Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 21. Развитие исполнительства в России






Древние традиции хорового пения в России. Византийская певческая система как основа национальной русской культовой музыки. Её самостоятельное развитие на протяжении XI-XVII веков. Русская крюковая запись песнопений, возникшая на основе старовизантийской невменной нотации. Интервальный и фитный (тайнозамкненный) типы нотации. Система осмогласия как ладовая основа русского церковного пения.

Три Три периода истории русского богослужебного пения: 1. XI-XIII вв. 2.XIV-XVI вв. 3. XVII-XX вв.

1-й (домонголльский) период – формирование и развитие основополагающих принципов русской певческой письменности, попевочной техники и осмогласия.

2-й период ­– расцвет русского богослужебного пения в Московском государстве. Кирилло-Белозерский монастырь и Троице-Сергиева лавра – центры певческой реформы. Создание ранних образцов знаменного распева, исконной формы русского богослужебного пения. XV век - возникновение путевого, демественного, большого знаменного распевов – образцов мелизматического пения, предназначенного для праздничных служб. Подчинение всех форм богослужебного пения строгой регламентации. Учреждение Хора государевых певчих дьяков (1479) – старейшего русского профессионального хорового коллектива, и Хора патриарших дьяков.

Одноголосное пение в русской церкви X-XVI вв. Ранние формы русского многоголосия (XVI-XVII вв.) – строчное пение.

Становление и развитие партесного пения в певческой практике юго-западной Руси в XVII в. Утверждение партесного пения в центральных областях России при патриархе Никоне – начало нового этапа в развитии русской музыкальной культуры. Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (личная резиденция Никона) как один из центров партесного пения. Важная роль в утверждении партесного пения теоретика и композитора Николая Дилецкого (создателя «Мусикийской грамматики») и его школы.

Проникновение новых европейских форм музицирования в быт русского общества в XVII в. Создание домашних капелл столичными боярами. Приглашение на службу иностранных музыкантов. Проникновение органа и клавесина в придворный обиход.

Сохранение искусства скоморохов с универсальностью их художественных навыков в первой половине XVII века. Решительное наступление на скоморохов в середине века, связанное с волной мятежей и восстаний 1648-1650 годов. Запрет «бесовских игр» и «сатанинских песен». Постепенное вытеснение скоморошьих профессий из культурного обихода больших городов, их сохранение на перферии, особенно в северных областях.

Дальнейшее распространение европейских форм музицирования и музыкальных инструментов (органы, клавикорды, виолончель, флейта) во второй половине века. Отмирание средневековых традиций, противопоставление вкусов и образа жизни боярской аристократии обычаям и склонностям простого народа. Отдаление искусства господствующих классов от непосредственных народных истоков.

Создание первого в России Московского придвор­ного театра при царе Алексее Михайловиче (1672-1676). Вокальная и инструментальная музыка как обязательный и неотъемлемый элемент театральных представлений. Церемониальная военная музыка (применением труб и литавр) при царском дворе.

Зарождение концертной жизни Петербурга в первой половине XVIII века. Постепенное расширение социального состава концертной аудитории. Концентрация концертной жизни при дворе (30-е годы). Концерты в домах крупной знати. Регулярные концерты в столице с конца 70-х годов. Господство иностранного репертуара и иностранных артистов. 1772 год – организация музыкального общества (просуществовало с перерывами до конца XVIII века).

Музыкальная жизнь Москвы во второй половине 18 века. Развитие музыкального театра, музыкального образования, концертной практики. Типичная форма концерта того времени: чередование выступлений солистов с оркестровыми номерами, инструментальных номеров – с вокальными. Периодическое исполнение ораторий («Самсон» Генделя и др.)

Появление русских имен в составе концертных исполнителей начиная со второй половины 80-х годов (певицы Н. Соколовская, Виноградова, Сандунова, гуслист Федор Евдокимов). Систематическое участие в концертных выступлениях крепостных артистов и иностранных музыкантов, находившихся на службе у русских вельмож. Выступления Данилы Кашина (ученика Сарти). Исполнение его Увертюры и Фортепианного концерта в 1790 г.

Развитие музыкальных вкусов русской аудитории. Включение в программы концертов произведений Гайдна, Паизиелло, Моцарта. Популярность у русских слушателей крупных хоровых форм – кантат и ораторий.

Москва конца XVIII века – крупнейший центр усадебной культуры. Привлечение богатыми вельможами (Шереметевы, Волконские, Бибиковы, Юсу­повы, Орловы) известных музыкантов для участия в концертах и воспита­ния крепостных артистов. Крупные дарования в их среде (Жемчугова, Кашин, Дегтярев). Организация в поместьях оркестров и хоров, камерных ансамблей и роговой музыки. Развитие культуры цыганского пения.

Крепкая связь с народ­ной средой как специфическая особенность московской музыкальной жизни. Интерес московских слуша­телей к специфически русским жанрам (роговая музы­ка, хоровое исполнительство, обработки русских народных песен).

Катастрофа 1812 года – причина временного упадка московской музыкальной жизни.

Столичная музыкальная жизнь во второй четверти XIX века. Гастроли крупнейших иностранных музыкантов (Берлиоз, Лист, Шуман, К. Вик и др.).

Выдающиеся представители русского исполнительского искусства 1-ой половины XIX века: гитаристы (А. Сихра, С. Аксенов), скрипачи (А. Львов), виолончелист Матвей Виельгорский. Стилистические особенности их исполнительского искусства.

Оперное исполнительство в России XIX века. Функционирование итальянской оперной труппы. Становление русской школы оперного исполнительства на базе Императорских театров Петербурга и Москвы. Создание русского оперного репертуара.

Исполнительское искусство России во второй половине XIX – начале ХХ века. Выдающиеся русские пианисты (братья Рубинштейны), певцы (Шестакова, Петров, Ф. Стравинский, М. и Н. Фигнеры). Создание «Императорского Русского музыкального общества», осуществлявшего развитие концертной жизни в России. Деятельность «Бесплатной музыкальной школы».

Возникновение частных оперных театров. Свежая репертуарная струя в их деятельности.

Распространение русского музыкального искусства в Европе. Европейские и мировые гастроли русских музыкантов. Антреприза С. Дягилева. Организация «Русских сезонов» за границей, познакомивших мир с творчеством Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова, Ф. Шаляпина, М. Мусоргского, А. Серова, А. Бородина. Эстетика дягилевской антрепризы. Его тесное сотрудничество с И. Стравинским.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал