Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Академическое музыкальное искусство
Академическое музыкальное искусство – универсальное направление в художественном творчестве, использующее унифицированный интонационный язык, способный с помощью особых выразительных средств воплощать анропосоциальные отношения. Русская музыкальная культура сформировалась как неповторимый вариант общеевропейской и как одно из крупных мировых художественных явлений. Периферия России, в том числе и сибирские города, воспринимали западную музыкальную модель в основном сквозь призму русского варианта (царева е.с.). Считается (Д. Варламов), что русское академическое музыкальное искусство эволюционирует из синкретичного фольклорного мышления, языка и творчества в универсальную систему академического искусства. Академи́ ческая му́ зыка — музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. Академическая музыка является составной частью культуры европейского типа, но в отличие от последней обозначает более узкое звуковое пространство, ограниченное высокими духовными критериями, строгими ориентирами, определяющими интонационный массив и предполагающими наличие необходимой для его реализации сложной инфраструктуры. (Царева Е.С.) Закономерности и процессы, постепенно приводящие к академизации: Унификация интонаций и становление интонационного языка и мышления человечества; Переход от нетемперированного диатонического к темперированному хроматическому звукоряду; Переход от устной к письменной системе хранения музыкальной информации; Усложнение музыкального языка, форм и содержания творчества; Унификация ладовых систем; Расширение образных, интонационных, стилистических сфер, углубление и усложнение содержания и форм произведений; Создание оригинального репертуара, использующего унифицированные жанры, формы и творческие методы; Разработка усовершенствованных конструкций инструментов, отвечающих нормам и требованиям хроматизации, тембр которых отвечает эстетике звуковых представлений. Таким образом, академическое искусство противопоставлено народному, с одной стороны, и попсовому – с другой. Его исторические истоки. Академическая музыка как специализированная форма духовной деятельности. Ее вычлененность из повседневности, свобода от прикладных функций. Взаимосвязи академического искусства с литературой, театром и другими видами художественной деятельности. Разнообразие эмоционального строя академической музыки, ее широкий образный диапазон, богатство интонационного фонда, глубокая стилевая и жанровая дифференциация. Одной из главных эстетических норм академической музыки является высокая степень художественного обобщения и индивидуализированность музыкальных образов. Личностный характер творчества и присвоения художественных ценностей Проблема творчества традиционно изучалась, прежде всего, психологией. В настоящее время, подчеркивая личностный характер творчества как одну из его важнейших черт, закономерно возникла необходимость не только продолжить всестороннее изучение собственно психологии творчества, но и увидеть пересекающиеся моменты (эстетико-психологический, морально-эстетический, психологический - искусствоведческий), вне анализа которых вряд ли возможно овладение всем объемом понятия «творчество». Анализируя природу художественного таланта, важно обращать внимание на такие его черты, как богатство эмоциональных переживаний, наблюдательность, ассоциативность и т.д. Исследование художественного творчества ведется на фоне широкого искусствоведческого анализа, с осмыслением специфики творческого процесса конкретных художников. Творчество - это сознательная, продуктивная деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей, имеющих общественноисторическую значимость. Особое внимание следует обратить на такие характеристики творчества как «неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность». При этом следует выделить общественно-историческую значимость, уникальность результатов творческого процесса. Что же касается таких характеристик как неповторимость и оригинальность, «то может возникнуть двойственное отношение к ним, так как ряд советских исследователей считают, что творчеством является не только создание нового, но и активное «освоение уже существующего богатства культуры». Применительно к творчеству как освоению созданного оригинальность и неповторимость утрачивают именно новое как обязательную качественную характеристику творчества. Освоение созданного несет в себе элементы новизны лишь для конкретного индивида. Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание сознания личности объективировано в мозгу и не существует отдельно от индивида, оно есть результат присвоения себе культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут через осознанную творческую активность человека. (О. Шпенглер). Общепризнанным является положение, что культура - это результат совокупной деятельности человечества и наличный процесс сохранения, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура - объекты развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга. В процессе своей деятельности человек сам формирует себя как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. п [2; 114]. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры. [2; 114] Национальная характерность, почвенность и общечеловеческое значение академического искусства Национальное в культуре и искусстве — это, конечно же, не столько зарисовка быта, обрядовых обычаев, традиций, сколько самобытный характер, язык, психология народа, его культурно-историческая почва, особенности мировосприятия и мироотношения. В искусстве — это прежде всего характеры, изобразительно-выразительные средства, форма художественного выражения. Общечеловеческое проявляется через отдельные национальные культуры; ценностные качества каждой из них есть в той или иной мере ценности общечеловеческие. Однако место особенного, отдельного может быть не менее успешно замещено иными, ненациональными социокультурными структурами.
|