Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цир­ку­ля­ция элит






Ари­сто­кра­тии не вечны. Ка­ко­вы бы ни были при­чи­ны, не­оспо­ри­мо то, что через какое-то время они ис­че­за­ют. Ис­то­рия - это клад­би­ще ари­сто­кра­тий... Не­ко­то­рые ари­сто­кра­тии при­хо­дят в упа­док не толь­ко в ко­ли­че­ствен­ном, но и в ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии, по­сколь­ку в них осла­бе­ва­ет энер­гия и из­ме­ня­ют­ся про­пор­ции ре­сур­сов, бла­го­да­ря ко­то­рым они завоёвы­ва­ли власть и удер­жи­ва­ли её. [...]

Пра­вя­щий класс вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко чис­лен­но, но, что более важно, и ка­че­ствен­но: бла­го­да­ря се­мьям из низ­ших клас­сов, при­но­ся­щим энер­гию и ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для удер­жа­ния вла­сти. Он вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся также и бла­го­да­ря тому, что те­ря­ет своих наи­бо­лее де­гра­ди­ро­вав­ших чле­нов.

Если один из этих про­цес­сов пре­кра­тит­ся или, что ещё хуже, пре­кра­тят­ся оба, пра­вя­щий класс придёт к упад­ку, часто вле­ку­ще­му за собой упа­док всей нации. Это мощ­ная при­чи­на, на­ру­ша­ю­щая рав­но­ве­сие: на­коп­ле­ние выс­ших эле­мен­тов в низ­ших клас­сах и, на­про­тив, низ­ших эле­мен­тов в выс­ших клас­сах. Если бы че­ло­ве­че­ские ари­сто­кра­тии были по­доб­ны от­бор­ным видам жи­вот­ных, ко­то­рые в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни вос­про­из­во­дят себе по­доб­ных при­мер­но с теми же при­зна­ка­ми, ис­то­рия че­ло­ве­че­ства была бы иной.

В ре­зуль­та­те цир­ку­ля­ции элит пра­вя­щая элита на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии по­сто­ян­ной и мед­лен­ной транс­фор­ма­ции, дви­жет­ся по­доб­но реке; се­год­ня она уже не та, что была вчера. Время от вре­ме­ни про­ис­хо­дят не­ожи­дан­но­сти и же­сто­кие по­тря­се­ния, по­доб­ные на­вод­не­ни­ям; затем новая пра­вя­щая элита вновь на­чи­на­ет по­сте­пен­но ме­нять­ся: река, во­шед­шая в свое русло, воз­об­нов­ля­ет обыч­ный путь.

Ре­во­лю­ции про­ис­хо­дят, по­сколь­ку с за­мед­ле­ни­ем цир­ку­ля­ции элиты или по какой- либо дру­гой при­чи­не в выс­ших стра­тах об­ще­ства на­кап­ли­ва­ют­ся де­гра­ди­ро­вав­шие эле­мен­ты, ко­то­рые более не об­ла­да­ют ре­сур­са­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для удер­жа­ния вла­сти, ко­то­рые из­бе­га­ют при­ме­не­ния силы, в то время как в низ­ших стра­тах воз­рас­та­ет число эле­мен­тов выс­ше­го ка­че­ства, об­ла­да­ю­щих по­тен­ци­а­лом, не­об­хо­ди­мым для вы­пол­не­ния функ­ции управ­ле­ния, и склон­ных к ис­поль­зо­ва­нию силы.

 

(В. Па­ре­то)

 

10. За­да­ние 21 № 3694. При­ве­ди­те любое со­дер­жа­ще­е­ся в тек­сте опре­де­ле­ние по­ли­ти­че­ской элиты. Какая со­ци­аль­ная за­да­ча во­пло­ща­ет ве­ду­щую роль по­ли­ти­че­ской элиты в управ­ле­нии го­су­дар­ством? Ука­жи­те одно любое усло­вие, от ко­то­ро­го за­ви­сит из­ме­не­ние со­ста­ва по­ли­ти­че­ских элит.

За­да­ние 22 № 3695. На ос­но­ва­нии тек­ста на­зо­ви­те три груп­пы эли­тар­ных слоев об­ще­ства. Ука­жи­те ещё одну любую груп­пу, ко­то­рая вхо­дит в элиту.

За­да­ние 23 № 3696. Автор утвер­жда­ет, что в об­ще­стве могут воз­ни­кать про­ти­во­ре­чия между эли­тар­ны­ми и не­эли­тар­ны­ми груп­па­ми. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три воз­мож­ные при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния про­ти­во­ре­чий. Какая ука­зан­ная ав­то­ром функ­ция по­ли­ти­че­ской элиты при­зва­на устра­нить эти про­ти­во­ре­чия?

10. За­да­ние 24 № 3697. По­че­му не­об­хо­ди­мо об­нов­ле­ние со­ста­ва по­ли­ти­че­ской элиты (вы­ска­жи­те два до­во­да)? На ос­но­ва­нии об­ще­ство­вед­че­ских зна­ний, ин­фор­ма­ции СМИ и лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта на­зо­ви­те любые два со­ци­аль­ных лифта, ко­то­рые ре­ша­ют за­да­чу об­нов­ле­ния со­ста­ва по­ли­ти­че­ской элиты.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

По­ли­ти­че­ская элита - это груп­па лиц, про­фес­си­о­наль­но за­ни­ма­ю­ща­я­ся де­я­тель­но­стью в сфере вла­сти и управ­ле­ния го­су­дар­ством (пар­ти­я­ми, дру­ги­ми по­ли­ти­че­ски­ми ин­сти­ту­та­ми). На го­су­дар­ствен­ном уров­не она кон­цен­три­ру­ет в своих руках выс­шие власт­ные и управ­лен­че­ские пре­ро­га­ти­вы в об­ще­стве, пред­опре­де­ляя за счёт этого пути и формы его по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия.

 

По­ли­ти­че­ская элита - это лишь опре­делённая часть более ши­ро­ких эли­тар­ных слоёв об­ще­ства в целом, в ко­то­рые вхо­дят наи­бо­лее вид­ные и ав­то­ри­тет­ные пред­ста­ви­те­ли эко­но­ми­че­ских кру­гов, гу­ма­ни­тар­ной и тех­ни­че­ской ин­тел­ли­ген­ции. Боль­шин­ство учёных схо­дит­ся на том, что те не­мно­гие люди, ко­то­рые при­над­ле­жат к по­ли­ти­че­ски власт­ву­ю­ще­му кругу, не яв­ля­ют­ся ти­пич­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми об­ще­ства, фор­ми­ру­ясь по пре­иму­ще­ству из пред­ста­ви­те­лей выс­ших со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских слоёв. Прак­ти­ка не под­твер­ди­ла тезис о том, что де­я­тель­ность элит не­по­сред­ствен­но опре­де­ля­ет­ся ин­те­ре­са­ми на­се­ле­ния. Таким об­ра­зом, в любом об­ще­стве могут скла­ды­вать­ся серьёзные про­ти­во­ре­чия между со­ста­вом и ин­те­ре­са­ми эли­тар­ных и не­эли­тар­ных групп.

 

По­пол­не­ние или из­ме­не­ние со­ста­ва по­ли­ти­че­ской элиты за­ви­сит не толь­ко от по­зи­ции на­се­ле­ния или кон­крет­ной си­ту­а­ции, при ко­то­рой пред­ста­ви­те­ли ши­ро­ких со­ци­аль­ных слоёв на­чи­на­ют при­ни­мать опре­делённое уча­стие в при­ня­тии ре­ше­ний, но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни и от по­зи­ции самих эли­тар­ных груп­пи­ро­вок. В этом смыс­ле элита яв­ля­ет­ся ско­рее са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся общ­но­стью, ко­то­рая из­би­ра­тель­но до­пус­ка­ет в свою среду пред­ста­ви­те­лей массы.

 

В пол­ном со­от­вет­ствии с за­ни­ма­е­мым ею ме­стом в об­ще­ствен­ной жизни по­ли­ти­че­ская элита вы­пол­ня­ет ряд важ­ней­ших задач и функ­ций. Пре­жде всего, к её со­ци­аль­ным за­да­чам от­но­сят­ся при­ня­тие и кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей ре­ше­ний, рас­кры­ва­ю­щие её цен­траль­ную роль в управ­ле­нии го­су­дар­ством и об­ще­ством. В число ос­нов­ных функ­ций вклю­ча­ет­ся также фор­ми­ро­ва­ние и пред­став­ле­ние груп­по­вых ин­те­ре­сов раз­лич­ных слоёв на­се­ле­ния. Сле­ду­ет ука­зать и на не­об­хо­ди­мость про­ду­ци­ро­ва­ния эли­той раз­но­об­раз­ных по­ли­ти­че­ских цен­но­стей. Фор­ми­руя раз­лич­ные идео­ло­гии, мифы или со­ци­аль­ные про­ек­ты, по­ли­ти­че­ская элита пы­та­ет­ся мо­би­ли­зо­вать граж­дан, взять под кон­троль их энер­гию для ре­ше­ния не­об­хо­ди­мых об­ще­ствен­ных задач.

 

(А. И. Со­ловьёв)

 

11. За­да­ние 21 № 4288. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, при­ве­ди­те опре­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какая тен­ден­ция об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия ле­жа­ла в ос­но­ве фор­ми­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства? Какие стрем­ле­ния че­ло­ве­ка от­ра­зил этот про­цесс?

За­да­ние 22 № 4289. На­зо­ви­те любые две функ­ции го­су­дар­ства, о ко­то­рых го­во­рит­ся в тек­сте. Ука­жи­те ещё одну функ­цию.

За­да­ние 23 № 4290. На ос­но­ва­нии об­ще­ство­вед­че­ских, ис­то­ри­че­ских зна­ний, фак­тов об­ще­ствен­ной жизни на­зо­ви­те три формы вза­и­мо­дей­ствия го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го об­ще­ства и кон­кре­ти­зи­руй­те каж­дую из на­зван­ных форм при­ме­ром.

11. За­да­ние 24 № 4731. В каких фор­мах прав­ле­ния, по мне­нию ав­то­ра, может су­ще­ство­вать еди­ная власть го­су­дар­ства (ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ с опо­рой на текст)? О каком ис­точ­ни­ке го­су­дар­ствен­ной вла­сти идёт речь в тек­сте? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния на­зо­ви­те до­пол­ни­тель­но ещё один ис­точ­ник го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Дол­гое время в по­ли­ти­че­ской науке по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство» и «го­су­дар­ство» не раз­ли­ча­лись, ис­поль­зо­ва­лись как тож­де­ствен­ные. Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер об­ще­ства, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной вла­сти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми по­тре­бо­ва­ли от­ра­же­ния в об­ще­ствен­ном со­зна­нии и науке двух тен­ден­ций со­ци­аль­но­го про­грес­са. С одной сто­ро­ны, на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни. Про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ных от го­су­дар­ства сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка от­ра­зи­ло по­ня­тие «граж­дан­ское об­ще­ство». С дру­гой сто­ро­ны, по­треб­ность в упо­ря­до­че­нии, обес­пе­че­нии це­лост­но­сти об­ще­ства, со­гла­со­ва­нии и ин­те­гра­ции устрем­ле­ний ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп вы­ра­зи­ло по­ня­тие «го­су­дар­ство».

Граж­дан­ское об­ще­ство и го­су­дар­ство вза­им­но до­пол­ня­ют друг друга и за­ви­сят одно от дру­го­го. Без зре­ло­го граж­дан­ско­го об­ще­ства не­воз­мож­но по­стро­е­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства, по­сколь­ку имен­но со­зна­тель­ные сво­бод­ные граж­да­не спо­соб­ны со­зда­вать наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ные формы че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия. Если граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет проч­ным опо­сре­ду­ю­щим зве­ном между сво­бод­ным ин­ди­ви­дом и цен­тра­ли­зо­ван­ной го­су­дар­ствен­ной волей, то го­су­дар­ство при­зва­но про­ти­во­дей­ство­вать дез­ин­те­гра­ции, хаосу, кри­зи­су, упад­ку и обес­пе­чи­вать усло­вия для ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод ав­то­ном­ной лич­но­сти. В ре­аль­ной жизни об­ще­ства раз­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства до­ста­точ­но услов­но, но в науке оно не­об­хо­ди­мо для того, чтобы по­нять ме­ха­низ­мы об­ще­ствен­ной жизни, сте­пень сво­бо­ды и не­сво­бо­ды ин­ди­ви­дов, уро­вень по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия.

Таким об­ра­зом, граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и се­мей­ных, об­ще­ствен­ных, эко­но­ми­че­ских, куль­тур­ных, ре­ли­ги­оз­ных и иных струк­тур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства. Си­сте­ма не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства ин­сти­ту­тов и меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний создаёт усло­вия для са­мо­ре­а­ли­за­ции ин­ди­ви­дов и групп, для удо­вле­тво­ре­ния их по­все­днев­ных по­треб­но­стей.

 

(Р. Т. Му­ха­ев)

 

12. За­да­ние 21 № 4728. На­зо­ви­те тео­рию про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства, ос­но­вы ко­то­рой вы­ра­жа­ет автор тек­ста. Вы­пи­ши­те из тек­ста фразу ав­то­ра, ар­гу­мен­ти­ру­ю­щую Ваш ответ.

За­да­ние 22 № 4729. При­ве­ди­те ав­тор­скую ха­рак­те­ри­сти­ку со­сто­я­ния об­ще­ства «без общей вла­сти» го­су­дар­ства? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те одно любое не­га­тив­ное по­след­ствие без­вла­стия.

За­да­ние 23 № 4730. Ка­ко­ва, по мне­нию ав­то­ра, глав­ная цель го­су­дар­ства? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния на­зо­ви­те три функ­ции го­су­дар­ствен­ной вла­сти, на­прав­лен­ные на обес­пе­че­ние без­опас­но­сти. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми

две из функ­ций.

12. За­да­ние 24 № 4768. Ис­то­ри­че­ский опыт Рос­сии, США, За­пад­ной Ев­ро­пы и Ла­тин­ской Аме­ри­ки XIX–XX вв. поз­во­ля­ет вы­яс­нить при­чи­ны рас­про­стра­не­ния по­пу­лист­ской­по­ли­ти­ки в раз­лич­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских си­сте­мах. С на­ча­ла 1990-х

гг. по­пу­лизм ста­но­вит­ся одной из важ­ней­ших до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей за­пад­ных де­мо­кра­тий. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те два усло­вия, спо­соб­ству­ю­щие рас­про­стра­не­нию по­пу­лиз­ма, и при­ве­ди­те один ар­гу­мент, обос­но­вы­ва­ю­щий любое из на­зван­ных усло­вий.

 

При от­сут­ствии граж­дан­ско­го со­сто­я­ния все­гда име­ет­ся война всех про­тив всех. От­сю­да оче­вид­но, что пока люди живут без общей вла­сти, дер­жа­щей всех в стра­хе, они на­хо­дят­ся в том со­сто­я­нии, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся вой­ной, а имен­но в со­сто­я­нии войны всех про­тив всех. Ибо война есть не толь­ко сра­же­ние, или во­ен­ное дей­ствие, а про­ме­жу­ток вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го явно ска­зы­ва­ет­ся воля к борь­бе путём сра­же­ния.

Со­сто­я­ние войны всех про­тив всех ха­рак­те­ри­зу­ет­ся также тем, что при нём ничто не может быть не­спра­вед­ли­вым. По­ня­тия пра­виль­но­го и не­пра­виль­но­го, спра­вед­ли­во­го и не­спра­вед­ли­во­го не имеют здесь места. Там, где нет общей вла­сти, нет за­ко­на, там, где нет за­ко­на, нет спра­вед­ли­во­сти. Сила и ко­вар­ство яв­ля­ют­ся на войне двумя кар­ди­наль­ны­ми доб­ро­де­те­ля­ми. <...> Ука­зан­ное со­сто­я­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся также от­сут­стви­ем соб­ствен­но­сти, вла­де­ния, от­сут­стви­ем точ­но­го раз­гра­ни­че­ния между моим и твоим. Каж­дый че­ло­век счи­та­ет своим лишь то, что он может до­быть, и лишь до тех пор, пока он в со­сто­я­нии удер­жать это.

<...> Цель го­су­дар­ства - глав­ным об­ра­зом, обес­пе­че­ние без­опас­но­сти. Ко­неч­ной при­чи­ной, целью и на­ме­ре­ни­ем людей (не­ко­то­рые от при­ро­ды любят сво­бо­ду и гос­под­ство над дру­ги­ми) при на­ло­же­нии на себя уз (ко­то­ры­ми они свя­за­ны, <...> живя в го­су­дар­стве) яв­ля­ет­ся за­бо­та о са­мо­со­хра­не­нии и при этом о более бла­го­при­ят­ной жизни. Иными сло­ва­ми, при уста­нов­ле­нии го­су­дар­ства люди ру­ко­во­дят­ся стрем­ле­ни­ем из­ба­вить­ся от бед­ствен­но­го со­сто­я­ния войны, яв­ля­ю­ще­го­ся <.. > не­об­хо­ди­мым след­стви­ем есте­ствен­ных стра­стей людей там, где нет ви­ди­мо­сти вла­сти, дер­жа­щей их в стра­хе и под угро­зой на­ка­за­ния, при­нуж­да­ю­щей их к вы­пол­не­нию со­гла­ше­ний и со­блю­де­нию есте­ствен­ных за­ко­нов.

<...> Такая общая власть, ко­то­рая была бы спо­соб­на за­щи­щать людей от втор­же­ния чу­же­зем­цев и от не­спра­вед­ли­во­стей, при­чи­ня­е­мых друг другу, и <...> до­ста­вить им ту без­опас­ность, при ко­то­рой они могли бы кор­мить­ся от тру­дов рук своих и от пло­дов земли и жить в до­воль­стве, может быть воз­двиг­ну­та толь­ко одним путём, а имен­но со­сре­до­то­че­ни­ем всей вла­сти и силы в одном че­ло­ве­ке или в со­бра­нии людей, ко­то­рое боль­шин­ством го­ло­сов могло бы све­сти все воли граж­дан в еди­ную волю. В этом че­ло­ве­ке или со­бра­нии лиц со­сто­ит сущ­ность го­су­дар­ства, ко­то­рая нуж­да­ет­ся в сле­ду­ю­щем опре­де­ле­нии: го­су­дар­ство есть еди­ное лицо, от­вет­ствен­ным за дей­ствия ко­то­ро­го сде­ла­ло себя путём вза­им­но­го до­го­во­ра между собой огром­ное мно­же­ство людей, с тем чтобы это лицо могло ис­поль­зо­вать силу и сред­ства всех их так, как сочтёт не­об­хо­ди­мым для их мира и общей за­щи­ты.

 

13. За­да­ние 21 № 4765. Чем, по мне­нию ав­то­ра, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­но­ше­ние боль­шин­ства людей к пред­ста­ви­те­лям го­су­дар­ствен­ной вла­сти? Опи­ра­ясь на текст, при­ве­ди­те по­ло­же­ние, обос­но­вы­ва­ю­щее эту по­зи­цию.

За­да­ние 22 № 4766. Как, по мне­нию ав­то­ра, вли­я­ет на де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий убеждённость боль­шин­ства людей в том, что об­ще­ствен­ные блага долж­ны предо­став­лять­ся «свер­ху»? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те два при­зна­ка, поз­во­ля­ю­щие на­звать дей­ствия по­ли­ти­че­ских пар­тий и кан­ди­да­тов на вы­бор­ные долж­но­сти по­пу­лиз­мом.

За­да­ние 23 № 4767. С опо­рой на текст на­зо­ви­те любые три не­га­тив­ных по­след­ствия уси­ле­ния вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства в об­ще­ствен­ные дела. Опи­ра­ясь на зна­ние курса, ис­то­рии и фак­тов со­ци­аль­ной жизни, при­ве­ди­те один при­мер по­пу­лиз­ма. 13. За­да­ние 24 № 5317. Вы­ска­жи­те и ар­гу­мен­ти­руй­те свою по­зи­цию по по­во­ду ак­ту­аль­но­сти про­бле­мы без­раз­ли­чия людей к вы­бо­рам при­ме­ни­тель­но к по­ве­де­нию рос­сий­ских из­би­ра­те­лей? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те одно по­след­ствие пас­сив­но­сти части граж­дан и пред­ло­жи­те один спо­соб по­вы­ше­ния ак­тив­но­сти на­се­ле­ния на вы­бо­рах.

 

Из со­чи­не­ния Г. Спен­се­ра «Лич­ность и го­су­дар­ство»

Раз­лич­ным вли­я­ни­ям, дей­ству­ю­щим свер­ху, со­от­вет­ству­ют на­деж­ды и про­ше­ния, воз­но­ся­щи­е­ся снизу вверх. Люди, не­су­щие тяжёлый труд и обре­менённые об­сто­ятeльcтвами, со­став­ля­ю­щие гро­мад­ное боль­шин­ство, а тем более люди не­спо­соб­ные, по­лу­ча­ю­щие по­сто­ян­но по­мощь и жаж­ду­щие ещё более ши­ро­кой по­мо­щи, под­дер­жи­ва­ют все про­ек­ты, от ко­то­рых

ожи­да­ют того или иного бла­го­по­лу­чия при по­сред­ни­че­стве ад­ми­ни­стра­тив­но­го вме­ша­тель­ства. Такие люди верят вся­ко­му, кто го­во­рит, что эти бла­го­де­я­ния могут и долж­ны быть им ока­за­ны. < …> По мере того, как уси­ли­ва­ет­ся вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в об­ще­ствен­ные ин­те­ре­сы, растёт между граж­да­на­ми и уве­рен­ность, что всё долж­но де­лать­ся для них и

ни­че­го не тре­бу­ет­ся от них. Мысль о том, что дан­ная цель долж­на быть до­стиг­ну­та лич­ной энер­ги­ей или ас­со­ци­а­ци­я­ми част­ной ини­ци­а­ти­вы, де­ла­ет­ся с каж­дым по­ко­ле­ни­ем всё более и более чуж­дой людям, тогда как убеж­де­ние в том, что эта цель долж­на быть до­стиг­ну­та при по­мо­щи пра­ви­тель­ства, ста­но­вит­ся всё более при­выч­ным, и, на­ко­нец, < …> на­чи­на­ет

счи­тать­ся един­ствен­ным прак­ти­че­ским спо­со­бом. Так как люди, ко­то­рых уве­ря­ют, что бу­ду­щее со­ци­аль­ное пре­об­ра­зо­ва­ние при­несёт им гро­мад­ные бла­го­де­я­ния, об­ла­да­ют из­би­ра­тель­ным пра­вом, то ре­зуль­тат по­лу­ча­ет­ся сле­ду­ю­щим: чтобы овла­деть их го­ло­са­ми, кан­ди­дат дол­жен по мень­шей мере воз­дер­жать­ся от того, чтобы до­ка­зать им лож­ность их ве­ро­ва­ний < …>. Даже главы пар­тий < …> на­пе­ре­рыв друг перед дру­гом ста­ра­ют­ся при­об­ре­сти при­вер­жен­цев. Каж­дый до­би­ва­ет­ся по­пу­ляр­но­сти, обе­щая боль­ше, чем его про­тив­ник. < …> Не­ко­то­рые на­столь­ко бес­со­вест­ны,

что по­да­ют голос за пред­ло­же­ния, ко­то­рые они счи­та­ют дур­ны­ми в прин­ци­пе, по­то­му что нужды пар­тии и же­ла­ние быть пе­ре­из­бран­ным тре­бу­ют, чтобы они по­сту­па­ли так. Таким об­ра­зом, плохую по­ли­ти­ку за­щи­ща­ют даже те, кто видит её не­до­стат­ки.

 

14. За­да­ние 21 № 5314. Ис­поль­зуя ав­тор­ский текст, при­ве­ди­те точку зре­ния, объ­яс­ня­ю­щую не­вы­со­кую ак­тив­ность из­би­ра­те­лей. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та объ­яс­ня­ю­щие, по­че­му лучше об­ра­зо­ван­ные граж­да­не не ис­поль­зу­ют свое право го­ло­со­вать так же, как и менее об­ра­зо­ван­ные?

За­да­ние 22 № 5315. При­ве­ди­те ар­гу­мент ав­то­ра, до­ка­зы­ва­ю­щий, по­че­му не­вы­со­кая ак­тив­ность из­би­ра­те­лей яв­ля­ет­ся при­зна­ком «по­ли­ти­ки сча­стья»? Ка­ко­во от­но­ше­ние к этой точке зре­ния ав­то­ра тек­ста?

За­да­ние 23 № 5316. При­ве­ди­те ав­тор­скую точку зре­ния на про­бле­му без­раз­ли­чия людей к вы­бо­рам. В чём автор тек­ста видит глав­ную при­чи­ну не­уча­стия в них? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те одну при­чи­ну спада из­би­ра­тель­ной ак­тив­но­сти на­се­ле­ния.


14. За­да­ние 24 № 5760.
Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те по­ли­ти­че­ский режим, в рам­ках ко­то­ро­го ни при каких усло­ви­ях не­воз­мож­но раз­ви­тие ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства. На­зо­ви­те три любые функ­ции граж­дан­ско­го об­ще­ства, не упо­мя­ну­тые в тек­сте.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал