Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. ВВОДНАЯ






 

Задачами курса источниковедения являются ознакомление с различны­ми типами источников и рассмотрение основных принципов их анализа.

Что же мы понимаем под историческим источником? М. Блок писал: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что чело­век говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения»'.

Советская историческая энциклопедия дает такое определение: «Источ­ники исторические - всё, непосредственно отражающее исторический про­цесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идео­логии, нравов, обычаев, языка».

Другими словами, под историческим источником понимается все соз­данное в процессе человеческой деятельности или испытавшее его воздей­ствие.

Каждый документ, каждый материальный продукт человеческой дея­тельности имеет помимо непосредственного целевого назначения в реаль­ной действительности своего времени еще и вторичное - быть потенциаль­ным историческим источником, служить для получения информации о процессах общественного развития своего времени.

Памятник материальной и духовной культуры создается человеком с оп­ределенными целями, имеет свое практическое назначение. Но начиная служить цели получения информации, он становится источником информа­ции, и если это информация о прошлом - историческим источником.

1 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 39.

Исследовать источник, являющийся результатом целенаправленной деятельности, необходимо с учетом того, какими причинами было вызвано его появление, какое место занимал он в общественной системе своего времени. Без учета объективных закономерностей, вызвавших к жизни данный источник, отразившихся на его форме и содержании, его изучение невозможно.

Из этого следует, что источник, возникая в ходе исторического процесса и став позднее объектом исторического изучения, выступает как связующее звено между историей как процессом и научным познанием истории.

Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию. Важность этой задачи определяется тем, что именно данные исторических источников и составляют основу исторического знания.

Каждая историческая эпоха порождала и продолжает порождать разные типы источников. Отдельные типы существуют на протяжении ряда исто­рических периодов, другие встречаются лишь в определенных из них.

Проблема классификации. В реальной исторической действительности источники, которые являются документами определенного исторического времени, теснейшим образом взаимосвязаны. Они образуют единое инфор­мационно-коммуникативное поле.

Каждый отдельный документ, источник - часть этого поля, ее элемент, что и определяет некоторые моменты его содержания, новизны или повто­ряемости информации.

Как уже отмечалось, для каждого периода истории можно выделить свои типы источников, наиболее характерные для той или иной эпохи. Но прак­тически для всех периодов характерны 5 типов источников:

1. Природно-географические.

2. Этнографические.

3. Вещественные.

4. Художественно-изобразительные.

5. Письменные.

Для периода новейшей истории можно выделить и 6-й тип.

6. Фото- фоно- кинодокументы.

I. Природно-географические - данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии чело­века на природу. Окружающая среда накладывает определенный отпечаток на процесс исторического развития - ускоряя или замедлял его, формируя его специфические местные особенности. Например, климат влиял на выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища. В свою очередь природно-географи ческая среда зависит от уровня развития обще­ства. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством пе­редвижения, в другом - источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект зем­леделия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континента приобретает иной вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота, добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют ка­налы и шахты. Чем интенсивнее внедрялись прогрессивные системы хозяй­ствования, тем сильнее нарушалась гармония различных компонентов фло­ры. Нерасчетливый выпас скота и сведение лесов обусловили появление густой сети балок и оврагов. Однако определение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, ис­следования всей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона.

2. Этнографические - старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления, виды жилищ, костюмы, кухня, фольклор, древние пласты со­временных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов дает дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ран­ней стадии их развития. В то же время нужно учитывать возникновение но­вых традиций в том числе в сфере повседневной культуры. Изучение их по­зволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности.

3. Вещественные - памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта, экспонаты музеев, домашняя утварь, оружие и т. д. Вещественные памятники раскрывают перед историком научно-технические достижения той или иной эпохи. Они отражают развитие тех­ники в промышленности и сельском хозяйстве, дают представление об осо­бенностях культуры и пр.

4. Художественно-изобразительные - памятники архитектуры, живопи­си, скульптуры и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художе­ственных образах. Памятники изобразительного искусства являются важ­ными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелей. Особенно ценны портреты, соз­данные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изо­бражения на предметах прикладного искусства помогают восстановить ис­торическую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интерес­ный пример вышесказанного дает фаянсовый «Сервиз с зеленой лягушкой», заказанный Екатериной П на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета, на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные копи, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов ни­где больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны.

Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. Например, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет от Июльской мо­нархии до Третьей республики, для установления которой много сделал ве­ликий карикатурист.

5. Письменные - любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами
и другими знаками письма.

Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса;

- документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и пр.);

- законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления и пр.);

~ нарративные (повествовательные) - хроники, анналы, письма, биогра­фии, генеалогии, мемуары и пр.

6. Фото-фоно-кинодокументы - дагерротипы, фотографии, звуковые
записи, документальные киноленты и пр.

Исследователь обычно пользуется всеми доступными видами историче­ских источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее зна­чение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны.

Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие историче­ские источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источ­ника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования.

Не нужно думать, что чем ближе к нам изучаемое время, тем легче до­быть источники. Например, трудно ожидать, что даже в наше время орден иезуитов откроет непосвященным доступ к своим документам, без которых столько проблем новой истории остаются абсолютно темными, или что французский банк пригласит специалистов по истории Первой империи ис­следовать свои реестры, даже самые старые, настолько дух секретности присущ всякой корпорации. И мирное время вовсе не облегчает доступ к источникам. То1да как революции иногда открывают сейфы, где хранились секретные документы. Благодаря революциям в государственные архивы попадали документы частных лиц, церковных и прочих учреждений, кото­рые в обычное время не допустили бы к своим архивам исследователей.

Так что историк современности иногда оказывается в худшем положе­нии, чем исследователь античности или средневековья. И сейчас документы теряются по небрежности, скрываются по дипломатическим, деловым, се­мейным соображениям. Например, нотариусы не имеют права разглашать деловые операции своего клиента. Но они окружают такой же таинственно­стью и контракты, заключавшиеся клиентами его прадедушки, хотя не несут


 

никакой ответственности, если документы у них истлеют. Крупные пред­приятия отказываются от публикации статистических данных, которые не­обходимы для изучения национальной экономики. То есть при изучении со­временной истории исследователи испытывают тоже немало трудностей.

Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для нау­ки огромное значение, вообще не сохранилось. В то же время до нас дошли и такие материалы, которые отражают лишь случайные явления.

Но даже те источники, которые зафиксировали исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о каком-то отдельном фраг­менте исторического процесса, а часто и об одном конкретном явлении. По­этому так важно использовать все доступные типы источников.

Следует учитывать и то обстоятельство, что авторы и создатели источ­ников чаще всего мало задумывались над тем, какие сведения могут пона­добиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и их содержание отражало жизнь с той стороны, с ко­торой это было важно его создателю.

Но даже в тех случаях, когда источники дают, на первый взгляд, ценные сведения об исторических событиях, историки не могут пользоваться ими без проведения предварительной проверки. Перед исследователями возни­кает много вопросов.

Нужно прежде всего доказать подлинность источника и восстановить его в том виде, какой он имел в прошлом. Следует выяснить, например, иг­рал ли вещественный памятник в прошлой жизни ту роль, которую должен был играть по нашим представлениям. Так, если это орудие труда, то на­сколько широко оно использовалось; если это текст международного дого­вора - был ли он заключен или остался в проекте. Примером могут служить чертежи технических изобретений Леонардо да Винчи. Если судить только по ним об уровне технических достижений в период средних веков, то мы должны будем считать, что уже в XVI в. существовали подводные лодки и летательные аппараты.

Если источник рассказывает о событиях, необходимо установить, в ка­кой мере автор был о них осведомлен. Наконец, нельзя забывать, что исто­рические деятели всегда выражали интересы определенных политических и социальных групп, и это отражалось на создаваемых ими документах,

Только учитывая все это можно выявить реальную основу в сообщениях источников.

Из этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глу­боком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить во­прос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании. Поэтому ов­ладеть навыками научной критики источников можно только на основе са­мостоятельной работы над различными документами прошлого, сохранив­шимися от разных эпох, т. е. в процессе практической работы с ними.

МЕТОДИКА

ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

«Нет ничего вредней для начинающего историка, - писал М. Блок, - чем советовать ему просто ждать в состоянии бездействия, пока сам источник не пошлет ему вдохновение. При таком методе многие вполне добросовестные изыскания потерпели неудачу или дали ничтожно мало...» Даже самые по­нятные на первый взгляд источники могут что-то «сказать» историку, толь­ко если он умеет их спрашивать. То есть любое историческое исследование предполагает, что с самого начала необходимо составить вопросник, по ко­торому будет вестись изучение источника.

Можно ли собрать все факты? В принципе исследователь должен стре­миться собрать все факты, имеющие отношение к поставленной проблеме. Это необходимо для самостоятельности выводов. «Всегда неприятно ска­зать: «Я не знаю», «я не могу узнать». Но говорить об этом надо только по­сле самых энергичных, отчаянных розысков. Бывают, однако, моменты, ко-гда настоятельный долг ученого велит, испробовав все, примириться со своим незнанием и честно в нем признаться»2.

Поскольку все источники по новой и новейшей истории из-за их обилия не всегда могут быть собраны, встает вопрос: в какой момент исследователь вправе прекратить накопление фактического материала? Пока фактов мало, никакие обобщения невозможны Но слишком долгое накопление фактов тормозит исследование. То есть количество собранных фактов должно быть оптимальным.

Это оптимальное накопление фактов наступает тогда, когда собранный материал позволяет исследователю сделать определенные выводы, а новые факты лишь подтверждают их.

Историзм в исследовании. Исследователь должен исходить из принципа историзма, который требует учитывать специфику эпохи, в том числе ха­рактер мышления живших в изучаемое время людей Не следует переоцени­вать развитие общественного сознания и модернизировать психологию лю-


 

дей прошлого. Нельзя критиковать действия исторических персонажей с со­временной точки зрения. «Историзм предполагает рассматривать историю как внутренне закономерный и причинно обусловленный процесс развития общества».

Итак, историческая наука не может обходиться без источников, посколь­ку она изучает прошлое, часто весьма отдаленное от современности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал