Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательное обеспечение борьбы с пропагандой⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
НАРКОТИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ < *>
А.Н. СУХАРЕНКО
-------------------------------- < *> Sukharenko A.N. Legislative ensuring of struggle against propaganda of drugs in the Internet.
Сухаренко А.Н., директор АНО " Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ" (г. Владивосток).
В статье рассматриваются вопросы противодействия пропаганде наркотиков в сети Интернет с акцентом на сложившуюся систему нормативно-правового регулирования этой сферы антинаркотической деятельности.
Ключевые слова: пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, Интернет, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ.
The article considers the issues of fighting propaganda of drugs in the Internet with attention to the current system of normative-law regulation of this sphere of antinarcotic activities.
Key words: propaganda of narcotic means and psychotropic substances, Internet, illegal advertising of narcotic means and psychotropic substances.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. в качестве одной из основных задач по сокращению масштабов немедицинского потребления наркотиков выделено формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем противодействия деятельности по пропаганде и рекламе наркотиков и других психоактивных веществ < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 " Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 3015.
Постановка этой задачи обусловлена масштабами наркотизация населения, которая безостановочно разрушает здоровье и жизни миллионов людей, подрывает жизнеспособность общества и государства. Так, по оценкам директора ФСКН России В.П. Иванова, около 18, 5 млн. россиян (13% населения) хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Из них 8, 5 млн. граждан употребляют наркотики эпизодически либо регулярно, в том числе 800 тыс. употребляют наркотики опийной группы (героин и пр.), 1, 5 млн. - синтетические, а остальные - предпочитают марихуану. Более 80% наркозависимых лиц - граждане в возрасте от 18 до 34 лет. Ежегодный ущерб российской экономики от наркомании оценивается в 600 млрд. руб. < 2>. -------------------------------- < 2> Приведенные данные из выступлений В.П. Иванова указаны по материалам ИТАР-ТАСС.
Сегодня Россия оказалась буквально наводнена неприкрытой рекламой немедицинского употребления наркотиков. Поисковые системы по запросу " наркотики" или синонимам дают ссылки более чем на 5 тыс. русскоязычных сайтов, из которых менее 1% являются антинаркотическими. Остальные сайты занимаются открытой пропагандой наркотиков и наркотического образа жизни < 3>. -------------------------------- < 3> См.: За пропаганду наркотиков в сети предложили сажать на два года // Взгляд. 09.07.2012.
Подобная реклама оказывает пагубное воздействие, в первую очередь на несовершеннолетних лиц с их еще не сформировавшимися мировоззрением и психикой, относительно легко поддающихся влиянию, стимулирует формирование у них интереса к наркопотреблению. Это, в свою очередь, способствует созданию устойчивого спроса на наркотики, что ведет к расширению наркорынка < 4>. -------------------------------- < 4> Ежегодно в России к уголовной ответственности за причастность к незаконному обороту наркотиков привлекаются свыше 100 тыс. граждан.
По мнению 42% россиян, опрошенных Фондом " Общественное мнение", в наибольшей мере распространению наркомании в обществе способствует бесконтрольность детей, 22% - скука и недостаток смысла жизни, 18% - отсутствие жизненных перспектив у молодежи, 10% - влияние средств массовой информации < 5>. -------------------------------- < 5> Опрос " Фомнибус" 23 - 24 апреля 2011 г. 43 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 1500 респондентов.
Организация противодействия пропаганде наркотиков в условиях быстрого развития сферы информационных технологий, и особенно сети Интернет, потребовала не только принятия мер на национальном уровне, но и развития международного сотрудничества в данной сфере. Согласно ч. 2 ст. 34 Устава Международного союза электросвязи, принятого 22 декабря 1992 г. в Женеве < 6> (с изменениями от 6 ноября 1998 г. < 7>) и ратифицированного Российской Федерацией < 8>, члены Союза сохраняют за собой право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия. -------------------------------- < 6> См.: Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 3 - 29. < 7> См.: Поправочный документ от 6 ноября 1998 г. к Уставу Международного союза электросвязи (Женева, 1992 г.), поправленному Полномочной конференцией (Кито, 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 6. С. 3 - 23. < 8> См.: Федеральный закон от 30 марта 1995 г. " О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" и Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 193-ФЗ " О ратификации поправочных документов к Уставу и Конвенции Международного союза электросвязи 1992 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 14. Ст. 1211; 2001. N 53. Ч. 1. Ст. 5029.
Во исполнение взятых на себя международных обязательств Российской Федерацией установлен запрет на пропаганду и рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предусмотренный ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" < 9>. -------------------------------- < 9> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219.
Кроме того, в Закон Российской Федерации " О средствах массовой информации" < 10> внесены поправки, запрещающие распространение в СМИ, в том числе в компьютерных сетях, сведений о способах и методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также запрещающие пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы, рассчитанной на медицинских и фармацевтических работников < 11>. -------------------------------- < 10> См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 7. Ст. 300. < 11> См.: Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ " О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации " О средствах массовой информации" в связи с принятием Федерального закона " О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 26. Ст. 2737.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ " О рекламе" < 12> не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В качестве общего требования к рекламе установлен запрет побуждать к совершению противоправных действий. Административная ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств и психотропных веществ установлена в ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) < 13>. -------------------------------- < 12> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12. Ст. 1232. < 13> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.
Несмотря на это, по нашему мнению, правовые нормы, направленные на противодействие пропаганде наркотиков, в том числе меры административной ответственности, остаются декларативными, размеры наказаний незначительны, а случаи их применения единичны. Так, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2009 г. судами рассмотрено немногим более 200 соответствующих административных дел, а сумма наложенных штрафов составила всего 410 тыс. руб. В 2010 г. оштрафовано 125 лиц на общую сумму около 900 тыс. руб. В 2011 г. рассмотрено 155 дел по ст. 6.13 КоАП РФ, а общая сумма наложенных штрафов достигла 5, 2 млн. руб. Для повышения эффективности антинаркотической деятельности внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ), ужесточившие ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ) < 14>. -------------------------------- < 14> См.: Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 54-ФЗ " О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 24. Ст. 3071.
Кроме того, в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект, дополняющий УК РФ статьей о пропаганде и рекламе наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет. Такие действия авторы законопроекта предлагают наказывать штрафом до 50 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период до 6 месяцев. Альтернативными мерами наказания могут стать обязательные работы на срок от 180 до 240 часов либо исправительные работы на срок до 2 лет, ограничение или лишение свободы на тот же срок < 15>. -------------------------------- < 15> Об этом см.: За пропаганду наркотиков в сети предложили сажать на два года // Взгляд. 09.07.2012.
Указанные предложения соответствуют международной практике. Так, согласно докладу Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 г., во Франции любая печатная или аудиовизуальная информация о наркотиках рассматривается как подстрекательская к злоупотреблению наркотиками и наказывается тюремным заключением на срок до 5 лет или крупным штрафом. В Германии под подстрекательством к потреблению наркотиков понимается распространение любых письменных материалов о наркотиках, а в Венесуэле не допускается использование рисунков, фотографий, лозунгов или любых иных форм символики наркотиков в печатных или аудиовизуальных средствах массовой информации < 16>. -------------------------------- < 16> Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст.: А.В. Федоров. М.: Астрея-центр, 2007. С. 84.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ " О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" < 17>. Согласно ему, к числу запрещенной относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотики, психотропные и (или) одурманивающие вещества. -------------------------------- < 17> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 48.
В этот Закон уже внесены изменения, направленные на совершенствование механизма, обеспечивающего защиту детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию < 18>. Ими для ограничения доступа к соответствующим сайтам предусматривается создание с 1 ноября 2012 г. Единого реестра доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов сайтов, содержащих запрещенную информацию. В том числе в реестр будут включаться сайты, публикующие информацию о способах изготовления и использования наркотиков, а также местах их приобретения. -------------------------------- < 18> См.: Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 N 31. Ст. 4328.
Между тем основными условиями эффективного противодействия пропаганде и рекламе наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по нашему мнению, является не только модернизация законодательства, регулирующего размещение информации и установление ответственности за пропаганду и рекламу наркотиков, но и организационные меры, включающие: - систематический мониторинг отношения населения к наркопотреблению в социальных сетях и на локальных сетевых ресурсах; - налаживание конструктивного диалога между хостинг-провайдерами и контролирующими органами в целях ограничения доступа абонентов к указанным ресурсам путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации IP-адреса сайта; - организацию активной первичной профилактической работы с целью создания негативного отношения к наркотикам у молодежи, создание системы антинаркотической пропаганды < 19>; -------------------------------- < 19> Об этом, напр., см.: Итоговый документ круглого стола ФСКН РФ " О создании системы антинаркотической пропаганды" // Наркология. 2005. N 3. С. 11; Итоговый документ круглого стола ФСКН России " О создании системы антинаркотической пропаганды" в рамках деловой программы X Международного форума " Технологии безопасности" // Наркология. 2005. N 5. С. 2; Целинский Б.П. Система антинаркотической пропаганды // Наркология. 2005. N 5. С. 3 - 4; Селиверстов С.Э. Методы и принципы конструктивной пропаганды, эффективно " конструирующей" непроблемное поведение // Наркология. 2007. N 2. С. 63 - 69; N 3. С. 42 - 53; Информационно-аналитическое совещание " Проблемы современной социальной рекламы антинаркотической направленности" // 2007. N 5. С. 19 - 26.
- пропаганду здорового образа жизни среди населения. Как свидетельствует опыт ряда стран, проведение эффективной работы в указанной сфере в сочетании с установлением ответственности за пропаганду наркотиков и обеспечением ее должной реализации (правоприменения) позволяет существенно снизить уровень пропаганды наркотиков в средствах массовой информации, а также в сети Интернет.
|