Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформа военного строительства и управления.
К предпосылкам военной реформы в СССР можно отнести следующие: 1) Обострение межгосударственных отношений и возрастание военной угрозы после прихода к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии. 2) Количественный рост и модернизация военной техники, возросшие требования к мобилизационной и боевой готовности войск. 3) Укрепление материально-технической и социальной базы Советского государства, что сделало возможным проведение реформы. 4) Механизму тоталитарного государства, который сформировался в СССР, должна была соответствовать военная машина. Главное содержание военной реформы составляли мероприятия по переходу от смешанной территориально-милиционной системы устройства армии к кадровой системе. В 1934 г. произошло упразднение Реввоенсовета СССР, а также Реввоенсоветов военных округов и флотов. Наркомат по военным и морским делам был переименован в Наркомат обороны (НКО) СССР. В 1937 г. был создан самостоятельный Наркомат ВМФ СССР; Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии переименован в Генеральный штаб РККА. Практика руководства вооруженными силами показала необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в высших органах военного управления. Поэтому в 1937 г. во главе округов и флотов были поставлены военные советы, а в 1938 г. образованы Главные военные Советы при НКО СССР и НК ВМФ СССР. Значительное обновление офицерского состава в связи с репрессивной компанией по «чистке» армии обусловило восстановление в 1937 г. института военных комиссаров во всех войсковых частях, штабах, учебных заведениях. В 1938 г. СНК СССР принял решение о создании на базе ряда средних школ специализированных учебных заведений для подготовки кандидатов в артиллерийские, авиационные, военно-морские училища. К началу войны в стране функционировали 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 средних военных училищ. Однако полностью решить кадровую проблему не удалось. Закон о всеобщей воинской повинности 1939 г. изменил условия подготовки молодежи к военной службе: - подготовка проводилась в форме допризывной только с учащейся молодежью в объеме обучения одиночного бойца; - призывной возраст был понижен с 21 до 19 лет; а для выпускников средней школы - до 18 лет; - значительно сократился круг лиц, пользовавшихся освобождением от военной службы, а также отсрочками. В последующие годы введена система воинских званий для высшего командного состава – генеральские и адмиральские, а для младшего состава – сержантские. Закон 1939 г. послужил правовой основой для развертывания вооруженных сил, усиления боевой мощи армии и флота. К середине 1941 г. численность Вооруженных сил составляла более 5 млн. человек, то есть в 2, 5 раза превысила численность армии 1933 г.
Контрольные вопросы и задания 1. Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. 2. Что представляла собой административно-командная система управления? 3. Объясните значение понятия «номенклатура». 4. Назовите основные меры управленческого характера по укреплению обороноспособности страны в предвоенный период.
|