Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни диагностики 13 страница
Остановимся на широком толковании понятия «средство». Оно включает в себя, помимо предметно-вещного состава, процессуальную сторону жизни: явления, события, ситуации, коллизии, эпизоды, ритуалы, церемонии. Так как вся действительность – это огромная и пестрая сумма природных и культурных объектов, которые могли бы послужить воспитательными средствами, то педагог должен отобрать именно такое, которое наиболее полно соответствовало бы педагогическому назначению. Определим это назначение, поставив вопрос о функциях вводимого педагогом средства. В первую очередь надо отметить функцию иллюстративности: средство избирается во имя того, чтобы перед детьми встала наглядная картина явления, о котором ведется речь. Вторая – функция инструментальности. Дети могут использовать средство как инструмент для моделирования проблемы, для выстраивания ситуации, для разложения явления на элементы, т. е. предметного анализа, и в качестве инструмента для руки, которая начинает работать вместе с глазом и ухом. Третья – функция психологическая. Введение средства в контекст совместной работы с детьми должно улучшать психологическую атмосферу, повышать, благодаря внешнему образу средства, эмоциональное состояние детей, активизируя деятельность. Четвертая – функция расширения кругозора. Ознакомление со средством – это всегда выход детей за пределы познанного и постижение чего-то неизвестного до момента работы с педагогом. Такое действие средства гарантирует высокий интерес, сосредоточенность, положительные эмоции, интеллектуальную активность. А пятая – функция аналитическая (моделирования), реализация которой позволяет детям вместе с педагогом создать некую общую модель рассматриваемого явления путем вычленения существенных признаков и показателей явления. Стиль жизни (греч. – палочка, стержень) – в европейской терминологии характеризует тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности (Б.Н. Чумаков). Стимул (лат. – остроконечная палка, которой гоняли животных, стрекало) – побуждение к действию, побудительная причина. Стихия – это в восприятии индивидуумов неорганизованная ничем не сдерживаемая сила, действующая в общественной и природной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интересов, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, какой-либо тенденции, колебаний настроения, возбуждающих импульсов, захватывающих вибраций и пр. Стихия управляет поведением детей (Ю.С. Мануйлов). Студия (итал. – старание, изучение) – учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из жанров, видов искусства (театральная, танцевальная студия, студия пантомимы и т. д.) Субкультура – 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура); 2) особая форма организации людей (чаще всего молодёжи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) трансформированная профессиональным мышлением традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Субъект – человек как носитель каких-либо свойств, познающий и преобразующий окружающий мир, личность. Субъективность – отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности. У.Бронфенбреннер монографии «'Экология человеческого развития» (1979г.) исследует прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособление) активного ребенка к быстро изменяющимся условиям жизни. Он вводит понятие виды сред, влияющих на жизнедеятельность подрастающего человека: микросреда (микросистема) – это непосредственная структура межличностных отношений: восприятие человека человеком, потребность в общении, одобрении, признании, популярности в группе, межличностная привлекательность, влияние непосредственного контакта, интеграция влияний, ролевое поведение, соотношение роли и Я); мезосистема (мезосреда) – взаимодействие двух или более сред, в которых живет ребенок: дом, школа, друзья во дворе и т, п., экзо системы – это среды, которые не вовлекают в свою жизнь ребенка, но влияют на него опосредованно: работа родителей, их доходы, круг семейных знакомств и т.п.); Усвоение ценностей происходит за счет закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам (например, отцу). Это убедительно доказывается эмпирическими исследованиями'. Процент ЛИЦ С отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или в неполных семьях – без отца. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои возможности, тем более трудные задачи он перед собой ставит. Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной и адекватной. Расхождение между реальными возможностями человека и его самооценкой могут приводить к серьезным личностным проблемам. В случае завышенной самооценки неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к повышенной тревожности, неуверенности к себе, робости и пассивности. Частная самооценка формируется на основании опенок взрослых и на основании собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценивать свои успехи и неудачи. Субъект культурно-досуговой деятельности – лицо, группа лиц, учреждения, осуществляющие организацию досуга различных групп населения. «SOS–детская деревня» – центр социальной, медико-педагогической и психологической реабилитации детей, своеобразные детские дома семейного типа. Создан по инициативе Международного благотворительного фонда «Бобек» под Алматы. Такт педагогический – соблюдение педагогом деликатности, меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Такт вообще (во всех отношениях между людьми, во всех видах деятельности) достигается воспитанием. Такт педагогический вырабатывается на основе приобретения специальных педагогических знаний в практической деятельности, он одно из важнейших условий педагогического мастерства. Творческие союзы – добровольные общественные организации, объединяющие профессиональных деятелей искусств и культуры, функционирующие в соответствии с внутренними уставами (союзы архитекторов, журналистов, кинематографистов, композиторов, писателей, театральных деятелей, художников и т. д.) Творческость – личностная характеристика (как реализация человеком собственной индивидуальности). Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики Т. не предметны (в смысле наличия продукта – материального или идеального), а процессуальны, так как Т. рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности. Основными процессуальными характеристиками Т. являются следующие: а) Т. развертывается в процессе субъект – субъектного взаимодействия; б) Т. всегда в той или иной форме адресована другому человеку. Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью. Творчество в процессе педагогического общения – творчество в ходе познания учителем учащихся, в системе взаимодействия с ними, в организации непосредственного воздействия на ребенка, в управлении собственным поведением (саморегуляции в общении), в самом процессе организации взаимоотношений. Общение, таким образом, выступая как профессионально-творческая категория, представляет собой в педагогической деятельности процесс и результат процесса решения педагогом множества коммуникативных задач. Творчество педагогическое – выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми – оптимальных нестандартных педагогических решений. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогической деятельности; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приёмов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на значениях и интуиции; умение видеть «веер вариантов». Творческая активность – стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование Т.А. личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность к знанию и в конечном итоге их сознательное усвоение. Творческое воображение – это такой вид умственной деятельности, который направлен на образование новых структур, идей, проектов, на основе сочетания или рекомбинации известных элементов. Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворённость работой, стремление к самостоятельности в её выполнении; положительная мотивация в ходе её решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видение проблемы, видение новой функции известного объекта). Т.Д. – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо её цели, либо способов. Т.Д. – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития её творческого потенциала. Творческая деятельность детей. Согласно определению Титова Б.А., – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков и т. д. В таких видах деятельности, как работа над хореографической постановкой, над ролью в спектакле, над исполнением музыкального произведения, присутствуют воображение, ассоциативное и творческое мышление, и это уже не " перенос на себя" известных знаний, умений и навыков, не компиляция, а самостоятельный поиск выражения чувств, мыслей, оценок, деятельность, несущая в себе творческое начало – в этом и есть сущность самодеятельного творчества. Функции детского самодеятельного творчества – это педагогические действия, направленные на: а) творческую самореализацию личности; б) стимулирование и развитие, художественных потребностей подрастающего поколения; в) формирование системы взглядов, принципов и убеждений, определяющих направление художественной деятельности подрастающего поколения и формирование эстетического отношения к действительности до степени творчества по законам красоты и гармонии (социально-педагогическая, мировоззренческая функции); г) художественное просвещение детей; д) профориентационную деятельность, которая помогает из массы детей выделить наиболее способных и направить их в профессиональное искусство; е) получение наслаждения детьми от самого процесса художественной деятельности и восстановление утраченных сил {рекреационная функция); ж) стимулирование заданного общения по поводу увиденного, услышанного, совершенного вне коллектива, т. е. прокреативная (порождающая) функция. Творческая индивидуальность – проявление уникального комплекса свойств, обеспечивающих внутреннюю целостность, активность и относительную самостоятельность личности в процессе воплощения оригинальных продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков. Именно Т.И., используя действия бессознательных сил, определяет реакцию человека на воздействие ситуации, избирательность в восприятии и творческую активность в жизненных проявлениях. Т.И. может быть предъявлена, если она, во-первых, в той или иной форме осмыслена человеком как таковая; во-вторых, есть определённые средства, позволяющие ее выразить; в-третьих, созданы условия, в которых проявление Т.И. возможно, и более того, необходимо. Творческая лаборатория – форма развития личности педагога в ходе проблемных учебных занятий, углубления и закрепления теоретических знаний и развития навыков исследователя. Творчески работающему учителю при встрече с коллегами предоставляется возможность: уточнить актуальные проблемы лаборатории, её цели и задачи; познакомить с научно-методической базой, обосновать научную и практическую новизну своей деятельности; показать, каким образом он учитывает особенности, возможности и потребности каждого ученика в образовательном процессе. Т.Л. позволяет учителю продемонстрировать учителю своё мастерство в прогнозировании творческой деятельности, выборе оптимальных форм и методов обучения, структурировании индивидуальной деятельности ученика. Отследить результативность своей деятельности он имеет возможность с помощью рефлексии. Творческая личность – человек, ориентированный на творчество во всех сферах своей жизни, – в учёбе, быту, работе, досуге, личной жизни и т.п.; обладающий чувствами новизны, чуткости к противоречиям, способностью сомневаться, испытывающий жажду познания, открытия, изобретения. Т.Л. свойственны развитое воображение, чувство красоты, вдохновение, нестандартность мышления, смелость в решении возникающих проблем, вариативность подходов, упорство в доведении дела до конца – создания собственных произведений. Творческий потенциал личности – система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Характерной чертой Т.П.Л. является его избыточность по отношению к реализации, наличие «запаса» возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы. Между Т.П. (потенциальное) и актуализированными творческими возможностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отношениям категорий «возможное» и «действительное» в структуре личности: - актуализация, проявление, функционирование потенциального – суть процесса, его изменения и развития посредством актуальных проявлений (деятельности, действий, отношений, общения и т.п.), представляет возможным судить о состоянии и характеристиках анализируемого потенциального образования до создания условий для превращения его в реальное актуальное; - одно переходит в другое и реализует его. Переход и реализация обусловлены как субъективными личностными особенностями, так и объективными условиями. Творческий потенциал. Развитие творческого потенциала школьника. Категория " потенциал" относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Потенциал (от лат. – возможность, мощность, сила) рассматривается как средство, запас, источник, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. (БСЭ, Т. 20, с. 428) Потенциал указывает на степень мощности (скрытых возможностей) в каком – либо отношении, на совокупность существующих ресурсов для определенной деятельности. Под потенциальным в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития личности. Сущность потенциала по вертикали включает три уровня связей и отношений (" глубина" потенциала): 1) Отражающих прошлое. " Потенциал" близок к " ресурсу" и представляет из себя совокупность свойств, возможностей, способностей, накопленных системой в процессе ее становления и обеспечивающих ее развитие. 2) Представляющих настоящее. " Потенциал" близок к " резерву", позволяет задействовать неиспользованный " запас прочности", актуализировать и практически применить наличные способности. 3) Ориентирующих на будущее. Потенциал выступает как основа для будущего развития, в процессе деятельности не только используются наличные силы и способности, но и рождаются новые. (Мерзлякова М.Г.) Выделим подходы к анализу и изучению творческого потенциала личности: способностный, который отождествляет творческий потенциал с • творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности (А.В. БрушлинскиЙ, Е.Л. Яковлева и др.) • деятельностно-организационный, раскрывающий меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера (Н.Громова, В.А.Моляко, В.Д.Путилин, В.Г.Рынлак и др.); • развивающий (О.С.Анисимов, В.В.Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.); • аксиологический, характеризующий творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и меру их реализации в определенной сфере деятельности и общения (В.И. Гинсцинский, М.С. Каган. А.В.Кирьякова и др.); • онтологический, рассматривающий творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (В.Н.Николко, М.В.Колосова и др.) • энергетический подход, в рамках которого творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами и резервами личности (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и др.). Творческий потенциал рассматривается и как интегративное качество личности, которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; выражает отношение (позиции, установку, направленность) человека к творчеству; обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности. (A. M. Матюшкин. Я. Л. Пономарев, А. И. Санникова, В. В. Сериков и др.). В рамках интегративного подхода творческий потенциал личности характеризуется: Во-первых, как общеличностная, интегративная характеристика человека, данная ему в потенции в силу принадлежности к человеческому роду и развиваемая в деятельности, которая, однако, может остаться на низком уровне или не проявиться совсем, пребывая в «свернутом» виде; Во-вторых, как интегративная способность человека к творению нового, (впечатлительность, фантазия, интуиция, воображение); характера (стремление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску); проектирования личностью идеальных эталонов деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей (А.И.Санникова); В-третьих, как способность к творчеству, органически присущая человеческой психике, степень раскрытия которой зависит как от качеств самой личности, так и от характера организации познавательной деятельности, в которую она включена в течение своей жизни. Творческий потенциал – совокупность фундаментальных свойств личности, которые интегрируются в се возможности. Актуализируясь при определенных условиях, они способны обеспечить эффективное протекание продуктивной деятельности, в которую включается личность. Творческий потенциал предопределяет " степень мощности" в отношении самореализации личности, совокупность возможностей, необходимых для ее осуществления. Именно в его сущности: и динамике развертывания скрыты условия, способствующие активней реализации учащимися своей творческой сущности. Творческий потенциал характеризует меру возможностей личности и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию субъективно качественно нового, определяя этим творческий стиль самой деятельности. Таким образом, творческий потенциал является детерминантой творческого процесса, необходимой предпосылкой и результатом деятельности творческого характера. Творческий потенциал школьника мы рассматриваем как динамическое интегративное личностное свойство (в совокупности личностных способностей, знаний, умений, убеждений, направленности, отношений), определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития. Он выступает как основа индивидуальной программы человека, жирующейсяи функционирующей под воздействием единого информационного потока генетической и социальной программ во взаимодействии с реальной средой. Генетические изменения в силу своей природы консервативны, поэтому в течение длительного периода эволюции человечества " генетический потенциал" остается величиной сравнительно постоянной. Социальная программа является функцией общественной среды и создается под воздействием общественных условий. Творческий потенциал развивается на основе социального фактора, претерпевая определенные исторические периоды, качественные скачки (Н. П. Дубинин, В. Момов, В. Ф. Овчинников). Развитие творческого потенциала – процесс саморегулирующийся. Это есть внутренне необходимое движение, " самодвижение" от имеющихся творческих потенций до высших уровней развития творческого потенциала, при этом внешнее (среда, образование) всегда действуют через внутреннее (личностные способности, знания, умения, убеждения, потребности). Развитие процесса в этом смысле есть процесс усвоения опыта через общение, социально детерминированную собственную творческую деятельность. Творческий потенциал личности, как результат и предпосылка каждого нового этапа качественного изменения индивида, требует рассмотрения его развития как неотъемлемой части общего процесса развития личности. Сила и частота проявления творческих потенций ребенка определяется генетическим фактором (врожденным творческим потенциалом), процессами социализации, обучения и воспитания, а также личностной потребностью индивида в развитии. Характерной чертой творческого потенциала личности является его избыточность по отношению к реализации, наличие " запаса" возможностей. Это является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы. Структурные элементы творческого потенциала личности и их соотношение видоизменяются в зависимости от понимания авторами сущности изучаемого понятия. В структуру, качественную характеристику, признаки творческого потенциала исследователи (Л. Б. Ермолаева-Томина, А. Ю.Козырева, А. Н. Лук, Г. Л. Пихтовников, В. А. Моляко и др.) включают: открытость опыту, широту категоризации, гибкость и беглость мышления, его оригинальность; зоркость поиска, способ кодирования информации, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу, боковое мышление, цельность восприятия, готовность памяти, гибкость интеллекта, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к сцеплению, к доведению начатого до конца; любознательность, веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности; социально приобретенные способности личности, творческий тип мышления, знания, умения и навыки, необходимые для творческой деятельности и другие черты. Несколько отличной от вышеобозначенных взглядов является точка зрения представителей онтологического подхода. Творческий акт рассматривается ими как результат активности иррациональной, эмоциональной и рациональной сфер субъекта творчества. Исходя из этого, идеальную модель творческого потенциала личности они представляют как единство трех взаимосвязанных компонентов: 1. Иррационального (проявления подсознания и сверхсознания). 2. Эмоционального (эмоции, чувства, эмоциональные состояния), 3. Рационального, включающего: а) собственно потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, задатки, способности); б) побудительно-мотиванионную составляющую (потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы); в) когнитивную составляющую (приобретенные в результате обучения, воспитания, индивидуального жизненного опыта, включения в процессы социализации знания, умения, навыки, способы деятельности и самовыражения). В основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру, к собственной деятельности: • интеллектуальный компонент (интуиция, фантазия, дар предвидения, • способность к общению, творческая мотивация, особенности перцепции (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость), характера; • личностные характеристики (настойчивость, активность, агрессивность в защите своей точки зрения, организаторские способности, нонконформизм, самостоятельность, инициативность, эмоциональная сензитивность и мобильность и др.). (А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, Н. Ю. Посталюк и др.). Таким образом, творческий потенциал имеет многоплановую, многоэлементную структуру, включающую комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую обеспеченность. Вместе с тем творческий потенциал человека не есть простая совокупность его личностных черт. Это качественное образование, вкладывающееся в результате взаимосвязи репродуктивных и продуктивных характеристик, огюзиционно сопрягающих деятельные свойства личности. Именно в этой качественной динамике свойств личности, характере их взаимосвязи, направленности и степени напряжения следует видеть важнейшие критерии зрелости (развитости) творческого потенциала человека (В.Ф.Овчинников и др.). Структуру творческого потенциала мы представляем в виде горизонтальной и вертикальной составляющих. Горизонтальная структура включает: 1) Собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности). 2) Мотивационную составляющую (убеждения, готовность, механизмы, социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентации, мотивов). 3) Когнитивную составляющую (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения). Вертикальная структура творческого потенциала состоит из двух взаимосвязанных компонентов: а) " предактуального" (данность в невыделенном виде - Аристотель) -ограниченное развитие элементов творческого потенциала преимущественно за счет социо-биологических (природных) механизмов; б) " постакту алыюго" - предполагаемое наличие уже сформированных характеристик, не проявляющихся или не функционирующих в данных конкретных условиях. Согласно современным представлениям, наиболее существенными и сущностными характеристиками творческого потенциала являются: 1. Многоуровневость содержания, имеющего уровни: • широкий: данное потенциальное образование рассматривается как всеобщее свойство развивающихся психических сил; • промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой стороны, – конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;
|