Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Станислав Ежи Лем 14 страница
Зато в доме у каждой тибетки было по нескольку мужей. Ведь здесь издревле существует обычай брать в дом только одну женщину на всех мужчин. Старший брат женится, и жена автоматически становится таковой и для всех его братьев, независимо от возраста (все подрастут постепенно...)! Потому, естественно, и дети общие. Кто ж разберет, какой — от кого?
А теперь названный указ совсем отменили, и женский пол наверстывает упущенное. Но тибетцы мало обращают внимания на «выверты женского тела. Мужики понимают: оно бренно, именно потому торопятся иногда пожить с форсом. Вот ПО-чему многие тибетские женщины очень любят наряжаться, благо дешевого серебра и драгоценных камней у местных ремесленников предостаточно. Как правило, на поясе у каждой из них имеется изящная кована серебряная пряжка огромных размеров: она полностью закрывает весь живот и весит несколько килограммов! В волосы они вплетают нити с десятками огромных кораллов, опалов и сердолика, именуемого здесь «ячьим глазом». Но особенно они любят бирюзу — лучший талисман для улаживания сердечных дел. Любите бирюзу? Замечательно! Только учтите, что, по древним поверьям, в этот камень превращаются кости людей, правда, умерших от любви! Не побоюсь ошибиться, но на каждой тибетской женщине постоянно (!) надето не менее 5 кг украшений из серебра и огромных кусков бирюзы! Именно постоянно; мы видели это даже на женщинах, таскающих камни на строительстве дорог! И делают они это вовсе но от страха, что муж может не пустить за порог. Нравы тибеток весьма легкомысленны, и многочисленных мужей своих они не боятся. «Вот это эмансипация - так эмансипация!» — вздохнут теперь уже с облегчением читательницы.
«Бордель, он и в Тибете бордель!» — проворчат небось читатели. Кроме уже перечисленных украшений, местные дамы могут приобрести себе нагрудные киоты для хранения амулетов гау, браслеты на запястья из белой раковины дунко, разные кольца, серьги и броши. А уж тканей тут всяческих — сколько душе угодно. Однако постоянно женщины здесь ходят только в черной суконной одежде, укршая ее цветными полосатыми фартуками-передниками, называемыми банде. Учтите, что туристам, как и паломникам, вовсе не возбраняется останавливаться у лавок и вести торг, а он проходит у местных всегда отчаянно и по узаконенным веками правилам. Главное из них: «Не обманешь — не продашь, не надуешь — и не купишь». Продавец сразу завышает цену товара в три — пять раз и упоенно расхваливает его качество, поочередно призывая в свидетели всех святых, которых он знает. Покупатель сбивает эту цену в десять раз и ищет в товаре изъяны. Минут десять идет отчаянный торг, с привлечением соседей со стороны продавца и других паломников — со стороны покупателя. Цены взаимно сближаются, и вот сделка завершена. После получения товара покупатель просит сделать ему «добавку» (если куплен продукт питания) или какой-нибудь мелкий подарок. Получив его, он просит повторить гешефт, и так три раза. Если продавец
вдруг откажется, сделка вообще может прерваться. Но и это еще не все. Продавец должен сделать заговор на проданный товар: пожелать, чтобы он служил долго и принес счастье покупателю. Вот такое здесь обслуживание...
В общем, прогулка по этой улице станет для вас своего рода посещением этнографического музея под открытым небом. Истинных паломников можно сразу узнать в толпе. Они проделали длинный путь в Лхасу не для того, чтобы шляться по лавкам. По одеждам этих людей можно узнать, из какого региона Тибета они прибыли и насколько трудной была их дорога. Крестьяне, пастухи, монахи — они сосредоточенно отмеривают десятки кругов по улице вокруг храма, не переставая крутить в руках молитвенные барабанчики. Многие ползут «как гусеницы», обходя юродивых и нищих, во множестве сидящих прямо посередине мостовой. В толпе немало инвалидов, спотыкающихся на костылях; некоторых больных несут на носилках. Все они пришли к священному храму Джоканг, надеясь на исцеление. Закончив кору Баркхор, паломники направляются в священный Джоканг. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна. Когда царь Сонгтсен Гампо стал укоренить буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды. Легенда говорила, что, когда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям свое изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог сделать промеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения. По ним из священного состава семи металлов были отлиты четыре прижизненные статуи. Одна затем попала в Непал, другая — в Китай, а две Оыли сокрыты в ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданое священные статуи Будды, мудрый Сонтгсен Гампо решил жениться на непальской и танской царевнах. Царевна Венчинг, которая привезла статую Будды Шакьямуни, решила построить для нее специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магия показала ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы-синмо. Три холма Лхасы: марбори, Чакпори и Бонпари — это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было ее сердце, залитое кровью. Венчинг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козел наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера. На этом месте в 653 г. н. э. и был воздвигнут храм Джоканг (Храм чудесного сияния) куда поместили священную статую Будды. Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа под плоской крышей. Войдя в него, вы попадаете в небольшой темный внутренний зал-дворик. Решетчатая перегородка отделяет его от стены, образуя коридор — Чилхордин. Это ритуальное сердце Джоканга. По нему все вошедшие в храм доджны пройти по часовой стрелке третью священную кору Лхасы, называемую Нангкхор. Паломники поочередно входят туда, чтобы выполнить простирания, оставить дары и поддержать подношениями масла непрырывный огонь в лампадах. Перед входом в главное святилище, где находите знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят две коло кола, в которые надо ударить, сообщая о своем визите. Следуя в общем потоке паломников, вы с благоговев нием войдете в темное помещение и тут же всем телом ощутите необычайную энергетику, наполняющую его пространство. Нет, ничто не давит, несмотря на низкий почерневший потолок, поддерживаемый растрескавшимися деревянными колоннами. Просто голова вдруг становится ясной и светлой, а тело легким и помолодевшим. Двигаясь по кругу, подходите ближе к священной статуе.
Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого поддерживают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашку нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове ее — тяжелый венец из кованого золота, обильно покрытый драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными четками. На плечи накинута шелковая желтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков. Натуральная одежда и световые блики от лампад создают ощущение, что Будда — живой. Словно он сидит в глубокой медитации, слегка полузакрыв веки и легонько покачиваясь... Бессвязные молитвы десятков тихих голосов звучат вокруг вас монотонным всепроникающим гулом. Эти люди пришли сюда, чтобы помолиться подле просветленного Учителя — идеала всей их жизни... Перед статуей на нескольких полках-ступенях стопі множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди богаче — деньги разных стран, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Тихими, незаметными тенями скользят монахи в темно-гранатовых одеяниях, меняющие заполненные чаши на пустые и дозволяющие особо щедрым посетителям подняться по ступеням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшинчиков, стоящих подле статуи. Выйдя во двор, поднимитесь по лестнице на второй этаж. Там находятся покои далай-ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположен множество святилищ самых разнообразных святых паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо. Она считаете покровительницей семейного очага, а потому чествуется жителями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Немудрено, что вокруг ЭТИХ подаяний бегают десятки длиннохвостых тибетских мышей, которые устроили себе гнезда прямо в складках одеяния статуи. А теперь внимание тех, кто любит лечиться от всего и всяческими способами! Перед статуей находится большой серебряный поднос, на котором рядами лежат трупики дохлых мышек. Оказывается, они считаются священными и продаются гостям за довольно умеренную цену. Желающих прикупить пару-другую — довольно много. Тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джоканга полезно при многих заболеваниях. Оно даже вывозится за границу! Сам не пробовал, но по заказу покупал. Кстати, не сочтите за байки, но груды золота и драгоценных камней, находящихся в храме буквально на расстоянии вытянутой руки, охраняют не только
специальные монахи-геики, но и особые коты! С давних времен монахи дрессируют для этих целей Сиамских кошек. Черные и бесшумные, они как ночные тени скользят по алтарю храма, не выпуская из своих голубых глаз охраняемые объекты. И если кто- то рискнет взять драгоценности, кошка стрелой вылетает из мрака и впивается в руку вора. А еще пара других бросается ему на шею. Когти у этой породы в два раза длиннее обычных, да и зубы... Можете себе Представить вопли воришки. А тут и монахи-геики Подоспеют.
С нашими щипачами, думаю, и тигры не справятся... Загулялись мы с вами по удивительной Лхасе, даже не заметив, как наступил полуденный зной. Давайтека спрячемся от него в дивных беседках чудесного дворца Норбулинг (Парк сокровищ), построенного в XVIII в. в качестве летней резиденции далай-лам. Его прекрасные дворцы, окруженные живительными озерами, — лучшее место для отдыха после суетного дня. А закат нам будет лучше всего встретить на берегах «хера Лхамо Лацо, расположенного неподалеку от Лхасы. Считается, что каждый, кто там медитировал, обретал дар ясновидения. Озеро открывало ему будущее, отражая его картины в своих спокойных водах.Именно таким путем монахи всегда определяли детей — перерожденцев далай-лам и панчен-лам. Помечтаем над волшебным озером: вдруг в одне из бесчисленных будущих жизней кто-то из нас попадет в их число?
Один день жизни человека, видевишего свою бессмертную стезю, лучше столетнего существования того, кто не познал ее. Будда Шакьяму В мире нет ничего масштабнее и грандиознее, чем природа Азии. Такой мощи и необъятного величия во всем не найти более нигде на Земле. Но то, что лежит в самом центре этого континента, не может не потрясать воображение. Тибетское плато — огромный столовидный каменный массив, поднятый самой планетой на страшную высоту — 4, 5 км. Этот гигантский пьедестал по границам своим окружен кольцом самых высоких и могучих в мире Гималайских гор и хребтами Куньлуня. Свыше пятидесяти грозных пиков высотой более 7000 м и одиннадцать из четырнадцати существующих восьмитысячников планеты вонзаются вокруг него в низкое небо. Словно сказочные великаны
, стерегут они труднодоступный мир заоблачного нагорья. Эта Крыша мира, как называют еще Тибет, протянулась на 1000 км с юга на север и на 2000 км с запада на восток в форме гигантского эллипса-блюдца. Здесь Нее самое выдающееся на Земле: самая большая в мире бездорожная высокогорная каменная равнина, с продуваемыми всеми ветрами дикими пустынями, самая Высокая гора — Эверест, самое высокогорное озеро — Нам-Цо, самая высокогорная река — Ярлунг Цангпо, самая высокогорная столица — Лхаса, самые древние из существующих религий — бон-по и буддизм, сказочные озера с мертвой и живой водой и, наконец, жемчужина планеты — самое высокогорное святилище в мире, загадочная и мистическая гора Кайлас. Словно сверкающий зрачок, направленный в просторы Вселенной, одиноко возвышается она над гигантским каменным глазом Земли, устремленным к Создателю... Рассказ о Кайласе Действительно, другой такой горы нет нигде на планете. Во-первых, ее форма совершенно необычна: это правильная четырехгранная пирамида, стены-стороны которой ориентированы по сторонам света, а верхушки издали закруглена в виде яйца или оливы. Гора будто сидит в центре раскрытого бутона восьмилепесткового лотоса, образованного окружающими ее причудливо
изогнутыми гладкими скалами фиолетово цвета. Тело Кайласа сложено из тринадцати горизонтальных ступенчатых слоев, каждый из которых в свою очередь делится на сотни более мелких и чем-то напоминает мексиканские пирамиды. Неслучайно многие считают ее творением предков человечества. Конусообразная вершина горы покрыта шапкой вечного льда и блестит, как огромный кристалл, инкрустированный нефритом. Южная стена ее, или лицо, как принято здесь говорить, целиком прорезана сверху вниз ровной прямой трещиной-расщелиной, идущей точно по его середине. Слоистые террасы образуют на стенах трещины гигантскую каменную лестницу, идущую от основания Кайласа к самой вершине. На закате эта трещина и тени каменных террас образуют на поверхности южного лица изображение гигантской свастики-солнцеворота. Этот древнейший символ духовной Силы виден каждому на десятки километров окрест! Точно такую же свастику имеет вид горы сверху. Она образуется гранями мистической горы и руслами истоков четырех великих рек Азии, берущих начало с ледниковой шапки Кайласа: Инд — с севера, Карнали (приток Ганги) — с юга, Сатледж — с запада и Брахмапутра — с востока. Никто не знает истинной высоты этой загадочной горы. Проводимые замеры показывают, что она ежегодно перемещается вверх-вниз на несколько десятков метров, что видно по данным карт и справочников.
Кайлас как будто дышит вокруг средней высоты, составляющей 6666 метров! В обиходе принято считать гри шестерки «числом Зверя», но это не совсем так. В библейском Апокалипсисе говорится, что это и число человека. А в эзотерических учениях число 666 является выражением Высшего творческого начала космоса и символизирует силу Божественного Разума. Четыре же шестерки означают Абсолют. Загадки облика тела Кайласа и невероятные явления, происходящие в его окрестностях, сделали таинственную гору главным местом паломничества в Азии и священным центром для четырех ее религий. Так, тибетские буддисты называют Кайлас — Канг Ринпоче (Драгоценный Божественный камень) и считают его «пупом мира», подобием гигантского каменного жернова, незримая рукоятка которого уходит в небо. Божественные силы вращают эту рукоятку, колебля и наклоняя священную гору. От этого водный поток, приходящий с небес и несущий жизнь всему живому, выплескивается в четыре реки, несущие жизнь во все стороны света. Охраняется гора гневным проявлением Будды Ша- кьямуни, по имени Дамчог, который сидит на ней в неприступной крепости, вместе с супругой Дордже Пакмо. Индусы считают Кайлас земным олицетворением мифологической горы Меру — космологического центра Вселенной. В древних текстах эта гора описывается как фантастическая «мировая колонна» высотой в 84 ООО миль, покрытая золотом и драгоценными камнями, вокруг которой и крутится все мироздание — от самого низа (ада) до самых небес. На вершине сидит хозяин Кайласа, разрушитель и преобразователь мира — Господь Шива со своей женой Парвати. Видимое же проявление горы — это фаллос могучего Шивы. Последователи индийской религии джайнов поклоняются горе Кайлас как месту, где наступило духовное прозрение их первого пророка — Махавиры, познавшего пустоту и иллюзорность явленного мира. Буддизм пришел в Тибет из Индии. Коренной же религией этих мест некоторые считают бон-по, которой уже более 9000 лет. Создатель его, Тонпа Шен-раб, спустился с неба на гору Кайлас и основал Шамг-Шунг — духовный центр древнейшей империи Бон. Древние духовные тексты бон называют гору Кайлас — Юнгдрунг Гутсек (Девятиэтажная гора-свастика) и считают ее космическим позвоночным столбом, соединяющим между собой все три существующих мира: небесный, земной и подземный. Но этот осевой столб недоступен видению простого человека. Более того, ни один обычный человек никогда не сможет подняться на священный Кайлас и узнать тайну связи нашей планеты с Космическим Разумом. Высшее счастье для пилигрима — встретить естественную смерть на священной горе, обретя просветление. Но сделать это не так просто. Подъем к вершине, остающейся непокоренной, категорически запрещен, поэтому паломники совершают ритуальный круговой обход горы — кору. Такое движение приравнивается к молитве и символизирует причастность верующего к круговороту времени и судьбы, поклонение его великой Калачакре. Верующие знают, что если обойти эту гору один раз, то получишь отпущение всех грехов; 13 раз — не попадешь в ад в течение целых пятисот последующих перерождений. А если совершить ритуальную кору вокруг Кайласа 108 раз, то вырвешься из круга сансары, из цепи постоянных перерождений, и попадешь на следующий уровень развития — достигнешь просветления Будды. Известна паломникам и еще одна тайна Кайласа — усиление его магических сил в день рождения горы. Днем рождения Кайласа считается год Водяной Лошади, повторяющийся один раз в 60 астрономических лет. В это время таинственные силы горы усиливаются в 13 раз! И проделанная в такой год ритуальная кора, естественно, засчитывается сразу за 13, со многими вытекающими отсюда последствиями... Очередным таким годом был 2002 год!
Мы исследовали феномен Кайласа с 1998 года и ко- нечно же не могли пропустить такое уникальное событие. Очередная экспедиция в Тибет должна была стать совершенно необычной.
Паломичество к горе Кайлас считается самым труд- ным. Огромные расстояния требуют не менее пяти дней пути по Тибету, даже на машинах. Продуваемые ледяными ветрами полуразбитые грузовики, разрисо- ванные свастиками и до отказа набитые паломниками, тянутся к горе по бездорожью с трех сторон: с запада — через Кашгар от Каракорума, с юга — через Гималаи из Непала, с востока — из Лхасы. Запыленные худые лица замотаны платками, тела закутаны рваными одеялами, в тощих мешках скудная еда и вода. Те, у кого нет денег, идут пешком 1500—2000 км на высотах от 4 до 5 км. Ни еды, ни оборудованного ночлега нет. Длинная суровая зима здесь сменяется холодным дождливым летом. На высокогорных перевалах круглый год идет снег. Горная болезнь косит без разбору всех, даже местное население. Редкие пастухи-кочевники готовы спустить на встречного сторожевых собак, а бандиты отбирают даже ветхую одежду. Но ничто не может остановить истинных паломников. - это понятно. А с какой целью вы в такие суровые края ездите?»
Да в том-то и дело, что места эти — совершенно особые и важные для всех людей планеты! Но не будем забегать вперед. Обо всем по порядку... Как всегда, Кайлас появился перед нами внезапно, па фоне широкого ровного плоскогорья и двух ближайших озер: Маносаровар и Ракшас-Тал. Открытая нсем ветрам маленькая грязная деревушка Дарчен (4560 м), лежащая у подножия горы, является воротами для коры. Десяток глинобитных домиков с плоскими крышами окружены огромным палаточным лагерем паломников. Черные палатки из ячьей шерсти и белые палатки из овечьей — очень тонкие и плохо защищают пилигримов от пронизывающего ветра и стужи. Около тысячи человек находятся здесь одновременно. Разноязычный говор, вопли животных, назойливые крики продавцов всякого барахла, лай своры собак, липкие руки попрошаек, кучи мусора, битого стекла и отходов вокруг... Быт никогда не интересовал буддистов. Они не хотят жить в более комфортных условиях здесь, на Земле, в образе человека. Вырваться из сансары — вот то, ради чего они проделали свой тяжелейший путь к священной горе. Об этом просят и молитвы, написанные на тысячах цветных флажков, унизывающих тросы, натянутые над ущельем у подножия Кайласа. Ветер треплет десятки разноцветных гирлянд и уносит с них слова молитв к вершине святыни. Из этого ущелья начинается запретная внутренняя кора, ведущая к подножию таинственной трещины-лестницы на южном лице Кайласа. Но совершить ее может лишь тот, кто уже выполнил 13 внешних кор вокруг горы. Иначе — смерть и новое перерождение. Нынешний год, как я уже говорил, дает это право уже после однократного обхода. И втайне каждый из нас надеется, что судьба и Высшие Силы позволят ему совершить обе коры и приоткрыть тайны священного Кайласа. Внешняя кора, протяженностью 55 км, идет на высотах 5000—5700 м, через несколько заснеженных перевалов и бурных потоков рек, срывающихся с ледников Кайласа. Паломники проходят ее за одни сутки, успевая отдать дань всем святым местам и не погибнуть от холода и голода раньше срока. Некоторые повторяют ее ежедневно в течение месяца. А истинные фанатики веры выполняют кору ползком... 55 км по высокогорью, через заснеженные перевалы?» Фактически да. Хотя этот тибетский способ выгля- дит довольно своеобразно. Человек в брезентовом фартуке и рукавицах подни мает сомкнутые руки над головой, затем касается ими лба и сердца, а далее простирается ниц, вытянув руки перед собой. Незримо отметив на земле кончики пальцев, он встает и делает три шага до этой отметки. Затем снова ложится, и все повторяется изначально...
Чтобы подобно гусенице обползти священную гору, требуется 3—4 недели. И это не так уж и много по местным меркам. По дороге к Кайласу мы не раз видели паломников, которые «ползли» к нему таким образом весь путь от самого дома. Даже из Индии, Непала и Бутана, преодолевая гималайские хребты! На это может уйти вся их жизнь... Ранним майским утром наша группа присоединилась к веренице паломников, вышедших из палаточного лагеря на маршрут коры: мужчины и женщины разного возраста, дети, здоровые и инвалиды, бедные и не очень. У каждого здесь свои правила. Буддисты идут, крутя в руках свои неизменные молитвенные барабанчики, в которых находится туго скрученный рулон со священными текстами. Считается, что при вращении барабанчика молитва сама уходит прямиком в небо от любого неграмотного тибетца. Джайны несут па запястьях маленькие холщовые мешочки с четками. Индуисты выделяются своими яркими оранжевыми покрывалами. Все серьезно и сосредоточенно бормочут мантры. Морозный воздух далеко разносит гул голосов и шорох осыпающихся камней... Слева на горизонте ослепительно сверкают гималайские вершины, а справа тянутся высокие стены лотосообразных скал, окружающих Кайлас. Под ногами обычный серый тибетский гравий, но он не осыпался
со стен — громадных, плотных, наподобие экранов, обращенных к тропе коры плоской стороной и как исполинские ширмы закрывающих священную гору, будто Дюймовочку. К ней же они обращены вогнутой покатой стороной, заполненной у основания искрящимися ледниками. Скалы эти фиолето-розового цвета и настолько гладкие, что даже блестят в лучах восходящего солнца. Скалы-лепестки скоро расступаются, и нам во всей красе открываются южное, «сапфировое» лицо Кайласа и священная лестница, уходящая к его вершине. Буддистская легенда гласит, что образовалась эта трещина на горе еще в те далекие годы, когда учение Будды завоевывало Тибет и его народ. Великий отшельник, маг и поэт Миларепа своими стихами, проповедями и волшебством постоянно боролся со жрецами религии бон. Он поспорил с Наро Бончунгом — кто быстрее заберется на вершину Кайласа? Рано утром жрец захватил с собой большой ритуальный барабан и полез на гору. Миларепу разбудили лучи солнца, когда бонец был уже почти на месте. Поэт мгновенно взлетел по лучу на вершину и опередил соперника. В испуге тот выронил барабан, который покатился вниз и пробил в горе трещину. Так Кайлас стал принадлежать буддистам... Здесь находится первое из четырех мест поклонения священной горе. Паломники останавливаются и
начинают выкладывать на скалах пирамидки из камней. Надо сказать, что в Тибете существует несколько их видов. Пирамида из больших камней, сложенная на нершине горы, на перевале или в святом месте, назынается латза и посвящается местным божествам. Если пирамидка сложена из камней, которые паломник принес с собой, то назначение ее прежнее, а название — доче. Пирамидальные кучки из небольших камней называются обо и служат домиком для души верующего, когда та посещает святые места во время молитвы хозяина. А вот плоские камни, поставленные на ребро, зовутся чедо, и значение их весьма простое: «Я здесь был!» Многие пилигримы приносят к святым местам большие, до 10 кг весом, плоские камни, на которых они, готовясь к паломничеству, год выбивали тексты священных мантр и молитв. Страницы таких каменных книг лежат вдоль всего маршрута коры, напоминая странникам постулаты их веры. А тропа приводит нас в широкую долину, называемую Дарпоче (Большой флагшток). В этом месте ежегодно проводится один из самых главных буддистских праздников — фестиваль Сага-Дава. Он посвящен просветлению Будды Шакьямуни и проводится в полнолуние четвертого буддистского месяца. Каждый год тдесь устанавливается огромный шест, на растяжках которого крепятся тысячи цветных молитвенных флажков. На огромной каменной платформе вывеши вается большая матерчатая танка (икона) с мандалой изображением Будды. Эта платформа является важным местом поклонения. На одном из ее валунов имеется глубокий отпечаток большой стопы. Его оставил Будда Чомденде (Первый победитель), когда впервые прилетел на Кайлас со свитой из 500 архатов (святых). На скалах Кайласа есть еще два отпечатка его стопы. Все три следа составляют абсолютно правильный равносторонний треугольник. Предание гласит, что этим треугольником Будда как бы «застолбил» священ гору, когда демон Гомпо Бенг собрался было унести ее в свою страну, называемую Ланка. Фестиваль только что закончился, и о нем напоминает лишь шест-флагшток. Он будет стоять до следующего Сага-Дава. Ее останется стоять весь год вертикальным, значит, боги благоволят Тибету, если же наклонится — они сердятся, а если уж упадет — надо всем ждать беды. Ежась от пронизывающего ледяного ветра, мы с паломниками карабкаемся все дальше по скалистой тропе. Она приводит к чортену Кангни (остроконечно гробнице). Путники проходят через его своеобразны врата, которые очишают душу от грехов, и в благодарность лепят неподалеку из камней и снега свои маленькие чортены и рисуют вокруг них магические знаки — сунгпо. Тем временем, скользя по обледеневшим скалам мы приближаемся к высокой плоской скале, подле которой распростерлись десятки молящихся людей. Это место называется «Похороны на небо». В Тибете невозможно закапывать умерших. Даже в городах их, в специальных местах, расчленяют на части. Делают это ликвидаторы трупов — рагьябы. Хищные птицы, всегда дежурящие неподалеку, расклевывают останки и, улетая, как бы уносят их в небеса, поближе к богам. Стоит это недешево, особенно если траурная церемония проводится в святых местах, поэтому тела бедняков просто опускают в реку. На священной платформе подле Дарпоче расчленяют только тела монахов и лам. Вокруг него настроено множество мелких чортенов. Валяются куски одежды, обувь, клочья волос с головы. Таинство таких «похорон» проходит без свидетелей, тем более иностранцев. Отмолившись, паломники собирают останки чужой плоти, берут горсти песка, пропитанного кровью. Ведь все это считается надежными амулетами от несчастий... На противоположной стене ущелья на высоте 4820 м к скалам прилепился монастырь Чуку-Гомпа. Он построен в XIII в. буддистской сектой (школой) Кагъю- по. Культурная революция Китая разрушила все монастыри Кайласа, и этот был восстановлен первым. Перебираемся по бревнам на другой берег реки и около часа отчаянно карабкаемся вверх по скалам к монастырю. В его молельном зале осматриваем еще одну святыню: стеклянный ящик с самопроизвольно появившейся беломраморной статуей сидящего Будды Чуку Опам (Будда безграничного света). Здесь же храните инкрустированная серебром большая раковина-дунгар. Когда-то Миларепа велел индийскому йогу по имени Нагора достать ее со дна озера Маносарова. Медитация под звуки, издаваемые этой раковины переносит душу в мир духов Кайласа. Рядом висит большой медный котел для чая, в котором без огня всегда кипит вода. В XVII в. армия Непала напала на Тибет и забрала все три волшебные реликвии. Тогда местные духи сделали статую такой тяжелой, что солдаты не смогли перенести ее через реку и оставили на берегу. Чай в котле превратился в кровь. Раковина стала издавать звуки, от которых лопались барабанные перепонки. Непальцы в панике бежали, а святыни тут же сами перелетели обратно в монастырь. Внутри монастыря находятся две почитаемые пещеры. В одной из них составлял свои религиозные тексты великий Гуру Падмасабхава, а в другой — писал гимны и медитировал Миларепа. Сам монастырь окружен множеством пещер-тапуг, в которых живут отшельники. И немудрено: отсюда открывается фантастический вид на Кайлас! Находим брошеную пещеру и устраиваемся на ночлег....
|