Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей






На экзамене по курсу теории и истории музыкального исполнительства аспирантам предлагаются 3 вопроса:

  1. Общий вопрос по музыкальной культурологи и теории исполнительства;
  2. Вопрос, связанный с исполнительской специальностью аспиранта;
  3. Исполнительский анализ музыкального произведения

В соответствии с этим даются следующие рекомендации по организации самостоятельной работы аспиранта.

1. Вести достаточно подробные конспекты лекционных занятий, выделяя в них центральные проблемы и те аспекты теории исполнительства, которые особенно близки обучающимся в связи с особенностями их специальности. Ответы по данным вопросам, на лекциях излагаемые в общей форме, при подготовке к экзамену следует продумать таким образом, чтобы они были приближены к исполнительской практике специалистов вашего профиля.

В списке литературы приведено большое количество работ по различным аспектам музыкального исполнительства. Из них следует выбрать наиболее доступные, имеющиеся в библиотеке учебного заведения или в ваших личных библиотеках. При этом следует обратить внимание на то, что формулировка экзаменационных вопросов нередко текстуально совпадает с названием книг и статей, предлагаемых для проработки. Рекомендуется составлять краткие конспекты прорабатываемой литературы, продумывать на этой основе план ответа на экзамене. В принципе, не исключается использование подготовленных материалов на самом экзамене.

Для подготовки к экзамену следует использовать средства Интернета, где имеются материалы по многим вопросам музыкальной культуры и музыкального исполнительства, а также другие формы электронной информации.

2. Вопросы, относящиеся к конкретной исполнительской специальности аспиранта, подлежат самостоятельной проработке. Аспиранты должны осмысливать свой личный исполнительский опыт, насчитывающий, как правило, 15-17 лет (стадии обучения в музыкальной школе, училище, вузе), анализировать свои музыкальные впечатления, слуховые и двигательные навыки и ощущения. Необходимо также использовать материалы курсов методики преподавания и истории исполнительства, прослушанные в студенческие годы, заново продумав их содержание на основе приобретенных исполнительских (а в отдельных случаях и педагогических) навыков, концертной практики. Эту эмпирическую базу следует сопоставить с теоретическими положениями, сообщаемыми аспирантам в лекциях по изучаемому курсу.

Особо стоит вопрос о подборе методической и исторической литературы по конкретному виду музыкального исполнительства. Аспиранты должны быть в курсе публикаций последнего времени (книги, статьи, методические пособия), не ограничиваясь, как правило, отечественной литературой, но активно используя любые возможности для ознакомления с зарубежным опытом (здесь вновь следует указать на потенциал Интернета).

3. Поскольку экзаменационные требования включают в себе исполнительский анализ музыкального произведения (из списка, составляемого персонально каждым слушателем курса), при подготовке к экзамену следует скрупулёзно изучить нотный текст всех произведений, в частности, имеющиеся в нём исполнительские (редакторские) указания, по отношению к которым могут быть высказаны те или иные оценочные соображения. При анализе хоровых, оркестровых, ансамблевых произведений или произведений с аккомпанементом обязательным является знание всей партитуры, роли в ней отдельных партий и способов их совместного исполнения (штрихи, динамика, ритмические соотношения голосов).

Рекомендуется прослушивание и сопоставление исполнительских версий данного произведения, а также учет личного исполнительского опыта, поиск индивидуальной трактовки (или трактовок) произведения. Возможен и иной подход – принципиальный отказ от усвоения каких-либо исполнительских образцов и нахождение собственного плана интерпретации.

Ниже дается примерный план исполнительского анализа музыкального произведения, которому аспиранты могут следовать по своему усмотрению.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал