Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. А. Газизов
Газизов Дмитрий Анатольевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Рассматривается характеристика административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств и некоторые проблемы привлечения к административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача.
Ключевые слова: потребление наркотических средств без назначения врача, немедицинское потребление, общественное место, оборот наркотических средств.
Administrative responsibility for not medical consumption of narcotics D.A. Gazizov
The characteristic of administrative offences in the sphere of using narcotics and some problems of calling persons to administrative responsibility for use of narcotics without doctor's orders is considered in the article.
Key words: use of narcotics without doctor's orders, not medical consumption, a public place, use of narcotics.
По оценкам ООН, от 155 млн. до 250 млн. человек (от 3, 5% до 5, 7% населения в возрасте от 15 до 64 лет) во всем мире хотя бы раз употребили запрещенные наркотические средства. Большинство потребителей запрещенных наркотиков в мире (129 - 190 млн. человек) употребляли каннабис. На втором месте в списке наиболее часто употребляемых наркотиков стоят стимуляторы амфетаминового ряда, за ними следуют кокаин и опиаты. Однако если оценивать вред, вызванный потреблением наркотиков, то первое место займут опиаты < 1>.
-------------------------------- < 1> См.: Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2010 г. С. 123. URL: https:// www.unodc.org/ documents/ russia// Reports/ World_Drug_Report_2010_rus_web.pdf.
Российская Федерация как неотъемлемая часть мирового сообщества в полной мере испытывает на себе растущую наркоугрозу. Ситуацию наглядно иллюстрируют данные официальной статистики о зарегистрированных лицах, употребляющих наркотические средства в немедицинских целях. Так, в 2001 г. таких лиц было зарегистрировано 496 419, в 2002 г. - 498 745, в 2003 г. - 495 620, в 2004 г. - 493 647, в 2005 г. - 500 508, в 2006 г. - 517 839 < 2>. -------------------------------- < 2> См. подробнее: Иванов В.П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. N 3 [Электронный ресурс] // СПС " КонсультантПлюс".
Для всестороннего понимания масштабов проблемы потребления наркотиков требуется принять во внимание ряд показателей: оценку потребления наркотиков при помощи коэффициента распространенности (в течение жизни, года, последних 30 дней) потребления среди населения в целом; оценку потенциала проблемного потребления наркотиков на примере потребления наркотиков среди молодежи, издержки и последствия потребления наркотиков, измеренные при помощи спроса на лечение; уровня распространенности заболеваний и смертности, связанной с потреблением наркотиков. Анализ статистических данных об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств позволяет сделать следующий вывод об их структуре < 3>: -------------------------------- < 3> Данные ГИАЦ МВД России за 2004 - 2009 гг. по форме отчетности 1 НОН " Отчет о результатах деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов".
- потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача - 75%; - вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ - 14, 9%; - незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - 8, 7%; - непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли - 1%; - непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мер хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли - 0, 08%; - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров - 0, 03%. Изложенные данные позволяют констатировать, что доминирующее количество правонарушений в сфере оборота наркотических средств приходится на потребление наркотических средств без назначения врача, за которое законодательство об административных правонарушениях предусматривает ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ. По ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ административная ответственность наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах. В ст. 20.22 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах. Между тем ответственность несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет за потребление наркотических средств вне общественного места не предусмотрена (в ст. 6.9 КоАП РФ указано, за исключением случаев - ч. 3 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ). Следует отметить, что, перечислив общественные места, законодатель наложил запрет на другие общественные места (выделено мной. - Д.Г.), при этом не раскрывая их содержание. Понятие общественного места в КоАП не содержится. В иных нормативных правовых актах исчерпывающего перечня общественных мест также нет, нет в них и общего определения указанного понятия. Так, п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ " О полиции" возлагает на полицию обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах. Законодательство субъектов Российской Федерации также предусматривает свой перечень общественных мест. В частности, в ст. 1 Закона Алтайского края от 07.12.2009 N 99-ЗС " Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края" < 4> под общественными местами понимаются: места общего пользования, в том числе улицы, парки, скверы; транспортные средства общего пользования; места общего пользования в жилых домах - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры; территории образовательных и дошкольных учреждений; территории, прилегающие к жилым домам, в том числе детские площадки, спортивные сооружения; территории вокзалов, аэропортов; места для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга. Более того, отдельно определяются общественные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию < 5>. -------------------------------- < 4> Алтайская правда. 19.12.2009. N 402 - 403. < 5> Общественные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию: магазины (салоны), дискотеки, салоны, клубы, сауны, бани, гостиницы и иные помещения (места) временного пребывания граждан, в которых распространяются товары и иная продукция сексуального характера, используется реклама сексуального характера, проводятся зрелищные мероприятия сексуального характера, а также осуществляется показ или демонстрация сцен насилия; игорные и иные заведения, места и помещения, в которых проводятся азартные игры, в том числе с использованием интернет-технологий; пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; территории, на которых осуществляется строительство; коллекторы; теплотрассы; канализационные колодцы; лифтовые и иные шахты, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши зданий; определенные органами местного самоуправления иные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, - ст. 1 Закона Алтайского края от 07.12.2009 N 99-ЗС " Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края" // Алтайская правда. 19.12.2009. N 402 - 403.
Активно в определении общественных мест участвуют органы местного самоуправления. Так, с целью реализации Закона Алтайского края от 07.12.2009 N 99-ЗС " Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края" решением Барнаульской городской Думы от 26 марта 2010 г. N 285 утверждены Перечень общественных мест на территории г. Барнаула, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (приложение 1), и Перечень общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (приложение 2) < 6>. -------------------------------- < 6> Вечерний Барнаул. 07.04.2010. N 49.
В юридической литературе < 7> к общественным принято относить места, специально предназначенные (например, парки, скверы, кинотеатры, вокзалы, аэропорты, кафе, рестораны и т.п.) для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, помещения предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т.п.). -------------------------------- < 7> См.: Безденежных В.М. Административно-правовая борьба милиции против пьянства и алкоголизма. М., 1976. С. 30; Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушения общественного порядка. М., 1977. С. 3 - 22; Рябов Ю.С. Административные правонарушения, рассматриваемые органами внутренних дел. М., 1981. С. 12; Бахрах Д.Н., Соловей Ю.П., Чемакин И.М. и др. Административное право России. Ч. 3: Учебник для вузов. Екатеринбург: Диамант, 1997. С. 55; Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Государственное управление в области внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 69; Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 493.
Интересен зарубежный опыт. Например, в параграфе 10-125 Административного кодекса г. Нью-Йорка (New York City Administrative Code) приводится следующее определение общественного места: доступное для всех или для значительного количества лиц, включая, но не ограничиваясь этим, любые автотрассы, улицы, дороги, тротуары, парковки, торговые площади, места развлечений, детские площадки, парки и пляжи, расположенные в черте города < 8>. -------------------------------- < 8> Section 10-125 New York City Administrative Code [Электронный ресурс] // URL: https://24.97.137.100/nyc/AdCode/entered.htm.
Приведенные выше определения, как правило, содержат примерный перечень общественных мест, а также указание на то, что могут быть и другие подобные места, если они удовлетворяют критерию общественной доступности. Получается, что правоприменитель в ряде случаев вынужден самостоятельно определять, что такое общественное место. И к сожалению, не всегда это совпадает с позицией надзирающего органа. Таким образом, очевидно, что законодательство всех уровней требует доработки. Предлагается в КоАП РФ включить дефинитивную норму, определяющую общественное место. В ней следует привести примерный перечень таких мест, а также указать основные сущностные признаки, позволяющие распространять действие норм на иные места. Из года в год отмечается рост количественного показателя выявленных административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача): в 2004 г. - 21 089, в 2005 г. - 40 689, в 2006 г. - 56 250, в 2007 г. - 67 223, в 2008 г. - 71 426, в 2009 г. - 66 431. Количество выявленных административных правонарушений по ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах) составило в 2004 г. - 146 138, в 2005 г. - 50 013, в 2006 г. - 56 133, в 2007 г. - 66 056, в 2008 г. - 22 526, в 2009 г. - 18 305. Особую тревогу вызывает ежегодный рост количества выявляемых административных правонарушений по ст. 20.22 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за потребление несовершеннолетними лицами наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Так, в 2004 г. было выявлено 29 737 указанных правонарушений, в 2005 г. - 29 622, в 2006 г. - 29 475, в 2007 г. - 33 479, в 2008 г. - 40 832, в 2009 г. - 44 806. Административным правонарушениям, связанным с немедицинским потреблением наркотических средств, присуща высокая латентность. Поэтому, на наш взгляд, ее уровень таков, что любое повышение активности правоохранительных органов в выявлении анализируемых правонарушений приводит к росту статистического показателя, а снижение активности - к его уменьшению. Следовательно, статистические данные показывают не реальное количество административных правонарушений, а скорее активность или пассивность работы правоохранительных органов. Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. < 9>. В п. 21 предусмотрено, что Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту. В целях сокращения предложения наркотиков обеспечивается ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков. -------------------------------- < 9> См.: СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3015.
Во исполнение Стратегии Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" < 10> вносятся изменения в санкцию ст. 6.9 КоАП РФ, т.е. ужесточается административный штраф, размер которого устанавливается от четырех до пяти тысяч рублей. Однако изменения никак не коснулись ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ (немедицинское потребление наркотических средств в общественных местах) и ст. 20.22 КоАП РФ (потребление наркотических средств несовершеннолетними). -------------------------------- < 10> См.: СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 29.
Таким образом, имеется явное несоответствие в санкциях норм, предусматривающих административную ответственность за немедицинское потребление наркотических средств, так как наказание за немедицинское потребление наркотических средств в общественных местах либеральнее, чем вне общественных мест (например, дома, в салоне личного автомобиля и т.п.). Хотя потребление наркотических средств в общественных местах более опасно, так как это является своего рода пропагандой и может способствовать вовлечению в указанные действия значительного количества лиц. Так, ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Статья 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Более того, Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" < 11> внесены изменения и в ст. 6.13 КоАП РФ (дополнена частью 2). Указанная статья предусматривает административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. -------------------------------- < 11> См.: СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 29.
Однако по ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления. По ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ действие, предусмотренное ч. 1, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Возникает вопрос: а рекламная продукция и оборудование, использованное для ее изготовления, не подлежат конфискации? При совершенствовании законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств необходимо четко выполнять требования п. 4 Стратегии государственной антинаркотической политики о том, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на принципах системности, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности. На наш взгляд, непосредственным объектом административных правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств вне зависимости от того, где они употребляются, в общественных местах или нет, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения. С учетом указанного предлагается установить единую норму, предусматривающую ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, изложив ч. 1 и 2 ст. 6.9 КоАП РФ в следующей редакции: " Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача 1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. 2. То же действие, совершенное в общественных местах, - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации".
- Газизов Д.А. Административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 52 - 55.
|