Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7 4 страница






Согласно индийской традиции, в тонком теле человека существует 72000 каналов, называемых нади, пронизывающих все его уголки и соединяющихся с чакрами. Переплетаясь, множество нади и образуют тонкое тело. Из огромного множества нади выделяют 24 особенно важных. Десяти из них придается специальное значение. Они берут свое начало в корневой чакре муладхаре и оканчиваются в определенных областях нашего тела. Канал (нади) ИДА заканчивается в левой ноздре, ПИНГАЛА - в правой, СУШУМНА в высшей точке головы (брахма рандра). Канал ГАНДХАРИ заканчивается в левом глазу, ХАСТЬЯХВА в правом, ПУША в правом ухе, ЙАШАСВИНИ в левом, АЛАМБУША во рту, КУХУ в гениталиях и ШАНКХИНИ в анусе.

Будучи третьей регуляторной системой (наряду с нервной и гуморальной), чакры и каналы не являются вещественными образованиями, состоящими из молекул, как обычные органы нашего тела. Они образованы невидимыми полями, имеющими вихревую природу. Даже само слово чакра в переводе с санскрита означает колесо, вращение, а по форме она напоминает воронку смерча, конус, расположенный в горизонтальной плоскости. Причем его основание лежит на передней поверхности тела, а вершина - на позвоночнике, точнее, на центральном канале Сушумна, проходящем примерно по центру позвоночника. Кроме Сушумны выделяются еще два основных канала: левый - Ида и правый - Пингала, образующие петли в четырех областях Сушумны. Эти петли перекрывают центральный канал, делая его похожим на трубку бамбука. Поэтому жизненная энергия или прана, как ее называют в Индии, у обычного человека циркулирует только по Иде и Пингале, не давая проявиться всему потенциалу нашей психоэнергетики. Развязывание этих узлов и открытие центрального канала является целью многих эзотерических школ Индии и Тибета. Однако достижение этой цели требует десятилетий строжайшей монашеской практики.

Остановимся сначала на системе чакр, описываемой в индийской Тантре. В простейшем случае рассматривают 9 или 6-7 чакр (см. рис.42, 43),. Более полной является система, включающая 13 чакр (рис. 44).

 

Обычно при пробуждении чакр и других упражнениях с ними канал Ида представляют с левой стороны тела, а Пингала - справа, не учитывая петель, которые они делают вокруг Сушумны. Подобное упрощенное изображение очень часто встречается и на рисунках (см. рис. 42).

1. Муладхара

Нижняя, или корневая, чакра расположена в основании позвоночника. На поверхность тела она выходит между анальным отверстием и половыми органами. Некоторые древние тексты локализуют ее на задней стенке влагалища у женщин, и в предстательной железе у мужчин.

Чакра Муладхара считается коренным, основным центром, хранилищем гигантской потенциальной энергии, символизируемой дремлющей змеей Кундалини. Пробуждение Кундалини, подъем ее в верхние чакры является одной из основных целей йоги. Эта чакра рассматривается как связующее звено между физическим и подсознательным мирами. Кроме того, в ряде древних источников указывается, что с ней связана оккультная способность левитации - т.е. полетов за счет нейтрализации силы тяжести.

Первой чакре соответствуют первоэлемент земля и планета Сатурн. Ее мантра (звуковая формула) - ЛАМ. Она имеет четыре лепестка с биджами (лепестковыми мантрами) - вам, гам, щам и сам (биджи даны, начиная с верхнего правого лепестка по часовой стрелке). На физиологическом уровне чакре Муладхара соответствует крестцовое нервное сплетение, ее эндокринной железой является простата. Она наиболее тесно связана с мужскими половыми органами, прямой и толстой кишкой. Из органов восприятия и действия ей соответствуют нос и ноги. При разбалансировке Муладхары могут возникнуть следующие заболевания: геморрой, запор, ишиас, простатит, воспаление яичников.

Первая чакра связана с психологическими возможностями, обеспечивающими выживание, защиту индивидуальности. Ее нормальная работа дает чувство уверенности, стабильности. И наоборот, разбалансировка Муладхары вызывает безволие, неуверенность в себе, печаль, депрессию. Такие люди не могут найти цель в жизни, лишены корней, поглощены удовлетворением собственных животных потребностей.

Геометрический символ нижней чакры - ее мандала - изображена на рис. 42, 43. Она используется в медитативных техниках раскрытия и балансировки чакры в сочетании с ее основной мантрой и мантрами лепестков. В самых простых случаях при медитации на Муладхаре можно представлять ее в виде пятна красно-оранжевого цвета. С ней ассоциируется мифический слон Айравата и черепашка. В индийской мифологии с нижней чакрой связан бог Брахма и богиня Дакини. Их образы символизируют основные свойства чакры и также используются при медитации.

Бог Брахма является одним из шести шивас, т.е. высших сущностей, воплощенных в форму. Над всеми ними стоит Высший Шива или Парама Шива, символизирующий высшую истину. По представлениям индусов Брахма связан с процессом развития и творения. При медитации на Муладхаре он олицетворяет бесстрашие, достигаемое развитием духовности.

С каждым из шести шивас связана определенная сила, представляющая некие свойства ума и олицетворяемая соответствующей богиней. В чакрах они также имеют шесть форм и называются привратницами, так как препятствуют проникновению в чакру недостаточно развитого практикующегося.

Считается, что концентрация на Дакини пробуждает духовные качества и способствует проработке страха смерти. При этом у человека неразвитого она вызывает чувство огромного ужаса, представая перед ним в образе, олицетворяющем смерть и разрушение. И наоборот, человек духовный воспринимает ее в виде прекрасной девушки.

2. Свадхистана

Эта чакра выходит на поверхность тела в области между пупком и половыми органами. В Китае она носит название нижний дань-тянь и локализуется в точке гуань-юань (МС4), расположенной на средней линии живота на три цуня (пальца) ниже пупка. Ее падма находится между 4 и 5 поясничными позвонками.

По древним представлениям Свадхистана управляет внутренней жизненностью, в ее функции входит извлечение праны из пищи и энергонакопление. Кроме того, с ней связываются сексуальные функции и творческие потенции человека. Очень большое значение придается нижнему дань-тяню (Свадхистане) в восточных боевых искусствах и в разнообразных психоэнергетических техниках, распространенных в Китае, Японии и т.д. В этой области происходит накопление ки с последующим перемещением ее в конечности или внутренние органы. В Индии считают, что пробуждение Свадхистаны обеспечивает здоровье и долгую жизнь.

Первоэлементом второй чакры является вода, ее планета - Юпитер. Мантра Свадхистаны - ВАМ, у нее 6 лепестков с биджами: бам, бхам, мам, ям, рам, лам.

Чакре Свадхистана соответствуют предстательное, поясничное и подчревное сплетения. Эндокринные функции проявляются в надпочечниках, печени, селезенке. Она наиболее тесно связана с женскими половыми органами, почками и мочевым пузырем. Ее органом восприятия является язык, а органом действия - руки. При разбалансировке второй чакры может возникнуть импотенция, фригидность, гиперсексуальность, диабет, заболевания почек и мочевого пузыря.

В Индии с нормально функционирующей Свадхистаной связывают такие психологические свойства, как терпение, выносливость, уверенность в себе. При ее разбалансировке возникает фрустрация, тревога, страх.

Преобладание женского начала, первоэлемента воды символизируется на мандале Свадхистаны полумесяцем или лунным серпом (cм. рис.42, 43). При медитации на ней можно также представлять пятно или круг розового цвета. Ее животным является мифическое морское чудовище Макара, похожее на огромного крокодила. Мужским божеством этой чакры являются боги Варуна и Вишну, а женским - богиня Ракини. Медитация на Варуне дает контроль над очищающей силой воды и сексуальной энергией, и, кроме того, освобождает человека от таких психологических качеств, как отвращение, страх, печаль, гнев, национализм. Все это подготавливает раскрытие духовной природы личности, связанное с медитацией на Вишну.

Медитация на богине Ракини и ее силе по представлениям древних индусов способствует духовному очищению и углублению концентрации. Она помогает избавлению от глубоко укоренившихся недуховных качеств.

3. Манипура

Чакра Манипура находится в районе солнечного сплетения, в области выше пупка и ниже ребер. Ее падма расположена между 2 и 3 поясничными позвонками.

Третья чакра считается ответственной за накопление и хранение праны. С ней связывается интеллект и сверх-спoсобности. По древним представлениям, пробуждение данной чакры обеспечивает нечувствительность тела к жаре и холоду. Это и способность ходить босиком по раскаленным углям, и возможность проводить обнаженным многие часы на поверхности ледника. В ряде текстов указывается, что третья чакра играет очень большую роль при взаимодействии с астральными планами.

Манипуре соответствуют первоэлемент огонь и планета Марс. Ее мантра - РАМ. У этой чакры десять лепестков с биджами: дам, дхам, нам, там, йам, дам, дхам, нам, пам, пхам.

Третьей чакре соответствует солнечное сплетение, эндокринные функции связаны с печенью, надпочечниками, поджелудочной железой и селезенкой. Энергетика Манипуры непосредственно влияет на следующие органы: печень, селезенку, желудок, тонкий кишечник, желчный пузырь. Ее орган восприятия - глаза, орган действия - анус. Нарушения в работе манипуры могут приводить к язве желудка, разлитию желчи, гепатиту, гипогликемии и желчнокаменной болезни.

Нормальная работа третьей чакры обеспечивает следующие психологические характеристики: решимость, независимость поведенческих мотивов, личную энергию, силу воли, яркую индивидуальность. Разбалансировка Манипуры способствует возникновению раздражительности, неуверенности, жадности, комплексу вины.

При концентрации на Манипуре также может использоваться образ земного круга. Ее животное - баран. Божество Манипуры - Рудра, а богиня - Лакини.

Баран олицетворяет силу концентрации, активизацию контролируемой сексуальной энергии. В Индийской эзотерике бог Рудра рассматривается как специфическое проявление бога Ишвара - создателя, хранителя и разрушителя в одном лице. Медитация на Рудре способствует поглощению, растворению тех космических принципов, которые привязывают нас к земному существованию, нейтрализации всех отклонений сознания. Считается, что Рудра дает великую йогическую силу.

Хранительницей входа чакры Манипура является богиня Лакини. Концентрация на ней устраняет все предыдущие ошибки, обеспечивает эффективность медитации на Рудре. Согласно Лайя-йоге, Лакини дает возможность без особых трудностей пробудить Манипуру.

4. Анахата

Четвертая чакра, Анахата, расположена в центре груди, примерно на уровне сосков. В Китайской традиции она носит название " средний дань-тянь" и локализуется в точке тань-чжун (МС 17). Ее падма находится между 4 и 5 грудными позвонками.

Анахата считается центром эмоциональности и духовности. В древности очень многие народы именно в ней размещали душу человека. В индийской и тибетской Тантре считается, что в четвертой чакре находится корень человеческой самости, отделяющий, отгораживающий данную личность от всех остальных живых существ. Поэтому в самых разнообразных религиях духовная практика, медитация на чувство возвышенной любви связана с этой чакрой. По представлениям древних, развитие четвертой чакры пробуждает внутреннюю красоту, делает тело очень привлекательным, активизирует сверхспособности к восприятию и телепортации (перемещению в пространстве, в том числе, сквозь преграды).

Кроме того, Анахата регулирует и поддерживает биологические ритмы циркуляции праны. С каждым ее лепестком связан один из двенадцати акупунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой (см. рис. 45).

Первоэлемент четвертой чакры - воздух, ее планета Венера. Мантра Анахаты -ЙАМ. У нее 12 лепестков с биджами: кам, кхам, гам, гхам, нгам, чам, чхам, джам, джхам, ньям, там, тхам.

Анахате соответствует сердечное сплетение, эндокринной железой является тимус. Она наиболее связана с сердцем, перикардом и легкими. Ее орган восприятия - кожа, а действия - половые органы. Нарушения в работе четвертой чакры могут привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, артриту, заболеваниям легких, гипертонии.

 

Хорошо работающей сердечной чакре соответствуют такие качества характера, как любовь, сострадание, доброжелательность, исполнительность. При ее разбалансе человек становится бесчувственным, эмоционально закрытым, пассивным, его охватывает уныние, печаль.

Мандала четвертой чакры показана на рис. 43. На рис. 45 изображены ее связи с акупунктурными каналами, определяющие закономерности их суточного ритма (закон день - ночь). Простейшей концентрационной формой Анахаты является пятно золотисто-желтого цвета. Антилопа является образом животного четвертой чакры. Ее бог - Иша, а богиня - Какини.

Иша является одним из шести Шив, связанным с высшей йогической силой. Проявляясь при медитации на Анахате, он растворяет все страхи, вырастающие из бездуховности. Концентрация на Ише способствует овладению высшими стадиями пранаямы, в том числе и левитацией в тонком теле.

Какини, являясь хранительницей входа в Анахату, представляет силовую форму Иши. Медитация на ней подготавливает ученика и развивает его силу концентрации на Ише, вырабатывает чувство покоя и непривязанности к материальному плану.

5. Вишудха

Чакра Вишудха находится в области горла, ее падма расположена между 6 и 7 шейными позвонками. С этой чакрой связывают способность проникать в прошлое и будущее. В древней Японии считали, что она управляет сновидениями. Согласно Лайя-йоге, пробуждение этой чакры дает контроль над умом и телом, позволяет развить невероятную физическую силу.

Пятой чакре соответствуют элемент эфир и планета Меркурий. Ее мантра - ХАМ. Она имеет 16 лепестков с биджами: ам, аам, им, иим, ум, уум, рим, риим, лрим, лриим, эм, айм, ом, аум, ам, ахм.

С Вишудхой связаны горловое сплетение, щитовидная и паращитовидная железы. Она наиболее тесно взаимодействует с затылочными корешками спинного мозга. Нарушение в работе пятой чакры может приводить к воспалению гортани, заболеваниям щитовидной железы, простудным заболеваниям и гриппу.

Нормальное функционирование пятой чакры проявляется в таких свойствах психики, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал, вдохновение. При ее разбалансе появляется склонность к навязчивым идеям, отсутствие экспрессивности, стереотип поведения.

Для медитации на Вишудхе можно использовать ее мандалу, изображенную на рис. 42, 43 или концентрироваться на ней, как на пятне небесно-голубого цвета. Животным этой чакры является белый слон. Ее боги - Садашива и Шахини.

Бог Садашива находится на Вишудхе как аспект высшей силы, на уровне которой женское и мужское начала неразделимы, поэтому он изображается с одной половиной тела мужской, а с другой - женской. Концентрация на Садашиве помогает развить сверхспособности к концентрации и контролю ума, а также невероятную физическую силу.

Богиня Шахини является отдельным проявлением силы Садашивы. Концентрация на ней является необходимым подготовительным этапом для раскрытия Вишудхи.

6. Аджна

Шестая чакра, Аджна, известная также как " третий глаз" ", расположена на лбу, в области между бровями. Ее падма находится между 2 и 3 шейными позвонками. В Китае Аджна носит название " верхнего дань-тяня", ей соответствует акупунктурная точка инь-тянь. Она считается центром мудрости и рассматривается как наиболее важная медитативная чакра человеческого тела. Аджна связывается также с волевыми свойствами характера и с парапсихологическими способностями человека. В древности считалось, что третий глаз наиболее развит у сильных магов и шаманов и определяет такие их способности, как ясновидение, психокинез, возможность воздействовать на других людей на расстоянии.

Шестой чакре соответствует основная тантритская мантра - ОМ. Аджна имеет два лепестка, их биджами - тхам, левый (ида) и хам, правый (пингала). Считается, что на уровне этой чакры происходит слияние нади Ида и Пингала с Сушумной, причем Ида проходит через левый лепесток, а Пингала - через правый.

Аджна наиболее тесно связана с гипофизом, шейным нервным сплетением, головным мозгом. Нормальное функционирование этой чакры активизирует интеллект и психические способности, воображение, возможность к визуализации ярких зрительных образов.

Разбалансировка шестой чакры вызывает трудности с сосредоточением, окостенелость мышления, плохую коммуникабельность, способствует возникновению шизофрении. Нарушения в ее работе могут явиться причиной головных болей.

Помимо мандалы, показанной на рис. 42, 43, при медитации можно представлять Аджну в виде пятна цвета индиго. Этой чакре соответствует сила Хакини, играющая большую роль при развитии высших медитативных способностей. Бог Шива предстает здесь уже не в форме одного из проявлений высшего божества, а как Итара линга - фаллический образ, олицетворяющий высшую творческую силу Вселенной. В Индийской Тантре считается, что здесь же находится высшая сила Кундалини.

7. Сахасрара

Сахасрара является самой высшей чакрой. Согласно эзотерическим источникам, она находится вне тела, над макушкой головы. Ей примерно соответствует точка бай-хуэй.

Седьмая чакра считается центром, связанным с высшим духовным планом. Открытие этой чакры снимает все ограничения пространства и времени, позволяет достичь высшей стадии просветления - самадхи. По представлениям многих древних народов именно в области Сахасрары находится место, где душа покидает тело. Чтобы облегчить выход души из тела после смерти, на Тибете принято вырывать на этом месте волосы у только что умершего человека.

Согласно Тантрической традиции, у Сахасрары 1000 лепестков, расположенных в 20 слоев по 50. Такое же число 50 дает и сумма лепестков 6-ти нижних чакр. Это не случайное совпадение. Все лепестковые биджи вместе составляют 50 букв санскритского алфавита. Они же написаны в каждом из 20 рядов Сахасрары (20 - число тонкоматериальных и материальных слоев (миров) в нашей вселенной). Считается, что эти 50 вибраций (букв) являются волновыми " атомами", из которых построена наша вселенная. Соответственно, по принципу подобия вся вселенная отражается и в нашем теле. А овладение тонкими планами этих вибраций, их энергиями в чакрах ведет к духовному просветлению и открывает магические сверхспособности - сидхи.

Будучи высшей чакрой, Сахасрара не имеет звуковой мантры, однако с ней связана тонкоматериальная, не слышимая ухом вибрация мантры ОМ.

С Сахасрарой связывают шишковидную железу - эпифиз, расположенную в головном мозге. Нарушения в работе этой чакры могут способствовать образованию опухолей головного мозга, повышению внутричерепного давления.

С хорошо работающей седьмой чакрой в Индии связывают такие психические свойства, как способность к просветлению, космическую любовь, контакт с космическим сознанием, обладание универсальной энергией. При ее разбалансировке могут возникнуть депрессия, замкнутость, тревожность, психозы и более тяжкие психические заболевания.

Мандала Сахасрары, изображенная на рис.42, 43 в отличие от всех остальных обладает сильной асимметрией. Этим подчеркивается одновременно земная и космическая природа этой чакры, ее связующая функция между земным и духовным планами реальности. При концентрации на седьмой чакре можно представлять ее в виде пятна пурпурного цвета. Ей соответствует высшая, не проявленная в форму сущность, - Парамашива. Являясь высшей сущностью, Парамашива воплощает в себе еще не дифференцированные женское и мужское начала. Поэтому при медитациях на Сахасраре отсутствуют образы женского и мужского божества.

1.3. Общие сведения о системе 13 чакр

Представление о 7 чакрах является крайне упрощенным и используется только на ранних этапах овладения психоэнергетикой. В йоге, индийской и тибетской Тантре обычно используют деление на 13 чакр. При этом говорят о системе чакры Аджна и системе чакры Сахасрара. Эти дополнительные чакры играют особенно важную роль при духовной трансформации, овладении техниками работы в измененных состояниях сознания и пробуждении высших магических способностей. Работа с этими чакрами осуществляется только при постоянном контакте с Учителем, поэтому мы дадим только самые общие сведения о них.

Расположение дополнительных 6 чакр также показано на рис. 44, только им соответствуют номера в скобках. Для 7 основных чакр даны по два номера: один по семеричной системе и другой, в скобках, для системы 13 чакр.

(4) Хрит

Чакра расположена в области сердца, под Анахатой. Она имеет восемь лепестков и часто рассматривается как внутренний аспект Анахаты.

Блок в Хрит чакре приводит к развитию самости, эгоизма, противопоставлению животного и духовного начал, конфликту между ними. Поэтому проработке этой чакры придается очень большое значение в самых различных мистических традициях. Именно с ней связывается возможность интеграции и гармонизации верхних и нижних чакр.

У большинства современных людей эта чакра заблокирована, что на соматическом уровне приводит к разнообразным сердечно-сосудистым заболеваниям.

(7) Талу (Лалана)

Расположена чакра в верхнем нёбе, там, где оно соприкасается с маленьким язычком. Она является центром, через который Кундалини поднимается от Вишудхи к Аджне. Поэтому концентрации на Талу придается очень большое значение в Кундалини-йоге. При этом для активизации Кундалини используется специальная тайная Хамса-мантра. Однако процесс работы с чакрой Талу возможен только для продвинутых учеников и передается непосредственно Учителем.

Будучи тайной чакрой, Талу имеет различные описания в разных текстах. Так, согласно Саубхагья-лакшми упанишаде, она имеет 12 ярко - красных лепестков. Однако другие тексты утверждают, что у нее 64 серебристо - белых лепестка и ярко - красный центр, внутри которого область лунной энергии (чандра-кала) - источник энергии блаженства. Когда ученик достигает этой области, нектар начинает капать на его язык.

Талу чакра очень важна, т.к. лежит на пороге просветления и дает подвижнику переживание Великой пустоты (маха-шунья). Ее 64 лепестка являются жилищами 64 йогинь, выполняя практики, с которыми можно достичь 8 сверхспособностей (сидхи). Однако многие великие маги, обладавшие чудесными магическими способностями, остановились на этом и не поднялись выше Лаланы.

(9) Манас

Манас чакра относится к системе Аджны и расположена непосредственно над ней. Она имеет шесть лепестков и считается центром чувственного сознания. Пять лепестков связаны с пятью первоэлементами и органами чувств (запах (земля), вкус (вода), зрение (огонь), осязание (воздух) и слух (акаша)). Соответственно их цвета: желтый, белый, красный, серовато-дымчатый и белый, они активны в бодрствующем состоянии. Именно через них, по Индийским представлениям, происходит взаимодействие сознания с окружающим миром.

Шестой лепесток, черного цвета, активен во сне и в измененных состояниях сознания, именно через него происходит взаимодействие с тонкоматериальными планами реальности. Поэтому данная чакра очень важна для контроля над сновидениями и овладения техниками работы в измененных состояниях сознания.

(10) Инду

Эта чакра относится к системе Аджны и расположена непосредственно над Манас чакрой. У нее шестнадцать лепестков, она считается центром высшего интеллекта (буддхи). На ее уровне проявляется сила Шакти Шивы. С ней связывается возможность высших форм познания, дающих целостное восприятие мира, не требующих, как мы делаем обычно, дробления на элементы и связи между ними. Такое восприятие характерно для высших уровней творческой активности человека.

(11) Нирвана (Калачакра)

Это самая высшая чакра из тех, что находятся в теле человека. Она также относится к системе Аджны. На уровне Нирвана чакры оканчивается центральная нади - Сушумна, дальше энергия движется уже вне физического тела человека, а связь со следующей внечерепной чакрой - Гуру осуществляется с помощью специальной силы Висарга.

С Нирвана чакрой связываются высшие формы концентрации, ведущие к растворению личностного " я" и превращению сознания в сверхсознание.

(12) Гуру

Гуру чакра находится над черепом и относится к системе Сахасрары, является ее нижней частью. У нее 12 лепестков.

Концентрация на Гуру чакре открывает путь к Самадхи - высшей форме интеграции с божественными планами реальности.

1.4. Система чакр в тибетской тантре

Тонкое тело и все его образования представляют собой чрезвычайно сложный объект. Естественно, каждая традиция описывает его как бы с разных точек зрения, и ни одна полностью, что, по-видимому, и невозможно. Поэтому разные системы представлений о чакрах и тонкоматериальных каналах как бы дополняют друг друга, позволяют глубже проникнуть в суть дела.

В этом отношении тибетская традиция представляет особый интерес. В силу географического положения и ряда других факторов в течение многих столетий Тибет был практически изолирован от окружающего мира. Поэтому там сохранились древнейшие знания, проникшие туда из Индии в первом тысячелетии, и во многом утраченные в самой Индии. Они были дополнены древнейшими эзотерическими представлениями самих тибетцев и в таком виде стали основой одной из глубочайших религиозных и магических традиций нашей планеты. Это и знаменитая тибетская медицина, и разнообразные чудеса, демонстрируемые тибетскими монахами, и высочайшая религиозная практика. И одной из основ всего этого являются тибетские представления о жизненной энергии и образованиях тонкого тела. В частности, на них же основана знаменитая практика пробуждения внутреннего огня Ту-мо, создающая предпосылки для просветления и развивающая такие сверхспособности, как невосприимчивость к жару и холоду, левитация и т. д..

Основой тибетской психоэнергетики является представление о ветрах и красных и белых каплях. Ветры являются силовыми полями, энергиями, пробуждающими движение, противодействующими хаосу. Они могут рассматриваться как аналог праны или негаэнтропии. Именно движение ветров по образованиям тонкого тела (каналам и чакрам) служит основой любого изменения, развития. Белые и красные капли являются субстанциями (плотными и тонкими), зародышами любой структуры, в том числе и вещества. Красные капли наиболее тесно связаны с кровью, энергией огня, они находятся в пупочном центре (чакра Манипура). Белые капли связаны с наследственной субстанцией, спермой и одновременно с высшими тонкими энергиями. Они находятся в макушечном центре (примерно соответствует Сахасраре).

Аналогом индийских чакр на Тибете являются колеса или двери (в переводе с санскрита " чакра" означает " колесо"). Термин дверь используется в связи с метафорой, согласно которой ветер (жизненная энергия) может проникнуть в центральный канал через один из этих центров так же, как человек входит в дом через дверь. Целью большинства тибетских эзотерических практик как раз и является открытие одной из дверей и проникновение ветра в центральный канал. У обычного человека ветры блуждают по системе тонкоматериальных каналов тела, возбуждая связанные с ними органы и соответствующие низменные желания, страсти (жадность, эрос, голод, самость и т.д.). И только переведение ветров в центральный канал освобождает человека от страстей и открывает его сверхспособности. Всего в тибетской традиции выделяют 10 дверей. Их расположение и примерное соответствие индийским чакрам показано на рис. 46. Особенностью является их изображение в горизонтальной плоскости. В этом смысле чакры и колеса (двери) являются разными срезами, проекциями (вертикальной и горизонтальной) одной и той же психоэнергетической системы и дополняют друг друга. Это еще раз демонстрирует многомерность природы психоэнергетических центров.

По представлениям тибетцев, центральный канал проходит посередине тела, но немного ближе к позвоночнику, пронизывая центры всех колес. Он начинается в области третьего глаза, поднимается к макушке и затем идет вниз, оканчиваясь в области промежности. Он имеет голубой цвет, а в центре становится ярко-красным, как артериальная кровь. Центральный канал также называется каналом жизни, каналом сознания, Раху. Не трудно заметить его примерное соответствие Сушумне.

Слева и справа от центрального идут два канала, соответствующие Иде и Пингале индусов. Правый канал имеет красный цвет, левый - белый. Они начинаются в соответствующих ноздрях и заканчиваются в промежности, вдоль тела идут параллельно центральному каналу, образуя в четырех точках узлы вокруг него. Примерно от области пупка, левый канал слегка отходит от центрального, опять возвращаясь к нему внизу, и оканчивается в области половых органов. Таким же образом проходит и правый канал, заканчиваясь в области ануса.

Как видно из схемы на рис. 46, узлы образованы в четырех колесах: пупочный центр (Манипура), сердечный центр (Анахата), горловой центр (Вишудха) и макушечный центр. В трех центрах они образуют одинарный узел, и только в сердечном - тройной, именно поэтому сердечному центру придается особое значение. Образуя узел, и левый, и правый каналы сначала огибают центральный спереди.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал