Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни диагностики 12 страница
Сензитивный возраст – возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др., обучения и воспитания. Сенситивность (мед.) – повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, преувеличенная совестливость. Сенсорная жажда – неистребимое стремление к получению информации. Сенсорное воспитание (от лат. sensus – чувство, ощущение) – воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания на основе развития ощущений и восприятия Сервилизм – раболепство, прислужничество, рабская угодливость. Сеть культурно-досуговых учреждений – 1) совокупность и размещение учреждений, организующих досуг различных групп населения в масштабе страны (сеть клубов, библиотек, парков культуры и отдыха, музеев, планетариев, зоопарков, выставочных залов и др.) 2) совокупность и территориальное размещение досуговых учреждений, объединенных по признаку принадлежности, общностью задач и единым руководством (сеть государственных, профсоюзных, ведомственных КДУ). Синергетика – теория самоорганизации, описывающая поведение саморазвивающейся личности, она изучает системы открытого типа, ведущим принципом существования является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой. Синергетический подход – в педагогике требует решительного отказа от функционально-режимных устремлений традиционной педагогики. Сложное, многообразное, личностно-неповторимое поведение ребёнка – не помеха учению, а необходимое его основание; в рамках данного подхода самоуправляемое развитие социальной системы предстаёт в виде системы изменений, которые организованны ею относительно становления нового качества и ведут к росту динамичности, активности социальной системы в целом и её отдельных компонентов. Система (греч. – целое, составленное из частей, соединение) – множество элементов, находившихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы; особый класс материальных, живых систем – социальные системы (от простейших социальных соединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы – понятия, гипотезы, теории, научные знания о системе и т.д. Система клубных учреждений – совокупность разнотипных, разноведомственных клубных учреждений, ограниченная рамками отдельных регионов, страны в целом (система сельских, городских клубных учреждений России, Тюменской области и т. д.) Ситуативный – обусловленный данной ситуацией. Ситуация успеха – результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребенка совпали с ожидаемыми или превзошли их. Следствием С. у. является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности ребенка. Понятие С. у. введено А. С. Белкиным – это переживание радости, успеха, то, что способен организовать учитель. Социализация (лат. socialis – общественный) – 1)процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: в сфере деятельности, в сфере общения, в сфере самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов социализации, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. с. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д., В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубления его содержания, углубление познания другого человека, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки. В процессе социализации выделяется три стадии: дотрудовая, (о хватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения), т рудовая (условные границы – период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовая. Которая относится к периоду жизни человека, совпадающему как правило, с пенсионным возрастом. На каждой стадии существуют особые институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные Объединения, группы " по интересам", внешкольные учреждения, учреждения сферы досуга и др. Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой отношений, существующих в обществе. Наличие стихийных воздействий делает актуальной в практическом плане проблему " эффектов социализации", т. е. характера и глубины этого процесса, его результативности, в частности, преодоления негативных влияний, приводящих к отклоняющемуся поведению, антиобщественным явлениям. 2) присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности. Существует определенные группы факторов С.: первая группа – это макрофакторы: космос, планета, страна, общество, государство. Макрофакторы играют реальную роль в становлении подрастающего поколения. Именно они определяют то, что " дитя человеческое" в разных углах земного шара растет и развивается по некоторым общим законам: - преемственность всех возрастных групп; - согласованность школы, семьи, учреждений дополнительного образования и других воспитательных институтов; вторую группу факторов социализации образуют мезофакторы (мезо – средний, промежуточный): тип поселения (село, город), исторические и этнокультурные условия. - гуманизация среды. - демократизация среды – установление отношений доверия, уважения, сотрудничества; - непрерывность и целостность воспитательного процесса; - открытость школы, с взаимодействие с социумом; третью группу факторов социализации личности составляют религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации, институты воспитания и семья. Социализация личности и среда. Большой интерес по вопросам социализации личности представляют работы Парсонса. Он впервые создал теорию социализации, в которой рассмотрены вопросы " вхождения" любого человека (индивида) в существующую социально-экономическую систему на основе усвоения общепринятых норм. Парсонс видит эти процессы следующим образом: в процессе общения с другими людьми человек как бы " вбирает" в себя общие ценности и начинает следовать общезначимым нормативным стандартам, причем это следование становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Усвоение ценностей происходит за счет закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам (например, отцу). Это убедительно доказывается эмпирическими исследованиями'. Процент ЛИЦ С отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или и неполных семьях - без отца. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Однако общеизвестно, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, а реализует себя и как личность, влияя в определенной степени на окружающих людей, на жизненные обстоятельства. На социализацию человека влияет множество факторов, и они не все ещё выявлены, изучены. Однако анализ литературных источников позволяет выделить факторы в следующие группы: - первая - это макрофакторы: космос, планета, страна, общество, государство. Макрофакторы играют реальную роль в становлении подрастающее о поколения. Именно они определяют то, что " дитя человеческое" в разных углах земного шара растет и развивается по некоторым общим законам; - вторую группу факторов социализации образуют мезофакторы (мезо -средний, промежуточный): тип поселения (село, город), исторические и этнокультурные условия. Проблема социализации детей в различных этнокультурных условиях исследована давно. Наиболее известны работы на эту тему И.С.Кона, М.Мид. На социализацию подрастающих поколений огромное влияние оказывает духовный склад этноса, его менталитет, который является плодом исторического развития народов. Специфичность сегодняшней ситуации характеризуется толпизмом, которому присущи некоторые общие черты: тоталитарность массового и индивидуального сознания, отчужденность от собственности и труда, социальный инфантилизм и иждивенчество (пассивная социализация подрастающих поколений); третью группу факторов социализации личности составляют религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации, институты воспитания и семья. Религиозные организации были важнейшими после семьи институтами. В молодежной среде эти процессы проявляются в том, что растет интерес к религии, и не учитывать этот факт сейчас невозможно. В советской педагогике этим же путем шел А.Т.Куракин, который среду воспитания рассматривал как объект системного исследования. Л. И. Новикова, рассматривая цепочку взаимосвязи понятий " воспитательная система - среда - управление" на современном этапе развития педагогической науки и практики, отмечает, что: 1. В цепочке " среда – система – управление" ключевой является система, причем система воспитательная. 2. Воспитательная система гетерогенна (неоднородна по составу) В ее структуру в качестве компонентов входят " древо целей"; совокупный субъект их реализации: деятельность и общение, интегрирующие субъекты; отношения, порождаемые ими; освоенная субъектом среда; управление; детерминирующее (определяющее) развитие системы. Воспитательная система – система открытая, т, е. она находится в состоянии непрерывного взаимодействия со средой. Это взаимодействие можно рассматривать как восприятие, взаимное проникновение и " интеграцию на отдельных участках". При этом " качество" взаимодействия зависит от особенностей среды типа системы и характера управления ею. Воспитательная система может быть либо гуманистической, либо формально - бюрократической в зависимости от целей и стиля управления. Гуманистические воспитательные системы одного и того же уровня похожи и не похожи друг на друга. Каждая из них имеет «собственное лицо», ярко выраженную индивидуальность. Процесс развития воспитательной системы - процесс неравномерный. В нем возможны этапы интенсивного развития, спады, периоды «тления», переходы в новое качественное состояние, деградация и даже «смерть» системы. И зависит это не только от характера окружающей среды, развития внутренней структуры самой системы. Это положение ждёт более детального изучения. Л.И. Новикова убеждена, что есть основания для введения в теорию воспитательных систем таких понятий, как ниша и стихия. Ведь стихии и ниши нужно учитывать при моделировании и построении любой воспитательной системы. Школа, учреждения дополнительного образования с гуманистической щи -питательной системой уже являются той нишей, где детям уютно и хорошо, превращаются в «тёплый дом», как говорят на Западе. Всё выше сказанное убеждает, что внутренняя и внешняя среда, освоенная гшПмльным коллективом, является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом воспитательной системы образовательного учреждения. Диалектика взаимосвязи части и целого определяет стратегию моделирования Ореды: с одной стороны, модель среды может строиться лишь как компонент Целостногообраза воспитательной системы образовательного учреждения, от целей, принципов, типа, уровня развития и других характеристик, от которых мо многом зависят проектируемые параметры среды и его элементов; с другой Стороны, при моделировании других компонентов и воспитательной системы в Целом необходимо учитывать реальные возможности внутренней и внешнейсреды. Дети, обучаясь в различных школах, по сути, развиваются, обучаются в разной среде. Оставляют след, осредняют, типизируют детей традиции школы, наличие или отсутствие воспитательной системы, атмосфера, дух школы, набор ниш и их возможности. И, поскольку все эти факторы определяются господством, наличием или отсутствием тех или иных стихий (творчества, свободомыслия, познания, уважения, совершенствования, взаимопомощи и др.), ~~ и личность выпускника школы можно узнать по признакам меченности этими стихиями, или влияния окружающей микросреды и как результат воздействия среды (через потребности, интересы, умения и ценностные ориентации), как конкретный результат работы стабильного детского коллектива. – Информационно-знаковое пространство; – Кадровый потенциал и материально-техническая инфраструктура учреждений культуры и искусства; Социальная депривация – это невыполнение обществом своих функций по защите и поддержанию полноценного существования своих граждан, в данном случае – детей. Психологическим выражением социальной депривации является специфическое изменение личности ребёнка, побуждающее его вырабатывать систему установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из разобщенности с большим и малым социумом, ощущения незащищенности. Можно ожидать, что взгляды, построенные на искаженных, смещенных представлениях о ценностях, содержат в себе возможность социально негативных действий, условия для совершения которых все чаще предоставляются в нестабильном обществе. Социальная защита – система мер и соответствующих институтов, предназначенных для защиты различных слоёв населения от экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или резким сокращением дохода, производственной травмой или проф. заболеванием, болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, рождением ребёнка и т.п. Социальная педагогика – это гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблемы обитания человека в среде, это целостность формирования личности в среде, культуросообразность окружающей среды. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические группы характеристики самих этих групп. Социальная работа – это 1) профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию (американский подход). 2) Английские учёные Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу «как организацию личностной службы помощи людям». Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить повседневную жизнь людям, переживающим личный или семейный кризис, и, по возможности, разрешить их проблемы. 3) Под социальной работой можно понимать профессиональную деятельность в обществе, направленную на восстановление и сохранение связей (социентальных и психоментальных) индивида с социумом, группой, отдельным индивидуумом. «Если вы найдёте свою формулу социальной работы, которая вам будет помогать в профессиональной деятельности, замените эти формулировки своими собственными». (М. В. Фирсов). Социальная справедливость – особые взаимоотношения личности и общества, характеризующие уровень социального самочувствия, удовлетворённости общественной атмосферой и социальным положением, а также общественное признание вклада – трудового, политического и духовного – в производственную и повседневную жизнь. Социальная структура (лат. – строение) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальное воспитание – педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимой подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь, предполагающая использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей среды обитания личности и включения собственного " Я" в целях ее формирования. Принципами социальной работы являются: – непрерывность и целостность воспитательного процесса; – преемственность всех возрастных групп; – согласованность школы, семьи, учреждений дополнительного образования и других воспитательных институтов; – открытость школы, с взаимодействие с социумом; – демократизация среды - установление отношений доверия, уважения, сотрудничества; – гуманизация среды. Конформизм и безликость - вот, пожалуй, главные " психологические" бедствия нашей о времени, отмечает Климчук Т.А. Системы образования и воспитания способствуют нивелировке личности. Для решения личностного подхода, прежде всего, необходим перевод педагогического сознания на другой уровень, требующий более отстраненного и широкого видения школы, развивающей и формирующей личность ребенка, функционирующей в определенной среде и, что особенно важно, создающей воспитывающую и обучающую среду. Личность приобретает свое содержание в общении с миром ценностей. В живом социальном опыте. Развитие душевных сил ребёнка происходит в ходе и результате взаимодействия врожденных программ роста с окружающим миром природы, с миром красоты и стихиями, господствующими в нем. Дети, обучаясь в различных школах, по сути, развиваются, обучаются в разной среде. Оставляют след, осредняют, типизируют детей традиции школы, наличие или отсутствие воспитательной системы, атмосфера, дух школы, набор ниш и их возможности. И, поскольку все эти факторы определяются господством, наличием или отсутствием тех или иных стихий (творчества, свободомыслия, познания, уважения, совершенствования, взаимопомощи и др.), ~~ и личность выпускника школы можно узнать по признакам меченности этими стихиями, или влияния окружающей микросреды и как результат воздействия среды (через потребности, интересы, умения и ценностные ориентации), как конкретный результат работы стабильного детского коллектива. Социальное развитие – постепенное вхождение человека в жизнь общества в общественные, идеологические, экономические производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, усвоение своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в этих отношениях, человек становится членом общества. Социально-демографическая структура – результат наложения демографических структур (половой, возрастной, семейной) на социальную. Социально-культурная деятельность – 1) самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени; 2) общественно значимый способ активного отношения к действительности, проявляющийся в потреблении, производстве и распространении ценностей культуры. 3) В обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс приобретения культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. А. В. Соколов определяет социально-культурную деятельность как культурную деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных) по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей. Социально-культурная ситуация. Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте по категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения. Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации – ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Социально-культурная сфера – производственная отрасль, стимулирующая развитие и социально-культурную активность личности в условиях свободного времени. Социальные сироты – категория детей, которые живут в семье, но предоставлены сами себе (сироты при живых родителях). Такие дети живут в семьях алкоголиков, психически нездоровых людей. Социальный – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Социальный инфантилизм – понятие, характеризующее разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи, свидетельствующей о нарушении механизма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие на себя новых обязанностей и обязательств. Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с различными категориями людей (с детьми, молодёжью, взрослыми) в социуме. Социальный работник – профессионал в области социальной работы. Социальный статус – положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением. Социальным педагогам, родителям, педагогам необходимо прививать подростку навыки самоанализа, учить его критически относиться к собственным достоинствам и недостаткам, искать пути самосовершенствования, помогать в овладении такими методами и средствами С., как самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самокритика, самоубеждение, самопринуждение, самовнушение и т.д. Следует учитывать, что подростки, испытывая неудачи в процессе самовоспитания, не обнаруживая немедленных его результатов, нередко разочаровываются и отказываются от дальнейших попыток выработать у себя то или иное качество, изменить свою личность. Поэтому очень важно, используя методы убеждения и примера, апеллируя в случае необходимости к общественному мнению, развивать у подростков настойчивость в достижении пели, побуждать их к преодолению трудностей, не оставлять без внимания положительные сдвиги в сознании и поведении, вселять уверенность в собственные силы и возможности. Социокультурное пространство – 1) Важное и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности общества. Одновременно оно является своеобразным «зеркалом», в котором отражаются различные грани духовного состояния общества. 2) Социокультурное пространство аккумулирует в себе выработанные и накопленные обществом культурные ценности, менталитет народов, населяющих пространство, природную среду, освоенную людьми. 3) Социокультурное пространство – «рукотворное» пространство, создаваемое людьми разных культур и ментальностей. Мозаичность социокультурного пространства объясняется множеством культур, ментальностей, способов самореализации людей, населяющих это пространство. Пространство реального мира становится социокультурным пространство в процессе целенаправленного его освоения субъектами социокультурной деятельности. 4) Связь прошлого с настоящим и будущим осуществляется преимущественно через социокультурное пространство. Социокультурное пространство «фиксирует» в себе образ времени, стиль и дух эпохи, и одновременно является причиной, почвой и условием появления различных инноваций, субкультур. 5) Принимая участие в конструировании различных форм социокультурного пространства, человек одновременно самоактуализируется, развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. 6) Человек является центром социокультурного пространства, вокруг него разворачиваются культурные действия, он сам выступает и как создатель этих действий, как организатор, и как их потребитель. Социологизм – философско-социологическая концепция, утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды. Социология – наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и человека. Социометрия – метод социальных и психолого-педагогических исследований, посредством которого изучаются и измеряются скрытые межличностные отношения в коллективе, в котором партнёры знают друг друга. С помощью данного метода определяется социометрический индекс личности в коллективе, её место в коллективе, выявляются лидеры, симпатии и антипатии в группе и т.п. инструментарий. Социум – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Высшая форма социума – общество как целостная социальная система. Понятие социум используется в социологии для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости индивидов, образующих его, а также активного воздействия общностей на развитие и деятельность личности, СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита. Его возбудитель – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – относится к ретровирусам, т.е. вирусам, гены которых могут встраиваться с геном человека, например: с геном клеток крови – лимфоцитами, или клеток мозга. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной информации. ВИЧ можно выделить из семенной жидкости, секрета шейки матки, лимфоцитов, плазмы крови, спинномозговой жидкости, слёз, слюны, мочи и материнского молока. Реально инфекционными являются: сперма, кровь и, возможно, секрет шейки матки. (Б.Н. Чумаков). Способности – 1)это такая совокупность (врождённых и приобретённых) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения; 2) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Среда – 1) всё то, что взаимодействует с человеком и как организмом, и как личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности отстают от изменения среды, что создаёт противоречия, учёт которых существенен для социализации, воспитания и перевоспитания; 2) это совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей. Среда – это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и определяет личность. Среда – это интегральное средство воспитания (Ю.С. Мануйлов). Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в которой различают среду физическую и социальную. Среда внутренняя – вид среды, определяемой состоянием организма. Среда внутренняя во взаимовлиянии различных систем организма и их взаимодействии с личностью при психосоматическом взаимодействии. Среда социальная – вид среды, классификация проявлений которой укладывается в следующую схему. 1. По виду общности. 2. По виду группы. 3. По формирующему воздействию. 4. По доминирующему воздействию на форму сознания. 5. По возрасту. 6. По отношению к ней. 7. По социальной направленности. 8. По степени контактов. Средства культурно-досуговой деятельности – духовные и материальные факторы, источники и инструменты эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени (устные, наглядные, технические и др. средства). Средство – все то, что используется субъектом для достижения цели и облегчает усилия, но при этом увеличивает силу влияния деятельности на развитие личности. Случить средством может все, что окружает человека, за исключением самого человека.
|