Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кри­зис «про­ник­но­ве­ния» вла­сти






Кри­зис «про­ник­но­ве­ния» от­ра­жа­ет про­ти­во­ре­чия, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при стрем­ле­нии пра­вя­щих сил (пре­жде всего выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти) ре­а­ли­зо­вать свои ре­ше­ния во всех сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни. В усло­ви­ях мо­дер­ни­за­ции со­пер­ни­че­ство групп за ре­сур­сы вла­сти, гос­под­ство своих цен­но­стей, власт­ные пол­но­мо­чия, при­во­дит к по­яв­ле­нию мно­же­ства цен­тров вли­я­ния, об­ла­да­ю­щих воз­мож­но­стью из­ме­нять в свою поль­зу со­дер­жа­ние управ­лен­че­ских ре­ше­ний (за­ко­нов, уста­нов­ле­ний) цен­траль­ных вла­стей. На­при­мер, мест­ные элиты апел­ли­ру­ют к мест­ным нор­мам, обы­ча­ям

и ин­те­ре­сам, что при рас­па­де хо­зяй­ствен­ных и иных свя­зей поз­во­ля­ет им со­хра­нить и уси­лить свое вли­я­ние. На из­ме­не­ние ха­рак­те­ра при­ня­тых ре­ше­ний могут пре­тен­до­вать не толь­ко мест­ные пра­вя­щие элиты, стре­мя­щи­е­ся к до­пол­ни­тель­ным пол­но­мо­чи­ям и пре­ро­га­ти­вам при ре­ше­нии по­ли­ти­че­ских во­про­сов, но и оп­по­зи­ция. Сни­жа­ют эф­фек­тив­ность

по­ли­ти­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния также и раз­но­род­ность по­зи­ций раз­лич­ных групп и слоев на­се­ле­ния, от­сут­ствие у граж­дан по­ли­ти­че­ско­го опыта, ир­ра­ци­о­наль­ные черты мас­со­во­го со­зна­ния, вли­я­ю­щие на не­адек­ват­ное вос­при­я­тие ре­ше­ний цен­тра.

 

В ре­зуль­та­те за­ко­ны, по­ста­нов­ле­ния и иные нор­ма­тив­ные рас­по­ря­же­ния вла­стей во мно­гом те­ря­ют свою ре­гу­ли­ру­ю­щую спо­соб­ность, т.е. не про­ни­ка­ют в до­ста­точ­ной мере в со­ци­аль­ные и по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния. По­ни­же­ние эф­фек­тив­но­сти ре­ше­ний цен­траль­ных вла­стей при­ни­жа­ет ав­то­ри­тет не толь­ко ре­жи­ма, но и ис­по­ве­ду­е­мых им цен­но­стей. По­пыт­ки

ис­пра­вить по­ло­же­ние, любой ценой «про­да­вить» не­об­хо­ди­мые ре­ше­ния не­ред­ко за­став­ля­ют режим пе­ре­ша­ги­вать до­пу­сти­мые гра­ни­цы в по­ли­ти­че­ском торге с оп­по­нен­та­ми, тол­ка­ют пра­вя­щие круги к по­пу­лиз­му, спо­соб­ству­ют на­рас­та­нию кор­руп­ции, уси­ли­ва­ют те­не­вые ме­ха­низ­мы вла­сти.

 

Чтобы ре­ше­ния ис­пол­ня­лись, не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние, пра­вя­щие круги долж­ны пре­жде всего фор­ми­ро­вать ра­ци­о­наль­ную ор­га­ни­за­цию вла­сти. С одной сто­ро­ны, к пре­ро­га­ти­вам цен­тра сле­ду­ет от­но­сить толь­ко те во­про­сы, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ре­шать в мас­шта­бах всего го­су­дар­ства (со­блю­де­ние ра­вен­ства всех граж­дан перед за­ко­ном, охра­на гра­ниц, обес­пе­че­ние

ста­биль­но­сти ва­лю­ты и т.д.), спо­соб­ствуя тем самым ак­тив­но­му пе­ре­рас­пре­де­ле­нию пол­но­мо­чий между цен­тром и ме­ста­ми, воз­ла­гая на тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны управ­ле­ния от­вет­ствен­ность за при­ня­тие кон­крет­ных ре­ше­ний по во­про­сам ре­форм в их ре­ги­о­нах. С дру­гой сто­ро­ны, такая ре­ор­га­ни­за­ция вла­сти долж­на со­хра­нять вер­ти­каль­ную от­вет­ствен­ность ни­же­сто­я­щих ор­га­нов управ­ле­ния, пре­пят­ство­вать их ато­ми­за­ции и обес­пе­чи­вать на­деж­ные формы кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью всех струк­тур, за­дей­ство­ван­ных в при­ня­тии и осу­ществ­ле­нии ре­ше­ний. Таким об­ра­зом, можно будет не толь­ко со­хра­нить не­об­хо­ди­мую об­ще­ству цен­тра­ли­за­цию управ­ле­ния, но и ре­шить более общую за­да­чу – обес­пе­че­ние за­ви­си­мо­сти го­су­дар­ства от граж­дан­ско­го об­ще­ства.

 

(В.П. Пу­га­чев, А.И. Со­ло­вьев)

5. За­да­ние 21 № 2175. С1. Какие виды плю­ра­лиз­ма на­зы­ва­ет автор? Дайте их ха­рак­те­ри­сти­ку?

За­да­ние 22 № 2176. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет «со­ци­аль­ное ры­ноч­ное хо­зяй­ство»? На­зо­ви­те любые две формы соб­ствен­но­сти, ко­то­рые при­зна­ют­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

За­да­ние 23 № 2177. Как, по мне­нию ав­то­ра, мно­го­пар­тий­ность свя­за­на с по­ли­ти­че­ским по­ве­де­ни­ем масс? При­ве­ди­те любые два при­ме­ра этой вза­и­мо­свя­зи.

5. За­да­ние 24 № 2178. Автор утвер­жда­ет, что «Го­су­дар­ство счи­та­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским и пра­во­вым, если пред­став­ля­ет собой по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию граж­дан­ско­го об­ще­ства». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную точку зре­ния.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния CI—С4.

Го­су­дар­ство счи­та­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским и пра­во­вым, если пред­став­ля­ет собой по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию граж­дан­ско­го об­ще­ства. Де­мо­кра­тия осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ве прин­ци­пов идео­ло­ги­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма.

Идео­ло­ги­че­ский плю­ра­лизм озна­ча­ет, что в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ет­ся идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие, ни­ка­кая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обя­за­тель­ной (ч. 1, 2 ст. 13 Кон­сти­ту­ции РФ).

Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция про­воз­гла­ша­ет­ся свет­ским го­су­дар­ством (ч. 1 ст. 14 Кон­сти­ту­ции РФ). Это озна­ча­ет, что ни­ка­кая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обя­за­тель­ной. Свет­ский ха­рак­тер го­су­дар­ства про­яв­ля­ет­ся также в том, что ре­ли­ги­оз­ные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед за­ко­ном (ч. 2 ст. 14 Кон­сти­ту­ции РФ).

По­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм пред­по­ла­га­ет на­ли­чие раз­лич­ных со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских струк­тур, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих в об­ще­стве, су­ще­ство­ва­ние по­ли­ти­че­ско­го мно­го­об­ра­зия, мно­го­пар­тий­но­сти (ч. 3 ст. 13 Кон­сти­ту­ции РФ). Де­я­тель­ность все­воз­мож­ных объ­еди­не­ний граж­дан в об­ще­стве ока­зы­ва­ет вли­я­ние на по­ли­ти­че­ский про­цесс (фор­ми­ро­ва­ние ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, при­ня­тие го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний и т.д.). Мно­го­пар­тий­ность пред­по­ла­га­ет ле­галь­ность по­ли­ти­че­ской оп­по­зи­ции, спо­соб­ству­ет во­вле­че­нию в по­ли­ти­че­скую жизнь более ши­ро­ких слоев на­се­ле­ния. За­пре­ща­ет­ся лишь со­зда­ние и де­я­тель­ность таких об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний, цели или дей­ствия ко­то­рых на­прав­ле­ны на на­силь­ствен­ное из­ме­не­ние основ кон­сти­ту­ци­он­но­го строя и на­ру­ше­ние це­лост­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, под­рыв без­опас­но­сти го­су­дар­ства, со­зда­ние во­ору­жен­ных фор­ми­ро­ва­ний, раз­жи­га­ние со­ци­аль­ной, ра­со­вой, на­ци­о­наль­ной и ре­ли­ги­оз­ной розни (ч. 5 ст. 13 Кон­сти­ту­ции РФ)...

По­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм ба­зи­ру­ет­ся на мно­го­об­ра­зии форм эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Это мно­го­об­ра­зие обес­пе­чи­ва­ет­ся тем, что ос­но­ву эко­но­ми­ки РФ со­став­ля­ет со­ци­аль­ное ры­ноч­ное хо­зяй­ство, где обес­пе­чи­ва­ет­ся сво­бо­да эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, по­ощ­ре­ние кон­ку­рен­ции, раз­но­об­ра­зие и рав­но­пра­вие форм соб­ствен­но­сти, их пра­во­вая за­щи­та... Земля и дру­гие при­род­ные ре­сур­сы ис­поль­зу­ют­ся и охра­ня­ют­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как ос­но­ва жизни и де­я­тель­но­сти на­ро­дов, про­жи­ва­ю­щих на со­от­вет­ству­ю­щей тер­ри­то­рии. Земля и дру­гие при­род­ные ре­сур­сы могут на­хо­дить­ся в част­ной, го­су­дар­ствен­ной, му­ни­ци­паль­ной и иных фор­мах соб­ствен­но­сти (ст. 9 Кон­сти­ту­ции РФ).

Го­су­дар­ство га­ран­ти­ру­ет также един­ство эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства, сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров, услуг и фи­нан­со­вых средств.

(В.Н. Су­во­ров)

6. За­да­ние 21 № 2212. С1. При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста, в ко­то­ром от­ра­же­на сущ­ность тер­ри­то­ри­аль­но­го или тер­ри­то­ри­аль­но-ад­ми­ни­стра­тив­но­го раз­де­ле­ния. Ука­жи­те, в каких трёх фор­мах (типах) это раз­де­ле­ние про­яв­ля­ет­ся.

За­да­ние 22 № 2213. С2 Какие черты, при­су­щие уни­тар­но­му го­су­дар­ству, вы­де­ля­ют­ся в тек­сте? На­зо­ви­те любые три черты.

За­да­ние 23 № 2214. Рос­сия яв­ля­ет­ся фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством. Опи­ра­ясь на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, по­ка­жи­те про­яв­ле­ние любых трёх при­зна­ков фе­де­ра­ции в го­су­дар­ствен­но-тер­ри­то­ри­аль­ном устрой­стве нашей стра­ны. Кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром один из них.

6. За­да­ние 24 № 2215. Автор от­но­сит кон­фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство к одной из самых не­жиз­не­спо­соб­ных форм го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства. Со­глас­ны ли вы с этой оцен­кой? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та для обос­но­ва­ния своей по­зи­ции: один тео­ре­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, дру­гой – с опо­рой на факты про­шло­го и со­вре­мен­но­сти.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Когда го­во­рят о тер­ри­то­ри­аль­ном или тер­ри­то­ри­аль­но-ад­ми­ни­стра­тив­ном раз­де­ле­нии, то имеют в виду прин­ци­пы и ме­ха­низ­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний между цен­траль­ны­ми и мест­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти. В ре­аль­ной жизни эти прин­ци­пы и ме­ха­низ­мы вы­ра­жа­ют­ся в уни­та­риз­ме, фе­де­ра­лиз­ме и кон­фе­де­ра­лиз­ме…

Уни­тар­ный тип яв­ля­ет­ся одной из самых рас­про­странённых форм тер­ри­то­ри­аль­но-по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции, как в со­вре­мен­ном мире, так и в преж­ние пе­ри­о­ды ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. В уни­тар­ном го­су­дар­стве пол­но­мо­чия де­ле­ги­ру­ют­ся цен­траль­ны­ми вла­стя­ми тер­ри­то­ри­аль­ным ор­га­нам са­мо­управ­ле­ния, а в фе­де­раль­ном го­су­дар­стве уни­та­ризм су­ще­ству­ет в рам­ках суб­на­ци­о­наль­ных еди­ниц: шта­тов, зе­мель, про­вин­ций, об­ла­стей. В от­ли­чие от фе­де­раль­но­го го­су­дар­ства, в ко­то­ром три уров­ня управ­ле­ния – фе­де­раль­ный, субъ­ек­тов фе­де­ра­ции и мест­ный, уни­тар­ное го­су­дар­ство ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ством еди­ной си­сте­мы ор­га­нов вла­сти и пра­во­су­дия, ру­ко­вод­ству­ю­щих­ся еди­ны­ми пра­во­вы­ми и кон­сти­ту­ци­он­ны­ми нор­ма­ми. Здесь все управ­лен­че­ские об­ра­зо­ва­ния свер­ху до­ни­зу под­чи­ня­ют­ся пра­ви­тель­ству. Ру­ко­во­ди­те­ли мест­ных ор­га­нов вла­сти из­би­ра­ют­ся, но их пре­ро­га­ти­вы огра­ни­че­ны…

Во мно­гих стра­нах со­вре­мен­но­го мира утвер­дил­ся фе­де­ра­тив­ный тип го­су­дар­ствен­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства. Фе­де­ра­ция пред­став­ля­ет собой со­юз­ное го­су­дар­ство мно­же­ства или не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, об­ла­да­ю­щих опре­делённой сте­пе­нью са­мо­сто­я­тель­но­сти в тех или иных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни. Фе­де­ра­тив­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет­ся на струк­ту­ре выс­ше­го за­ко­но­да­тель­но­го ор­га­на, ко­то­рый со­сто­ит из двух палат.

Кон­фе­де­ра­ция пред­став­ля­ет собой внут­рен­не про­ти­во­ре­чи­вую форму по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции. Здесь каж­дое вхо­дя­щее в кон­фе­де­ра­цию об­ра­зо­ва­ние почти в пол­ном объёме со­хра­ня­ют свои кон­сти­ту­ци­он­ные пре­ро­га­ти­вы и власть. Цен­траль­ное пра­ви­тель­ство по­лу­ча­ет сред­ства на свою де­я­тель­ность за счёт более или менее доб­ро­воль­ных взно­сов ни­же­сто­я­щих пра­ви­тельств… Как по­ка­зал ис­то­ри­че­ский опыт, кон­фе­де­ра­ция яв­ля­ет­ся одной из самых не­жиз­не­спо­соб­ных форм го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства.

 

(К.С. Га­джи­ев)

7. За­да­ние 21 № 2249. С1. Какие две формы ру­ко­вод­ства раз­ли­ча­ет автор? Дайте их ха­рак­те­ри­сти­ку.

За­да­ние 22 № 2250. Какие на­уч­ные под­хо­ды, объ­яс­ня­ю­щие при­ро­ду по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства, опи­са­ны в тек­сте? Опи­ши­те каж­дый из них.

За­да­ние 23 № 2251. Как автор опре­де­ля­ет по­ня­тие по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства? При­ве­ди­те три при­ме­ра по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, ав­то­ри­тет ко­то­рых имеет раз­лич­ное про­ис­хож­де­ние.

7. За­да­ние 24 № 2252. Автор ука­зы­ва­ет, что «По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это не толь­ко тип субъ­ек­та де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, со­ци­аль­ный ста­тус, но и важ­ней­ший со­ци­аль­ный ин­сти­тут». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин, при­ве­ди­те три ха­рак­тер­ные черты со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, под­твер­жда­ю­щих, что по­ли­ти­че­ское ли­дер­ство яв­ля­ет­ся одним из них.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это не врож­ден­ное свой­ство от­дель­ных лич­но­стей и не раз и на­все­гда дан­ная при­ви­ле­гия субъ­ек­тов...

Со­ци­аль­ным ста­ту­сом субъ­ек­та на­зы­ва­ет­ся опре­де­лен­ная по­зи­ция, за­ни­ма­е­мая им в об­ще­стве, свя­зан­ная с дру­ги­ми по­зи­ци­я­ми через си­сте­му прав и обя­зан­но­стей. Иными сло­ва­ми, со­ци­аль­ный ста­тус ха­рак­те­ри­зу­ет место дан­но­го субъ­ек­та в си­сте­ме со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, место в об­ще­стве. Как сле­ду­ет из вы­ше­из­ло­жен­но­го, по­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это управ­лен­че­ский ста­тус, со­ци­аль­ная по­зи­ция субъ­ек­та, свя­зан­ная пре­жде всего с при­ня­ти­ем власт­ных ре­ше­ний. Это по­ло­же­ние в об­ще­стве, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся спо­соб­но­стью за­ни­ма­ю­ще­го­ся субъ­ек­та на­прав­лять и ор­га­ни­зо­вы­вать кол­лек­тив­ные дей­ствия. Иначе го­во­ря, лидер — это ру­ко­во­ди­тель...

  Но можно ли вся­ко­го ру­ко­во­ди­те­ля на­звать ли­де­ром? Ве­ро­ят­но, нет. В со­цио­ло­гии раз­ли­ча­ют фор­маль­но­го и не­фор­маль­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Фор­маль­ный ру­ко­во­ди­тель на­зна­ча­ет­ся или из­би­ра­ет­ся на долж­ность в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми про­це­ду­ра­ми... Власть по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра ос­но­вы­ва­ет­ся не на фор­маль­ных, нор­ма­тив­ных актах, а на ав­то­ри­те­те... По­ли­ти­че­ский лидер по сво­е­му ста­ту­су это ав­то­ри­тет­ный член груп­пы, ор­га­ни­за­ции, об­ще­ства, вли­я­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет ему иг­рать важ­ную роль в при­ня­тии и ре­а­ли­за­ции власт­ных ре­ше­ний в по­ли­ти­че­ском про­цес­се.

Здесь мы по­до­шли к еще одной важ­ной ха­рак­те­ри­сти­ке по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства. По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это не толь­ко тип субъ­ек­та де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, со­ци­аль­ный ста­тус, но и важ­ней­ший со­ци­аль­ный ин­сти­тут- Пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход пы­та­ет­ся объ­яс­нить фе­но­мен ли­дер­ства не толь­ко с по­зи­ции мо­ти­ва­ции ли­де­ра, но и с по­зи­ции мо­ти­ва­ции ве­до­мых на ос­но­ве глу­бин­ных под­со­зна­тель­ных про­цес­сов... Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния могут быть ис­тол­ко­ва­ны по типу от­но­ше­ний в семье: ре­бе­нок — мать, ре­бе­нок — отец. Взрос­лые члены семьи, и пре­жде всего отец, вы­сту­па­ют для ре­бен­ка как выс­ший ав­то­ри­тет. По­треб­ность в таком ав­то­ри­те­те, опора на этот ав­то­ри­тет, яв­ля­ет­ся одной из су­ще­ствен­ных основ жиз­не­де­я­тель­но­сти ре­бен­ка. И эта по­треб­ность не ис­че­за­ет по мере взрос­ле­ния ре­бен­ка. Че­ло­век все­гда хочет опе­реть­ся на что-то выс­шее, род­ное.

Си­стем­но-функ­ци­о­наль­ный под­ход тесно свя­зы­ва­ет при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния и функ­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства с со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми об­ще­ства. Глав­ное со­дер­жа­ние функ­ций ли­дер­ства, с точки зре­ния этого под­хо­да, опре­де­ля­ет­ся объ­ек­тив­ной по­треб­но­стью по­ли­ти­че­ско­го со­об­ще­ства в целом или от­дель­ных его ча­стей (по­ли­ти­че­ских групп, ор­га­ни­за­ций) в со­зна­тель­ном са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нии и са­мо­раз­ви­тии.

(АА. Ра­ду­гин)

8. За­да­ние 21 № 2286. С1. Кто и при каких усло­ви­ях может вы­сту­пать ини­ци­а­то­ром ре­фе­рен­ду­ма в Рос­сии?

За­да­ние 22 № 2287. Кто на­зна­ча­ет ре­фе­рен­дум в Рос­сии? Кто ор­га­ни­зу­ет его под­го­тов­ку и про­ве­де­ние?

За­да­ние 23 № 2288. Кто может про­во­дить аги­та­цию на­ка­ну­не ре­фе­рен­ду­ма? При­ве­ди­те два при­ме­ра аги­та­ции, ко­то­рая бы могла быть ор­га­ни­зо­ва­на перед про­ве­де­ни­ем ре­фе­рен­ду­ма

8. За­да­ние 24 № 2289. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин, до­ка­жи­те, что опи­сан­ная про­це­ду­ра про­ве­де­ния ре­фе­рен­ду­ма может быть опре­де­ле­на как де­мо­кра­ти­че­ская. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Ре­фе­рен­дум РФ про­во­дит­ся по ини­ци­а­ти­ве: 1) не менее 2 млн граж­дан РФ, име­ю­щих право на уча­стие в ре­фе­рен­ду­ме РФ, при усло­вии, что на тер­ри­то­рии од­но­го субъ­ек­та РФ или в со­во­куп­но­сти за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ про­жи­ва­ют не более 10%% из них; 2) Кон­сти­ту­ци­он­но­го Со­бра­ния в слу­чае, когда оно вы­но­сит на все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние про­ект новой Кон­сти­ту­ции РФ. Толь­ко эти субъ­ек­ты могут вы­дви­нуть юри­ди­че­ски зна­чи­мое тре­бо­ва­ние ре­фе­рен­ду­ма. Ини­ци­а­ти­ва ука­зан­но­го числа граж­дан ре­а­ли­зу­ет­ся в опре­де­лен­ном по­ряд­ке. Об­ра­зу­ет­ся ини­ци­а­тив­ная груп­па для сбора под­пи­сей в под­держ­ку такой ини­ци­а­ти­вы; эта груп­па ука­зы­ва­ет фор­му­ли­ров­ку во­про­са, вы­но­си­мо­го на го­ло­со­ва­ние, и со­би­ра­ет не менее 2 млн под­пи­сей граж­дан в те­че­ние не более чем трех ме­ся­цев. Впо­след­ствии под­пис­ные листы, дру­гие не­об­хо­ди­мые до­ку­мен­ты пе­ре­да­ют­ся в Цен­траль­ную из­би­ра­тель­ную ко­мис­сию РФ, ко­то­рая на­прав­ля­ет со­от­вет­ству­ю­щие до­ку­мен­ты со своим за­клю­че­ни­ем Пре­зи­ден­ту РФ. Он, после про­вер­ки и при­зна­ния Кон­сти­ту­ци­он­ным Судом РФ со­блю­де­ния кон­сти­ту­ци­он­ных тре­бо­ва­ний, на­зна­ча­ет ре­фе­рен­дум РФ.

  Под­го­тов­ку и про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­ма ор­га­ни­зу­ют ко­мис­сии по про­ве­де­нию ре­фе­рен­ду­ма: Цен­траль­ная из­би­ра­тель­ная ко­мис­сия РФ и из­би­ра­тель­ные ко­мис­сии по про­ве­де­нию ре­фе­рен­ду­ма, а также тер­ри­то­ри­аль­ные (рай­он­ные, го­род­ские и дру­гие) и участ­ко­вые ко­мис­сии по про­ве­де­нию ре­фе­рен­ду­ма.

Граж­да­не РФ, об­ще­ствен­ные объ­еди­не­ния имеют право, со­блю­дая за­ко­ны, бес­пре­пят­ствен­но вести аги­та­цию «за» и «про­тив» про­ве­де­ния ре­фе­рен­ду­ма, «за» или «про­тив» уча­стия в ре­фе­рен­ду­ме, «за» или «про­тив» за­ко­но­про­ек­та, дей­ству­ю­ще­го за­ко­на или иного во­про­са, вы­но­си­мо­го на ре­фе­рен­дум РФ. Аги­та­ция долж­на быть пре­кра­ще­на в ноль часов по мест­но­му вре­ме­ни на­ка­ну­не дня, пред­ше­ству­ю­ще­го дню про­ве­де­ния ре­фе­рен­ду­ма; в день про­ве­де­ния ре­фе­рен­ду­ма, а также в пред­ше­ству­ю­щий ему день аги­та­ция за­пре­ща­ет­ся.

В бюл­ле­те­не для го­ло­со­ва­ния точно вос­про­из­во­дит­ся фор­му­ли­ров­ка вы­не­сен­но­го на ре­фе­рен­дум во­про­са и ука­зы­ва­ют­ся ва­ри­ан­ты во­ле­изъ­яв­ле­ния го­ло­су­ю­ще­го — «за» и «про­тив», под ко­то­ры­ми по­ме­ща­ют­ся пу­стые квад­ра­ты, в одном из ко­то­рых граж­да­нин и дол­жен по­ста­вить знак при го­ло­со­ва­нии. Если граж­да­нин го­ло­су­ет за при­ня­тие вы­не­сен­но­го на ре­фе­рен­дум РФ во­про­са, он ста­вит знак «плюс» иди любой иной знак в квад­ра­те под сло­вом «за», если же — про­тив, то ста­вят знак «плюс» или любой дру­гой знак в квад­ра­те под сло­вом «про­тив». Обес­пе­чи­ва­ет­ся тайна го­ло­со­ва­ния.

Опре­де­ля­ет ре­зуль­та­ты ре­фе­рен­ду­ма РФ Цен­траль­ная из­би­ра­тель­ная ко­мис­сия. Ре­фе­рен­дум РФ при­зна­ет­ся со­сто­яв­шим­ся, если в го­ло­со­ва­нии при­ня­ло уча­стие более по­ло­ви­ны граж­дан, име­ю­щих право на уча­стие в ре­фе­рен­ду­ме. Ре­ше­ние счи­та­ет­ся при­ня­тым, если за него в целом по Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции про­го­ло­со­ва­ло более по­ло­ви­ны граж­дан, при­няв­ших уча­стие в го­ло­со­ва­нии. (Надо иметь в виду, что число за­ре­ги­стри­ро­ван­ных из­би­ра­те­лей, име­ю­щих право участ­во­вать в ре­фе­рен­ду­ме, бы­ва­ет обыч­но зна­чи­тель­но боль­ше, чем число при­няв­ших уча­стие в го­ло­со­ва­нии. На­при­мер, по офи­ци­аль­ным дан­ным, в го­ло­со­ва­нии по про­ек­ту Кон­сти­ту­ции РФ в де­каб­ре 1993 г. при­ня­ли уча­стие 58, 1 млн че­ло­век — 54, 8%% всех за­ре­ги­стри­ро­ван­ных из­би­ра­те­лей, ко­то­рых на­счи­ты­ва­лось 106, 1 млн; при этом «за» про­го­ло­со­ва­ло 32, 9 млн че­ло­век — 58, 4%% от числа про­го­ло­со­вав­ших дей­стви­тель­ны­ми бюл­ле­те­ня­ми.)

(В.Н. Су­во­ров)

9. За­да­ние 21 № 3470. В чём автор усмат­ри­ва­ет при­чи­ны упад­ка ари­сто­кра­тий в ко­ли­че­ствен­ном и в ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии? Каким об­ра­зом про­ис­хо­дит, по мне­нию ав­то­ра, чис­лен­ное и ка­че­ствен­ное вос­ста­нов­ле­ние пра­вя­ще­го клас­са (ука­жи­те два спо­со­ба)?

За­да­ние 22 № 3471. В чём автор усмат­ри­ва­ет по­след­ствие упад­ка ари­сто­кра­тий? Ука­жи­те по тек­сту два ос­нов­ных при­зна­ка на­ру­ше­ния рав­но­ве­сия в об­ще­стве и любые два усло­вия осу­ществ­ле­ния ре­во­лю­ции.

За­да­ние 23 № 3472. Автор пишет, что «в ре­зуль­та­те цир­ку­ля­ции элит пра­вя­щая элита на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии по­сто­ян­ной и мед­лен­ной транс­фор­ма­ции, дви­жет­ся по­доб­но реке; се­год­ня она уже не та, что была вчера». Опи­ра­ясь на изу­чен­ный ма­те­ри­ал по курсу оте­че­ствен­ной и все­об­щей ис­то­рии, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие про­цесс по­сте­пен­ной транс­фор­ма­ции элит.

9. За­да­ние 24 № 3473. Опи­ра­ясь на ма­те­ри­ал курса об­ще­ст­во­зна­ния, ука­жи­те три любых ка­на­ла ре­кру­ти­ро­ва­ния со­вре­мен­ной по­ли­ти­че­ской элиты, по­яс­ни­те крат­ко зна­че­ние каж­до­го из них.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал