждое из них по отдельности.
Желание
Предположим, что нас отвлекло во время медитации какое-то приятное переживание. Возможно, то была некая радужная фантазия или мысль, окрашенная чувством гордости. Это могло быть чувство собственного достоинства. Это могла быть мысль, наполненная любовью, или даже физическое ощущение блаженства, которое приходит вместе с переживаниями во время медитации. Что бы это ни было, за ним следует желание — получить то, о чем вы думали, или желание продлить переживание. Независимо от того, какова его природа, вам нужно работать с желанием следующим образом. Обратите внимание на мысли или ощущения по мере того, как они возникают. Отдельно отметьте умственное состояние желания, сопровождающее их. Определите точные размеры или силу этого желания. Затем посмотрите, как долго оно продлится и когда в конце концов исчезнет. Сделав это, верните внимание к дыханию.
Отвращение
Предположим, что вас отвлекло какое-то отрицательное переживание. Это могло быть что-то пугающее, какая-то безотчетная тревога. Возможно, это было чувство вины, подавленность или боль. Каким бы ни было в действительности содержание мысли или ощущения, вы замечаете, что отвергаете или подавляете его, пытаетесь избежать встречи с ним, противодействуете или отрицаете его. Подход здесь по существу тот же самый. Наблюдайте возникновение мысли или ощущения. Отметьте состояние отторжения, которое приходит вместе с этой мыслью или с ощущением. Определите величину и степень этого отторжения. Посмотрите, как долго оно продлится и когда исчезнет. Затем верните внимание к дыханию.
Вялость
Вялость бывает различной степени и интенсивности — от легкой сонливости до полной апатии. Здесь мы говорим о состоянии ума, а не тела. Сонливость вследствие физической усталости — нечто совсем иное, и в буддийской системе классификации ее отнесли бы к категории физических ощущений. Умственная вялость тесно связана с отвращением в том смысле, что это один из хитрых способов, придуманных умом для того, чтобы уйти от вопросов, которые он считает неприятными. Вялость — это своеобразное отключение аппарата ума, притупление остроты чувствительности и распознавания. Это вынужденная тупость, когда человек как бы притворяется спящим. Работать с таким состоянием может быть очень трудно, поскольку его наличие противоположно сохранению внимательности. Вялость почти диаметрально ей противоположна. Тем не менее внимательность борется и с этим препятствием, и подход к нему тот же самый. Обратите внимание на состояние сонливости, заметьте его возникновение, определите его величину или силу. Отмечайте, когда оно возникает, как долго длится, когда уходит. Здесь существует одна особенность — важно уловить это явление как можно раньше. Вам нужно поймать его прямо в момент зарождения и сразу же направить на него поток чистого осознавания. Если вы упустите начальный момент, его рост может превзойти силу вашей внимательности. Если побеждает вялость, это приводит к провалу ума или погружению в сон; возможны и оба эти состояния.
Возбуждение
Состояние беспокойства и тревоги — это проявление возбужденного ума. Ваш ум все время мечется из стороны в сторону, не желая остановиться на каком-то одном предмете. Вы можете постоянно прокручивать в уме одни и те же вопросы. Но даже и здесь будет преобладать чувство неустойчивости. Ум не хочет останавливаться на чем бы то ни было, постоянно перепрыгивает с одного на другое. Чтобы избавиться от этого состояния, применяется та же основная последовательность. Беспокойство сообщает сознанию определенное чувство. Оно похоже на привкус или рисунок. Но как бы его ни называли, это ощущение неустойчивости присутствует здесь в качестве узнаваемого признака. Ищите его. Обнаружив, отмечайте, присутствует оно полностью или частично. Отмечайте, когда оно возникает. Понаблюдайте, как долго оно будет длиться, и когда исчезнет. Затем верните внимание к дыханию.
Сомнение
У сомнения есть вполне отчетливое чувство в сознании. Оно хорошо описано в палийских текстах. Это чувство человека, который бредет через пустыню и выходит к едва заметному перекрестку дорог. Какую дорогу выбрать? Сказать невозможно. И вот он стоит на распутье в нерешительности. В медитации это обычно принимает форму внутреннего диалога, например, такого: «А что это я делаю, когда сижу таким образом? Разве мне это что-то дает? О, разумеется. Мне это полезно. Ведь так написано в книге. Нет, это просто безумие. Это пустая трата времени. Нет, не сдамся. Сказал, что буду сидеть, и буду сидеть. Или это только упрямство? Не знаю, просто не знаю...» Не попадитесь в эту ловушку.
Это всего лишь еще одно препятствие. Еще одна из дымовых завес ума уготована вам для того, чтобы удержать от «ужаснейшего» поступка в мире — настоящего осознавания того, что происходит. Чтобы преодолеть сомнение, просто осознавайте это ментальное состояние колебания и воспринимайте его как объект изучения. Не попадитесь в ловушку. Высвободитесь из нее и посмотрите. Посмотрите, сколь сильно сомнение. Вы увидите, как оно приходит и как долго длится. Наблюдайте, как оно исчезает, а затем вернитесь к дыханию.
Таков общий принцип, как действовать в случае появления какого-либо отвлечения. Помните, что под отвлечением мы понимаем любое состояние ума, которое возникает, чтобы помешать вашей медитации. Некоторые из них очень тонкие. Полезно перечислить то, что может возникать. Отрицательные состояния установить несложно: это неуверенность, страх, гнев, депрессия, раздражение и разочарование. Установить наличие стремления и желания намного труднее, потому что они могут относиться к тем явлениям, которые обычно принято считать добродетельными или возвышенными. Вы можете испытывать желание совершенствоваться. Вы можете испытывать стремление развивать высшую добродетель. Вы даже можете развивать привязанность к переживанию состояния блаженства во время медитации. Трудновато отделить себя от таких альтруистических чувств. Но в конце концов это всего лишь сильная жадность. Это желание получить удовлетворение и своеобразный хитроумный способ не обращать внимания на реальность настоящего времени.
Однако хитроумнейшими из всех оказываются те подлинно положительные состояния ума, которые прокрадываются в медитацию. Счастье, спокойствие, внутренняя удовлетворенность, сочувствие и сострадание ко всем существам, где бы они ни находились. Эти состояния ума столь приятны и благотворны, что даже предпринять попытку освободиться от них для вас может быть крайне трудно. Вы почувствовали бы себя изменником по отношению к человечеству.
Но нет необходимости испытывать подобные чувства. Мы не советуем вам отвергать такие состояния ума или становиться бездушными роботами. Мы лишь хотим, чтобы вы принимали их такими, какие они есть. Это состояния ума. Они приходят и уходят, возникают и исчезают. И по мере продолжения практики медитации эти состояния будут возникать все чаше. Хитрость в том, чтобы не привязываться к ним. Просто старайтесь увидеть каждое из них, когда оно приходит, увидеть, что это за состояние, какова его сила, как долго оно длится. Затем наблюдайте, как оно исчезает. Все это — просто еще одно преходящее явление, действо, разворачивающееся в пределах вселенной вашего ума.
Как дыхание проходит отдельные стадии, точно так же ведут себя и состояния ума. Любое дыхание имеет начало, середину и конец. Любое состояние ума проходит через стадии рождения, роста и распада. Вы должны стремиться к тому, чтобы ясно видеть эти стадии. Но это не так легко. Как мы уже отмечали, любая мысль и любое ощущение появляются сначала в бессознательной сфере ума и только потом поднимаются в сознание. Обычно мы осознаем подобные факты только после того, как они возникли в сфере сознания и просуществовали там какое-то время.
В действительности же мы подчас осознаем эти отвлечения лишь после того, как они ослабили свою власть и уже вот-вот исчезнут. Именно тогда мы внезапно приходим к пониманию, что еще мгновение назад были где-то в другом месте — мечтали, грезили, фантазировали. Совершенно очевидно, что такое осознавание в цепи событий появляется слишком поздно. Мы можем назвать это явление «ловлей льва за хвост», т. е. неумелым действием. С состояниями ума, как и с дикими зверями, нужно встречаться лицом к лицу. Проявляя терпение, мы научимся узнавать их, как только они начнут появляться из все более и более глубоких уровней нашего сознательного ума.
Поскольку состояния ума сначала возникают в бессознательном, для того чтобы уловить возникновение какого-то состояния, вам приходится распространять осознавание до самой сферы бессознательного. Это трудно, так как вы не можете увидеть, что происходит в глубине, по крайней мере, столь же отчетливо, как сознательную мысль. Но вы можете научиться осознавать едва уловимое чувство движения и использовать особое ментальное чувство осязания. Это приходит с практикой как еще один из результатов глубокого спокойствия сосредоточенности. Сосредоточение замедляет возникновение этих состояний ума и дает вам время почувствовать, как любое из этих состояний поднимается из бессознательного еще до того, как вы его увидите на уровне сознания. Сосредоточение помогает вам распространить осознавание вглубь, до той самой кромешной тьмы, где зарождаются мысли и ощущения. По мере углубления сосредоточения вы приобретаете способность видеть, как медленно, подобно пузырькам, поднимаются мысли и ощущения, оставляя между собой некоторое пространство. Они поднимаются пузырьками из бессознательного, остаются на некоторое время в сознательном уме и затем исчезают.
Применять осознавание к состояниям ума — работа, требующая точности. Особенно это относится к чувствам и ощущениям. Очень легко расширить ощущение, иначе говоря, добавить к нему то, что ощущением не является. Равным образом легко и пропустить ощущение, уловить его не полностью, а лишь частично. Идеал состоит в том, чтобы в полной мере переживать каждое состояние ума точно таким, какое оно есть, ничего не добавляя и ничего не пропуская. Возьмем в качестве примера боль в ноге. Налицо чисто текучее ощущение. Оно постоянно меняется, никогда не бывает одним и тем же от мгновения к мгновению. Оно движется от одного места к другому, то усиливаясь, то ослабевая. Боль — это не предмет, а событие. Не надо приклеивать к нему никаких ярлыков, не надо ничего с ним связывать. Чистое, незамутненное сознание будет переживать его просто в виде текучей энергетической структуры — и только. Ни мысли, ни отторжения. Только энергия.
На ранних стадиях практики медитации нам нужно пересмотреть свои скрытые убеждения относительно концептуализации. В большинстве случаев мы получали хорошие отметки в школе и в жизни за способность манипулировать явлениями ума — с помощью понятий или логики. Карьеру, успех в повседневной жизни, хорошие отношения с людьми мы рассматриваем в значительной мере как результат нашей успешной манипуляции понятиями.
Однако при развитии внимательности мы временно приостанавливаем процесс образования понятий и сосредоточиваемся на чистой природе психических явлений. Во время медитации мы стремимся переживать состояния ума на допонятийном уровне. Но человеческий ум облекает подобные явления в понятие боли. Вы обнаруживаете, что думаете о них как о «боли». Это понятие. Это ярлык, нечто, прибавленное к самому ощущению. Вы обнаруживаете, что строите ментальный образ, картину боли, видите ее как некую форму. Вы можете увидеть диаграмму ноги, на которой боль обозначена каким-то ярким цветом. Это весьма творческое и ужасно увлекательное занятие, но совсем не то, что вам нужно. Это всего лишь система понятий, прикрепляемых к живой реальности. И скорее всего, вы заметите, что думаете примерно так: «У меня болит нога». Здесь «я» — некое понятие, нечто дополнительное, нечто добавленное к чистому переживанию.
Когда вы вводите в процесс «я», вы строите понятийную брешь между реальностью и сознанием, наблюдающим эту реальность. Таким мыслям, как «я», «мой», «мое», нет места в прямом осознавании. Это добавочные дополнения и в данном случае весьма коварные. Если вы вносите в картину «я», вы отождествляете себя с болью, и это ее только усиливает. Если вы уберете «я», боль будет не болезненна. Это всего лишь поток нахлынувшей энергии. Он даже может быть прекрасен. Поэтому если вы обнаружите, что в переживание боли или в любые другие реальные ощущения проникает «я», то просто внимательно наблюдайте его.
Обратите чистое внимание на явление личного отождествления с болью. Однако общая идея здесь, пожалуй, проста. Вы действительно хотите видеть каждое ощущение, независимо от того, вызывает оно у вас боль, блаженство или скуку. Вы хотите пережить его полностью, в естественной и чистой форме. Для этого существует лишь один способ: ваше чувство времени должно быть точным, осознавание каждого ощущения должно точно координироваться с возникновением этого ощущения. Если вы уловите его чуть-чуть позже, вы упустите начало и не осознаете его целиком. Если же вы ловите ощущение тогда, когда оно уже угасло, вы держитесь за воспоминание.
Само ощущение ушло, и держась за воспоминание о нем, вы упускаете возможность уловить следующее ощущение в момент его возникновении. Это очень тонкая работа. Вам нужно быть именно здесь, в настоящем моменте, замечая ощущения и давая им возможность уходить без какой бы то ни было задержки. Требуется очень легкое касание. Ваше отношение к ощущению никогда не должно исходить ни из прошлого, ни из будущего; оно всегда в прямом и непосредственном «сейчас».
Человеческий ум стремится облекать явления в понятия, и он придумал для этого множество хитроумных способов. Если вы дадите уму полную свободу, любое простое ощущение вызовет взрыв понятийного мышления. Возьмем, к примеру, слух. Вы сидите в медитации, а в соседней комнате кто-то роняет посуду. Звук достигает вашего уха. Вы тотчас же представляете себе эту соседнюю комнату, а возможно, и человека, уронившего посуду. Если обстановка вам знакома, — скажем, это ваш дом, — вы, вероятно, увидите того, кто уронил посуду, и ту самую посуду, которую уронили; все это вырисовывается как в ярком цветном фильме. Вся последовательность мгновенно предстает перед сознанием, просто выскакивает из сферы бессознательного столь ярко, отчетливо и убедительно, что вытесняет из поля зрения все остальное. А что же происходит с самим ощущением, с чистым переживанием слуха? Оно затерялось в этой мешанине, совершенно заброшенное и забытое. Мы упускаем реальность. Мы уходим в мир фантазий.
Еще один пример. Вы сидите в медитации, и до ваших ушей доносится звук. Это может быть просто неясный шум, какой-то приглушенный скрип — все, что угодно. А затем происходит что-то вроде: «Что это было? Что такое? Откуда? Как долго? Опасно ли это?» Так продолжается и дальше, вы получаете не ответы, а проекции своей фантазии. Формирование понятий — предательски хитрый процесс. Он прокрадывается в ваше переживание и просто подчиняет его себе. Когда во время медитации вы слышите какой-то звук, направьте чистое внимание на переживание услышанного, и только его. То, что действительно происходит, предельно просто, и мы можем полностью его пропустить; так обычно и выходит. Звуковые волны проникают в уши особым, уникальным образом.
Внутри мозга эти волны преобразуются в электрические импульсы, а уже импульсы представляют сознанию стереотипы звука. Вот и все. Никаких картин. Никаких ментальных фильмов. Никаких понятий. Никакого внутреннего диалога на данную тему. Просто звук. Реальность утонченно проста и неприукрашена. Когда вы слышите звук, будьте внимательны к процессу слушания. Все прочее — лишь излишняя болтовня. Отбросьте ее. То же самое правило применимо к любому ощущению, к любой эмоции, к любому переживанию, которое у вас может возникнуть. Посмотрите внимательно на свое собственное переживание. Копайте глубже, пройдите сквозь слои умственного хлама, и вы увидите то, что там действительно есть. Вы будете поражены, увидев, как это просто и прекрасно.
Бывают случаи, когда сразу может возникнуть множество ощущений. Возможно, одновременно у вас появится мысль о чем-то страшном, вы почувствует тяжесть в желудке, боль в спине, у вас зачешется ухо — и все это сразу. Не сидите в недоумении. Не вертитесь, решая, что же выбрать. Одно из ощущений будет самым сильным. Просто откройтесь, и самое сильное из этих явлений проникнет в ум и завладеет вашим вниманием. Уделите ему ровно столько внимания, сколько нужно, чтобы увидеть, как это ощущение исчезает. Потом вернитесь к дыханию. Если вторгается другое ощущение, впустите и его. Когда оно уйдет, вернитесь к дыханию.
Однако этот процесс может зайти слишком далеко. Во время медитации не выискивайте объекты для сосредоточения внимательности. Удерживайте ее на дыхании, пока не появится что-то другое и не отвлечет ваше внимание. Как только вы почувствуете, что это происходит, не боритесь с отвлечением. Пусть ваше внимание естественно перетекает к отвлечению, удерживайте его там, пока отвлечение не исчезнет. Затем вернитесь к дыханию. Не ищите других физических или ментальных явлений. Просто вернитесь к дыханию. Пусть эти явления сами к вам приходят. Конечно, бывает, что ваше внимание отклоняется в сторону. Даже после долгой практики бывают моменты, когда вы вдруг пробуждаетесь и понимаете, что на какое-то время отвлеклись от практики. Не расстраивайтесь. Осознайте, что вы сбились с пути на такое-то время, и вернитесь к дыханию. Нет необходимости в отрицательной реакции. Само понимания того, что вы сбились с пути, уже является активным осознаванием. Оно-то и будет проявлением чистой внимательности.
Внимательность возрастает благодаря проявлению внимательности. Это можно сравнить с тренировкой мышц. Всякий раз, когда вы напрягаете мышцы, вы как бы накачиваете в них немного энергии, делаете их чуть-чуть сильнее. И то, что вы почувствовали состояние пробужденности, означает, что вы только что немного развили силу своей внимательности. Значит, вы выиграли. Теперь без сожаления вернитесь к дыханию. Однако сожаление — это условный рефлекс, оно может возникнуть вновь, и это еще одна привычка ума. Если вы обнаруживаете, что испытываете разочарование, приходите в уныние или осуждаете себя, просто наблюдайте это состояние с чистым вниманием.
Это лишь еще одно отвлечение. Направьте на него внимание и наблюдайте, как оно исчезает, а затем вернитесь к дыханию. Правила, которые мы только что рассмотрели, могут и должны широко применяться по отношению ко всем состояниям ума. Может показаться, что это довольно жесткое предписание. Но это самая трудная работа из всех, что вы когда-либо выполняли. Вы заметите, что в некоторых случаях весьма охотно применяете эту технику к своим переживаниям, тогда как в других — применять ее совершенно не желаете.
Медитация чем-то напоминает особую психическую кислоту: она медленно разъедает все, что вы в нее помещаете. Мы, люди, — очень странные существа. Нам нравится вкус некоторых ядов, и мы упрямо продолжаем поглощать их даже тогда, когда они нас убивают. Мысли, к которым мы привязаны, ядовиты. Вы обнаруживаете, что готовы вырвать с корнями некоторые мысли и вместе с тем ревностно храните и лелеете другие. Таково состояние человеческого ума.
Медитация — не игра. Медитация випассаны — это ясное осознавание, а ясное осознавание — это нечто большее, нежели приятное времяпрепровождение. Это путь, который выводит нас из трясины, в которой мы все увязли, из болота наших влечений и отвращений. Применять осознавание к неприятным аспектам нашего существования сравнительно легко. Как только вы увидели, что страх и подавленность растворяются в горячем и сильном огне осознавания, вам хочется повторить этот процесс. Это понятно, потому что неприятные состояния ума причиняют боль. Вы хотите от них избавиться, потому что они вас беспокоят. Но гораздо труднее применить тот же метод к состояниям ума, которыми вы дорожите, например, к патриотизму, к покровительству родителей или истинной любви. Но это столь же необходимо. Положительные привязанности, как и отрицательные, удерживают вас, не давая избавиться от грязи, и в этом не приходится сомневаться. Вы можете подняться над грязью достаточно высоко, чтобы дышать свободнее, если будете усердно практиковать медитацию випассаны. Медитация випассаны — это путь к ниббане. И те, кто проложил путь к этой высшей цели говорят, что она стоит затраченных усилий.
ГЛАВА 13 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (САТИ)
Внимательность — перевод палийского слова сати. Сати — это деятельность. Что именно это означает? Точного ответа быть не может, по крайней мере, на словах. Слова придуманы на символическом уровне ума и описывают ту реальность, с которой имеет дело символическое мышление. Внимательность — вне символов. Она не связана с логикой. Тем не менее пережить внимательность можно довольно легко, можно ее и описать, если помнить, что слова — это всего лишь пальцы, указывающие на Луну. Слова — не сама вещь. Реальное переживание лежит за пределами слов и символов. Описать внимательность можно было бы в совершенно иных терминах, а не в тех, которыми мы будем пользоваться здесь, тем не менее любое описание может быть правильным.
Внимательность — тонкий процесс, которым вы пользуетесь сейчас, в этот самый момент. Тот факт, что данный процесс выше слов, что он за пределами слов, отнюдь не делает его нереальным, совсем напротив. Внимательность — это реальность, которая порождает слова, а следующие за ней слова — просто бледные тени реальности. Поэтому важно понять: все, что будет здесь сказано, — это аналогия. Сказанное необязательно должно обладать совершенным смыслом. Оно всегда будет за пределами словесной логики. Но вы можете пережить это на собственном опыте. Медитативная техника, называемая випассаной (прозрением), которая была открыта Буддой примерно 25 столетий назад, представляет собой разновидность психической деятельности, нацеленной исключительно на переживание состояния непрерывной внимательности.
Когда вы впервые начинаете что-то осознавать, возникает мимолетное мгновение чистого осознавания — еще до того, как вы облечете этот факт в понятия, как вы дадите ему определение. Это стадия внимательности. Как правило, она весьма крат-ковременна. Это та мелькающая доля секунды, тот миг, когда вы только устремляете внимание на объект, когда вы еще не дали ему названия, не закрепили его в уме и не отделили от всего остального. Такое состояние бывает до того, как вы начинаете думать об объекте, до того, как ваш ум говорит: «Это собака!» Текучий момент мягко сосредоточенного чистого осознавания и есть внимательность. В этот краткий миг, возникающий в уме подобно вспышке, вы переживаете объект как необъект.
Вы переживаете мягко текучее мгновение чистого переживания, переплетающееся с остальной реальностью и не отделенное от нее. Внимательность очень похожа на то, что вы видите периферическим зрением в противоположность жесткому фокусу нормального, или центрального, зрения. Однако в этом мгновении мягкого, несосредоточенного осознавания содержится некое глубокое познание, которое утрачивается, как только вы сосредоточиваете ум и обозначаете объект. В процессе обычного восприятия стадия внимательности столь мимолетна, что не поддается наблюдению. Мы развиваем привычку перемещать внимание на все остальные стадии восприятия, сосредоточиваясь на восприятии, осознавая его, наклеивая ярлыки и в большинстве случаев вовлекаясь в долгий процесс символического размышления о нем. Первоначальное же мгновение внимательности быстро проходит. Цель упомянутой выше медитации випассаны (или прозрения) в том и состоит, чтобы научить нас продлевать это мгновение осознавания.
Когда эта внимательность становится более длительной благодаря применению правильной техники, вы замечаете, что переживание становится глубоким и оно полностью меняет ваш взгляд на Вселенную. Однако надо учиться тому, как обрести это состояние восприятия, а для этого требуется постоянная практика. Как только вы освоите технику, вы обнаружите, что у внимательности есть много интересных аспектов.
Внимательность — зеркальная мысль. Она отражает только то, что происходит именно сейчас и в точности так, как это происходит. В ней нет двойственности.
Внимательность — это наблюдение без оценивания. Это способность ума наблюдать, не подвергая критике. Благодаря такой способности мы смотрим на вещи, не осуждая и не давая оценок. Нас ничто не удивляет. Мы уравновешенны и просто проявляем интерес к вещам в их естественном виде. Мы не выбираем и не оцениваем. Мы просто наблюдаем.
Психологически для нас невозможно наблюдать происходящее внутри себя, если мы одновременно не принимаем того, что происходит с разными состояниями нашего ума, в особенности, его неприятных состояний. Для того чтобы наблюдать собственный страх, мы должны признаться себе, что боимся. Мы не можем исследовать собственную подавленность, если полностью не принимаем ее. То же самое можно сказать о возбуждении и раздражении, напряженности и всех прочих неприятных эмоциональных состояниях. Вы не можете изучить какое-то явление в полной мере, если заняты тем, что отвергаете само его существование. Какое бы переживание у вас ни было, внимательность просто принимает его. Это всего лишь еще одно жизненное явление, подлежащее осознаванию. Никакой гордости, никакого стыда, ничто личное не ставится на карту -что есть, то и есть.
Внимательность — беспристрастная наблюдательность. Она не принимает ничью сторону, не привязывается к тому, что воспринимает. Она просто постигает. Внимательность не ослеплена приятными состояниями ума. Она не пытается обойти неприятные состояния ума. Нет привязанности к приятному, нет бегства от неприятного. Внимательность воспринимает все переживания одинаково, все мысли одинаково, все чувства одинаково. Она ничего не подавляет, ничего не сдерживает. Внимательность не заводит любимчиков.
Внимательность — это осознавание вне понятий. Другое значение слова сати — «чистое внимание». Это не мышление. В нем не участвуют мысли и понятия. Осознавание не связано с идеями, мнениями или понятиями. Оно просто смотрит. Внимательность регистрирует переживания, но не сравнивает их. Она не наклеивает на них ярлыков, не распределяет по категориям. Она просто наблюдает все, как если бы это происходило в первый раз. Это не анализ, основанный на размышлении и вспоминании. Скорее здесь прямое и непосредственное переживание всего происходящего без помощи мышления. Такое переживание приходит в процессе восприятия до появления в нем мыслей.
Внимательность — осознавание настоящего момента. Она имеет место здесь и сейчас. Это наблюдение того, что происходит именно сейчас, в настоящий момент. Она всегда остается в настоящем времени, постоянно колеблется на гребне волны текущего времени. Если вы вспоминаете школьного учителя, это память. Если же затем вы осознаете, что вспоминаете школьного учителя, это будет внимательность. Если вы затем облекаете этот процесс
|