Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Гримерное искусство древнее, оно начиналось с татуировки в виде магической раскраски, росписи и татуировки лица и тела в первобытном обществе и доСтр 1 из 9Следующая ⇒
Гримерное искусство древнее, оно начиналось с татуировки в виде магической раскраски, росписи и татуировки лица и тела в первобытном обществе и до современного боди-арта, пирсинга и брендинга. С появлением театра навыки раскрашивания всего тела перешли в навыки росписи лица и преобразовались в маску и полумаску. В разное время грим то уступал бытовой косметике и полумаске, то вновь возвращался на сцену. В древности использовались земляные краски и растительные соки, позднее появились красящие вещества с вредными компонентами, такими как ртуть, цинк, свинец. В театрах Древней Греции и Рима женские роли исполнялись мужчинами, тоже самое было в Японии, Китае, потому грим нужен был для кардинального изменения лица. В XVIII веке грим был потеснен, он использовался только для «приукрашивания» лица, так как по реформе той поры грим и прически стали приближаться к «историчности» – достоверности. В театральном искусстве постоянно происходят перемены. Так грим режиссеров К.С. Станиславского отличается от грима В.Э Мейерхольда, Ю.П. Любимова и А.В. Эфроса. А иногда грим в корне меняет и внешнее оформление спектакля. Так было в спектакле Романа Виктюка по пьесе Ж. Рене «Служанки». Здесь грим напоминал роспись лица актеров японского театра «кабуки» и где женские роли как в древности по-прежнему исполняют мужчины. Развитие парикмахерского искусства и появление новых косметических средств, красителей и гримировальных красок позволяет гримерам и актерам более свободно проявлять свой талант и фантазию при работе над гримами. Грим значительно расширил свои границы. Он применяется не только в театре, но и в цирке, на эстраде, в музыкальных шоу, мюзиклах. Вместе с тем грим – одна из сложных и не изученных дисциплин. По основам грима нет исследовательских работ, очень редко издается литература по гриму. Преподавательская практика в вузах и школах-студиях остается не обобщенной. Сценический грим непосредственно связан со стилем, жанром представления и является одним из необходимых компонентов спектакля. Правильно найденный грим решает судьбу героя в спектакле, а значит и успех спектакля в целом. Освоение грима требует длительных упражнений учащихся. Грим нужно любить, так же как и саму творческую работу актера. К гриму нельзя относиться как к сценическому эффекту. К.С. Станиславский писал: «С почтением, любовью и вниманием должен относиться артист к своему гриму, его надо накладывать на лицо не механически, а так сказать психологически, думая о жизни роли. Тогда ничтожная морщина получает свое внутренне обоснование от самой жизни, которая положила на лицо этот след человеческого страдания». Работа над гримом должна способствовать привитию навыков в пользовании гримированными красками и пластическими материалами. Грим должен быть ярким, смелым и дерзким по выразительности с применением минимума гримированных средств и отбирая лишь самое необходимое. Для зрителя грим является своеобразным документом об укладе жизни людей, их характере, их особенностях. Грим в том или ином спектакле зависит от режиссерского замысла и стиля спектакля. Он не должен выпадать из общего видения постановки. Например, оформление спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Е.Б. Вахтангова решалось очень условно, преувеличенно сказочно. Главное в спектакле «импровизация» в тексте, игре, в костюмах и гриме, где обыкновенное полотенце превращалось в чалму, в бороду мудреца. Грим тесно связан с костюмом, цвет костюма влияет на цвет грима. Потому актеру в период работы над гримом надо хотя бы приблизительно знать цвет костюмов и головных уборов. Еще один очень важный фактор, влияющий на грим – это сценический свет, который значительно отличается от света электрических ламп на гримировальном столике. Свет на сцене не однородный, а цветной. А цветной грим кардинально меняет весь цветовой строй, например, в красном цвете поблекнут все красные тона на лице актера (губы, румянец). То же самое произойдет и при синем освещении – исчезнут на лице все синие подводки. Поэтому грим в процессе поисков световой гаммы спектакля либо приспосабливается к свету или подчиняет его себе в зависимости от значимости того или другого. Поэтому владение гримом для актера важно не менее чем владение актерским мастерством. В этом методическом пособии рассматривается довольно широкий круг вопросов, касающихся гримированных приемов, техники исполнения, материалов, природы и сути грима как такого. Представлен широкий иллюстрированный материал для практических занятий гримом. Дана развернутая историческая характеристика эволюции грима в разных странах и у разных народов. Данное пособие составлено на основе известных и не очень известных трудов специалистов гримерного дела советской и русской школы, а так же современного достижения американского гримерного искусства. Кроме того, автор постарался максимально использовать фактических материалы гримерного искусства театров Хакасии.
|