Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поддержка экспорта металлургической продукции в России.
В ходе изучения информации в области федеральных и региональных программ поддержки в Российской Федерации не было выявлено специфических субсидий предоставляемых в отношении предприятий металлургического комплекса. Однако следует отметить ограничение возможностей для поддержки промышленности (в том числе металлургии) после вступления Российской Федерации в ВТО и необходимость соблюдать правила ВТО в отношении предоставления субсидий. Возникает необходимость более активного освоения применения инструментов поддержки промышленности, применяемых среди стран-членов ВТО и соответствующих правилам этой организации. На сегодняшний день в российской федерации действует ряд механизмов по поддержке экспорта промышленной продукции, которые могут быть использованы при экспорте ряда металлургических продуктов.
В настоящий момент система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривает использование финансовых, торгово-экономических, организационных и информационно-консультационных инструментов. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления государственных гарантий для оказания поддержки экспорту промышленной продукции и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими экспортерами. Государственные гарантии В 2007 году на предоставление государственных гарантий предусмотрено выделение средств федерального бюджета в размере 1 млрд. долларов США. В проектировках бюджета на 2008-2009 гг. предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции по 1 млрд. долларов США на каждый год. Государственные гарантии могут быть предоставлены: а) российскому экспортеру промышленной продукции; б) российскому банку-кредитору или иностранному банку-кредитору (только при условии предоставления кредитов на 8 и более лет), синдикату банков-кредиторов, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта российской промышленной продукции; в) по заимствованиям агента Правительства РФ по поддержке экспорта ЗАО «Росэксимбанк», осуществляемым для кредитования российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств на цели поддержки экспорта промышленной продукции; г) по выставленным банком-агентом банковским гарантиям по обязательствам российских экспортеров: тендерным гарантиям, гарантиям на возврат аванса, гарантиям должного исполнения обязательств. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на цели экспорта продукции. Возмещение осуществляется по факту экспорта из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее или равна ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов. Если процентная ставка по кредиту больше ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов, возмещение осуществляется исходя из расчета двух третьих ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов. При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в рублях из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату осуществления указанных затрат. При расчете максимального размера возмещения процентная ставка по привлеченному кредиту в иностранной валюте принимается равной 12 процентам годовых.
В целях информационно-консультационного обеспечения российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержки продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки Минэкономразвития России разработало информационно-поисковую систему «Экспортные возможности России». Система находится в открытом доступе в сети Интернет – www.exportsupport.ru Основные разделы системы: Российские экспортеры - многоязычная база данных, построенная на основе развернутой информационной структуры сведений о предприятиях экспортерах РФ и обладающая необходимыми поисковыми механизмами Другие разделы системы: Зарубежные представительства РФ; Запросы на экспорт; Тендеры за рубежом; Конъюнктура рынков; Выставки и ярмарки; Торговые ограничения; Региональные представительства. В рамках информационного содействия экспорту Минэкономразвития России издает на ежегодной основе иллюстрированный каталог российской экспортно-ориентированной конкурентоспособной продукции. В каталоге размещается максимально полная информация об отечественных компаниях, как уже поставляющих продукцию на экспорт, так и заинтересованных в расширении рынков сбыта для свой продукции за рубежом. Наряду с этим, в каталог входит перечень российских конкурентоспособных технологий. Каталог издается на русском и английском языках в бумажном и электронном вариантах и распространяется через систему российских загранпредставительств за рубежом. В рамках организационного содействия экспорту осуществляется организация и проведение российских экспозиций на выставках и ярмарках за рубежом. Для включения в проект перечня зарубежных выставок и ярмарок, на которых предполагается организация единых российских экспозиций с частичным финансированием из средств федерального бюджета, отбираются крупнейшие международные выставки и ярмарки, имеющие многопрофильный характер, демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, приоритетные с точки зрения продвижения на зарубежные рынки отечественных изделий, наукоемкой продукции и высоких технологий.
Анализ международной практики, соответствующей нормам ВТО позволяет выделить следующий механизмы поддержки экспорта, использование которых может быть полезно также в Российской Федерации.
1. Предоставление экспортерам услуг организационно-технического -консультационное и информационного характера 2. меры финансового характера: - финансирование экспорта и страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков; - освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость; - содействие инвестициям за рубежом путем предоставления гарантий по капиталовложениям, -участие в уставном капитале фирм с германским участием за рубежом, - субсидирование научно-исследовательских работ; -Льготное кредитование программ торгового проникновения на рынки третьих стран - Государственное содействие предприятиям в создании экспортных консорциумов (выделение ежегодных бюджетных ассигнований на их текущую оперативную деятельность). - Бюджетное субсидирование экспорта капитала 3.Оказание содействия предприятиям, принимающим участие в международных тендерах. 4.Предоставление предпринимателям услуг, связанных с хозяйственной деятельностью за рубежом. (консультации экономического, финансового и юридического характера; проведение исследований рынков и подготовка расчетов финансово-экономической целесообразности проектов; подбора партнеров по сделке; проработки вопросов создания СП; содействия в доступе к международным финансовым программам в отношении СП; определение источников и согласование вопросов предоставления местного финансирования для СП, в частности, с использованием таких форм, как лизинговые соглашения, встречная торговля и пр.); 5. содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности фирм за рубежом, деятельность торгово-промышленных центров; 6. Благоприятный налоговый режим, зоны свободной торговли. Рассмотрение ситуации с мерами поддержки экспорта в Российской Федерации и обзор инструментов, применяемых развитыми странами позволяет выделить ряд направлений развития данного торгово-политического инструмента, как то:
- расширение арсенала инструментов поддержки экспорта, как финансового так и не финансового характера; - повышение эффективности применяемых инструментов поддержки экспорта; - увеличение уровня информированности бизнеса о возможных формах государственной поддержки; - применение качественно новых форм поддержки в рамках формирования стратегии развития российской металлургии и реализации импортозамещения и повышения степени обработки продукции, например введение свободных экономических зон, зон технико-внедренческих. На основе которых как раз и можно было бы осваивать продукции более высоких переделов.
|