Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство грима в XVII – XVIII ВВ. В странах западной Европы
Гримировальное искусство продолжало развиваться, появились новые краски и косметические средства. Маски постепенно исчезали. В гриме стали доминировать косметика с приукрашиванием лица. Большое внимание стали обращать на внешность актера, его статность. Для грима использовали белила, румяна, помаду. Во второй половине XVII XVIII века на французской сцене (ведущей европейской сцене) утвердилась трагедия Корнелия и Расина и комедия Мольера. Актеры должны были выглядеть красиво во всякой роли. Некрасивые, болезненные на сцену не допускались. Грим и костюмы соответствовали великосветской моде. Оформление спектаклей зависело от вкусов высокосветского общества. Во время Расина произошли изменения в сценическом костюме. Исполнители Родей древних римлян стали надевать римские костюмы: спускающиеся фижмы вроде юбочки, высоко шнурованные ботинки, голые икры и колени, рукава лишь до локтя, каска с плюмажем, кирасу из материи до бедер. Парики делались из волокон, тюля, лент и кружев. Актер должен был великолепно двигаться по сцене, обладать пластикой дворцовых балов и придворных церемоний, владеть многообразием человеческого голоса, быть музыкальным. Во времена Мольера придавалось большое значение работе над ролью. Нужно было изучать характеры, вникать во внутренний мир человека, его характер. В XVII веке мужчины подбривали волосы надо лбом, чтобы он казался выше, иногда полностью брили голову, чтобы удобнее было носить парик. Парики делались из жестких волос козьей шерсти и конского волоса. В моде были белокурые волосы, потому парики стали посыпать рисовой пудрой, а затем каолиновой глиной. У парика посередине был пробор, который образовывал два пышных напуска пышных волос, падавших на плечи и спину. Были и другие пристрастия в каждом сословии. Существовал и «аббатский» парик духовного сословия. Был «испанский» парик, в театре его называют мольеровским. Борода к середине XVII столетия исчезла, усы носили до 1670 года, они подбривались над верхней губой и шли узкой полоской от ноздрей к углам рта. К концу столетия усы и борода встречались только у военных и духовных лиц. В XVIII веке огромное значение имело творчество английского актера Давида Гарика (1717-1779). Его талант был многогранен, он был темпераментен, владел голосом и телом. Особенно ему близок был Шекспир (Король Лир, Гамлет, Ричард III). Он начал выступать в костюмах своего времени. Он пользовался гримом, париками. Совместно со знаменитым французским декоратором и театральным машинистом Филиппом Жаном де Лотербургским и английским художником Джошуа Рейнольдсом, американским историческим живописцем Бенджамином Уэстом начал реформу театрального костюма, но не успел. Гарик возглавлял театр Друри-Лейн. Большой вклад в развитие театра и театрального грима оставили актеры главного театра Франции «Комедии Франсез», особенно актриса Ипполита Клерон, работая над ролью, она много читала, занималась анатомией, психологией, музыкой, литературой и живописью. Она знала название всех мышц лица и в какой последовательности нужно приводить их в движение, чтобы изобразить то или иное чувство. Она скрупулезно относилась к социальной и этнической среде своих героинь. Играя в 1755 году роль китаянки Идаме в пьесе Вольтера «Китайский сирота», она со своим партнером актером Лекеном в роли Чингисхана появились в этнографических костюмах, разрушив правило играть в модных современных костюмах. Реформу в области костюма и грима успешно завершил знаменитый актер конца XVIII века и начала XIX века Франсуа Жозеф Тальма (1763-1826). Он успешно играл в пьесах Корнеля, Расина, Вольтера, Шекспира, углубленно раскрывал внутренний мир своих героев. Он впервые ввел портретный грим героев, исторический и этнографический костюм. Созданные им герои – Магомет, Карл IX, Брут, Эдип, Сулла предстали перед зрителем в восточных средневековых, античных костюмах. Он много работал в поисках портретного грима, изучал живопись, скульптуру. Ему много помогали советы художника Луи Давида, который делал для него эскизы костюмов и грима. В роли Брута он появился без парика с прической из своих волос по римскому образцу, как на скульптуре, а так же в античном костюме и вызвал насмешки зала, так как он разрушил каноны придворного костюма. Он много играл Шекспира. Глубина и многогранность характеров шекспировских героев привлекали его. Грим для него был как средство выразительности образа. Он первым создал характерный и портретный грим, чем разрушил каноны косметического придворного искусства. В середине XVIII века в германии актер Лейпцигского театра Карл Будисом изобрел гримировальные краски на жировой основе, которые открыли новую эру в работе над гримом. В XVIII веке роскошные парики и прически с ниспадающими на плечи локонами значительно уменьшились в размерах. Длинные парики из трех частей после 17-го года сохранились только у докторов, юристов и духовных лиц. Остальные же соединяли локоны на затылке в виде пряди, связанной лентой или заплетенной в косу (мужчины). С 1730 года косу помещают в разукрашенную сетку или мешочек под названием «кё». Вначале этот мешочек применялся в домашних условиях и домашних костюмах, но быстро вошел в моду и носили до 1760 года, потом носили снова без мешочка, а с 1780 года снова в мешочке. Затем была придумана новая форма для простого костюма – прическа «будера» из короткого и толстого узла волос, связанного лентой на затылке. С начала царствования Людовика XV прически обильно посыпались пудрой разных тонов: белой, серой, красной, розовой. Но позже нашли, что пудра портит волосы, и этот обычай пудрить голову исчез. После 1785 года у мужчин прическа становится высокой, волосы поднимаются вверх в виде остроконечной горки надо лбом – «кока». А женская прическа так же увеличивается в объеме с помощью накладок, шиньонов всевозможных лент, чепцов на макушке. Парик становится грандиозным сооружением. К прическам крепились пучки перьев, буфы из искусно сложенного газа. Все это делало прическу похожую на гнездо. К тому же в эту прическу стали добавлять разные предметы: статуэтки, безделушки, пасторальные сцены, сельские виды, ветряные мельницы – получался маленький театр на голове. Эта мода господствовала 13 лет до тех пор, пока весь арсенал не был истрачен, а прически стали такими громоздкими, что имели карикатурный вид. До 1794 года женщины носили длинные локоны с шиньоном, спущенным на спину. Эта прическа была введена в 1785 году Марией Антуанеттой. А с 1794 года вновь женщины начинают носить низкие прически, чепцы. С конца XVIII века парики с узлом или косой носили только приверженцы старины и эмигранты. Но вскоре и они исчезают. Мужчины носили то длинные, то короткие завитые, то припудренные и подстриженные. Постепенно мода склоняется к античному образцу с короткими завитыми и с греческими узлами. Мода была обоюдной, женщины носили подстриженные парики, дабы не обрезать свои длинные волосы. Но с 1801 года и некоторые женщины стали коротко стричься.
|