Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни интеллектуальной активности.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Высший уровень интеллектуальной активности – креативность, то есть способность выходить за пределы данной конкретной ситуации. Открытие закономерности «эвристом» – эмпирическое, а не теоретическое, но человек, находящийся на данном уровне, после нахождения какой-либо закономерности не останавливается на достигнутом, а пытается определить: «А что за этим стоит?» Первый уровень – стимульно-продуктивный, или пассивный. Это деятельность, определяемая каждый раз каким-то влечением, стимулом, безынициативное принятие того, что задано извне. Второй уровень – эвристический. Этот уровень характеризуется проявлением той или иной степени интеллектуальной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни объективной оценкой деятельности. Решение задачи является продуктом логического анализа, который позволяет углубиться в объект, почерпнуть из него новое знание. Уровни педагогического творчества. Первый уровень. Наиболее масштабные и новаторские педагогические открытия, позволяющие увидеть новые возможности совершенствования как самой деятельности, так и включённого в неё человека. О. Связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Таковы, например, формы соединения обучения с трудом у Р. Оуэна, высоко оцененные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, воспитательная система В. А. Сухомлинского. Второй уровень. Преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями. Создание «сводных» отрядов, «технология» параллельного педагогического воздействия, метод «взрыва» у А. С. Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытия мыслей у В.А. Шаталова, поурочный балл, введённый липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой – все это примеры педагогических изобретений. И все эти открытия и изобретения относятся к педагогическому новаторству. Третий уровень. Усовершенствование, т.е. чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Таковы, например, карточки «светофор», которыми учащиеся сообщают учителю начальных классов Яснозоренской школы Белгородской области В.Г. Рынзиной о своём отношении к ответу товарищей, о выполнении заданий (зелёный свет – согласен, красный – не согласен, жёлтый – хочу возразить или добавить, голубой – задание выполнено и т.д.). Этот рационализаторский уровень творчества – результат и проявление педагогического мастерства учителя (В.И. Загвязинский). Уровни проявления креативного процесса: большая креативность, вносящая изменения или дополнения в существующее знание; малая креативность (например, умение украшать комнату цветами или умение подбирать цветовую гамму в интерьере). Учреждения искусств – театрально-зрелищные предприятия, специализирующиеся на создании и пропаганде духовных ценностей в рамках определенного вида или жанра профессионального искусства. Учреждения культуры – 1) совокупность культурно-досуговых центров и учреждений искусств, профессиональная деятельность которых направлена на создание, освоение, сохранение и распространение культурных ценностей, удовлетворение духовных интересов, запросов, потребностей личности и социума; 2) организации, предприятия непроизводственной сферы, специализирующиеся на общественной организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения, популяризации конкретных видов и жанров самодеятельного и профессионального искусства. Учреждения образования – социальные институты, осуществляющие общеобразовательную подготовку, выпуск специалистов средней и высшей квалификации для различных производственных отраслей. Фазы выдвижения идеи: фаза подготовки идеи; фаза созревания идеи; фаза озарения; фаза проверки идеи (Г. Уоллес, 1924). Фактор риска – различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний. Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия. Фестиваль (лат. – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, самодеятельного творчества. Форма культурно-досуговой деятельности – внутренняя культура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. Формирование творческой личности. Основой для Ф.Т.Л. является возраст 6-12 лет, когда проявляется созерцательная способность, умение задерживать внимание на восприятии или оценке результатов творчества. Соотношение педагогического воздействия и развития творческих способностей детей, позволяющих «художественно обрабатывать окружающую жизнь», – основная задача, которую призвано разрешить искусство сегодня; не каждый подросток или юноша станет художником, но «он должен стать творцом в области избранного дела, чтобы воспринимать и переживать художественное оформление жизни, бороться с антихудожественностью». Характер (греч. – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения. Характеристика творческого потенциала. Многоуровневость содержания (отражением является полисемантичность понятия «Т.П. личности»). Характеризуются уровнями: - широкий: данное потенциальное образование рассматривается как всеобщее свойство развивающихся психических сил; - промежуточный: за основу берётся максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой стороны – конкретным состоянием развития общества, принятой в нём нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования; - узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации. Диалогичность. Реализация Т.П. есть диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. Диалог – это субъект – субъектное взаимодействие различных смысловых позиций. Он составляет решающий интеллектуальный центр саморегуляции личности, обеспечивая формирование и развитие индивидуальной и авторской позиции личности. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизиологических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение с возрастом внутренней жизненной, обогащение когнитивной сферы, потребностно-мотивационной сферы, развития сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности, наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человек, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, придавая им искажённую форму. Системность. Т.П. имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремлённым, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации), и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы её подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович). Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером иливлечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние – целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по-крайней мере, вызовет к нему уважение. Вот некоторые характеристики харизматических личностей: 1) обмен энергией – Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей. 2) внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится. 3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других. 4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению. 5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие. И 6) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядит собранными и владеющими ситуацией. Хобби (англ. hobby) – увлечение, любимое занятие для себя на досуге. Целеполагание – 1) способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целям путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем) 2) поиск основ целостного становления личности, оказывающий влияние на саму личность и ориентирующий ее на деятельность. Начинается этот процесс с обора определенных действий, операций, алгоритмов, то есть внешних форм деятельности. Затем начинаются промежуточные и конечные цели. При этом принципиально важно учесть процесс «трансформации» целей, который непосредственно связан с их иерархией. С учетом этих особенностей основные цели превращаются последовательно в конечные (прогнозируемые) цели деятельности. Так, можно составить («вырастить») «дерево целей» – ориентировочный логический граф, в котором осуществляется последовательная декомпозиция главной цели до требуемого уровня детализации. В начале выделяется ключевая цель, затем проводится ее декомпозиция на проблемы, стадии, предметные действия. Дерево целей «растет» до необходимого и достаточного уровня. Целеполагание включает, как правило, три структурных элемента: выдвижение цели, определение путей ее достижения и ожидаемый результат. Дерево целей – образ генеральной линии движения к цели в предполагаемых действиях субъектов. Выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем; формулирование учениками собственных целей из известных ранее; формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности; формулирование тактических и стратегических целей. Возможны следующие группы целей учеников: Личностные – осмысление целей образования, приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности, реализация конкретных индивидуальных способностей; Креативные – составление сборника задач, сочинение естественнонаучного трактата, конструирование технической модели, рисование картины и т.д.; Когнитивные – познание субъектов окружающей действительности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками, постановка эксперимента, проведение опытов; Методологические – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умение ставить перед собой цель и планировать, развитие навыков работы в группах, освоение техники введения дискуссий; Предметные – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; решение типовых и творческих задач по теме. Целеполагание педагогическое – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками. Целесообразность педагогическая – мера педагогического вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику. Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов Ц. п. п., функционирующих в нем. Цель воспитания – теоретическое общение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её существу, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношения к жизни. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый соц. заказом, реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц.о. – передача как можно более полного объёма накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель – подготовки учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие. Интенсивная модель – подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определённых знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций. Ценности – предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определённого обществ или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также цели и побуждения в качестве нормы, цели, идеала: свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, добродетель; идеалы, обращённые в нравственные ориентиры воспитания и обучения. Ценность – одно из ключевых научных понятий используется для обозначения феноменов, воплощающих в себе общественные и личные идеалы, выступает как эталон должного. Это понятие применяется философией, психологией, педагогикой, социологией и другими науками для обозначения свойств объектов, явлений, теорий, идей, служащих идеалом в соответствии с социально-обусловленными приоритетами культуры. Ценность характеризуется такими признаками: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. Понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (групп лиц, коллектива) и её поступков или нравственные характеристики общественных институтов, во-вторых, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы Ц. (в т.ч. моральных, экономических и др.) изучает аксиология. Ценность (психологическая) – это цель, удовлетворяющая потребность. Ц. бывают индивидуальные и групповые, которые в Ц. коллективных сливаются с Ц. общественными. Ценностная ориентация личности – содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями. Производными понятиями являются престиж, уровень притязаний, ЦОЕ, эстетический вкус. Ценностно-ориентированное единство (ЦОЕ) – термин и его аббревиатура введены в психологию А.В. Петровским как массовое явление, производное от ценностной ориентации личности данного коллектива и являющееся основным критерием наличия коллектива и уровней его сплочённости и активности, страт. Отсюда – метод стратометрии для оценки ЦОЕ. Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом. Ценностные ориентации личности – идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностно-ориентированное единство (ЦОЕ) – термин и его аббревиатура введены в психологию А.В. Петровским как массовое явление, производное от ценностной ориентации личности данного коллектива и являющееся основным критерием наличия коллектива и уровней его сплочённости и активности, страт. Отсюда – метод стратометрии для оценки ЦОЕ. Центр досуга – 1. Это учреждение, функционирующее как самостоятельно, так и на базе стабильного коллектива (Дворца творчества, Дворца культуры и техники, школы, колледжа, лицея, гимназии, техникума и т.д.), имеющее учредителей, коллектив организаторов и штат обслуживающего персонала. 2. Это сам процесс организации досуговой общности на основе взаимодействия взрослых и детей и на основе взаимодействия взрослых и детей и на основе создания многопрофильных (культурно-образовательных) или однопрофильных (эстетического, интеллектуального, экологического воспитания, технического творчества и т.д.) объединений с последующей разработкой содержания культурно-досуговых программ различной направленности на основе метода целеполагания. Человек – высшая ступень развития живых существ на земле, целостное биолого-социальное существо. Черты, характерные для творческого процесса: - самостоятельное выделение проблем в непредвиденных ситуациях; - прогнозирование процесса непрерывной творческой образовательной деятельности; предвидение как частичного, так и перспективного, целостного результата; - координация своих творческих усилий с поиском педагогического коллектива; - перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию с опорой на опыт образовательной деятельности; - направленность на созидание, на достижение социально-значимых результатов и индивидуальный стиль непрерывной образовательной деятельности; - свобода выбор уровня, места и времени, содержания, форм, методов обучения и самих обучающихся. Эвристика – метод открытия нового; раздел современной психологи мышления как учение о решении задач продуктивным, творческим мышлением. Эвристическое обучение – обучение, при котором ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и эвристическую технологию деятельности. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка, модель знания и т.д.) сопоставляется затем с помощью учителя с культурно-историческими аналогами, а в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности. Личное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта, материальной продукции) неизбежно, поэтому эвристическое обучение личностно, поскольку предполагает не столько изучение, сколько проживание учеником явлений природы и культуры в собственном творчестве. Эвристическое обучение отличается качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траекторией его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования, поскольку ученик ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариантным и развивается в ходе деятельности самого ученика. Эвристический приём – краткое правило или указание, как преобразовать имеющийся прототип или в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение задачи технического творчества или разрешить имеющееся в такой задаче противоречие, или найти выход из затруднительной ситуации, которая может возникнуть в любой области практической деятельности человека. Эвристическое предписание для творческого саморазвития: 1. Определите свои проблемы, приоритетные стратегии своего творческого саморазвития. 2. Какие личностные качества, привычки вы бы хотели у себя изменить? 3. Какие знания вам бы хотелось приобрести и какие умения желательно было бы развить? 4. Какую философскую, психологическую, педагогическую, методическую литературу вы планируете прочитать? 5. Опыт какого учителя вы планируете изучить? 6. С каким докладом (сообщением) вы планируете выступить на методическом или научно-методическом семинаре? 7. Какую работу планируете вести по овладению технологией обучения (воспитания) или её совершенствованию? 8. Какие курсы, семинары, конференции вы планируете посетить? 9. Что планируете сделать в направлении совершенствования организации досуга, свободного времени? Эгоизм (от лат. эго – я) – себялюбие, предпочтение своих интересов общественным. В это понятие иногда вкладывают и некий положительный смысл, когда говорят о «разумном» эгоизме. Эгоцентризм – (эго – я, centrum – центр круга) – неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него наивной концепции личности, теории личности и здравого смысла, уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1. Познавательный эгоцентризм, характеризующий процессы воспитания и мышления; 2. Моральный эгоцентризм, свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3. Коммуникативный эгоцентризм наблюдается при передаче субъектом информации другим людям с пренебрежением. Экологическое воспитание – составная часть экологической культуры общества, одно из направлений нормализации взаимоотношений природы и человека. Экологическое воспитание подрастающего человека начинается в семье и осуществляется на всех ступенях образования, при этом главное внимание уделяется изучению ведущего принципа современной экологии – единства человека и окружающей среды. Экологическая тропа – маршрут на местности для проведения экскурсий и практической деятельности экологического содержания. На экологической тропе учащиеся знакомятся с различными типами экосистем, изучают антропогенное воздействие человека на природную среду. Экологическая тропа может прокладываться как в природной, так и в культурной среде (ближайший лес, архитектурный ансамбль, этнографический заповедник и др.). Эколого-педагогический мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий, проводимых через образовательные программы учителем совместно с учениками в системе школьного и дополнительного экологического образования. Экстериоризация – механизм развития и обучения, переход от внутреннего к внешнему, например, переходы от мысли к образу, где необходим максимум усилия, от мысли к действию, где нужны эмоциональная Экстраверт (от лат. extra – вне, снаружи и verto – поворачиваю, обращаю), обращённый вовне. Психологическая характеристика личности, направленной на внешний мир и деятельность в нём, отличающейся преобладающим интересом к внешним объектам и т.п. противоположно интровертивному. Экстраполяция – распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую её часть. Эксперимент – 1) (от лат. experimentum – проба, опыт) – изучение психического или педагогического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел Э. и его цель. 2) способ познавательной деятельности в науке и образовании, состоящий в активном воздействии на исследуемое явление путём преобразования (комбинации и варьирования) или изоляция тех или иных условий его существования. Эксперимент – форма практической чувственно-предметной деятельности, наиболее отчётливо связанная с теорией, так как цель эксперимента не в достижении практического эффекта, а в получении знаний, поэтому эксперимент выступает как источник познания, как способ развития и интерпретации теории, как критерий истинности полученных знаний. Эксперимент естественный (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод научного психологического исследования, при котором испытуемый становится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (учение, игра, труд и др.) и часто не подозревает о том, что подвергается изучению. Э. е. впервые предложен на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1910 г. А. Ф. Лазурским и затем получил широкое применение в возрастной и педагогической психологии. Эксперимент констатирующий – метод научного психологического или педагогического исследования, который в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности или особенности каких-либо педагогических явлений и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества или состояния педагогического явления. Констатация определенных научных фактов дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента. Эксперимент обучающий – метод научного педагогического и психологического исследования, который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных навыков, умений, качеств. С помощью Э. о. изучаются возможности развития детей, условия наибольшей успешности их обучения. В дефектологии Э. о. помогает выявить положительные возможности развития психики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, служит основой отбора наиболее эффективных методов работы с детьми с отклонениями в развитии, направленных на коррекцию и компенсацию их дефектов. Эксперимент педагогический – научно поставленный опыт обучения и воспитания в заданных определенных условиях. Результаты сравниваются в экспериментальной и контрольной группах. Целью Э. п. является установление определенной зависимости между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания и обучения и их результатами. Э. п. дает возможность разрешить общие педагогические проблемы и методические вопросы. Э. п. широко используется в дефектологии для поиска наиболее эффективных путей обучения и воспитания различных категорий аномальных детей. Эксперимент формирующий – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств, умений, навыков, знаний. Например, специально организуя занятия, учитель прослеживает, как изменения в обучения влияют на особенности мышления при усвоении понятий. В данном случае формирование протекает в процессе обучения, и такой формирующий эксперимент называется обучающим. Э. ф. может применяться и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности. В этом случае он называется воспитывающим. Экспликация – постоянное повседневное раскрытие воспитанником ценностной сущности предметов реального мира, углубленной в ценностную сущность предмета, вскрытие в нём общечеловеческой значимости для своей жизни в процессе педагогического взаимодействия. Экстенсивное самоуправляемое развитие школы – это количественное адаптационное развитие школы посредством простого наращивания, например, стремясь «выжить» в условиях рыночных отношений, некоторые школы вводят дополнительные учебные предметы в план. Эмоция (возбуждать, волновать) – 1) психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и др.), возникающее у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей; 2) это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом…контакт между людьми происходит лишь в том случае, если они проявляют эмоции. Эверетт Шостром выделяет пять основных эмоций контакта: доверие, любовь, гнев, обида, страх. Эмоционально-волевая готовность к школе – умение ребёнка регулировать своё поведение, деятельность в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживанием. Эмпирические знания – знания, получаемые в результате непосредственного контакта с предметом, или явление реального мира; их содержание складывается из чувственного воспринимаемых свойств и отношений вещей; формой эмпирического знания является отдельный факт или некоторая система фактов, описывающая то или иное явление. Эндорфины – гормоны радости. Эпикуреец – человек, выше всего ставящий личное удовольствие и чувственные наслаждения. Эстетический вкус – вид ценностной ориентации личности или группы людей, взаимодействующий с эстетическими чувствами. Эспицитная концепция личности – открыто, явно выраженная концепция личности. Концептуальный образец, модель гражданина, которого должна подготовить школа для выполнения государственных целей. Эстетическое воспитание – это формирование эстетического отношения человека к действительности и доведение этого отношения до степени творчества по законам красоты и гармонии. (Буров А.И.) Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты. Раскрывать красоту человеческого общения, учить создавать и поддерживать красоту быта, развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить искусство, возбуждать в детях интерес к художественной деятельности, развивать ил творческие способности – в этих основных направлениях выражается сущность эстетического воспитания. Этапы творческого процесса педагога: возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; разработка замысла; воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми; анализ и оценка результатов творчества. Этика социального работника – реализация социальным работником в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения с коллегами, научным сообществом, клиентами. Этический кодекс социального педагога (работника) – свод основных принципов деятельности социального педагога (работника), в котором определены основные этические требования к работнику, ответственность социального педагога перед клиентом, своими коллегами, профессией, обществом, работодателем. Этнокультурное образование – образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия) – явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое педагогическое воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к её пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная. Юношеский возраст – период жизни и развития человека примерно от l5 до l8 лет. Ранняя юность – " третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Главная социальная задача этого возраста – психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь. Это, прежде всего выбор профессии, потребность в общении и владение способами его построения, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, правовом, этическом), потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками. Будучи сформированными, эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста. Отмечая его многоаспектность, в качестве главного признака этого явления психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения. Важнейшими процессами переходного возраста Курт Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Главная проблема l4-17 летних, по Шпрангеру, кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости. Главное новообразование – открытие “я”, развитие рефлексии, осознание Собственной индивидуальности и ее свойства, проявление собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: oт открытия " я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Юношеское " Я", еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Эти две противоположные тенденции отличают юношеское общение, расширение его сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация – с другой. Первая проявляется в увеличении бюджета свободного времени, которое расходуется на него (3-4 часа в сутки в будни. 7-9 часов в выходные и праздничные дни), в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения и. наконец в особом феномене, получившем название " ожидание общения", постоянной готовности к контактам. Вторая тенденция – индивидуализация отношений: строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению. Эти тенденции направлены на удовлетворение разных потребностей школьников: а) пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; б) самовыявиться и встретить понимание. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность самоутвердиться. Поэтому проблемы приобретения и развития навыков общения, умений вступать в контакт с людьми различного психологического склада, формирование культуры общения в широком смысле слова – суть функции досуга в этот возрастной период. Одной из основных задач досуга, организуемого различными объединениями и учреждениями, является помощь Старшеклассникам в выявлении, развитии и формировании интересов. Понятие " интерес" рассматривается ведущими психологами как избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, как тот внутренний социальный стержень личности, который определяет ее духовный облик, характер, гражданские свойства. Виды интересов; 1. По направленности – материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические и т.д. 2. По уровню действенности – пассивные и активные. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний, навыков, способностей и характера. Пассивный интерес – это состояние, при котором познавательные, творческие и иные функции досуга сводятся до минимума или вообще отсутствуют, это существенно замедляет либо тормозит позитивное развитие личности, снижает её способности и продуктивную деятельность. При перегрузке учебной работой старшеклассники все же обладают более продолжительными и более разнообразным досугом, чем взрослые (от 2 до 5 часов свободного времени). Но большинство старшеклассников не имеют устойчивых художественных предпочтений, искусство для них – развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг. Причина " избирательности" досуга старшеклассников лежит не только в природе его интересов и потребностей, а в предлагаемых ему условиях, ассортименте досуговых услуг, обеспечивающих его занятия, в организации этих занятий. Часто пассивность в досуге – это неумение его организовать. Для включения в досуговую деятельность старшеклассник должен обладать соответствующей " досуговой квалификацией", пройдя соответствующий курс обучения. Игра, демонстрация результатов деятельности объединений, коллективов, участие в конкурсах, турнирах – это средства выявления досуговых интересов. Именно здесь формируются группы по интересам: группы, имеющие аморфный интерес, эпизодический, многосторонний, односторонний, интерес с профессиональной направленностью. Развитию интереса старшеклассника соответствуют следующие этапы деятельности: от новизны содержания к новизне формы, к новому методу и обновленному процессу деятельности; от новизны взаимоотношений в объединении к новой целевой программе деятельности и стойкому однопрофильному интересу с профессиональной направленностью. Чтобы досуг помогал становлению самостоятельной, творческой, нравственно воспитанной личности в этот период развития, он должен отвечать двум основным требованиям: а) его проведение должно быть содержательным, требующим интеллектуального и эмоционального напряжения; б) досуговая деятельность должна быть достаточно самоуправляемой, где допускаются разнообразные варианты и способы достижения результата. Лишь при таких условиях старшеклассник эмоционально вовлекается в досуговую деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результат. При нормальной организации досуга происходит снятие психического напряжения, познание окружающей действительности, удовлетворение актуальной потребности в общении, творческое обогащение личности. Хорошо организованная досуговая сфера может успешно нейтрализовать те негативные влияния, которые старшеклассники испытывают в неблагополучной семье, классе, а также компенсировать им внимание, уважение, возможности в самоутверждении. Участие в неорганизованных формах проведения досуга помогает многим тем, что развивает интересы и способности, нравственные формы поведения, вырабатывает жизненные ориентации, направленные на появление удивления, эффекта неожиданности, эмоционального комфорта. Методика взаимодействия участников выстраивается следующим образом: от предмета, интереса к особому подбору содержания деятельности, и рассмотрению проблемной ситуации, позволяющей максимально развить самостоятельность и инициативу. Ведущими тенденциями развития досуговых интересов старшеклассников являются стремление к содержательному, разнообразному проведению свободного времени; усиление избирательности к массовым досуговым действиям; расширение диапазона любительских увлечений, что дает толчок к созданию неформальных групп; наиболее привлекательными становятся малые формы досуговой деятельности (салоны, гостиные единомышленников, связанных общим интересом). Формирование досуговой активности личности в этот возрастной период предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти штампов обыденных представлений, искать новые содержательные формы организации досуга, а с другой – развитие самоконтроля, организованности, умения себя реализовать. Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я – Концепция – устойчивая, в большей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение. Список использованной литературы 1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанс. гос. ун-та, 1996. 2. ВСН 62-91. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения 3. ГОСТ Р 52872-2007. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению 4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» 5. Калимуллин, Д. Д. Педагогический потенциал Интернета в социально-культурной интеграции личности с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Д. Д. Калимуллин. – Казань: ИППО, 2009. – 80 с. 6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 176 с. 7. Коррекционная педагогика и специальная психология: сл.: учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с. 8. Новаторов, В. Е. Культурно-досуговая деятельность: сл.-справ. / В. Е. Новаторов. – Омск, 1992. 9. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: Монография. Научная школа В. Г. Рындак / под общ. ред. В. Г. Рындак; Урал. отд. РАО. – Екатеринбург; Оренбург: Орлит-А, 2002. – 352 с. 10. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1 11. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Соврем. слово, 2005. – 720 с. 12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Науч. Изд-во «Большая Рос. энц-ия». – 2002. 13. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург: СВ-96, 1998. – 352 с. 14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН 2.4.4.1251-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4594). 15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2010 N 17833). 16. Приказ Минкультуры РФ от 25.05.2006 N 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества». 17. Решение Коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002 N 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры» (вместе с «Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», «Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения»). 18. Рындак, В. Г. Творчество. Краткий пед. сл. / В. Г. Рындак. – Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2001. – 108 с. 19. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 20. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (принят ГД ФС РФ 23.12.2009). 21. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366.: ил.
Учебное издание
ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА РУСАНОВА
|