Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как вид исторических источников






 

Публицистика - вид исторических источников, возникающий в общест­венной сфере. Публицистика призвана выражать мнение какой-либо соци­альной группы по общественно важным проблемам. Суть публицистики -речь, обращенная к публике, вольная, открытая, личная. В ней может быть все - от научных аргументов до индивидуальных наблюдений и эмоций. Она всегда связана с личными отношениями по поводу дел общественных.

Жанры публицистики - памфлет, фельетон, пародия, открытое письмо, речь и др.

Публицистические произведения публиковались преимущественно на страницах газет и журналов, выходили отдельными брошюрами, помеша­лись в различных сборниках.

Как правило, публицистические произведения - авторские, но авторы явно или неявно выражают мнение социальной группы. Чтобы определить, взгляды какой социальной группы выражены в том или ином публицисти­ческом произведении, необходимо исходить из принятой в данном общест­ве социальной стратификации, а не привносить социальную структуру, раз­работанную в исторической науке (например, рассматривать каждого автора как представителя того или иного класса). Совершенно естественно, что в каждом обществе на каждом отрезке его развития можно выявить разно­масштабные и разноуровневые социальные группы.

Публицистика как источник очень важна для исследователей. Это значе­ние определяется, прежде всего, тем, что она, как правило, является откли­ком на злободневные вопросы жизни, характеризует оттенки общественного мнения в связи с конкретными событиями. Публицистические произведения дают возможность правильно оценить значение и место того или иного со­бытия в политической жизни данной страны.

Как уже отмечалось, существует множество жанров публицистических произведений. Помимо указанных, можно упомянуть рецензии и политиче­ские карикатуры, в которых часто поднимались острые политические про­блемы.

Для историка вопрос о том, в каком жанре написано то или иное произ­ведение, не является главным, хотя специфику и особенности каждого жан­ра следует учитывать. Так, например, памфлет и фельетон, как правило, со­держат известную долю преувеличения, которое специально применяется, чтобы глубже показать природу разоблачаемого явления. В художественном очерке, обязательно основанном на подлинных фактах, может иметь место и некоторая доля вымысла, цель которого показать типичные черты явления, а не сводить его только к индивидуальному проявлению. Что же касается политической брошюры или статьи, то авторы их стараются опираться на проверенные, достоверные источники.

Часто публицисты, стоявшие на прогрессивных позициях, из-за цензуры не могли выступить с открытым изложением своих взглядов в статье или брошюре. В таких случаях они использовали жанр рецензий, позволявший изложить свою точку зрения путем критического разбора работ своих поли­тических противников, или прибегали к эзоповскому языку, ко всякого рода маскировке. Так, Генрих Гейне писал: «Ладью моей мысли я часто бывал принужден украшать флагами, эмблемы которых отнюдь не являлись ис­тинным выражением моих политических и общественных взглядов».

Самым главным для историка является вопрос, в какой степени рассмат­риваемое публицистическое произведение отражает действительность, на­сколько оно выражает отношение той или иной социальной группы или партии к событиям, явлениям или отдельным людям.

Если обратиться к истории, то памфлетная литература возникла вовсе не в XX и даже не в XIX в. Еще немецкие гуманисты в XVI в. дали прекрасные образцы памфлетной литературы. Вероятно, самым ярким представителем в этой области можно считать Ульриха фон Гуттена. Слава его в Германии началась после выхода памфлета против герцога Вюртембергского, преда­тельски убившего родственника Гуттена, который служил при дворе. Затем последовали памфлеты против Римско-католической церкви.

Обширную памфлетную литературу породила Английская буржуазная революция. Примером такой литературы могут служить памфлеты Джона Лильберна «Открытое письмо Джона Лильберна тюремщикам Флитской тюрьмы», «Защита прирожденного права Англии», «Новые цепи Англии» и др. Его единомышленниками были У. Уольвин, Р. Овертон, Т. Принс, отра­жавшие взгляды левеллеров.

В защиту требований диггеров, крайне левого течения в английской ре­волюции, были направлены памфлеты Джерарда Уинстенли. Наибольший интерес из них представляет памфлет «Закон свободы».

Среди английских публицистов XVIII в. выдающееся место занимают Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. Оба считаются создателями просвети­тельского романа. Но до создания «Робинзона Крузо» и «Путешествия Гул­ливера» они написали десятки произведений, участвуя в так называемой «памфлетной войне». Эта война велась за преобладание в политических структурах Англии - между королем и парламентом, между тори и виги.


 

В 1702 г. Дефо написал памфлет «Простейший способ разделаться с дис-сентерами» - простодушный и страшный в своем простодушии совет, как искоренить в Англии тех, кто в своей вере уклоняется от официального анг­ликанства. Последствия были неожиданными: совет, якобы данный от лица гонителей диссентеров, приняли за чистую монету, а когда мистификация раскрылась, ярости обманутых не было предела. Голос возмущенных достиг трона и в конце концов привел Дефо в тюрьму и к позорному столбу. Это стало одним из первых произведений в «памфлетной войне».

Американская литература тоже знает серию памфлетных произведений -Томаса Джефферсона, Самюэля Адамса, Патрика Генри, Томаса Пейна. В памфлете Джефферсона «Заключения о правах британской Америки» от­стаивается право колоний на восстание. Автор напоминал английскому ко­ролю Георгу Ш о судьбе Карла 1 и Якова II. В памфлете Томаса Пейна «Здравый смысл» основная идея заключалась в предельно простом утвер­ждении: сам здравый смысл диктует необходимость провозглашения неза­висимости страны.

Всем известный с детства писатель Марк Твен прославился и своими публицистическими произведениями. Содержанием многих его публици­стических произведений были важнейшие события социальной и внешне­политической жизни США. Прекрасно зная быт и нравы современной ему Америки, он в сатирической форме изображал продажность государствен­ного аппарата, коррупцию, методы наживы, положение простых людей. Он писал о захвате Филиппинских островов: «Мы наложили руку на весь... архипелаг, точно он и вправду наш; мы усмирили тысячи местных жителей и похоронили их; мы вытоптали поля этих людей, сожгли их селения и ли­шили крова осиротевших вдов и детей; обрекли на изгнание и тоску сотни неугодных нам патриотов, а остальные десять миллионов филиппинцев по­работили...»2.

Во Франции большую роль в идеологической подготовке буржуазной революции XVIII в. сыграли публицистические произведения просветите­лей - Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. Например, памфлеты и эпиграммы Вольтера обличали невежество и суеверия, сословное неравенство, религи­озную нетерпимость, деспотизм абсолютной монархии и т.д. Не случайно «Философский словарь» Вольтера сжигали и парижские католики, и женев­ские кальвинисты.

В ходе революции XVIII в. выходили памфлеты Марата, Сен-Жюста и других деятелей революции. Например, памфлеты Марата были направлены против Людовика XVI, Марии-Антуанетты, королевского двора, роялистов, жирондистов, иностранной интервенции.

3 ТвенМ Избр произведения М, 1953 ТИС 56) -62-

Значительный интерес представляют публицистические произведения известных писателей - В. Гюго, Э. Золя, А. Франса, Р. Роллана и др. Публи­цистика и художественное творчество - это разные формы отражения дей­ствительности, но грани между ними очень подвижны. Это связано с ис­пользованием вымысла, преувеличения. Данный момент всегда должен учитывать исследователь, чтобы отличать фактическую основу этого произ­ведения от моментов художественной фантазии.

Взаимопроникновение публицистики и художественного творчества имеют место не только в области литературы, но и изобразительного искус­ства. Особенно это проявляется в жанре плаката, карикатуры, который можно рассматривать и как произведение публицистическое, и как произве­дение искусства. Достаточно вспомнить политические карикатуры Домье, отразившие историю Франции эпохи трех революций; Окна Роста в Совет­ской России; плакаты и политические карикатуры периода Второй мировой войны, политическую карикатуру X. Бидструпа. Естественно, что историка плакаты и карикатуры интересуют не как произведения искусства, а как произведения публицистики. В любом случае историк должен подходить к ним особенно осторожно, имея в виду наличие художественного преобра­жения фактов.

Как своеобразную разновидность публицистики следует рассматривать листовки, прокламации, обращения, воззвания. Важными чертами их явля­ются краткость, лаконичность изложения и образность мысли, что делает этот вид документов понятным и доступным самым широким слоям народа. Первый известный нам документ подобного типа был выпущен в 1511 г. по указанию герцога Вюртембергского для рекламы конных скачек. Семь лет спустя в Ростоке были выпущены плакаты, призывавшие горожан попытать счастья в лотерее. Еще через два года там же была отпечатана первая теат­ральная афиша. Во второй половине XVI и еще в большей степени в XVII в. такие уведомления стали обыденными.

Широко была распространена публицистика и в XX веке. Обширную публицистическую литературу вызвала Октябрьская социалистическая ре­волюция. Достаточно вспомнить произведения Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».

Публицистика 30-40-х гг. направлена была против фашизма и его идео­логии. В этом плане очень характерны произведения Генриха Манна «Нена­висть». «Сцены из нацистской жизни», «Настанет день». Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. нашла отражение во многих произведениях. При­мером их могут служить «Пятая колонна» и «Испанская земля» Э. Хемингуэя. Широкую известность имели публицистические произведе­ния чешского писателя и журналиста Юлиуса Фучика и особенно его зна­менитая книга «Репортаж с петлей на шее». Она была написана перед каз­нью, когда Фучик находился в фашистской тюрьме.

Многие современные политические и международные проблемы отра­жаются в публицистических произведениях писателей, политических ком­ментаторов, журналистов.

Уже отмечалось, что, как правило, публицистические произведения - ав­торские. Казалось бы, личность автора определяет суть того или иного про­изведения. Но так бывает не всегда. Сплошь и рядом публицистика выпол­няла так называемый социальный заказ, где личность отходила на второй план, подчиняя индивидуальную волю интересам определенной партии, со­циальной группы, господствующего режима.

Публицистика - сложный источник. В нем масса змоций, выпадов, пря­мых оскорблений, обидных намеков и пр. Нередки случаи фальсификации фактов. Именно поэтому в источниковедческом исследовании публицисти­ки следует уделять основное внимание цели того или иного публицистиче­ского выступления, а не пытаться приемами формальной критики источника проверить его достоверность. Важно выяснить, когда был написан тот или иной памфлет, листовка или воззвание. Это не всегда легко сделать даже по отношению к тем документам, под которыми имеются подписи офици­альных организаций или отдельных лиц, тем более трудно, когда речь идет об анонимных произведениях или подписанных различного рода псевдонимами.

Нередки случаи, когда в последующие годы менялось содержание ранее опубликованных воззваний или обращений. Так, много споров было о том, когда именно воззвание Наполеона к солдатам итальянской армии получило ту окончательную редакцию, в которой оно и известно. Е. В. Тарле пишет, что исследователи биографии Наполеона уже не сомневаются, что только первые фразы воззвания подлинны, а почти весь остальной текст прибавлен позднее. Даже эти первые фразы: «Солдаты, вы не одеты, вы плохо накорм­лены... Я хочу повести вас в самые плодородные страны на свете...» скорее передают основной смысл, чем слова воззвания Наполеона.

Итак, в публицистических произведениях главным является не форма, а роль, которую должно сыграть произведение.

Анализ всех жанров публицистики предполагает точное и конкретное знание обстоятельств, в которых то или иное произведение появилось. Как можно правильно понять памфлет Д. Дефо «Простейший способ разделать­ся с диссентерами», если не знать обстановки в Англии начала ХУШ в., ко­гда это произведение вышло? Ведь Дефо выступил под маской непримири­мого к инакомыслию сторонника Высокой церкви. Чтобы понять содержание этого памфлета нужно знать, что спустя несколько месяцев по­сле воцарения королевы Анны, летом 1702 г., тори, рассчитывая на под­держку королевы (она была сторонницей Высокой церкви), начали борьбу за закрытие диссентерских академий. В палату общин был внесен Билль о временном единоверии. Ответом тем, кто хотел лишить диссентеров граж­данских и религиозных свобод, сначала был памфлет Дефо «Рассуждение о временном единоверии». Когда протест Дефо не был услышан, он решил показать опасность и неразумность фанатизма, надев на себя маску гоните­ля диссентеров.


 

Этот пример показывает, насколько важно при анализе публицистиче­ских произведений знать причины и цели их написания и обстановку, в ко­торой они создавались.

Публицистика как вид исторических источников дает возможность изу­чать общественно-политические настроения, определять уровень зрелости общества, тенденции его развития, выявлять актуальные проблемы. При изучении публицистических произведений важно уметь отделить суть про­блемы, поднятой тем или иным автором, от авторских эмоциональных окра­сок, запальчивости полемики и противопоставить им анализ сути дела.

Лекция 9. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

 

Периодическая печать - вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера

Трудно назвать такой исторический факт или процесс XVH-XX вв, ко­торый не нашел бы отражения в прессе Она является важнейшим источни­ком для изучения развития промышленности, сельского хозяйства, торгов­ли, финансов, положения различных социальных слоев, внутренней и внешней политики правительств, различных политических партий и групп, деятельности отдельных политических лидеров, истории идеологической борьбы, развития культуры, науки и т д.

Периодическая печать делится на 3 разновидности газеты, журналы и повременные издания Но нужно иметь в виду, что на протяжении времени термины, используемые для обозначения разновидностей, меняли свое зна­чение Например, в XVT1I в газеты иногда назывались ведомостями, иногда журналами

Классифицировать периодические издания можно по их функциям

а) основная функция периодических изданий - формирование общест­венного мнения, б) вторая функция - идеологическое воздействие; в) третья - реализация обратной связи в системе управления, оказание воздействия на правительство Степень реализации этой функции во многом зависит от «доброй воли» самого правительства, от его заинтересованности в досто­верной информации о состоянии общества Но, с другой стороны, и изда­тель может целенаправленно стремиться к воздействию на правительство

Все эти функции реализуются, хотя и в разной степени, и через газеты, и через журналы Они могут сочетаться в одном издании В то же время нуж­но иметь в виду, что сообщение информации не является целью периодиче­ских изданий, а только средством для ее достижения Поэтому было бы не­правильно выделять информационную функцию

Журналы имеют несколько отличий от газет по внешнему виду, чаще всего - это сброшюрованное издание Они не отличаются такой оператив­ностью, как газеты Преобладающим жанром публикации в журнале являет­ся статья, хотя печатаются и другие виды материалов - мемуары, докумен­ты из архивов, официальные материалы и другое

Для обозначения газет и журналов, существовавших до XIX в., применя­ется более точный термин - повременные издания, поскольку в тот период многие из них не имели строгой периодичности. Например, в Страсбурге и Базеле уже с 1566 г. выходили газеты с порядковой нумерацией, но без оп­ределенной периодичности.

Важнейшей характеристикой периодической печати является количест­во изданий, выходящих одновременно. На начальных этапах становления периодики и во времена общественных потрясений большое число откры­ваемых изданий оказывалось недолговечным. Поэтому показатель общего количества периодических изданий не может адекватно отразить состояние газетного и журнального дела.

Другой существенной характеристикой печати является тираж перио­дического издания. Эти две характеристики непосредственно связаны. Оче­видно, что когда изданий много, то тираж каждого из них может быть меньше, чем когда существует лишь одно издание. Например, тираж первой русской газеты «Ведомости» доходил до 4 тыс. экз. Для сравнения можно отметить, что тиражи английских газет в это время не превышали несколь­ких сотен экземпляров. Но в России в первой четверти XVIII в. выходила лишь одна газета, а в Лондоне от 10 до 20.

Необходимо учитывать, является ли периодическое издание частным или официальным, а также более конкретно знать источники его финанси­рования. Это тоже обычно сказывается на тираже: как правило, только го­сударство может позволить себе не думать об окупаемости издания. По­следнее обстоятельство (окупаемость) влияет и на способ тиражирования издания. Первые газеты, выходившие в европейских странах в XVI в., были рукописными, поскольку издавать их типографским способом было невы­годно. Только в XVII в. появились первые печатные повременные издания.

Как некорректно выделять чисто информационную функцию периоди­ческих изданий, точно так же некорректно говорить и о том, что какие-то издания преследуют чисто коммерческие цели. Будет точнее сказать, что некоторые газеты, издаваемые государством или политическими партиями, имеют некоммерческий характер. Стремиться к получению прибыли для частного издания совершенно нормально.

 

Газеты как разновидность периодической печати

При изучении новой и новейшей истории газета является одним из важ­нейших источников. Ее можно назвать дневником эпохи. Истоки газетного дела следует искать в брошюрах с описанием того или иного сенсационного события. Такие рукописные или печатные брошюры имели в начале XVI в. массовое распространение почти повсюду в Европе.

Острая потребность в информации о событиях мирового значения ощу­щалась в первую очередь в крупных торговых центрах Там и появлялось все больше людей, специально собиравших новости, получая их по почте или с прибывающими кораблями, дабы переписать и продать заинтересо­ванным лицам Такие информационные письма известны с конца XV века Об открытии Америки люди узнали из отчета (реляции) Колумба «О вновь открытых островах», которая в форме печатной брошюры расходилась во множестве экземпляров

В XV в одним из крупнейших торговых центров была Венеция Сюда стекались свежие новости со всего света Там даже сложился целый цех «записывателей известий» (ascntton d'avvisi) В Риме людей, промышляю­щих таким ремеслом, называли novellanti или gazettanti

В центре Венеции на мосту Риальто было открыто бюро новостей, в ко­тором в любой день можно было купить листок с последней информацией за мелкую серебряную монету, называвшуюся газетта Постепенно назва­ние монеты перешло на сам товар — листок с новостями, а еще позднее в Италии и Франции этим словом стали называть печатные газеты

В Германии такие сообщения обычно называли Zeitungen или Neue Zei-lung (Zeit - время) Центрами сбора политических и коммерческих известий в XV-XVI вв были Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне, Страсбург, Лейпциг и Виттенберг В других странах такими же пунктами служили Ан­тверпен, Париж, Лондон

Надежным источником информации считались в XVI в «цайтунги», вы­пускавшиеся богатыми купцами, предпринимателями и ростовщиками Фуг-герами Фуггеры имели свои конторы в разных странах, поэтому уровень их осведомленности о мировых делах был очень высок Часть важных известий служащие Фут герое переписывали в «цайтунги» и за годовую плату рассы­лали всем желающим В Венской национальной библиотеке хранится много томов фуггеровских «цайтунгов» более чем за 30 лет

Письменные сообщения содержали очень разнообразную информацию -о политических событиях, церковных распрях, эпидемиях, кометах, прочих небесных явлениях, о сожжении еретиков и ведьм и т п Типографы и вла­дельцы издательств в особых случаях размножали важные известия боль­шим тиражом Но подобные спорадические печатные известия о различных событиях имели еще мало общего с современной газетой Главное, они не были периодическими

К концу XVI в рукописные известия отжили свой век во многом потому, что правящие органы во многих странах были обеспокоены тем, что не мог­ли контролировать поступление и распространение сведений, размножав­шихся от руки Гораздо легче властям осуществлять надзор за материалами, выходившими из типографии

Печатные газеты появились в начале XVII века С этого момента и начи­нается действительная история газетного дела

Переход от рукописной газеты к печатной еще недостаточно исследован. Известно лишь, что некий Михель Айтцинг в 1588 г. описал возникший конфликт между папой, кельнским архиепископом и курфюрстом, отпеча­тал информацию в кельнской типографии и распродал тираж на Франк­фуртской книжной ярмарке. Описание конфликта, за развитием котрого следила вся Германия, было раскуплено с такой быстротой, что Айтцинг решил и впредь составлять подобные реляции. Поскольку появление реля­ций всегда было приурочено к Франкфуртской ярмарке, их стали называть «ярмарочными» или «полугодовыми реляциями». Они выходили регулярно в строго определенное время и уже обладали многими особенностями, при­сущими периодичному изданию. В сущности, их и можно считать предше­ственницами современной газеты, а Михеля Айтцинга - родоначальником газетного дела.

Вслед за Айтцингом подобные реляции стали выпускать и другие пред­приимчивые люди. Примерно через 20 лет появились первые немецкие газе­ты. К сожалению, не сохранилось ни одного номера этих газет. Известно лишь, что одна из первых газет начала выходить в Страсбурге («Реляция»), а другая в Аугсбурге («Авиза-реляция»). Едва ли удастся когда нибудь ус­тановить, какая из них появилась раньше. Самые старые из известных нам номеров обеих газет датированы 1609 г., хотя очевидно, что обе они выхо­дили гораздо раньше.

Содержание первых газет состояло из одних корреспонденции, написан­ных совершенно сухим стилем и шедших одна за другой без какой-либо по­следовательности. Сухой реферативный тон преобладал в немецких газетах на протяжении всего XVII века. Даже о таких событиях Тридцатилетней войны, которые взволновали всю Германию, например, о разрушении Ма­гдебурга, битве при Лютцене, убийстве имперского главнокомандующего А. Валленштенна, сообщалось без каких-либо эмоций или комментариев. Но многие дальновидные политические деятели очень быстро осознали возможности, которые предоставляли газеты. Например, и Валленштейн, и его противник шведский король Густав Адольф, захватив какой-либо город, тотчас брали в свои руки местную газету, чтобы держать под контролем распространяемую информацию.

Из-за спешки качество печати у первых газет обычно бывало низким, в них было много опечаток, а бумага низкосортной. И все же газеты быстро получили распространение. Большую роль газеты XVII в. сыграли в народ­ном просвещении. В 1697 г. в Гамбурге была выпущена книжка «Прият­ность и польза газеты». В ней содержалась такая рекомендация: «Кто хочет достичь мудрости, тот должен постоянно читать газеты, запоминать их и уметь обращаться с ними».

По сравнению с Германией в Англии распространение газет шло мед­леннее, но к концу XVII в. их издание достигло такого размаха, какого не знал ни один немецкий город. В начале XVII в. в Англии было очень сильно влияние голландской печати. Первую газету на английском языке в конце 1620 г. выпустили амстердамские и гаагские издатели. Она называлась «Ку­ранты», доставлялась в Англию из Нидерландов и была просто переводом голландских «Курантов». Но отсутствие английских новостей не могло удовлетворить английских читателей. Тем не менее первая попытка издания подобных «Еженедельных новостей» в самой Англии, которую предпринял Т. Арчер, потерпела неудачу. Арчер успел в 1621г. выпустить лишь не­сколько номеров и очутился в тюрьме за публикацию сведений, неугодных королю.

С обострением социально-политических противоречий, переросших в буржуазную революцию, английские читатели стали интересоваться в ос­новном местными проблемами и особенно деятельностью Долгого парла­мента (1640-1653). В конце 1641 г. был выпущен «Дневник или Оглавление всех заседаний парламента». Этот «Дневник» стал продолжающимся изда­нием. Вначале он придерживался внепартийной позиции, но вскоре приоб­рел явный антироялистский характер.

Вслед за «Дневником» появились и другие газеты. В 1666 г. дважды в неделю начал выходить официальный орган «Лондонская газета», которая и сейчас остается официальным правительственным органом Англии.

Во Франции первым постоянным газетным издателем стал не политик или литератор, а врач Теофраст Ренодо, который с самого начала ставил пе­ред своей газетой задачу не только сообщения информации, но и защиты определенной политической идеи. Первый номер его «Газеты» был напеча­тан в мае 1631 г., а затем она выходила два раза в неделю. В издании газеты Ренодо в разные периоды принимали участие виднейшие французские ли­тераторы, например П. Корнель.

Во второй половине XVII в. почти каждая западноевропейская страна имела свою газету, и уже в конце XVII в. газеты приобрели определенную политическую окраску.

Газеты XVII в. по своему оформлению походили скорее на брошюры. Поэтому их иногда называли «Книги новостей».

Как уже отмечалось, в XVII в. информация в газетах была просто сухим изложением фактов. В XVIII в. кроме новостей все большее место стали за­нимать комментарии к ним. Одним из первых таких изданий стала газета Д. Дефо, которая получила название «Обозрение государства английской на­ции». В ней уже содержался серьезный политический комментарий текущих событий, а в разделе «Совет от клуба сплетников» давался сатирический об­зор лондонской жизни. Газета Дефо издавалась до 1713 г. и имела несколько подражателей.

В 1709 г. Дж. Эддисон и Р. Стал пристурили к изданию газеты «Сплет­ник» с намерением давать комментарий политических событий, но очень скоро перешли к освещению социальных и литературных тем. Газета про­существовала до конца 1710 г., а уже в марте 1711 г. эти же издатели начали выпускать новую газету - «Наблюдатель», которая выходила до конца 1712 года.

В конце 1710-х гт. в лондонских газетах начали публиковаться отчеты о парламентских дебатах, а к 1722 г. палата общин стала объектом репорта­жей, регулярно публикуемых в газетах. Публикация репортажей о парла­ментских дебатах составляла основное содержание некоторых популярных газет. В 1770 г. начала выходить «Утрення хроника», имевшая успех именно благодаря публикации парламенских отчетов, а позднее еще более популяр­ная «Газета» («Правительственный бюллетень»). Благодаря созданию ко­манды парламенских репортеров эта газета давала более детальные репор­тажи о дебатах в палате общин.

Во второй половине XVIU. в. периодическая печать, которую различные партии и политические группы использовали как средство влияния на пра­вительство и обывателей, стала играть важнейшую роль в общественно-политической борьбе.

В XIX в. главные изменения связаны с усовершенствованиями в газет­ной технике. В 1854 г. был изобретен линотип, что резко увеличило произ­водительность труда в наборном деле. В 1863 г. была создана ротационная машина, что сделало возможным быстрое печатание больших тиражей.

С развитием железных дорог, почты, телеграфа, телефона резко возросла оперативность информации, периодическая печать стала проникать в самые отдаленные районы. Распространению периодической печати способствовал и рост грамотности населения.

Периодические издания периода новой и новейшей истории можно раз­делить на ежегодники, ежемесячные издания, еженедельники, издающиеся несколько раз в неделю и ежедневно.

Ежегодники публикуют материалы только по наиболее значительным фактам прошедшего года. Их освещение, как правило, не может считаться непосредственным откликом, но зато материал в них более систематизиро­ван, а описание событий представляет собой скорее исторический очерк. Гораздо шире освещаются важнейшие события в ежемесячных изданиях, а еще более в еженедельниках. Самое полное отражение текущих событий дают ежедневные газеты.

При работе с еженедельниками или ежедневными газетами исследова­тель должен потратить немало времени и сил, чтобы из огромного количе­ства материалов отобрать то, что ему необходимо для изучения интересую­щего его факта, события, отбросив второстепенное и случайное. Эта работа особенно сложна, если материалы публикуются без определенной системы, разбросаны по разным страницам, как это часто бывает в объемистых со­временных ежедневных газетах.

Сбор материала по определенной теме значительно облегчается, если исследователь имеет возможность использовать специализированный орган, освещающий не все события вообще, а лишь определенный круг вопросов.

близких к теме исследования. Такого рода источниками являются: а) обще­ственно-политические журналы и газеты. Они важны для изучения обще­ственно-политической жизни, политики правительств, законодательных ор­ганов, истории партий и групп, деятельности политических лидеров, развития различных общественных движений; б) экономические - для изу­чения всего комплекса истории экономики, положения различных социаль­ных слоев, развития экономических взглядов и учений; в) общественно-литературные и литературные - для исследования истории общественной мысли, идеологической борьбы и т. п.

Имеются специализированные журналы и газеты, освещающие между­народные отношения, внутреннюю политику, развитие отдельных отраслей экономики, работу законодательных органов, деятельность администрации, вооруженных сил, полиции, различных политических партий и обществен­ных организаций, церкви и т. п. Для изучения определенного круга вопро­сов эти издания являются особенно ценными источниками.

Кроме того, существуют официальные правительственные печатные ор­ганы в период нового и новейшего времени. Они обычно публикуют тексты законов, правительственные сообщения, постановления и распоряжения, отчеты и протоколы заседаний парламентов, указы о награждениях, доку­менты административного значения.

Помимо указанных изданий для историка представляют большой инте­рес и отраслевые газеты, ежедневные или еженедельные. Примером могут служить экономические газеты, которые являются органами финансово-промышленных и деловых кругов различных стран. В них обычно содер­жится обширная биржевая и экономическая информация, сведения о внеш­ней и внутренней торговле, многочисленные статистические данные о по­ложении в отдельных отраслях промышленности, о конъюнктуре на внутреннем и международном рынке.

Среди множества периодических изданий большое место занимает пе­чать различного рода религиозных организаций. Церковь во многих странах мира имеет множество центральных, провинциальных, воскресных, утрен­них и вечерних газет и целые издательства, а также свои собственные жур­налы.

Не все периодические издания, выходящие в настоящее время, сущест­вовали в ХУШ-ХГХ вв. или же сохранили свои названия. В Англии из ста­рых газет, выходивших в XVIII в., сохранилась лишь «Тайме», основанная в 1785 г., и официальный правительственный орган «Лондонская газета», ос­нованная еще в 1666 году. Во Франции старое название сохранила лишь од­на «Фигаро», выходящая в Париже с 1826 года. В 1944 г. после освобожде­ния Франции правительство запретило издание всех газет, которые легально выходили и сотрудничали с фашистами. Только «Фигаро» не выходила по­сле оккупации всей Франции, поэтому после войны она получила возмож­ность издаваться под своим старым названием.

Местная газетная периодика появилась позже столичных газет. Ее ста­новление в разных странах проходило по-разному и во многом напоминало становление периодических изданий в столицах. Например, в Англии уже в начале XVDI в. влияние столичных газет в провинции (несмотря на незна­чительные тиражи) было очень большим. Провинциальные типографии от­бирали сообщения из лондонской прессы и помещали их в свои еженедель­ные издания (дайджесты). Местные газеты были коммерческими, поэтому для них было выгодно, когда сообщалось много новостей (особенно в пери­од военных действий), и закрывались, когда новостей было мало. Так, в Англии с 1701 по 1760 г. издавалось более 130 провинциальных газет, но только 35 сохранилось к концу этого периода.

В начале XVIII в. в местных газетах увеличилось количество объявле­ний, в том числе и рекламных: описания домов и другого недвижимого имущества, сдаваемого в наем или продаваемого, информация о крупном рогатом скоте для продажи и жеребцах для конных заводов, а также о бе­жавших подмастерьях или утерянном имуществе. Публиковались также объявления врачей, учителей, реклама товаров, сведения о театрализован­ных постановках и транспортных тарифах и пр.

Со второй половины XVIII в. провинциальные газеты давали очень яр­кую картину местной жизни.

Обеспечить оперативность, достоверность и полноту информации были призваны информационные агенства.

В 1835 г. во Франции возникло информационное агенство «Гавас». Оно просуществовало до 1940г., после освобождения Франции в 1944 г. на его основе было создано ныне действующее агенство «Франс пресс». Сотруд­ники Ш. Гаваса, основателя агенства, Б. Вольф и П. Дж. Рейтер открыли информационные агенства соотвественно в Берлине (1848 г.) и Лондоне (1851 г.). Агенство «Рейтер» до сих пор остается крупнейшим информаци­онным агекством, распространяющим информацию.

 

Цензура

Влияние цензуры сказывается на всей издательской деятельности. Но взаимосвязь периодики с публицистикой обусловливает наиболее присталь­ное внимание к ней цензуры.

Необходимо пояснить, что понимается под цензурой. Если говорить во­обще о контроле государства и церкви за печатью, то такой контроль суще­ствовал с момента возникновения книгопечатания, а до этого осуществлялся контроль за распространением рукописных текстов. Но формы этого кон­троля были настолько многообразными, что требуют специального истори­ческого исследования.


 

Но с определенного момента возникает цензура как государственный институт. И этот момент принципиально важен, потому что свидетельствует о новом отношении государства к печатному слову.

Например, в Англии такой контроль возник в XVI в. при королеве Ели­завете. В 1586 г. Елизавета распорядилась принять строгие меры к контро­лю за книгопечатанием. Было принято решение об обязательной регистра­ции всей печатной продукции. Наблюдение за разрешением новых изданий было поручено архиепископу Кентерберийскому и епископу Лондонскому. Ни одно издание не могло печататься за пределами Лондона (исключение было сделано для двух университетских городов). На протяжении XVII в. был принят ряд законодательных актов, ужесточавших цензуру, - указ 1637 г., устав 1643 г., акт о цензуре 1662 года. Оливер Кромвель к концу своего правления оставил лишь две официальные газеты - «Политический Меркурий» и «Общественный уведомитель». В 70-е гт. XVII в. из-за уже­сточения цензуры «Лондонская газета» осталась единственной разрешенной газетой в Англии. Когда в 1695 г. срок действия акта о цензуре истек, то под давлением периодической печати началось некоторое ослабление цензуры.

Во Франции королевский рескрипт, запрещавший печатать в газетах что-либо касающееся государственных дел, был издан в 1624 году. Это все ука­зывает на большую роль периодики в формировании общественного мнения и на то, что правительства разных стран это понимали.

В XVIII-ХГХ вв. контроль государства за периодическими изданиями то усиливался, то ослабевал. Даже в наше время свободная пресса не является абсолютно свободной в своих комментариях по поводу наиболее важных событий, поскольку она отражает политическую или идеологическую ли­нию организации или лица, которым она принадлежит.

Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ _____________

 

Газета как источник характеризуется тремя особенностями: она отлича­ется непрерывным, текущим характером сообщений; большей доступно­стью для историка по сравнению со многими другими видами письменных источников; сложным, комплексным составом.

Когда говорят об изучении периодической печати, обычно имеют в виду либо изучение истории какого-нибудь издания или группы изданий (напри­мер, Д. Дефо как издатель или демократическая печать в определенный пе­риод), либо исследование материалов, опубликованных в газетах и журна­лах по определенной теме. Но решение второй исследовательской задачи без предварительного изучения того издания, откуда извлекается информа­ция, будет некорректным. Это связано с тем, что читатель воспринимает ту или иную информацию в периодической печати во многом в соответствии со своими ожиданиями, основанными на репутации издания, литературной и общественной деятельности его авторов.

При изучении истории периодического издания исследуемой единицей является его комплект за весь период издания (или за период издания при одном редакторе).

При изучении отдельных материалов, опубликованных в газете или журнале, кроме общего направления издания необходимо учитывать, созда­вался этот текст специально для данного издания или издатели опубликова­ли текст, созданный с иной целью. Это различие нужно иметь в виду не только при работе с исторической периодикой, в которой публиковались и исследовательские труды, и источники, но и с другими изданиями. Напри­мер, в «Статистическом журнале» могут публиковаться и аналитические статьи, и статистические материалы.

В XVII-XIX вв. очень велика была роль издателя и редактора (часто со­вмещавшаяся в одном лице). Поэтому изучение того или иного периодиче­ского издания следует начинать с изучения личности издателя, целей, кото­рые он преследовал. Нужно уделять внимание причинам смены издателя. Иногда с приходом нового издателя кардинально менялось направление пе­риодического издания.

Кроме того, необходимо проанализировать взаимоотношения издания с цензурой, помня, что в период ослабления цензуры было легче издавать аналитические материалы.

 

Виды материалов в газете

Историку при работе с периодической печатью наибольшее внимание следует уделять следующим видам материалов.

Редакционные статьи. В этих статьях трактуются наиболее существен­ные, с точки зрения редакции, вопросы по международной н внутриполити­ческой жизни. По этим статьям можно судить о позиции правительства или партии по тому или иному вопросу. Для изучения официального правитель­ственного курса (правительственной политики) по тому или иному вопросу ценность газеты как источника прямо пропорциональна ее близости к пра­вительству. В то время как оппозиционная (или неофициальная) пресса дает больше материала для изучения практической политики правительства, для выявления общественного мнения.

Внешнеполитические и внутриполитические статьи. Как правило, это статьи, написанные опытными журналистами-обозревателями, хорошо знающими вопросы, по которым они выступают. Цель этих статей - дать определенную концепцию по тому или иному вопросу. При всей тенденци­озности этих статей они часто дают ключ к пониманию тех или иных дейст­вий правительства.

Сообщения специальных корреспондентов из-за границы. В газетах ши­роко используются материалы и информация, которые поставляют инфор­мационные агенства. Однако все крупные газеты не ограничиваются этой информацией, а имеют своих постоянных и специальных корреспондентов в разных странах. Статьи этих корреспондентов в большинстве случаев со­держат углубленную характеристику тех или иных аспектов политической, экономической и культурной жизни данной страны.

Материалы официального характера. Печатаются обычно под рубрика­ми «В совете министров», «На сессии парламента» и т. п. Они содержат сведения о новых правительственных решениях, о ходе обсуждения тех или иных законопроектов, о важнейших назначениях и перемещениях.

Информация. В газетах публикуется большое количество краткой ин­формации о последних событиях внутри страны и за границей. Информация обычно не содержит оценки излагаемого события, но и она может быть ис­пользована или подана в целях пропаганды с помощью тенденциозного подбора фактов.

Кроме перечисленных материалов в газетах помещаются фельетоны и карикатуры. По их подбору можно судить о позиции руководства газеты по тому или иному вопросу. Кроме того, они дают материал для изучения об­щественного мнения.

Пресса дает исследователю богатый материал. Однако сообщаемые ею сведения нуждаются в проверке. Причин искажения информации в газетах и журналах весьма много.

Далеко не все редакции тщательно проверяют публикуемые сведения, многие из них пользуются ненадежными источниками, которые вольно или невольно дезинформируют прессу. К дезинформации прессы систематиче­ски прибегают различные учреждения, отдельные политические организа­ции, а также крупные телеграфные агенства, специализирующиеся на снаб­жении газет новостями. Наконец, сравнительно часты случаи преднамеренного искажения информации самими редакциями.

Выяснить достоверность сведений, почерпнутых в прессе, можно путем сопоставления различных органов печати, очевидно или хотя бы предполо­жительно имеющих разные источники информации, а главное - различные цели, ради достижения которых могут искажаться соответствующие сведе­ния. Необходимо учитывать формальную принадлежность газет и журна­лов, в заголовке которых прямо сказано, чьим органом они являются, какой партии, общественной организации, группы, частной компании, отдельного лица или учреждения.

При источниковедческом исследовании газет, наряду с общими метода­ми источниковедения, необходимо сформировать систему особых методов, поскольку в газете публикуется различный по жанру, по происхождению, разновидностям материал. Значит, подход к разным материалам должен быть дифференцированным. Одно дело официальная информация (законы, постановления властей, правительственная хроника и пр.), другое - репор­тажи, сенсационные разоблачения, фантастические открытия и прочие ма­териалы, в которых возможность искажения фактов очень вероятна.

Или, например, такой массовый вид источника, как письма в газеты, сравнительно легко может быть классифицирован по тематике, поэтому в анализе этого материала можно применять количественные методы. В то же время публицистика требует преимущественно индивидуального подхода в каждом отдельном случае.

Разумеется, есть и общие элементы, определяющие в целом политиче­скую направленность газеты, что позволяет квалифицировать ее как печат­ный орган, выражающий мнение определенных социальных слоев, полити­ческих партий, группировок и т. д.

В установлении политического лица газеты могут помочь сами названия газет, упоминания об издателях либо учредителях, а также лозунги, девизы. Примером таких газет, чьи названия могут служить определителем полити­ческого направления, являлись «Друг народа» Марата, газета 40-х гт. XIX в. во Франции «Реформа» или газеты конца XIX в. в Германии «Народное го­сударство», «Социал-демократ», в Австрии - «Равенство», «Арбайтер-Цайтунг» и др

При анализе газетных материалов следует обращать внимание на газет­ные «шайки» Они призваны привлечь внимание читателей, в сжатом виде суммировать главные сообщения По формулировкам газетных «шапок» можно судить об отношении редакции к происходящему Часто «шапки» формулируют предположение, слух и даже «утку» Примером может слу­жить публикация 18 июня 1941 г в шведской газете «Социал-демократ» фо­тографии Сталина, раскуривающего трубку Под ней подпись «Не трубка ли это мира''» А над фотографией «шапка» - «Мирная конференция в Бер­лине с участием Советов''»

Поскольку газета является источником многоплановым, включающим материал различного происхождения, то и работа над каждой его разновид­ностью требует различного подхода

1 Официальная информация

Документальные материалы следует брать из газет лишь за неимением лучшего источника То же относится и к статистическим данным Однако из за того, что многие текущие официальные сообщения, речи политиче­ских деятелей впоследствии больше не публиковались, ценность газетной публикации повышается

Официальные материалы в целом могут быть приняты «на веру» Правда может вызывать опасение неполнота публикации некоторых постановлений правительства Однако установить это трудно Ко многим постановлениям имелись обширные приложения, которые не публиковались, хотя и направ­лялись в министерства и ведомства Директива, изложенная в постановле­нии, конкретизировалась, обрастала деталями, разъяснениями, в них более четко выступал механизм ее реализации

Читателю газет все эти подробности были не нужны, да и просто не вме­стились бы в пределах газетных полос Но исследователь, не зная о сущест­вовании таких приложений, многое теряет, а то и просто не понимает сущ­ности того или иного мероприятия власти

2 Газетная информация

По форме это может быть газетный отчет (краткий или полный), репор­таж, интервью

Газетная информация формируется из источников различного происхо­ждения Во первых, из сообщений национальных телеграфных агенста (ТА) Качество и надежность сведений целиком зависели от энергичности, осведомленности, компетентности и добросовестности корреспондентов ТА, и, в свою очередь, от надежности их источников информации Инфор мация, переданная корреспондентами и обработанная агенством, публико­валась часто в неполном виде В свою очередь, газеты, особенно местные, могли еще более урезать материалы ТА

Во-вторых, источником информации газет могли быть материалы других агенств. Газета менее всего была обеспокоена ответственностью за такой материал, потому что действовала по принципу «за что купил, за то и про­даю». При этом обязательно должна даваться ссылка на агенство. Прове­рить такую информацию трудно.

К этому же типу источников информации можно отнести перепечатку информации из других газет, ссылка на которые была также обязательна. Интересный пример перепечатки сообщения о событиях Первой мировой войны приводит в своей работе П. М. Керженцев: «Во время войны " Кель-нише цейтунг" поместила такую заметку: «Когда стало известно о падении Антверпена, колокола церковные зазвонили». Парижская " Матэн" через не­сколько дней напечатала это сообщение в следующей редакции: «Согласно сообщению " Кельнише цейтунг": «Когда Антверпен был взят, то его духо­венство заставили звонить в церковные колокола». Позднее 'Тайме" то же сообщение дает в такой редакции: «По сведениям " Матэн", полученным из Кельна, бельгийские священники, которые отказались звонить в колокола после взятия Антверпена, были удалены со своих должностей». Итальян­ская печать не осталась в долгу: " Коррьера делла Сера" напечатала: «По сведениям, полученным газетой " Тайме" из Кельна через Париж, несчаст­ные бельгийские священники, которые отказались звонить в церковные ко­локола после взятия Антверпена, приговорены к каторге». Но этим дело не закончилось. Та же пресловутая " Матэн", которая пустила первоначальный слух, теперь снова перепечатала заметку, но уже из " Коррьера делла Сера" и в такой редакции: «Согласно сведениям, полученным " Коррьера делла Се­ра" из Кельна через Лондон, подтверждается сообщение, что варвары, за­воеватели Антверпена, решили наказать несчастных священников за их ге­роический отказ звонить в церковные колокола и повесили их вниз головой, как живые языки для колоколов»1.

Опубликование материала с отсылкой в качестве источника к другой га­зете ни к чему первую газету не обязывает. При пересказе же сведений из других газет информация иногда искажается до анекдотического размера, как в игре в испорченный телефон.

В-третьих, источником информации служит материал собственных кор­респондентов газет. Корреспондентская сеть, ее обширность, квалификация корреспондентов прямо зависят от материального благополучия и полити­ческого веса газеты. Чем она богаче и авторитетнее, тем больше у нее воз­можностей внедриться в самые отдаленные уголки страны и мира. В поис­ках информации корреспонденты иной раз пользуются добытыми с риском Для жизни или сомнительными источниками. Чтобы обезопасить себя от возможных обвинений во лжи, корреспонденты используют в своих репор­тажах «палочки-выручалочки» типа выражений, «по неофициальным дан-

 

' См Керженцев П М Газета М. 1924 С 7 ным», «по непроверенным сведениям» или даже «по слухам». Редакции га­зет, в свою очередь, сохраняют эти оговорки, также на всякий случай, для страховки собственной репутации. Сообщения собственных корреспонден­тов, как правило, также публиковались в сокращенном виде.

Проверить опубликованную информацию сложно, тем более историку, который изучает события многолетней давности. Иногда сомнительную информацию редакция газеты проверяет сама и, убедившись в недостовер­ности уже опубликованных фактов, печатает опровержение или поправки. Но в тех случаях, когда сама редакция шла на сознательное искажение фак­тов, восстановить подлинную картину трудно.

Особое место среди источников газетной информации занимает интер­вью - получение информации путем беседы журналиста с носителем ин­формации или извлечение сведений другим способом. Критический анализ интервью включает систематизацию материала: по авторству, содержанию, форме, полноте передачи и по другим критериям. Это позволяет глубже проанализировать информационные возможности источника, обеспечить высокий уровень его источниковедческой критики. Необходимо выяснить подлинность интервью, ибо достаточно много мнимых интервью. При ана­лизе интервью следует учитывать, что оно дается для опубликования, по­этому интервьюируемый может в силу различных причин прибегать к по­пыткам передать информацию сознательно искаженной или же недоговоренной.

 

Примерная схема анализа газетного материала

Периодическая печать - специфический проблемно-комплексный источ­ник, определенным образом организованный. Поэтому необходимо опреде­лить внутреннюю организацию газеты или журнала (например: передовые, хроника, финансовый отдел, справочный отдел, судебный отдел, последние известия). Для получения информации по тому или иному вопросу необхо­димо выделить структурные подразделения (отделы), имея в виду, напри­мер, что отделы «передовые» являются носителями аналитической инфор­мации, тогда как «хроника» - справочной.

В аналитических статьях необходимо выделять постановку проблемы, способы ее решения, выводы. Если информация ознакомительного типа, то нужно фиксировать цифры, географические названия, фамилии деятелей и т. п. При этом обязательно фиксировать такие пометки, как «ред.», посколь­ку точка зрения редакции может не совпадать с авторской.

Информацию, выбираемую из периодического издания, обязательно вы­писывать на карточки. Тогда можно делать статистические подсчеты или выявлять господствующие точки зрения. Чтобы выписывать информацию


 

на карточки, нужно составить четкий вопросник, по которому будет отби­раться материал.

Такая предварительная обработка газетной информации необходима для того, чтобы делать какие-либо исторические обобщения.

В заключение остановимся еще на одном принципиальном вопросе. Не­редко можно встретить утверждение, что газеты - материал нужный, но не самый важный, а скорее второстепенный, дополнительный или просто ил­люстративный. Но все зависит не столько от источника, сколько от избран­ной темы исследования. Скажем, для изучения политической истории, об­щественного сознания, истории культуры газета - важнейший и незаменимый источник. Пресса особенно важна для изучения новейшей ис­тории, когда еще не стали доступными архивы, не опубликованы докумен­ты, не написаны мемуары, когда еще не окончен этап развития и не извест­ны его результаты.

Лекция 11 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

 

Вопрос о том, можно ли использовать художественную литературу в ка­честве исторического источника, обсуждается давно, но до сих пор единого мнения не сложилось Сторонники использования художественной литера­туры в качестве источников ссылаются на то, что произведения литературы уже давно исследуются в качестве источников - гомеровские «Иллиада» и «Одиссея» или «Песня о Роланде» Или, например, работа Л Н Гумилева «Древние тюрки» основана на исследовании «Шах-Наме» Фирдоуси, корей­ской и китайской поэзии и других произведениях художественной литера­туры Однако сторонники этой точки зрения обосновывают ее ссылками на историю Древнего мира или Средних веков, а не на новую и новейшую ис­торию

Так в какой же мере можно использовать произведения художественной литературы в качестве источников при изучении истории нового и новей­шего времени''

Прежде всего, нужно уяснить разницу между изображением реальной действительности в литературе, с одной стороны, и в исторических иссле­дованиях, с другой Методы отражения окружающего мира литератором и историком различны Художественная литература - один из видов искусст­ва история же является наукой Искусство отражает действительность с помощью художественных образов, наука - при помощи логических абст­ракций, теоретических построений Писатель, хотя и использует часто в ка­честве прототипов реальных людей и события, которые действительно про­исходили, вовсе не обязан копировать этих людей и эти события Прототип в литературном образе может быть идеализирован или окарикатурен, ино­гда одно лицо служит прототипом для разных по характеру героев, или в одном герое отображены разные люди

Литераторы всех времен отстаивали свое право на создание обобщенных образов, на творческую фантазию, на вымысел Например, Ф Шиллер, бывший, как известно, профессором истории, описал в «Орлеанской деве» гибель Жанны д'Арк на поле брани, а не на костре, поскольку «историче­ская трагедия не историческая монография»

В отличие от литератора историк должен выяснить и воссоздать досто­верную картину исторического события, он обязан описать конкретный ис­торический персонаж. В этом смысле история является точной наукой. Вы­мысел историка недопустим, всякое преднамеренное отклонение от исторической правды является фальсификацией.

В каких же исследованиях можно использовать произведения художест­венной литературы в качестве источников? Их можно использовать: а) как источники по истории культуры; б) как источники по истории быта и нра­вов; в) как источники по истории общественной мысли.

На первом аспекте мы останавливаться не будем. Если же говорить об исследовании истории быта и нравов, то произведения художественной ли­тературы, отражая современную им эпоху, дают представления о повсе­дневной жизни людей: о пище, одежде, жилище, орудиях труда, средствах сообщения, условиях труда и отдыха, положении женщины в обществе и семье, об отношениях полов, образовании, религии, характере мышления, об общей атмосфере эпохи и пр. Например, быт Франции первой половины XIX в. блестяще представлен в произведениях Бальзака. По мнению Ж. Санд, Бальзак писал «для архивов истории нравов. Роман служил Баль­заку лишь обрамлением, был лишь предлогом, чтобы подвергнуть почти всеобъемлющему обследованию идеи, чувства, навыки, привычки, законо­дательство, искусство, различные местности. Словом, все то, что составляет жизнь его современников»'. Быт и нравы Франции 50-60-х гт. XIX в. нашли отражение в 20-томной серии романов Э. Золя «Ругон-Маккары». В подза­головках романов было указано: «История одной семьи», но эта история от­разила жизнь Франции от прихода к власти Луи-Наполеона в 1851 г. до крушения Второй империи во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. В равной мере романы Ч. Диккенса являются летописью быта и нравов Англии периода расцвета ее промышленной мощи и мирового первенства. Англия конца XIX - начала XX в. представлена в романах Дж. Голсуорси. Голсуорси, так же как Г. Уэллс и Б. Шоу, был убежден, что литература должна быть средством глубокого осмысления жизни, носительницей гу­манных идей.

Мысль о том, что долг художника - изображать подлинную жизнь, стала девизом нескольких поколений английских романистов. Им приходилось бороться за право изображать вещи «как они есть», за право ставить в рома­нах острые социальные проблемы своего времени.

Как уже отмечалось, произведения художественной литературы могут являться источниками для изучения истории общественной мысли. Напри­мер, противники абсолютистского режима во Франции XVIII в. черпали свои аргументы из произведений Вольтера, Монтескье, Руссо и других пи­сателей-просветителей. Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» стала пе-

 

1 Цит. по ГрифцовБ.А Как работал Бальзак М, 1958 С 14 ред гражданской войной в США орудием борьбы против рабства. В XX в. прогрессивные литераторы Германии своими произведениями боролись против нацизма (достаточно вспомнить, например, антифашистские романы Л. Фейхтвангера). Художественная литература является одной из форм об­щественного сознания, поэтому дает представление о развитии обществен­ной мысли. Она в опосредованном виде отражает насущные проблемы об­щественной жизни. Особую роль в общественном сознании художественная литература играет в периоды политической реакции, запрещающей всякое проявление свободомыслия.

К. Хилл отмечал: «Мне представляется невозможным понять историю Англии XVIII в. без понимания ее литературы, так же как невозможно во всей полноте воспринять литературу без понимания истории». В этом вы­сказывании известного английского историка определяется отношение к художественной литературе как историческому источнику. Чтобы понять общественно-политическую жизнь н представления той или иной эпохи нужно изучать художественную литературу. Но чтобы пользоваться этим источником, нужны основательные знания по истории.

 

Особенности источниковедческого анализа произведений художественной литературы

Источниковедческий анализ произведений художественной литературы включает в себя не только изучение самого текста произведения, но и озна­комление с личностью писателя, с его мировоззрением, с местом писателя и его произведений в общественной жизни.

Кроме того, следует учитывать особенности литературных жанров, по­скольку художественный очерк, повесть на автобиографической основе, ис­торический роман, научная фантастика, приключенческие и детективные произведения имеют разную ценность в качестве исторических источников.

Важно учесть, был ли автор современником описываемых событий, по­тому что лишь при этом условии его произведение является памятником по истории быта и нравов. Так, подавляющее большинство произведений «Че­ловеческой комедии» Бальзака являются историческими источниками во всех трех вышеуказанных аспектах. В то время как исторический роман В. Гюго «93-й год», не может быть памятником по истории быта и нравов пе­риода Великой французской революции, поскольку Гюго не был се совре­менником.

Исследователю полезно изучить другие источники и произведения, ко­торыми пользовался автор произведения, поскольку их влияние на автора могло быть значительным.


 

Чтобы выяснить степень достоверности художественного произведения, следует учитывать общественный резонанс после его опубликования. Так, известно, что прочтя рукопись «Женитьбы Фигаро» Людовик XVI запретил постановку пьесы и приказал посадить автора в тюрьму. Однако возмуще­ние общественности в предреволюционной Франции было настолько вели­ко, что через несколько дней Бомарше освободили. Нападки Фигаро на ста­рые порядки стали настолько популярны, что превратились в пословицы и поговорки.

При использовании художественного произведения в качестве источни­ка, важно изучить все, что имеет отношение к творчеству автора - воспоми­нания, письма, дневники, записные книжки. Это тоже помогает определить степень достоверности произведения. Так, сохранившиеся рукописи Э. Золя свидетельствуют о том, что некоторые его произведения носят репортер­ский характер и почти документальны. Например, для написания «Разгро­ма» Золя предпринял поездку по маршруту армии Мак-Магона от Реймса до Седана, в пути беседовал с очевидцами событий, встречался с участниками боев, изучал их записные книжки, а также исследования о франко-прусской войне.

Сравнительно редкое использование историками нового и новейшего времени произведений художественной литературы в качестве источников в значительной мере объясняется недостаточной теоретической разработкой вопроса. Но отказ от их использования сокращает источникевую базу ис­следований.

Лекция 12. УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

В исторической науке последние десятилетия отмечены особым интере­сом к новой отрасли знания, условно названной устной ucmopueujqral his­tory). Первой страной, где устная история получила академическое призна­ние, были Соединенные Штаты Америки. В 1948 г. в Колумбийском университете был создан исследовательский центр по устной истории. Его примеру последовал другой американский университет - Калифорнийский (в Лос-Анджелесе), где в 1958 г. был создан архивный центр, специализи­рующийся на устных источниках. Первые научные проекты по устной исто­рии были связаны с интервьюированием выдающихся деятелей современ­ности, с целью сохранения их интервью для потомков. Устная история должна была заполнить лакуны в письменных источниках. То есть в 40-е гт. XX в. отчетливо проявилась тенденция воспринимать устную историю как отрасль архивного дела. В 60-е гт. число научных проектов, программ и центров начинает расти быстрыми темпами. Но деятельность их была свя­зана не с историческими факультетами университетов, а с архивами и биб­лиотеками.

В это же время часть исследователей стали рассматривать устную исто­рию не просто как одну из академических специальностей. Они считали, что это направление исторической науки дает возможность выйти за стены уни­верситета, соприкоснуться с реальной жизнью. Такая переориентация уст­ной истории на социальные отношения была связана с переходом от изуче­ния «великих людей и событий» к истории простых людей. Эта переориентация устной истории была характерна не только для американ­ских исследователей, но в первую очередь для европейских. Одним из пио­неров этого направления в Западной Европе был английский исследователь Пол Томпсон, который вместе с помощниками создал в 1971 г. журнал «Устная история», а через два года - Общество устной истории.

В 70-е гг. XX в. во многих странах (Англии, США, Франции, Канаде, Италии) устная история оформилась как самостоятельная ветвь историче­ской науки. В этих странах возникли общества устной истории, выходят специализированные журналы, проводятся конференции, собираются архи­вы устных источников. В некоторых университетах вводится преподавание этого предмета. Публикуется много исследований как об устной истории вообще, так и по отдельным проблемам с использованием устных источни­ков.

В нашей стране проблемами устной истории (устным народным творче­ством, устными историческими источниками, общественным мнением) дол­гое время занимались не историки, а этнографы, фольклористы, социологи, журналисты радио и телевидения. Много сделали для сбора устных источ­ников и вообще для пропаганды устной истории и устной литературы писа­тели Ираклий Андроников, Константин Симонов, Александр Бек, Сергей Смирнов.

Термин «устная история» является дословным переводом с английского языка. Первоначально он подразумевал сбор и использование воспомина­ний участников исторических событий, изложенных в словесной форме. Позже этот термин стал применяться расширительно, охватывая, с одной стороны, различного рода исторические предания, передававшиеся из уст в уста на протяжении веков, или записанные на магнитофон воспоминания, а с другой - исследования, написанные на базе этих источников. В зарубеж­ных исследованиях пока еще наблюдается терминологическая неопределен­ность: иногда разные понятия - «устная история», «устные источники», «устные и


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал