Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Эстетика исполнительского искусства. Исполнительский стиль. Факторы его формирования
Жанр и стиль как типологические общности музыкальных произведений и как комплексы средств музыкальной выразительности. Исполнительский стиль является выражением художественных ориентиров исполнителя, художественной школы (направления) и индивидуальности музыканта. Под исполнительской личностью мы понимаем откристаллизированные в духовном мире ее ментально-эстетические, индивидуально-психологические и целостно-коммуникативные исполнительские качества, которые составляют почву для формирования исполнительского стиля. Исполнительская личность индивидуализирована в той мере, в какой она владеет самостоятельностью в своих суждениях, убеждениях, взглядах, то есть независимостью собственного мировоззрения, когда сознание не «зашлакованное», а владеет собственными, независимыми исполнительскими установками, наблюдениями, мышлением, переживанием, своеобразной системой художественно-технической выразительности, базирующейся на специфике инструментальной техники. Исполнительская индивидуальность как ядро личности характеризуется такими особенностями как: музыкальные способности, индивидуально-психические качества, музыкально-исполнительский опыт. Именно эти особенности придают неповторимость каждой исполнительской личности. Таким образом, индивидуальность – неповторимое, своеобразное проявление личности в музыкально-исполнительской деятельности. Самоосознание собственной оригинальности, особенностей музыкального произведения через призму исполнительского мировоззрения составляет сущность персонализированной (индивидуализированной) исполнительской личности музыканта. В контексте данного исследования исполнительское мировоззрение предстает как система сформированных взглядов на музыкальное искусство, объединенных личностными принципами музыкально-исполнительской деятельности. Исполнитель формирует мировоззрение в процессе выхода за пределы собственной индивидуальности и обращения своего духовного взгляда на интонированное миропонимание композиторской фабулы произведения, на отображение в ней композиторского миросозерцания. Таким образом, рождается диалог двух мировоззрений – двух сфер музыкальных идеалов – персонажей, героев, образов – композиторского и исполнительского. Эпичность, лиричность, драматичность как возможные тонусы исполнения. Соотношение эмоциональных и рациональных моментов в исполнительском стиле. Отстраненность, образная конкретность, театральность в творческом облике музыканта. Личностное высказывание, диалогичность, персонализация образов в исполнительском процессе. Масштабность и камерность, доверительность исполнения. Композиторский текст как основа становления музыкального образа, порождающее начало исполнительского процесса. Взаимодействие стиля эпохи создания произведения и индивидуального стиля композитора - и стилевых аспектов эпохи исполнения произведения и индивидуального стиля исполнителя. Внешняя сдержанность и академическая строгость исполнения, преобладание музыкального воздействия на слушателя. Активная жестикуляция, сценическая раскованность исполнителя, весомость визуального ряда в музыкальном исполнительстве эстрадного и народно-песенного плана. Классицистский и романтический типы исполнительского стиля Классицистский исполнительский стиль, его рациональные основы. Строгое соблюдение композиторского текста, ритмическая строгость, динамическая контрастность, определенность штриховой дифференциации, стремление к четкому построению музыкального целого, к ясной архитектонике музыкального произведения. Обобщенность музыкальных образов, опосредованность музыкальной выразительности стилистикой исполняемого произведения, отказ от заостренной характеристичности и открытой эмоциональности. Романтический исполнительский стиль. Многоплановость настроений, свобода и гибкость переходов от активности к покою и умиротворенности, мгновенные переключения настроений и длительное пребывание в одном состоянии. Импровизационное ощущение музыки. Кантиленное звуковедение, широкое применение крещендо и диминуендо, тонкость агогики и нюансировки. Эмоционально-смысловые арки как способ достижения архитектонической стройности произведения. Систематизация исполнительских стилей Д. Рабиновича: виртуозный, эмоциональный, рациональный и лирически-интеллектуальный. Национальные школы исполнительства. Характерные для них типы эмоциональности, различная степень проявления логического начала. Соотношение ритмического и мелодико-интонационного (песенного) компонентов музыкальной выразительности. Особым аспектом проявления стиля является исполнительское искусство. Его стилевые черты труднее определить, т. к. исполнительская интерпретация опирается не только на объективные данные раз и навсегда зафиксированного нотного текста. Даже оценка имеющихся ныне механиче-ских, стерео записей исполнения исходит из более произвольных и субъек-тивных критериев. Однако такие определения существуют, и их классифика-ция приблизительно совпадает с основными направлениями в композитор-ском искусстве. В исполнительском искусстве также сочетаются индивиду-альный стиль музыканта и господствующие стилевые тенденции эпохи; ин-терпретация того или иного произведения зависит от эстетических идеалов, мировоззрения и мироощущения художника. При этом такие характеристики, как «романтический» стиль или «классический» стиль исполнения, свя-зываются прежде всего с общей эмоциональной окраской интерпретации – свободной, с заостренными контрастами или строгой, гармонично уравнове-шенной. «Импрессионистическим» стилем исполнения обычно называют стиль, в котором любование красочными оттенками звучания преобладает над логикой формы. Таким образом, определения исполнительского стиля, совпадающие с названиями соответствующих направлений или тенденций в композиторском искусстве, обычно опираются на какие-либо отдельные эстетические призна-ки. Искушенный слушатель свободно ориентируется в системе стилей и благодаря этому лучше понимает музыку. Он легко отличает, например, рас-члененные, строгие и стройные, почти архитектурные формы музыкального классицизма от текучей массивности барокко, ощущает национальную ха-рактерность музыки С.С. Прокофьева, М. Равеля, А.И. Хачатуряна, по пер-вым же звукам определяет, произведение какого композитора исполняется. Музыкальные стили связаны со стилями других искусств. Наполненные изящными и галантными украшениями пьесы для клавесина французских композиторов ХVIII в. Ж. Ф. Рамо и Ф. Куперена похожи на живопись в сти-ле рококо, пронизанную мелкими завитками линий. Музыка К. Дебюсси, од-ного из ярких представителей музыкального импрессионизма, близка живо-писи, одухотворенной вибрацией света, мерцанием мазков, туманящих твер-дые контуры предметов. Эти связи также обогащают понимание музыки. Своеобразие стилей выявляется в отличительных признаках, они сбли-жают различные произведения одного стиля, в то же время отграничивая их от музыки иных стилей. Приметы стиля пронизывают решительно все стороны музыки – фактуру, ритм, мелодику, гармонию и др. Но стиль не сводится лишь к сумме отличительных признаков содержания и формы. Он представляет собой живое единство, а не механический набор примет. Именно эта духовная глубина, неповторимость выраженного в произведении мироощущения композитора привлекают нас.
|