Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие о музыкальной культуре. Роль музыки в жизни общества






Культура как духовное бытие человечества.

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Культу́ ра (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Творческая деятельность человека и его приобщение к духовным ценностям.

Ценностный (аксиологический) аспект культуры. Общечеловеческие и конкретно-социальные компоненты культуры. Диалектика личностного и общественного начал в культуре.

Культура по своей природе, по своей глубинной направленности общечеловечна. Она призвана выразить общечеловеческое содержание, воплотить и утвердить общечеловеческие, независимые от сословных и классовых различий духовные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Культурная жизнь человечества - это «светлый путь синтеза, собирания добра». Так понимал ее русский философ Вл. Соловьев. Но общечеловечность культуры не однозначна и отнюдь не прямолинейна. Реализация общечеловеческого начала в процессе духовного развития человечества оказывается очень сложной и противоречивой, а порою и мучительной. Накопление духовных ценностей, утверждение истины, добра и красоты, то есть всего того, что имеет подлинно гуманистическую природу, протекает в борьбе и сомнениях. Но в том-то и состоит основная функция культуры, чтобы поставить под сомнение все ложное, злое и безобразное. И в этом процессе немалую роль играет музыка.

Соответственно трем основным формам культурной дифференциации, понятие «общечеловеческое» можно противопоставить исторически ограниченному, национальному и конкретно-социальному (то есть классовому или сословному). В этих же противопоставлениях следует рассматривать проявления общечеловеческого начала и в музыкальном искусстве.

Очевидна историческая конкретизация музыкального искусства, выражающаяся в постоянном развитии и обновлении его функций, общественной музыкальной среды, способов художественного мышления. Музыка запечатлевает в своих структурах историческую манеру мышления человека, раскрывает типичные для определенного времени образы и эмоциональные состояния. Т. Адорно видел сущность художественного творчества в «бессознательной шифровке социальных импульсов, отражающих исторический момент и сказывающихся прежде всего в форме, которую художник мыслит и которая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма " ведет" художника, принуждая его создавать те или иные произведения как " шифры социального"» (2). В каждую историческую эпоху наряду с произведениями, утрачивающими через какое-то время свою художественную актуальность и в лучшем случае становящимися лишь «документами эпохи» (К. Дальхаус), создаются произведения, имеющие непреходящую историческую ценность и навеки остающиеся в общечеловеческой сокровищнице искусства. Свидетельством тому является современная музыкальная жизнь, включающая в свою орбиту музыку многих предшествующих столетий.

Не менее определенна национальная конкретность музыкальной культуры. Различия музыки разных регионов Земли, творчества отдельных народов - эмпирически наблюдаемая данность. Даже в рамках так называемого " европейского профессионализма" не могут игнорироваться особенности французской, итальянской, австрийской, немецкой музыкальной культуры, не говоря уж о своеобразии норвежской, польской, русской музыки. Еще более очевидны глубокие отличия музыкальных культур других частей света – cтран Востока и Юга планеты. Иные функции музыки, иное социальное и психологическое содержание, принципиально иной звуковой строй и способы организации. Но история развития музыкальной культуры, практика современного культурного общения показывают, что между музыкальным искусством различных континентов нет непроходимых границ. Люди находят пути навстречу друг другу, учатся ценить и понимать культуру братьев по разуму. Вл. Соловьев, на которого мы уже ссылались, в конце прошлого века утверждал, что «мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества» (3). Тем более очевидной становится значимость этой мысли теперь, когда народы земли не только потенциально, но и реально могут участвовать в процессе интенсивного культурного взаимодействия. Открытость по отношению к культурам других народов – это условие обогащения и развития любой национальной культуры, условие культурного развития каждого отдельного человека. И в области музыки это не менее важно, чем в других областях художественного творчества.

Выражение общечеловеческого содержания в музыке, так же как в искусстве вообще, имеет также социальную окрашенность. Мы различаем крестьянский фольклор и городскую песенную культуру, мы знаем, что аристократическое искусство отличалось от искусства мещанского круга. Данное различение в известной мере связано со сменой стилей и эпох в искусстве. Если классицистское искусство 18-го века - это искусство аристократическое по своим основным социальным истокам, то ранняя романтическая музыка - искусство прежде всего мещанское. Возникновение и развитие этого искусства проходило в другой социальной среде, окрашивавшей его в близкие ей тона. Конечно, в данный момент мы выделяем лишь центральные моменты: социальная база любого художественного явления сложна и противоречива. Искусство определенного общественного слоя в процессе исторического развития принимается представителями иных общественных слоев, наследуется ими. Это и свидетельствует о наличии общечеловеческого начала в искусстве. Тем не менее мы можем с полным основанием говорить, что определенный социальный слой несет с собой свое искусство и свое понимание общечеловеческого начала.

Более того, порою различные области культуры могут быть враждебно настроены одна против другой. Разве мы не ощущаем враждебности между классической музыкой или, условно говоря, музыкой серьезной ориентации и так называемой поп- и рок-культурой? С общесоциологических позиций мы можем рассматривать и принимать и то, и другое. Но наш художественный вкус, наши эстетические устремления склоняют нас в ту или иную сторону. Далеко не просто совместить в человеческом сознании различные художественные миры. Для многих рок-музыкантов и особенно для не слишком развитых любителей рок-музыки не существует классического искусства. Напротив, для большинства людей, освоивших серьезные музыкальные жанры, чуждыми оказываются многие явления массовой музыкальной культуры. Подобные столкновения имеют место и в других областях искусства. Культура сложна, ее носители – люди различных социальных слоев, различных культурных ориентаций.

Однако сказанное не мешает нам признать, что искусство, возникшее в условиях классово разнородного общества приобретает общечеловеческое значение, несет в себе такие ценности, которые преодолевают узкую социальную органиченность его создателей. Г. Куницын справедливо отмечает, что «состав современной нам мировой художественной культуры почти целиком создан в обществах, разделенных на классы». При этом «общечеловеческий момент содержится вовсе не только в «языке», в форме искусства, но и в содержании». Общечеловеческое содержание, выражаемое в произведениях искусства, согласно Г. Куницыну, - это то, что способствует прогрессу общества и личности, «что связано с движением общества к свободе во всех ее гуманистических проявлениях, … это истина, добро и красота в их социально-конкретном выражении…» (4). Произведения, составляющие золотой фонд музыкальной культуры, создавались для удовлетворения потребностей религиозного культа или украшения аристократического быта, раскрывали духовный мир представителей буржуазного общества, но их глубинное содержание составляют общечеловеческие ценности: они раскрывают светлое преклонение человека перед природой, лучшие стороны общественной морали, богатство человеческих переживаний, непреходящие представления о гармоничности и красоте.

Общечеловеческое содержание музыкального искусства не есть некое изначально данное качество, оно утверждается в результате исторического развития искусства, накопления и отбора художественных ценностей.

Чтобы стать общечеловеческим, искусство прежде всего должно быть человеческим. Общечеловеческое возникает в результате сложной переплавки всего подлинно человеческого в искусстве, всего того, что раскрывает истинную природу человека. Человек, конечно, всегда исторически и социально конкретен. Не существует «общечеловеков», не существует людей, которые являлись бы реальным воплощением идеи общечеловечности. Но общечеловечность существует как тенденция развития человеческого рода, как идеал, направляющий и регулирующий это развитие. Общечеловеческое начало является результатом развития человеческой мысли, человеческой культуры, результатом всего исторического опыта. Оно включает в себя, следовательно, прошлое и настоящее. Но в структуру общечеловеческого, в структуру его оснований входит и будущее, поскольку человеческая жизнь и деятельность не ограничиваются констатацией свершившегося, но ориентированы на будущее и должное. Только развернув наш опыт в будущее, в необъятные глубины грядущего мы можем получить общечеловеческое содержание как подлинное средоточие человеческого блага - истины, добра и красоты.

Сказанное также означает, что общечеловеческое содержание всегда находится в процессе становления. Оно объективно существует, управляет нашей жизнью, но никогда не достигает своей завершенности. В отношении истины данное положение давно осознано. Понимание диалектического соотношения абсолютной и относительной истины, объективного характера первой и субъективной ограниченности второй является одним из выражений противопоставления общечеловеческого и конкретно-исторического. Абсолютная истина есть тенденция, идеал, полнота выражения общечеловеческого начала, которое стремится преодолеть ограниченность конкретно-исторического знания, преодолеть относительность понимания реальных процессов, происходящих в природе и обществе, и выйти на такой уровень познания, которое характеризовалось бы полной адекватностью знания реальности. Именно такая позиция позволяет нам полагать, что всегда ограниченное относительное знание есть частица полного, абсолютного знания, к которому стремится человечество и в достижение которого делает свой вклад каждый исследователь.

Аналогичные процессы происходят в отношении добра и красоты. Человеческая мораль есть выражение опыта совместной жизни многих поколений людей, различных народов. Она есть результат многовекового исторического опыта. Но она есть также выражение тенденций исторического развития, она обобщает наши представления о должном, о том, как должны жить люди. Мораль устремлена в будущее. В этой сфере также наблюдается соотношение относительного и абсолютного, того, что достигнуто и соответствует сегодняшнему положению вещей, и того, что предстоит достичь. Примером решения проблем морали, опирающегося на общечеловеческие идеалы, на одухотворенное отношение к миру прошлого, настоящего и будущего, явилась философия русского мыслителя Владимира Соловьева.

Идея «собирания добра», стремление «разглядеть в мире природы и истории светлые и жизнеутверждающие начала, помогающие восхождению людей к общечеловеческим нравственным идеалам» (5) - одна из его главных идей. Не случайна в данном контексте установка Соловьева (хотя и утопическая) на объединение церквей, на преодоление религиозных различий. Он полагал, «что заповедь Христа о любви к ближнему должна распространяться на отношения между народами, ибо каждый народ " оказывается на деле лишь особою формой всемирного содержания, живущего в нем, наполняющегося им и воплощающего его не для себя только, а для всех" (6).

Правда, следует признать, что «светлый путь синтеза и собирания добра», за который ратовал В. Соловьев, нельзя пройти иначе, как в борьбе и насилии. Светлый идеал добра всегда остается горизонтом, к которому мы стремимся. Философскую веру в добро и красоту нужно сочетать с понимание противоречивости жизни и неизбежности зла. Высокие порывы следует проверять трезвым взглядом на реальное положение вещей. Ставя под сомнение «все ложное, злое и безобразное», приходится признать, что они не отступают сами по себе, что для их искоренения требуются серьезные усилия. Соловьевскую идею «собирание добра» надо дополнить сложной диалектикой отрицания и мучительного поиска, исследованием широкого поля идей, образов, человеческих идеалов и стремлений.

Особенно плодотворна идея «собирания добра» в области художественного творчества. В этой сфере нет причин для антагонистического отрицания. Все, в чем ярко отразился человек с его радостями и печалями, с его мыслями о жизни, достойно занять свое место в художественной сокровищнице человечества. Мировая художественная классика (в частности музыкальная) и является таким общечеловеческим достоянием. Она является результатом многовекового собирания художественных ценностей, результатом строгого, но справедливого отбора всего наиболее яркого и значительного, всего того, в чем отразилась духовная жизнь людей различных исторических эпох. Мировое художественное наследие в его совокупности выражает подлинное общечеловеческое содержание, все его богатство, потенциально являющееся достоянием каждого нового поколения людей, каждого отдельного человека. Вопрос состоит лишь в том, что это богатство нужно осваивать. А это не происходит само собой. Овладение художественным наследием человеческой культуры требует коллективных усилий, развития художественного образования, неустанной воспитательной работы. Но главное, усилий каждого человека, выработки личностной установки на собственное духовное развитие и обогащение. Каждый должен понять, что полноценная и содержательная жизнь возможна только в результате личного художественного развития, без которого человек лишает себя высоких духовных радостей.

В ряду художественных ценностей, которые предстоит освоить каждому культурному человеку, на первом плане стоят ценности национальной культуры, той культуры, в рамках которой человек родится и развивается. Усваивая язык и культуру своей матери, человек усваивает базовые человеческие ценности, то, что лежит в основе жизни любой нации. Он становится личностью, осознает себя представителем своего рода. Он усваивает и те компоненты национальной культуры, которые имеют общечеловеческое значение, тем самым готовя себя к освоению все новых и новых сторон мировой культуры. Усвоение национальной культуры развивает в человеке чувство собственного достоинства, чувство патриотизма. А это дает возможность выработать в себе уважение к художественному творчеству других народов, стремление его понять, усвоить, ассимилировать. Личное, родовое, национальное, интернациональное составляют сложный мир духовной жизни человека, которая становится тем полнее и богаче, чем более широкий круг явлений мировой художественной культуры может освоить (и тем самым «присвоить») человек. На пути этого духовного роста встают многие трудности. Культура не дается сама по себе. Она требует постоянной и неустанной работы над преодолением содержательных и языковых трудностей, над развитием интеллекта и эмоциональности.

Музыку нередко называют универсальным языком человечества. В этой мысли есть, конечно, немалое преувеличение. Но можно признать ее относительную верность. Дело в том, что музыкальный язык опирается на универсальные законы природы и человеческого мышления, в известной степени носит безусловный, не требующий перевода характер. Но и его надо постигать и осваивать, вживаться в музыкальные звучания, в раскрываемые ими образы. Музыкальная культура каждого народа фиксирует различные художественные миры, раскрывает различные миросозерцания, выражает разные темпераменты. Каждой музыкальной культуре присущи особые законы и языковые нормы. Даже внутриевропейские культурные отношения отнюдь не безоблачны. Духовные миры француза, немца или русского имеют специфические черты. Их характеризуют определенная мера и особый характер рациональности, б о льшая или меньшая направленность сознания на чувственный или предметный мир, на постижение абстрактных природных закономерностей, разный характер и разная степень «вживания» в окружающий мир. Если мы прибавим к этому различные условия социальной жизни, приоритетную роль культуры определенных общественных слоев в национальной культуре, то получим достаточно сложную и противоречивую картину европейской музыкальной жизни. В этом кроются причины того, что определенные художественные явления (по своему яркие и интересные) остаются достоянием национальных культур, не получают международного признания и европейского распространения. Другие, напротив, свободно ассимилируются различными музыкальными культурами. Так, в России по-настоящему не был освоен музыкальный авангард второй половины ХХ века - в сколько-нибудь широкую музыкальную жизнь, за рамки специальных фестивалей и музыковедческих исследований он не вышел. А поп- и рок-культура западного образца, хотя и переосмысленная в российских условиях, составляет теперь существенную сторону нашей музыкальной жизни. Европа также далеко не всегда осваивает плоды русской музыкальной культуры, не все в ней адекватно понимает. Легче осваивается то, что относительно ближе строю европейской музыки или, напротив, производит впечатление экзотики. А глубинное русское мироощущение, специфика российского музыкального интонирования не всегда и не во всем даются европейским музыкантам. Что же в таком случае говорить про освоение музыкальной культуры иных континентов! В нашей стране она во многом остается чуждой сколько-нибудь широкой слушательской аудитории. Здесь есть и объективные причины - сложность воспроизведения, особые, непривычные языковые формы, весьма несхожие с российским темпераменты. Но главное, пожалуй, в отсутствии любознательности, в духовной лени, неспособной преодолеть эмоциональные различия музыкальных культур, снобистское безразличие к непонятому. Ведь в наш музыкальный мир по-настоящему не вошли даже элементы музыкальных культур бывших республик Советского Союза, особенно среднеазиатских. И теперешняя музыкальная политика средств массовой коммуникации (если о таковой можно говорить) никак не ориентирована на расширение культурного горизонта слушателей (не является исключением в ряду прочих и радиостанция «Орфей»). Между тем в мировой музыкальной культуре есть много такого, что способно обогатить наше художественное мышление, наше представление о мире, углубить нашу духовную жизнь. Подлинная культура требует нацеленности на постижение всего богатства человеческой мысли, человеческого художественного творчества. Пусть осуществить это никому и никогда не удастся - важен вектор движения. Таковы должны быть и личные установки каждого культурного человека, и общественные устремления. Люди на Земле должны жить в мире и дружбе. А для этого нужно знать, понимать, сочувствовать друг другу. Если мы не способны во всей полноте освоить культурный опыт человечества, не способны постичь культуру всех народов земного шара - уж очень она грандиозна для отдельного человека и для отдельного народа, - то воспитать в себе интерес и уважение к культуре наших братьев по земной цивилизации можно и нужно. И в плане межнациональном, и в плане социальном нужно развивать социо-культурную терпимость, жить в атмосфере диалога музыкальных культур. Начинать надо с того, чтобы не отвергать непривычное, проявлять интерес и уважение к культурным достижениям других народов. Ведь только уважая других можно уважать самого себя. Нельзя кичиться незнанием и непониманием того, что нам не близко и не знакомо. Нужно идти навстречу друг другу и строить действительно единую и цельную мировую культуру.

Специфика художественной культуры и ее основные функции

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узна­ют главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткий век — одну человеческую жизнь.

Происходит это потому, что в художественной культуре прояв­ляются самые существенные черты духовной жизни общества, потому что она активно воздействует на все другие формы обще­ственной и духовной жизни — на мораль, религию, науку, политику и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние.

Но, что самое главное, художественная культура непосредствен­но воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, безразличен к ней.

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности. Именно поэтому так важно понять своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, ее роль в развитии общества и место в современной жизни.

Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство — центральный и систе-мообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд свя­занных с ним форм деятельности — художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» (см. 1; 191, 219).

В научной литературе нет единого мнения в определении со­ставляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную куль­туру три основных элемента, обеспечивающих ее функционирова­ние: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей — произведений искусства.

Взаимодействие этих элементов художественной культуры носит конкретно-исторический характер, определяется особенностями развития общества и многими другими причинами. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востре-бованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, рас­пределения, потребления художественных ценностей назначению искусства.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятель­ности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.

Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древно­сти. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для твор­ческой деятельности, собирания и хранения произведений искус­ства, расширением возможностей для потребления художествен­ных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искус­ства и т. д.

Таким образом, художественная культура стала представлять собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произве­дений искусства или материальных предметов, обладающих эстети­ческой ценностью.

Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.

Так, для создания произведений искусства — художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых талант и потребность в творчестве могут реализоваться. Это профессиональная подготовка мастера, предпо­лагающая определенную организацию специального художествен­ного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обес­печить своим творчеством свое существование, то есть система приобретения художественных произведений, оплаты труда худож­ника.

Искусство создается для людей — читателей, слушателей, зри­телей.

Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экс­понировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: кни­гопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает опре­деленные формы. Появляются специальные выставочные помеще­ния и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких уч­реждений образует фундамент художественной культуры. Художе­ственные музеи — это просветительные, научно-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропаган­дируются произведения искусства. Библиотеки — собирают, хра­нят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточением накопленной человечеством информации. Именно поэтому библи­отеки — насущнейший фактор культуры, а их состояние — символ состояния нации, по определению Д.С. Лихачева.

Вполне естественно, что как организация, так и функциониро­вание всех этих учреждений зависит от политического устройства общества, социально-экономических отношений, которые сложи­лись и господствуют в нем. Художественная культура во многом зависит от культурной политики государства.

Заказчики, обладающие возможностью приобретения художест­венных произведений, будь то государство или индивид, считают себя вправе определять художественную ценность искусства, а художник чаотр вынужден считаться с их взглядами и вкусами, поскольку иных способов реализации своих произведений он не имеет. Меценатов, доверяющих чутью и таланту творца и по досто­инству оценивающих его творчество, по свидетельству истории немного. Использование искусства как пропагандистского средства утверждения и упрочнения определенных господствующих в обще­стве идеологических воззрений приводит к искажению гуманисти­ческой сущности искусства, сужению его общекультурного значения (подробнее см. «Культура тоталитарного общества»). В итоге человечество много теряет из-за невозможности художника полностью реализовать свой творческий потенциал.

Важным элементом художественной культуры является потреб­ление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эсте­тическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жиз­ненного опыта, ценностных ориентации.

Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости от того, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути — уважение и любовь или пренебрежение, как к чему-то пустячному и необязательному для жизни, — во многом зависит будущее отношение к искусству: поя­вится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоятельство обуслов­ливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направле­ний культурной политики государства.

Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия каждого его вида.

В процессе развития искусства возникает потребность в глубо­ком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве — искусствознания.

Искусствознание — совокупность наук, исследующих искусство. Оно изучает происхождение искусства, его социальную и эстетиче­скую сущность, закономерности его развития, природу художественного творчества, функции искусства, его место и роль в духовной и общественной жизни.

Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют теории, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих частных наук имеет свой объект исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве.

И искусствознание в целом, и частные науки об искусстве включают в себя три дисциплины: теорию искусства, историю искусства и художественную критику.

Науки о конкретных видах искусства влияют друг на друга. Каждая из них опирается на опыт других искусств и различные области искусствознания.

Так, исследуя творчество Ф.М. Достоевского, крупнейший ли­тературовед и культуролог М.М. Бахтин использует категории и понятия музыкознания. В своем анализе поэтики Достоевского он применяет термины «полифония», «многоголосие» и др. (см. 2). А выдающийся кинорежиссер и теоретик кино С.М. Эйзенштейн для исследования поэзии А.С. Пушкина обращается к понятиям кино — «монтаж», а для характеристики творчества кинорежиссера прибе­гает к музыкальному понятию «контрапункт».

Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю сферу художественного творчества, так как каждый вид искусств не только специфичен, но и несет в себе универсальные характеристики всего искусства в целом.

Соответственно и науки их изучающие раскрывают не только особенности данного вида искусства, но и в то же время искусство в целом. Теория одного вида искусства исследует одновременно и более общие закономерности искусства. Однако они не заменяют одна другую, а дополняют, изучая не только «особенное», но и «общее» в искусстве.

В то же время необходимо отметить, что искусствознание как общая теория искусства не может быть сведено к сумме наук о конкретных видах искусства. Его содержание значительно глубже и

шире.

В настоящее время идет глубокое исследование искусствознания как общей теории искусства. При всем том, что изучение искусства началось очень давно, некоторые ученые вполне обоснованно по­лагают, что общая теория искусства еще не сформировалась, наука находится только на подступах к ее созданию (см. 3).

Особое место в структуре искусствознания занимает художественная критика. Критика (от греческого kritike — разбирать, су­дить) — это вид литературного творчества, состоящий в истолкова­нии, объяснении и оценке художественных произведений. Определение художественной критики дал А.С. Пушкин. «Кри­тика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана: 1) на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, 2) на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» (4; I; 175).

Исследуя и оценивая художественные произведения, критика входит составной частью в искусствознание и сферу наук о конк­ретных видах искусства. В то же время она сама является частью художественного процесса.

Художественная критика активно влияет как на творцов, так и на потребителей искусства. Тех и других, хотя и по-разному, она ориентирует в художественном процессе, помогая определить место каждого нового художественного произведения в нем, тенденции развития искусства, ценностные ориентации. Опираясь на теорети­ческие основы философии и эстетики, художественная критика обладает возможностью глубокого осмысления не только искусства, но и самой жизни и происходящих в ней процессов.

Роль художественной критики в разных обществах, в разные исторические периоды неодинакова. В нашей стране, где искусство оказывалось почти единственной формой общественного сознания, в которой хоть в какой-то мере могла проявляться самостоятельная мысль, неофициальные воззрения, отличающиеся от устанавлива­емых и общепринятых взглядов, художественная критика станови­лась общественной трибуной.

В середине XIX века литературная критика стала главным выразителем демократических идей общества. В статьях В.Г. Бе­линского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д. И. Писарева не только глубоко анализировалось творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Островского и других писателей, но и осмысливались общественные процессы. Через взгляд на литературу литературные критики оценивали и рассматривали саму жизнь и предлагали возможные с их точки зрения пути решения социальных конфликтов.

В наше время в критике часто также преобладает публицисти­ческая тенденция, иногда в ущерб оценке художественных досто­инств произведения.

Художественно-творческая деятельность протекает в обществе. Творческий процесс реализуется в двух формах — индивидуальной и коллективной. На творческий процесс влияют, а во многом и определяют его, те взгляды, воззрения, представления, которые сложились в обществе. Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя. Но общество, а тем более государство, пытается руководить творчеством, влиять на творческий процесс. Во многих государствах эту задачу выполняют министерства или комитеты культуры, существующие при правительстве. Они определяют куль­турную политику, делают государственные заказы и тем самым направляют творчество художников в нужное для данного государ­ства русло. Они же организуют системы специальных учебных заведений, готовящих художников, музыкантов, артистов.

Часто сами деятели искусств образуют объединения с целью творческого общения и решения некоторых важных для данного искусства задач: популяризации творчества, организации выставок, заказов, издания произведений и т. д. Как правило, объединение происходит на основе общности творческих принципов.

Так, в XIX в. в России композиторы входили в творческое содружество «Могучая кучка», художники образовали «Товарищество передвижных выставок», которое продолжало свою деятельность и в XX веке. Артисты создали «Русское театральное общество» с целью содействовать развитию театрального дела.

После революции 1917 г. у нас в стране существовало много разнообразных творческих объединений писателей, художников и др.

В 30-е годы все они были ликвидированы и созданы творческие союзы, объединившие деятелей искусства по видам искусства: союзы писателей, композиторов, художников и т. д. Их целью было организационное и идеологическое руководство культурой.

С распадом СССР творческие союзы не только утратили свое идеологическое содержание, но и лишились государственной под­держки. Сейчас они осуществляют задачу организационно-творче­ского единения деятелей искусства, что особенно важно для художников, писателей, композиторов и др., творчество которых носит индивидуальный характер.

Как мы видим, структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они суще­ствуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.

Итак, художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности — про­изведения искусства, их распространение, воспроизведение, репро­дуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественную критику, художественное образо­вание, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей — музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др., творческие объединения и организации.

Сущность художественной культуры заключается в эстетическом восприятии мира, в культе красоты. Иными словами, художественная культура есть выражение личных и общественных идеалов средствами создания прекрасного. Художественная культура основана на образах и предполагает эмоционально–чувственное восприятие мира.

Музыкальная культура общества и ее основные структурные подразделения

Музыкальная культура как целостная система состоит из следующих структурных элементов: 1) музыки как носителя духовных ценностей; 2) музыкальной теории и музыкальной критики; 3) музыкального образования; 4) музыкального воспитания. Вышеприведенные структурные элементы существует не изолированно друг от друга, а в тесной диалектической связи, взаимопроникая и обусловливая друг друга. В качестве доминирующего элемента в данной системе выступает музыка как носитель духовных ценностей, которая, проникая во все элементы целостности, цементирует эту систему. Данный элемент-доминанта, обладая системообразующим свойством, служит средством синтезирования других элементов в единый целостный организм. Музыка является носителем ценностей, в то время как музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование, музыкальное воспитание выступают в качестве элементов, отвечающих за производство и потребление данных ценностей.

Роль музыки в жизни общества

В чем же значение музыки для человека, какова роль музыки в его жизни? Ответ на этот вопрос не так-то прост и не односложен, ибо значение музыки в человеческой жизни многообразно и, кроме того, неодинаково для различных людей.

Музыке нередко приходится непосредственно и активно участвовать в человеческих деяниях. Она помогает организовать и, более того, осуществить многое в человеческой жизни, начиная от домашнего быта (мать убаюкивает ребенка, напевая ему колыбельную песню) и вплоть до массовых действий — шествий (марш), торжеств (фанфары, туш, застольная песня); вспомним также разнообразные процессы труда, в которых участвует и один человек, и целый коллектив, и связанные с ними бесконечные образцы народной музыки — от пастушьих наигрышей до бурлацких песен. В современной жизни все шире используется так называемая функциональная музыка — на производстве, в медицине, в педагогике и других областях.

Во всех этих случаях музыка играет прикладную, утилитарную роль, она рассчитана на практическую полезность. И все же, как ни существенно такое практическое применение музыки, нельзя сказать, что именно в нем и заключено самое главное. Есть в музыке, как и во всяком ином искусстве, нечто более глубокое и широкое: она способна воплощать внутренний мир людей. Создавая музыку, человек вкладывает в нее свои чувства и помыслы; воспринимая же ее, человек находит в музыке отзвук на все, что трогает, волнует. Можно сказать, что музыка помогает человеку развить, углубить и облагородить свою «культуру переживаний».

Музыкальное искусство как отражение действительности в форме специфических художественных образов, вид духовного творчества и обогащения духовной жизни человека. Место музыки в ряду других искусств. Специфика музыкального искусства. Темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал