Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню освоения дисциплины






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская академия музыки им. Гнесиных

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«Теория и история исполнительского искусства»

Для аспирантов исполнительских отделений

МОСКВА

2008-2012

© Бычков Ю. Н., 2008; 2012.

Цели и задачи дисциплины

Курс теории и истории исполнительского искусства читается в течение второго года занятий в аспирантуре Российской академии музыки для аспирантов исполнительских отделений. Это авторский курс, не имеющий прецедентов в системе российского музыкального образования. Новизна его состоит, прежде всего, в систематической разработке основных вопросов теории исполнительского искусства, трактуемых в культурологическом контексте, а также в комплексном изложении истории исполнительства, ориентированном не на отдельную исполнительскую специальность (вокал, фортепиано, скрипка, баян или другой инструмент), а на музыкальное исполнительство в его совокупности с выходами как на начальные стадии его развития, так и на современную музыкальную жизнь.

ЦЕЛЬЮ данного курса является дать аспирантам культурологическое представление об исполнительстве как форме музыкальной деятельности в её соотнесении с деятельностью композитора и музыкального слушателя, рассмотреть принципиальные вопросы развития исполнительского искусства, проанализировать новые формы исполнительства, сформировавшиеся в ХХ веке (и продолжающие формироваться и утверждаться в настоящее время).

Курс рассчитан на один учебный год. Занятия лекционные – 70 часов. Кроме того предусмотрены индивидуальные консультации, необходимость которых вытекает из того, что слушатели представляют различные формы исполнительства (вокалисты, дирижеры, исполнители на различных инструментах – всего 30 специальностей) и им необходимо дать указания по изучению и осмыслению теоретических и исторических аспектов исполнительства в соответствующей сфере.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

Результатом изучения данного курса должно стать овладение аспирантами излагаемым теоретическим материалом, ориентировка в истории европейского исполнительского искусства. Аспирантам надлежит углубить свои знания об основных этапах развития исполнительского искусства по избранной ими специальности (композиторский, собственно исполнительский и педагогический аспекты), выработать систематические представления о доступном в настоящее время репертуаре (в жанровом и историческом аспектах), в частности самостоятельно ознакомиться с современной музыкой для своего инструмента (отечественная и зарубежная музыка второй половины ХХ века). От аспиранта также требуется знание современной ситуации в соответствующей сфере музыкальной жизни (исполнительские конкурсы, яркие художественные события).

Аспирант должен в полной мере овладеть навыками исполнительского анализа музыкального произведения, направленного на выработку его индивидуальной интерпретации. Активизируя теоретические знания, полученные в вузовских курсах, а также сравнительный анализ разных интерпретаций, аспирант должен объективно обосновать возможные варианты исполнительского прочтения музыкальных произведений (по составленному им списку, включающему 20 произведений различных исторических эпох, стилей и жанров).

По окончании занятий по курсу Теории и истории музыкального исполнительства ассистенты сдают экзамен, в содержание которого входят:

  1. Ответ на теоретический вопрос по тематике лекционного курса;
  2. Освещение вопроса, касающегося проблем той сферы исполнительства, в которой работает аспирант (по специальным спискам вопросов - https://yuri317.narod.ru/ped/ass/index.htm);
  3. Исполнительский анализ музыкального произведения (из заранее составленного и согласованного с преподавателем списка)

Примерный тематический план

 

№№ тем Наименование разделов и тем Кол-во лекционных часов Самостоятельная работа
  РАЗДЕЛ 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ  
Тема 1   Понятие о музыкальной культуре. Роль музыки в жизни общества.    
Тема 2 Структурные характеристики музыкальной культуры    
Тема 3 Массовая музыкальная культура ХХ века    
Тема 4 Академическое музыкальное искусство. Его природа и роль в музыкальной культуре    
Тема 5 Музыкальное любительство и художественная самодеятельность. Музыкальный профессионализм и его социокультурные функции    
Тема 6 Общественная музыкальная среда. Музыкальное произведение и проблема его идентичности    
Тема 7 Виды музыкальной деятельности. Композитор, исполнитель, слушатель    
  РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО  
Тема 8 Исполнительский характер музыкального искусства. Место исполнительства в системе музыкальной коммуникации    
Тема 9 Интерпретация музыкального произведения Теоретические основы художественной интерпретации.    
Тема 10 Эстетика исполнительского искусства. Исполнительский стиль. Факторы его формирования    
  РАЗДЕЛ 3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СРЕДСТВА  
Тема 11 Интонационные основы музыкального искусства. Система исполнительских музыкальных средств    
Тема 12 Исполнительский темп и ритм. Агогика, её исторические типы, роль агогики в построении музыкальной формы    
Тема 13 Громкостная динамика и тембр как средства исполнительской выразительности    
Тема 14 Уровни интонирования музыкального текста: артикуляция, фразировка, построение музыкальной формы    
Тема 15 Орнаментика в музыке разных стилей    
  РАЗДЕЛ 4. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЯ  
Тема 16 Личность исполнителя. Психологические основы исполнительского процесса    
Тема 17 Художественная культура исполнителя    
  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА  
Тема 18 Первичные формы музыкального исполнительства. Исполнительство в античный период и в средние века    
Тема 19 Исполнительское искусство XVII-XVIII веков    
Тема 20 Музыкальное исполнительство XIX века    
Тема 21 Развитие исполнительства в России    
Тема 22 Музыкальное исполнительство ХХ века    
  Обзор изученного материала. Консультации    
ИТОГО    
         

Содержание разделов дисциплины


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал