Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как вид исторических источников ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Публицистика - вид исторических источников, возникающий в общественной сфере. Публицистика призвана выражать мнение какой-либо социальной группы по общественно важным проблемам. Суть публицистики -речь, обращенная к публике, вольная, открытая, личная. В ней может быть все - от научных аргументов до индивидуальных наблюдений и эмоций. Она всегда связана с личными отношениями по поводу дел общественных. Жанры публицистики - памфлет, фельетон, пародия, открытое письмо, речь и др. Публицистические произведения публиковались преимущественно на страницах газет и журналов, выходили отдельными брошюрами, помешались в различных сборниках. Как правило, публицистические произведения - авторские, но авторы явно или неявно выражают мнение социальной группы. Чтобы определить, взгляды какой социальной группы выражены в том или ином публицистическом произведении, необходимо исходить из принятой в данном обществе социальной стратификации, а не привносить социальную структуру, разработанную в исторической науке (например, рассматривать каждого автора как представителя того или иного класса). Совершенно естественно, что в каждом обществе на каждом отрезке его развития можно выявить разномасштабные и разноуровневые социальные группы. Публицистика как источник очень важна для исследователей. Это значение определяется, прежде всего, тем, что она, как правило, является откликом на злободневные вопросы жизни, характеризует оттенки общественного мнения в связи с конкретными событиями. Публицистические произведения дают возможность правильно оценить значение и место того или иного события в политической жизни данной страны. Как уже отмечалось, существует множество жанров публицистических произведений. Помимо указанных, можно упомянуть рецензии и политические карикатуры, в которых часто поднимались острые политические проблемы. Для историка вопрос о том, в каком жанре написано то или иное произведение, не является главным, хотя специфику и особенности каждого жанра следует учитывать. Так, например, памфлет и фельетон, как правило, содержат известную долю преувеличения, которое специально применяется, чтобы глубже показать природу разоблачаемого явления. В художественном очерке, обязательно основанном на подлинных фактах, может иметь место и некоторая доля вымысла, цель которого показать типичные черты явления, а не сводить его только к индивидуальному проявлению. Что же касается политической брошюры или статьи, то авторы их стараются опираться на проверенные, достоверные источники. Часто публицисты, стоявшие на прогрессивных позициях, из-за цензуры не могли выступить с открытым изложением своих взглядов в статье или брошюре. В таких случаях они использовали жанр рецензий, позволявший изложить свою точку зрения путем критического разбора работ своих политических противников, или прибегали к эзоповскому языку, ко всякого рода маскировке. Так, Генрих Гейне писал: «Ладью моей мысли я часто бывал принужден украшать флагами, эмблемы которых отнюдь не являлись истинным выражением моих политических и общественных взглядов». Самым главным для историка является вопрос, в какой степени рассматриваемое публицистическое произведение отражает действительность, насколько оно выражает отношение той или иной социальной группы или партии к событиям, явлениям или отдельным людям. Если обратиться к истории, то памфлетная литература возникла вовсе не в XX и даже не в XIX в. Еще немецкие гуманисты в XVI в. дали прекрасные образцы памфлетной литературы. Вероятно, самым ярким представителем в этой области можно считать Ульриха фон Гуттена. Слава его в Германии началась после выхода памфлета против герцога Вюртембергского, предательски убившего родственника Гуттена, который служил при дворе. Затем последовали памфлеты против Римско-католической церкви. Обширную памфлетную литературу породила Английская буржуазная революция. Примером такой литературы могут служить памфлеты Джона Лильберна «Открытое письмо Джона Лильберна тюремщикам Флитской тюрьмы», «Защита прирожденного права Англии», «Новые цепи Англии» и др. Его единомышленниками были У. Уольвин, Р. Овертон, Т. Принс, отражавшие взгляды левеллеров. В защиту требований диггеров, крайне левого течения в английской революции, были направлены памфлеты Джерарда Уинстенли. Наибольший интерес из них представляет памфлет «Закон свободы». Среди английских публицистов XVIII в. выдающееся место занимают Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. Оба считаются создателями просветительского романа. Но до создания «Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера» они написали десятки произведений, участвуя в так называемой «памфлетной войне». Эта война велась за преобладание в политических структурах Англии - между королем и парламентом, между тори и виги.
В 1702 г. Дефо написал памфлет «Простейший способ разделаться с дис-сентерами» - простодушный и страшный в своем простодушии совет, как искоренить в Англии тех, кто в своей вере уклоняется от официального англиканства. Последствия были неожиданными: совет, якобы данный от лица гонителей диссентеров, приняли за чистую монету, а когда мистификация раскрылась, ярости обманутых не было предела. Голос возмущенных достиг трона и в конце концов привел Дефо в тюрьму и к позорному столбу. Это стало одним из первых произведений в «памфлетной войне». Американская литература тоже знает серию памфлетных произведений -Томаса Джефферсона, Самюэля Адамса, Патрика Генри, Томаса Пейна. В памфлете Джефферсона «Заключения о правах британской Америки» отстаивается право колоний на восстание. Автор напоминал английскому королю Георгу Ш о судьбе Карла 1 и Якова II. В памфлете Томаса Пейна «Здравый смысл» основная идея заключалась в предельно простом утверждении: сам здравый смысл диктует необходимость провозглашения независимости страны. Всем известный с детства писатель Марк Твен прославился и своими публицистическими произведениями. Содержанием многих его публицистических произведений были важнейшие события социальной и внешнеполитической жизни США. Прекрасно зная быт и нравы современной ему Америки, он в сатирической форме изображал продажность государственного аппарата, коррупцию, методы наживы, положение простых людей. Он писал о захвате Филиппинских островов: «Мы наложили руку на весь... архипелаг, точно он и вправду наш; мы усмирили тысячи местных жителей и похоронили их; мы вытоптали поля этих людей, сожгли их селения и лишили крова осиротевших вдов и детей; обрекли на изгнание и тоску сотни неугодных нам патриотов, а остальные десять миллионов филиппинцев поработили...»2. Во Франции большую роль в идеологической подготовке буржуазной революции XVIII в. сыграли публицистические произведения просветителей - Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. Например, памфлеты и эпиграммы Вольтера обличали невежество и суеверия, сословное неравенство, религиозную нетерпимость, деспотизм абсолютной монархии и т.д. Не случайно «Философский словарь» Вольтера сжигали и парижские католики, и женевские кальвинисты. В ходе революции XVIII в. выходили памфлеты Марата, Сен-Жюста и других деятелей революции. Например, памфлеты Марата были направлены против Людовика XVI, Марии-Антуанетты, королевского двора, роялистов, жирондистов, иностранной интервенции.
Значительный интерес представляют публицистические произведения известных писателей - В. Гюго, Э. Золя, А. Франса, Р. Роллана и др. Публицистика и художественное творчество - это разные формы отражения действительности, но грани между ними очень подвижны. Это связано с использованием вымысла, преувеличения. Данный момент всегда должен учитывать исследователь, чтобы отличать фактическую основу этого произведения от моментов художественной фантазии. Взаимопроникновение публицистики и художественного творчества имеют место не только в области литературы, но и изобразительного искусства. Особенно это проявляется в жанре плаката, карикатуры, который можно рассматривать и как произведение публицистическое, и как произведение искусства. Достаточно вспомнить политические карикатуры Домье, отразившие историю Франции эпохи трех революций; Окна Роста в Советской России; плакаты и политические карикатуры периода Второй мировой войны, политическую карикатуру X. Бидструпа. Естественно, что историка плакаты и карикатуры интересуют не как произведения искусства, а как произведения публицистики. В любом случае историк должен подходить к ним особенно осторожно, имея в виду наличие художественного преображения фактов. Как своеобразную разновидность публицистики следует рассматривать листовки, прокламации, обращения, воззвания. Важными чертами их являются краткость, лаконичность изложения и образность мысли, что делает этот вид документов понятным и доступным самым широким слоям народа. Первый известный нам документ подобного типа был выпущен в 1511 г. по указанию герцога Вюртембергского для рекламы конных скачек. Семь лет спустя в Ростоке были выпущены плакаты, призывавшие горожан попытать счастья в лотерее. Еще через два года там же была отпечатана первая театральная афиша. Во второй половине XVI и еще в большей степени в XVII в. такие уведомления стали обыденными. Широко была распространена публицистика и в XX веке. Обширную публицистическую литературу вызвала Октябрьская социалистическая революция. Достаточно вспомнить произведения Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Публицистика 30-40-х гг. направлена была против фашизма и его идеологии. В этом плане очень характерны произведения Генриха Манна «Ненависть». «Сцены из нацистской жизни», «Настанет день». Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. нашла отражение во многих произведениях. Примером их могут служить «Пятая колонна» и «Испанская земля» Э. Хемингуэя. Широкую известность имели публицистические произведения чешского писателя и журналиста Юлиуса Фучика и особенно его знаменитая книга «Репортаж с петлей на шее». Она была написана перед казнью, когда Фучик находился в фашистской тюрьме. Многие современные политические и международные проблемы отражаются в публицистических произведениях писателей, политических комментаторов, журналистов. Уже отмечалось, что, как правило, публицистические произведения - авторские. Казалось бы, личность автора определяет суть того или иного произведения. Но так бывает не всегда. Сплошь и рядом публицистика выполняла так называемый социальный заказ, где личность отходила на второй план, подчиняя индивидуальную волю интересам определенной партии, социальной группы, господствующего режима. Публицистика - сложный источник. В нем масса змоций, выпадов, прямых оскорблений, обидных намеков и пр. Нередки случаи фальсификации фактов. Именно поэтому в источниковедческом исследовании публицистики следует уделять основное внимание цели того или иного публицистического выступления, а не пытаться приемами формальной критики источника проверить его достоверность. Важно выяснить, когда был написан тот или иной памфлет, листовка или воззвание. Это не всегда легко сделать даже по отношению к тем документам, под которыми имеются подписи официальных организаций или отдельных лиц, тем более трудно, когда речь идет об анонимных произведениях или подписанных различного рода псевдонимами. Нередки случаи, когда в последующие годы менялось содержание ранее опубликованных воззваний или обращений. Так, много споров было о том, когда именно воззвание Наполеона к солдатам итальянской армии получило ту окончательную редакцию, в которой оно и известно. Е. В. Тарле пишет, что исследователи биографии Наполеона уже не сомневаются, что только первые фразы воззвания подлинны, а почти весь остальной текст прибавлен позднее. Даже эти первые фразы: «Солдаты, вы не одеты, вы плохо накормлены... Я хочу повести вас в самые плодородные страны на свете...» скорее передают основной смысл, чем слова воззвания Наполеона. Итак, в публицистических произведениях главным является не форма, а роль, которую должно сыграть произведение. Анализ всех жанров публицистики предполагает точное и конкретное знание обстоятельств, в которых то или иное произведение появилось. Как можно правильно понять памфлет Д. Дефо «Простейший способ разделаться с диссентерами», если не знать обстановки в Англии начала ХУШ в., когда это произведение вышло? Ведь Дефо выступил под маской непримиримого к инакомыслию сторонника Высокой церкви. Чтобы понять содержание этого памфлета нужно знать, что спустя несколько месяцев после воцарения королевы Анны, летом 1702 г., тори, рассчитывая на поддержку королевы (она была сторонницей Высокой церкви), начали борьбу за закрытие диссентерских академий. В палату общин был внесен Билль о временном единоверии. Ответом тем, кто хотел лишить диссентеров гражданских и религиозных свобод, сначала был памфлет Дефо «Рассуждение о временном единоверии». Когда протест Дефо не был услышан, он решил показать опасность и неразумность фанатизма, надев на себя маску гонителя диссентеров.
Этот пример показывает, насколько важно при анализе публицистических произведений знать причины и цели их написания и обстановку, в которой они создавались. Публицистика как вид исторических источников дает возможность изучать общественно-политические настроения, определять уровень зрелости общества, тенденции его развития, выявлять актуальные проблемы. При изучении публицистических произведений важно уметь отделить суть проблемы, поднятой тем или иным автором, от авторских эмоциональных окрасок, запальчивости полемики и противопоставить им анализ сути дела. Лекция 9. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Периодическая печать - вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера Трудно назвать такой исторический факт или процесс XVH-XX вв, который не нашел бы отражения в прессе Она является важнейшим источником для изучения развития промышленности, сельского хозяйства, торговли, финансов, положения различных социальных слоев, внутренней и внешней политики правительств, различных политических партий и групп, деятельности отдельных политических лидеров, истории идеологической борьбы, развития культуры, науки и т д. Периодическая печать делится на 3 разновидности газеты, журналы и повременные издания Но нужно иметь в виду, что на протяжении времени термины, используемые для обозначения разновидностей, меняли свое значение Например, в XVT1I в газеты иногда назывались ведомостями, иногда журналами Классифицировать периодические издания можно по их функциям а) основная функция периодических изданий - формирование общественного мнения, б) вторая функция - идеологическое воздействие; в) третья - реализация обратной связи в системе управления, оказание воздействия на правительство Степень реализации этой функции во многом зависит от «доброй воли» самого правительства, от его заинтересованности в достоверной информации о состоянии общества Но, с другой стороны, и издатель может целенаправленно стремиться к воздействию на правительство Все эти функции реализуются, хотя и в разной степени, и через газеты, и через журналы Они могут сочетаться в одном издании В то же время нужно иметь в виду, что сообщение информации не является целью периодических изданий, а только средством для ее достижения Поэтому было бы неправильно выделять информационную функцию Журналы имеют несколько отличий от газет по внешнему виду, чаще всего - это сброшюрованное издание Они не отличаются такой оперативностью, как газеты Преобладающим жанром публикации в журнале является статья, хотя печатаются и другие виды материалов - мемуары, документы из архивов, официальные материалы и другое Для обозначения газет и журналов, существовавших до XIX в., применяется более точный термин - повременные издания, поскольку в тот период многие из них не имели строгой периодичности. Например, в Страсбурге и Базеле уже с 1566 г. выходили газеты с порядковой нумерацией, но без определенной периодичности. Важнейшей характеристикой периодической печати является количество изданий, выходящих одновременно. На начальных этапах становления периодики и во времена общественных потрясений большое число открываемых изданий оказывалось недолговечным. Поэтому показатель общего количества периодических изданий не может адекватно отразить состояние газетного и журнального дела. Другой существенной характеристикой печати является тираж периодического издания. Эти две характеристики непосредственно связаны. Очевидно, что когда изданий много, то тираж каждого из них может быть меньше, чем когда существует лишь одно издание. Например, тираж первой русской газеты «Ведомости» доходил до 4 тыс. экз. Для сравнения можно отметить, что тиражи английских газет в это время не превышали нескольких сотен экземпляров. Но в России в первой четверти XVIII в. выходила лишь одна газета, а в Лондоне от 10 до 20. Необходимо учитывать, является ли периодическое издание частным или официальным, а также более конкретно знать источники его финансирования. Это тоже обычно сказывается на тираже: как правило, только государство может позволить себе не думать об окупаемости издания. Последнее обстоятельство (окупаемость) влияет и на способ тиражирования издания. Первые газеты, выходившие в европейских странах в XVI в., были рукописными, поскольку издавать их типографским способом было невыгодно. Только в XVII в. появились первые печатные повременные издания. Как некорректно выделять чисто информационную функцию периодических изданий, точно так же некорректно говорить и о том, что какие-то издания преследуют чисто коммерческие цели. Будет точнее сказать, что некоторые газеты, издаваемые государством или политическими партиями, имеют некоммерческий характер. Стремиться к получению прибыли для частного издания совершенно нормально.
Газеты как разновидность периодической печати При изучении новой и новейшей истории газета является одним из важнейших источников. Ее можно назвать дневником эпохи. Истоки газетного дела следует искать в брошюрах с описанием того или иного сенсационного события. Такие рукописные или печатные брошюры имели в начале XVI в. массовое распространение почти повсюду в Европе. Острая потребность в информации о событиях мирового значения ощущалась в первую очередь в крупных торговых центрах Там и появлялось все больше людей, специально собиравших новости, получая их по почте или с прибывающими кораблями, дабы переписать и продать заинтересованным лицам Такие информационные письма известны с конца XV века Об открытии Америки люди узнали из отчета (реляции) Колумба «О вновь открытых островах», которая в форме печатной брошюры расходилась во множестве экземпляров В XV в одним из крупнейших торговых центров была Венеция Сюда стекались свежие новости со всего света Там даже сложился целый цех «записывателей известий» (ascntton d'avvisi) В Риме людей, промышляющих таким ремеслом, называли novellanti или gazettanti В центре Венеции на мосту Риальто было открыто бюро новостей, в котором в любой день можно было купить листок с последней информацией за мелкую серебряную монету, называвшуюся газетта Постепенно название монеты перешло на сам товар — листок с новостями, а еще позднее в Италии и Франции этим словом стали называть печатные газеты В Германии такие сообщения обычно называли Zeitungen или Neue Zei-lung (Zeit - время) Центрами сбора политических и коммерческих известий в XV-XVI вв были Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне, Страсбург, Лейпциг и Виттенберг В других странах такими же пунктами служили Антверпен, Париж, Лондон Надежным источником информации считались в XVI в «цайтунги», выпускавшиеся богатыми купцами, предпринимателями и ростовщиками Фуг-герами Фуггеры имели свои конторы в разных странах, поэтому уровень их осведомленности о мировых делах был очень высок Часть важных известий служащие Фут герое переписывали в «цайтунги» и за годовую плату рассылали всем желающим В Венской национальной библиотеке хранится много томов фуггеровских «цайтунгов» более чем за 30 лет Письменные сообщения содержали очень разнообразную информацию -о политических событиях, церковных распрях, эпидемиях, кометах, прочих небесных явлениях, о сожжении еретиков и ведьм и т п Типографы и владельцы издательств в особых случаях размножали важные известия большим тиражом Но подобные спорадические печатные известия о различных событиях имели еще мало общего с современной газетой Главное, они не были периодическими К концу XVI в рукописные известия отжили свой век во многом потому, что правящие органы во многих странах были обеспокоены тем, что не могли контролировать поступление и распространение сведений, размножавшихся от руки Гораздо легче властям осуществлять надзор за материалами, выходившими из типографии Печатные газеты появились в начале XVII века С этого момента и начинается действительная история газетного дела Переход от рукописной газеты к печатной еще недостаточно исследован. Известно лишь, что некий Михель Айтцинг в 1588 г. описал возникший конфликт между папой, кельнским архиепископом и курфюрстом, отпечатал информацию в кельнской типографии и распродал тираж на Франкфуртской книжной ярмарке. Описание конфликта, за развитием котрого следила вся Германия, было раскуплено с такой быстротой, что Айтцинг решил и впредь составлять подобные реляции. Поскольку появление реляций всегда было приурочено к Франкфуртской ярмарке, их стали называть «ярмарочными» или «полугодовыми реляциями». Они выходили регулярно в строго определенное время и уже обладали многими особенностями, присущими периодичному изданию. В сущности, их и можно считать предшественницами современной газеты, а Михеля Айтцинга - родоначальником газетного дела. Вслед за Айтцингом подобные реляции стали выпускать и другие предприимчивые люди. Примерно через 20 лет появились первые немецкие газеты. К сожалению, не сохранилось ни одного номера этих газет. Известно лишь, что одна из первых газет начала выходить в Страсбурге («Реляция»), а другая в Аугсбурге («Авиза-реляция»). Едва ли удастся когда нибудь установить, какая из них появилась раньше. Самые старые из известных нам номеров обеих газет датированы 1609 г., хотя очевидно, что обе они выходили гораздо раньше. Содержание первых газет состояло из одних корреспонденции, написанных совершенно сухим стилем и шедших одна за другой без какой-либо последовательности. Сухой реферативный тон преобладал в немецких газетах на протяжении всего XVII века. Даже о таких событиях Тридцатилетней войны, которые взволновали всю Германию, например, о разрушении Магдебурга, битве при Лютцене, убийстве имперского главнокомандующего А. Валленштенна, сообщалось без каких-либо эмоций или комментариев. Но многие дальновидные политические деятели очень быстро осознали возможности, которые предоставляли газеты. Например, и Валленштейн, и его противник шведский король Густав Адольф, захватив какой-либо город, тотчас брали в свои руки местную газету, чтобы держать под контролем распространяемую информацию. Из-за спешки качество печати у первых газет обычно бывало низким, в них было много опечаток, а бумага низкосортной. И все же газеты быстро получили распространение. Большую роль газеты XVII в. сыграли в народном просвещении. В 1697 г. в Гамбурге была выпущена книжка «Приятность и польза газеты». В ней содержалась такая рекомендация: «Кто хочет достичь мудрости, тот должен постоянно читать газеты, запоминать их и уметь обращаться с ними». По сравнению с Германией в Англии распространение газет шло медленнее, но к концу XVII в. их издание достигло такого размаха, какого не знал ни один немецкий город. В начале XVII в. в Англии было очень сильно влияние голландской печати. Первую газету на английском языке в конце 1620 г. выпустили амстердамские и гаагские издатели. Она называлась «Куранты», доставлялась в Англию из Нидерландов и была просто переводом голландских «Курантов». Но отсутствие английских новостей не могло удовлетворить английских читателей. Тем не менее первая попытка издания подобных «Еженедельных новостей» в самой Англии, которую предпринял Т. Арчер, потерпела неудачу. Арчер успел в 1621г. выпустить лишь несколько номеров и очутился в тюрьме за публикацию сведений, неугодных королю. С обострением социально-политических противоречий, переросших в буржуазную революцию, английские читатели стали интересоваться в основном местными проблемами и особенно деятельностью Долгого парламента (1640-1653). В конце 1641 г. был выпущен «Дневник или Оглавление всех заседаний парламента». Этот «Дневник» стал продолжающимся изданием. Вначале он придерживался внепартийной позиции, но вскоре приобрел явный антироялистский характер. Вслед за «Дневником» появились и другие газеты. В 1666 г. дважды в неделю начал выходить официальный орган «Лондонская газета», которая и сейчас остается официальным правительственным органом Англии. Во Франции первым постоянным газетным издателем стал не политик или литератор, а врач Теофраст Ренодо, который с самого начала ставил перед своей газетой задачу не только сообщения информации, но и защиты определенной политической идеи. Первый номер его «Газеты» был напечатан в мае 1631 г., а затем она выходила два раза в неделю. В издании газеты Ренодо в разные периоды принимали участие виднейшие французские литераторы, например П. Корнель. Во второй половине XVII в. почти каждая западноевропейская страна имела свою газету, и уже в конце XVII в. газеты приобрели определенную политическую окраску. Газеты XVII в. по своему оформлению походили скорее на брошюры. Поэтому их иногда называли «Книги новостей». Как уже отмечалось, в XVII в. информация в газетах была просто сухим изложением фактов. В XVIII в. кроме новостей все большее место стали занимать комментарии к ним. Одним из первых таких изданий стала газета Д. Дефо, которая получила название «Обозрение государства английской нации». В ней уже содержался серьезный политический комментарий текущих событий, а в разделе «Совет от клуба сплетников» давался сатирический обзор лондонской жизни. Газета Дефо издавалась до 1713 г. и имела несколько подражателей. В 1709 г. Дж. Эддисон и Р. Стал пристурили к изданию газеты «Сплетник» с намерением давать комментарий политических событий, но очень скоро перешли к освещению социальных и литературных тем. Газета просуществовала до конца 1710 г., а уже в марте 1711 г. эти же издатели начали выпускать новую газету - «Наблюдатель», которая выходила до конца 1712 года. В конце 1710-х гт. в лондонских газетах начали публиковаться отчеты о парламентских дебатах, а к 1722 г. палата общин стала объектом репортажей, регулярно публикуемых в газетах. Публикация репортажей о парламентских дебатах составляла основное содержание некоторых популярных газет. В 1770 г. начала выходить «Утрення хроника», имевшая успех именно благодаря публикации парламенских отчетов, а позднее еще более популярная «Газета» («Правительственный бюллетень»). Благодаря созданию команды парламенских репортеров эта газета давала более детальные репортажи о дебатах в палате общин. Во второй половине XVIU. в. периодическая печать, которую различные партии и политические группы использовали как средство влияния на правительство и обывателей, стала играть важнейшую роль в общественно-политической борьбе. В XIX в. главные изменения связаны с усовершенствованиями в газетной технике. В 1854 г. был изобретен линотип, что резко увеличило производительность труда в наборном деле. В 1863 г. была создана ротационная машина, что сделало возможным быстрое печатание больших тиражей. С развитием железных дорог, почты, телеграфа, телефона резко возросла оперативность информации, периодическая печать стала проникать в самые отдаленные районы. Распространению периодической печати способствовал и рост грамотности населения. Периодические издания периода новой и новейшей истории можно разделить на ежегодники, ежемесячные издания, еженедельники, издающиеся несколько раз в неделю и ежедневно. Ежегодники публикуют материалы только по наиболее значительным фактам прошедшего года. Их освещение, как правило, не может считаться непосредственным откликом, но зато материал в них более систематизирован, а описание событий представляет собой скорее исторический очерк. Гораздо шире освещаются важнейшие события в ежемесячных изданиях, а еще более в еженедельниках. Самое полное отражение текущих событий дают ежедневные газеты. При работе с еженедельниками или ежедневными газетами исследователь должен потратить немало времени и сил, чтобы из огромного количества материалов отобрать то, что ему необходимо для изучения интересующего его факта, события, отбросив второстепенное и случайное. Эта работа особенно сложна, если материалы публикуются без определенной системы, разбросаны по разным страницам, как это часто бывает в объемистых современных ежедневных газетах. Сбор материала по определенной теме значительно облегчается, если исследователь имеет возможность использовать специализированный орган, освещающий не все события вообще, а лишь определенный круг вопросов. близких к теме исследования. Такого рода источниками являются: а) общественно-политические журналы и газеты. Они важны для изучения общественно-политической жизни, политики правительств, законодательных органов, истории партий и групп, деятельности политических лидеров, развития различных общественных движений; б) экономические - для изучения всего комплекса истории экономики, положения различных социальных слоев, развития экономических взглядов и учений; в) общественно-литературные и литературные - для исследования истории общественной мысли, идеологической борьбы и т. п. Имеются специализированные журналы и газеты, освещающие международные отношения, внутреннюю политику, развитие отдельных отраслей экономики, работу законодательных органов, деятельность администрации, вооруженных сил, полиции, различных политических партий и общественных организаций, церкви и т. п. Для изучения определенного круга вопросов эти издания являются особенно ценными источниками. Кроме того, существуют официальные правительственные печатные органы в период нового и новейшего времени. Они обычно публикуют тексты законов, правительственные сообщения, постановления и распоряжения, отчеты и протоколы заседаний парламентов, указы о награждениях, документы административного значения. Помимо указанных изданий для историка представляют большой интерес и отраслевые газеты, ежедневные или еженедельные. Примером могут служить экономические газеты, которые являются органами финансово-промышленных и деловых кругов различных стран. В них обычно содержится обширная биржевая и экономическая информация, сведения о внешней и внутренней торговле, многочисленные статистические данные о положении в отдельных отраслях промышленности, о конъюнктуре на внутреннем и международном рынке. Среди множества периодических изданий большое место занимает печать различного рода религиозных организаций. Церковь во многих странах мира имеет множество центральных, провинциальных, воскресных, утренних и вечерних газет и целые издательства, а также свои собственные журналы. Не все периодические издания, выходящие в настоящее время, существовали в ХУШ-ХГХ вв. или же сохранили свои названия. В Англии из старых газет, выходивших в XVIII в., сохранилась лишь «Тайме», основанная в 1785 г., и официальный правительственный орган «Лондонская газета», основанная еще в 1666 году. Во Франции старое название сохранила лишь одна «Фигаро», выходящая в Париже с 1826 года. В 1944 г. после освобождения Франции правительство запретило издание всех газет, которые легально выходили и сотрудничали с фашистами. Только «Фигаро» не выходила после оккупации всей Франции, поэтому после войны она получила возможность издаваться под своим старым названием. Местная газетная периодика появилась позже столичных газет. Ее становление в разных странах проходило по-разному и во многом напоминало становление периодических изданий в столицах. Например, в Англии уже в начале XVDI в. влияние столичных газет в провинции (несмотря на незначительные тиражи) было очень большим. Провинциальные типографии отбирали сообщения из лондонской прессы и помещали их в свои еженедельные издания (дайджесты). Местные газеты были коммерческими, поэтому для них было выгодно, когда сообщалось много новостей (особенно в период военных действий), и закрывались, когда новостей было мало. Так, в Англии с 1701 по 1760 г. издавалось более 130 провинциальных газет, но только 35 сохранилось к концу этого периода. В начале XVIII в. в местных газетах увеличилось количество объявлений, в том числе и рекламных: описания домов и другого недвижимого имущества, сдаваемого в наем или продаваемого, информация о крупном рогатом скоте для продажи и жеребцах для конных заводов, а также о бежавших подмастерьях или утерянном имуществе. Публиковались также объявления врачей, учителей, реклама товаров, сведения о театрализованных постановках и транспортных тарифах и пр. Со второй половины XVIII в. провинциальные газеты давали очень яркую картину местной жизни. Обеспечить оперативность, достоверность и полноту информации были призваны информационные агенства. В 1835 г. во Франции возникло информационное агенство «Гавас». Оно просуществовало до 1940г., после освобождения Франции в 1944 г. на его основе было создано ныне действующее агенство «Франс пресс». Сотрудники Ш. Гаваса, основателя агенства, Б. Вольф и П. Дж. Рейтер открыли информационные агенства соотвественно в Берлине (1848 г.) и Лондоне (1851 г.). Агенство «Рейтер» до сих пор остается крупнейшим информационным агекством, распространяющим информацию.
Цензура Влияние цензуры сказывается на всей издательской деятельности. Но взаимосвязь периодики с публицистикой обусловливает наиболее пристальное внимание к ней цензуры. Необходимо пояснить, что понимается под цензурой. Если говорить вообще о контроле государства и церкви за печатью, то такой контроль существовал с момента возникновения книгопечатания, а до этого осуществлялся контроль за распространением рукописных текстов. Но формы этого контроля были настолько многообразными, что требуют специального исторического исследования.
Но с определенного момента возникает цензура как государственный институт. И этот момент принципиально важен, потому что свидетельствует о новом отношении государства к печатному слову. Например, в Англии такой контроль возник в XVI в. при королеве Елизавете. В 1586 г. Елизавета распорядилась принять строгие меры к контролю за книгопечатанием. Было принято решение об обязательной регистрации всей печатной продукции. Наблюдение за разрешением новых изданий было поручено архиепископу Кентерберийскому и епископу Лондонскому. Ни одно издание не могло печататься за пределами Лондона (исключение было сделано для двух университетских городов). На протяжении XVII в. был принят ряд законодательных актов, ужесточавших цензуру, - указ 1637 г., устав 1643 г., акт о цензуре 1662 года. Оливер Кромвель к концу своего правления оставил лишь две официальные газеты - «Политический Меркурий» и «Общественный уведомитель». В 70-е гт. XVII в. из-за ужесточения цензуры «Лондонская газета» осталась единственной разрешенной газетой в Англии. Когда в 1695 г. срок действия акта о цензуре истек, то под давлением периодической печати началось некоторое ослабление цензуры. Во Франции королевский рескрипт, запрещавший печатать в газетах что-либо касающееся государственных дел, был издан в 1624 году. Это все указывает на большую роль периодики в формировании общественного мнения и на то, что правительства разных стран это понимали. В XVIII-ХГХ вв. контроль государства за периодическими изданиями то усиливался, то ослабевал. Даже в наше время свободная пресса не является абсолютно свободной в своих комментариях по поводу наиболее важных событий, поскольку она отражает политическую или идеологическую линию организации или лица, которым она принадлежит. Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
Газета как источник характеризуется тремя особенностями: она отличается непрерывным, текущим характером сообщений; большей доступностью для историка по сравнению со многими другими видами письменных источников; сложным, комплексным составом. Когда говорят об изучении периодической печати, обычно имеют в виду либо изучение истории какого-нибудь издания или группы изданий (например, Д. Дефо как издатель или демократическая печать в определенный период), либо исследование материалов, опубликованных в газетах и журналах по определенной теме. Но решение второй исследовательской задачи без предварительного изучения того издания, откуда извлекается информация, будет некорректным. Это связано с тем, что читатель воспринимает ту или иную информацию в периодической печати во многом в соответствии со своими ожиданиями, основанными на репутации издания, литературной и общественной деятельности его авторов. При изучении истории периодического издания исследуемой единицей является его комплект за весь период издания (или за период издания при одном редакторе). При изучении отдельных материалов, опубликованных в газете или журнале, кроме общего направления издания необходимо учитывать, создавался этот текст специально для данного издания или издатели опубликовали текст, созданный с иной целью. Это различие нужно иметь в виду не только при работе с исторической периодикой, в которой публиковались и исследовательские труды, и источники, но и с другими изданиями. Например, в «Статистическом журнале» могут публиковаться и аналитические статьи, и статистические материалы. В XVII-XIX вв. очень велика была роль издателя и редактора (часто совмещавшаяся в одном лице). Поэтому изучение того или иного периодического издания следует начинать с изучения личности издателя, целей, которые он преследовал. Нужно уделять внимание причинам смены издателя. Иногда с приходом нового издателя кардинально менялось направление периодического издания. Кроме того, необходимо проанализировать взаимоотношения издания с цензурой, помня, что в период ослабления цензуры было легче издавать аналитические материалы.
Виды материалов в газете Историку при работе с периодической печатью наибольшее внимание следует уделять следующим видам материалов. Редакционные статьи. В этих статьях трактуются наиболее существенные, с точки зрения редакции, вопросы по международной н внутриполитической жизни. По этим статьям можно судить о позиции правительства или партии по тому или иному вопросу. Для изучения официального правительственного курса (правительственной политики) по тому или иному вопросу ценность газеты как источника прямо пропорциональна ее близости к правительству. В то время как оппозиционная (или неофициальная) пресса дает больше материала для изучения практической политики правительства, для выявления общественного мнения. Внешнеполитические и внутриполитические статьи. Как правило, это статьи, написанные опытными журналистами-обозревателями, хорошо знающими вопросы, по которым они выступают. Цель этих статей - дать определенную концепцию по тому или иному вопросу. При всей тенденциозности этих статей они часто дают ключ к пониманию тех или иных действий правительства. Сообщения специальных корреспондентов из-за границы. В газетах широко используются материалы и информация, которые поставляют информационные агенства. Однако все крупные газеты не ограничиваются этой информацией, а имеют своих постоянных и специальных корреспондентов в разных странах. Статьи этих корреспондентов в большинстве случаев содержат углубленную характеристику тех или иных аспектов политической, экономической и культурной жизни данной страны. Материалы официального характера. Печатаются обычно под рубриками «В совете министров», «На сессии парламента» и т. п. Они содержат сведения о новых правительственных решениях, о ходе обсуждения тех или иных законопроектов, о важнейших назначениях и перемещениях. Информация. В газетах публикуется большое количество краткой информации о последних событиях внутри страны и за границей. Информация обычно не содержит оценки излагаемого события, но и она может быть использована или подана в целях пропаганды с помощью тенденциозного подбора фактов. Кроме перечисленных материалов в газетах помещаются фельетоны и карикатуры. По их подбору можно судить о позиции руководства газеты по тому или иному вопросу. Кроме того, они дают материал для изучения общественного мнения. Пресса дает исследователю богатый материал. Однако сообщаемые ею сведения нуждаются в проверке. Причин искажения информации в газетах и журналах весьма много. Далеко не все редакции тщательно проверяют публикуемые сведения, многие из них пользуются ненадежными источниками, которые вольно или невольно дезинформируют прессу. К дезинформации прессы систематически прибегают различные учреждения, отдельные политические организации, а также крупные телеграфные агенства, специализирующиеся на снабжении газет новостями. Наконец, сравнительно часты случаи преднамеренного искажения информации самими редакциями. Выяснить достоверность сведений, почерпнутых в прессе, можно путем сопоставления различных органов печати, очевидно или хотя бы предположительно имеющих разные источники информации, а главное - различные цели, ради достижения которых могут искажаться соответствующие сведения. Необходимо учитывать формальную принадлежность газет и журналов, в заголовке которых прямо сказано, чьим органом они являются, какой партии, общественной организации, группы, частной компании, отдельного лица или учреждения. При источниковедческом исследовании газет, наряду с общими методами источниковедения, необходимо сформировать систему особых методов, поскольку в газете публикуется различный по жанру, по происхождению, разновидностям материал. Значит, подход к разным материалам должен быть дифференцированным. Одно дело официальная информация (законы, постановления властей, правительственная хроника и пр.), другое - репортажи, сенсационные разоблачения, фантастические открытия и прочие материалы, в которых возможность искажения фактов очень вероятна. Или, например, такой массовый вид источника, как письма в газеты, сравнительно легко может быть классифицирован по тематике, поэтому в анализе этого материала можно применять количественные методы. В то же время публицистика требует преимущественно индивидуального подхода в каждом отдельном случае. Разумеется, есть и общие элементы, определяющие в целом политическую направленность газеты, что позволяет квалифицировать ее как печатный орган, выражающий мнение определенных социальных слоев, политических партий, группировок и т. д. В установлении политического лица газеты могут помочь сами названия газет, упоминания об издателях либо учредителях, а также лозунги, девизы. Примером таких газет, чьи названия могут служить определителем политического направления, являлись «Друг народа» Марата, газета 40-х гт. XIX в. во Франции «Реформа» или газеты конца XIX в. в Германии «Народное государство», «Социал-демократ», в Австрии - «Равенство», «Арбайтер-Цайтунг» и др При анализе газетных материалов следует обращать внимание на газетные «шайки» Они призваны привлечь внимание читателей, в сжатом виде суммировать главные сообщения По формулировкам газетных «шапок» можно судить об отношении редакции к происходящему Часто «шапки» формулируют предположение, слух и даже «утку» Примером может служить публикация 18 июня 1941 г в шведской газете «Социал-демократ» фотографии Сталина, раскуривающего трубку Под ней подпись «Не трубка ли это мира''» А над фотографией «шапка» - «Мирная конференция в Берлине с участием Советов''» Поскольку газета является источником многоплановым, включающим материал различного происхождения, то и работа над каждой его разновидностью требует различного подхода 1 Официальная информация Документальные материалы следует брать из газет лишь за неимением лучшего источника То же относится и к статистическим данным Однако из за того, что многие текущие официальные сообщения, речи политических деятелей впоследствии больше не публиковались, ценность газетной публикации повышается Официальные материалы в целом могут быть приняты «на веру» Правда может вызывать опасение неполнота публикации некоторых постановлений правительства Однако установить это трудно Ко многим постановлениям имелись обширные приложения, которые не публиковались, хотя и направлялись в министерства и ведомства Директива, изложенная в постановлении, конкретизировалась, обрастала деталями, разъяснениями, в них более четко выступал механизм ее реализации Читателю газет все эти подробности были не нужны, да и просто не вместились бы в пределах газетных полос Но исследователь, не зная о существовании таких приложений, многое теряет, а то и просто не понимает сущности того или иного мероприятия власти 2 Газетная информация По форме это может быть газетный отчет (краткий или полный), репортаж, интервью Газетная информация формируется из источников различного происхождения Во первых, из сообщений национальных телеграфных агенста (ТА) Качество и надежность сведений целиком зависели от энергичности, осведомленности, компетентности и добросовестности корреспондентов ТА, и, в свою очередь, от надежности их источников информации Инфор мация, переданная корреспондентами и обработанная агенством, публиковалась часто в неполном виде В свою очередь, газеты, особенно местные, могли еще более урезать материалы ТА Во-вторых, источником информации газет могли быть материалы других агенств. Газета менее всего была обеспокоена ответственностью за такой материал, потому что действовала по принципу «за что купил, за то и продаю». При этом обязательно должна даваться ссылка на агенство. Проверить такую информацию трудно. К этому же типу источников информации можно отнести перепечатку информации из других газет, ссылка на которые была также обязательна. Интересный пример перепечатки сообщения о событиях Первой мировой войны приводит в своей работе П. М. Керженцев: «Во время войны " Кель-нише цейтунг" поместила такую заметку: «Когда стало известно о падении Антверпена, колокола церковные зазвонили». Парижская " Матэн" через несколько дней напечатала это сообщение в следующей редакции: «Согласно сообщению " Кельнише цейтунг": «Когда Антверпен был взят, то его духовенство заставили звонить в церковные колокола». Позднее 'Тайме" то же сообщение дает в такой редакции: «По сведениям " Матэн", полученным из Кельна, бельгийские священники, которые отказались звонить в колокола после взятия Антверпена, были удалены со своих должностей». Итальянская печать не осталась в долгу: " Коррьера делла Сера" напечатала: «По сведениям, полученным газетой " Тайме" из Кельна через Париж, несчастные бельгийские священники, которые отказались звонить в церковные колокола после взятия Антверпена, приговорены к каторге». Но этим дело не закончилось. Та же пресловутая " Матэн", которая пустила первоначальный слух, теперь снова перепечатала заметку, но уже из " Коррьера делла Сера" и в такой редакции: «Согласно сведениям, полученным " Коррьера делла Сера" из Кельна через Лондон, подтверждается сообщение, что варвары, завоеватели Антверпена, решили наказать несчастных священников за их героический отказ звонить в церковные колокола и повесили их вниз головой, как живые языки для колоколов»1. Опубликование материала с отсылкой в качестве источника к другой газете ни к чему первую газету не обязывает. При пересказе же сведений из других газет информация иногда искажается до анекдотического размера, как в игре в испорченный телефон. В-третьих, источником информации служит материал собственных корреспондентов газет. Корреспондентская сеть, ее обширность, квалификация корреспондентов прямо зависят от материального благополучия и политического веса газеты. Чем она богаче и авторитетнее, тем больше у нее возможностей внедриться в самые отдаленные уголки страны и мира. В поисках информации корреспонденты иной раз пользуются добытыми с риском Для жизни или сомнительными источниками. Чтобы обезопасить себя от возможных обвинений во лжи, корреспонденты используют в своих репортажах «палочки-выручалочки» типа выражений, «по неофициальным дан-
' См Керженцев П М Газета М. 1924 С 7 ным», «по непроверенным сведениям» или даже «по слухам». Редакции газет, в свою очередь, сохраняют эти оговорки, также на всякий случай, для страховки собственной репутации. Сообщения собственных корреспондентов, как правило, также публиковались в сокращенном виде. Проверить опубликованную информацию сложно, тем более историку, который изучает события многолетней давности. Иногда сомнительную информацию редакция газеты проверяет сама и, убедившись в недостоверности уже опубликованных фактов, печатает опровержение или поправки. Но в тех случаях, когда сама редакция шла на сознательное искажение фактов, восстановить подлинную картину трудно. Особое место среди источников газетной информации занимает интервью - получение информации путем беседы журналиста с носителем информации или извлечение сведений другим способом. Критический анализ интервью включает систематизацию материала: по авторству, содержанию, форме, полноте передачи и по другим критериям. Это позволяет глубже проанализировать информационные возможности источника, обеспечить высокий уровень его источниковедческой критики. Необходимо выяснить подлинность интервью, ибо достаточно много мнимых интервью. При анализе интервью следует учитывать, что оно дается для опубликования, поэтому интервьюируемый может в силу различных причин прибегать к попыткам передать информацию сознательно искаженной или же недоговоренной.
Примерная схема анализа газетного материала Периодическая печать - специфический проблемно-комплексный источник, определенным образом организованный. Поэтому необходимо определить внутреннюю организацию газеты или журнала (например: передовые, хроника, финансовый отдел, справочный отдел, судебный отдел, последние известия). Для получения информации по тому или иному вопросу необходимо выделить структурные подразделения (отделы), имея в виду, например, что отделы «передовые» являются носителями аналитической информации, тогда как «хроника» - справочной. В аналитических статьях необходимо выделять постановку проблемы, способы ее решения, выводы. Если информация ознакомительного типа, то нужно фиксировать цифры, географические названия, фамилии деятелей и т. п. При этом обязательно фиксировать такие пометки, как «ред.», поскольку точка зрения редакции может не совпадать с авторской. Информацию, выбираемую из периодического издания, обязательно выписывать на карточки. Тогда можно делать статистические подсчеты или выявлять господствующие точки зрения. Чтобы выписывать информацию
на карточки, нужно составить четкий вопросник, по которому будет отбираться материал. Такая предварительная обработка газетной информации необходима для того, чтобы делать какие-либо исторические обобщения. В заключение остановимся еще на одном принципиальном вопросе. Нередко можно встретить утверждение, что газеты - материал нужный, но не самый важный, а скорее второстепенный, дополнительный или просто иллюстративный. Но все зависит не столько от источника, сколько от избранной темы исследования. Скажем, для изучения политической истории, общественного сознания, истории культуры газета - важнейший и незаменимый источник. Пресса особенно важна для изучения новейшей истории, когда еще не стали доступными архивы, не опубликованы документы, не написаны мемуары, когда еще не окончен этап развития и не известны его результаты. Лекция 11 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Вопрос о том, можно ли использовать художественную литературу в качестве исторического источника, обсуждается давно, но до сих пор единого мнения не сложилось Сторонники использования художественной литературы в качестве источников ссылаются на то, что произведения литературы уже давно исследуются в качестве источников - гомеровские «Иллиада» и «Одиссея» или «Песня о Роланде» Или, например, работа Л Н Гумилева «Древние тюрки» основана на исследовании «Шах-Наме» Фирдоуси, корейской и китайской поэзии и других произведениях художественной литературы Однако сторонники этой точки зрения обосновывают ее ссылками на историю Древнего мира или Средних веков, а не на новую и новейшую историю Так в какой же мере можно использовать произведения художественной литературы в качестве источников при изучении истории нового и новейшего времени'' Прежде всего, нужно уяснить разницу между изображением реальной действительности в литературе, с одной стороны, и в исторических исследованиях, с другой Методы отражения окружающего мира литератором и историком различны Художественная литература - один из видов искусства история же является наукой Искусство отражает действительность с помощью художественных образов, наука - при помощи логических абстракций, теоретических построений Писатель, хотя и использует часто в качестве прототипов реальных людей и события, которые действительно происходили, вовсе не обязан копировать этих людей и эти события Прототип в литературном образе может быть идеализирован или окарикатурен, иногда одно лицо служит прототипом для разных по характеру героев, или в одном герое отображены разные люди Литераторы всех времен отстаивали свое право на создание обобщенных образов, на творческую фантазию, на вымысел Например, Ф Шиллер, бывший, как известно, профессором истории, описал в «Орлеанской деве» гибель Жанны д'Арк на поле брани, а не на костре, поскольку «историческая трагедия не историческая монография» В отличие от литератора историк должен выяснить и воссоздать достоверную картину исторического события, он обязан описать конкретный исторический персонаж. В этом смысле история является точной наукой. Вымысел историка недопустим, всякое преднамеренное отклонение от исторической правды является фальсификацией. В каких же исследованиях можно использовать произведения художественной литературы в качестве источников? Их можно использовать: а) как источники по истории культуры; б) как источники по истории быта и нравов; в) как источники по истории общественной мысли. На первом аспекте мы останавливаться не будем. Если же говорить об исследовании истории быта и нравов, то произведения художественной литературы, отражая современную им эпоху, дают представления о повседневной жизни людей: о пище, одежде, жилище, орудиях труда, средствах сообщения, условиях труда и отдыха, положении женщины в обществе и семье, об отношениях полов, образовании, религии, характере мышления, об общей атмосфере эпохи и пр. Например, быт Франции первой половины XIX в. блестяще представлен в произведениях Бальзака. По мнению Ж. Санд, Бальзак писал «для архивов истории нравов. Роман служил Бальзаку лишь обрамлением, был лишь предлогом, чтобы подвергнуть почти всеобъемлющему обследованию идеи, чувства, навыки, привычки, законодательство, искусство, различные местности. Словом, все то, что составляет жизнь его современников»'. Быт и нравы Франции 50-60-х гт. XIX в. нашли отражение в 20-томной серии романов Э. Золя «Ругон-Маккары». В подзаголовках романов было указано: «История одной семьи», но эта история отразила жизнь Франции от прихода к власти Луи-Наполеона в 1851 г. до крушения Второй империи во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. В равной мере романы Ч. Диккенса являются летописью быта и нравов Англии периода расцвета ее промышленной мощи и мирового первенства. Англия конца XIX - начала XX в. представлена в романах Дж. Голсуорси. Голсуорси, так же как Г. Уэллс и Б. Шоу, был убежден, что литература должна быть средством глубокого осмысления жизни, носительницей гуманных идей. Мысль о том, что долг художника - изображать подлинную жизнь, стала девизом нескольких поколений английских романистов. Им приходилось бороться за право изображать вещи «как они есть», за право ставить в романах острые социальные проблемы своего времени. Как уже отмечалось, произведения художественной литературы могут являться источниками для изучения истории общественной мысли. Например, противники абсолютистского режима во Франции XVIII в. черпали свои аргументы из произведений Вольтера, Монтескье, Руссо и других писателей-просветителей. Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» стала пе-
1 Цит. по ГрифцовБ.А Как работал Бальзак М, 1958 С 14 ред гражданской войной в США орудием борьбы против рабства. В XX в. прогрессивные литераторы Германии своими произведениями боролись против нацизма (достаточно вспомнить, например, антифашистские романы Л. Фейхтвангера). Художественная литература является одной из форм общественного сознания, поэтому дает представление о развитии общественной мысли. Она в опосредованном виде отражает насущные проблемы общественной жизни. Особую роль в общественном сознании художественная литература играет в периоды политической реакции, запрещающей всякое проявление свободомыслия. К. Хилл отмечал: «Мне представляется невозможным понять историю Англии XVIII в. без понимания ее литературы, так же как невозможно во всей полноте воспринять литературу без понимания истории». В этом высказывании известного английского историка определяется отношение к художественной литературе как историческому источнику. Чтобы понять общественно-политическую жизнь н представления той или иной эпохи нужно изучать художественную литературу. Но чтобы пользоваться этим источником, нужны основательные знания по истории.
Особенности источниковедческого анализа произведений художественной литературы Источниковедческий анализ произведений художественной литературы включает в себя не только изучение самого текста произведения, но и ознакомление с личностью писателя, с его мировоззрением, с местом писателя и его произведений в общественной жизни. Кроме того, следует учитывать особенности литературных жанров, поскольку художественный очерк, повесть на автобиографической основе, исторический роман, научная фантастика, приключенческие и детективные произведения имеют разную ценность в качестве исторических источников. Важно учесть, был ли автор современником описываемых событий, потому что лишь при этом условии его произведение является памятником по истории быта и нравов. Так, подавляющее большинство произведений «Человеческой комедии» Бальзака являются историческими источниками во всех трех вышеуказанных аспектах. В то время как исторический роман В. Гюго «93-й год», не может быть памятником по истории быта и нравов периода Великой французской революции, поскольку Гюго не был се современником. Исследователю полезно изучить другие источники и произведения, которыми пользовался автор произведения, поскольку их влияние на автора могло быть значительным.
Чтобы выяснить степень достоверности художественного произведения, следует учитывать общественный резонанс после его опубликования. Так, известно, что прочтя рукопись «Женитьбы Фигаро» Людовик XVI запретил постановку пьесы и приказал посадить автора в тюрьму. Однако возмущение общественности в предреволюционной Франции было настолько велико, что через несколько дней Бомарше освободили. Нападки Фигаро на старые порядки стали настолько популярны, что превратились в пословицы и поговорки. При использовании художественного произведения в качестве источника, важно изучить все, что имеет отношение к творчеству автора - воспоминания, письма, дневники, записные книжки. Это тоже помогает определить степень достоверности произведения. Так, сохранившиеся рукописи Э. Золя свидетельствуют о том, что некоторые его произведения носят репортерский характер и почти документальны. Например, для написания «Разгрома» Золя предпринял поездку по маршруту армии Мак-Магона от Реймса до Седана, в пути беседовал с очевидцами событий, встречался с участниками боев, изучал их записные книжки, а также исследования о франко-прусской войне. Сравнительно редкое использование историками нового и новейшего времени произведений художественной литературы в качестве источников в значительной мере объясняется недостаточной теоретической разработкой вопроса. Но отказ от их использования сокращает источникевую базу исследований. Лекция 12. УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
В исторической науке последние десятилетия отмечены особым интересом к новой отрасли знания, условно названной устной ucmopueujqral history). Первой страной, где устная история получила академическое признание, были Соединенные Штаты Америки. В 1948 г. в Колумбийском университете был создан исследовательский центр по устной истории. Его примеру последовал другой американский университет - Калифорнийский (в Лос-Анджелесе), где в 1958 г. был создан архивный центр, специализирующийся на устных источниках. Первые научные проекты по устной истории были связаны с интервьюированием выдающихся деятелей современности, с целью сохранения их интервью для потомков. Устная история должна была заполнить лакуны в письменных источниках. То есть в 40-е гт. XX в. отчетливо проявилась тенденция воспринимать устную историю как отрасль архивного дела. В 60-е гт. число научных проектов, программ и центров начинает расти быстрыми темпами. Но деятельность их была связана не с историческими факультетами университетов, а с архивами и библиотеками. В это же время часть исследователей стали рассматривать устную историю не просто как одну из академических специальностей. Они считали, что это направление исторической науки дает возможность выйти за стены университета, соприкоснуться с реальной жизнью. Такая переориентация устной истории на социальные отношения была связана с переходом от изучения «великих людей и событий» к истории простых людей. Эта переориентация устной истории была характерна не только для американских исследователей, но в первую очередь для европейских. Одним из пионеров этого направления в Западной Европе был английский исследователь Пол Томпсон, который вместе с помощниками создал в 1971 г. журнал «Устная история», а через два года - Общество устной истории. В 70-е гг. XX в. во многих странах (Англии, США, Франции, Канаде, Италии) устная история оформилась как самостоятельная ветвь исторической науки. В этих странах возникли общества устной истории, выходят специализированные журналы, проводятся конференции, собираются архивы устных источников. В некоторых университетах вводится преподавание этого предмета. Публикуется много исследований как об устной истории вообще, так и по отдельным проблемам с использованием устных источников. В нашей стране проблемами устной истории (устным народным творчеством, устными историческими источниками, общественным мнением) долгое время занимались не историки, а этнографы, фольклористы, социологи, журналисты радио и телевидения. Много сделали для сбора устных источников и вообще для пропаганды устной истории и устной литературы писатели Ираклий Андроников, Константин Симонов, Александр Бек, Сергей Смирнов. Термин «устная история» является дословным переводом с английского языка. Первоначально он подразумевал сбор и использование воспоминаний участников исторических событий, изложенных в словесной форме. Позже этот термин стал применяться расширительно, охватывая, с одной стороны, различного рода исторические предания, передававшиеся из уст в уста на протяжении веков, или записанные на магнитофон воспоминания, а с другой - исследования, написанные на базе этих источников. В зарубежных исследованиях пока еще наблюдается терминологическая неопределенность: иногда разные понятия - «устная история», «устные источники», «устные и
|