Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система организации работы скорой и неотложной помощи






Скорая и неотложная медицинская помощь (СМП) – медицинская организация, имеющая целью оказание экстренной медицинской, а также специализированной врачебной помощи при угрожающих жизни несчастных случаях и острых тяжелых заболеваниях как на месте происшествия, так и в пути следования. Данный вид помощи организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и в ночное время, при массовых отравлениях и других угрожающих состояниях.

Понятие «неотложные состояния» определяет такие патологические изменения в организме человека, которые приводят к резкому ухудшению здоровья и могут угрожать жизни.

Под «экстренностью в медицинской помощи» подразумевается срочное устранение всех неотложных патологических состояний, возникших непредвиденно, которые независимо от степени тяжести состояния больного требуют немедленной диагностической и лечебной деятельности. Целесообразно различать следующие основные формы патологических состояний, при которых показана экстренная помощь:

- имеется непосредственная угроза жизни, которая без своевременной медицинской помощи может привести к смертельному исходу

- не имеется непосредственной угрозы жизни, но, исходя из патологического состояния, угрожающий момент может наступить в любое время

- нет угрозы для жизни, но нужно облегчить страдания больного

- больной находится в состоянии неопасном для жизни, однако требуется срочная помощь в интересах коллектива.

В деятельности учреждений скорой медицинской помощи сохранение здоровья больных и пострадавших зависит преимущественно от своевременности прибытия бригады скорой медицинской помощи на место вызова и качества догоспитальной и лечебной помощи.

Основные принципы организации СМП:

- полная доступность

- оперативность в работе, своевременность

- полнота и высокое качество оказываемой помощи

- обеспечение беспрепятственной госпитализации

- максимальная преемственность в работе.

 

В настоящее время в РБ функционирует Государственная система организации СМП:

- догоспитальный этап: в городах станции СМП с подстанциями и филиалами, травматологические пункты; в сельских административных районах - отделения СМП ЦРБ, в областях

- госпитальный этап: больницы скорой помощи, отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений

Деятельность станций скорой медицинской помощи (отделений, больниц) регламентируется приказом МЗ РБ «О совершенствовании организации скорой и неотложной медицинской помощи».

Станция (отделение) скорой медицинской помощи — ЛПО, оказывающее скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях и обострении хронических заболеваний как на месте происшествия, так и в пути следования.

Задачи станции СМП:

1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне ЛПУ и во время их транспортировки в стационары.

2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации ЛПУ.

Станция СМП обеспечивает оказание:

1. Экстренной медпомощи:

А) при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного (остро развивающиеся нарушения деятельности ССС, ЦНС, органов дыхания, органов брюшной полости)

Б) при несчастных случаях (различные виды травм, ранений, ожогов, поражение электрическим током и молнией, инородные тела дыхательных путей, отморожения, утопления, отравления, суицидальные попытки)

В) при родах, происшедших вне специализированных учреждений

Г) при массовых катастрофах и стихийных бедствиях.

2. Неотложной помощи: при обострениях различных хронических заболеваний, когда причины обращения не относятся к пункту 1a) настоящего положения, а также при острых заболеваниях детей, особенно первого года жизни.

Категории ССМП устанавливаются в зависимости от количества выездов, выполняемых в год: внекатегорийные - свыше 100 тыс. выездов в год, I категории - от 75 тыс. до 100 тыс., II категории - от 50 тыс. до 75 тыс., III категории - от 25 тыс. до 50 тыс., IV категории - от 10 тыс. до 25 тыс., V категории - от 5 тыс. до 10 тыс. Станция скорой медицинской помощи организуется в городах с населением свыше 50 тыс. и является самостоятельным ЛПО или, по решению местных органов здравоохранения, входит в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах ее структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения организованы отделения скорой медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В каждом городе имеется только одна станция или отделение скорой медицинской помощи. Обслуживание сельского района осуществляется городской ССМП или отделением СМП при ЦРБ. В крупных городах в составе ССМП организованы подстанции в расчетном обеспечении 15-ти минутной транспортной доступности в городском административном районе с населением 75-200 тыс. жителей. В сельском районе посты скорой помощи функционируют с расчетом обеспечения 30-минутной доступности.

Соответственно нормативам, на каждые 10 тыс. жителей выделена одна санитарная машина и утверждена 0, 8 врачебной или фельдшерской бригады. Срок выезда по скорой помощи - до 4-х минут, по неотложной помощи - до 1 часа.

Документация станций (отделений) скорой медицинской помощи:

1) журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи

2) карта вызова скорой и неотложной медицинской помощи

3) сопроводительный лист с отрывным талоном

4) дневник работы станции скорой медицинской помощи

5) отчет станции

Карты вызова и журналы записи вызова скорой медицинской помощи хранятся в течение 3-х лет. ССМП не выдает больничных листов, судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольных отравлений.

ССМП является самостоятельным учреждением и подчиняется приказам и распоряжениям вышестоящих органов ЗО, пользуется правом юридического лица и имеет штамп и печать с обозначением своего наименования.

Больница скорой медицинской помощи (БСМП) - многопрофильная специализированная ЛПО для оказания круглосуточно экстренной стационарной медицинской помощи населению при острых заболеваниях, травмах несчастных случаях, отравлениях, а также при массовых поражениях, катастрофах, стихийных бедствиях.

Основные задачи БСМП:

- оказание экстренной специализированной медицинской помощи больным при угрожающих жизни состояниях, требующих реанимации и интенсивной терапии с применением средств и методов экспресс-диагностики и лечения на уровне современных достижений медицинской науки и практики

- выполнение организационно-методической и консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям района в деятельности по вопросам организации экстренной медицинской помощи

- осуществление мероприятий по постоянной готовности больницы к работе в чрезвычайных условиях при массовых поступлениях пострадавших в городе (области, республике)

- обеспечение эффективной преемственности и взаимосвязи со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города в оказании медицинской помощи больным на догоспитальном и госпитальном этапах

- анализ качества экстренной медицинской помощи и оценка эффективности деятельности больницы и ее структурных подразделений

- анализ потребности населения в экстренной медицинской помощи на всех этапах ее организации

- проведение санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения по формированию здорового образа жизни, оказанию само - и взаимопомощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях и т. д.

БСМП организуется в населенных пунктах с численностью жителей не менее 250 тысяч. Руководство больницей осуществляет главный врач.

Структурные подразделения БСМП:

- административно-управленческая часть

- оргметодотдел с кабинетом медицинской статистики

- стационар

- приемно-диагностическое отделение со справочно-информационной службой

- специализированные клинические отделения экстренной помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, урологические, ожоговые, гинекологические, кардиологические, неотложной терапии и т. д.)

- отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии

- отделение переливания крови

- отделение физиотерапии и ЛФК

- патологоанатомическая служба с гистологической лабораторией

- медицинский архив

- другие подразделения: аптека, библиотека, пищеблок, хозяйственно-техническая часть, вычислительный центр.

БСМП обеспечивает:

- круглосуточное оказание своевременной и на высоком уровне экстренной медицинской помощи больным с внезапными заболеваниями, несчастными случаями

- развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания экстренной медицинской помощи населению

- координацию, преемственность и взаимодействие лечебно-профилактических учреждений города по оказанию экстренной медицинской помощи населению;

- проведение экспертиз временной нетрудоспособности рабочих и служащих, выдачу листков нетрудоспособности, рекомендации о переводе выписываемых больных на другую работу по состоянию здоровья

- извещение соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в соответствии со специальными указаниями и приказами МЗ РБ

БСМП госпитализирует больных по экстренным показаниям, доставляемых станцией скорой медицинской помощи, направляемых амбулаторно-поликлиническими и другими лечебно-профилактическими учреждениями, а также обратившихся за экстренной помощью непосредственно в приемно-диагностическое отделение. В случае госпитализации непрофильных больных, после выведения их из состояния угрожающего жизни больного, больница имеет право перевода их в в другие стационары города по профилю для долечивания. Для обеспечения 100% вероятности госпитализации экстренных больных на специализированную койку предусмотрены резервные койки (5% от коечного фонда), не учитывающиеся при составлении статистического плана, но финансируемые.

БСМП находится в непосредственном ведении городского управления здравоохранением. Она является самостоятельным учреждением здравоохранения, имеет в своем распоряжении здания с отведенной территорией, оборудование, инвентарь. БСМП пользуется правами юридического лица, имеет круглую печать и штамп с указанием своего полного наименования.

13. Организация экспертизы временной утраты трудоспособности ЛПУ. Обязанности лечащего врача, заведующего отделением в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 №624 «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности»

Экспертиза временной нетрудоспособности - оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

 

В ЛПУ выделяют следующие уровни экспертизы временной нетрудоспособности: лечащий врач; клинико-экспертная комиссия (КЭК) ЛПУ; клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект Федерации; клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Федерации; главный специалист по экспертизе временной нетрудоспособности Минздравсоцразвития России.

Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащими врачами в ЛПУ независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности, при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности. Лечащими врачами являются врачи, непосредственно осуществляющие амбулаторный прием или лечение больных и стационаре: участковые, цеховые, семейные врачи, специалисты широкого и узкого профиля (хирурги, травматологи, невропатологи, акушеры-гинекологи, стоматологи и др.). Она относится к числу ежедневных обязанностей лечащих врачей наряду с диагностикой, лечением и профилактикой болезней.

В отдельных случаях (в труднодоступных сельских районах, в районах Крайнего Севера и т.д.) по решению органа управления здравоохранением проведение экспертизы временной нетрудоспособности разрешается среднему медицинскому работнику.

Врачи и средние медицинские работники, работающие в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, осуществляют экспертизу временной нетрудоспособности на основании лицензии, выданной учреждению. Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне ЛПУ, должны иметь лицензию на основной вид медицинской деятельности и проведение экспертизы временной нетрудоспособности, а также удостоверение (свидетельство) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.

 

Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:

· определяет признаки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;

· в первичных медицинских документах фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначает обследования и консультации, формулирует диагноз заболевания и указывает степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений, обусловливающих нетрудоспособность;

· рекомендует лечебно-оздоровительные мероприятия, вид лечебно-охранительного режима, назначает дополнительные обследования, консультации;

· определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличия осложнения и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;

· выдает листок нетрудоспособности (справку) в соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» (в том числе при посещении на дому), назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;

· при последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление освобождения от работы;

· своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособности свыше сроков, установленных «Инструкцией о порядке вы- дачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан», решения вопросов о дальнейшем лечении и других экспертных вопросов (так, частнопрактикующий врач при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше 30 дней направляет пациента для консультации и решения вопроса о дальнейшем лечении на клинико-экспертную комиссию учреждения здравоохранения, обеспечивающего медицинскую помощь в соответствии с программой ОМС);

· при нарушении назначенного лечебно-охранительного режима (в том числе при алкогольном опьянении) делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности, в истории болезни с указанием даты и вида нарушения (с отметкой «алкогольное опьянение» врач направляет его на комиссию по экспертизе алкогольного опьянения);

· выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности, своевременно организует направление пациента на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу;

· выявляет, производит отбор и осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов (граждан, имеющих в год 4 случая и более и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или 6 случаев и 60 дней с учетом всех заболеваний), проводит лечебно-диагностическую работу с этим контингентом, дает экспертно-трудовые рекомендации и изучает эффективность последних;

· при восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражает в первичных медицинских документах объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;

· анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

· постоянно совершенствует знания по экспертизе временной нетрудоспособности.

Заведующий отделением стационара, поликлиники (при наличии в штатном расписании):

· осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, своевременным и правильным направлением пациентов на клинико-экспертную комиссию и на медико-социальную экспертизу;

· проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром и записью в первичных документах, а также осуществляет экспертную оценку медицинской документации по окончании периода временной нетрудоспособности или при переводе пациента на другой этап лечения;

· совместно с лечащим врачом направляет больного на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу;

· осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;

· ежемесячно анализирует причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность пациентов, определенные лечащими врачами, и клинико-экспертные ошибки. При отсутствии в штатном расписании должностей заведующих отделениями их функции выполняет заместитель учреждения по клинико-экспертной работе.

Заместитель руководителя учреждения (главного врача, начальника, заведующего) по клинико-экспертной работе выполняет следующие обязанности:

· возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее работы;

· осуществляет выборочный текущий контроль по законченным случаям (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации и экспертизе временной нетрудоспособности, принимает участие в решении клинико-экспертных вопросов;

· анализирует клинико-экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа экспертизы и про- водимых мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· осуществляет взаимодействие с соответствующими медико-социальными экспертными комиссиями, учитывает и анализирует рас- хождения экспертных решений, ошибок и нарушений порядка направления пациентов на медико-социальную экспертизу и регулярно докладывает результаты экспертизы на врачебных конференциях;

· рассматривает иски и претензии медицинских страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности;

· организует учебу лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

Руководитель учреждения здравоохранения:

· является ответственным за экспертизу временной нетрудоспособности в ЛПУ, издает приказы по вопросам ее организации и проведения;

· организует учет и отчетность по временной нетрудоспособности;

· утверждает состав клинико-экспертной комиссии, регламент ее работы;

· назначает лиц, ответственных за учет, получение, хранение и расходование бланков документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, создает условия для их оформления и выдачи;

· определяет потребность в бланках листков нетрудоспособности, ежегодно в установленные сроки (до 15.01) направляет заявку в территориальный орган управления здравоохранением на необходимое число бланков и отчитывается об их использовании;

· о всех случаях хищения бланков сообщает в вышестоящий орган управления здравоохранением;

· применяет меры дисциплинарного и материального воздействия к работникам, допустившим клинико-экспертные ошибки, нарушение порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, правил хранения, учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, при необходимости в установленном законодательством порядке направляет материалы в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Клинико-экспертная комиссия (КЭК) создается в государственных (муниципальных) ЛПУ, а также при органах управления здравоохранением территорий, входящих в субъект Федерации, и субъектов Федерации.

 

Комиссия создается в ЛПУ и проводит свои заседания еженедельно в соответствии с установленным планом, при органах управления здравоохранением - по мере необходимости.

КЭК возглавляется заместителем руководителя ЛПУ и по клинико-экспертной работе либо заместителем по лечебной работе, выполняющим данные функции, комиссия при органе управления здравоохранением - заместителем руководителя по клинико-экспертной работе ведущего ЛПУ территории.

В состав КЭК входят ведущие специалисты ЛПУ или территории, на договорной основе могут привлекаться специалисты медицинских, научно-исследовательских институтов и других учреждений и организаций.

При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или подразделений присутствие проверяемых лиц или руководителей обязательно.

Решение комиссии принимается простым большинством голосов, заключение вносят в первичные медицинские документы, а также в книгу записей заключений комиссии. Копии заключений, заверенные печатью ЛПУ или органом здравоохранения, выдаются по требованию пациента либо направляются в другие инстанции в установленном порядке.

 

14. Медицинское страхование. Виды медицинского страхования, их принципиальные отличия в соответствии с ФЗ от 29.11.2010 №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»

 

Медицинское страхование — вид страхования, при котором его объектом являются расходы, связанные с оказанием медицинской помощи и восстановлением здоровья граждан.

Обычно в медицинском страховании страховое возмещение осуществляется не в денежной форме (как при других видах страхования), а в виде медицинских услуг.

Эта особенность определяет присутствие дополнительного участника в схеме медицинского страхования — медицинского учреждения.

Наличие 4 (а не 3) участников делает медицинское страхование одним из наиболее сложных видов страхового дела.

Как и другие виды личного страхования, медицинское страхование может быть добровольным и обязательным.

Добровольное медицинское страхование впервые появилось в Англии еще в XVII веке в качестве так называемых «Дружеских обществ», которые финансировали медицинскую помощь застрахованным.

Родиной обязательного медицинского страхования является Германия. В 1883 г. в этой стране был издан первый закон об обязательном медицинском страховании. Первоначально в круг застрахованных входили только рабочие. Плательщиками страховых взносов являлись работники и работодатели. В случае болезни застрахованные получали денежное пособие. Медицинских услуг это страхование долгое время не гарантировало.

Лишь позднее медицинская помощь стала входить в пакет страхового возмещения в случае заболевания застрахованного.

Отличительные особенности добровольного и обязательного медицинского страхования

1. Обязательное медицинское страхование (ОМЗ) регулируется специальным законом, который определяет участников системы, размер страховых взносов, порядок их уплаты, объем и порядок страхового возмещения, а также другие наиболее важные моменты.

При добровольном медицинском страховании (ДМС) все это определяется договорами между участниками страхования.

2. Страхователями в системе обязательного медицинского страхования обычно выступают:

— государство;

— работодатели;

— граждане (застрахованные). При добровольном страховании страхователями могут быть:

— работодатели (коллективное страхование);

— граждане (индивидуальное страхование).

3. При обязательном медицинском страховании страхователь обязан заключать договор со страховой компанией, а при добровольном страховании договор заключается только на добровольной основе.

4. Размер страховых взносов при обязательном медицинском страховании устанавливается законодательно и определяется в процентном отношении от заработной платы застрахованных.

Например, в Германии страховой взнос составляет 13, 5% от заработной платы (половину этой суммы выплачивает застрахованный, половину — его работодатель).

Такой подход обеспечивает действие основополагающего принципа обязательного медицинского страхования — «принципа солидарности», в соответствии с которым медицинская помощь оказывается всем застрахованным в равном объеме, независимо от абсолютной величины страховых взносов.

При добровольном медицинском страховании действует другой принцип «принцип эквивалентности», при котором объем предоставляемой помощи напрямую связан со стоимостью страховки (размером страховых взносов).

5. Тарифы на медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, при обязательном медицинском страховании определяются на территориальном уровне специальной тарифной комиссией, в которую входят представители страховых компаний, органов государственного управления, а также профессиональных медицинских организаций.

При добровольном страховании тарифы на медицинские услуги устанавливаются по соглашению между страховой компанией и медицинской организацией.

 

Структура и организация работы стационара детской больницы. Пути дальнейшего совершенствования стационарной помощи детям. Преемственность и взаимодействие врача-клинициста с центрами сан-эпид надзора

Детские стационары могут быть объединенными (с детской поликлиникой) и необъединенными; по профилю — многопрофильными и специализированными, различной коечной мощности.

В организации работы детского стационара детской больницы много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако, имеются и некоторые свои особенности.

Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и Детских учреждений.

Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:

1. Направление.

2. Подробная выписка из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.

3. Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия — 24 часа).

4. Справка о проведенных прививках.

Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3—4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера—Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2—3-х изолированных смотровых кабинетов и одного-двух санпропускников.

Для оказания неотложной помощи ребенку в приемном отделении должен быть постоянный набор необходимых медикаментов и средств первой помощи. При приемном отделении организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции больных.

Врач приемного отделения должен собрать тщательный анамнез, произвести осмотр больного, установить предварительный диагноз, назначить и провести лечение (при необходимости), решить в какое отделение направить больного и возможен ли допуск матери к уходу за ребенком.

В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

Врачи приемного отделения работают в тесном контакте с врачами-специалистами отделений больницы. В приемном отделении ведется журнал приема детей на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделений о количестве свободных мест по отделениям. При отсутствии стола справок через приемное отделение родители получают сведения о состоянии здоровья ребенка.

Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту и по характеру заболеваний. В зависимости от возраста выделяют следующие отделения (палаты): для недоношенных, для новорожденных, для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные и другие узкопрофильные отделения (палаты).

Оборудования палат и оснащение отделений зависит от их профиля и диктуется спецификой работы и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения детей и выполнения персоналом служебных обязанностей.

В отделениях для детей дошкольного и школьного возрастов палаты должны быть небольшие — с числом коек не более четырех. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог следить за состоянием детей и их поведением.

Важной особенностью организации работы этих отделений является необходимость проведения там воспитательной работы с детьми. Для этой цели в детских больницах устанавливаются специальные должности педагогов-воспитателей, С больными, которые лечатся в стационаре длительное время, проводится также и учебная работа.

В отделении должны быть предусмотрены столовые, игровые, веранды или прогулочные комнаты, хорошо оборудованный участок для прогулок на территории больницы. Отделения должны быть обеспечены игрушками, играми, книгами, материалами для вырезания, рисования, лепки, изготовления самодельных игрушек. Организация досуга детей в стационаре особенно важна в вечерние часы. Ручной труд, лепка, рисование, чтение вслух, проводимые в конце больничного дня, улучшают настроение детей и способствуют спокойному сну. Немаловажная роль в правильной организации досуга детой принадлежит палатным медицинским сестрам. Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

В комплексе лечебных мероприятии важное значение имеет правильное, организованное питание детей. Для этого дети грудного возраста госпитализируются с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрасту.

В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. Для предотвращения заноса инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать только не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больными детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство).

Возглавляет работу детского отделения стационара заведующий. На должность заведующего отделением детской больницы назначается квалифицированный врач, имеющий опыт работы по соответствующей специальности. Заведующий отделением подчиняется главному врачу больницы и заместителю главного врача по медицинской части. В повседневной работе он руководствуется положением о детской больнице, о своих функциональных обязанностях и другими официальными документами, а также указаниями и распоряжениями вышестоящих органов здравоохранения.

Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным детям.

Выписка ребенка из больницы производится: при полном его выздоровлении; при необходимости перевода его в другие лечебные учреждения; стойком улучшении состояния больного, когда дальнейшая госпитализация уже не нужна; при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении; по требованию родных или опекуна до излечения заболевания, если выписка не угрожает непосредственно жизни больного и не опасна для окружающих.

В последнем случае необходимо предупредить родителей о последствиях для здоровья ребенка несвоевременной выписки. О выписке больного ребенка по требованию родителей делается запись в истории болезни с указанием, что о несвоевременности выписки родители предупреждены. О выписке ребенка, требующего еще лечения на дому, немедленно сообщается детской поликлинике с необходимыми лечебными рекомендациями стационара, а позднее направляется эпикриз с подробным описанием проведенного обследования, лечения и необходимых рекомендаций на будущее.

Анатомо-физиологические особенности новорожденных, своеобразный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоношенных детей в составе детских больниц. Организация этих отделений позволяет создать особые условия для наиболее ранимого контингента больных, сконцентрировать, специально подготовленные в области физиологии и патологии периода новорожденное™, кадры, а также специальную аппаратуру и оборудование.

Создание таких отделений дает возможность своевременно переводить заболевших новорожденных из родильных домов, что способствует более четкой организации и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в акушерских стационарах.

Организация работы отделений для новорожденных и недоношенных детей имеет весьма существенные особенности.

Основными задачами этих отделений являются:

— оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей;

— проведение организационно-методической работы и повышения квалификации педиатров по актуальным вопросам неонаталогии;

— анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе обслуживания.

В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.

Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных домов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обязательного согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.

Транспортировка новорожденных детей производится в специально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащенной кузовом, в сопровождении среднего медицинского персонала, подготовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных детей.

В отделение реанимации и интенсивной терапии транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей производится по принципу «на себя» в специализированной транспортной реанимационной машине с врачом реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленным по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.

На базе детских поликлиник или стационаров детских больниц организуются дневные стационары.

В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационарному (по объему и интенсивности), но находятся под наблюдением медперсонала только в дневные часы.

Длительность работы стационара должна составлять не менее 10 часов при 6-дневной рабочей неделе. Количество коек определяется материально-техническими возможностями базового учреждения, а также потребностью в данном профиле коек. Целесообразна организация дневных стационаров по тем или иным профилям патологии: гастроэнтерологические, неврологические, диагностические и т.д. Длительность лечения ребенка зависит от профиля патологии и составляет в среднем 2—3 недели.

Больные в дневном стационаре пользуются 2-разовым питанием по действующим нормативам для стационаров и дополнительно за счет привлеченных средств предприятий, общественных фондов.

Приготовление пищи больным осуществляется в пищеблоке лечебного учреждения, в составе которого находится дневной стационар. Контроль за качеством пищи возлагается на врача-диетолога больницы и органы санэпиднадзора.

Больничные листы и справки по уходу за больными детьми родителям на период лечения в дневном стационаре не выдаются, ибо уход, кормление и лечение детей берет на себя дневной стационар.

Работа дневного стационара проводится в тесном контакте с амбулаторно-поликлинической и стационарными службами лечебно-профилактических учреждений.

Документация стационара детской больницы, как и расчет количественных и качественных показателей деятельности принципиально не отличаются от таковых в стационаре для взрослых.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал