Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Гунаратана-махатхера, 7 декабря 1990 года. 3 страница
Когда у вас ослабляется это неистовое стремление к благополучию, становится возможным подлинная удовлетворенность. Когда вы перестаете лихорадочно гоняться за вознаграждением, проявляется истинная красота жизни. Когда вы стремитесь познать реальность без иллюзий, полную реальность, со всеми ее болями и опасностями, тогда вы действительно обретаете свободу и безопасность. Это не какая-то догма, которую мы стараемся вдолбить вам в голову. Это реальность, которую можно наблюдать, это то, что вы можете и должны увидеть сами.
Буддизму 2500 лет, и как любая древняя система, он имел достаточно времени для развития многих уровней доктрины и ритуала. Тем не менее фундаментальный подход буддизма очень эмпиричен и не основан на беспрекословном подчинении. Готама Будда был весьма неортодоксальной личностью и истинным ниспровергателем традиций. Он дал свое учение не в виде свода правил или догм, а скорее в виде серии рекомендаций всем людям для исследования самих себя. Его призыв был обращен ко всем и каждому: «Приди и посмотри!» Вот один из советов, данных им своим последователям: «Не считайте себя глупее других». Под этим он понимал: «Не принимайте того, что говорят другие, судите сами».
Мы хотим, чтобы этот подход вы применяли и к каждому слову в нашем руководстве. Мы ничего не утверждаем, и вам не следует принимать все только потому, что мы являемся авторитетами в данной области. Слепая вера ничего общего с этим не имеет. Это реальность, основанная на переживании. Учитесь настраивать свое восприятие в соответствии с указаниями этой книги, и вы все увидите сами. Только это создает почву для вашей веры. Медитация прозрения — по сути практика исследования и познания самих себя.
А теперь мы дадим краткий обзор некоторых ключевых моментов буддийской философии. Мы не будем пытаться особо вдаваться в детали, поскольку философия буддизма прекрасно изложена во многих книгах. Однако этот материал важен для понимания випассаны, а потому необходимы некоторые пояснения.
С точки зрения буддизма мы, люди, живем очень странно. Мы принимаем то, что непостоянно, за постоянное, хотя все вокруг нас меняется. Процесс изменения постоянен и вечен. В то время, как вы читаете эту книгу, ваше тело стареет. Но вы не обращаете на это никакого внимания. Сама книга в ваших руках ветшает — текст выцветает, страницы становятся ломкими. Стареют и стены вокруг вас. Их молекулы вибрируют с невероятной скоростью, все движется, перемешается, распадается на части и медленно растворяется. Но вы не обращаете на это никакого внимания.
Затем в один прекрасный день вы оглядываетесь вокруг. Ваше тело стало дряблым и немощным, у вас все болит. Книга пожелтела и превратилась в бесполезную кипу бумаги, на здании появились трещины. И вот вы тоскуете по утраченной молодости и плачете, когда пропадает что-то из вашего имущества. Откуда же возникает боль? Она появляется вследствие вашей невнимательности. Вы недостаточно внимательно относились к жизни. Вы не сумели заметить постоянно движущийся поток жизни, когда он проходил мимо вас.
У вас выработался целый набор умственных построений: «я», «книга», «здание», и вы сочли, что все эти построения достаточно прочные. Вы полагали, что они будут существовать вечно. Но этого быть не может. Однако вы способны настроиться на постоянно происходящие изменения. Вы можете научиться воспринимать жизнь как вечное движение, как великое явление красоты, подобно танцу или симфонии. Вы можете научиться радоваться постоянному иачезновению всех явлений. Вы можете научиться жить в потоке существования вместо того, чтобы все время плыть против течения. Вы можете этому научиться. Дело всего лишь во времени и в подготовке.
Наше восприятие в некотором смысле весьма ограниченно. Мы не улавливаем 99% из всех получаемых чувственных раздражителей, остальные же превращаем в отвлеченные объекты ума. А затем мы реагируем на эти ментальные объекты в соответствии с запрограммированными привычками. Например, вы сидите в одиночестве, ничто не нарушает мирную тишину ночи. Где-то вдалеке лает собака. Сам процесс восприятия невыразимо прекрасен, если взять на себя труд исследовать его.
Из глубины моря безмолвия поднимаются, нарастая, волны звуковой вибрации. Вы начинаете слышать прекрасные звуки, которые превращаются в искрящиеся электронные импульсы, действующие на нервную систему. Весь процесс прекрасен и совершенен сам по себе. Но мы, люди, совершенно не склонны принимать его во внимание. Вместо того чтобы воспринимать, мы превращаем это восприятие в объект ума.
Мы наклеиваем на него ментальный ярлык и пускаемся в нескончаемые эмоциональные и умозрительные построения: «Опять эта собака! Всегда она лает по ночам! Какая досада! Каждую ночь она не дает мне покоя. Нужно что-то сделать... Позвать полицейского? Нет, собачника! Точно, бригаду по отлову собак... Или, может быть, написать гневное письмо этому парню, хозяину собаки. Нет, слишком хлопотно. Просто заткну уши...» Однако все это только привычки восприятия и привычки ума. С самого детства вы учитесь так реагировать, подражая привычкам восприятия, свойственным окружающим.
Такие реакции на восприятие не встроены в структуру нервной системы. Происходит круговращение. Но это не единственный способ использовать наш механизм ума. Если мы могли научиться, то можем и разучиться. И первый шаг к этому — понять, что мы делаем, когда совершаем действие, отойти в сторону и спокойно понаблюдать.
С точки зрения буддизма мы, люди, превратно понимаем жизнь. Мы смотрим на то, что в действительности является причиной страдания, и воспринимаем это как счастье. Причина страдания — тот самый синдром влечения-отвращения, о котором мы говорили раньше. На первый план выходит восприятие. Объектом восприятия может быть что угодно — прелестная девушка, красивый парень, быстроходная лодка, бандит с ружьем, несущийся на вас грузовик. Каков бы ни был воспринимаемый объект, первое, что мы делаем, это реагируем на раздражитель, проявляя по отношению к нему какое-то чувство.
Возьмем, к примеру, беспокойство. Мы постоянно испытываем чувство беспокойства. Беспокойство само по себе — это уже проблема. Это процесс, у него есть стадии. Тревога — не просто состояние, это процесс. То, что вам нужно сделать, — увидеть самое начало этого процесса, его начальный этап, и сделать это до того, как процесс перейдет в критическую стадию. Самое первое звено в цепи беспокойства — это реакция цепляния-отторжения. Как только в уме возникает какой-то образ, мы сразу же стараемся мысленно его удержать или оттолкнуть. Это приводит в движение реакцию беспокойства. К счастью, у нас имеется неплохой инструмент, называемый медитацией випассаны, с помощью которого мы можем в этом механизме устроить «короткое замыкание».
Медитация випассаны учит нас тому, как тщательно изучать и детально исследовать свой процесс восприятия. Мы учимся наблюдать, как возникают мысли, и воспринимать это с чувством невозмутимой беспристрастности. Мы учимся видеть, как мы реагируем на импульсы, и сохранять при этом спокойствие и ясность. Мы начинаем видеть, что реагируем, не будучи захвачены самими реакциями. Всепоглощающая природа мысли медленно отмирает. Мы можем спокойно вступить в брак. Мы можем спокойно посторониться и пропустить грузовик. И больше не нужно никаких мучений.
Такое избавление от всепоглощающей природы мысли создает совершенно новый взгляд на реальность. Это полная смена образа мыслей, абсолютное изменение механизма восприятия. Она приносит с собой ощущение спокойствия и справедливости, вкус к жизни, чувство полноты жизни независимо от рода деятельности. Поэтому буддизм считает такой взгляд на вещи правильным отношением к жизни. Буддийские тексты называют это «видением вещей такими, какие они есть в действительности».
Медитация випассаны представляет собой комплекс приемов обучения, благодаря которым постепенно перед нами открывается новый взгляд на реальность — такую, как она есть на самом деле. Наряду с этой новой реальностью у вас формируется и новый взгляд на центральный аспект этой реальности — свое «я». При тщательной проверке обнаруживается, что мы делаем с этим «я» то же, что и со всеми другими формами восприятия. Весь бурный водоворот мыслей, чувств и ощущений мы превратили в ментальное представление. Затем мы наклеили на него ярлык с надписью «я». И после этого мы воспринимаем это «я» как нечто неподвижное и неизменное. Мы воспринимаем его как что-то отдельное, не связанное со всем прочим.
Мы отделяем себя от всего остального в процессе вечных перемен, который и есть Вселенная. А затем мы горюем оттого, что чувствуем себя одинокими. Мы игнорируем свою глубинную связь со всеми живыми существами и полагаем, что «я» должно получать для «себя» все больше и больше; и после этого мы удивляемся тому, насколько люди бесчувственны и одержимы жаждой наживы. Так продолжается все время. Все дурные поступки, все проявления бессердечия в этом мире возникают в результате ложного восприятия «я» как сущности, отдельной от всего, что находится во внешнем мире.
Развейте иллюзию одного этого представления, и вся Вселенная изменится для вас. Однако не ждите, что все произойдет сразу. На построение понятия «я» у вас уйдет целая жизнь, ведь все эти годы вы укрепляли свое «я» каждой мыслью, каждым словом и каждым поступком. И теперь оно не может рассеяться в одно мгновенье. Но если вы уделите этому достаточно времени и внимания, оно исчезнет. Медитация випассаны — это процесс, с помощью которого растворяется «я». Мало-помалу вы уменьшаете «я», просто наблюдая его.
Понятие «я» — это процесс. Это то, что мы создаем. В медитации випассаны мы учимся видеть, что именно мы создаем это «я», видеть, когда мы его создаем и как создаем. Тогда оно уходит, постепенно исчезает подобно облаку, проплывающему по ясному небу. Мы оказываемся в состоянии, когда можем создавать или не создавать «я», делать это по обстановке. Принуждение уходит. Выбор остается за вами.
Конечно, все это — главные черты прозрения. Каждый из них представляет собой глубокое понимание основных проблем человеческого существования. Оно не приходит быстро, без сознательных усилий. Однако награда очень велика. Прозрение ведет к полному преображению вашей жизни. После этого изменяется каждая секунда вашего существования. Медитирующий, который идет по этому пути до самого конца, обретает совершенное здоровье ума, чистую любовь ко всему живому и полное прекращение страданий. И эту цель никак нельзя назвать маловажной; Причем, вам не придется идти до конца, чтобы получить плоды практики. Они начинают появляться немедленно и с годами их становится все больше и больше.
Здесь проявляется процесс накопления: чем больше вы практикуете, тем больше узнаете о подлинной природе собственного существования. Чем больше времени вы тратите на медитацию, тем больше развивается ваша способность спокойно наблюдать каждый импульс, каждое намерение, каждую мысль и эмоцию по мере того, как они возникают в уме. Ваше движение по пути освобождения измеряется подушко-человеко-часами. И вы можете в любое время остановиться, если почувствуете, что с вас достаточно. Вы это делаете не из-под палки, вы горите желанием познать истинное качество жизни, сделать лучше свою жизнь и жизнь других людей.
Медитация випассаны — в основе своей практика экспериментальная, а не теоретическая. В практике медитации вы обретаете восприимчивость к реальному переживанию жизни, ко всем ее ощущениям. Вы сидите не для того, чтобы развивать тонкое эстетическое восприятие жизни. Выживете. Потому что медитация випассаны более чем что-либо другое, учит жизни.
ГЛАВА 4
УСТАНОВКИ В XX веке западная наука и физика сделали поразительное открытие: мы — часть того мира, который мы видим. Сам процесс нашего наблюдения изменяет наблюдаемые нами предметы. Возьмем, к примеру, электрон, ничтожно малую частицу. Ее нельзя увидеть без специальных приборов, и эти приборы определяют, что увидит наблюдатель. Если вы рассмотрите электрон, он может показаться вам частицей, твердым шариком, вращающимся по очень точным орбитам. Если же рассматривать его иначе, то электрон скорее похож на заполнившую все пространство волну, в которой нет ничего прочного. Электрон — это скорее явление, нежели предмет. И оказывается, что наблюдатель участвует в этом событии — оттого, что он этот процесс наблюдает. Избежать такого взаимодействия невозможно.
Восточная наука давным-давно признала этот основной принцип. Ум представляет собой цепь событий, и наблюдатель принимает участие в событиях всякий раз, когда вглядывается внутрь себя. Медитация — это наблюдение, в котором принимает участие и тот, кто наблюдает. То, что вы наблюдаете, реагирует на процесс вашего наблюдения. То, на что вы смотрите, — это вы сами, и то, что вы видите, зависит от того, как вы смотрите. Таким образом, медитация — очень тонкий процесс, и результат этого процесса очень зависит от состояния ума медитирующего. Поэтому для успеха в практике необходимо выполнять следующие условия. Многие из них упоминались ранее. Но здесь мы решили собрать их вместе в виде свода правил, которые надлежит выполнять.
1. Ничего не ожидайте. Просто спокойно сидите и смотрите, что происходит. Относитесь ко всему как к эксперименту. Проявляйте активный интерес к самому процессу исследования. Пусть ожидание результатов не отвлечет вас от практики. Это значит, что не стоит заботиться о каких-то результатах. Пусть медитация идет своим ходом и в своем темпе. Пусть медитация научит вас тому, чему захочет научить. Медитативное осознание дает возможность увидеть реальность точно такой, как она есть. Чтобы осознавать, требуется отказаться на время от всех предвзятых мнений и представлений независимо от того, оправдаются наши ожидания или нет. Мы должны на какое-то время отбросить все стереотипы, мнения и объяснения, чтобы они нам не мешали. В противном случае мы можем столкнуться с трудностями.
2. Не напрягайтесь. Не заставляйте себя, не делайте чрезмерных усилий. Медитация не имеет ничего общего с напористостью. В ней нет неистового устремления. Работайте без напряже-. ния и поддерживайте постоянство практики.
3. Не торопитесь: спешить некуда, дайте себе время. Устройтесь на подушке, сидите, как если бы вы собрались медитировать целый день. Для развития всего, что действительно представляет ценность, требуется время. Терпение, терпение и еще раз терпение.
4. Ни к чему не привязывайтесь и ничего не отвергайте. Пусть приходит то, что приходит, умейте приспосабливаться, что бы ни происходило. Если в уме возникают приятные образы, прекрасно. Если в уме возникают неприятные образы, тоже прекрасно. Воспринимайте все равностно*, чувствуйте себя спокойно, что бы ни происходило. Не боритесь со своими переживаниями, просто внимательно их наблюдайте. * Равностность — адекватное, без искажений, то есть «равное оригиналу», восприятие реальности. — Прим. ред.
5. Отпускайте себя: учитесь течь вместе со всеми возникающими изменениями. Держитесь свободнее, расслабьтесь.
6. Принимайте все, что возникает. Примите свои чувства, даже те, которые вам не нравятся. Примите свои переживания, даже самые нежелательные. Не осуждайте себя за свойственные каждому человеку слабости и недостатки. Учитесь воспринимать все, что возникает в уме, как совершенно естественное и понятное. Старайтесь все время тренировать незаинтересованное приятие, проявлять уважение ко всему, что вы переживаете.
7. Будьте снисходительны, относитесь к себе по-доброму. Возможно, вы несовершенны, но вы — это то, с чем вам надо работать. Процесс становления того, кем вы хотите стать, начинается прежде всего с полного признания себя такими, какие вы есть.
8. Исследуйте себя, подвергайте все сомнению. Ничего не принимайте на веру. Не верьте только потому, что нечто звучит мудро и благочестиво или потому, что так говорили святые. Смотрите сами. Это вовсе не значит, что следует быть циничными, дерзкими и непочтительными. Просто следует полагаться на опыт. Проверяйте все утверждения, сопоставляя их с собственными переживаниями, и пусть результаты этой проверки служат для вас ориентиром на пути к истине. Медитация прозрения развивается из стремления пробудиться к тому, что реально, понять истинную природу существования, достичь прозрения, ведущего к освобождению. Вся практика строится на желании пробуждения к истине. Без него практика будет поверхностной.
9. Относитесь ко всем проблемам как к испытанию. Смотрите на все возникающие отрицательные явления как на возможность учиться и развиваться. Не убегайте от проблем, не осуждайте себя, тихо неся свое бремя. У вас есть проблема? Прекрасно! Это пойдет на пользу! Радуйтесь: погрузитесь в нее и исследуйте!
10. Не размышляйте. Вам не надо все рассчитывать заранее. Рассудочное мышление не поможет избежать ловушки. В процессе медитации ум естественно очищается благодаря внимательности и бессловесному чистому вниманию. Привычное обдумывание совсем не нужно для устранения тех проблем, что держат вас в рабстве. Все, что необходимо, — это ясное, неумозрительное восприятие: каковы они и как работают. Однако этого достаточно, чтобы растворить их. Понятия и рассуждения только мешают. Не думайте. Наблюдайте.
11. Не размышляйте о различиях. Да, между людьми есть различия, но обращать на них внимание — дело опасное. Если не управлять этим должным образом, возникает самовлюбленность. Обычному человеческому мышлению свойственны жадность, гордыня, зависть. У человека, встретившего на улице прохожего, может тотчас же мелькнуть мысль: «Он выглядит лучше меня». В то же мгновение возникает зависть или стыд. Девушка при встрече со своей ровесницей может подумать: «А я симпатичнее ее!» В то же мгновение она почувствует гордость. Подобного рода сравнения — это привычка ума, которая прямо ведет к тем или иным дурным чувствам: жадности, зависти, гордыне, ревности, ненависти. Это состояние ума непрактикующего человека, и мы все время пребываем в этом состоянии. Мы сравниваем с другими людьми свою внешность, свои успехи, достижения, свое богатство, имущество или свое умственное развитие; все это ведет к отрыву от действительности, к непониманию между людьми, к недоброжелательности.
Задача практика медитации — искоренить эту привычку нетренированного ума, наблюдая и детально исследуя ее, а затем заменить ее другой. Вместо того чтобы акцентировать внимание на различиях с людьми, медитирующий учится замечать сходство. Он сосредоточивает внимание на тех факторах, которые являются всеобщими, которые сблизят его к другими людьми. Таким образом, если у него и возникает сравнение, оно приводит его к ощущению общности, а не оторванности.
Дыхание — это всеобщий процесс. Все позвоночные дышат почти одинаково. Все живые существа, находящиеся в одной среде, так или иначе дышат одним и тем же воздухом. Это одна из причин, почему дыхание выбрано для медитации. Медитирующему советуют исследовать процесс своего дыхания для постижения глубинной связи с другими живыми существами. Однако это не значит, что мы вовсе не замечаем различий. Различия существуют. Просто мы сдвигаем акценты, больше придавая значение факторам всеобщности. Итак, рекомендуется следующее:
Когда медитирующий воспринимает какой-либо чувственный объект, не нужно задерживаться на нем обычным эгоистическим образом. Лучше изучать процесс восприятия как таковой. Ему нужно наблюдать чувства, которые возникают, и умственную деятельность, которая начинается вслед за этим. Он должен отмечать изменения, которые в результате происходят в его сознании. Наблюдая все эти явления, медитирующий должен осознавать всеобщность того, что видит. Такое первоначальное восприятие вызовет приятные, неприятные или нейтральные чувства.
Это всеобщее явление. То же самое происходит и в умах других людей, а не только в его собственном, он должен ясно это видеть. Вслед за этими чувствами могут возникнуть самые разные реакции. Медитирующий может почувствовать жадность, страсть или ревность. Он может испытывать страх, тревогу, беспокойство или скуку. Эти реакции тоже носят всеобщий характер. Он просто отмечает их, а затем делает выводы. Просто нужно понять, что это нормальные человеческие реакции, которые могут возникать у всех.
Практика подобного сравнения может поначалу казаться принудительной и искусственной, но она столь же естественна, как и то, что мы делаем каждый день. Просто для нас она непривычна. По мере практики этот стереотип поведения вытеснит нашу старую привычку сравнивать из эгоистичных побуждений и в конечном счете будет восприниматься вполне естественно. В результате мы станем понимающими людьми. Нас больше не будут выводить из равновесия чужие недостатки. Как и все живые существа, мы движемся вперед, к гармонии.
ГЛАВА 5
ПРАКТИКА
Хотя существует множество объектов медитации, мы настоятельно советуем вам начать с концентрации всего внимания исключительно на дыхании для достижения хотя бы какой-то сосредоточенности, пусть поверхностной. Помните, что вы практикуете не глубокую поглощенность, не технику чистого сосредоточения. Вы практикуете внимательность, для которой необходима лишь некоторая поверхностная сосредоточенность.
Вы хотите развивать внимательность, высшей точкой которой является прозрение и мудрость, чтобы познать истину такой, как она есть. Вы хотите понять, как работает ваш психофизический комплекс тело-ум, в точности понять, каков он. Вы хотите избавиться от всех психологических раздражений, чтобы сделать свою жизнь по-настоящему спокойной и счастливой. Чтобы очистить ум, надо сначала научиться видеть вещи такими, какие они есть в действительности. «Видеть вещи такими, какие они есть», — весьма высокопарная и в то же время неопределенная фраза. Многие начинающие практику медитации желают знать, что именно мы имеем в виду: ведь всякий, у кого нормальное зрение, может видеть предметы такими, какие они есть.
Когда мы так говорим, мы имеем в виду прозрение, приобретаемое благодаря медитации. Мы подразумеваем не поверхностное видение вещей «своими глазами», как это принято называть, а видение вещей на основе мудрости — такими, какие они есть на самом деле. Видение, основанное на мудрости, — это видение вещей в пределах нашего психофизического комплекса тело-ум непредвзято и без пристрастий, возникающих из-за таких наших качеств, как жадность, ненависть и заблуждения. Обычно, наблюдая работу своего комплекса тело-ум, мы склонны скрывать или не замечать неприятное и цепляться за приятное. Это происходит потому, что наш ум, как правило, находится под влиянием желаний, обид и заблуждений. Наше «я», наша личность и наши убеждения создают преграды и влияют на наши суждения.
Когда мы внимательно наблюдаем телесные ощущения, не> следует смешивать их с ментальными образованиями, потому что ощущения в теле могут возникать без какой-либо связи с умом. Например, мы удобно расположились в позе сидя. Спустя какое-то время в спине или в ногах может появиться ощущение дискомфорта. Наш ум сразу же начинает ощущать этот дискомфорт и создает вокруг этого ощущения многочисленные мысли. В тот момент, не пытаясь смешивать ощущения с ментальными образованиями, мы должны осознать это ощущение как ощущение, отделить его и внимательно понаблюдать. Ощущение — один из семи всеобщих факторов ума. Другие шесть — это соприкосновение, восприятие, ментальные образования, сосредоточение, жизненная сила и осознавание.
В другой раз у нас может возникнуть какая-то эмоция, например, обида, страх или страсть. Тогда мы должны наблюдать эту эмоцию, как она есть, не пытаясь смешивать ее с чем-либо еще. Если мы свяжем воедино нашу форму, ощущение, восприятие, ментальные образования и сознание и попытаемся наблюдать все это как ощущение, то придем в замешательство, поскольку не сможем увидеть, откуда исходит это ощущение. Если мы просто остановим внимание на одном лишь ощущении, не принимая в расчет другие ментальные факторы, постижение истины станет для нас необычайно трудным. Мы хотим обрести прозрение в переживание непостоянства, чтобы преодолеть недовольство и чувство обиды; глубокое познание несчастья поможет нам освободиться от неведения, возникающего из представления о собственном «я».
Прежде всего нам надо увидеть ум и тело отдельно. После постижения их в отдельности, мы должны увидеть, что они по существу взаимосвязаны. По мере того как прозрение становится глубже, мы все более и более осознаем тот факт, что все компоненты системы тело-ум находятся во взаимодействии. Ни один из них не может существовать без другого. И тогда мы можем понять истинный смысл известной метафоры — притчи о слепом, у которого было здоровое тело и ноги, и инвалиде, который не мог ходить, но обладал очень острым зрением. В одиночку они почти ничего не могли сделать для себя. Но если бы калека забрался к слепому на плечи, вместе они могли бы передвигаться с места на место и легко добиваться своих целей. Подобным же образом одно лишь тело ничего не может сделать для себя. Как бревно, оно неспособно передвигаться или что-либо делать, разве что испытывать непостоянство, распад и смерть. А ум сам по себе не может ничего сделать без опоры на тело. Поэтому если мы внимательно понаблюдаем тело и ум, мы можем увидеть, как много чудесного они делают вместе. Пока мы сидим неподвижно, мы, возможно, достигаем некоторой степени внимательности. Уход в ретрит* на несколько дней или месяцев с тем, чтобы наблюдать ощущения, процесс восприятия, бесчисленные мысли и разнообразные состояния сознания, может в конечном счете успокоить нас и умиротворить. Но в обычных условиях мы не можем все время находиться в одном месте и не располагаем свободным временем, чтобы можно было целиком посвятить его медитации. Поэтому важно найти возможность применять внимательность в повседневной жизни, уметь справляться с непредвиденными обстоятельствами каждый день.
* Ретрит (пали: павивека — уединение, отшельничество) — период сосредоточенного уединения для усиления практики. — Прим. ред.
Ежедневно мы встречаемся с тем, что невозможно предсказать заранее. Поскольку мы живем в обусловленном и непостоянном мире, все происходящее — следствие многочисленных причин и условий. Внимательность — это наш набор инструментов для неотложной помощи, который всегда под рукой. Когда мы приходим в негодование в той или иной ситуации, при внимательном исследовании своего ума мы можем открыть горькие истины. Мы увидим, что мы себялюбивы и эгоцентричны, привязаны к своему «я», держимся за свои мнения, считаем, что правы только мы, а все остальные неправы, понимаем, что у нас много предубеждений и пристрастий, и где-то в глубине души скрываем, что по-настоящему не любим даже самих себя. Это открытие, хоть и горькое, — самое ценное из всех наших переживаний. И с течением времени это открытие поможет нам освободиться от глубоко укоренившегося душевного и духовного страдания. Практики внимательности — это практика стопроцентной честности с собой. Когда мы наблюдаем свой ум и свое тело, мы отмечаем некоторые веши, осознавать которые весьма неприятно. И поскольку они нам не нравятся, мы пытаемся их отрицать. Что же нам не нравится? Невыносима разлука с теми, кого мы любим, и жизнь с теми, кого мы не любим. В круг своих симпатий и антипатий мы включаем не только людей, места и материальные предметы, но также мнения, идеи, верования и решения. Нам не нравится то, что происходит с нами естественно. Например, неприятна старость, неприятны болезни; нам неприятно казаться слабыми, мы склонны скрывать свой возраст, потому что очень хотим, чтобы наша внешность оставалась неизменной. Нам не нравится, когда кто-то указывает нам на ошибки, потому что мы очень гордимся собой. Нам неприятно, когда кто-то оказывается умнее нас, потому что мы заблуждаемся относительно самих себя. Таковы лишь немногие примеры наших личных переживаний, в основе которых лежат жадность, ненависть и неведение. Если жадность, ненависть и неведение проявляются в повседневной жизни, мы используем внимательность, чтобы исследовать их до самых корней. Корни всех этих состояний ума внутри нас самих. Например, если ненависть не пустила корни, никто не может нас рассердить, потому что именно корень гнева реагирует на чьи-то действия, слова или поведение. Если мы внимательны, мы используем мудрость и заглядываем в глубины своего ум. Если внутри у нас нет ненависти, мы не станем расстраиваться, когда кто-то укажет на наши недостатки. Скорее мы испытаем чувство благодарности к тому, кто обратил внимание на эти ошибки и просчеты. Мы должны быть в высшей степени мудрыми и внимательными, чтобы поблагодарить того, кто объясняет нам ошибки, чтобы мы могли продвигаться вперед по пути совершенствования. У каждого из нас есть свои слабые стороны. Другой человек для нас — это зеркало, в котором с помощью мудрости мы видим свои ошибки. Того, кто выявляет наши недостатки, мы должны считать открывателем сокровища скрытого в нас самих, о существовании которого мы даже не подозревали. Только признавая собственные недостатки, мы можем совершенствоваться. Улучшение себя — это самый прямой путь к совершенству, которое и является целью нашей жизни. Только преодолевая слабости, можем мы развивать благородные качества, которые скрыты в глубинах нашего подсознательного ума. Но прежде чем пытаться преодолеть свои недостатки, мы должны понять, что же они собой представляют.
|