![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнение с фермером
Предположим, что некий фермер использует буйволов, чтобы вспахать рисовое поле. Где-то в середине дня, почувствовав усталость, он распрягает буйволов и решает отдохнуть, укрывшись в прохладной тени дерева. Затем, проснувшись, он не находит животных, но не тревожится, а просто идет к водоему, где в жаркий день все животные собираются на водопой. Там он и находит своих буйволов, без особого труда приводит их обратно, снова запрягает и начинает пахать поле.
Точно так же, когда вы продолжаете выполнять это упражнение, ваше дыхание становится настолько тонким и едва уловимым, что вы, возможно, его не заметите и не сможете почувствовать. Если случится нечто подобное, не тревожьтесь. Дыхание не исчезло, оно все еще находится там, где было раньше, прямо на кончике носа. Сделайте несколько более интенсивных дыханий, и вы снова его почувствуете. Продолжайте направлять все внимание на ощущения, возникающие от прикосновения дыхания к крыльям носа.
Когда вы удерживаете ум сфокусированным на крыльях носа, вы сможете отметить появление знака, указывающего на то, что медитация идет успешно. Вы почувствуете приятное ощущение, связанное с появлением этого знака. Разные люди, практикующие медитацию, воспринимают его совершенно по-разному. Знак может напоминать звезду, драгоценный камень, жемчужину, семя хлопчатника, гвоздь из сердцевины дерева, длинную струну, венок из цветов, клубы дыма, паутину, пелену облаков, цветок лотоса, диск Луны или Солнца.
Ранее вы использовали в практике в качестве объектов медитации вдох и выдох. Теперь у вас есть еще и знак — третий объект медитации. Когда вы сосредоточиваетесь на этом третьем объекте, ум достигает той стадии концентрации, которая необходима для практики медитации прозрения. Знак четко ощущается на крыльях носа. Подчините его себе, установите над ним полный контроль, так чтобы он мог возникать в любое время по вашему желанию. Соедините ум с этим знаком, который есть в настоящий момент, и пусть ум течет вместе с каждым последующим мгновением. Поскольку вы направляете на него чистое внимание, вы увидите, что и сам знак каждое мгновение меняется. Удерживайте ум с этими меняющимися мгновениями. Отметьте также, что ваш ум можно сосредоточивать только на настоящем моменте. Это единство ума с настоящим моментом называется мгновенным сосредоточением. Поскольку эти мгновения непрерывно проходят, сменяя друг друга, ум неотступно следует за ними. Вместе с ними он меняется, вместе с ними появляется и исчезает, но он не привязывается ни к одному из них. Если мы попытаемся остановить ум на одном из мгновений, нас постигнет разочарование, потому что удержать ум невозможно. Ему необходимо оставаться там, где что-то происходит в каждое новое мгновение. Поскольку настоящий момент можно найти в любое время, каждый момент бодрствования можно сделать мгновением сосредоточенности.
Для того чтобы соединить ум с настоящим моментом, мы должны найти нечто, происходящее в этот самый момент. Однако вы не можете фокусировать ум на каждом меняющемся мгновении без определенной степени сосредоточенности, необходимой, чтобы поспевать за движением. Достигнув этой степени сосредоточенности, вы можете пользоваться ей для фокусирования внимания на всем, что переживаете, — будь то движение передней стенки живота вперед и назад или подъемы и спады в эмоциях, в дыхании, в мыслях и тому подобное.
Для достижения успеха в медитации прозрения вам необходим этот вид мгновенного сосредоточения. Это все, что вам нужно для практики медитации прозрения, потому что все в вашем переживании живет только в течение одного мгновения. Если вы направите сосредоточенное состояние ума на те изменения, которые происходят у вас в уме и теле, вы заметите, что дыхание — это физическая часть, а ощущение дыхания, восприятие этого ощущения и восприятие знака — это ментальные части. Заметив их, вы сможете обратить внимание на то, что они все время меняются. У вас в теле могут возникать самые разные ощущения, причем, совершенно иные, нежели ощущения, возникающие в процессе дыхания. Наблюдайте их во всем теле. Не пытайтесь создавать ощущения, если они не возникают естественно в какой-либо части тела. Если возникает мысль, наблюдайте и ее. Вам следует обратить внимание и на то, что природа всех ваших переживаний — физических или психических — непостоянна, безличностна и неудовлетворительна.
По мере развития внимательности ваше недовольство тем, что все меняется, неприятие неприятных переживаний, стремление к приятным и понятие о существовании «я» будут заменены более глубоким прозрением в непостоянство, неудовлетворенность и безличностность. Это познание реальности в переживании поможет вам выработать более спокойное, мирное и зрелое отношение к жизни. Вы увидите, как то, что вы раньше считали постоянным, изменяется с такой непостижимой быстротой, что даже ум не в силах угнаться за этими изменениями. Вы увидите, сколь неуловимо непостоянство и безличностность. Это прозрение укажет вам путь к миру и счастью, даст мудрость, необходимую для того, чтобы решать повседневные жизненные проблемы.
Если ум все время связан с потоком дыхания, естественно, мы сможем сфокусировать его на настоящем моменте. Мы можем заметить ощущение, возникающее от соприкосновения дыхания с краями ноздрей. Когда земной элемент вдыхаемого и выдыхаемого воздуха соприкасается с земным элементом наших ноздрей, ум чувствует поток входящего и выходящего воздуха. Ощущение тепла появляется в ноздрях или в какой-то другой части тела вследствие соприкосновения тела с элементом огня, порожденного в процессе дыхания. Когда элемент земли, присутствующий в потоке дыхания, касается ноздрей, возникает и чувство непостоянства дыхания. (Хотя в дыхании присутствует и элемент воды, ум не в состоянии его почувствовать).
Мы также чувствуем расширение и сжатие легких, верхней и нижней части живота, когда воздух входит в легкие и выходит из них. Расширение и сжатие верхней и нижней части живота и груди — это часть всеобщего ритма. Все во Вселенной подчиняется тому же самому ритму расширения и сжатия, что и наше дыхание и наше тело. Все возникает и исчезает. Однако наибольший интерес для нас представляет явление подъема и спада дыхания и мельчайших частиц нашего ума и тела.
Вместе со вдохом мы в какой-то степени переживаем состояние спокойствие. Это свободное от напряжения спокойствие превратится в напряжение, если мы через несколько мгновений не сделаем выдох. Когда мы выдыхаем, напряжение ослабевает. После выдоха мы испытываем неудобство, если слишком долго ожидаем, пока легкие снова наполнятся свежим воздухом. Это значит, что всякий раз, когда наши легкие наполнены, мы должны сделать выдох, и всякий раз, когда они пусты, мы должны вдохнуть. Вдыхая, мы в некоторой степени переживаем спокойствие; выдыхая, мы также в некоторой степени переживаем спокойствие.
Мы желаем обрести спокойствие и ослабить напряжение, ибо напряжение и чувство, возникающее в результате нехватки воздуха, нам неприятны. Мы хотим, чтобы спокойствие продолжалось дольше, а напряжение исчезало быстрее, чем это обычно происходит. Но ни напряжение не исчезает так быстро, как мы того желаем, ни спокойствие не удерживается так долго, как мы того желаем. И снова мы приходим в состояние возбуждения или раздражения, потому что хотим, чтобы спокойствие вернулось и оставалось дольше, а напряжение побыстрее исчезло и больше никогда не возвращалось. Вот мы и видим, что даже слабое желание постоянства в ситуации непостоянства становится причиной боли или несчастья. И поскольку при этом отсутствует реальное «я», для контроля за ситуацией, мы испытываем еще более горькое разочарование.
Однако, если мы наблюдаем дыхание, не желая обрести спокойствие и не чувствуя отвращения к напряжению, возникающему вследствие вдохов и выдохов, а только переживая непостоянство, неудовлетворенность и безличностность дыхания, наш ум становится умиротворенным и спокойным. Ум не все время ощущает дыхание. Он переключается на звуки, воспоминания, эмоции, на процесс восприятия, осознавания и на объекты ума. Когда мы переживаем эти состояния, нам надо забыть об ощущении дыхания и немедленно фокусировать внимание на них — на чем-то одном, а не на всех сразу. По мере их угасания мы позволяем уму вернуться к дыханию, которое является исходной точкой, куда ум может вернуться после кратких или долгих путешествий к различным состояниям ума и тела. Нужно помнить, что все эти блуждания ума происходят внутри самого ума.
Всякий раз, когда ум возвращается к дыханию, он возвращается туда с более глубоким прозрением в непостоянство, неудовлетворенность и безличностность. Ум становится более проницательным благодаря непредвзятому и объективному наблюдению этих явлений. Ум обретает прозрение в то, что это тело, эти ощущения, различные состояния сознания и множество объектов ума следует использовать только для приобретения глубокого проникновения в реальность психофизического комплекса ум-тело.
ГЛАВА 6
КАК НАМ РАБОТАТЬ С ТЕЛОМ?
Практика медитации существует уже несколько тысячелетий. Этого времени вполне достаточно для экспериментальной работы, и техника ее выполнения была доведена до совершенства. Буддийская практика всегда признавала, что ум и тело тесно связаны между собой и что они влияют друг на друга. Поэтому мы хотим предложить вам различные способы работы с физическим телом, которые помогут вам овладеть этим мастерством. И эти практики необходимо выполнять. Однако помните, что позы являются всего лишь вспомогательным средством. Не смешивайте эти два понятия (ум и тело). Медитировать — вовсе не значит сидеть в позе «лотоса». Медитация — это работа ума. Медитировать можно всюду, где бы вы ни пожелали. Но позы помогут вам овладеть этим мастерством, ускорят ваше продвижение и развитие. Поэтому используйте их.
Общие правила
При принятии тех или иных поз преследуется три цели. Во-первых, позы создают ощущение устойчивости тела. Они позволяют вам отвлечь внимание от таких проблем, как равновесие и мышечная усталость, чтобы вы могли центрировать свое сосредоточение на заданном объекте медитации. Во-вторых, они способствуют неподвижности тела, которая затем обеспечивает неподвижность ума. Это приводит к глубокому, устойчивому и спокойному сосредоточению. В-третьих, они дают вам возможность сидеть в течение длительного времени, не позволяя, чтобы три главных врага практикующего медитацию — боль, мышечное напряжение и сонливость — одолели вас.
Самое главное — сидеть с прямой спиной. Необходимо, чтобы позвоночник находился в вертикальном положении, а позвонки располагались наподобие столбика монет — один над другим. Голову нужно держать на одной линии с позвоночником. Все это выполняется без напряжения. Не должно быть никакой скованности. Вы — не деревянный солдатик, и здесь нет сержанта. Спину держите прямо, но не надо прилагать никаких мышечных усилий. Сидите в легкой и удобной позе. Нужно, чтобы позвоночник был похож на гибкое молодое деревце, растущее на мягкой почве. Все тело просто висит на нем свободно и без напряжения. Возможно, вам придется немного поэкспериментировать с позой, так как ни одна из привычных поз не годится для медитации. Обычно во время ходьбы или разговора мы сохраняем напряженную, искусственную позу, а во время отдыха сидим развалясь. Однако это все приобретенные привычки; со временем можно переучиться и изменить их.
Ваша задача — принять такую позу, в которой вы сможете неподвижно просидеть все отведенное для медитации время. Вначале, вероятно, сидение с прямой спиной покажется вам несколько необычным, но постепенно вы привыкнете к этой позе. Это достигается в процессе практики, прямая поза очень важна. В физиологии она известна как поза пробуждения, ей сопутствует бдительность ума. Если вы сгибаетесь, то приходит сонливость. В равной степени важно и то, на чем вы сидите. В зависимости от выбранной позы, вам потребуется стул или подушка. Сиденье нужно выбирать очень тщательно: слишком мягкое сиденье может сразу же погрузить вас в сон, а слишком жесткое — вызвать ощущение боли.
Одежда
Одежда для медитации должна быть свободной и легкой. Если она затрудняет кровообращение или сдавливает нервные окончания, то в результате возникает боль и ощущение покалывания в онемевших ногах; обычно в таких случаях мы говорим, что «отсидели ноги». Если вы носите пояс, ослабьте его. Не надевайте тесные или плотные брюки. Для женщин лучше всего длинные юбки. Также всем прекрасно подойдут свободные брюки из тонкого эластичного материала. В Азии традиционной считается легкая, ниспадающая одежда самых разных стилей, например, саронги и кимоно. Снимите обувь; лучше не надевать и тугие, облегающие чулки или колготы.
Традиционные позы
Если вы сидите на полу в традиционной азиатской позе, вам потребуется подушка, чтобы было удобно сохранять спину прямой. Выберите плотную подушку, толщина которой при сжатии будет не менее трех дюймов (7-8 см). Сядьте ближе к переднему краю подушки, скрещенные ноги расположите прямо перед собой на полу. Если на полу есть ковер, его вполне достаточно, чтобы предохранить от давления голени и лодыжки. Если ковра нет, вам, вероятно, потребуется для ног какая-то подстилка. Вполне подойдет сложенное одеяло. Не садитесь на всю подушку, потому что такое положение вызывает давление ее переднего края на нижнюю поверхность бедер, что приводит к сдавливанию нервов. Результатом может быть боль в ногах.
Ноги можно складывать по-разному. Приведем четыре способа в порядке увеличения сложности.
1. Поза американских индейцев. Правая стопа подкладывается под левую голень, а левая — под правую.
2. Бирманский способ. Обе ноги лежат плашмя на полу от коленей до стоп, одна перед другой и параллельно друг другу.
3. Поза «полулотоса». Оба колена касаются пола; одна нога и ступня лежит сверху на икре другой ноги.
4. Поза «лотоса». Оба колена касаются пола; ноги скрещены в области икр; левая ступня лежит на правом бедре, а правая ступня — на левом. Обе подошвы повернуты вверх.
Во всех этих позах руки сложены одна на другой в виде чаши, они лежат на коленях, ладони обращены вверх. Руки располагаются чуть ниже пупка, сгиб каждой кисти прижат к бедру. Такое положение рук придает устойчивость верхней части тела. Не напрягайте шею и плечи, а руки расслабьте. Расслабьте и диафрагму, она раскрыта до максимального расширения. Следите, чтобы не было напряжений в области живота. Подбородок поднят.
Глаза можно оставить открытыми, но можно и закрыть. Если они открыты, удерживайте взгляд на кончике носа или на небольшом расстоянии перед собой. Не смотрите на что-то конкретное; просто смотрите вперед в произвольном направлении, где вас ничего особенно не привлекает, чтобы вообще забыть о зрении. Не напрягайтесь. Вы не должны быть скованно-неподвижными. Расслабьтесь. Пусть тело будет естественным и гибким и висит на прямом позвоночнике, как тряпичная кукла.
Половинная и полная позы «лотоса» — это традиционные медитационные позы в Азии. «Полный лотос» считается наилучшей позой, так как наиболее устойчив из всех. Сидя в этой позе, вы сможете сохранять полную неподвижность в течение очень долгого времени. Но эта поза требует значительной гибкости в ногах, и выполнить ее может далеко не каждый. Кроме того, критерием выбора позы должно быть не то, что скажут другие. Остановите свой выбор на той позе, в которой вы будете чувствовать себя удобно. Выберите положение, в котором вы сможете сидеть как можно дольше, не чувствуя боли и не двигаясь. Попробуйте разные позы. Со временем связки растянутся. И тогда вы сможете попробовать сесть в «полный лотос».
Можно ли использовать стул?
Может оказаться, что сидеть на полу для вас невозможно из-за боли или по какой-то другой причине. Это не проблема. Вы всегда можете использовать стул. Возьмите стул с ровным сиденьем, прямой спинкой и без подлокотников. Лучше всего сидеть, не опираясь спиной на спинку стула. Передняя часть сиденья не должна подпирать низ бедер. Поставьте ноги рядом; обе стопы устойчиво опираются на пол. Как и в традиционных позах, положите обе руки, сложенные в виде чаши одна на другой, на колени. Не напрягайте шею и плечи, расслабьте руки. Глаза можно держать открытыми или закрытыми.
При выполнении всех описанных выше поз помните о целях. Вы хотите достичь состояния полного физического покоя, однако не хотите заснуть. Вспомните сравнение с грязной водои. Вы хотите помочь тому, чтобы тело пришло в состояние полного равновесия, что приведет к равновесию и ум. Необходимо также достичь состояния бдительности на уровне тела, порождающую ясность ума, именно ту ясность, к которой вы стремитесь. Поэтому экспериментируйте! Ваше тело — это инструмент для создания желаемых состояний ума. Используйте его разумно.
ГЛАВА 7
ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С УМОМ?
Медитация, которой мы обучаем, называется медитацией прозрения. Как мы уже говорили, разнообразие возможных объектов медитации почти безгранично; и на протяжении веков до настоящего времени в практике использовалось огромное их число.
Даже в рамках традиции випассаны есть некоторые различия. Есть учителя медитации, которые учат своих учеников следить за дыханием, наблюдая подъем и опускание передней стенки живота. Другие же рекомендуют сосредоточить внимание на прикосновении тела к подушке, руки к руке или ноги к ноге. Однако система, основы которой мы здесь излагаем, считается наиболее традиционной; вероятно, именно этому методу учил своих учеников Готама Будда. В беседе Будды о внимательности, называемой «Сатипаттхана-сутта», конкретно указывается, что внимание надо концентрировать на дыхании и лишь затем переходить к наблюдению всех прочих физических и психических явлений по мере их возникновения.
Мы сидим и наблюдаем, как воздух входит в ноздри и выходит из них. На первый взгляд этот процесс кажется весьма странным и бесполезным. Прежде чем перейти к особым указаниям, давайте посмотрим, что лежит в его основе. Первый вопрос, который мы могли бы задать: «Зачем вообще использовать какой-либо фокус внимания? Ведь мы в конечном счете пытаемся развить осознавание. Почему бы нам не сидеть, просто осознавая все, что от случая к случаю возникает в уме?» Действительно, существуют и такие методы медитации. Иногда их называют бесструктурной медитацией, и эти методы довольно трудны. Ум изворотлив. Мышление по своей глубинной природе — очень сложный процесс. Мы хотим сказать, что мысли овладевают нами, опутывают нас своими цепочками.
Одна мысль наводит на другую, та — на третью, потом еще и еще и так далее. А минут через пятнадцать мы внезапно пробуждаемся и понимаем, что все время предавались мечтам или сексуальным фантазиям, или же нас одолевали заботы, связанные с финансами или чем-то еще. Существует различие между осознаванием и обдумыванием мысли. Это очень тонкое различие. Прежде всего, этот вопрос связан с ощущением мысли, ее структуры. В структуре мысли, которую вы просто осознаете, направив на нее чистое внимание, ощущается легкость; здесь есть дистанция с наблюдающим ее сознанием. Она возникает легко, как мыльный пузырь, и так же быстро исчезает; совсем не обязательно, что она даст толчок другой мысли. Сознательная же мысль по своей структуре, как правило, гораздо тяжелее. Она тяжела, настойчива и неотступна. Она поглощает вас, берет контроль над сознанием. По своей природе она навязчива и ведет к следующей мысли, так что мысли в цепочке следуют одна за другой без остановки.
Намеренная мысль вызывает в теле напряжение — сокращение мышц или частое сердцебиение. Но вы не почувствуете напряжения, пока оно не перерастет в явную боль, потому что намеренной мысли свойственна жадность. Она поглощает все ваше внимание, но вы этого не замечаете. Различие между осознаванием мысли и ее обдумыванием вполне реально. Но оно столь тонкое, что его трудно заметить. И сосредоточение — один из инструментов, с помощью которого можно увидеть это различие.
Глубокая сосредоточенность способна замедлять мыслительный процесс и ускорять наблюдающее за ним сознание, в результате чего повышается способность его исследовать. Сосредоточение — это наш микроскоп, который помогает наблюдать тонкие внутренние состояния. Мы используем фокус внимания, чтобы однонаправленность ума сочеталась со спокойной и неусыпной внимательностью. Без неподвижной точки отсчета мы просто потеряемся, нас захлестнут беспрерывные волны изменений, вновь и вновь возникающие в уме.
Мы используем дыхание в качестве фокуса. Оно служит той жизненной точкой отсчета, от которой ум отклоняется и к которой он возвращается. Невозможно понять, что такое отвлечение внимания, если нет фокуса, отправной точки, от которой отклоняется ум. Это система отсчета, относительно которой мы можем следить за бесконечными изменениями и паузами, которые происходят все время и составляют часть нормального мышления.
В древних палийских текстах медитацию сравнивают с дрессировкой дикого слона. В те времена дрессировка состояла в том, что пойманное животное привязывали к столбу прочной веревкой. Если вы делаете это со слоном, он чувствует себя несчастным. Целыми днями он трубит, вытаптывает землю, пытается разорвать веревку. Наконец до него доходит, что уйти невозможно, и он успокаивается. В этот момент вы можете его покормить, дотронуться до него, приняв меры предосторожности. Со временем веревка и столб уже не понадобятся, и вы можете обучать слона, давая ему различные задания. Теперь у вас есть дрессированный слон, которого можно занять полезной работой. В этой аналогии дикий слон — ваш необузданный и очень активный ум, веревка — это внимательность, а столб — объект медитации, т.е. дыхание. Укрощенный слон, прошедший школу дрессировки, — это хорошо обученный, сосредоточенный ум, который затем можно использовать для тяжелой работы — проникновения сквозь слои иллюзий, скрывающие реальность. Этот ум укрощен с помощью медитации.
Следующий вопрос, который стоит задать: «Почему первичным объектом медитации выбрано дыхание? Почему бы не взять что-нибудь поинтереснее?» На это есть множество ответов. Подходящим объектом медитации может быть только такой, который развивает внимательность. Он должен быть всегда с нами, легко доступен и дешев. Объект не должен порождать у нас те состояния ума, от которых мы хотим избавиться, — будь то жадность, гнев или заблуждения. Дыхание отвечает всем этим критериям. Дыхание — это нечто общее, присущее всем человеческим существам. Все мы носим его с собой, куда бы ни шли. Оно всегда здесь, всегда в наличии, никогда не останавливается с момента рождения и до самой смерти, и оно ничего не стоит.
Дыхание — это процесс за пределами понятий, это то, что можно пережить непосредственно, то, что не подлежит обдумыванию. Более того, это очень живой процесс, часть жизни в постоянном изменении. Дыхание циклично: вдох сменяется выдохом, воздух входит в тело и выходит. Таким образом, дыхание — модель жизни в миниатюре.
Ощущение дыхания тонкое, но оно вполне различимо, если научиться на него настраиваться. Чтобы найти его, потребуется некоторое усилие. И все же каждый может это сделать. Нужно над этим работать, но без напряжения. По всем этим причинам дыхание — идеальный объект медитации. В обычном состоянии дыхание — непроизвольный процесс, идущий в собственном темпе без сознательных усилий. Но лишь одно волевое усилие способно замедлить его или ускорить, сделать долгим и плавным или коротким и прерывистым. Равновесие между естественным, непроизвольным дыханием и искусственным контролем дыхания довольно тонкое. Здесь нужно усвоить несколько уроков о природе воли и желания. Кроме того, участок на кончике носа можно считать своего рода окном из внутреннего мира во внешний. Это пункт связи и место передачи энергии, где материя из внешнего мира входит внутрь и становится частью того, что мы называем «я», и откуда это «я» частично выходит наружу, чтобы раствориться во внешнем мире. Здесь тоже есть чему поучиться: нужно понять, что такое «я» и как мы его создаем.
Дыхание — явление общее для всех живых существ. Истинное понимание процесса дыхания на основе собственного переживания сближает нас с другими живыми существами. Оно показывает вашу глубинную связь со всей жизнью. Наконец, дыхание — это процесс, протекающий в настоящий момент. Этим мы хотим сказать, что оно всегда происходит именно «здесь и сейчас». Разумеется, обычно мы не живем в настоящем. Большую часть времени мы предаемся забытым воспоминаниям или пытаемся заглянуть в будущее, томимые тревогой и надеждой. В дыхании нет ничего от этой «оторванности от времени». Когда мы действительно наблюдаем дыхание, мы не вольно оказываемся в настоящем моменте. Мы выбираемся из трясины ментальных образов и оказываемся в состоянии чистого переживания того, что происходит здесь и сейчас. В этом смысле дыхание — это срез реальности. Внимательное наблюдение этой модели жизни в миниатюре ведет к прозрению, которое вполне применимо и к другим нашим переживаниям.
Прежде чем использовать дыхания в качестве объекта медитации, надо сначала найти его. То, что вы ищете, — это физическое, осязаемое ощущение прикосновения воздуха, когда он входит в ноздри и выходит из них. Обычно такое ощущение появляется где-то в районе кончика носа. Но местонахождение этой точки у разных людей может быть разным в зависимости от формы носа. Для того чтобы найти свою собственную точку, быстро сделайте глубокий вдох и отметьте точку непосредственно внутри носа или над верхней губой, где вы наиболее отчетливо ощущаете входящий воздух. Затем выдохните и постарайтесь заметить ощущение в той же самой точке. Именно в этой точке вы будете следить за всем процессом дыхания.
Как только вы ясно установили местонахождение точки своего дыхания, не отклоняйтесь от нее. Используйте только эту точку, чтобы удерживать постоянное внимание. Если же вы не зафиксируете точку, то окажется, что вы движетесь вглубь носа и наружу, вверх и вниз по трахее; вы будете вечно гнаться за дыханием и никогда не сможете его догнать, потому что оно постоянно меняется, движется и струится.
Если вы когда-нибудь пилили дрова, вы понимаете, что это такое. Занимаясь плотницким делом, вы не станете наблюдать за тем, как пила ходит взад и вперед. У вас закружится голова. Вы устанавливаете внимание на том месте, где зубья пилы вонзаются в дерево. Это единственный способ пилить по прямой линии. Практикуя медитацию, вы сосредоточиваете внимание в той единственной точке, которую ощущаете внутри носа. Из этого удобного для наблюдения положения вы следите за движением дыхания с ясным и невозмутимым вниманием. Не пытайтесь контролировать дыхание. Это не дыхательное упражнение из йоги. Сосредоточьтесь на естественном и непринужденном движении дыхания. Не пытайтесь его регулировать или как-то подчеркивать. Большинство начинающих практику испытывает затруднения именно в этом. Чтобы помочь себе сфокусироваться на ощущении, они бессознательно усиливают дыхание. В результате прикладывают чрезмерные и неестественные усилия, которые наделе не только не помогают, но и мешают сосредоточиться. Не увеличивайте глубину дыхания, не усиливайте звуки, связанные с ним. Последний пункт особенно важен при групповых медитациях. Громкое дыхание может вызывать раздражение у тех, кто сидит рядом. Просто дайте дыханию двигаться естественно, как будто вы спите. Отпустите его, и пусть процесс дыхания идет, подчиняясь собственному ритму.
Звучит хорошо, однако сделать это гораздо сложнее, чем вы думаете. Не расстраивайтесь, если заметите, что вам мешает собственная воля. Просто воспользуйтесь этим как возможностью наблюдать природу сознательного намерения. Наблюдайте тонкую взаимосвязь дыхания, внутреннего побуждения контролировать дыхание и стремления отказаться от контроля. Возможно, какое-то время вы будете испытывать трудности, но это в высшей степени полезное упражнение и всего лишь переходная фаза. Процесс дыхания в конце концов пойдет естественно, и у вас не будет возникать желания им управлять. Здесь вам придется усвоить главный урок: осознайте свое навязчивое желание подчинять себе Вселенную.
Дыхание, которое на первый взгляд кажется таким прозаическим и неинтересным, на самом деле представляет собой необычайно сложный и увлекательный процесс. В нем много тонкостей, если посмотреть внимательно. Есть вдох и выдох, есть дыхание длинное и короткое, глубокое и поверхностное, плавное или прерывистое. Эти категории каким-то образом связаны между собой. Внимательно наблюдайте за дыханием, основательно изучайте его. Вы найдете огромное число вариаций и непрерывный цикл повторяющихся стереотипов. Дыхание можно сравнить с симфонией. Не наблюдайте лишь общий контур дыхания. В нем можно увидеть нечто большее, нежели просто вдох и выдох. Каждое дыхание имеет начало, середину и конец.
Каждый вдох проходит через процесс рождения, развития и смерти, то же самое происходит и с каждым выдохом. Глубина и частота вашего дыхания изменяется в соответствии с эмоциональным состоянием, с мыслями, мелькающими в уме, со звуками, которые вы слышите. Изучайте эти явления, это необычайно увлекательно.
Однако это не означает, что вам нужно сидеть и мысленно беседовать с собой: «Это короткое прерывистое дыхание, а вот это — глубокое и долгое. Каким же будет следующее?» Нет, это не випассана, это мышление. Вы заметите, что явления подобного рода происходят чаще всего в начале практики. Эта фаза также будет переходной. Просто отмечайте такие явления и возвращайтесь к внимательному наблюдению ощущений, возникающих в процессе дыхания. И вновь ум будет отвлекаться, но вы все время возвращаете внимание к дыханию, возвращаете его снова и снова, снова и снова — столько раз, сколько ум будет отвлекаться, и до тех пор, пока отвлечения в уме не перестанут возникать.
Впервые начиная эту практику, будьте готовы к тому, что столкнетесь с некоторыми трудностями. Ваш ум будет все время блуждать, отвлекаясь от объекта, метаться из стороны в сторону подобно опьяневшему шмелю, который летает по каким-то невероятным траекториям. Не тревожьтесь. Явление «обезьяньего ума» хорошо известно. С ним приходится иметь дело каждому продвинутому медитирующему. И если другие люди сумели как-то преодолеть эту преграду, то сможете и вы. Когда происходит нечто подобное, просто постарайтесь заметить, что вы только что думали, мечтали, беспокоились или были заняты чем-то другим. Мягко, но настойчиво, не огорчаясь и не осуждая себя за блуждания ума, просто возвращайтесь к чисто физическому ощущению дыхания. Сделайте это и в следующий раз — и так снова и снова, снова и снова.
В какой-то момент практики неожиданно для себя вы можете сделать прямо-таки потрясающее открытие: вы просто сошли с ума. Ваш ум — это сумасшедший дом на колесах, где слышны пронзительные крики и невнятная речь, совершенно неуправляемый, он стремительно несется вниз по наклонной плоскости, чтобы повергнуть вас в бездну отчаяния. Ничего страшного! Вы не более безумны, чем вчера. Так было всегда, просто раньше вы этого не замечали. К тому же вы не более безумны, чем любой из вашего окружения. Разница только в том, что вы напрямую столкнулись с такой проблемой, а они нет. Именно поэтому они все еще чувствуют себя относительно спокойно. Однако это не значит, что их положение лучше. Неведение может быть блаженством, однако оно не приводит к освобождению. Поэтому не допускайте, чтобы такое понимание выбило вас из колеи. В действительности — это веха на пути, знак того, что вы действительно движетесь вперед. Сам факт того, что вы своими глазами прямо взглянули на проблему, означает, что вы на правильном пути и найдете выход из затруднительного положения.
В безмолвном наблюдении дыхания есть два состояния, которых следует избегать: это мышление и провал. Мыслящий ум наиболее явно проявляется в виде обезьяньего ума, о котором мы только что говорили. Состояние провала почти диаметрально противоположно ему. Как общий термин, «провал» указывает на любое притупление сознания. В лучшем случае это вид пустоты ума, где нет ни одной мысли, нет наблюдения дыхания, нет осознавания чего бы то ни. было. Это промежуток, бесформенное серое пространство ума, более похожее на сон без сновидений. Провал ума — это пустота. Избегайте его.
Медитация випассаны — активная деятельность. Сосредоточение — это острое, концентрированное внимание на одном-единственном предмете. Сознание — это ясная и отчетливая бдительность. Самадхи и сати — это две способности, которые мы хотим развить. А провал ума не содержит в себе ни того, ни другого. В худшем случае мы погрузимся в сон, в лучшем — просто потеряем время. Если вы обнаружите, что ваш ум пришел в состояние провала, просто отметьте этот факт и верните внимание к ощущению дыхания.
Наблюдайте ощущение прикосновения на вдохе, почувствуйте это ощущение на выдохе. Вдыхайте, выдыхайте и наблюдайте то, что происходит. Если вы будете делать так некоторое время — может быть, в течение нескольких недель или месяцев, — вы начнете ощущать прикосновение как физический объект. Просто продолжайте процесс — вдыхайте и выдыхайте. Наблюдайте за тем, что происходит. Когда сосредоточенность станет глубже, у вас будет все меньше и меньше трудностей с обезьяньим умом. Дыхание замедлится, и вы сможете, сохраняя все большую ясность, следовать за ним практически непрерывно. Вы начнете испытывать состояние великого спокойствия, пребывая в котором, насладитесь полной свободой от явлений, называемых психическими раздражителями. Нет жадности, зависти, ревности, ненависти, нет страсти.
Исчезает страх, проходит возбуждение. Есть только прекрасное, ясное и блаженное состояние ума. Эти переживания кратко временны, они уйдут, когда закончится медитация. Тем не менее даже такие краткие переживания изменят вашу жизнь. Это еще не освобождение, это вехи на пути, ведущем к свободе. Однако не ждите, что состояние блаженства придет незамедлительно. Даже для того чтобы достичь этих вех, требуется время, усилия и терпение.
Опыт медитации — это не соревнование. Хотя здесь налицо определенная цель, но нет никакого графика. То, что вы делаете, — это прокладка пути; вы копаете все глубже и глубже, постигая великие истины существования и освобождаясь от иллюзий. Сам процесс увлекателен и доставляет удовольствие. Им можно наслаждаться во имя его самого. Не нужно спешить.
После успешной практики медитации вы почувствуете восхитительную живость ума. Вы почувствуете прилив мирной, жизнерадостной и ликующей энергии, которую вы сможете использовать, решая житейские проблемы. Само по себе это уже большая награда. Однако цель медитации — не в том, чтобы решать проблемы: способность справляться с трудностями — это дополнительная польза, именно так ее и нужно рассматривать. Если вы сделаете слишком большой упор на решении проблем, то обнаружите, что ваше внимание обращается к этим проблемам во время медитации, мешая сосредоточиться на основной цели. Не думайте о своих проблемах во время практики. Просто осторожно отстранитесь от них.
Сделайте паузу и отдохните от всех этих волнений и тревог, планов и идей. Пусть на время медитации у вас будут каникулы. Доверяйте себе, поверьте, что вы сможете уладить все эти дела позже, используя живость ума и энергию, которую накопили во время медитации. Доверьтесь себе, и вы увидите, что все произойдет именно так.
Не ставьте перед собой слишком большие цели. Относитесь к себе бережно. Вы стараетесь следить за дыханием постоянно и без перерыва. Кажется, что сделать это достаточно легко, поэтому с самого начала у вас возникает стремление приложить усилия, чтобы все время работать старательно и упорно.
Это нереально. Займитесь лучше мелочами. В начале вдоха примите решение следить за дыханием только во время этого единственного вдоха. Даже это не так легко, но, по крайней мере, выполнимо. Затем в начале выдоха примите решение следить за дыханием только в течение одного этого выдоха — с самого начала и до конца. Вы еще не раз будете терпеть неудачи, но несмотря на это продолжайте работать.
Всякий раз, когда вы отвлекаетесь, начинайте сначала. Наблюдайте за один раз одно дыхание. Это тот уровень игры, который вы действительно можете выиграть. Остановитесь на нем — новое решение с каждым циклом дыхания, с крохотными единицами счета времени. Наблюдайте каждое дыхание внимательно и отчетливо, каждую долю секунды, одну за другой; с каждой частицей времени принимайте новое решение. Действуя подобным образом, в конечном счете вы достигнете продолжительного и непрерывного осознавания.
Внимательность к дыханию — это осознавание данного момента. Если вы выполняете все надлежащим образом, вы осознаете только то, что происходит в настоящий момент. Вы не оглядываетесь назад, не заглядываете вперед. Вы забываете о последнем дыхании и не ожидаете следующего. Когда вдох только начинается, вы не заглядываете вперед, пытаясь увидеть окончание этого вдоха. Вы не торопитесь вперед, к выдоху, который должен за ним последовать. Вы остаетесь именно здесь, с тем, что действительно происходит. Начинается вдох — именно на него и обращайте внимание, только на него и ни на что другое.
Эта медитация — процесс переподготовки ума. Состояние, которого вы стремитесь достичь, — полное осознавание всего, что происходит в воспринимаемой вами вселенной, в точности так, как это происходит, и именно тогда, когда это происходит; это полное непрерывное осознавание настоящего момента. В этом и состоит высшая цель, и достигается она не сразу. Чтобы достичь ее, необходимо практиковать, поэтому мы начинаем с малого. Мы начинаем с того, что полностью осознаем одну малую единицу времени, только один-единственный вдох. И добиваясь успеха, мы оказываемся на пути к совершенно новому переживанию жизни.
ГЛАВА 8
СТРУКТУРИРОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ
До сих пор мы излагали, в основном, теорию. Теперь окунемся в реальную практику. Как же все-таки заниматься этим делом, называемым медитацией?
Прежде всего необходимо составить расписание занятий, выделить особое время, когда вы будете заниматься только практикой медитации випассаны, и ничем иным. В младенческом возрасте вы не умели ходить. Кому-то пришлось немало потрудиться, чтобы обучить вас этому искусству. Вас водили, держа за руки. Вас многократно поощряли. Вас заставляли ставить одну ножку перед другой, пока вы не научились ходить самостоятельно. Эти периоды обучения составляли конкретную практику в искусстве ходьбы.
В практике медитации мы используем в основном те же приемы. Мы отводим определенное время, специально предназначенное для развития способности ума, называемой внимательностью. Мы посвящаем отведенное время исключительно этому и обустраиваем окружающее пространство таким образом, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Нельзя сказать, что научиться этому просто. Мы всю жизнь занимались развитием привычек ума, которые в действительности совершенно не соответствуют идеалу непрерывной внимательности. Чтобы избавиться от них, требуется некоторая сообразительность.
Как мы говорили раньше, наш ум подобен чашке с грязной водой. Цель медитации — очистить ум от этой грязи, чтобы можно было увидеть, что в нем происходит. Лучшее, что можно сделать, — это просто сесть и сидеть. Выделите достаточно времени, и все уляжется. У вас останется чистая вода. В медитации мы отводим особое время для этого процесса прояснения ума. Если смотреть на занятие со стороны, оно кажется совершенно бессмысленным: сидим неподвижно, с каменными лицами, как у горгулий*, да только какой в этом прок? Однако внутри нас мало-помалу что-то происходит. Все ментальные загрязнения оседают, и достигается ясность ума, которая дает нам возможность подготовиться к встрече с грядущими событиями нашей жизни.
* Горгулий — фантастические фигуры в готической архитектуре. — Прим. ред.
Сказанное не означает, что нам нужно что-то предпринимать, чтобы процесс оседания ускорился. Он идет естественно, сам собой. Оседание вызвано самим процессом спокойного сиденья и пребывания в состоянии внимательности. Фактически, любое усилие с нашей стороны, ускоряющее его, приведет к обратным результатам. Это будет подавление, оно не работает. Стоит только попробовать силой удалить из ума какие-либо загрязнения, и вы дадите им дополнительную энергию. Возможно, вы достигнете временного успеха, но, в конечном счете, вы их только усилите. Они затаятся в бессознательном уме, пока вы не перестанете их наблюдать, а потом внезапно проявятся, и вы не сможете с ними бороться.
Итак, лучший способ сделать ясными субстанции ума — это просто позволить им самим успокоиться. Не вкладывайте никакой энергии. Просто внимательно наблюдайте водоворот грязи, никоим образом не участвуя в процессе. Затем, когда грязь наконец осядет, она так и останется на дне. В медитации мы проявляем энергию, но не силу. Нашим единственным усилием должна быть спокойная, терпеливая внимательность.
Процесс медитации в чем-то сходен с событиями прошедшего дня. Все, что с вами происходит, сохраняется в уме в той или иной форме — мысленной или эмоциональной. В жизни вас настолько затягивает водоворот событий, что не остается времени на главные вопросы. Они вытесняются в бессознательный ум, где бурлят, пенятся и разлагаются. А потом вы недоумеваете: откуда взялось все это напряжение? Во время вашей медитации весь этот хлам выходит наружу в той или иной форме.
У вас есть возможность взглянуть на него, увидеть его таким, как он есть, и дать возможность ему уйти. Поэтому мы устанавливаем время медитации, чтобы создать атмосферу, способствующую процессу освобождения. Через определенные промежутки времени мы восстанавливаем свою внимательность. Мы отодвигаем те события, которые постоянно будоражат ум. Мы отказываемся от любой деятельности, которая возбуждает сильные эмоции. Мы уходим в спокойное место и тихо сидим, и все, что было вытеснено, выходит в виде пузырей, а затем исчезает. В конечном счете весь процесс похож на перезарядку батареи. Медитация подзаряжает вашу внимательность.
Где сидеть?
Найдите тихое, спокойное место, где вы будете одни. Совсем необязательно, чтобы это место оказалось в лесной глуши. Для большинства такой вариант практически невозможен, ведь это должно быть удобное место, где ничто не будет вас отвлекать. Во время практики вы также не должны быть на виду. Во время медитации вам потребуется все внимание, поэтому не растрачивайте его и не тревожьтесь о том, какое впечатление вы производите на окружающих. Постарайтесь найти как можно более спокойное место. Это не должна быть звуконепроницаемая камера, однако посторонние звуки сильно мешают практике, поэтому шума должно быть как можно меньше. Хуже всего музыка и разговоры. Ум непроизвольно склонен подпитываться этими звуками, и это рассеивает внимание, мешает сосредоточиться.
Есть традиционные средства, которые помогут создать нужное настроение. Хорошо затемнить комнату и зажечь свечу, использовать благовония. Прекрасно, если у вас есть колокольчик, чтобы отмечать начало и конец медитации. Однако это всего лишь атрибуты. Они лишь настраивают практикующих на медитацию, но ни в коей мере не являются неотъемлемой частью практики. Вероятно, вы заметите, что полезно каждый раз сидеть в одном и том же месте. Особое место, предназначенное только для медитации, помогает большинству практикующих. Вскоре вы начнете связывать с этим местом спокойствие сосредоточенности, и подобная ассоциация поможет вам быстрее достичь глубоких состояний.
Главное — сидеть в таком месте, которое способствует вашей практике, и вы это чувствуете. Для этого вам придется немного поэкспериментировать. Попробуйте медитировать в нескольких разных местах, пока не найдете такое, где будете чувствовать себя комфортно. Нужно найти такое место, где вам удобно и ничто не отвлекает ваше внимание.
Многим помогают совместные медитации группы. Дисциплина регулярных занятий очень важна, и большинство практикующих считают, что гораздо легче поддерживать постоянную практику, если регулярно посещаешь групповые медитации. Вы дали слово, вы знаете, что вас ждут. Таким образом удается избежать синдрома «чрезмерной занятости». Возможно, вы сможете где-то в своем районе найти группу людей, практикующих медитацию. Неважно, если они практикуют другой вид медитации, лишь бы это была медитация в молчании. С другой стороны, вы должны стараться в своей практике быть самодостаточными. Не считайте, что наличие группы — это единственная мотивация для практики. Медитация — это удовольствие, если практиковать ее надлежащим образом. Используйте группу не как основу, а как вспомогательное средство для медитации.
Когда сидеть?
Здесь самое важное правило такое: когда речь идет о медитации, применяется характеристика буддизма как Срединного Пути. Не будьте слишком усердны, но и не отлынивайте. Это не значит, что нужно медитировать в любое время, подчиняясь внезапному порыву. Это значит, нужно составить расписание практических занятий и придерживаться его терпеливо, но настойчиво. Наличие расписания воодушевляет и побуждает к практике. Однако если окажется, что расписание перестало вам помогать и превратилось в тяжкое бремя, значит, здесь что-то не так. Медитация не должна превращаться в обязанность.
Медитация — это психическая деятельность. Вам придется иметь дело с чувствами и эмоциями во всей их неприглядной наготе. Поэтому для такой деятельности очень важно ваше отношение к каждому занятию. Весьма вероятно, что вы получите именно то, чего ожидаете. Поэтому ваша практика пойдет наилучшим образом, если вы с интересом предвкушаете медитацию. Если же вы садитесь в ожидании однообразной, нудной работы, вероятно, все так и будет. Поэтому ежедневно вырабатывайте правильную установку для жизни. Пусть она будет разумной, приемлемой. И если вы вдруг почувствуете, что путь к освобождению — это всего лишь утомительный и однообразный труд, значит нужно что-то менять.
Утром, сразу после пробуждения, лучше всего медитировать, ибо это наилучшее время для медитации. Утром ваш ум сохраняет свежесть, и вы еще не обременены обязанностями. Утренняя медитация — прекрасный способ начать день. Она настраивает и готовит вас к тому, чтобы вести дела успешно. Тогда весь день у вас пройдет легко, без особых проблем.
Однако убедитесь, что вы полностью проснулись. Вы не продвинетесь далеко, если будете сидеть и клевать носом, поэтому отведите достаточно времени для сна. Перед тем как начать, умойтесь или примите душ. Возможно, вам захочется выполнить несколько физических упражнений, чтобы оживить кровообращение.
Постарайтесь полностью пробудиться, и лишь затем садитесь медитировать. Не уходите с головой в повседневные дела, ибо в этом случае вы можете совсем забыть о медитации. Пусть медитация станет для вас самым важным делом, которое надо сделать утром.
Другое удобное для медитации время — это вечер. Ум забит всяким ментальным хламом, который скопился за день, и очень важно от этой тяжести освободиться перед тем, как лечь спать. Восстановите внимательность, и ваш сон станет сном в реальности.
Если вы только начинаете практиковать, вполне достаточно медитировать один раз в день. Если у вас возникнет желание медитировать больше, это прекрасно, но не переусердствуйте. Бывает, что начинающие практики быстро сгорают. Они с головой погружаются в практику и пару недель занимаются по 15 часов в день, а затем наваливаются тяготы жизни. Тогда они делают вывод, что на медитацию уходит слишком много времени, и ради этого слишком многим приходится жертвовать, а у них нет времени. Не попадитесь в эту ловушку.
Не сжигайте себя в первую же неделю. Торопитесь медленно. Практикуйте последовательно и постоянно. Увеличивайте интенсивность практики постепенно и осторожно, и со временем практика медитации плавно войдет в вашу жизнь.
По мере роста интереса к медитации вы заметите, что у вас остается все больше времени для практики. Это происходит спонтанно, и очень часто такое явление возникает само собой, без каких-либо усилий.
Опытным практикам медитации удается практиковать 3 или даже 4 часа в день. Они живут обычной жизнью, в обычном мире с его повседневными заботами, и все-таки им удается совмещать практику с жизнью. Это доставляет им удовольствие, и все происходит естественно.
Как долго нужно сидеть?
Здесь правило то же: сидите столько, сколько можете, но не перенапрягайтесь. В большинстве случае начинающие практики, как правило, медитируют 20-30 минут. В первое время трудно с пользой сидеть дольше. Для жителей Запада поза медитации непривычна, и чтобы тело к ней привыкло, требуется время. В равной степени нам незнакомы и техники работы с умом; чтобы привыкнуть к ним тоже требуется время.
По мере освоения техники вы можете понемногу удлинять медитацию. Согласно нашим рекомендациям примерно после года постоянной практики вы без труда сможете сидеть в медитации один час.
Однако есть одно важное замечание: медитация випассаны не является формой аскетизма. Подавление собственного «я» — не ее цель. Мы стремимся к тому, чтобы развить внимательность, а не усилить боль. Ощущение боли неизбежно, особенно в ногах. В главе 10 мы обстоятельно рассмотрим вопрос боли и то, как с ней работать.
Существуют особые технические приемы и средства, которыми вы должны овладеть, чтобы не терпеть неудобства. А пока подчеркнем следующее: медитация — это не соревнование в выносливости. Вам не нужно кому-то что-то доказывать. Поэтому не заставляйте себя сидеть, если боль нестерпима, лишь чтобы сказать, что вы высидели целый час. Это бессмысленное проявление «я». И не перенапрягайтесь в самом начале. Правильно оценивайте свои возможности, не осуждайте себя, если вы не способны сидеть вечно, проявляя несокрушимую, как скала, волю.
По мере того как медитация будет становиться частью вашей жизни, вы сможете несколько увеличить время сидения. Общее правило такое: просто определите, сколько вы можете медитировать в тот или иной момент жизни. А затем сидите на пять минут дольше этого времени. Нет никаких правил относительно продолжительности сидения. Даже если вы твердо установили минимум, будут дни, когда вы просто физически не сможете сидеть так долго. Но это не значит, что в этот день нужно отказаться от медитации. Регулярность практики имеет решающее значение. Даже 10 минут медитации могут оказаться весьма благотворными.
Обязательно принимайте решение о продолжительности практики до того, как начнете медитировать. Не делайте этого во время медитации. Так слишком легко поддаться беспокойству, а беспокойство — это одно из переживаний, которые мы хотим научиться внимательно наблюдать. Поэтому установите разумную продолжительность медитации и не отступайте от нее.
Для определения времени медитации можно пользоваться часами, но не поглядывайте на них каждые две минуты, чтобы определить, как долго вы медитируете. Ваша сосредоточенность тут же рассеется и появится беспокойство. Вы заметите, что затеплилась надежда встать раньше, до окончания сидения. Это будет не медитация, а просто слежение за часами. Поэтому не смотрите на часы, пока не решите, что время медитации уже истекло. На самом деле, когда вы медитируете, вовсе нет необходимости сверять время, по крайней мере, каждую минуту. Вообще говоря, нужно сидеть столько, сколько хочется. Не существует какой-то магической продолжительности медитации.
Однако лучше всего установить минимальную продолжительность сеанса, иначе вдруг окажется, что вы склонны к коротким медитациям. И каждый раз, когда возникнет что-то неприятное или вы почувствуете беспокойство, вы станете спасаться бегством. Это нехорошо. Ведь это одно из самых ценных переживаний, но только если вы будете сидеть до конца. Вам придется научиться наблюдать их спокойно и с ясным умом. Наблюдайте их, сохраняя внимательность. Если вы повторите это достаточное число раз, они утратят власть над вами. И вы увидите, что это такое: просто импульсы, возникающие и исчезающие, просто часть мимолетной видимой реальности. В результате ваша жизнь чудесным образом изменится к лучшему.
«Дисциплина» — неприятное слово для большинства из нас. Оно вызывает в памяти образ человека, который стоит над вами с палкой и отмечает ваши ошибки. Но самодисциплина — нечто совсем иное. Это искусство видеть, несмотря на приглушенные крики внутреннего голоса, искусство проникновения в тайну. Этот голос над вами не властен. Он просто видимость, обман. Ваш внутренний голос кричит и беснуется, он уговаривает вас, льстит, угрожает, но в действительности у него нет никакой палки.
Вы поддаетесь ему по привычке, потому что никогда по-настоящему не пытались заглянуть чуть-чуть дальше, увидеть, что скрывается за этой угрозой. Там ничего нет. Есть только один способ усвоить данный урок, но одних лишь слов недостаточно. Загляните вглубь и понаблюдайте за тем, как весь этот хлам всплывает, понаблюдайте за беспокойством, озабоченностью, нетерпением, болью, только наблюдайте, как все это появляется, не вовлекаясь в сам процесс. К большому вашему изумлению все просто исчезнет. Все возникает и все исчезает. Это так просто. Есть и еще одно слово для понятия «самодисциплина». Это слово — «терпение».
ГЛАВА 9
УСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В странах буддизма тхеравады существует традиция начинать каждый сеанс медитации с повторения нараспев мантр — неких слов или формул. Американцы обычно не принимают их серьезно, считая просто безобидными ритуалами. Однако так называемые ритуалы были разработаны целым коллективом преданных практиков — как мужчин, так и женщин — и преследовали они практические цели. Именно поэтому стоит рассмотреть их подробнее.
К Будде при жизни относились совершенно по-другому. Он родился в обществе, где ритуалам придавалось огромное значение, а его идеи с точки зрения государственной иерархии той эпохи считались целиком и полностью иконоборческими. Во многих случаях он выступал против использования ритуалов ради самих ритуалов, проявляя в этом вопросе особую жесткость. Однако это не значит, что ритуалы бесполезны. Это означает лишь то, что сами по себе ритуалы, выполняемые только ради ритуалов, не помогут вам высвободиться из ловушки*.
* В действительности такое выполнение ритуалов отчасти и есть та самая ловушка. — Прим, перев.
Если вы будете верить, что обретете спасение, лишь повторяя какие-то слова, вы только усилите собственную зависимость от этих слов и понятий. Это скорее отдаляет вас от безмолвного восприятия реальности, а не приближает к нему. Поэтому повторение приводимых ниже слов и формул следует практиковать с пониманием того, что они из себя представляют и почему они работают. Это не магические заклинания. Это психологические очистительные средства, и требуется активное участие ума, чтобы они начали действовать. Бормотать слова, не имея ясного намерения, бесполезно.
Медитация випассаны — тонкая психическая деятельность, и настрой ума практикующего имеет решающее значение в достижении успеха. Лучше всего техника работает в атмосфере спокойного, благожелательного доверия. И повторение слов всегда применялось для того, чтобы усилить этот настрой. Если их использовать правильно, они могут быть очень полезными на пути к освобождению.
Тройная поддержка
Медитация — тяжелый труд. По существу, это работа, которая выполняется в уединении. Человек в одиночку борется с весьма могущественными силами, с частью самой структуры ума, занятого медитацией. Если вы действительно включаетесь в эту практику, вы в конце концов делаете потрясающее открытие.
Однажды, заглянув внутрь себя, вы ясно увидите, сколь безмерно то, с чем вы в действительности боретесь. То, куда вы с таким трудом пытаетесь пробиться, кажется прочной стеной, столь крепко сложенной, что сквозь нее не проходят даже лучи света. Вы обнаружите, что сидите перед ней, смотрите на это сооружение и говорите себе: «Что это? Я должен через это пройти? Но это невозможно! Здесь все, здесь целый мир! Вот что все это значит, здесь все, что мне нужно, чтобы понять окружающий мир; если я уберу это с пути, весь мир развалится, и я умру. Я не могу справиться с этим, просто не могу!»
Вы испытываете гнетущее чувство страха и одиночества. Вам не дают покоя неотступные мысли: «Вот я здесь, в полном одиночестве, пытаюсь столкнуть с места нечто столь огромное, что и представить невозможно». Чтобы побороть это чувство, полезно знать, что вы не одиноки. До вас по тому же пути прошли и другие. Им пришлось столкнуться с той же преградой, но они преодолели ее и пробились к свету.
Они установили правила, следуя которым можно выполнить эту работу, они объединились в некое братство, чтобы воодушевлять и поддерживать друг друга. Будда прошел сквозь эту самую стену, прошли и многие люди после него. Он оставил четкие указания в виде дхаммы, чтобы провести нас по тому же пути. И он основал сангху, братство монахов, чтобы сохранить этот путь и поддерживать тех, кто следуют по нему. Вы не одиноки, и ситуация совсем не безнадежна.
Для медитации требуется энергия. Вы должны быть смелыми, чтобы встретиться с некоторыми довольно сложными состояниями ума. Вы должны проявить твердую решимость, чтобы досидеть до конца медитации, несмотря на появление различных неприятных состояний. Лень сослужит вам недобрую службу. Чтобы запастись энергией для работы, повторяйте приведенные ниже установки. Чувствуйте намерение, которое вы в них вложили. Думайте о том, что вы говорите. «Я собираюсь идти по тому же пути, по которому прошли Будда и его великие и святые ученики. Ленивый не может следовать по этому пути. Да почувствую я прилив неиссякаемой энергии! Да будет мне сопутствовать успех!»
Всеобщая любовь и доброта
Медитация випассаны — это упражнение на внимательность, на осознавание, лишенное «я». Это процесс, в котором «я» будет искоренено с помощью проникающего взора внимательности. Практикующий начинает этот процесс с «я», которое полностью подчинило себе ум и тело. Затем, по мере того как внимательность наблюдает функцию эго, она проникает в корень, в саму механику «я», и растворяет его часть за частью. Однако во всем этом в полную силу проявляется «уловка 22»*.
* См. выше. — Прим. ред.
Внимательность — это осознавание, лишенное «я». Но если мы начинаем с полновластия «я», как же нам в самом начале в достаточной мере сконцентрировать внимательность, чтобы приступить к работе? В любой момент всегда присутствует какая-то доля внимательности. Подлинная проблема — собрать ее в таком количестве, чтобы она стала действенной. Для достижения такой цели мы можем применить хитрый тактический прием: ослабить те аспекты «я», которые причиняют наибольший вред, чтобы внимательности пришлось преодолевать меньшее сопротивление.
Жадность и ненависть — вот главные проявления процесса «я». До тех пор пока влечение и отвращение присутствуют в уме, условия для внимательности остаются очень трудными. Последствия этого легко предугадать. Если вы садитесь медитировать, находясь в тисках сильной привязанности, вы заметите, что ничего достичь не удается. Если вы одержимы неодолимым желанием заработать больше денег, то по всей вероятности, вы большую часть времени будете не медитировать, а лишь размышлять об этом и строить планы.
Если вас охватывает приступ бешеной ярости из-за того, что кто-то вас оскорбил, она всецело завладеет вашим умом и во время практики. День содержит только определенное число единиц времени, и время, которое вы отводите на медитацию, поистине драгоценно, поэтому лучше не тратить его впустую. В традиции тхеравады создан весьма полезный инструмент, который позволит вам убрать эти преграды из своего ума, по крайней мере, на некоторое время, чтобы вы могли постоянно вести работу по устранению корней этих преград.
Вы можете использовать одну идею, чтобы отвергнуть другую. Вы можете уравновесить отрицательную эмоцию, развивая положительную. Щедрость противоположна жадности, доброжелательность противоположна ненависти. И вы должны ясно понимать: это не попытка освободить себя с помощью самогипноза. Так вы не создадите условия для просветления. Нибба-на — необусловленное состояние.
Освобожденный человек действительно становится великодушным и доброжелательным, но не потому, что у него были особые условия. Он будет столь совершенен исключительно вследствие собственной глубинной природы, проявлению которой более не препятствует «я». Это скорее психологическое средство. И если вы будете принимать это лекарство по предписаниям, оно принесет временное облегчение и ослабит симптомы болезни, которая сейчас причиняет вам такие страдания. Тогда вы сможете приступить к серьезной работе над самой болезнью.
Начните с того, что прогоните прочь все мысли ненависти и осуждения себя. Сначала вы позволяете проявиться добрым чувствам по отношению к себе, и это довольно легко. Затем вы делаете то же самое по отношению к самым близким вам людям. Начав с узкого круга близких людей, вы постепенно расширяете сферу внимания до тех пор, пока не сможете направить поток таких же эмоций своим врагам и всем живым существам, населяющим землю. При правильном выполнении это упражнение само по себе может давать мощный преобразующий эффект.
В начале каждой сессии медитации произнесите про себя следующие фразы. Почувствуйте их реальный смысл:
1. «Пусть я обрету здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют меня все беды и невзгоды. Да не будет у меня никаких трудностей. Да не будет у меня никаких проблем. Пусть мне всегда сопутствует удача. Пусть я также обрету терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
2. «Пусть мои родители обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача. Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
3. «Пусть мои учителя обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у их никаких трудностей. Да не б
|