Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор инструментов торговой политики и механизмов их применения.






Торговая политика только отчасти может быть представлена как политика непосредственно направленная на внешнюю торговлю или на деятельность компаний занятых во внешнеэкономической деятельности. Необходимо помнить, что наши торговые партнеры имеют возможности для применения аналогичных инструментов торговой политики, а также об опосредованном влиянии третьих стран в связи с высокой степенью глобализации и их регулирования на конкурентоспособность и издержки в отдельных отраслях. Но, очевидно, что на сегодняшний день фундамент, на котором строиться вся система регулировании в области торговой политики и взаимоотношении с партнерами – это международная институциональная база, ключевым элементом которой является ВТО. Соглашения Уругвайского раунда формируют достаточно жестко регламентированные механизмы и масштабы применения инструментов торговой политики.

Остановимся кратко на описании ключевых элементов торгового режима формируемого Соглашениями ВТО в отношении торговли товарами и возможностях применения конкретных инструментов. Соглашения ВТО устанавливают достаточно строгие правила их использования для стран-членов.

В качестве иллюстрации остановимся на ограничениях и правилах регулирования торговли товарами в двух таких важнейших сферах как таможенно-тарифное регулирование и антидемпинговое регулирование.

Опыт стран-членов ВТО говорит о том, что таможенный тариф был и остается одним из основных инструментов внешнеторговой политики, одна из важнейших функций которого – защита национального рынка.

Таможенные тарифы и уровень пошлин является предметом многосторонних международных переговоров. Поэтому реально действующие тарифы являются результатом уторговывания взаимных уступок в ходе таких переговоров.

«Связывание» импортного тарифа на согласованном уровне – обязательное условие присоединения к ВТО. Все основные торговые партнеры России также «связали» своей импортный тариф.

Связывание таможенных пошлин - принятие обязательств по максимальному уровню пошлин.

“Связанные” ставки пошлин (bound rates) - это максимальные ставки пошлин, которые участник соглашений имеет право применять в рамках своих обязательств.

Применяемая ставка тарифа - ставки пошлин, которые фактически применяются. Применяемые ставки пошлин ниже или равны связанным ставкам пошлин. На практике многие государства применяют более низкие ставки пошлин, чем это возможно в рамках обязательств.

 

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ 47. Основными инструментами либерализации тарифных барьеров были, во-первых, обязательства участников по связыванию тарифных ставок, во-вторых, механизм регулярных многосторонних переговоров (так называемые “раунды” переговоров ГАТТ), которые всегда включали вопросы согласованных обязательств по снижению тарифных барьеров. В результате этих переговоров и принятых в их ходе обязательствах по снижению и связыванию импортных таможенных тарифов средний уровень импортных тарифов в промышленно развитых странах-членах ГАТТ за время деятельности соглашений снизился более, чем в 4 раза - с примерно 40% в конце 40-х годов до 8-10% к началу переговоров Уругвайского раунда (1988 г.), в том числе на промышленные изделия до 6-7%.

В целом согласованные снижения тарифов привели к увеличению доли импорта, который облагается более низкими ставками или вообще пользуется беспошлинным режимом. В то же время сохранилась проблема применения высоких (пиковых) ставок по отношению к наиболее чувствительным товарам. Особенно это характерно для сельскохозяйственных товаров. Несмотря на значительные усилия по либерализации сельскохозяйственной торговли, уровень тарифных барьеров в данном секторе остается высоким и в некоторых случаях условия его преодоления становятся даже более жесткими.

На протяжении восьми последовательных раундов переговоров в рамках ГАТТ занявших в общей сложности более 30 лет, средний уровень таможенного тарифа существенно понизился. Однако его протекционистская роль в большинстве стран сохранилась.

Большая часть тарифных позиций в развитых и странах с переходной экономикой является связанной (95% от общего числа). Тогда как ситуация в развивающихся странах не так однозначна: многие страны азиатского региона оставили значительную часть тарифа не связанным, например в Шри-Ланке связно лишь 10% позиций, в Индии, Филиппинах, Малайзии 60%. В Китае также значительная доля тарифа осталась не связанной, однако реальные применяемые ставки по этим позициям равны нулю. Габон является единственной африканской странной связавшей более половины своих тарифных позиций.

Рассматривая величину среднего арифметического уровня связывания тарифа обращает на себя внимания значительное его колебание даже в группе развитых стран (1, 8% - в Швейцарии и 14, 2 в Австралии. Среди «четверки» (Япония, США, ЕС, Канада) Япония имеет наименьший средний уровень связывания – 3, 5%, в то время как Канада наибольший – 5, 2%. В странах восточной Европы этот уровень колеблется от 4, 3% (в Чехии) до 30, 1% (в Румынии).

Более 10% всех тарифных ставок так называемой четверки (США, ЕС, Канада, Япония), а это примерно 4000 тарифных позиций превышают 12%. Пятая часть пиковых ставок (превышающих 30%) приходится на США, одна треть – на Японию, четверть – на ЕС, и примерно седьмая часть – на Канаду.

Не менее высок уровень таможенного обложения и в развивающихся государствах. Средний уровень связывания колеблется от 0% (Гонконг) до 60% (Индия), но в целом значительно выше чем в развитых странах и в 2 и более раз превышает средний уровень таможенного обложения в России (Аргентина – 31%, Бразилия – 27%, Чили – 25%, Мексика 34%, Турция 22, Таиланд – 28%, Филиппины – 22%, Венесуэла – 30%).

Важной особенностью процесса общего снижения ставок является сохранение довольно высоких пиковых ставок, особенно на сельскохозяйственные продукты. В целом же масштабы снижения различаются между секторами очень существенно - от 5-6% до 50-60%.

Наиболее высокие тарифные ставки чаще всего применяются к сельскохозяйственным товарам. Такая ситуация была характерна как до тарификации импортных барьеров на сельскохозяйственные товары в рамках соглашения по сельскохозяйственным товарам ВТО, так и после тарификации, которая привела к возникновению еще большего разрыва между ставками импортных тарифов на сельскохозяйственные и промышленные товары.

Уровень тарифных барьеров для промышленных изделий заметно ниже, существенно меньше и абсолютный размер колебаний уровня ставок. Среди промышленных изделий наиболее высокие ставки чаще всего применяются к текстильным товарам, одежде и обуви. Ставки пошлин на продукцию отраслей, связанных с новейшими технологиями и машины и оборудование, как правило, невысокие.

Для стран с переходной экономикой характерны высокие уровни тарифа на средства транспорта (что также относится и к ряду азиатских стран – Индонезия, Корея, Таиланд). Африканские страны имеют особенностью высокие уровни связывания на текстиль, одежду, обувь, рыбу.

Что касается металлургии то для развитых стран уровень связывания (0, 9 – 6, 8%) ниже чем средний уровень связывания по всему тарифу и ниже чем уровень связывания в металлургии в развивающихся странах и несколько ниже чем в странах с переходной экономикой. В развивающихся странах уровень связывания в металлургии значительно выше чем в развитых и составляет от 14% - в Зимбабве до 68% - в Индии.

Таким образом обращает внимание тот факт, что металлургия является значительно более защищенной отраслью в развивающихся странах чем в развитых.

Приведенные данные свидетельствуют, что таможенный тариф сохранил свою протекционистскую роль в современных условиях и остается первой линией торгово-политической обороны любой страны, в том числе и в металлургии.

В условиях связывания уровня таможенного тарифа в странах членах ВТО использование селективных мер защиты таких как антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры является, по сути, наиболее эффективным «законным» методом противодействия, прежде всего, недобросовестной иностранной конкуренции и защиты интересов национальных предприятий. Порядок и процедура применения данных мер строго регламентированы соглашениями ВТО. Среди отмеченных мер защиты ведущую роль в практике ограничения доступа иностранных товаров заняли антидемпинговые меры.

Антидемпинговые пошлины можно определить как дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они поступают на рынок импортирующей страны по ценам ниже чем на рынке экспортирующей страны, и причиняют материальный ущерб отечественному производству аналогичных товаров.

С 1995 года, после вступления в силу Антидемпингового соглашения ВТО, 71 страна-член Организации приняла соответствующее законодательство и инициировала почти 3000 антидемпинговых расследований.

Большинство данных расследований было инициировано развивающимися странами и странами с переходной экономикой для защиты национального производства от импорта дешевой продукции.

В период с 1 января 2005 года до 30 июня 2006 года члены ВТО начали 288 антидемпинговых расследований (следует отметить что ежегодное число расследований постепенно сокращается начиная с 2002 года). Самыми активными инициаторами за указанный период были: Индия (48 раз), ЕС (42), Китай (27), ЮАР (25), Турция (17), Австралия (16).

За тот же период основными «жертвами» антидемпинговых расследований стали: Китай (против его товаров расследования инициировались 88 раз), Тайвань (19), Малайзия, Таиланд, США (по 18 раз), Индия (17), Индонезия (16), Корея (16), Япония (11).

За период с 1995 по 2006 год наибольшее число расследований приходится на продукцию металлургии (844 случая) и их доля в общем количество инициированных расследований составляет 29%.

Аналогичная ситуация наблюдается и в первом полугодии 2006 года: на металлопродукцию (чугун, сталь, алюминий) пришлось 19 расследований (22%). На втором месте продукция химической промышленности, далее следуют пластмассы(23).

Большую часть расследований в отношении продукции металлургии инициировали США и ЕС (25% и 16% соответственно). Из 54 расследований - 23 Индия инициировала против продукции химической промышленности, 19 – против продукции металлургии. Таиланд все 14 расследований начал против металлопродукции.

За 1-ое полугодие 2002 года страны члены ВТО ввели 71 антидемпинговую меру против продукции из 38 стран. На Индию, Китай и Турцию в 1-ом полугодии 2006 года пришлось 34 пошлины (48% от общего числа).

Продукция китайской промышленности стала объектом введения максимального количества антидемпинговых пошлин – 15 по сравнению с 20 за аналогичный период 2005 года. Далее следует Индия (6), Корея (6), США (5), Бразилия (5).

Как и в случае с началом расследований, отраслью, продукция которой была обложена наибольшим количеством пошлин с 1995 года является металлургия (593 из 1875). В первом полугодии 2006 года однако продукция металлургии находится на третьем месте (7 пошлин) после пластмасс и текстиля.

Большая часть пошлин против металлопродукции была введена ЕС, США, Аргентиной, Бразилией, Чили.

Таким образом, очевидно, что с 1995 года продукция металлургии продолжает оставаться основным объектом как инициируемых антидемпинговых расследований, так и объектом введения антидемпинговых пошлин и в первую очередь со стороны США и ЕС и с некоторым отставание со стороны ряда развивающихся стран (Аргентина, Индия, Бразилия).

Немаловажную роль в защите национальных экономических интересов страны могут играть положения Соглашения о технических барьерах в торговле, которое разрешает применять жесткие стандарты ограничивающие импорт товаров на внутренний рынок, однако при условии, что они в равной степени применяются как национальным и иностранным товарами не являются неоправданным ограничением международной торговли.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал